Тысячелетиями люди наносили разнообразные изображения на скалы, создавая удивительные памятники древнего искусства, коих в Минусинской котловине немало.
Но ещё больше тут древних курганов, каменные плиты конструкций которых хорошо заметны на поверхности земли.
«Все равнины усыпаны древними могилами и болванами грубой работы, частию из гранита, частию из песчаника», – сообщал побывавший здесь в XIX веке писателькраевед Н. С. Щукин. Бесчисленное множество курганных камней – немых свидетелей ушедших эпох – стоят в местных степях и сегодня. И на некоторые из них так же, как и на скальные писаницы, нанесены различные изображения. Причём в общей массе их гораздо больше, чем петроглифов на всех известных среднеенисейских писаницах.
Пожалуй, начать следует с того, что научный интерес к этим изображениям насчитывает уже три сотни лет. И, вне всякого сомнения, будет существовать и дальше, до тех пор, пока пишется книга древней истории среднеенисейских степей. Пока же существуют лишь наброски её первых глав, из которых, в частности, следует, что традиция использования плит могильных и курганных конструкций, а также отдельно стоящих каменных стел (менгиров), для нанесения на них изображений берёт своё начало с эпохи ранней бронзы. То есть с того самого времени, когда перечисленные памятники в Минусинской котловине, собственно говоря, и появились.
Для чего это делалось? Не только же забавы ради древние люди выбивали, гравировали и процарапывали свои рисунки на могильных камнях, или «болванах», чьих-то святилищ. Археологи считают, что иногда рисунки наносились специально для конкретного погребения, а значит, являлись частью древнего погребального ритуала. В других случаях для возведения кургана строители могли использовать плиты с уже имеющимися на них рисунками, изъяв их из конструкции более древних гробниц или переместив понравившиеся им камни чужих святилищ. Кроме того, для строительства курганов могли использоваться скальные блоки, выломанные в ближайших местах нахождения наскального искусства. И только после того, как уже не существовало тех, кто оставил эти курганы, их наземные конструкции становились «полотнами» для художников более поздних эпох. Благо развернуться их творческому гению было где: бесчисленные тагарские курганы (I тысячелетие до нашей эры), обставленные по периметру каменными плитами, чаатасы раннего Средневековья, отдельно стоящие изваяния эпохи бронзы и Средневековья. Недаром как раз эти памятники, а не скальные писаницы, привлекли внимание первых исследователей Минусинской котловины. «Изображения, часто встречающиеся на этих объектах, и сами они были зарисованы уже в начале XVIII века в экспедиции Д. Г. Мессершмидта и Ф. И. Страленберга, и позже их не обходил вниманием практически ни один исследователь этого региона» (Е. А. Миклашевич).
Не буду перечислять всех исследователей изображений на камнях древних курганов Минусинской котловины – их много, все они известны и имеют авторитет в мире науки. Упомяну только пару имён в связи с их особым влиянием на моё личное восприятие данной тематики.
Во‑первых, это известный исследователь наскального искусства Среднего Енисея, кемеровский археолог Елена Александровна Миклашевич. Кроме изучения и сохранения петроглифов, она уделяет большое внимание и исследованию изображений на плитах конструкций древних курганов, и поиску архивных материалов по этой теме других исследователей, систематизации найденного и введению его в научный оборот. Это огромная, скрупулёзная работа, которая обязательно получит должную положительную оценку будущими поколениями исследователей.
Слежу за научными публикациями Е. А. Миклашевич много лет, читаю с огромным интересом. Из них я взял на заметку одно её немаловажное замечание: «Степень сохранности изображений на курганных плитах ещё ниже, чем рисунков на скалах: они сильнее подвержены влиянию природных факторов разрушения, а ещё более существенно то, что в результате интенсивного освоения земель Минусинской котловины в XIX–XX веках сотни курганов были разрушены, а плиты перемещены. Поэтому так важны любые документальные свидетельства об этих памятниках».
Когда в начале «нулевых» я занялся целенаправленным поиском и фотофиксацией петроглифов на скалах и рисунков на курганных камнях, мне с самого начала была ясна главная цель этой многим совершенно не понятной «траты времени». (Чуть позже я занялся велотуризмом, совместив два увлечения в одно.) А выбор простого и надёжного способа первичного документирования (фотография) найденных памятников воспринял не только от Е. А. Миклашевич и других современных исследователей наскального искусства. Сильнее на это повлиял пример знаменитого исследователя Сибирских писаниц Александра Васильевича Адрианова. Именно он был одним из наиболее выдающихся исследователей не только скальных писаниц, но и изображений на плитах оград тагарских курганов Среднего Енисея. Именно он впервые (в 1879 году) применившил для их документирования фотографию.
«В экспедициях по Минусинской котловине А. В. Адрианова всегда очень интересовали изображения и эпиграфика на отдельных плитах, стелах и курганных камнях, он много внимания уделял их поиску, копированию, фотографированию и, при возможности, доставке в музеи. Этим он занялся даже ещё раньше, чем писаницами на скалах. Особенно много фотографий писаниц, в том числе “писаниц на отдельно стоящих камнях”, он сделал в начале XX века» (Е. А. Миклашевич).
По мнению Е. А. Миклашевич, «наследие Адрианова … велико и имеет чрезвычайную важность, поскольку из такого рода памятников не сохранилась до наших дней гораздо большая часть, нежели рисунков на скалах. И нельзя не отметить, что и эти коллекции в значительной степени до сих пор не введены в научный оборот».
В одной из своих научных статей в 2008 году Е. А. Миклашевич пишет: «На фотографии, сделанной Адриановым в 1907 году, запечатлены тамги (родовые фамильные знаки. – Ред.) и другие знаки на камне ограды кургана “саженях в 70 влево от дороги с. Усть-Биджа в Толчею (на 6 верст от Биджи)”, то есть этот памятник расположен где-то в местности между горами Куня и Оглахты. Местонахождение памятника пока не установлено…» В 2009 году по пути к горному массиву Оглахты мне удалось найти тот самый камень ограды тагарского кургана «с тамгами и другими знаками», открытый и сфотографированный А. В. Адриановым в 1907 году. К сожалению, по прошествии 102 лет часть запечатлённых Адриановым тамг и знаков с курганной плиты исчезли – попросту осыпались в прах…
Сергей АМЕЛИН, г. Абакан (Хакасия)
Источник: «НиР» № 8, 2023