Небольшой, уютный Рыбинск – волжский городок, который считают столицей бурлаков, – трижды менял своё название. Из Рыбинска он превратился в Щербаков.
Потом – в Андропов и, наконец, опять стал Рыбинском. Здесь находится единственный в мире памятник бурлаку и единственный в своём роде музейно-выставочный комплекс, посвящённый братьям Нобель – тем самым, с чьим именем связывают самую престижную в мире премию. И если с бурлаком всё понятно, то с Нобелями – нет. Какое они имеют отношение к этому городу и вообще к нашей стране? Оказывается, отношение самое прямое. Нобели – шведская фамилия, однако они так много сделали в России и для России, что мы вправе считать их отчасти русскими.
Изобретатель и рационализатор
Старший Нобель, Эммануэль (1801–1872), – архитектор, изобретатель подводных мин и автор мно-
гих других инженерных разработок. Уроженец шведской Упсалы, где он получил высшее образование, затем работал архитектором в Стокгольме, однако обанкротился и был вынужден искать иных приложений для своих многочисленных талантов.
В 1832 году он переехал в Финляндию, а затем в Петербург, где получил поддержку на самом высоком уровне и даже основал механический завод. Во время Крымской войны 1853–1856 годов поставлял в русскую армию вооружение и мины собственной конструкции.
Его сыновья, братья Нобель – Роберт, Альфред, Людвиг и Эмиль, рождённый уже в Санкт-Петербурге, росли не менее предприимчивыми и талантливыми инженерами. Роберт работал на заводе у отца, а затем продолжил карьеру на предприятиях, которые основывал совместно с братьями.
Людвиг – предприниматель, конструктор станков, член Русского технического общества, сумел превратить предприятия, основанные отцом в Петербурге, в крупный машиностроительный завод «Людвиг Нобель» (впоследствии завод «Русский дизель»). В 1876 году основал вместе с братьями Робертом и Альфредом нефтепромышленное предприятие в Баку (с 1879 года – Товарищество нефтяного производства братьев Нобель), которое стало крупнейшей нефтяной фирмой в России.
Альфред в России познакомился с работами Н.Н.Зинина и В.Ф.Петрушевского по химической технологии нитроглицерина и его практическому использованию. В 1863 году им налажено производство, а в 1867 году получен патент на взрывчатые вещества, получившие общее название «динамиты». Альфред стал организатором и совладельцем предприятий по производству динамита, которые объединялись в два треста и действовали почти во всех странах Западной Европы.
Нефтяные магнаты
Итак, в 1879 году Людвиг, Альфред и Роберт создали «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». В рамках своего проекта они открыли нефтеналивные базы в поволжских городах. Отсюда горючие материалы отправлялись в десятки населённых пунктов страны. В 1912 году масштаб их производства позволил создать первый нефтеперерабатывающий завод. На тот момент в России он был единственным.
Аналогичная нефтеналивная база появилась и в Рыбинске, и случилось это уже при сыне Людвига – Эмануиле. Рыбинским отделением руководил сотрудник компании Николай Иванович Величко. Он устроил в городе огромные склады для хранения нефти, бензина, керосина. Оборот предприятия составлял сотни тысяч пудов. К 1917 году на нефтяных складах компании в Ярославле и Рыбинске числилось 113 резервуаров общей ёмкостью более 150 000 пудов. Нонаэтом «Товарищество нефтяного производства» не остановилось. В 1908 году в Рыбинске был построен судостроительный завод «Сухой док СЛИП». На нём
в основном ремонтировались суда, перевозившие нефтяные грузы. В качестве работников нанимали местное население. Сейчас это крупнейшее в Поволжье судостроительное и судоремонтное предприятие «Верфь братьев Нобель», хотя Нобели там уже и не работают.
Так Рыбинск стал крупной перевалочной базой. Нефть и нефтепродукты отправлялись с этих складов в 39 городов Российской империи и за границу.
К тому времени капитал «Бранобеля» (так называлось предприятие) превысил 32 миллиона рублей – огромные деньги по тем временам.
сохранился ряд предметов, которыми пользовались предприниматели. Среди них – корпоративный сейф и письменный стол братьев Нобель, которые никогда не покидали этих стен, весы-безмен с их фирменной печатью, уникальные документы, исторические фотографии, другие раритеты. Их по крупицам собрал рыбинский историк и краевед Владимир Рябой, который и создал этот музей. Здесь же хранятся очки А.Д.Сахарова, который передал их в дар музею.
Но самое ценное в этом музее не столько экспонаты, сколько истории, которыми здесь щедро делятся с гостями. Например, вы знали, почему Альфред Нобель, учреждая свою премию, обошёл вниманием ма-
тематику?
Оказывается, в молодости он был влюблён в Анну Дезри, дочь датского судопромышленника, жившую в Санкт-Петербурге. С ним конкурировал молодой австрийский математик Франц Лемарж. Анна же флиртовала то с одним, то с другим. Однако же пора было решать, за кого выходить замуж. И Лемарж предложил Нобелю решить задачку. Решишь – будет Анна твоей. Нет – извини.
Талантливый инженер с блестящим образованием, Нобель взялся за эту задачу, но она оказалась с подвохом, и решить её он не смог. Анна вышла замуж за Лемаржа, а Альфред на всю жизнь остался холостяком. Он был единственным из братьев, не создавшим семью и не имевшим детей. Хотя и ходили слухи, что в Рыбинске у него были незаконнорождённые дети, а сейчас здесь живут его потомки, документальных сведений об этом нет.
Учреждая свою научную премию, он отомстил Лемаржу, лишив его коллег возможности блеснуть своими талантами. Пришлось им учреждать свою премию – Филдсовскую. Она хоть и весьма престижная, но всё же не Нобелевка, о которой мечтает каждый учёный, литератор или общественный деятель.
Мистер смерть
Член Лондонского Королевского общества и Шведской академии наук, Альфред был пацифистом и сильно переживал из-за того, что его имя связывают исключительно с изобретением самого убийственного (во всяком случае, на тот момент) взрывчатого вещества. Иначе как «мистер смерть» в прессе его не называли, хотя сам Альфред наивно полагал, что люди, видя страшную разрушительную силу динамита, навсегда откажутся от войн и распрей. Получилось иначе...
Уже в старости, предчувствуя скорый конец, он написал завещание, согласно которому основная часть его недюжинного состояния должна была лечь в основу научного фонда, ежегодно поощряющего самые значительные достижения в ряде научных направлений, а также в литературе и общественных движениях.
Родственники Альфреда Нобеля, надо сказать, без всякого энтузиазма восприняли известие о его последней воле. Судебные тяжбы с попытками оспорить завещание длились много лет, однако в конце концов было вынесено решение об учреждении такого фонда, которому со временем суждено было стать самым престижным в истории науки. Видимо, им управляли, как это сейчас называется, эффективные менеджеры: фонд рос, богател, и премия, поначалу составлявшая весьма скромные суммы, с годами стала куда более значительной, а главное – рос и креп её авторитет.
Музей Нобелей – это совершено особая достопримечательность Рыбинска. Услышав о нём, многие недоумевают, но если вдуматься, ничего удивительного в этом нет, ведь братья Нобели внесли существенный вклад в развитие Рыбинска и вообще Российской империи.
Аналогов этому учреждению в России – да и в мире– нет. В Стокгольме есть музей, посвящённый Альфреду Нобелю и Нобелевской премии, но вот музея, который бы увековечивал «русских Нобелей» и Нобелевское движение в целом, больше нигде не найти.
А премия, получается, отчасти наша, российская. Во всяком случае, своё состояние, которое Альфред Нобель завещал для создания этой премии, было заработано в России. И каждый лауреат так или иначе – наш человек.
Наталия ЛЕСКОВА