Ад в религиях рассматривается как место наказания грешников, населённая демонами область, где сконцентрировано и само зло, и наказания за него. Ад – это некое силовое поле страданий, мук и боли.
В метафорическом смысле об аде говорят как об инфернальной реальности, которая отделена от земного мира некоей завесой, но которая всё время, подобно вулканической лаве, стремится прорваться к нам в том или ином виде. И, наверное, правомерен религиозно-эсхатологический взгляд на человеческую историю как смену эпох, одни из которых были ближе к аду, другие отдалялись от него и пытались приблизиться к другому, светлому полюсу. За примерами далеко ходить не нужно: поздний Рим с его развратом, моральным вырождением и снижением пассионарности был, без сомнения, окутан тёмным облаком метафизического зла, и этот казавшийся нерушимым, но внутренне разлагавшийся мир смогли разрушить более грубые, но всё же здоровые по своей природе народы. Свет и тьма, ад и рай в истории в чистом виде не существуют, но совершенно очевидно, что, например, Средневековье, прежде всего то, которое называлось Высоким, при всём своём несовершенстве было попыткой обуздать ад и зло. Его жёсткий уклад нёс в себе куда меньше «адских» признаков, нежели жизнеустройство позднего Рима.
Конечно, политические и идеологические противники друг с другом не договорятся и скорее будут обвинять друг друга в принадлежности к адскому началу, чем признают наличие внутренней тьмы в самих себе. Но есть в мире строй и политическая система, которая, казалось бы, одинаково отвергается самыми разными идеологиями – это фашизм с его газовыми камерами, культом смерти, насилия, войны, теорией расовой чистоты и превосходства. Но, как показала история, у современного фашизма могут быть самые разные формы, иногда по внешним признакам далёкие от классического немецкого «первоисточника». Современный либеральной строй и уклад жизни вроде бы не сходится с фашизмом в своих основных чертах. Там – культ фюрера, здесь – свободные выборы, там – воспевание здоровой (пусть и в нацистском понимании) семьи и отрицание сексуальных перверсий, здесь – критическое отношение к старинным формам семьи, сексуальная революция без берегов и укрепляющийся культ перверсий, там – притеснение меньшинств и преследование людей по составу крови, здесь – наоборот, привилегированное положение меньшинств и угнетение здорового большинства.
Но если мы всмотримся в ситуацию и динамику событий пристальней, то увидим, что либерализм в своих крайних положениях всё теснее сближается с фашизмом как с политической и идеологической диктатурой. Мы видим, что свободные выборы в той же Америке сохраняют внешние черты либерализма только в том случае, если проходит нужный кандидат, по которому есть консенсус. А если это чужой, «неконсенсусный» кандидат, как тот же Трамп, то проявляется такая степень авторитаризма, которая характерна для чисто фашистских режимов. Вспомним совершенно неконституционное поведение владельцев крупных социальных сетей, заблокировавших Трампа, когда возник риск его победы. Мы видим, что свобода сексуальной самоидентификации поддерживается только если речь идёт о запрещённом в России ЛГБТ-движении. Если же дело касается возможности «пропаганды» здоровых семейных ценностей и традиционных отношений между полами, то толерантность улетучивается в мгновение ока. Любой родитель, активно выступающий против идеи ранней смены пола, может быть легко лишён родительских прав, а поборник нравственности будет выставлен на Западе как гомофоб и носитель реакционных, отсталых взглядов. Если речь идёт о правах религий и верующих христианских конфессий, то они абсолютно недемократически будут задвинуты на Западе в самый дальний угол, уступая место откровенному сатанизму или радикальному исламу, который во многом управляет общественной жизнью Европы. Это же касается и прав белых людей, которые на том же Западе заметно ущемляются.
Ну и, конечно, тема национальной исключительности, борьба с которой была своего рода коньком западной цивилизации. Сегодня вместо национализма, характерного для фашизма, Запад утверждает превосходство передовой евроатлантической цивилизации над отсталой, агрессивной Россией. Тема дурной крови заменена темой дурной истории или негативного национального характера русских, которые в Европе в последние годы превращаются в новых евреев.
Современный либерализм всё больше напоминает фашизм не только содержанием, но и возрастающей жёсткостью самоутверждения, ожесточёнными способами навязывания своих ценностей, изощрённой формой манипуляции при внедрении собственного взгляда на мир, абсолютной нетерпимостью к иному мнению. При этом новые идеалы, насаждаемые в западных СМИ, также несут в себе огромный заряд инфернальности, замаскированной под любовь и уважение к жизни. Достаточно просто перечислить то, к чему призывает пропаганда Европы и Америки и что под влиянием этих призывов всё больше утверждается на Западе: радикальный феминизм, пропаганда ЛГБТ и различных программ по смене пола, культивирование полового разнообразия (сегодня насчитывают до 80 различных «оттенков» пола, и неверное употребление чьего-либо местоимения приравнивается к смертельному оскорблению, потому вокруг неосторожного обывателя, невольно допустившего такую ошибку, всегда наготове тысячи юридических компаний, готовых разорить «преступника» подчистую), культура отмены, навязывание решений под влиянием технологий (есть точка зрения, что ковидизация – тотальное распространение коронавирусной инфекции COVID-19 – во многом происходила в соответствии с подсказками ИИ), киборгизация человека, постепенная легитимизация лёгких наркотиков, деплатформинг – то есть «попытка бойкота группы или отдельного лица благодаря удалению с платформы, живой или виртуальной, сопровождающаяся доносами, травлей, бездоказательным наклеиванием ярлыков»... Разве всё это не складывается в ужасную картину, напоминающую ад? Сюда можно добавить культ сатаны, разрастающийся на современном Западе с большой скоростью и поощряемый властями, с удовольствием участвующими в подобных вакханалиях. В 2019 году Налоговое управление США освободило «Сатанинский храм» (официальную организацию сатанистов) от налогов как религиозную организацию. «Сатанинский храм» активно участвует в самых разных политических акциях, проходящих в США, и целенаправленно борется с религиями как с институтом, мешающим личной свободе. Эта организация изготавливает и выставляет повсюду билборды с пентаграммой и головой Бафомета.
Навязывание адских, сатанинских программ всему миру и России – это и есть Третья мировая война, которая официально не объявлена, но идёт, и в которой противоположная свету и добру сторона нередко одерживает победы. Эта война – информационная, ментальная, когнитивная, смысловая, или духовная, которая, как правило, предшествует войне реальной, предполагающей физическое уничтожение противника. Она психологически и духовно разоружает и отдельного человека, и весь народ, включая армию.
Россия всегда была сильна в прямом столкновении с противником и считалась непобедимой, что подчёркивали не только её друзья, но и противники, такие как Бисмарк, заявлявший, что «русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет», или Черчилль, утверждавший, что «русские могут казаться недалёкими, нахальными или даже глупыми людьми, но остаётся только молиться тем, кто встанет у них на пути». Но в войне, основанной на лжи, войне неопределённой, смысловой, там, где противник неочевиден, мы пока ещё не научились воевать на высшем уровне. Потому мы всегда выигрывали у прямолинейных немцев, но далеко не всегда – у изворотливых англосаксов, которые старались избегать прямых столкновений с Россией, порой затёсывались даже в союзники, как это было во Вторую мировую войну (после которой тут же прозвучала знаменитая Фултоновская речь), но нередко переигрывали нас на дипломатическом уровне.
Сегодня нас атакует размытый противник, спрятавшийся в гаджете или в социальных сетях, которого мы не увидим воочию. Он пользуется при этом мощным оружием – адским туманом, погружающим нас в сон. Потому так важно понять врага и исследовать эту инфернальную реальность. Понять, чтобы изжить его в себе, потому что можно воздействовать адской силой только на того, в ком этот ад не изжит и силён. Это не значит, что нам нужно стремиться напрямую соприкасаться с инфернальностью. Учёный, изучающий яды, отделён от них самыми разными средствами защиты. Это значит, что нам нужно учиться смотреть бездне в глаза спокойным, вдумчивым взглядом, без восхищения игрой инфернального пламени. Ад не выносит изучающего его света и мудрого, но отстранённого взгляда.
За всю историю человечества создано немало умных книг, посвящённых рассмотрению ада. Иногда это были трактаты и прочие мистические руководства, а иногда художественные произведения. Непревзойдённым полотном, рассматривающим ад на его разных уровнях, является поэма Данте. Но и современные мастера тоже периодически предпринимают попытки заглянуть в эту пугающую сферу. Однако здесь очень важна мотивация писателя, пишущего на инфернальные темы. Достоевский, заглянувший в самые глубочайшие адские слои человеческой души, делал это совсем не для того, чтобы повыгоднее продать детектив, а для того, чтобы люди, вслед за ним узревшие бездну, остановились на её краю. Чего мы хотим: прославиться на аде (а это сегодня легко, он моден, и, как говорил один телеведущий, «если в произведении и товаре нет немножко адского, товар не продать») – или победить его в себе и в стране?
Одним из ярких произведений на данную тему является роман известного современного философа Виталия Аверьянова «Бесконечный спуск». Многоплановая книга, имеющая в своей основе множество культурных отсылок к знаниям и культурам прошлого, вызвала множество откликов и рецензий. Одну из таких рецензий, опубликованную в газете «День литературы», написал я. Сейчас мы публикуем статью другого философа, Алексея Комогорцева, – «Расторжение ада», посвящённую книге Виталия Аверьянова. Статья как раз подходит к данной теме ада академически. Мне же хотелось в майском номере журнала обозначить тему победы над адской реальностью в истории. Ведь война не закончилась, ад сегодня как будто бы извлечён из преисподней и направлен прямо на нас. Важно понимать, что такое ад, принимающий форму новой нормальности и мимикрирующий под самую обыкновенную жизнь (тут вспоминается Ромм с его «Обыкновенный фашизмом). Аверьянов показывает в своём романе некий путь, который приводит к освобождению от современного ада. Он предполагает усилия и духовные практики, основанные на пробуждении сознания и превращение его в зеркало, способное отразить реальность максимально точно, как она есть. Только пробуждённый человек может осознать, что он находится в аду (большинство считает, что с ними всё нормально), и увидеть путь, выводящий из адского болота.
Практически одновременно с выходом романа Виталий Аверьянов и группа экспертов Изборского клуба создали серию работ о новом типе фашизма – транснацизме. Написан был и большой доклад об этом и об исторических параллелях – 1930-х годов и наступающей ныне эпохи. Причём новый фашизм, транснацизм (то есть транснациональный тоталитаризм), как показал Изборский клуб, действительно сильно мутировал и по многим показателям может представляться чем-то диаметрально противоположным своему генетическому предку. Однако главные черты те же – антропологическое превосходство и социал-дарвинизм группы «хозяев», претендующих на мировое господство и готовых ради этого идти на геноцид, мировую войну, эпидемии голода и новых болезней, трансгуманистические эксперименты по созданию сверхчеловека, цифровые формы контроля и подчинение человеческой массы специально создаваемой технотронной антисистеме.
Едва ли существуют какие-то сверхточные рецепты, гарантированно приводящие нас к победе над адской реальностью, но очевидно, что потребуются сверхусилия и помощь Всевышнего – сам человек не справится с бездною. Но понадобится способность к распознаванию и различению ада (как некоей духовной тьмы) и света (как Божественной реальности) и к накоплению драгоценной субстанции света в собственной душе. Его должно быть накоплено столько, чтобы этой силы было достаточно для низвержения Зверя и запечатывания адовых врат. Ну и, конечно, мы должны совершать поступки света и самопреодоления. Уверен, что у России достаточно потенциала света, чтобы мировой ад и морок, наступающие на нас, были побеждены, а тьма рассеяна. Мы победили ад тогда, весной 1945-го, и на 70 с лишним лет сумели запечатать адские врата истории, выполнив миссию исторического Катехона («удерживающего» мир ото зла). Трудно даже себе представить весь ужас того, что было бы с миром, если бы Великая Отечественная война закончилась нашим поражением и верх взяли они, фашисты. И так было не только в XX столетии, но на протяжении многих веков – ведь Россия две третьих своего исторического времени провела в войнах, в подавляющем большинстве случаев носивших оборонительный характер.
Сегодня ситуация в чём-то ещё сложнее, но уверен, что мы когда-то победим ад. Речь идёт о глобальной цивилизационной войне России с Западом и о метафизической схватке между Светом и Тьмой в каждой душе. Свет должен победить Тьму! Как говорили раньше – иного не дано.
Сергей КЛЮЧНИКОВ