Известен Синий камень на берегу Плещеева озера. Считается, что в валуне обитает волшебный дух, исполняющий желания всех, кто к нему обратится
В этом году исполняется 150 лет с тех пор, как А. Н. Островский написал свою знаменитую пьесу «Снегурочка» по мотивам сказок А. Н. Афанасьева. При этом мало кто знает, что загадочное племя волшебников‑берендеев, упоминаемое в пьесе, существовало на самом деле, а их царство располагалось недалеко от современного Переславля-Залесского. В рамках подготовки фестиваля «Этноскоп 2023» автор материала совершил экспедицию в это удивительное место.
Хит сезона
История появления на свет одной из самых популярных русских музыкальных пьес, по которой затем была создана всемирно известная опера и снят художественный фильм, загадочна, а во многом даже мистична. По стечению обстоятельств 150 лет назад в Малом театре Москвы, где успешно шли пьесы А. Н. Островского, начался ремонт. На это время труппу было решено временно перевести в соседний Большой театр. Возникла лишь одна проблема: Малый театр ставил драматические произведения, а в Большом театре шли балеты и оперы. Нужно было срочно создать подходящее музыкальное произведение.
В поисках выхода из сложившейся ситуации руководство обоих театров обратилось к А. Н. Островскому с просьбой написать лёгкую весеннюю музыкальную пьесу-сказку по мотивам русской старины, пользовавшейся большой популярностью в середине XIX века. Будучи активным славянофилом, А. Н. Островский с большим воодушевлением согласился на заманчивое предложение. За основу пьесы он взял русскую народную сказку «Девочка-Снегурочка» из сборника А. Н. Афанасьева. При этом само произведение было существенно переработано и расширено. Во время работы над пьесой Александр Николаевич неоднократно выезжал на место, где исторически обитало описанное им племя берендеев‑волшебников, поклонявшихся славянскому богу Солнца, весны и плодородия Яриле. Это было не сложно. Дело в том, что писатель имел в Костроме большое родовое поместье, в которое часто ездил из Москвы по Ярославскому тракту, проходившему через Переславль-Залесский. Александр Николаевич прекрасно знал не только эти места, но и бытовавшие среди местного населения древние предания и легенды.
Сегодня хорошо известен Синий камень на берегу Плещеева озера. Считается, что в валуне обитает волшебный дух, исполняющий желания всех, кто к нему обратится. Когда-то камень находился на вершине Ярилиной плеши, или Александровой горе, как она называется в наши дни. В Средневековье монахи по льду вывезли почитаемый валун в центр озера и затопили. Но он, как говорят, за несколько столетий самостоятельно выполз обратно и медленно движется обратно к горе. Этот удивительный факт был зафиксирован многими историками и этнографами, производившими соответствующие измерения. Примечательно, что на сцене Большого театра во время исполнения «Снегурочки» по замыслу драматурга была воссоздана миниатюрная копия Александровой горы.
В гости к царю Берендею
Во время изучения летописных источников и многократных поездок в окрестности Переславля-Залесского А. Н. Островский к своему удивлению установил, что племя берендеев существовало на самом деле. Причём соседние народы действительно считали их могущественными волшебниками. Первые письменные источники об этом племени датируются серединой XII века. Обитали берендеи в том месте, где сегодня раскинулось бескрайнее Берендеево болото. Во время правления Юрия Долгорукого, основавшего не только Москву, но и Переславль-Залесский, берендеи пришли в его земли из степей Причерноморья. Хотя некоторые из советских учёных считали, что знаменитое племя жило в этих местах испокон веков. Поводом к такому мнению послужили изыскательские работы советских археологов, которые, исследовав территорию болота в 1960–1970‑х годах, обнаружили на нём более двух десятков археологических памятников, датированных каменным веком и более поздними историческими эпохами. Фактически это было время строительства египетских пирамид, по официальной датировке их возведения. Мало того, многие артефакты имели на своих гранях рунические знаки и письмена.
Это могло означать только то, что берендеи жили в этих местах с древнейших времён и обладали собственной письменностью. Даже в наши дни исследователи находят на болоте древние, ранее не известные святилища этого народа. Известно, что, собирая материал для своей пьесы, А. Н. Островский специально приезжал и некоторое время жил в селе на окраине болота. Сюда же приезжал и М. М. Пришвин, который настолько вдохновился красотами Берендеева болота, что в 1941 году, почти семидесятилетним стариком, переселился жить в эти места.
Тайны Волчьей горы
От местных жителей Александр Николаевич Островский узнал, что, согласно древним преданиям, великолепный мраморный дворец царя Берендея стоял на Волчьей горе у самого края болота. Автор материала, побывавший в тех местах, может подтвердить, что вид с горы открывается просто фантастический. Скорее всего, вершина Волчьей горы когда-то была стратегической в военном отношении точкой. С неё было удобно при необходимости отражать нападения врагов. Для резиденции царя Берендея она подходила как нельзя лучше. В пользу этой версии говорят сохранившиеся вокруг горы остатки оборонительных валов, которые прекрасно видны и сегодня.
Несметные сокровища древнего правителя специально приезжал искать на Берендеево болото Н. П. Макаров, потомок кабинет-секретаря Петра I. Возможно, его отец имел доступ к неким закрытым летописным источникам и рассказал сыну об их содержании. В документах могло упоминаться предположительное место захоронения древнего клада. Известно, что Петр I со свитой долго жил в Переславле-Залесском, где построил первые корабли русского флота, которые затем волоком через леса тащили на Балтику. Естественно, что все окрестные места и монастырские библиотеки были хорошо исследованы кабинет-секретарём царя, из которых он и мог узнать вероятное местонахождение сокровищ царя Берендея. Но охотник за сокровищами обнаружил на вершине Волчьей горы лишь площадку, где ранее могла находиться крепость или терем царя Берендея. Сам же клад ему в руки не дался. Очевидно, не пришло время. Скорее всего, серебро, золото и драгоценные камни действительно существовали, но были зарыты где-то в другом месте на болоте. Пока они ещё только ждут своего нового хозяина.
Самыми интересными оказались находки непосредственно у подножия горы. Если про Синий камень на берегу Плещеева озера слышали многие, то на болоте находилась целая «каменоломня» подобных сакральных валунов. Конечно, никто их здесь не добывал. Но, тем не менее, количество почитаемых камней в форме различных животных и примитивных фигур людей просто поражает воображение. Скорее всего, в глубокой древности на болоте располагался некий культовый центр с подобными «волшебными» валунами, а Синий камень на Плещеевом озере был лишь одной из его частей.
Легенда о каменной бабе
До революции 1917 года был также невероятно популярен древний идол каменной бабы, находившийся на болоте. В 1928 году краевед Гамельман, предпринявший попытки отыскать каменную бабу, не нашёл её, но услышал рассказ местного жителя о том, что идол разбили на куски и уложили в основание железной дороги, проходящей неподалёку. Сам же идол, по словам местного жителя, – это валун размером с деревенскую печь, имеющий фигуру и лицо женщины. Считается, что последним знаменитое изваяние видел этнограф В. И. Лествицын. По его словам, с каменной бабой было связано несколько интересных легенд. По одной из них, в глубокой древности сын женщины со скандинавским именем Рогнеда утонул в озерце около Волчьей горы, которое существует по сей день. Женщина в гневе прокляла эти места. Тут же образовалось болото, а сама она окаменела, превратившись в ту самую каменную бабу.
Озерцо с островом посередине и сегодня находится у входа на Берендеево болото и почему-то буквально кишит ядовитыми змеями. Впрочем, в этом, скорее всего, виновата не мистика, а торфяники, где, как известно, очень любят селиться гадюки. В один из приездов на болото автор материала лично видел около пятнадцати змей, которые выползли на дорогу, ведущую вглубь болота, погреться на солнце. Легенда о каменной бабе – это лишь попытка местных жителей объяснить феномен, часто встречающийся в славянских и европейских сказках и преданиях, когда герой того или иного эпоса по воле мистических сил обращается в камень. Согласно третьей версии событий, которой придерживался известный этнограф Переславля-Залесского М. И. Смирнов, каменная баба могла быть образом богини древних славян Макошью. Обнаружив столь богатый фольклорный материал, А. Н. Островский на его основе создал свою знаменитую музыкальную пьесу-сказку.
А был ли монстр?
Берендеево болото до сих пор скрывает множество загадок, которые ещё только ждут своего пытливого исследователя. Во время неоднократных экспедиций на Берендеево болото автору посчастливилось обнаружить почитаемый в древности камень «улыбающееся лицо», который, по преданию, приносит счастье и благосостояние. Долгое время он считался, как и каменная баба, утраченным, но на самом деле располагался невдалеке от озерца у Волчьей горы. В то же время про Берендеево болото, как и про другие водоёмы Северо-Восточной Руси, ходили предания, что в нём живёт ископаемый ящер. Дело в том, что на севере России распространены рассказы о так называемых русских крокодилах.
О них писал во время путешествия в Московию знаменитый путешественник Герберштейн. Немец с удивлением отмечал, что белорусы в качестве божественных покровителей своих домов содержат странных змей с четырьмя ногами, чёрным и жирным телом, около трёх пядей (45–60 сантиметров) в длину. Оказывается, в центре Минска в древности существовало своё крокодилье место. Согласно легенде, неподалёку от современного Дворца спорта когда-то водились крокодилы. По размерам они уступали африканским, имели чёрный окрас шкуры и были прожорливы до мирных горожан. Последний раз белорусский крокодил был пойман в Татарском болоте Минска в 1885 году. Впоследствии чучело монстра долгое время хранилось в кабинете директора одного из реальных училищ города, но во время Гражданской войны было утрачено. Необычный инцидент, связанный с этими животными, приведён в Псковской летописи, датированной 1582 годом.
«В лета 7090 поставиша город Земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша». Современные учёные на основе летописных источников и рассказов очевидцев, вплоть до конца XIX века встречавших «русских крокодилов» в средней полосе России, установили, какое животное принимали за древнего аллигатора наши предки. Это был не крокодил, а ихтиостега. Внешне это нечто среднее между крупной рыбой и амфибией. Ихтиостега имела ноги, мощный хвост, а её тело было покрыто чешуёй. В целом она и правда сильно походила на крокодила в понимании наших предков, отличаясь к тому же крайне агрессивным нравом.
Ареалом обитания ихтиостег были как раз болота, в которых они легко могли добывать себе пищу. Однажды во время экспедиции, пройдя вглубь Берендеева болота, автор и его спутник увидели, как перед ними из заболоченного озера в болотную трясину через насыпь шириной около трёх-четырёх метров перелетело крупное, размером с кабана, существо чёрного цвета и ушло под воду. Возможно, это и был озёрный монстр. Но во время экспедиции в этом году в том месте, где в прошлом произошёл описанный случай, были найдены обглоданные деревья, как будто-то кто-то строгал колышки топором.
Находившийся среди членов экспедиции зоолог уточнил, что это работа бобров. Вероятно, ранее автор материала принял за ихтиостега крупного бобра. Но как в этом случае быть со свидетельствами других очевидцев, сталкивавшихся на Берендеевом болоте с озёрным монстром? Остаётся лишь продолжить изучение этого удивительного и необычайно интересного места.
Дмитрий Соколов
Источник: «НиР» № 8, 2023