Недавно исполнилось 150 лет со дня рождения Ивана Фёдоровича Шультце (1874–1939), и это событие «Центр искусств. Москва», на постоянной основе экспонирующий несколько его произведений,
отмечает большой выставкой, ведь Шультце – очень необычный, можно сказать, загадочный художник с насыщенным, разнообразным творческим наследием.
Ко 2-й и 3-й страницам обложки
По происхождению Шультце – обрусевший немец, принадлежавший к аристократическому роду. Картины его были по душе и творческой интеллигенции, и представителям царского двора. Благодаря личным знакомствам ему удалось обрести популярность среди столичной великосветской элиты, которая скупала его картины на модных выставках, и это вызывало зависть других, не менее известных и талантливых художников. Его картины покупали государственные деятели, министры, причём как в России, так и, в дальнейшем, на Западе, и даже сам Карл Фаберже. Коллег это, естественно, раздражало, как и сам образ художника – всегда подчёркнуто элегантно одетого, обладавшего хорошими манерами, вежливого и безупречного в своей живописи, где каждая деталь прорисовывалась с максимальной тщательностью.
Будущий живописец получил блестящее инженерное образование и работал по специальности, но когда решил заняться частным предпринимательством и вложил значительную сумму в строительство гидроэлектростанции в Финляндии, – прогорел. После этого он начал искать себя, тогда и увлёкся рисованием (тем более что ему приходилось по-соседски общаться с Иваном Шишкиным, Николаем Рерихом и с другими выдающимися художниками того времени, посещавшими их). Свои первые этюды показал известному пейзажисту Константину Крыжицкому. Тот выразил искреннее восхищение и какое-то время давал Шультце частные уроки, а после пригласил этого уже зрелого человека учиться в Императорской академии художеств. В одном классе с Шультце училась талантливая художница – Великая княгиня Ольга Александровна Романова, младшая дочерь Александра III и сестра императора Николая II. Ей очень нравилось творчество Шультце, и она всячески ему покровительствовала. Другом и наставником Крыжицкого был великий мастер света Архип Иванович Куинджи. Так что Шультце окружала очень плодотворная творческая атмосфера, и уже в процессе учёбы он стал приобретать известность.
Богатый дядя Шультце, Александр Леопольдович Кёниг, поддерживал племянника. Задумав и создав Зоологический музей в Бонне, он сделал начинающему художнику заказ и пригласил его в орнитологическую экспедицию в Арктику. По эскизам, сделанным в экспедиции, Иван Фёдорович создал ряд полотен, которые до сих пор украшают боннский Зоологический музей, носящий имя Кёнига. Сам же Шультце считается одним из родоначальников арктической живописи, и его картины на эту тему хранятся в Государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Петергофе. Учитывая особый интерес России к Арктике и значение, которое ей уделяется в мире, эта грань наследия Шультце приобретает особое значение.
Публика очень любила Шультце с его светоносными картинами и практически идеальной техникой живописи. Он выигрывал многие конкурсы, проводившиеся в России, и имел немало поклонников. Шультце много путешествовал по стране, а также выезжал за границу, и помимо Европы побывал ещё в Египте. В своём творчестве художник развивал идеи Куинджи и доводил до совершенства его подходы и стилистические достижения.
На репутацию художника наложил свой отпечаток роман с замужней женщиной, Екатериной Урлауб, которая, несмотря на то что у неё было четверо детей, ушла от супруга к художнику. У них родилась дочь, и они жили счастливо до революции. Гражданская война разлучила супругов – Шультце уехал во Францию, думая, что скоро вернётся и заберёт свою семью, но судьба распорядилась иначе, ему пришлось до конца дней быть эмигрантом, а его близкие остались в СССР и попали под репрессии.
За рубежом он несколько лет, с 1917 по 1919 год, путешествует по Франции и Италии, подолгу живёт в Швейцарии, рисуя альпийские пейзажи и природу европейских стран, получает французское гражданство, живёт в Париже… В 1928–1929 годах Иван Фёдорович совершает поездку в США, где его творчество получает восторженный приём как среди американской публики, так и среди русских эмигрантов. Выставку посещает и оставляет самые благожелательные отзывы внук Николая I, государственный и военный деятель России, Великий князь Александр Михайлович. Художника называют волшебником света, и его картины украшают частные коллекции наравне с полотнами Джованни Беллини, Филиппо Липпи, Ханса Мемлинга, Антониса ван Дейка и даже Рембрандта. Его разнообразные европейские пейзажи, виды Альп и Шпицбергена, средиземноморские виллы и египетские древности были изображены столь ярко и красочно, что это побудило руководство американских музеев Индианаполиса и Вашингтона приобрести картины Шультце и постоянно их выставлять. В 1933 году художник переезжает из Парижа в Ниццу и продолжает свою упорную, сосредоточенную работу. Он проживёт ещё шесть лет и покинет этот мир в 1939 году, незадолго до большой европейской войны.
Шультце присоединился к направлению, называемому люминизмом, которое было очень популярно во второй половине XIX – первой трети XX века. В Европе, среди художественных школ Бельгии и Испании, люминизм считают одним из направлений французского импрессионизма. В Америке он представлен именами таких художников, как Фитц Хью Лейн, Мартин Джонсон Хед, Сэнфорд Гиффорд, Джон Ф. Кенсетт. Его суть в том, что художники должны с максимальной точностью и высокой детализацией прорисовывать предметы реальности и в то же время особым образом их подсвечивать. Люминизм подразумевал обилие света на полотнах. Его было настолько много, что встал вопрос, могут ли картины освещать комнаты при помощи того внутреннего света, который изображают. Эта проблема обсуждалась на полном серьёзе! И, безусловно, в это художественное движение Шультце вписывался идеально. Ведь, к примеру, критик Николай Брешко-Брешковский писал о нём: «…со времён Куинджи никто ещё не достигал такого мастерства в изображении и передаче разлитого в природе солнечного света».
Основной секрет передачи света состоит в правильном и пропорциональном использовании воздушной перспективы, сокрытии видимых мазков и умении работать с фоном. Свет как будто из глубины пробивается на поверхность картины, которая становится яркой, а иногда даже вызывающе яркой. Шультце создал свой необычный художественный мир, или стиль светового романтизма – сам свет выглядит порой слишком красивым, чтобы быть правдоподобным. Но зато очень правдоподобны изображаемые предметы. Иногда произведения Шультце сравнивают с гламурными картинами (сравнение не новое, то же самое говорили и о творчестве Брюллова), а иногда с фотографиями – настолько точно выписана на них каждая деталь. Однако это всё же не фотография – сквозь изящные рисунки просвечивает иная световая реальность. Художник как будто намеренно стремится создать праздник для зрителей и показать им, что, несмотря на жизненные трудности и обилие тьмы в обстоятельствах и людях, свет и его красота непобедимы.
Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Источник: НИР №1, 2025