• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
России быть великой!

России быть великой!

Сегодня гость нашего журнала – председатель и лидер одной из пяти вошедших в парламент партий «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» (СРЗП) Сергей Михайлович МИРОНОВ.

Партия, созданная в 2006 году, опирается на идеи справедливости и патриотизма, а её лидер известен как очень интересный, высокообразованный человек. Мы беседуем с политиком о наиболее острых проблемах современной России – и не только.

– Сергей Михайлович, говорят, на политика не выучиться, это врождённый дар. Или всё-таки можно? Известно, что у Вас несколько высших образований...

– Я мечтал быть геологом – и стал им. После армии служил в воздушно-десантных войсках, окончил Ленинградский горный институт, у меня за плечами 18 полевых сезонов и экспедиций: в Карелии, на Кольском полуострове, в Якутии, в Тыве, на Урале и ездил отдельно по Монголии, пройдя всю эту красивую страну пешком. Но когда в 1991 году рухнул Советский Союз, рухнула и геология как отрасль науки и экономики, и я понял, что нужно получать второе образование – экономическое. Мы должны были учиться 2,5 года, заниматься три дня в неделю, по договорённости и шесть дней в неделю, без каникул. И за десять месяцев мы курс прошли, у меня специальность «Управление совместными предприятиями и внешнеэкономическая деятельность».

В 1994-м меня избрали депутатом Законодательного собрания, и буквально через пять месяцев, в апреле 1995-го,– первым заместителем председателя Заксобрания. Тогда я понял, что мне нужно юридическое образование, и ещё одновременно поступил в Академию Госслужбы. В Академии учился два года, на юрфаке три, и я горд тем, что и там и там у меня красные дипломы, потому что мне нужны были эти знания. Это, получается, уже четыре высших образования. Всю жизнь меня интересовала философия, но я понимал, что сам никогда, скорее всего, не прочту произведения ни античных философов, ни западноевропейских, ни тем более наших, русских. И тогда я придумал: поступлю-ка на философский факультет Петербургского университета. Мне подготовили программу, и за восемь лет я её прошел. И действительно тогда прочёл всё, что хотел.

– Уже будучи депутатом?

– Уже даже будучи председателем Совета Федерации. Вот отсюда пять образований, и я продолжаю заниматься самообразованием, потому что без этого нельзя.

– Вами движет интерес к познанию мира? Как именно Вы занимаетесь самообразованием? Нужно ли всё это для работы депутата?

– Я понимаю, что не молодею. Я отслужил в ВДВ и привык с утра всегда делать физическую зарядку. И вот уже, наверное, лет пять я встаю ещё на два часа раньше – у меня умственная гимнастика. Занимаюсь по методике японского нейроучёного Рюты Кавашимы, который, изучая головной мозг, открыл, что его максимальная активизация возможна в двух случаях – чтение вслух и устный счёт, причем элементарный – таблица умножения, плюсминус, цифры до двух десятков, не больше. Я занимаюсь каждое утро, примерно по часу, читаю вслух Библию и другие книги – сейчас перечитываю «Войну и мир», «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского, на очереди «Записки из мёртвого дома». Это и самообразование, и поддержание интеллекта. Всё это помогает эффективно работать и на депутатском поприще.

– Нашим читателям будет интересно узнать об истории Вашей семьи.

– Я происхожу из крестьянского рода, и по линии отца, и по линии мамы. Отец из Смоленской губернии, мама – из Новгородской. В 1937 году деда по линии отца расстреляли как кулака, хотя он не был никаким кулаком. А деда по линии матери на ВДНХ наградили специальным призом как лучшего агронома колхоза. Две разные судьбы... Отец воевал на Ленинградском фронте, был профессиональным военным. Вот такая моя короткая история.

–Расскажите, пожалуйста, об идеологии Вашей партии применительно к государственному строительству. Какой, с Вашей точки зрения, строй оптимален для России?

– Новый социализм. Дело в том, что я и мои товарищи по партии категорически не приемлем капитализм. Капитализм – это эксплуатация человека человеком, во главе всего стоят деньги. А мы убеждены, что во главе всего должен стоять человек. Его самочувствие, безопасность, здоровье, жизнь. Наша идеология опирается на идею справедливого устройства жизни, то есть социализма. Тот социализм, который был в СССР, во многом реализовал идею справедливости. Самое главное, что было в Советском Союзе, о чём мы ностальгируем до сих пор, – это уверенность в завтрашнем дне, которая сегодня абсолютно отсутствует. А она должна быть! А вот все эти либеральные идеи должны уйти. Собственно, мы сейчас и видим такую масштабную перестройку и конец глобализации, в том числе после ковида, и очень рассчитываем на то, что Россия найдёт свой путь. И этот новый путь будет социалистическим, свободным от тех недостатков, которые были в Советском Союзе, но вбирающим в себя лучшее, что тогда у нас было. Центральное понятие нового социализма – справедливость. Как только люди увидят, что государство по справедливости к ним относится: начнёт платить большую зарплату, отменит пенсионную реформу и вернёт нормальный пенсионный возраст (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55), уберёт ЕГЭ, отвергнет «болонизацию» нашего образования, нормально начнёт работать Министерство культуры – тогда всё будет по-другому.

– То есть госкапитализм – тоже не для России?

– Дело в том, что, в отличие от коммунистов, мы частную собственность не отрицаем, личная инициатива должна быть, но под контролем государства. Вообще, государство должно платить пенсии, не надо никакого Пенсионного фонда – это обязанность государства и системы здравоохранения. Мы противники ЕГЭ и Болонской системы. Это всё государственные задачи.

– Сейчас патриотизм «вошёл в моду», и патриотами стали даже те, кто не так давно исповедовал либеральные ценности. Ваша партия изначально была патриотичной по духу. Каким должен быть патриотизм сегодня, какими подлинными чертами он должен обладать?

– Недавно я принял участие в учреждении общероссийской общественной организации «Мы есть русские». Ведь кроме «Всемирного русского народного собора» у нас нет ни одной общественной организации, где было бы слово «русские». И это не имеет никакого отношения к национализму, мы помним, что говорил наш президент: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин...». И создание нашей организации поддержали представители многих народов.

Дело в том, что разговоры о патриотизме – ещё не есть подлинный патриотизм. СВО совершенно по-другому показала, кто же настоящий патриот, и я очень рад этому. Не случайно президент говорил, что настоящая элита куётся на передовой. Многие ждут, что всё вернётся на круги своя... Не вернётся, всё будет по-другому! Но сегодня слово «патриотизм» звучит гордо, это не ругательное слово – а мы помним времена, когда само понятие «патриот» считалось каким-то ущербным. Только патриотизм должен быть подтверждён делами и готовностью защищать родину.

Не могу не сказать о тех идеях и ценностях, которые разделяют мои товарищи по партии. Мы считаем, что рано или поздно придётся возвращаться к первой главе нашей Конституции, к статье 13, где говорится о запрете государственной и обязательной идеологии. Обязательной по определению быть не может, но государственная идеология должна быть! И в этой связи мы считаем, что настоящий патриотизм – один из кирпичиков той самой будущей госидеологии.

–Как же вернуть категорию справедливости в жизнь, если она сегодня остаётся несправедливой на уровне её базовых законов, экономических основ, распределения благ и возможностей? Что делать, если законы либо не успевают приниматься, либо слабо работают? Как говорится, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения...

– У нас, к сожалению, до сих пор главенствует либеральная идеология. Мы считаем, что она несёт вред. Недавно один канал даже, не стесняясь, заявил: вот, мол, есть золотой миллиард, он должен обслуживать элиту, остальные – лишние на планете. То есть они ничтоже сумняшеся считают, что пять-шесть миллиардов людей должны быть каким-то образом уничтожены. Вот она, либеральная идея! Мы стремимся к совершенно другому, наш новый социализм направлен на построение справедливого общества. Когда во главе всего стоят деньги, всегда будет несправедливость. Если во главе всего будет поставлен человек, его интересы и нацеленность на развитие, то всё поменяется. Это и есть идеология нового социализма.

– Капитализм апеллирует к низшей природе человека, а человек грешен. Сегодняшний бог – деньги – позволяет покупать удовольствие и выгоду, осуществлять любые желания, потому он так популярен. А социализм – это самообуздание, некое внутреннее усилие. Если сегодня людям говорят: живи для себя и получай удовольствие, ориентируют человека на личное потребление, то массы идут туда, куда им указывают. Как с этим быть?

– Не случайно я говорю здесь про новый социализм. Потому что он предполагает, что есть интересы человека, есть справедливое отношение государства к каждому гражданину, отсюда взаимное позитивное отношение гражданина к своему государству и государства к человеку. А это рождает доверие к государству. Но я убеждён: невозможно построить такое государство без государственной идеологии.

– Возвращаясь к Вашей геологической специальности и сегодняшним интересам, хотел бы поговорить о Вашей коллекции минералов. Есть точка зрения, что минералы и кристаллы – это первичные проявления Божественной гармонии, своего рода природный образец и для человеческого духа, и для государственного устройства. Те, кто проводит аналогии между кристаллами природы и кристаллами духа, утверждают, что в самом феномене кристаллов и минералов есть некая вложенная Свыше разумность. В какой степени Вы разделяете подобные метафоры, как профессионал – и геолог, и политик?

– У меня есть ответ. Моя коллекция, которую я собирал всю жизнь и подарил государству, официально оцениваемая, кстати, в 1,5 миллиона долларов, содержит образец, который называется кольца Лизеганга. Рафаэль Лизеганг – немецкий химик конца XIX – начала XX века, современники говорили, что он – второй Леонардо да Винчи. Он гений не только в химии. Нет ни одной науки, включая даже гуманитарные (языкознание, философия), в которой бы он не сделал открытие. В результате химической реакции, которую он осуществлял, у него получились очень чёткие кольца в растворе: чёрный – белый, чёрный – белый. В дальнейшем он много изучал это явление, в особенности на примере окраски различных минералов. У меня в коллекции есть подобные образцы, я их нашёл в Монголии. Тайной колец Лизеганга занимались двое наших известных соотечественников. Первым был Павел Флоренский. Когда советская власть в 1920-е годы посадила его на Соловки, он там отсидел три года, вышел и написал другу: «Знаешь, было время подумать, и я, похоже, разгадал тайну колец Лизеганга в камнях, сейчас напишу работу». Но, к сожалению, советская власть его опять послала туда же, и там он скончался. А второй человек – это Андрей Дмитриевич Сахаров, который, до того как стал политиком, был крупным советским учёным, создателем водородной бомбы. Хотя наши учёные были атеистами, он в своё время высказал гениальную идею: кольца Лизеганга в породах – это последняя попытка Высших сил перед созданием гармонии в живом создать гармонию в неживом. То есть прежде чем появилась живая клетка, которая очень гармонична по своему строению, природа создала гармонию в неживом веществе. Это последняя гармония, в природе всё это уже сказано и сделано. Вот мой ответ на Ваш вопрос.

– Раз эта гармония есть уже на неживом уровне, а потом воспроизводится на более высоком уровне, в живой клетке и в природе, то и общественное и даже государственное устройство должно как-то ориентироваться на эту природную гармонию и соответствовать ей?

– Думаю, да, дух человека и государства должен быть красивым и твёрдым, как кристалл.

– Каково отношение Вашей партии к сфере науки и религии? Какое место, с Вашей точки зрения, эта сфера занимает в жизни страны?

– С религией всё понятно, у нас светское государство, наша фракция в эту сферу не вмешивается, хотя у нас и в стране, и в Думе, и в партии, и во фракции есть представители самых разных вероисповеданий. Я, естественно, православный, крещёный человек. У нас есть и мусульмане, и буддисты, и иудаисты. Каждый следует той религиозной традиции, которая ему ближе. В жизни России традиционные религии, особенно православие, занимают очень важное место, и так было на протяжении всей истории страны.

Что же касается науки, мы абсолютно убеждены, чтоонаунасоченьнедофинансируется.Нужно,чтобы не менее семи процентов от ВВП шло на науку. Мы не согласны с так называемой реформой РАН. Она очень навредила, и сегодня Академия – это больше какой-то клуб, а не научный центр. Но я вижу, что и нынешний президент РАН потихонечку отвоёвывает позиции. Науку должно финансировать государство, ни один частник не будет делать это всерьёз. Прикладные разработки онещёможетэпизодическиспонсировать,чтобыбыстро получить коммерчески выгодный результат. Но фундаментальные исследования – это обязанность государства, и оно должно чётко всё регламентировать. Пока этого нет, мы ничего по-настоящему в науке и промышленности не сделаем. Тем более в условиях санкций, когда мы должны рассчитывать только на себя, и должно быть импортозамещение. Но я уверен, что впереди нас ждёт рассвет российской науки!

–Вы предпринимаете какие-то законодательные инициативы по поддержке науки, Академии наук?

–Мы – единственная фракция в Госдуме, которая при рассмотрении бюджета голосует против него и готовит бюджет альтернативный. И в нашем альтернативном бюджете мы показываем, где взять дополнительные деньги, наш бюджет «богаче» на 13 триллионов рублей! В расходах мы всё расписываем: на образование, на здравоохранение, на пенсионное обеспечение – чтобы не было этого дурацкого повышения пенсионного возраста – и вот на науку.

– Что бы Вы сказали о новой парадигме государственной политики в сфере поддержки культуры, художественной литературы? Она нужна?

– Очень хорошо, что президент два года назад определил указом основы наших духовно-нравственных ценностей. Этого никогда не было, и он сделал правильный шаг. У меня и у моих коллег очень большие претензии к Министерству культуры, которое постоянно ссылается на то, что не может вмешиваться в творческий процесс. Мы, кстати, подготовили новую редакцию закона о культуре. Да, творчество – это святое, но если ты хочешь демонстрировать плоды своего творчества – будь то книга, фильм, спектакль, давай мы проверим, соответствуют ли они тем самым духовно-нравственным ценностям, о которых писал президент. Соответствуют – тогда, возможно, мы выделим деньги. Не соответствуют – тогда пиши «в стол», устраивай на кухне спектакль, делай что угодно, но в частном порядке. Вот принцип, который, я уверен, не стоит терять Министерству культуры.

– Вы согласны с тем, что, по идее, должен быть госзаказ? «Вставай, страна огромная» появилась 26 июня, через четыре дня после начала войны, а в наше время за два года не создано ничего сопоставимого по силе воздействия.

– Конечно, и госзаказ должен быть, и творческие люди должны понимать, что государство готово помочь финансово, в том числе вот такими заказами.

– Почему недостаточно эффективно работает указ президента о традиционных ценностях? Мы не изучаем источник этих ценностей – фольклор, народные песни, танцы, обычаи, а в обществе преобладают урбанистические идеалы, в то время как традиционная культура воспринимается через призму навязанных клише.

– Ответ лежит на поверхности. Этому вопросу не уделяется должное внимание, и никто не пытается показать привлекательность традиционного искусства, потому что нет государственной идеологии! Как только она появится, а базироваться она, конечно, будет на духовно-нравственных ценностях, о которых говорится в Указе президента, ситуация изменится, запустятся соответствующие механизмы. И тогда станет совершенно понятна и роль государства, и ожидания от деятелей культуры. Что-то мне подсказывает, что ситуация будет меняться в правильном направлении.

– Важна идеология, но важен и тот новый тип человека, который будет её осуществлять. И, кстати, появился уже указ, поручение о мерах и шагах, создающих условия для формирования и развития гармоничной личности. Может быть, это поспособствует развитию страны? Гоголь в 1835 году говорил о Пушкине, что это – новый тип русского человека, который будет жить через 200 лет. До указанного срока осталось всего 11 лет, времени не так много...

– Я родился в Царском Селе, и Лицей, и Екатерининский парк – это места моего детства. Для меня Александр Сергеевич Пушкин – великий патриот, великий поэт и великий даритель могучего русского языка, воспевший и свободу, и империю. У него была абсолютно патриотическая гражданская позиция, он этого не скрывал и выступал против врагов русского государства. Поэтому пушкинский день, 6 июня,– национальный праздник, и мы все это помним и чтим и будем чтить нашего гения, он для нас действительно образец светлого и гармоничного человека.

– Что Вы думаете о современной политике миграции? Не кажется ли Вам, что в том виде, в котором она проводится сегодня, она размывает наш национальный менталитет и несёт в себе больше разрушения, чем пользы? Что на законодательном уровне можно и нужно сделать в этом отношении?

– Должен сказать, что наша партия – единственная, которая очень жёстко ставит эти вопросы. Мы убеждены, что нужно вводить визовый режим со странами Центральной Азии и прекращать всю эту незаконную миграцию. Если мигрант нарушил закон, он должен по закону и ответить, а все его родственники должны быть депортированы из нашей страны. Мы внесли законопроект об ограничении пятью процентами квоты на работу мигрантам в любых сферах. Я уже предлагал президенту, чтобы миграционную службу забрали из МВД и напрямую подчинили президенту. Это должно быть силовое ведомство, потому что, по разным оценкам, около 15 миллионов мигрантов находится на территории Российской Федерации, и из них 70 процентов – незаконно. А это почва для различных преступлений. Нужно наводить порядок!

– А возможно ли их всё-таки как-то «окультурить»?

– Нет, они этого сами не хотят, создают замкнутые анклавы, и местные власти позволяют это делать. Они не хотят ассимилироваться, желают жить по своим обычаям и даже по своим законам. Но есть и те, кто действительно нам нужен: редкие специалисты с высшим образованием, которые прекрасно владеют русским языком.

– Нужна ли, на Ваш взгляд, России новая православная философия труда? Она хорошо отработана в протестантской этике, в русской православной традиции – в меньшей степени. Но сейчас на Западе этика труда уступает место гедонизму, а человек труда – человеку потребляющему и развлекающемуся.

– В этой теме я начал бы с того, что всегда исконно присуще нашей стране, – это соборность, если говорить религиозным языком, или коллективизм – в советской терминологии. Это не одно и то же, но всем понятно, о чём идёт речь. Эти коллективистские черты проявлялись всегда и во всём. Дом сгорел – вся деревня строит. И сейчас, в условиях СВО, эта потребность помогать, собирать продукты питания, тёплую одежду, вязать маскировочные сети проявляется в общей заботе и труде. На Западе тоже трудолюбивый народ, но там труд индивидуалистичен. А у нас, наоборот, все вместе – соборность в молитве, коллективизм в труде. И здесь на этой почве надо показать красоту совместного творческого труда, который действительно созидает.

– Сейчас некоторые эксперты говорят о предстоящей тридцатилетней войне, кто-то говорит и о столетней войне – всё-таки против нас мобилизовано 50 государств. А война – это всегда успешная мобилизация, единство армии и тыла. Но вот на мероприятии в Госдуме, посвящённом писательским проблемам, я услышал пугающую статистику: в московских магазинах 94 процента книг – переведённые с английского и других языков и только шесть процентов создано русскоязычными писателями, на русском языке. Мы знаем даже, что недружественная нам Франция до Макрона в отсутствие войны охраняла свой национальный кинорынок, где по закону, если мне изменяет память, 50 процентов фильмов должны быть французскими, без Голливуда. Какой должна быть культурная мобилизация сегодня?

– Увы, настоящей культурной мобилизации нет, это вина культурной элиты и чиновников, связанных с культурой. Недавно на одной конференции выступала моя соратница, депутат Яна Валерьевна Лантратова. Она применила очень интересный образ: у нас сейчас четыре России – одна Россия, которая сражается на поле боя; вторая волонтёрская – она помогает в сражении; третья – Россия, которая считает, что вообще ничего не происходит, она развлекается, жирует, устраивает «голые вечеринки»; и четвёртая – это «Россия уехавшая», представители которой предали нашу родину. И она говорит: на самом деле должна быть единая Россия – побеждающая. Полностью с ней согласен! И в этой связи нам действительно нужно возвращаться к истокам и серьёзно думать о воспитании в парадигме традиционных нравственно-духовных ценностей, о которых говорит президент и на которые мы должны опираться в диалоге с нашим молодым поколением – не нужно стесняться их продвигать. Чтобы они были понятны и близки людям, и прежде всего детям, чтобы дети воспринимали их как базис, платформу всей нашей общественной жизни.

– Как Вы оцениваете самые последние изменения в стране, устраивают ли они Вас, и какие надежды Вы с ними связываете?

– Значительные изменения произошли, и ещё бóльшие предстоят. У нас новое правительство, 7 мая вступил в должность Президент России. И главная основа для будущих изменений – это программный Указ о национальных целях развития страны, который Владимир Владимирович подписал в день своей инаугурации. В Указе действительно обозначены прорывные социальные цели.

Например,впервыевдокументетакогоуровняставится задача по преодолению не только бедности, ноиимущественногонеравенства.Адляэтогоглавный инструмент – полноценная прогрессивная шкала подоходного налога, которая сейчас будет обсуждаться в рамках налоговой реформы, также анонсированной президентом.

Партия «Справедливая Россия – За правду» с момента основания, практически ежегодно, вносила свои предложения по прогрессии НДФЛ, сейчас такой законопроект также на рассмотрении правительства. И я надеюсь, что именно нашу концепцию правительство возьмёт за основу. Не надо покушаться на доходы большинства населения, не надо поднимать налог для среднего класса, но необходимо значительно увеличивать ставки для богатых и сверхбогатых. А для малоимущих подоходный налог нужно обнулять. И такая шкала НДФЛ – это первый эффективный шаг к сокращению социального неравенства.

В Указе Президента также обозначены чёткие демографические цели – по росту рождаемости, в том числе третьих детей. Это означает упор на многодетность, только так можно решить острейшую демографическую проблему. У нашей партии есть целый комплекс предложений по поддержке семей с детьми и поощрению многодетности. Это и прогрессивная шкала маткапитала, и жилищные субсидии, когда государство погашает часть ипотеки с рождением каждого ребёнка, начиная уже с первенца. И я надеюсь, что новое правительство всерьёз займётся демографическим вопросом. Кстати, при формировании кабмина мы предлагали создать отдельное министерство по демографии. Считаю, что на фоне стоящих задач и вызовов нужно такое профильное ведомство.

Отмечу, что одна из самых значимых кадровых перемен в правительстве – назначение новым главой Минобороны Александра Белоусова. Экономист во главе военного ведомства – вроде бы неожиданно. Но, на мой взгляд, это очень логичное решение. Сегодня как никогда необходимо грамотно распоряжаться немалым оборонным бюджетом, повышать обеспеченность нашей армии ресурсами и технологиями, создавать ей надёжный экономический тыл. Уверен, у нового главы Минобороны всё это получится.

И я также надеюсь, что в ближайшие годы нас ждут победы не только на полях сражений, но и на социальном фронте.

– Что бы Вы пожелали читателям журнала «Наука и Религия»?

– Желаю здоровья и веры в нашу великую Россию. Я в своё время придумал такой слоган, которым завершаю практически все свои публичные выступления: России – быть, России быть великой!


Беседовал Сергей КЛЮЧНИКОВ


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix