Продолжение. Начало в No 11, 2023
История знаний об эфире
Основой Мироздания и главным строительным материалом Бога является эфир. С древних времён его называли по-разному.
«Первовещество», «Божественная сущность», «пятый элемент», «квинтэссенция мира», наделяя его свойствами невидимой сущности, которая питает звёзды и является местом пребывания богов. Лучшие умы зарождающейся цивилизации признавали эфир и строили свои взгляды и мнения с учётом его всепроникающего присутствия в мире.
Первые упоминания об эфире как о неиссякаемом источнике свободной энергии и вездесущей первооснове материального мира можно найти в древнеиндийских трактатах, которые дошли до наших дней. В учениях древнеиндийских философских школ Вайшешика, Ньяя, Санкхья эфир именуется «акаша», что означает «непрекращающееся сияние», «освещённое пространство», «начало проявления» или «первоначальный импульс». Опираясь на древние знания, философы Индии считали, что эфир – это «то, что лежит в основе».
Акаша описывается как бесконечное, вездесущее вещество Вселенной, которое всё пронизывает, не имеет материальной формы, но даёт основу многообразию вещей. Все объекты мира обладают свойствами пространственной отделимости друг от друга благодаря тому, что они окружены акашей и взаимодействуют с ним. Однако это вещество настолько неуловимое, что не воспринимается органами чувств человека.
Древние философы говорили и о круговороте акаши в природе, о цикличности всей материальной сущности мира. Мир во всём его многообразии формируется из акаши, но по завершении мирового цикла все материальные сущности в мире вновь обратятся в акашу, после чего с акаши начнётся следующий цикл.
Само название «эфир» (от греческого «лучезарный») появилось в Древней Греции. Развивая знания древнеиндийских философов, древнегреческие мыслители перевели индийский термин «акаша» как «непрекращающееся сияние». Эфир представлялся им как пламенеющий воздух, в котором вращаются звёзды и живут боги. По их мнению, через эфир из бесконечного мира богов просачивалась сила, которая создавала и запускала всё видимое и невидимое в материальном мире, и прежде всего жизнь.
В древнегреческой мифологии существовало разделение мира на слои. «Самый верхний, чистый, прозрачный, лучезарный слой воздуха» – это слой, в котором обитают боги, а в нижнем слое воздуха «всё временно и конечно».
Однако почти каждый знаменитый древнегреческий философ, воспринимая древневосточные трактования эфира, формировал своё учение о нём. Платон полагал, что Бог создал мир из эфира. Его ученик, великий Аристотель, считал, что планеты, Солнце, другие небесные тела и весь космос состоят из эфира, который он называл вечным и неменяющимся «пятым элементом» природы, наряду с водой, огнём, воздухом и землёй. Эфир, по Аристотелю, является передаточной средой для света и тепла, возникающих на Солнце. Аристотель этот термин употреблял для обозначения материи, из которой состоит всё. По его мнению, эфир – это то, «из чего состоит небо и что на небе». Эфир был «фундаментом» его космологических взглядов. Причём он считал, что только эфир циклично передвигается в пространстве, сохраняя свою сущность. В отличие от эфира четыре других основополагающих элемента мира (земля, огонь, воздух и вода) подвержены «возникновению и уничтожению», то есть цикличному взаимному превращению одного в другое.
Эфир как тончайшее первовещество упоминается в учениях математика и астронома Анаксагора, философа и политика Эмпедокла, философа Гераклита и многих других мыслителей древности. Об эфире как о мировой всепроникающей среде, которой присуща роль проводника любых взаимодействий в материальном мире, говорили и в последующие эпохи.
Французский философ, физик и математик Рене Декарт в начале XVII века выдвинул идею о существовании светоносного эфира, который представлялся как «тонкая материя», определяющая своими свойствами законы распространения света. В дальнейшем голландский физик, математик и астроном Христиан Гюйгенс предположил, что свет – это специфические волны в эфире, что позволило ему разработать математические основы волновой оптики.
В XVII–XVIII веках эфиром занимались итальянский физик и астроном Франческо Гримальди, датские физик и математик Расмус Бартолин и астроном Оле Рёмер, английский математик, физик и философ Исаак Ньютон и многие другие. Эфир в их теориях рассматривался как переносчик световых частиц, а изменение его плотности считалось причиной преломления и дифракции света.
В XIX веке английский физик и астроном Томас Юнг и французский физик Огюстен Жан Френель доказали теорию волновой природы света и предположили, что любой источник света запускает упругие колебания эфира, который может проникать внутрь любых твёрдых тел.
Крупнейшие мировые учёные в области физики, математики и химии англичане Уильям Томсон (лорд Кельвин) и Джеймс Максвелл, немец Генрих Герц, русский Дмитрий Менделеев и многие другие приверженцы теории эфира сталирассматриватьегокакобщийносительсвета,электричества и магнетизма и пытались раскрыть природу его свойств, оценить его плотность и энергетические возможности, представляя его в миллионы раз легче атома водорода.
О существовании эфира – «химического элемента, составляющего одну миллионную часть веса атома водорода – самого лёгкого из известных атомов», Менделеев писал ещё в 1871 году и официально опубликовал эту информацию в 1902 году. Он даже включил в свою периодическую систему нулевую группу, в которой предполагал разместить эфир и другие химические элементы, более лёгкие, чем водород.
Менделеев отдал эфиру первостепенное, хотя и «нулевое» место. Он писал, что с помощью периодического закона «...он может реально объяснить вещественность и всеобщее распространение эфирного вещества повсюду в природе и его способность проникать во все вещества не только газоили парообразные, но и твёрдые и жидкие...». Он объяснял это тем, что атомы эфира в миллионы раз легче всех существующих атомов и веществ.
В конце XIX века инженер, изобретатель и физик Никола Тесла, знаменитый и последовательный сторонник эфира, начал проводить многочисленные опыты и эксперименты, позволяющие выделить эфир как особую форму материи, свойства которой можно было бы эффективно
использовать в технике и энергетических отраслях экономики. Эксперименты Теслы наглядно показывали силу, мощь и возможности эфира. В перспективе эфир с лёгкостью мог бы решить любые энергетические проблемы всего человечества и уже в начале XX столетия стать реальной основой будущего процветания цивилизации.
Предпосылкой широкомасштабного забвения эфира послужили результаты экспериментов американских исследователей Альберта Майкельсона и Эдварда Морли, которые и самостоятельно, и совместно в период с 1881 по 1887 год провели ряд опытов по изучению свойств эфира. Необходимо отметить, что эти работы проводились с использованием недостаточно чувствительного оборудования и в условиях, не вполне подходящих для проведения чистого и всесторонне обоснованного научного эксперимента. Суть исследования касалась справедливости теории «неувлекаемого эфира» и определения зависимости скорости света от движения Земли относительно эфира.
Дело в том, что в конце ХIХ века существовало три взгляда на модель эфира, которые основывались на утверждениях, что эфир неподвижен, что тела при движении в неподвижном эфире сокращаются в параллельном к скорости направлении, что эфир увлекается движущимися телами, например, Землёй, и при этом возникает эфирный ветер, влияющий на показатели скорости света.
В результате проведённых Майкельсоном и Морли оптических экспериментов влияния «эфирного ветра» на оптические эффекты не было обнаружено. Майкельсон вполне справедливо поставил под сомнение всю теорию неподвижного эфира. Заметьте, теорию неподвижного эфира, но не сам эфир! Более того, Майкельсон высказал предположение, что эфир не является неподвижной субстанцией, а постоянно движется в потоках, которые полностью наполняют всю Вселенную, не оставляя ни единого незаполненного островка пространства.
В своё время, разрабатывая основы специальной теории относительности, Альберт Эйнштейн решил, что для объяснения электромагнитных явлений само понятие эфира не требуется. Более того, наличие эфира противоречило постулатам его теории. Нужно было или пересматривать теорию, или отказаться от эфира и эфирного ветра. Видимо, второе было удобнее и проще.
Можно предположить, учёный посчитал, что если нет эфирного ветра, то нет и самого эфира. В качестве доказательств этого утверждения Эйнштейн привёл результаты экспериментов Майкельсона и Морли, несмотря на то, что эти эксперименты не были направлены на получение доказательств наличия или отсутствия эфира в природе как такового и, следовательно, никак не могли служить основой для выводов Эйнштейна.
Кстати, результаты этих экспериментов в 1921–1926 годах были опровергнуты американским физиком Дейтоном Кларенсом Миллером, который начиная с 1906 года провёл огромное количество испытаний на усовершенствованном оборудовании по современным методикам.
Более того: в этих испытаниях участвовали и Майкельсон, и Морли. При этом Майкельсон, который не был сторонником теории относительности, анализируя результаты испытаний, сокрушался по поводу специальной теории относительности, что «его собственная работа породила это чудовище».
Серьёзные исследования в этом направлении проводились Николой Теслой, американским физиком Францем Гарресом в 1912 году, французским физиком Жоржем Саньяком в 1913 году, венгерским физиком Бэлой Погани в 1925-м, болгарским физиком Стефаном Мариновым в 1980-е годы, украинским физиком Юрием Галаевым в 2000 году. Все они отмечали поспешность выводов, сделанных Эйнштейном.
Очень прискорбно, что скороспелые выводы по результатам экспериментов Майкельсона и Морли для Эйнштейна и многих его последователей оказались достаточными, чтобы прийти к сомнительным выводам об отсутствии эфира в природе. Эфир декларировался ненужным, тем более что человечество к тому времени так и не сумело определить его физическую сущность, равно как и его место в построении материального мира, и описать его свойства.
Научные работы по эфиру перестали публиковаться в периодических научных изданиях. Мир науки вынужденно согласился прекратить программы по изучению эфира. Эфир выпал из научной жизни планеты, и практически все исследователи вскоре потеряли к нему интерес. К сожалению, в итоге они сбились с правильного пути в познании основ Мироздания.
Меня всё время интересовал вопрос: что же должно было произойти, чтобы лучшие люди научного сообщества, цвет и гордость нашей цивилизации, верившие в эфир и его основополагающую роль в построении мира, вдруг изменили своё мнение и не встали на защиту своих взглядов?
Полагаю, что главная причина постепенного охлаждения учёных к исследованию эфира в том, что они так и не смогли раскрыть физическую сущность эфира, определить его свойства, а также разработать убедительную теорию. Размышляя об эфире на протяжении многих веков, мыслители смогли описать лишь такие умозрительные свойства эфира, как невидимость, неосязаемость, высокая проникающая способность, светоносность, легковесность и т. д.
Но можно ли определить свойства эфира, если его невозможно увидеть, почувствовать или заключить в определённый объём? Можно ли построить теорию эфира, не определив его свойств? Конечно же нет. Поэтому у авторитетных учёных не было никаких весомых аргументов для положительного ответа на вопрос, существует ли эфир в природе. Следовательно, они не могли защитить эфир и вынуждены были согласиться, что его не существует. Эта ситуация сохраняется по сей день. Исключения составляют лишь очень немногие энтузиасты, которые пытаются вернуть эфиру былое признание и развивают новые прорывные технологии на основе его уникальных возможностей.
Но жизнь всё расставляет по своим местам. Как бы ни старался научный мир при изучении Вселенной обходиться без эфира, он был вынужден принимать в расчёт некие надуманные субстанции, подменяющие эфир, поскольку без этого любая теория оказывалась несостоятельной, включая и специальную теорию относительности.
Поэтому в 1915 году сам Эйнштейн также пришёл к необходимости введения в свою уже общую теорию относительности некой вездесущей среды, которая взаимодействует с телами в пространстве. Он понимал, что без существования этой среды теория лишалась всякого смысла. Ещё через пять лет в статье «Эфир и теория относительности» он написал, что «в специальной теории относительности эфир не нужен, но в общей теории относительности – он необходим». Возвращаться к эфиру он уже не мог, поэтому в качестве такой среды был принят «физический вакуум».
Однако всего лишь через 15 лет после опубликования специальной теории относительности Эйнштейн, работая над общей теорией относительности, в 1920 году в научном труде «Эфир и принцип относительности» заявил, что «пространство немыслимо без эфира», а в июне 1924 года – «мы не можем в теоретической физике обойтись без эфира».
Сравнивая взгляды Эйнштейна в различные периоды его научной деятельности, можно без труда увидеть, что, согласно его утверждениям, эфир то существует, то его нельзя обнаружить, а то его и нет вовсе. К сожалению, нельзя утверждать, что он сумел хотя бы для себя лично определиться с отношением к эфиру и его роли во Вселенной. И именно этот основополагающий, фундаментальный момент, вполне вероятно, не позволил ему решить главную задачу своей жизни – создать некую единую теорию поля, которая бы объединила и положения теории относительности и квантовой физики, и все известные фундаментальные взаимодействия. Кстати, на создание этой теории он безуспешно потратил порядка двадцати лет своей жизни.
Эту задачу до сих пор никто не сумел решить. Но решить её можно! Правда, с одним условием: ни в коем случае нельзя забывать, что в основе всего окружающего нас мира лежит всемогущий эфир! Об этом с давних пор говорили лучшие умы человечества. Только приняв эфир за основу мира, можно рассчитывать на реальное и эффективное решение фундаментальных задач, стоящих перед современной наукой.
Это верно, как верно и то, что в основе многих научных утверждений, касающихся вопросов существования Вселенной, лежат, как правило, положения общей теории относительности. Безусловно, в этой теории очень много правильных и глубоко научных предположений и утверждений. Однако в ней есть некоторые основополагающие моменты, с которыми сложно согласиться Прежде всего это относится к роли и месту эфира в Мироздании, пониманию физической сущности гравитации, природы и строения чёрных дыр во Вселенной и т. д.
К сожалению, с начала XX века физики, математики, астрономы, да и весь научный мир стали тщательно избегать термина «эфир», поэтому на передний план вышли «физический вакуум», «скалярное поле», потоки «вимпов», «тёмная материя» и прочие понятия, которые пополнили длинный список нерешённых проблем физики и космологии, в основе которых лежал так и не понятый, неразгаданный эфир.
Необходимость возвращения эфира на авансцену науки для решения этих и других проблем современной физики икосмологииневызываетникакихсомнений,таккакпрогрессивное движение научной мысли без признания эфира в качестве фундаментальной основы мира невозможно.
Многие учёные это прекрасно понимают, но не хотят нарушать уже установленные в академической среде правила, подменяя понятие «эфир» другими терминами, к примеру, понятием «физический вакуум». Причём физическим вакуумом как таковым никто в академической науке серьёзно не занимается. И от этого, как ни печально, сама же наука и страдает.
С другой стороны, проведение конкретных экспериментов по определению места эфира в природе, пониманию его свойств и физической сущности оказалось достаточно сложным мероприятием. Потому что эфир, согласно взглядам мыслителей древности, учёных Средних веков и исследователей ХVII – начала ХХ столетий, является тончайшей, практически невесомой субстанцией, всепроникающей, неосязаемой, невидимой, без цвета, без вкуса и без запаха.
Но тогда возникают вполне резонные вопросы: как же его определить и где искать? Поиск ответов на них, прямо скажем, задача непростая. По своей постановке она напоминает сказку, в которой царь отправляет неугодного ему стрельца на длительные поиски и требует, чтобы тот «пошёл туда – не знаю куда и принёс то – не знаю что».
В разные времена многие известные учёные занимались исследованием этого вопроса (Л. Эйлер, А. Столетов, К. Циолковский, В. Ацюковский), проводили многочисленные эксперименты по обнаружению эфира и предъявляли конкретные доказательства его существования (Н. Тесла, Д. Миллер, Ф. Гаррес, Ж. Саньяк, Ю. Галаев и другие), но их аргументы не показались убедительными и не изменили отношения научного мира к эфиру. «Пощупать и подержать» эфир в руках пока не удавалось никому.
Продолжение следует
Тимур ТИМЕРБУЛАТОВ (Мон Тирэй)