Множество преданий и легенд хранит в себе земля Ивана Златые уста. Здесь, аккурат на границе Европы и Азии,
в окружении живописных уральских предгорий, на берегах реки Ай, раскинулся го‑ род, названный в честь апостола Иоанна Златоуста.
В этом крае оружейников и металлургов в середине XIX века родился русский булат. Первый завод здесь был открыт в 1815 году, а при нём – оружейная фабрика, где делали клинковое оружие из стали: гусарские сабли, кирасирские и драгунские палаши, армейские тесаки и охотничьи ножи.
Исторические очерки об этом промысле утверждают, что оружейное искусство сюда завезли немцы из Золенгена. С чем не согласился уральский сказитель Павел Бажов. И написал он об этом в сказе «Иванко Крылатко»: «…Вот и выходит – нашим и без навозного немца было у кого поучиться. И сами, понятно, не без смекалки были, к чужому своё добавляли. По старым поделкам это въявь видно. Кто и мало в деле понимает, и тот по этим поделкам разберёт, походит ли баран на беркута, немецкая, то есть, работа на здешнюю».
Дальше Бажов пишет, что приехал немец – понимающий мужик. «Глаз хоть навыкате, а верный, руке с инструментом полный хозяин и на работу не ленив. Прямо сказать, мастер». Работал он по украшению оружия. «Как один, у него золотые кони на саблях выходили, и позолота без пятна. Ровно лежит, крепко. И рисовка чистая. Всё честь честью выведено». Сделает саблю и похваляется: «Это есть немецкий рапота». Начальство ему поддувает: «О, та. Такой тонкий рапота руски понимайт не может».
И вот наши решили своего мастера привлечь. Да немецкое начальство сопротивляется: «Это есть ошень тонкий рапота. Руски понимайт не может».
Уговорили наши взяться за дело дедушку Бушуева. У него был подходящий ученик по имени Иванко, смышлёный по рисовке. «Ну, Иванко и принялся за работу. Дело ему, по-настоящему сказать, знакомое. Одно беспокоит – надо в чистоте от немца не отстать и выдумкой перешагнуть. На том давно решил, – буду рисовать коня на полном бегу. Только как тогда с коронкой? Думал-думал, и давай рисовать пару коней. Коньков покрыл лентой, а на ней коронку вырисовал. …Поглядел Иванко, чует– ловко рисовка к волновому булату пришлась. Живыми коньки вышли».
А невеста ему и подсказала приделать крылышки коньку, чтоб он лучше немецкого вышел. «Взял да и приделал тем конькам крылышки и видит – точно, ещё лучше к булатному узору рисовка легла. Эту рисовку закрепил и по дедушкиному секрету вызолотил».
И вот однажды заехал на завод сам Царь. И решил он наградить боевого генерала, который его сопровождал. Генерал, как углядел саблю с конями, сразу её ухватил. «Долго на коньков любовался, заточку осмотрел, все винтики опробовал и говорит: “Много я на своем веку украшенного оружия видел, а такой рисовки не случалось. Видать, мастер с полётом. Крылатый человек. Хочу его поглядеть”.
Ну, немцам делать нечего, пришлось за Иванком послать. Пришёл тот, а генерал его благодарит. Выгреб сколько было денег в кармане и говорит: «Извини, друг, больше не осталось: поиздержался в дороге. Давай хоть я тебя поцелую за твоё мастерство. Оно к доброму казацкому удару ведёт.
Тут генерал так саблей жикнул, что царской свите холодно стало, а немцев пот прошиб.
С той поры Ивана Бушуева и стали по заводу Крылатым звать».
Со временем крылатые кони стали гербом славного города Златоуста.
В 1840-х годах на Златоустовской фабрике была создана булатная сталь, нисколько не уступающая старинному оружию Древней Индии и сирийского Дамаска. Её «отцом» стал человек большого ума и инженерной смекалки, русский учёный П.П. Аносов.
Легенду о тайне булата
Недавно мне друг рассказал.
Будто б Аносов когда-то
Внезапно покинул Урал,
Солидным уже инженером
Бродил в чужедальнем краю.
Вела его воля и вера,
Быть может, в удачу свою.
Весь путь в приключеньях,
Как в сказке,
Сражался, спасался, любил,
И будто в далёком Дамаске
Он тайну булата добыл…
Не знаю – откуда узнали
Всё это…
Не верю им я:
Раскрыта в старинном журнале
Аносовская статья.
Читаю своими глазами,
Что он наш Урал не бросал,
Что тайну булата годами
На нашем заводе искал,
И тайну добыл не в Дамаске,
А в здешних плавильных печах.
Талантами Русь богата,
И вот старики говорят,
Что сталь дамасских булатов
Рассёк уральский булат.
Л. Сорокин, «Тайна булата»
Своим пытливым умом Аносов определил, что узор булата зависит от кристаллического строения металла. Павел Петрович первым доказал, что свойства стали могут быть значительно улучшены химическими добавками и особым способом закалки. В качестве закаливающей среды он применил… горячее сало! «Оружие всякого рода достаточно закаливать в сале, предварительно нагретом почти до точки кипения, ибо дознано из опытов, что в горячем сале закалка бывает твёрже».
Булатные мечи крепче стальных и остры как бритвы. В сказе Бажова старый мастероружейник говорил про деток Ивана Крылатко: «А может, у этих ребят крылья отрастут. Как думаете? Не может того быть, чтобы Крылатковы дети без крыльев были. Правда?»
Правда. Истинная правда! С крыльями наши мастерахудожники как у коней крылатых, как у птиц небесных. И художники, и мастера-металлурги наши «крылаты». Высокого полёта! Ведь для того чтобы узоры на булатных мечах и саблях навести, надобно суметь этот булат выплавить. И душу металла понять. Только тогда узор на металле выйдет «как живой».
А сварить-то металл ох как непросто. При плавлении железа его надо так обогатить углеродом, чтобы он стал крепче стали. Тогда заточенный клинок своей остроты долго не потеряет.
Узоры-картинки на булатных саблях в Златоусте наводят золотом, серебром и чернью. Да так крепко, что вовек не сотрётся и не осыплется. А делают это так. Наносят на клинок или рукоять рисунок острым-острым резцом. Заливают в углубление черневую краску. И закаливают-закрепляют в жаркой печи. В особых случаях узор оттеняют тончайшей золотой или серебряной нитью. Работа эта кропотливая, трудоёмкая. Иногда целые месяцы уходят на то, чтобы украсить одну саблю.
Настоящее боевое оружие в России почиталось как символ чести и достоинства. К нему относились с особым уважением. Оно всегда должно быть готовым к отражению врага и выглядеть достойно и красиво.
Златоустовские сабли украшали узорами и батальными сценами. К примеру, о том, как наши предки изгоняли непрошенных гостей в героическом 1812 году. Но были и мирные сценки или картины охоты. При этом всё выглядело изящно и благородно. Но, украшая, не забывали, что оружие обязательно должно быть надёжным в бою.
После революции промысел испытал падения и взлёты. Но во время Великой Отечественной войны вспомнили о наградном оружии. И наши прославленные полководцы были награждены оружием златоустовской работы.
Современные предприятия Златоуста продолжают традиции старых мастеров.
* * *
Оружие должно быть надёжным в бою. Иначе это не оружие. А нам, людям мирным, работящим, красоту почитающим, во все времена приходилось защищать свою землю, своих близких и плоды своих трудов. Видно, на роду нам написано быть оратаем-пахарем и ратником одновременно.
Поэтому-то на Руси всегда так ценились оружейники.
Владимир АНИЩЕНКОВ
Источник: НИР №11, 2024