• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Творчество как дыхание

Творчество как дыхание

Ко 2-й и 3-й страницам обложки

Маргарита Николаевна Юркова – член Союза художников России – разносторонняя творческая личность,

известная как керамист и живописец. Закончив в 1969 году Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), она вначале работала преимущественно как скульптор-керамист. Здесь она достигла больших высот: в её творчестве богато раскрылся образный потенциал древних культур (греческой, римской, критской, шумерской и др.). Однако в 1990 году художница резко оставила эту деятельность, так как ей, как она сама признаётся, не хватало цвета. И не случайно: её родословная восходит к понтийским грекам, поэтому яркие, чистые цвета, которые она стала использовать, отсылают к Средиземноморью и его светлым, радостным пейзажам.

В последние годы на выставках Маргариты Юрковой феномен её библейских сюжетов стал прочитываться как особая страница в творчестве, восприниматься как «библейский цикл» (на данный момент он насчитывает около сотни холстов и несколько сотен рисунков на бумаге). Первая её персональная выставка на библейскую тему состоялась ещё в 1989 году в Варшаве, в Национальной галерее искусств Захента. Из последних значимых проектов отметим выставки «Осознание сотворчества Маргариты Юрковой. Библейский цикл» в Музее иконы города Владимира (2019), «Библейский цикл Ноева ковчега» в Галерее на Чистых прудах в Москве (осень 2021 года), «Осознание сотворчества» в центре культуры «Рекорд» в Нижнем Новгороде (осень 2024 года).

У Маргариты как скульптора по образованию твёрдая рука, поэтому она безошибочно работает линией и все свои работы пишет без эскизов. Образы возникают изнутри души. Это придаёт им особую непосредственность, качество своеобразного духовного видения. Художница – виртуоз линий. Если присмотреться к её работам, то мы заметим, что они очень певучие, изящные. И точные – ни добавить, ни убавить. С эстетической стороны зрителя в её произведениях привлекает красота линий, яркость красок, насыщенность цвета, особая теплота взаимоотношений изображённых героев. Она работает разными техниками: это масло, акрил, гуашь, фломастеры. Пробовала она себя и в технике офорта. И всегда её работы узнаваемы.

«Гимн рождению» – так Маргарита Юркова обозначает стержневую идею своего творчества. Действительно, все её работы воспевают жизнь, красоту и благодать этого мира и присутствие в нём духовного измерения. Неслучайно в её библейском цикле одним из самых распространённых сюжетов становится «Богоматерь с Младенцем». В этих работах выражено то притяжение, которое возникает между матерью и сыном. В произведении «Акафист» (1998) Богоматерь изображена на фоне небес в ярком красно-розовом одеянии, белом мафории, прижавшей к своей груди Младенца Христа. Их окружили слева и справа серафимы, которые славят их (акафистом называют хвалебную песнь Богоматери, Христу, святым). В ряде произведений художница строит необычную композицию («Богоматерь», 1991). Богоматерь обхватывает своими руками Младенца, прижимает его к груди, и между Её большим и указательным пальцами на теле Младенца возникает пространство в форме ромба. В ранних работах он такого же цвета, как и всё Его тело, в более поздних становится чёрным. И Богоматерь как будто смотрит вглубь него. Что это может быть? Неземная, Божественная сущность Христа? Предвидение его грядущих скорбей и ран? Здесь остаётся место для размышлений зрителя.

Маргарита Юркова очень любит изображать ангелов как хранителей, которые наблюдают за нами, постоянно находятся с нами. Иногда она изображает их как амурчиков, красных, пышных телом, как путти эпохи Возрождения. Среди ранних работ – «Трубящие ангелы» (1990), «Играющие мальчики» (1990). Открыто она стала выставлять ангелов с конца 1980-х годов, хотя изображала их и раньше, потому что тогда их было невозможно показать на выставке. Правда, иногда она этим ангелам давала «проходные» названия, например, «летающий Икар». «Золотой ангел» (1991) будто бы состоит из сияющей субстанции. Привлекает внимание и белая верхняя часть картины, что прочитывается как связь ангела с Богом, ведь ангелы, согласно христианским представлениям, исполняют Божественные веления. Как отмечает художница, «ангелы сопровождают не только меня, но всех, это ангелы-хранители для землян, мы их наблюдаем, и они нас наблюдают. Это проводники в мир горний».

Изучая работы мастера, замечаешь, что она предпочитает сюжеты Нового Завета. «Благовещение» (2020) исполнено в технике квилта, сочетающего аппликацию и вышивку и выполнено по картону Маргариты. В этой работе мы видим необычную иконографию, когда свет, исходящий от Святого Духа, распространяется на большую часть этой композиции подобно красным языкам пламени. Яркие цвета работы ещё убедительнее, чем композиция, передают радость этого значимого для истории спасения человечества события.

М. Юрковой хорошо известны иконописные каноны и история изображений библейских мотивов в западноевропейской живописи. По воспоминаниям художницы, 1960–1970-е годы стали временем, когда общественность повернулась к русским истокам, к древнерусской иконе. Многие в то время собирали иконы, посещали древние церкви. Именно тогда происходило её становление как художника, и это было, по её ощущениям, органично, как воздух, которым дышат. Однако она отличает иконописный канон от живописного сюжета. В её работах нередко библейский сюжет трансформируется, сама художница понимает сюжет как рассказ о том, что есть в канонах, но своим языком. Тема остаётся той же, но художник изображает так, как живёт, как чувствует.

Ключевой момент для евангельской истории – Рождество Христово. Композиция «Рождества» (1994) узнаваема, но при этом не теряет индивидуальности. Особое своеобразие придаёт изображение ангелов, наблюдающих за этим событием, сопереживающих ему и, безусловно, знающих о цели Пришествия Христа в этот мир (отметим, что подобный приём встречается и в оформлении Капеллы Скровеньи в Падуе XIV века художником Джотто). Ангелы – символ того, что это не однажды произошедшее событие, а вечная история, которая всегда перед нашим внутренним взором. Они же придают картине динамику. На картине видим и двух повитух, которые редко изображаются в сюжете. Они омывают Младенца. Кроме традиционных вола и осла, здесь изображены две овечки и собака. Художница очень любит этот мир, животных, и поэтому использует метафору, что Христа признали первыми животные, вроде бы и неразумные.

«Избиение младенцев» (1993) – не столь частый сюжет в искусстве, и художница нашла для него очень сильное художественное выражение. В глаза сразу бросается ярко-красный, кровавый поток. Сами тела младенцев не изображены с ранами, но они лежат в безжизненных позах в этой реке, которая образовалась из их невинной крови. И тоже ангелы принимают участие в этом сюжете. Маленький слева и большой справа – они оба указывают наверх, на небеса, потому что все эти младенцы пошли на небеса, к Богу. И несмотря на весь трагизм ситуации, символизм художницы не останавливается на реалистическом изображении страданий происходящего, всё равно мы видим, что Бог делает всё ко благу.

«Въезд в Иерусалим» (1995) выполнен максимально ярко, красочно. Женщины и дети постилают самые лучшие ткани на дорогу, по которой шествует сидящий на осле Иисус. У героев очень плавные, мелодичные жесты. Нижняя половина холста вся красная – от красных тканей, которые визуально соединяются воедино в дорогу, которую можно прочитать как будущий крестный путь Спасителя. В то же время его фигуру окружает золотой, небесный, Божественный свет.

Библейские образы глубоко вошли в мироощущение художницы. Развивая их, она передаёт свои размышления над современностью. С 2023 года она пишет свои работы на чёрном фоне. Это непростая задача – сделать так, чтобы на таком фоне заиграл цвет. Тем не менее, она прекрасно с ней справляется. Так, «Качели времени» (2023) включают в себя образ столь любимых художницей ангелов. Это трубящие ангелы, что отсылает нас к событиям Апокалипсиса. Также мы видим необычную летающую конструкцию (обозначающую, по мысли автора, время), которую ангелы стараются как-то уравновесить. По словам художницы, «здесь разговор идёт о балансе мира, балансе судеб, балансе душ. Поэтому и качели – они должны качаться, но равномерно. И ангелы как бы уравновешивают собой эти качели».

Один из любимых мотивов художницы – космос. Космос в её понимании становится развитием образа небес, а небеса связаны прежде всего с Богом и с ангелами. В одной из последних работ («Космос зовёт», 2024) на фоне то ли отсека космического корабля, то ли Ноева ковчега (не случайно фон обозначен голубым сиянием) изображена мать с ребёнком. Мы не видим нимбов, но понимаем их как вечный образ материнства. Над ними летают двое персонажей в космических скафандрах. Они ассоциируются с ангелами, парящими в небесах и охраняющими людей. Наложение «земных» и «небесных» ассоциаций рождает глубокие переживания.

В другой работе из этого цикла («Космос зовёт – 2. Звезда Алатырь», 2024) в центре сложной геометрической формы (древний символ восьмиконечной звезды Алатырь) находится ангел. Он настолько идеально вписан в овал, что невольно вспоминаешь «витрувианского человека» Леонардо да Винчи, только здесь гармония задаётся не человеческой, а ангельской меркой. Со всех четырёх углов его окружают парящие в скафандрах персонажи. Художница даёт свежую интерпретацию гармонии Божественного творения, когда люди на новом уровне своего развития, подобно ангелам, осваивают космос. Так воображение художницы создаёт всё новые образы, которые заставляют задуматься о человеке и окружающем его мире.

В заключение отметим, что Маргарита Юркова не случайно является действительным членом Российской академии народного искусства. Её искусство – народно в самом лучшем смысле этого слова. Оно непосредственно по чувству, но и глубоко по смыслам, оно красочно, оно просто и естественно, как дыхание человека. Общее настроение её картин умиротворённое, это действительно гимн жизни в двуединстве её земного и духовного измерений.

Виктор БАРАШКОВ, кандидат философских наук, религиовед, доцент РУДН имени Патриса Лумумбы

Источник: НИР №2, 2025


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix