• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адлер: от форта Святого Духа до первых дачников

Адлер: от форта Святого Духа до первых дачников

Глядя сейчас на шумный и многолюдный Адлер, входящий в состав городского округа Большой Сочи на правах курортного внутригородского района.

Трудно представить, каким он был 155 лет назад. Какой была его архитектура? Чем занимались жители? Как работали, отдыхали? Давайте попробуем окунуться в атмосферу тех лет...


В Адлер – по морю

После окончания Кавказской войны в 1864 году русские крепости, выстроенные по побережью Чёрного моря, постепенно стали переходить к гражданской жизни. Форт Святого Духа (или Константиновское – ранние названия Адлера) с 1868 года также превратился в гражданское поселение.

До начала строительства Новороссийско-Сухумского шоссе в 1892 году вся жизнь Адлера (как и других приморских мест) зависела от моря. Пассажирские, грузовые перевозки осуществлялись по-разному. Вот что пишет об этом Арсений Верещагин в своих «Путевых заметках по Черноморскому округу» (Москва, Типография А. И. Мамонтова, 1874):

«Благодаря влиянию и распорядительности директора Одесской главной конторы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) контр-адмирала Н. П. Чихачёва число пунктов сообщения пароходов с береговою линией Черноморского округа значительно увеличилось».

Пассажиров вдоль Черного моря перевозил пароход «Великий князь Михаил». По словам Верещагина, он заходил в Адлер «один раз в две недели... Также один раз в две недели в Адлер заходит грузовое судно».


Пароход «Великий князь Михаил» и турецкие лодки

Это был колёсно-почтовый пароход, построенный в 1865 году на верфи в Ньюкасле (Англия). Экипаж – 32 человека, водоизмещение – 1200 тонн, грузоподъёмность 409,5 тонны, длина 64 метра. Спустя 20 лет пароход был перестроен для эксплуатации в морских условиях – снято колесо.

Для перевозки людей и лёгких грузов также использовались шхуны Азовской береговой флотилии.

Но самый распространённый вид морского транспорта в то время – фелюги (фелуки). Это были длинные узкие лодки с одной мачтой. На ней, в случае необходимости, поднимали парус. Фелюги вошли в золотой фонд русской литературы. Так, в повести Лермонтова «Тамань» (роман «Герой нашего времени») вольный контрабандист Янко управляет именно такой лодкой. Другой персонаж этой же истории, слепой мальчик, говорит, что Янко – татарин из Керчи.

Фелюжий промысел первоначально был уделом турок, но позднее в шкипера и матросы стали набирать поселян или казаков бывшего пешего Шапсугского батальона.


Адлер в 1870‐е годы

Обратимся вновь к заметкам Арсения Верещагина (1873): «Бывшие укрепления Святого Духа, или поста Адлер, весьма легко узнать издалека, например, с парохода, по тем высоким и красивым пирамидальным тополям, которые правильным четырёхугольником окаймляют развалины упомянутого укрепления. Таких тополей НЕТ по всему прибрежью Черноморского округа...».

«Укрепление Святого Духа лежало в полувёрстном расстоянии от морского берега; теперь (1873 год.– Г.Э.) оно представляет груду камней, убежище для разных гадов (змей. – Г. Э.). В уцелевшем деревянном здании, в котором, по всей вероятности, помещался батальонный госпиталь, теперь помещается казачий пост. Ближе к морю раскинуто несколько турлучных построек, где проживают разные служащие и частные лица; ещё ближе к морю, против самой пристани (ныне в этом здании работает ресторан. – Г. Э.), находятся пять или шесть духанов, прочно устроенных, в которых можно найти всё необходимое, в особенности для поселян».

Турлучные постройки – распространённый в старину на Кавказе и на Кубани тип строений. Их основа – каркас из сплетённых веток или досок. Пустоты забиваются смесью соломы и навоза, верхний слой разравнивается, затем стены белят известью.

Вот что говорится в справочнике «Черноморское побережье Кавказа» (1916, составитель В.П.Доброхотов):

«Следы укрепления Святого Духа (фундаменты) до 1916 года находились близ церковной ограды. В 1880-х годах выходцы по преимуществу из Каменец-Подольской губернии, ранее в количестве 20 дворов поселившиеся в местечке Ахштырь, перешли в Адлер».

У Доброхотова в той же книге говорится об исторических достопримечательностях Адлера: «единственной церкви оригинальной архитектуры» и «скромной братской могиле 11 нижних чинов (кенотаф), убитых бомбою при бомбардировке с. Адлер во время русско-турецкой войны в 1877–1878 годах».

Захоронение это сохранилось до сих пор на территории Адлерского Троицкого храма. История этого храма драматична, как и большинства культовых православных построек. На месте нынешней церкви Святой Троицы ещё в XIX веке, предположительно в 70-е годы, построили небольшую церковь во имя Святого Духа. Но в 1948 году Святодуховская церковь была разрушена. Из её камня в 40-е годы XX века в Адлере построили кассы агентства Аэрофлота, пункт Добровольной народной дружины. На месте церкви, на её фундаменте, возвели летний кинотеатр «Победа».


Инфраструктура села Адлер

В 1874–1910 годах в Адлере имелись:
–двухклассное училище Министерства народного просвещения,
– Святодуховская церковь,
– две гостиницы на берегу моря – «Южная» и «Лондон», – несколько гостиниц в центре села, среди которых лучшая – «Гранд отель»,
– две больницы – переселенческая и строителей Черноморской железной дороги,
– таможня,
–три пароходных компании (Российское общество, РОПиТ, Черноморско-Азовская). К 1916 году Адлер по-прежнему остаётся селом, но в нём появляются новые учреждения:
– Адлерское отделение Сочинского общества сельских хозяев,
– Кредитное общество,
– табачные и сельскохозяйственные склады,
– электротеатр «Гранд Био» (построен в 1908 году).

О последнем объекте в справочнике Доброхотова гово-
рится: «Имеется недурной кинотеатр “Гранд Био”, служащий единственным местом развлечения адлерцев. Клуба в Адлере нет. Его заменяют многочисленные турецкие кофейни, куда по вечерам сходятся местные жители. Имеется достаточно лавок и магазинов с продажей всего необходимого, почтово-телеграфная контора, аптека, гостиницы, столовые».

В Адлере действовало немало торгово-промышленных фирм (по справочнику Доброхотова):

– аптека и аптекарский магазин «Прогресс» (находились в деревянном здании на улице Демократическая),
– кофейни «Южная», «Центральная»,
– кожевенный завод Капикраньяна,
– завод шипучих вод Лолуа,
– фотография «Лео»,
– бетонный завод в имении Д. В. Драчевский),
– магазин платья Метаксы,
– мануфактурные магазины – Метаксы, Спанаки, Гаранько,
– гастрономические – Губарева, Метаксы.


«Некоторое представление об Адлере»

На суше грузы перевозили на буйволах, в больших телегах. Животные эти очень выносливы, могут поднять любую тяжесть, но сами трудноуправляемы из-за медлительности и упрямства. В жару буйволы укладывались посреди лужи, тогда поднять их было невозможно.

Вместе с буйволами в грязи любили поваляться местные свиньи – высокие, тонконогие, с тёмной щетиной. Рождались такие детки после «свиданий» домашних свинок с лесными кабанами. В лужах плавали и гуси. Улицы не знали ни щебёнки, ни даже песка. Всё это появится позже. В летний зной глина пересыхала, превращалась в пыль. Стоило кому-то пройти или проехать, она поднималась облачком вверх.

В 1903 году в своей книге «Край гордой красоты» журналист С.И.Васюков так писал о том, что увидел в Адлере: «Село большое, с площадью и прямыми широкими улицами (ныне – Кирова, Маркса и Просвещения – Г. Э.), с мелочными лавками, торговлей местными винами, трактирами и многими кофейнями. Прибавьте к этому одну гостиницу, очень чистенькую, под фирмой “Миръ”, и один извощичий фаэтон, и тогда можно получить некоторое представление об Адлере с его маленькими хатами, с небольшими садиками, с непрерывно цветущими китайскими розами...».


Занятия адлерцев

Основным видом сельскохозяйственной деятельности жителей Адлера и близлежащих к нему селений в конце XIX и вплоть до 40-х годов XX века стало табаководство.

Более 2000 квадратных километров в Сочинском районе (примерная площадь нынешнего Большого Сочи) занимали плантации табака. Молдовка, Адлер, Лесное, Высокое, Медовеевка – все эти деревни и сёла занимали посадки табака. В основном выращивали два турецких сорта: «Трапезунд» и «Самсон».

Общий доход от продажи табака Адлера и окрестностей в 1913 году составлял 1500000–2000000 рублей. Ежегодный урожай со всех плантаций – 200 тысяч пудов.

Весь табак свозился в Адлер. Продавался оптом на ежегодной Покровской ярмарке, которая проходила в ноябре. Крупные партии местного табачного листа закупали турецкие коммерсанты-посредники.

Второй по важности и прибыльности вид деятельности жителей Адлера – лесозаготовки. Дубовая клёпка, заготовленная от Гагры до Адлера, шла на верфи в Марсель.

Третье место среди занятий местных жителей занимало рыболовство.

Огородничеством в основном занимались болгары, молдаване. Из русских поселенцев товарное огородничество (для рыночной продажи) было развито только у жителей села Нижняя Николаевка (теперь это микрорайон Кудепста Адлерского, частично Хостинского районов). Адлер славился рассадой капусты. Высевали её в грунт в октябре. Весной развозили по всей Кубанской области и Черноморскому побережью. Ежегодно Адлер производил капустной рассады на 30 тысяч рублей.

Молдаване сёл Весёлое, Пиленково, Молдаванка выращивали бахчу в промышленных масштабах. Арбузы у них большим оптом закупали турецкие купцы.

Адлер обслуживал свыше 30 селений, снабжая их колониальными и мануфактурными товарами, готовым платьем и обувью.


Дачи и дачники

С 80-х годов XIX века в России начинает формироваться дачная культура. Появляется отдельная прослойка общества – дачники. Стать дачником может кто угодно. Независимо от положения, сословия, звания, социального статуса и должности. Дачник – это существование вне статуса, иллюзия социальной свободы и равенства, ограниченная летними месяцами. Люди снимали или строили дачи в красивых местностях, проводя в них лето, а на зиму возвращаясь в город.

Дачный отдых предпочитали поездке в Европу не только разночинцы, но и дворянская элита. В том числе и князья, камергеры, высший генералитет, высокопоставленные чиновники.

Официальная доктрина министра просвещения графа Урусова гласила: «Православие. Самодержавие. Народность». Богатые и знатные люди делали, как бы сейчас сказали, «селфи» в народных костюмах и на фоне крестьянских изб. Но имения были не у всех, так как содержание их требовало крупных вложений, уплаты больших налогов, а для обслуживания имения был необходим обученный контингент слуг, работников. Тогда как дачу можно было снять на один-три месяца, из обслуги достаточно были кухарки и сторожа (он же садовник). Дачный отдых был демократичным, позволял не придерживаться сословных предрассудков.

Стало модным и желанным иметь дачу на берегу Чёрного моря. Коснулось это в первую очередь и Черноморского округа (нынешняя территория Большого Сочи и Туапсинского района Краснодарского края, Новороссийска).


Землевладельцы Абрашкевичи

Из «Путевых заметок» Арсения Верещагина: «Частично по низовьям реки Кудепсты, а бóльшая часть по реке Хероте и притоком ея, ещё в 1868 году были проектированы 32 участка, по 50 десятин в каждом, доверителем господин Абрашкевич».

Эта вырезка участков была чуть ли не первым фактом приобретения земли в Черноморском округе, на основании Устава о городском и сельском хозяйстве. «О достоинстве этих участков ничего не могу сказать, – пишет Верещагин, – тем более что бóльшая их часть находится за лесом, вырезанным в казённое (государственное.– Г.Э.) ведомство и расположенным на берегу моря. Интересующимся упомянутыми участками я прошу прочитать заметку одного из доверенных лиц господина Абрашкевича, помещённую в No 37 “Русской летописи” за 1871 год».

Давайте запомним это: между морем и участками под дачи в 1870–1873 годах был лес. Ориентировочно – там, где сейчас находятся плантации киви Адлерской опытной станции – филиала ВИР (Всероссийского института генетических ресурсов имени Н.И.Вавилова). Станция в Адлере начала работать в 1935 году. Однако вернёмся в начало XX века.

Хозяев культурных и дачных участков в районе Адлера и его окрестностей к 1916 году насчитывалось более 100! Среди собственников участков на Адлерской даче были князья А.Д.Оболенский, И.Д.Лобанов-Ростовский, В. Н. Массальский, министр внутренних дел П. Д. Святополк-Мирский, камергер Двора Его Величества А. А. Куломзин.

При межевании земли по реке Херота, доверенном господину Абрашкевичу, некоторые участки были нарезаны крайне неудобно, вытянутой, длинной или изогнутой формы. Часть доверителей, весьма состоятельные люди, приехав в 1870 году для осмотра своих участков, от них отказались. Однако за Абрашкевичем (или Абрашкевичами?) имение на Хероте числилось до 1913 года, когда в гостях у владельца побывал Александр Александрович Старк* (1849–1933) – известный русский энтомолог, автор книги «На русской Ривьере» (1913).

Имение Абрашкевича «Аврора», в котором однажды побывал Старк, тогда было засажено великолепными арбузами. Хозяин принимал гостей радушно и накормил вкусным завтраком. Вот только как звали гостеприимного владельца имения, Старк в своём очерке не указал.

Согласно документу о межевании, который хранится в Центральном государственном архиве древних актов, Василий Данилович Абрашкевич, надворный советник, стал владельцем земельного участка площадью 163 десятины 1500 квадратных саженей в 1868 году. Но тот ли это был человек, к которому заходил А. А. Старк спустя 45 лет после покупки земли? На этот счёт у автора большие сомнения. Однако на сегодняшний день именно Абрашкевичей, кем бы они ни были, можно доказанно считать первыми дачниками Адлера. Они не просто купили землю, но и вели здесь прибыльное хозяйство.

Подробнее о впечатлении Старка от имения читаем в его сочинении «На русской Ривьере. Из дневника охотника»: «Пройдя небольшую речку Хероту, подходим к воротам с надписью: “Аврора, имение Абрашкевича”. Отсюда до бывшего укрепления Свято-Духовского, при устье Мзымты, ещё версты три. (Ориентировочно от нынешней остановки «Водоканал» в сторону гор около 500 метров.– Г.Э.). Место развалин Свято-Духовска отлично видно по чрезвычайно высоким, пирамидальным тополям, его характеризующим, но стены и башни укрепления уже растасканы по камешкам. У абхазцев место это называется Лиеш, а у турок – Ардиллер, откуда наше современное Адлер, хотя гораздо лучше было бы сохранить наше русское “Свято-Духовск”...

Тляходыг (спутник Старка.– Г.Э.) говорит, что можно значительно сократить путь, если, оставив в стороне Адлер, пойти через Абрашкевича... Аргументы все очень веские, а к тому же Абрашкевич – очень гостеприимный хозяин, и мы поворачиваем в ворота. Проходим по великолепным полям, покрытым отдельными купами грецких орехов и засеянным арбузами. Арбузы очень выгодны; они дают большой урожай, и сбыт их обеспечен; со всего Черноморского побережья их вывозят в Турцию. Давно прежде эти великолепные поляны были покрыты дремучим лесом, защищавшим ряд горских селений от покушений с моря.

В этом дремучем лесу в 1837 году войска наши, занявшие долину Лиеш для постройки Свято-Духовского укрепления, наткнулись на скрытое скопище горцев; в произошедшей стычке был убит известный писательдекабрист, сосланный на Кавказ, Бестужев-Марлинский.

...тело его не было разыскано, но Абрашкевич на одном месте поставил каменный крест и уверяет, что это именно и есть место гибели Марлинского. Точно ли тут погиб Марлинский или не на этом самом месте, решить, конечно, совершенно невозможно, но, во всяком случае, трогательный поступок Абрашкевича весьма похвален и заслуживал бы полного подражания и в других местах побережья...

...Посредине этих чудных, совершенно ровных полян, покрытых изумрудною зеленью, протекает маленькая речка с чрезвычайно холодной водой. На другом берегу этой речки, на оригинальном холме, расположена и усадьба самого хозяина. Абрашкевич встретил нас очень радушно и, несмотря на ранний час, – солнце недавно лишь показалось из-за высоких Бзыбских гор, – накормил нас обильным завтраком и дал ещё на дорогу великолепных арбузов.»


Молдаване в Адлере

Абрашкевичи – фамилия, которая встречается в Западной Белорусии, Польше и в Бессарабии. Адлерские носители её, скорее всего, были молдавских кровей. Косвенное доказательство тому то, что молдаван (переселенцев из Бессарабской губернии) в Адлере и окрестностях обитало немало.

Так, к 1916 году в селе Адлер проживало 6000 человек. Из них 37 процентов – русские, 17,5 процента – греки, 12,6 процента – имеретины (грузины), 10,2 процента – молдаване, 6 процентов – армяне.

Сёла Весёлое и Пиленково также основали переселенцы из Бессарабии на месте аула абхазского князя Решида Гечба, когда после окончания Кавказской войны в 1864 году населявшие эти земли абазины (один из народов адыго-абхазской языковой группы) переселились в Османскую империю (Турцию).

Установлено, что один из братьев Абрашкевичей – адлерских землевладельцев – был механиком, который проводил ходовые испытания двигателя крейсера «Аврора», ставшего впоследствии легендарным.

Автор продолжает работать над документальным установлением биографий землевладельцев Адлера конца XIX – начала XX века. В том числе продолжается сбор данных о родословной Абрашкевичей, среди которых были знаменитые флотостроители. В скором времени эти истории станут достоянием читателей.


Гала ЭЙСНЕР
г. Сочи


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix