Александр Васильевич Суворов, при крещении наречённый в память благоверного великого князя Александра Невского, прошёл свой земной путь с верой в Бога.
Его родители, генерал-аншеф Василий Иванович Суворов и Авдотья (Евдокия) Феодосьевна Суворова, в девичестве Манукова, были прихожанами храма Феодора Студита у Никитских ворот. В этом храме они венчались, здесь же крестили младенца Александра. По преданию, в юности он пел на клиросе этой церкви. Здесь в январе 1774 года он венчался с княжной Варварой Ивановной Прозоровской (1750–1806).
На кладбище возле церкви похоронена мать полководца и, вероятно, его отец. В настоящее время во дворе храма стоит памятный Крест с надписью «Место упокоения родительницы и близких великого сына и патриота России Александра Васильевича Суворова». На обратной стороне постамента Креста надпись гласит:
«Без добродетели нет ни славы, ни чести». На памятном камне – фрагмент из канона, составленного самим полководцем-христианином: «Чем Тебе воздам, Всесильный Господи, за толикое ко мне Милосердие и чем сделаюсь достойным распятия Твоего, Христе? Прах Твоего создания к Тебе вопиет. Вем, яко едиными добродетельными соединяюсь с тобой, но наг есмь сего украшения, не Милости, но Суду Твоему повинен. А. В. Суворов. Покаянный псалом, песнь вторая».
В 1927 году храм был закрыт. В 1980-е годы предпринимались попытки создать в его стенах музей Суворова.
А в 1991 году он был возвращён Православной Церкви. На церковной стене была установлена мемориальная доска с надписью «Прихожанином сего храма был Великий Русский полководец Суворов Александр Васильевич».
Дед Суворова Феодосий Семёнович Мануков до светской службы был дьяконом. Авдотья Феодосьевна стала для юного Александра первой воспитательницей – отец, видя слабое здоровье сына и не надеясь на его военную карьеру, отдал его на воспитание матери. Вероятно, именно мать и бабушка привили Александру религиозное восприятие мира. А.Ф.Петрушевский отмечал: «Весьма важную роль в образовании Суворова занимала религиозная сторона; но мы знаем только, что он отличался набожностью и благочестием, любил сидеть над Библиею и изучил в совершенстве весь церковный круг».
Благоговение к церковным службам Александр Васильевич сохранил на всю жизнь. Уже будучи маститым воином, он свято соблюдал церковные уставы, пел на клиросе и читал Апостол в церкви в своём имении в Кончанском. Его жизнь здесь во время опалы была сродни монастырской. Он поднимался рано и шёл в храм. Здесь он звонил на колокольне, разжигал кадило и подавал священнику. Во время службы как простой псаломщик читал богослужебные тексты. В этой же церкви 7 февраля 1798 года Александр Васильевич «принёс горячую молитву» перед отправлением в Итальянский поход.
Церковь во имя Святого Благоверного князя Александра в Кончанском имеет удивительную историю. Она была построена попечением Александра Васильевича Суворова. «В ноябре 1785 года Суворов подаёт высокопреосвященному Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, прошение, в котором просит: дать благословение на сооружение в его вотчине Боровичского уезда, в селе Кончанске, в его доме во имя Александра Невского церкви».
Кроме церкви в Кончанском Суворов построил ещё несколько храмов (в Новой Ладоге он собственными руками изготовил крест-распятие). Значительная часть получаемых им оброков шла на восстановление старых церквей и сооружение новых. Давая распоряжения по постройке церкви в селе Рождествено, Суворов писал: «На Рождественской Божией церкви на главах крестам должно быть самой первой работы и драгоценно позлащённым для прочности на обычай городовой, но без полулуниев».
Всю свою жизнь, включая и воинское служение, Александр Васильевич Суворов соизмерял с Божественными Заповедями. Искренняя вера в Господа Сил положена в основу Суворовской военной доктрины. Главный её постулат прославленный полководец сформулировал так: «Бог наш генерал. Он нас водит, от Него и победа». Стратег Александр утверждал: «Русский Бог силён. С Ним перелетим полётом богатырским, с Ним победим». И призывал: «Всё начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству!» (со временем этот призыв воплотился в чеканную формулу «За Веру, Царя и Отечество!»).
Это не просто дань господствующей религии. Это внутреннее убеждение. В Суворовском учении нет ни одного лишнего слова, а тем более ложного. «Молись Богу» – вот первая суворовская заповедь. Постоянной его присказкой была: «Помилуй Бог».
Все современники и исследователи отмечали отеческое отношение Суворова к солдатам. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский, князь Италийский, воспитывал своих подчинённых в христианском духе, твёрдо осознавая, что лучший воин – это христианин. Суворов не отделял религиозные чувства от воинского искусства. При штурме Измаила он призывал своих подчинённых: «Сегодня – молиться, завтра – учиться, послезавтра победа или славная смерть». Особо Суворов наставлял: «Дух укрепляй в Вере Отеческой, православной». Для чудо-богатырей он был не только любимым военачальником, но и духовным вождём.
Первым крупным трудом А.В.Суворова, в котором заложены элементы новой системы воспитания, было «Полковое учреждение», написанное в 1764 году. В нём сформулирован ряд положений, которые затем легли в основу передовой школы русского военного искусства. Главное место в «Учреждении» отведено обучению и воспитанию войск. Суворов наставлял: «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство».
Суворов сам был во всём образцом и вёл самый простой образ жизни. Ел такую же пищу, как и солдаты, вставал раньше, чем поднимались войска, одевался сромно, запросто беседовал с солдатами, знал многих по фамилиям и именам. В «Учреждении» он давал следующие инструкции ротному: «Ротный командир... своим подчинённым имеет истинную любовь, печётся об их успокоении и удовольствии, содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всём, что до их должности принадлежащем».
И это тоже есть воплощение главной христианской заповеди о любви к ближнему.
Наиболее известное творение Суворова – «Наука побеждать». Великий полководец и воспитатель понимал, что для победы необходимо укрепить солдата умственно, нравственно и физически. Суворовское положение «Каждый воин должен понимать свой манёвр» поднимало личность солдата и вселяло в него чувство человеческого достоинства, развивало у подчинённых инициативу.
Суворов избегал всего, что могло привести к понижению морального духа солдата, вызвать в нём робость. Презирая робость, он старался возбудить в войсках решительность и смелость, которые соответствовали бы его собственным действиям. Этим вырабатывалась в солдатах уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Суворов учил своих офицеров, что нужно прежде всего воспитать уважение солдата к самому себе – что соответствует учению Православной Церкви о самопознании.
В наставлениях для ротных командиров говорится: «солдат есть звание почётное». Рядовой солдат носил ту же форму, что и фельдмаршал.
Сам проявляя в боях бесстрашие, Суворов учил своих солдат: «Победи себя – и будешь непобедим». Тогда «нам мало трёх, давай нам шесть; мало шести, давай десять на одного; всех побьём, повалим, в полон возьмём».
Для преодоления страха смерти в бою он говорил: «Кто храбр – тот жив. Кто смел – тот цел. Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Кто испуган, тот побеждён наполовину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется».
При этом Суворов воспитывал в своих чудо-богатырях добрые человеческие чувства: «Если неприятель будет сдаваться, то его щадить; только приказывать бросать оружие». По отношению к мирному населению призывал солдат сохранять добродетельные свойства души: «Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник». «Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».
Суворов создал совершенную военную машину. Но не железную и всесокрушающую, а умную, творческую, человечную. Может быть, самую человечную, насколько это возможно в таком бесчеловечном деле, как война.
Осознавая схожесть служения солдатского и монашеского, Суворов призывал к твёрдости исполнения приказа, подобно тому как послушник исполняет указания своего наставника. «Умирай за дом Богородицы, за Матушку, за пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!» Или совсем просто: «До издыхания быть верным Государю и Отечеству».
Добродетель монаха и солдата – послушание. Перед штурмом Измаила Александр Васильевич, беседуя с солдатами у биваков, говорил: «Видите эту крепость? Стены её высоки, рвы глубоки, но нам надо её взять. Матушка царица велела. И мы должны её слушаться».
В своём Учении Суворов говорит: «От послушания родитца попечительное и непринуждённое наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в её совершенстве; а в сём замыкается весь воинский распорядок».
Вера Суворова была не показная. Уверенность в помощи Божией у него была абсолютная. Показательным в этом плане стал бой на Кинбурнской косе. 1 октября 1787 года пятитысячный турецкий десант высадился у Кинбурна под прикрытием пушек целого флота. Вопреки ожиданиям Суворов не стал их атаковать, приказал следить за действиями десанта и... вернулся в крепостной храм на церковную службу (!). Такое поведение командира в виду наступления противника озадачило всех. Но и успокоило. Суворов знает, что делает. После окончания литургии, когда турки подошли к крепости на версту, полководец возглавил контратаку русского отряда. Лошадь под ним была убита, и сам он с небольшой группой солдат оказался в окружении неприятеля. Бросившийся на выручку гренадер Степан Новиков спас его от неминуемого плена. Видя такое положение любимого командира, русские решительным натиском отбросили турецкие войска к берегу. Ожесточённая сеча продолжалась до темноты. Ночью остатки десанта вплавь добирались до кораблей.
Только упование на всемогущего Бога даёт такое спокойствие и позволяет молиться на виду у врага.
Ни одной битвы Суворов не начинал без молитвы. Однажды в опасный момент боя он на глазах у всех спрыгнул с лошади и несколько минут молился, распростёршись ниц, а потом отдал нужные распоряжения.
Каждую победу Суворов праздновал в храме, вознося благодарение Господу. И обязательно служил панихиду по убиенным. Награды героям тоже вручал в храме.
Искренняя дружба связывала Суворова с праведным воином Феодором Ушаковым. Забота о духовном состоянии воинства была присуща обоим великим русским полководцам. Они наставляли своих подчинённых не только в воинском искусстве, но и в нравственности.
После взятия неприступного острова-крепости Корфу Фёдор Фёдорович в честь славной победы организовал крестный ход с мощами святителя Спиридона Тримифунтского. Весь русский флот и местные жители приняли участие в грандиозном торжественном шествии.
Александр Васильевич воспитывал в христианском духе не только своих солдат. Христианкой выросла и его дочь Наталья, знаменитая «Суворочка». Его письма к ней были пронизаны отцовской любовью: «Суворочка, душа моя, здравствуй... У нас стрепеты поют, зайчики летят, скворцы прыгают на воздухе по возрастам; я одного поймал из гнезда, кормил изо рта, а он ушёл домой... Моли Бога, чтобы мы с тобой увидались. Я пишу к тебе орлиным пером; у меня один живёт, ест из рук... Прислал бы тебе полевых цветов, очень хороши, да дорогой бы высохли. Прости, голубушка сестрица. Христос-Спаситель с тобой».
Также в своих посланиях он часто наставлял дочь: «Будь благочестива, благонравна и здорова. Христа Спасителя благословение с тобою».
В одном из писем Александр Васильевич писал Наталье: «Пусть богиня невинности тобою всегда руководствует! Ты переменяешь состояние; помни, что вольное обхождение производит презрение; остерегайся вольности в поступках. Привыкай к учтивости непринуждённой. Убегай обществ, желающих блистать умом; нравы их по большей части развратны. Будь строга с мужчинами, говори с ними мало, когда они говорят с тобою; на похвалы их отвечай скромным молчанием».
Графиня Наталья Александровна Суворова родилась в семье великого полководца и его жены Варвары Ивановны, урождённой княжны Прозоровской. Этот брак был заключён стараниями Екатерины II, но оказался непрочным. По просьбе Суворова императрица определила Наталью на воспитание в Смольный институт. Девушка не отличалась особыми способностями, но приобрела репутацию «доброй, добродетельной маленькой особы». Екатерина II пожаловала графиню Суворову-Рымникскую во фрейлины и устроила её свадьбу с Николаем Зубовым.
Овдовев в тридцать лет, Наталья Александровна посвятила себя воспитанию шестерых детей. Она жила скромно в Москве, в собственном доме на Тверской улице, не участвуя в светской жизни. Детей она воспитывала в простоте и благочестии. Зимой москвичи могли наблюдать, как дочери графини Зубовой сами разгребали снег у себя во дворе лопатами.
Видно, запали в душу Суворочки отцовские слова из писем: «Любезная Наташа Суворочка! Ай, да надобно тебе всегда только благочестие, благонравие, добродетель... Божье благословение с тобою. Отец твой граф Александр Суворов-Рымникский».
Жизнь, проведённая в постоянных войнах, не позволила Суворову проявить свой литературный талант. Сохранилось всего два «разговора», написанных в молодости. Зато было создано произведение высокой духовности – «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, составленный графом Александром Васильевичем Суворовым-Рымникским»: «Отверзаю уста моя к пению славы и милосердия Tвoeгo, Господи, испытываю сердце и душу мою, и кем, яко ни едино слово довольно к пению чудес Твоих – но Ты, яко Человеколюбец, не возгнушайся моих словес и услыши мя вопиюща: Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
На склоне лет Александр Суворов, видимо, почувствовал потребность принять монашеский постриг. В прошении государю Павлу Петровичу он писал: «Державнейший Великий Монарх! Вашего Императорского Величества всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности моей прости, милосердный Государь. Всеподданнейший богомолец Божий раб граф Александр Суворов-Рымникский». Через несколько месяцев он получил императорский рескрипт о назначении его главнокомандующим союзной русско-австрийской армией. После молебна раб Божий Александр направился в Италию, где собиралось войско, выступавшее против французской революционной армии.
За десять дней была освобождена вся Ломбардия. Французская армия отступила. 18 апреля, в первый день Пасхи, Суворов торжественно вступил в Милан.
Ещё рано утром громадные толпы народа вместе с духовенством направились навстречу русскому вождю. В самом городе все улицы, балконы и крыши наполнились восторженными миланцами. В воздухе стоял сплошной гул от радостных приветствий. Это было торжество русского воинства и его предводителя. На второй день Светлого Праздника в знаменитом Миланском соборе было совершено торжественное молебствие, на котором архиепископ призывал благословение на седую голову русского полководца. При выходе фельдмаршала Александра из церкви народ устилал его путь цветами и становился на колени. Суворов был глубоко тронут, но потом говорил «Как бы не затуманил меня этот фимиам. Теперь пора рабочая».
15 мая был взят Турин без боя благодаря поддержке местных жителей. Теперь уже почти вся Северная Италия была очищена от французских войск.
Трёхдневное сражение у Треббии стало высочайшим образцом воинского духа русского солдата и полководческого гения Александра Суворова.
Указом Сардинского короля Карла IV главнокомандующий союзной русско-австрийской армией фельдмаршал граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский был возведён в княжеское достоинство с титулом «Кузен короля» и гранда Сардинского королевства. Император Павел Петрович написал по этому поводу Суворову: «Через сие вы и мне войдёте в родство, быв единожды приняты в одну царскую фамилию, потому что владетельные особы между собою все почитаются роднёю». И возвёл Александра Васильевича Суворова «в знак признательности перед целым светом» в достоинство князя Российской империи с титулом «Италийский».
«Достойному – достойное», – писал Александру Васильевичу император Павел. И приказал, чтобы войска даже в присутствии государя отдавали ему воинские почести.
Однако вместо того чтобы завершить разгром армии революционной Франции, Суворову пришлось поспешить на помощь русскому корпусу Корсакова, попавшему в трудное положение в Швейцарии.
Переход русской армии во главе с Суворовым через самые высокие в Европе Альпийские горы является несомненным чудом. Даже прекрасно снаряжённая альпинистская экспедиция проходит этот опасный маршрут с большими трудностями. Как можно было провести по нему тысячи людей с тяжёлым вооружением и техникой, под постоянным огнём противника, умом понять невозможно. Тем более что суворовские солдаты, выросшие на равнине, таких гор никогда не видели. Понять это невозможно, надо принять как факт, как истину. Совершить такой чудо-переход можно было только с помощью Божией. Ангелы были с русским войском.
В швейцарском селении Пиньиу Паникс, где закончился поход, установлено множество памятных досок, повествующих о русском фельдмаршале А. В. Суворове. Местные жители почитают раба Божия Александра покровителем здешней церкви8.
За беспримерный по трудностям и героизму поход император Павел I присвоил Александру Васильевичу Суворову высшее воинское звание – Генералиссимус всех Российских войск. «Ставя вас на высшую степень почестей,– писал в рескрипте император,– уверен, что возвожу на неё первого полководца нашего и всех веков». В беседе с Ростопчиным император добавил: «Другому этой награды было бы много. Суворову – мало. Ему быть ангелом».
В Петербурге полководцу-победителю готовился торжественный приём. Великий русский военачальник, победивший во всех сражениях, стал живой легендой, прославляющей Россию. Для наших недругов он был крайне нежелателен. В бою Суворова пуля не брала – его убила интрига. Ему было велено прибыть в столицу ночью, чтобы избежать восторженной народной встречи. И без того подорванное здоровье стало стремительно ухудшаться. Суворов исполнил последний долг христианина и простился со всеми. Его мысли теперь были обращены к Богу. «Долго гонялся я за славой – всё мечта. Покой души у Престола Всевышнего».
6 мая 1800 года земные дни великого полководца окончились. Погребальную процессию сопровождало всё население Петербурга, от мала до велика. Император Павел ожидал на Невском и с приближением гроба снял шляпу. Глаза его были полны слёз.
На кладбище Александро-Невской Лавры надгробного слова сказано не было, но когда зазвучал псалом «Живый в помощи Вышнего», многие зарыдали. Отдавая воинские почести великому полководцу, прогремели залпы из орудий. Родина прощалась со своим великим сыном.
На надгробной плите были выгравированы имя и даты жизни. Оказалось, что день рождения был записан с ошибкой, и тогда оставили простую надпись: «Здесь лежит Суворов». Этого достаточно, чтобы затрепетало каждое русское сердце. За прошедшие годы тысячи людей склоняли колена у этой плиты. Сотни тысяч обращались к нему мысленно и молитвенно как к праведнику и молитвеннику.
Если кратко, по-суворовски, сказать о духовной жизни великого полководца, то выкристаллизуется формула: Александр Васильевич Суворов – это искренняя Вера, праведная жизнь и победы, граничащие с чудом.
Владимир АНИЩЕНКОВ