• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Уроки русского

Уроки русского

14 марта исполняется 10 лет со дня кончины всемирно известного писателя, классика нашего времени Валентина Григорьевича Распутина (1937–2015), творчество которого горячо любимо

читателями нескольких поколений Советского Союза и современной России. В его творчестве нашли отражение глубокое понимание души своего народа, чуткое отношение к ней, – качества, которые были присущи Распутину как подлинному представителю Русского мира с его духовностью и культурой.

Распутин был невероятно требовательным к себе – редкое сейчас качество. Скромный, сдержанный, невероятно совестливый, как будто даже застенчивый, он избегал суеты.

Распутина и его коллег – Астафьева, Абрамова, Шукшина, Белова, Крупина – критики назвали «писателями-деревенщиками». Как личную боль они воспринимали исчезновение деревни и исконно русского мира.

Да, писали о деревне, но это – лишь фактура. А человеческие характеры, чувства, христианские, нравственные вопросы – всё это большая литература, унаследовавшая традиции русской классической.

Распутин утверждал, что литература – это летопись народа. Он строго и несуетно вёл эту летопись, переживал и рассказывал о трагических поворотах отечественной истории.

Книги Распутина переведены на разные языки мира, стали явлением не только в литературе, но и в общественной жизни. Его повести «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и «Живи и помни» входят в школьную программу по литературе.

Его творчество удостоено высоких наград. Герой Социалистического Труда (1987), лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010), в 2010 году был представлен на соискание Нобелевской премии в области литературы.

Почти все его книги посвящены родной Сибири, где 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда, что на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска, родился будущий мастер русской словесности. Его детство прошло в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Аталанка.

«Самое важное, – вспоминал писатель, – что я имел всё-таки смелость и ум родиться в глухой Сибири… В деревне, где всё ещё присутствовало – язык, и старые обычаи, и традиции, и люди, как говорится, прежней ещё формации…».

Писатель считал, что именно Ангара, на берегах которой прошло его детство, воспитала его, научила профессии. И от этой великой сибирской реки он узнал сказки, которые звучали в нём.

Первый рассказ Распутина, ставший знаменитым, – «Уроки французского» (1973) – о военном детстве, голодном мальчике, который живёт один в чужом городке, куда приехал учиться. По рассказу в 1978 году режиссёр Евгений Ташков снял прекрасный фильм.

«…За прототипом, – вспоминал Валентин Григорьевич, – далеко не надо было ходить. Этим мальчишкой был я. Там вымысел большой, конечно, был. Учительница не играла со мной на деньги. Но помогала. Посылку с макаронами отправляла… Она этого не помнит, но я-то помню…

Для деревенского парня французский язык, все эти прононсы, произношение… не всегда у меня это получалось… Но постепенно я набирал и говорил неплохо…».

Жизнь в больших городах – сначала в Иркутске, а потом и в Москве – не изменила Распутина.

Многие его произведения постепенно составили «настоящую эпопею умирающего сельского быта, умирающего, но населённого удивительными людьми, несущими в себе генетическую память о мощных корнях русского крестьянства».

Так считал один из его друзей – известный реставратор Савелий Ямщиков (1938–2009).

Громкую славу как одна из вершин деревенской прозы пережила повесть «Прощание с Матёрой» – пронзительный рассказ о судьбе островной сибирской деревни, во имя технологического прогресса после разлива Братского моря ушедшей под воду вместе с вековыми домами, местным кладбищем.

Повесть Распутина – сугубо реалистическое произведение, но в нём есть и вера, и мистика. Распутину удалось создать уникальные образы – мудрую старуху Дарью Пинигину и до сих пор неразгаданного Хранителя острова.

«Свет пополам переломился», – выражает основную мысль повести главная героиня, неуступчивая старуха Дарья Васильевна Пинигина. Она своеобразный «идеолог» матёринского мира, защитник его ценностей. Как символ прочности, милосердия и благодарной памяти воспринимаются поступки Дарьи, прощающейся с мельницей, избой, кладбищем. Писатель испытывает человека отношением к святым вещам и святым местам.

Это было сложное для Русской Православной Церкви время, и картины этого присутствуют в распутинской повести:

«Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издалека с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад. Правда, службу за неимением батюшки она потеряла ещё раньше, но крест на возглавии оставался, и старухи по утрам слали ему поклоны. Потом и крест сбили».

Повесть была впервые напечатана в журнале «Наш современник» в 1976 году. В 1981 году по повести снят фильм «Прощание» (режиссёры Лариса Шепитько и Элем Климов), в разные годы поставлены спектакли в театрах.

Книга пережила десятки переизданий, суммарный тираж превысил миллион экземпляров.

Валентин Григорьевич писал просто, без вычурностей, опираясь на свой (по его собственному выражению) «сибирский язык», не пытаясь никому угодить.

Критика восхищалась и восхищается красотой распутинского языка, бережным отношением к героям, тонким психологизмом, выразительными средствами и удивительной поэтикой произведений Распутина.

«Самый русский, самый ответственный за понятие русского писателя, он не мог себе позволить ни одного расслабляющего слова, ни одного неправильно истолкованного понятия», – подчёркивал его друг, писатель и литературовед Валентин Курбатов (1939–2021).

Повести Распутина, где он мастерски рисует внутренний мир героев, показывая себя не только внимательным наблюдателем, но и тонким психологом, чутко улавливающим оттенки человеческого характера, – о силе русского и особенно женского характера.

«Мне всегда было интересно писать о женщинах, – говорил Валентин Григорьевич. – Это тягловая сила была в войну. Наши русские женщины – великие труженицы. Знаю это хорошо по своим маме и бабушке. Именно благодаря нашим русским женщинам страна выстояла в войну».

«Без Бога, – говорил Валентин Григорьевич, – нет смысла жить, не то что писать».

В 1980 году в зрелом возрасте, будучи уже известным писателем, Распутин принял крещение, что по тем временам расценивалось советской идеологией как «духовное закабаление человека и его опускание до уровня ничтожества».

После гибели нашего великого государства – Советского Союза – Распутин активно участвовал в работе Всемирного Русского Народного Собора, заседания которого уже многие годы ежегодно проходят под руководством Святейшего Патриарха Кирилла (ещё когда он был митрополитом Смоленским, председателем ОВЦС Русской Православной Церкви).

Именно в те годы, 2003–2005, когда я работал обозревателем газеты «Гудок», где впервые в нескольких номерах был опубликован очерк «Афон» Валентина Распутина, которым мы все в редакции зачитывались, я имел честь познакомиться с Валентином Григорьевичем, довелось слышать его выступления на Всемирном Русском Народном Соборе, несколько раз беседовать с ним.

Одним из самых памятных стало для меня выступление Валентина Григорьевича на IX Всемирном Русском Народном Соборе, в котором он остро, нелицеприятно говорил об итогах демократических преобразований в постсоветское время:

«…Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения. То, чего врагам нашего Отечества не удавалось добиться на полях сражений, предательски содеялось под видом демократических реформ, которые вот уже пятнадцать лет беспрерывно продолжают бомбить Россию.

Разрушения и жертвы – как на войне, запущенные поля и оставленные в спешке территории – как при отступлении, нищета и беспризорничество, бандитизм и произвол – как при чужеземцах. Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории.

Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Ещё как! Чужие способы управления и хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чужая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники, чужие голоса в средствах информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и посёлков – всё почти чужое, и если что позволяется своё, то в скудных нормах оккупационного режима.

Чужое настоящее… и что же? – чужое будущее? Но чужое будущее – это уже окончательно победившее, из оккупационного превратившееся в осёдлое и хозяйское своё.

Вот такая перед нами перспектива, если наше сопротивление останется столь же вялым и разрозненным…».

Это выступление, увы, актуально и сегодня. Как и интервью, которое дал мне Валентин Григорьевич после IX Всемирного Русского Народного Собора, проходившего в год 60-летия Великой Победы, в связи с открытием под Курском самого крупного в России мемориала немецких солдат:

«– Это унижает нас, принижает нашу Победу. Мы свои воинские кладбища никак не можем обиходить, а немецкие попадают в какое-то особое, привилегированное положение. Сначала должно быть своё, а потом – чужое.

…Ах, скажет кто-то, что о нас подумают в Западной Европе, где все захоронения ухожены и все дороги – суперкласс, если мы не разрешим покаявшейся Германии с присущей немцам педантичностью и аккуратностью воздвигнуть памятники своим “героям” на нашей земле!

Да что бы ни подумали, почему мы должны об этом беспокоиться? Не лучше ли побеспокоиться о своих ветеранах войны и труда, о наших родителях, переживших ужасы войны?».

В последние годы жизни Валентин Григорьевич жил в Москве и в Иркутске.

Дочь, Мария Распутина (1971–2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории, погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске.

В 2009 году композитор Роман Леденёв посвятил Марии Распутиной «Три драматических отрывка» и «Последний полёт».

В память о трагически погибшей дочери Валентин Григорьевич передал Иркутску эксклюзивный орган, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии.

В 2012 году скончалась супруга, Светлана Ивановна Распутина, дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского.

После этих горьких утрат Валентин Григорьевич замкнулся. Он избегал прессы. Однако в 2014 году одобрительно высказывался о возвращении Крыма в состав России.

Распутин, как и прежде, отогревался душой только в Сибири, в Иркутске, на родной Ангаре…

Умер Валентин Григорьевич 14 марта 2015 года, не дожив до своего дня рождения несколько часов. Но фактически – в свой день рождения, так как на его родине из-за разницы часовых поясов уже наступило 15 марта.

19 марта 2015 года тело Валентина Григорьевича было предано земле в Знаменском женском монастыре в Иркутске, одной из старейших обителей его родной Сибири.

Освящение надгробного памятника на могиле Валентина Григорьевича – в виде православного креста, по решению семьи писателя – было совершено митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным) 26 сентября 2016 года и приурочено к Дням празднования русской духовности и культуры «Сияние России». Инициатором проведения Дней был Распутин.

Владимир Николаевич Крупин, друживший с Распутиным 43 года ипровожавший его впоследний путь в Иркутск, так отозвался тогда на кончину друга и соратника: «Как бы ни была печальна и трагична эта утрата, это прощание с человеком, писателем, есть ощущение радости в том, что он так много сделал для русской литературы и России.

И то ощущение радости перекрывает горечь прощания.

Какое огромное количество книг, прозы, статей им написано! Он был не только писателем, но и общественным деятелем. Я уверен, что Валентин Распутин – ведущий русский писатель конца XX – начала XXI века. Он сохранял наследие русской классической литературы, реализма.

Распутин был человеком трагических предчувствий, человеком большого предупреждающего накала – он говорил о том, как погибает Россия, что с ней творится, как она горит, как её затапливает.

Но вместе с тем в его работах всегда сквозила уверенность в том, что такая страна и такой народ всегда будут бессмертны. Его главный завет – любовь к России, забота о ней и работа во имя России…»

Перечитываем его книги, вспоминаем завет нам и будущим поколениям Валентина Григорьевича:

«Родина – это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом “территория”.

…Нельзя представить Родину без Троице-Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Валаама, без поля Куликова и Бородинского поля, без многочисленных полей Великой Отечественной.

…Родина больше нас. Сильней нас. Добрей нас. Сегодня её судьба вручена нам – будем же её достойны».

Источник: НИР №3, 2025

Николай ГОЛОВКИН


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix