Современной России, живущей в таких сложных условиях, как сегодня, не хватает положительных эмоций.
К 4-й странице обложки
А их всегда приносил здоровый русский смех. Уж что-что, а задорно и весело смеяться наш народ всегда умел, и этот смех ничего общего не имеет ни с глупым смехом эстрады, ни с тонким, но внутренне ядовитым смехом большинства пародистов. Концентрация этого русского смеха – петрушечное искусство, восходящее ещё к XVII веку. Что такое Петрушка? Это кукла, одетая в штаны и красную рубаху, с остроконечным колпаком на голове и длинным красным носом. Петрушка выступал перед народом, разыгрывая разные сцены, характерные для того времени, – покупка лошади и её испытание, солдатская служба, весёлые свидания Петрушки, завершавшиеся свадьбой… Нередко партнёром Петрушки был медведь, на пару с которым он устраивал комедии. Выступать Петрушке помогал актёр-кукловод, который надевал перед представлением специальную юбку на обруче, поднимал кольцо и таким образом исчезал из поля зрения, предоставляя зрителям возможность верить, что фигурки живут своей жизнью. В начале XIX века вместо этого стали использовать ширму, которую устанавливали между кукольником и публикой. Петрушка всё время говорил, и чтобы речь воспринималась как игровая и писклявая, актёры задействовали специальный пищик, который вставлялся прямо в гортань. И сегодня в разных регионах нашей страны действуют петрушечные театры. С руководителем одного из них, носящего звучное имя «Папьемашенники», Всеволодом МИЗЕНИНЫМ главный редактор журнала встретился на этническом фестивале «Традиция» в Подмосковье. Всеволод ‒ человек, влюблённый в своё дело. Он может долго рассказывать о любимом детище:
«Проходя родовые пути, человек, особенно его голова, испытывает огромное давление. А какое давление испытывает голова Петрушки при рождении! Давление колоссальное, но недолгое и небольшое по площади приложения силы, ‒ в ширину лезвия топора, не больше. Поэтому характер у Петрушки обычно резкий и взрывной, мысли короткие, а язык острый. Петрушка учит и вразумляет меня как старший товарищ, он старше меня как минимум на полторы сотни лет. Он частенько пугает меня перед началом выступлений, когда исчезает из чемодана, где ему положено быть, и, конечно, смешит и удивляет то и дело».
Всеволод признаётся, что петрушечную комедь он с друзьями-коллегами ломает ещё с 2005 года, а само название театра восходит к тем временам, когда куклы изготавливались из папье-маше. Его коллеги собственными руками делают весь театральный реквизит, включая самих кукол, придумывают сценарии, музыку, поют тоже сами.
‒ Расскажите, пожалуйста, о своём театре. Как давно он возник?
‒ С 2005 года мы играем Петрушечную комедию, потому что я считаю, что это очень мощная, яркая вещь, в формате которой можно о чём угодно говорить. Базируемся мы в Петербурге.
‒ Чем эта петрушечная комедия, по сути ‒ русский народный театр, отличается от других народных театров?
‒ С одной стороны, вроде бы и сюжеты, и персонажи очень похожи. У Петрушки есть братья во всех европейских странах: во Франции ‒ Полишинель, в Италии ‒ Пульчинелла, в Германии ‒ Гансвурст, в Чехии ‒ Кашпарек. И они все похожи, в основном все красноносые, у всех писклявый голос и дубинка, они много дерутся, попадают впросак ‒ такие традиционные дураки. Но при этом, например, британский Панч сильно отличается от Петрушки. Потому что всё-таки, помимо того что это общеевропейская или общемировая распространённая традиция ‒ сказки про дураков, есть ментальное отличие. Британский Панч, мне кажется, очень сильно отражает ментальность самих британцев. В этой кукле отразилась суть маленькой колониальной страны с захватническими интересами. Петрушка совсем не такой, он, на мой взгляд, ‒ воплощение противоречивости. С одной стороны, он дурак, но с другой ‒ мудрец. С одной стороны, ему 400 лет, с другой ‒ он дитя. Красавчик или уродец. Такая дуальность, двойственность присутствует во многих проявлениях традиционной культуры.
‒ А вот, скажем, с Иваном-дураком есть сходство у Петрушки?
‒ Сказки про Ивана-дурака заканчиваются трансформацией: он становится царевичем. То есть обретает разум, если это переводить на язык психологии. А Петрушка-то всегда остаётся неизменным!
‒ Петрушка ‒ добрый персонаж? Каковы его главные черты?
‒ Да я бы не сказал, что добрый. Безусловно, каждый кукольник по-своему трактует. На примере советского Петрушки, которого играл Образцов , видно, что Петрушку вообще можно превратить в то, чем он не является, лишить его характерных черт. Но такими чертами Петрушки является, во-первых, искренность. Он похож на красный огонёк, бьющийся над ширмой. Во-вторых, ‒ дурацкость. И при этом ‒ отсутствие сомнений, что, вообще-то, тоже характерно для дурака.
‒ На первый взгляд кажется, что Петрушка ‒ это больше развлекающе-веселящий герой, но всё-таки ‒ он чем-то воспитывает зрителей, даёт какую-то мудрость?
‒ Ну конечно, сказка ‒ ложь, да в ней намёк… Хотя Петрушка ‒ не сказка, а скорее нечто мифологическое, какая-то глубокая народная архаика. Даже, может быть, более глубокая, чем сказка. Опять же нельзя говорить в общем, потому что каждый кукольник для себя выбирает, что важнее, на что обратить внимание, что подчеркнуть. Безусловно, в нём есть и воспитательный аспект, как и в любом культурном явлении. Петрушечный театр, конечно, решает воспитательные задачи. Но многие родители, приводящие детей на народные праздники, ожидают, что Петрушка будет показывать им, как нужно себя вести. Но он совершенно не такой персонаж! Он скорее показывает, как не нужно, ‒ дурацкий тип поведения. А воспитание, конечно, присутствует во всём. В том, как у меня выполнена ширма, как подобраны цвета, как вырезаны какие-то детали одежды… Это всё воспитание, в том числе и художественным смыслом, и воспитание вкуса, а порой очень жёсткое воспитание… И тогда некоторые мамы возмущаются, переживают, почему вокруг Петрушки там много драк. Если они хотят своих детей вырастить пацифистами, тогда это не к Петрушке.
‒ Петрушечный театр всё-таки больше для детей или для взрослых?
‒ Мы себя позиционируем как театр для семейного просмотра, потому что родители что-то своё понимают в нашем представлении, над чем-то своим смеются. А дети понимают что-то своё.
‒ Петрушечная традиция имеет долгую историю. Какие явления современной жизни вбирает в себя современный Петрушка? Чем он отличается от Петрушки, скажем, советского образца?
‒ Советский Петрушка, на мой взгляд, всё-таки пример искажения традиции. Ну, может, он просто не ко двору был. В советский период, при всём моём отношении, в основном позитивном, ‒ в плане сохранности традиции не его, Петрушки, было время. Традиция русского Театра Петрушки, может быть, не была уничтожена, а просто сама собой «загнулась». Но как в 90-е годы пошло её возрождение, так и до сих пор я чувствую подъём интереса к этой теме с разных сторон. Не только с стороны зрителей, но появляются и творческие люди, которые сами пытаются возрождать эту традицию.
‒ А Петрушка имеет какой-то региональный характер? Есть, например, Петрушка северный или южный?
‒ Думаю, всё-таки нет, и темы, которые поднимаются в петрушечных представлениях, и сам персонаж настолько общие, что нет необходимости создавать ему какую-то региональную окраску. Не думаю, что воронежский Петрушка будет сильно отличаться от питерского. Скорее это отличие возникнет из-за того, что играют люди, разные по темпераменту, по жизненному опыту, характеру, интеллектуальному развитию.
‒ Вы обучались у кого-то?
‒ Да, у меня был и есть наставник, Анатолий Николаевич Архипов. Сейчас сам не играет, но его театр «Петрушкина слобода» функционирует. Петрушка, как любое традиционное ремесло, предполагает передачу.
‒ А декорации кто делает?
‒ Своими руками всё делаем: кукол, ширму, задники сам раскрашиваю. В последнее мы на немного более профессиональную основу встали, и костюмы шьёт другой человек, который действительно это классно делает.
‒ Как относится к Вам и вашей петрушечной традиции церковь?
‒ Мы частенько играем в залах при храмах, нередко нас приглашают священники, которые и сами с интересом смотрят наши представления.
‒ То есть это смотрится как народное представление и никаких нареканий у священнослужителей не вызывает?
‒ Ну, может быть, у кого-то и вызывает, люди разные, но я думаю, что в конечном итоге Петрушка всё-таки больше, наверное, воспринимается как персонаж, своей мудростью, прямотой идущий на пользу современному поколению, показывающий молодёжи, как не надо себя вести.
‒ Где вы выступаете?
‒ По всей России, от Калининграда до Хакасии, от Мурманска до Воронежа проехались.
Беседовал Сергей РОДНИКОВ
Источник: НИР № 12, 2024