Уфа – необычайно выразительное место, от скифо-сарматской эпохи до наших дней постоянно генерирующее яркие культурные феномены. Художественный потенциал города
значителен, пусть и не до конца раскрыт: живописцы и скульпторы, в силу особенностей современной культуры, нередко остаются в тени. Однако уфимские галереи принимают участия в престижных московских артярмарках – Арт Москва, Арт Россия, Cosmoscow. А недавно в Уфе открылся новый частный музей современного искусства… Сегодня мы знакомим вас с ещё одним самобытным художником башкирской столицы – Расихом АХМЕТВАЛИЕВЫМ.
Его творческий путь начался в середине 80‑х годов – и сразу же он проявил себя как яркий, ищущий и талантливый художник. С его именем связано создание широко известной творческой группы «Чингисхан», дебютная выставка которой состоялась в 1990 году в Ленинграде, в ДК имени И.И. Газа. Впоследствии Расих и его соратники принимали участие в организации выставок и проектов группы, показанных на значимых российских арт-площадках. За годы работы Ахметвалиев представил более 30 персональных выставок в России и за рубежом, прошедших с большим успехом. В 2001–2008 годах художник жил во Франции, где сотрудничал с французскими галереями. Сегодня его произведения можно увидеть на рейтинговых выставках по всему миру. В этом году он успешно принял участие в престижной международной арт-ярмарке Cosmoscow в Москве.
Живопись Расиха Ахметвалиева открывает иную грань уфимской школы – не концептуальную, не соц-артовскую, а живописную, пластическую. Ахметвалиеву свойственно поэтическое восприятие жизни: он не считает зазорным создавать красивую живопись, уделять внимание колориту и настроению. Художника называют башкирским «французом» не только потому, что он несколько лет прожил в Париже, но и в силу схожего мироощущения, восприятия культуры, интонационных особенностей и вкусов. В творчестве автора чувствуется причастность к художественным ценностям Парижской школы.
Живопись Расиха Ахметвалиева подобна майскому лугу, где свободно и радостно «гуляют женщины и кони». Добрую старую французскую живописность Расих привносит и в башкирские пейзажи, и в художественные путешествия по эпохам и странам, от Византии до Испании, интерпретируя через её призму извечные сюжеты, фиксируя с её помощью изменчивость пространства. В его творческой манере нет ничего нарочитого – всё естественно, сбалансировано, приветливо по отношению к человеку. Работы художника напоминают дуновение тёплого ветра – верного спутника странствующих сквозь время и пространства. Их путь начинается и завершается где-то в бесконечных просторах весенней степи.
Источник: НИР №10, 2025
Владимир НАЗАНСКИЙ
