• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Князь Ярополк – креститель Руси?

Князь Ярополк – креститель Руси?

Был ли князь Ярополк Святославич христианином, и если да, то к какому обряду он склонялся? Предпринималась ли при нём одна из первых попыток крестить всю Русь?

 Предлагаем читателям разобраться вместе с нами в этих вопросах.

Трудности хронологии

Христианизация Руси была длительным процессом. В 866 году константинопольский патриарх Фотий сообщил о «крещении росов». Многие историки считают, что в это время приняли христианство киевские князья Аскольд и, возможно, Дир. По договору князя Игоря с Византией 944 года, согласно русским летописям, среди правящего класса Руси имелись христиане, которые клялись в исполнении договора по-христиански – целуя крест. Русскую правительницу Ольгу, правившую с 945 по 969 год, назы­вают христианкой и русские, и ви­зантийские, и немецкие источники. Таким образом, задолго до 988 года, признаваемого официальной датой крещения Руси, христианство глубоко проникло в правящие сферы Древнерусского государства.

В связи с этим у историков вызывает неизменный интерес фигура князя Ярополка Святославича – старшего брата и предшественника Владимира Великого на киевском престоле. Владимир сверг его в междоусобной борь­бе, после чего на несколько лет на Руси настал период языческой реакции, предшествовавший принятию Вла­димиром православия. Все без исключения летописи отмечают терпимость и благоволение Ярополка к христиа­нам. Но есть и такие источники, которые прямо называют Ярополка принявшим крещение.

Наряду с этим большой интерес представляют также пути проникновения христианства на Русь. Ведь раннее христианство на Руси, как показал профессор Аполлон Кузьмин (1928–2004) в книге «Падение Перуна» и других работах, имело множество источников, было поливариантным. Вопрос о ранних, до-владимировых крещениях Руси вызывает научное любопытство в связи с соперничеством оформлявшихся в то время западной и восточной ветвей европейского христианства.

Реконструкция истории древней Руси сталкивается, прежде всего, с хронологическими трудностями. Одни и те же, по всей видимости, события, часто имеют различную датировку в русских и иностранных источниках. При таком расхождении мы отдаём предпочтение источникам зарубежным как наименее заинтересованным в искажении истины для создания официозных легенд.

Так, согласно «Повести временных лет», правительница Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря, побывала с ви­зитом в Константинополе в 955 году и крестилась там. Однако согласно дням недели и числам месяца, приве­дённым в описании этого события византийским императором Константином VII Багрянородным (905–959; годы правления 945–959) в его книге «О церемониях», это могло произойти либо в 946, либо в 957 году. Историки отдают предпочтение второй дате.

По всей видимости, ранняя история тех же Игоря и Ольги искусственно удревнена в русских летописях. В них сказано, что Игорь женился на Ольге в 903 году; следовательно, Ольга родилась не позже 891 года. В этом случае сомнительным является рождение у них единственного сына Святослава в 942 году. Василий Татищев, опираясь на одному ему известные источники, ставил другую дату рождения Святослава – 920 год. Однако в этом случае непонятно, почему по смерти Игоря Святослав не сразу стал править, а регентшей стала его мать. Скорее всего, 942 год всё-таки ближе к дате подлинного рождения Святослава, а годы рождения Игоря, Ольги и их женитьбы следует отнести к более позднему времени, чем указывает летописная традиция. С другой стороны, 920 год как дата рождения Святослава лучше соотносится с годами правления его сыновей.

Все эти пояснения важны, чтобы разобраться в том, что происходило дальше, когда датировки постепенно становятся несколько более достоверными (хотя всё равно недостаточно точными для восстановления определённой картины событий).

Итак, мы дошли до важного рубежа в истории Руси, когда регентша Ольга принимает христианство. Когда и как это произошло на самом деле?

Княгиня Ольга: между православием и католичеством

Рассказ «Повести временных лет» о визите Ольги в Царьград и крещении там следует отнести к разряду на­родных сказок. Во‑первых, император Константин никак не мог делать Ольге предложение руки и сердца, так как был женат. Это даже если не принимать во внимание летописную версию, по которой Ольге в тот момент должно было быть уже 64 года. Во‑вторых, согласившись быть крёстным отцом Ольги, император, согласно христианским канонам, уже никак не мог стать её мужем, он обязан был это знать лучше своей крестной дочери, так что «преклюкать» (перехитрить) Константина Ольга могла только в воображении летописца или его источника.

Любопытно, что сам Константин ничего не говорит ни о крещении, ни о вероисповедании Ольги. Из его опи­сания вообще не видно, чтобы Ольга к моменту визита уже была христианкой. Константин всюду называет её языческим именем Хельга.

Если опираться только на известия Константина Багрянородного, можно предположить, что Ольга приняла христианство уже после поездки в Константинополь. Причём она могла сделать это в Киеве, где уже существовали христианские общины. Хотя нельзя исключать, что в крещении Ольги могли принять участие и миссионеры, посланные Константином на Русь. Впрочем, сам Константин о присылке на Русь каких-нибудь учителей веры не упоминает во­обще. Это только наша фантазия.

А вот зато о присылке на Русь латинских учителей христианской веры есть вполне определённый и замечательный источник. Это «Продолжение хроники Регинона». В начале Х века аббат монастыря святого Мартина в Трире Регинон (Регино) Прюмский составил летопись известных ему событий, происшедших от Рождения Христа до 906 года. После Регинона «Продолжение» его «Хроники» было доведено до 967 года. Как предполагают, автором всего «Продолжения» стал Адальберт, архиепископ магдебургский, скончавшийся в 981 году. Этот Адальберт имеет прямое отношение к интересующим нас вопросам.

Под 959 годом продолжатель «Хроники» Регинона фиксирует, что к германскому королю Оттону I (912–973; годы правления 936–973) «прибыли посланцы Елены, королевы ругов, крестившейся при Константине, императоре Константинополя, прося дать их народу епископа и проповедников. Однако, как позднее оказалось, они не были при этом искренни».

«Еленой, королевой ругов» может быть только наша Ольга. Во‑первых, её христианское имя было Елена. Во‑вторых, ругами в то время называли уже только русов, а не какой-то другой народ. Что нам даёт этот отрывок? Прежде всего, что в 959 году Ольга уже была крещена. Далее, крестилась она «при Константине императоре в Константинополе». Вот эти слова можно понимать по-разному, что и делают историки.

Самое первое объяснение, которое приходит в голову: Ольга, согласно «Повести временных лет», приняла христианство именно в Константинополе. Однако есть и другая трактовка. Продолжатель «Хроники» Регинона говорит, что Константин был императором в Константинополе, а Ольга приняла христианство в период его правления, но совсем не обязательно в его столичном городе. Учитывая отсутствие каких-либо указаний на крещение и на христианство Ольги у самого Константина, явно ближе к истине другое объяснение.

Это объяснение может быть сколь угодно широким. По нему может выходить и то, что Ольга всё-таки крестилась в Византии (не обязательно во время своего официального визита), и то, что она крестилась на Руси. Самое главное, однако, с чем никто не спорит: продолжатель «Хроники» Регинона даёт однозначно понять своим читателям, что Ольга приняла христианство по византийскому образцу или даже у византийских вероучителей.

В связи с этим у историков всегда возникал вопрос: что же после этого заставило Ольгу обратиться с просьбой о присылке епископа и учителей веры к германскому королю, ориентировавшемуся в церковном отноше­нии на Рим, а не к константинопольскому патриарху? Объяснение, что католичество и православие тогда ещё не разделились юридически и, мол, простоватые русы ещё не видели разницы между тем и другим, совершенно неубедительно. Русь была уже крупнейшим государством Восточной Европы, и предполагать, что её правящий класс настолько не разбирался в политике, чтобы не понимать разницы в ориентации на Рим или Константинополь, это значит не разбираться в истории самому.

Очевидно, обращение Ольги к германскому королю с просьбой помочь провести христианизацию Руси было её сознательным выбором. А некоторый ключ к уразумению происшедшего может нам дать холодное описание приёма Ольги Константином Багрянородным. Вероятно, что-то не заладилось тогда в отношениях между Византией и Русью. Настолько, что император даже не хотел называть Ольгу её христианским именем, и Ольга обратилась тогда на Запад.

Дальше продолжатель «Хроники» Регинона сообщает, под 960 годом, что «король отпраздновал Рождество во Франкфурте, где Либуций, из братства Святого Альбана, был рукоположён достопочтенным епископом Адальдагом в епископы для народа ругов». Однако Либуций «был задержан некоторыми проволочками» и не успел выехать на Русь, скончавшись 15 февраля следующего, 961 года. «Ему преемствовал в посвящении Адальберт из братства Святого Максимина, дабы быть посланным на чужбину, по наущению архиепископа Вильгельма, хотя Адальберт и ожидал от него лучшего и никогда ничего плохого против него не предпринимал. Его с почётом послал благочестивый король, в привычной доброте своей снабдив всеми средствами, в которых он нуждался, к народу ругов».

На основании, в значительной степени, этого отрывка, большинство историков считает продолжателя «Хроники» Регинона самим епископом Адальбертом. Уж больно личный характер носит цитированный пассаж! Что примечательно: Адальберт сразу представляет дело так, что его назначение епископом Руси явилось результатом козней против него личного врага и несправедливым наказанием! Этим он как бы сразу готовит читателей к тому, что произошло с миссией. Так что же с ней случилось?

«962 год… Адальберт, назначенный епископом к ругам, возвращается назад, ибо по делу, по которому его послали, он не смог ничего предпринять и узрел, что его утруждали понапрасну. Некоторые из его людей были убиты на обратном пути, сам он спасся с большим трудом».

Итак, католическая миссия с целью окрестить Русь обернулась не только провалом, но и трагедией для неко­торых миссионеров. Что там случилось конкретно – навсегда покрыто мраком веков, и у исследователей широкое поле для недоказуемых фантазий. Академик Борис Рыбаков (1908–2001) считал, например, что немецкие миссионеры позволили себе насилие при проповеди христианской веры, за что и поплатились. Это весьма общее и расплывчатое объяснение. Из краткой сентенции епископа Адальберта неясно, кто, собственно, изгнал миссию из Руси и подверг её нападению – сама княгиня Ольга, или какая-то «партия» – «языческая» или «православная», или простой народ. В русских же источниках о миссии Адальберта не упоминается ни слова.

Примечательно, что Ольга сама ездила в Константинополь, а к королю Оттону явились только послы от княгини, но не она сама. Это позволяет предполагать более низкий статус обращения Руси к католикам, чем к православным (если дело, конечно, не в возрасте или состоянии здоровья княгини, не позволявшем уже ей самой предпринимать дальние поездки). Возможно, на какой-то момент некая католическая «партия» усилилась при дворе Ольги, но к моменту прибытия на Русь миссии Адальберта снова возобладали её противники, которым больше благоволила сама княгиня. Однако сам факт приглашения (неподкреплённого соответствующими усилиями верховной власти) на Русь католических миссионеров говорит о наличии заметной ориентации на Рим у части правящей элиты Руси.

Тут же следует напомнить, что святая русская княгиня Ольга равно почитается как у православных, так и у католиков, а крестильным (что лучше всего свидетельствует о начале прославления) её имя впервые стало у чехов и только потом у русских.

Рассказ о посольствах Ольги к восточным и к западным христианам важен для уяснения того положения, в котором находилось христианство на Руси к началу правления её внука Ярополка.

Ярополк: ориентация на Германию и Рим

По русским источникам, Ольга правила в Киеве до самой смерти в 969 году. Она являлась фактической правительницей Руси даже когда Святослав, её сын, возмужал и возглавлял самостоятельные походы против хазар и печенегов. Этому способствовали длительные отлучки Святослава из столицы. Ольга воспитывала детей Святослава, своих внуков – Ярополка, Олега и Владимира.

Согласно варианту «Истории Российской» Василия Татищева, составленному на основе не дошедшей до нас Иоакимовской летописи (некоторые историки считают её подделкой), во время похода на Болгарию и Византию в 970–971 годах Святослав вырезал христиан, находившихся в его войске, обвинив их в случившемся поражении. По этой же причине он даже казнил своего брата Улеба (Глеба?), упоминаемого только в этом источнике. Многие историки, не доверяя Иоакимовской летописи, считают правдоподобным её известие о репрессиях Святослава против христиан, которых он заподозрил в работе на врага, то есть на христианские государства. Заметим только, что христиане, которых казнил Святослав, были не просто христианами, но главным образом православными (раз помогали Болгарии и Византии). Поэтому, если подобное событие имело место, то опять же не совсем ясно, затронули ли репрессии Святослава католиков, которые, судя по предыдущим событиям, также водились в то время на Руси.

Западная ориентация Руси снова обретает большое значение в её внешней политике с гибелью Святосла­ва и вокняжением в Киеве его старшего сына Ярополка в 972 году.

Нам достоверно неизвестны ни мать Ярополка, ни дата его рождения. Если верна традиционная дата рождения Святослава – 942 год, то к моменту вокняжения Ярополк вряд ли мог быть старше пятнадцати лет, а его братьям было и того меньше. Это означает, что в период усобицы, закончившейся гибелью сначала Олега, потом Ярополка и установлением единовластия Владимира, все эти со­перничавшие князья-братья были весьма юны. Между тем Ярополк успел не только жениться, но и, опять же, согласно русским источникам, зачать сына Святополка.

Татищев, цитируя Иоакимовскую летопись, замечает, что «Ярополк же бе муж кроткий и милостивый ко всем, любляше христианы и асче сам не крестися народа ради, но никому же претяше». Есть и два поздних русских источника, в которых Ярополк прямо назван христианином.

Один из них – это статья, предшествующая в рукописи Археографической комиссии Комиссионному списку Новгородской Первой летописи Младшего извода, относящаяся, по оценке исследователей, к XV веку. Под заголовком «Кто колико княжил» есть такая запись: «Ярополк 8 лет, а в крещении княжи 17 лет». Другой – Пискарёвский летописец, составленный в начале XVII века по более ранним, в том числе не дошедшим до нас источникам. В нём, после совпадающего с «Повестью временных лет» рассказа о гибели Ярополка, сказано: «Бысть княжения Ярополча 50 лет, а во крещении княжив 17 лет».

Хронологически все эти известия не согласуются ни между собой, ни с тем, что известно из других источников. Но это ещё не причина, чтобы отвергать их целиком, а не только указанное в них количество лет. Если попробовать согласовать между собой хронологию разных русских источников, то легко можно прийти к отрицанию всей древней русской истории вообще. Поэтому оставим такие попытки. Кроме того, проанализировавший известия статьи Комиссионного списка Новгородской Первой летописи и Пискарёвского летописца историк Алексей Щавелёв правдоподобно объясняет эти цифры неточным списыванием с первоисточника. «Именно наличие таких ошибок в цифрах, – пишет он, – может служить гарантией того, что перед нами – переписанный из какого-то источника текст, а не самостоятельные расчёты позднейших авторов». Текст же первоисточника, по мнению Щавелёва, в данном случае реконструируется так: «Ярополк княжи 8 лет, а во крещении княжи 7 лет» (Летописные известия о крещении Ярополка Святославича.//Вестник РГГУ. 2011, № 12). Это прекрасно согласуется с традиционной хронологией, согласно которой Ярополк начал княжить в 972 году, а погиб в 980‑м. При жизни своего отца Святослава, отрицательно относившегося к христианству, он не мог принять крещение, однако крестился вскоре после его смерти и начала своего самостоятельного правления. Склонился же он к христианству, очевидно, под влиянием своей бабушки Ольги.

Есть целый ряд иностранных источников, косвенно свидетельствующих о христианстве Ярополка Святославича.

Как отмечает профессор Сергей Алексеев («Крещение Руси и Владимир Святой». – М., 2017), послы Ярополка в 973 году присутствовали на торжественной пасхальной встрече германского императора Оттона II (955–983; годы правления 973–983) с высшей имперской знатью в Кведлинбурге. Тут следует сказать, что императором, по примеру Карла Великого, впервые короновался в Риме в 962 году уже знакомый нам Оттон I, отец Оттона II. По мнению историка и писателя Алексея Карпо­ва, посещение послами Ярополка пасхальных торжеств, устраиваемых германским императором, говорит не толь­ко о симпатиях Ярополка к христианству, но, возможно, о том, что он сам или его послы уже были христианами.

Есть ещё более конкретное указание на высокую вероятность крещения Ярополка – сведения о его жене. Согласно «Повести временных лет», его супругой была некая даже не названная по имени монахиня-гречанка, которую его отец Святослав пленил и привёз сыну на потеху «ради красоты ея лица». Такая смутность сведений не позволяет принимать их всерьёз. Известно, что русским летописцам необходимо было принизить родившегося от Ярополка князя Святополка Окаянного, потерпевшего поражение в борьбе за власть с Ярославом Мудрым. Кроме того, как справедливо замечает Алексей Щавелёв, юридический статус этой монахини-гречанки в княжеском семействе совершенно неизвестен.

Зато в «Генеалогии Вельфов», излагавшей историю и родственные связи обширной и плодовитой германской династии, есть несколько более конкретное указание на супругу Ярополка. Эта «Генеалогия» была составлена неизвестным автором около 1126 года. Там есть запись, что «благороднейший граф Куно», женатый на дочери Оттона I, породил четверых сыновей и четверых дочерей. Третья из дочерей вышла замуж «за короля ругов».

У историков нет единомыслия по поводу того, кем были эти граф Куно из Энингена и король ругов. Согласно наиболее распространённой сейчас точке зрения, граф Куно тождествен с герцогом Швабии, взошедшим на престол под именем Конрада I в 983 году. Историк Николай Баумгартен (1867–1939) считал (и это мнение до сих пор разделяется многими), что «королём ругов», за которого вышла его третья дочь, был киевский князь Владимир Великий. Если так, то Владимир мог жениться на ней только после смерти своей первой христианской супруги, греческой царевны Анны, а это произошло около 1011 года. По мнению других историков, это слишком поздняя дата. Профессор Александр Назаренко (1948–2022), отстаивавший в своих трудах версию о крещении Ярополка, обосновал точку зрения, что третья дочь графа Куно (герцога Конрада?) была замужем за Ярополком. Это представляется наиболее правдоподоб­ным с точки зрения хронологии, а раз так, то Ярополк был христианином, ибо брак католической германской княжны со славянским язычником был невозможен.

Наконец, согласно всем русским источникам, первой церковью, поставленной в Киеве Владимиром Великим, была Десятинная, названная так потому, что князь установил отдавать ей десятую часть государственных доходов. Но, как справедливо заметил Аполлон Кузьмин, уплата церковной десятины характерна именно для римско-католической, а не для греко-православной церкви. Профессор Олег Рапов (1939–2002) обосновал гипоте­зу, по которой Десятинная церковь была поставлена ещё Ярополком, а Владимиром только возобновлена.

Итак, что получается? Так сказать, «по всей совокупности данных» вырисовывается такая наиболее вероятная картина. Князь Ярополк Святославич в своей внешней политике ориентировался на Германию, а в религиозной политике – на Рим, продолжая этим традиции, заложенные ещё при княгине Ольге приглашением на Русь католической миссии из Германии. Сам Ярополк не только был крещён, но и пытался водворять на Руси христианство по католическому образцу (насколько можно для того времени говорить об оформившихся различиях между католичеством и православием).

Как ни парадоксально, если бы не жёсткая языческая реакция, последовавшая вслед за победой Владимира над Ярополком в междоусобице и очистившая почву для последующего принятия православия, Русь, скорее всего, стала бы католической страной, как все её ближайшие соседи в Восточной и Северной Европе: Польша, Чехия, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания.

Ярослав БУТАКОВ

Источник: НиР № 3, 2023

На фото: Киевский князь Ярополк Святославич во время усобицы с Владимиром. Фантазия Василия Верещагина, 1896


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix