В американских вузах всегда культивировалось негативное отношение к России, и за последние годы оно ещё ухудшилось
- Дети начинают образование рано, с трёх, четырёх и пяти лет, в классах, как правило, не бывает одного и того же состава – учеников параллельных классов постоянно перемешивают. Вполне в духе мигрантской цивилизации, этим уничтожаются привязанности и формируется дух индивидуализма. Единая школьная форма отсутствует, акцент на спортивную одежду.
- Спорт в школах США – это почти религия, а не просто физкультура. В каждой школе есть бейсбольные и баскетбольные команды, теннисные корты, бассейны, часто сами учителя являются продвинутыми спортсменами. Ученики всё время выступают на соревнованиях, куда приходят и родители. Американец должен быть здоровым, тренированным, спортивным человеком, желательно, чтобы он всех превосходил по физической силе.
- Школьные каникулы – это постоянная загрузка и незримый контроль за тем, как подростки проводят время. Волонтёрские программы, научные экспедиции, олимпиады, поездки по обмену оставляют школьникам для бесцельного шатания по улицам очень мало времени.
- В Америке любят индивидуальное расписание для школьников, а также индивидуальные и коллективные проекты, приучающие ребят к самостоятельности и предполагающие постоянные презентации.
- Американская система обучения поощряет ошибки, полагая, что они есть двигатель прогресса и формируют нестандартный подход к познанию. За ошибки критиковать не принято. Плюсы от такого подхода – выработка уверенного раскованного стиля поведения, минусы – в снижении качества образования, формирование стиля американской бесцеремонности и уверенности в своей абсолютной правоте.
- В школах США не просто не приняты, но абсолютно недопустимы какие-либо издевательства над религиозной принадлежностью ученика и особенно над его цветом кожи. Нет общих родительских собраний, принято дважды в год встречаться с учителем, который даёт обратную связь по поводу учёбы ребёнка.
- Учителя для школьников США – это скорее старшие братья и сёстры, а не начальники, то есть имеет место некоторый демократизм. В школах принято называть друг друга по именам, и это настолько укоренено, что многие даже не знают фамилии друга. Это касается и учителей.
- При всём внешнем демократизме в американской школе продумана система наказаний. Если ребёнок провинился, то самых маленьких сажают на красный коврик – подумать о своём поведении, и могут повести к директору. Возможна и такая мера, как недопуск в школу на занятия, иногда это доходит до нескольких месяцев. При этом сам учитель не может выгнать ученика из школы.
- Знания по ряду естественно-научных дисциплин – физике, химии, даже биологии – даются не столько в виде теоретических лекций, сколько через эксперименты прямо на уроках. А предметы эти объединяются в один большой «метапредмет», называемый обычно наукой (Science).
- Система оценок за тесты полностью компьютеризирована, тесты проверяют не учителя, а компьютерные программы. Там не увидишь характерных для России «четвёрок» и «пятёрок» – вместо цифр стоят буквы, например, А+ и F‑. А – отлично, В – хорошо, D – удовлетворительно. За тесты ставят оценки в процентах, к каждому тесту есть инструкция, сколько процентов соответствует той или иной букве.
Теперь понятно, почему в России было принято ЕГЭ, где система оценок максимально формализована, как в США, – в министерстве образования России в конце 90‑х находились либералы, обожающие всё американское.
- Каждая средняя школа в зависимости от местоположения имеет свою программу обучения. Существуют обязательные предметы (английский язык, математика, литература и пр.) и предметы по желанию (журналистика, риторика, театральное искусство и пр.). Чтобы ученика перевели в следующий класс, он должен заработать какое-то количество кредитов. Обязательна и профориентация, помогающая ученикам определиться с выбором профессии на будущее.
В начальной школе вообще нет домашних заданий. В отличие от России, в США вообще нет такого предмета, как география, хотя многие ученики наизусть знают названия штатов и примерное их расположение на карте страны, остальной мир их мало интересует, потому даже президенты и высокопоставленные политики США нередко путаются в названиях и местоположении других государств.
- Просто так покинуть урок ученик не может – требуется специальный пропуск, в котором должна быть указана информация: кому выдан пропуск, дата, кто выдал пропуск, на каком уроке и т. п. Такие пропуски есть в каждом кабинете, они выдаются в библиотеку, в медкабинет и даже в туалет. Пропуск проверяет школьный охранник.
- В США уделяется достаточно внимания финансовой грамотности школьников и её развитию, есть специальные дисциплины и система обучения. Совершеннолетние выпускники могут основывать собственные компании и стартапы. Они отлично разбираются в инвестициях и понимают, что происходит на бирже. Именно о таком желательном, по его мнению, для России внедрении американских подходов говорил один высокопоставленный чиновник, утверждавший, что «главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». Сегодня об этой фразе стараются не вспоминать.
- В США родители отвечают за прогулы детей, причём если ребёнок без уважительных причин не ходит в школу долго, то их могут наказать крупным штрафом или даже тюрьмой.
- Школьников мотивируют всё время соревноваться между собой, чтобы стать лидером – президентом класса (оказывается, в школах есть такая общественная должность) или войти в школьный совет, и это оказывается дополнительным преимуществом для поступления в вуз и даже при будущем устройстве на работу.
- Школы в США, как правило, хорошо оборудованы современными лабораториями и необходимыми техническими средствами, оснащены современными библиотеками (а у нас в Москве школьных библиотек больше не будет, они заменены медиатеками).
- В школах США нет жёсткого запрета на пользование гаджетами на уроках, как правило, вопрос находится в компетенции конкретного штата. Так, в Массачусетсе этот вопрос решает руководство школы, а в Нью-Йорке – городские власти. Мэр Нью-Йорка Блумберг запретил детям приносить в школы гаджеты, но следующий мэр Билл де Блазио отменил этот запрет, объяснив, что школьники в случае стрельбы в образовательном учреждении (а это в США случается часто) смогут воспользоваться телефоном и вызвать службу спасения.
- В вузах США негативно относятся к списыванию, использованию чужих рефератов, это будет сочтено за плагиат, постоянно совершенствуется программа антиплагиат. Поступить в американские вузы непросто, хорошие оценки не есть гарантия поступления. Большую роль играет опыт волонтёрства и мотивация к обучению, подтверждаемая хорошо написанным мотивационным письмом. Учитывается ранняя довузовская продуктивность, позволяющая предсказывать, способен ли данный абитуриент писать статьи и книги. В вузах, особенно престижных, присутствует жёсткая дисциплина, за опоздания наказывают, и довольно сильна самомотивация, персональная готовность делать регулярные усилия, чтобы хорошо овладеть своей специальностью.
- Несмотря на то, что лучшие американские вузы дают фундаментальное образование, установка на жёсткую прагматизацию и специализацию – фирменный стиль этого подхода. В США в порядке вещей, когда профессор читает курс высокооплачиваемых лекций по Шекспиру и знает о нём всё, но является абсолютным дилетантом по Гёте: «Мне за это не платят».
- В целом в американских вузах всегда культивировалось негативное отношение к России, и за последние годы оно ещё ухудшилось. Предубеждённое критическое отношение к нашей стране и выходцам из неё заметно и в личном общении, и в социальных сетях. В вузах и на факультетах, специализирующихся на изучении России, впрочем, учат объективности, умению работать со статистикой, читать издания, относящиеся к разным политическим лагерям, но самого негативного отношения это не отменяет, потому подобная «объективность» – не более чем хорошо подготовленная осведомлённость противника о наших слабых местах. В средних школах русским детям, обучающимся в США (их более 5000 человек) и пытающимся объяснить свою пророссийскую позицию, американские учителя просто не дают этого делать. Законодатели-демократы разработали план по принятию закона об отчислении студентов из России, рассматривая этот шаг как сигнал для российской власти.
Что можно сказать обо всём этом образовательном разнообразии, из которого наверняка можно что-то извлечь полезное и для нас? Конечно, образование в США – достаточно сильная система воздействия на молодые мозги, оно превращает молодых людей в крепких прагматичных профессионалов, хорошо знающих своё дело, нацеленных на карьерный и финансовый успех, преданных американскому государству, абсолютно убеждённых в своёй правоте, уверенных, что американские ценности нужно внедрять по всему миру. Потому любые люди или страны, кто становится на этом пути и мешает реализации этих планов, должны быть побеждены или идеологически, или финансово, или на поле боя. Это – «плохие парни», к столкновению с которыми готовят молодых, обаятельно улыбающихся американцев и школы, и колледжи, и университеты.
Россия – главный «плохой парень» на планете, с американской точки зрения, и мы, все советские и перестроечные годы любившие Америку, должны наконец осознать, что нас не просто не любят, но приговорили, и в школах и вузах США готовят тех, кто должен грамотно стереть нас с лица истории. Учитывает ли эту реальность наша система образования, и на что ориентируем российскую молодёжь мы?..
Сергей КЛЮЧНИКОВ
Источник: "НиР" № 2, 2024