• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Чудо-остров на Ладоге

Чудо-остров на Ладоге

О Валааме сегодня слышал каждый, в то время как про остров Коневец известно значительно меньше. А зря: он не менее интересен, хотя и заметно меньше по площади.  Зато добраться до него из Санкт‑ Петербурга куда проще:

 у Владимирской пристани, что в нескольких километрах от Приозерска, всегда дежурят частные моторки, готовые с ветерком прокатить вас туда и обратно. 15–20 минут – и вы уже на этой намоленной, удивительной земле.

«Из Петербурга летом довольно удобно делать очень приятные, недорогие и интересные поездки к местам более или менее отдалённым… но едва ли не интереснее всего прокатиться по Ладожскому озеру на два оригинальные монашеские острова – Коневец и Валаам…», – писал Николай Лесков.

Остров Коневец лежит у западного берега центральной части Ладожского озера, от берега его отделяет узкая полоска воды. Расстояние от бухты Владимировка (бывшая Сортанлахти) до острова составляет около семи километров, которые корабль преодолевает за 40–50 минут, а катер и того быстрее. Остров вытянут с юго-запада на северо-восток. Он невелик: площадь около десяти квадратных километров, наибольшая протяжённость по диагонали составляет около 5,5 километра, а в ширину – до трёх километров. Вдоль и поперёк его можно пройти за несколько часов.

Коневец не имеет величественных природных ландшафтов, однако отличается редким уютом и очарованием. Паломники сразу влюбляются в остров за особую, неброскую красоту этого места, которая заключается прежде всего в тиши и удалённости от остального мира. Здесь можно долго бродить по песчаным или каменистым берегам, любоваться ладожскими далями, уйти вглубь дрему- чих еловых лесов или, наоборот, посидеть в тени светлых сосновых веток, ощутить аромат багульника на болоте. Благодаря отдалённости этого места, уединённости монашеской жизни и закрытости острова как военного объекта здесь сохранилась многообразная и цельная природа.

Почти Карелия

Задолго до основания обители эти земли были населены многочисленными финно-угорскими племенами. По реке Неве и побережью Балтийского моря жили вепсы и ижора, к востоку от Ладожского озера – чудь, таинственное племя, которое, говорят, исчезло в мгновение ока, ушло под землю; к северу и в земле Корельской – корела. В Приозер- ске, что находится совсем рядом, сохранились укрепления крепости Корела, куда и сегодня спешат любопытные туристы. На западе с ними соседствовали восточно-славянские племена – ильменские славяне, кривичи.

До крещения Руси все они оставались язычниками. Поклонялись богам Велесу и Перуну, ставили по всей земле множество капищ, где совершали обряды поклонения богам.

С принятием на Руси христианства в 988 году при князе Владимире новая вера начинает проникать и в северные земли. Пройдёт ещё несколько столетий, и Русский Север станет известным центром монашеской жизни на Руси.

Арсений Коневский

Об основателе Коневского монастыря преподобном Арсении Коневском мы знаем немного. Житие преподобного гласит, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода. Ни точная дата его рождения, ни его родители, ни даже его мирское имя нам не известны. Юноша был искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В возрасте 20 лет он пришёл в новгородский Лисогорский монастырь, где и принял монашеский постриг с именем Арсений.

Прожив около десяти лет в монастыре, преподобный покинул его и по благословению игумена отправился на Афон, в Грецию. Там его приняла братия во главе с игуменом Иоанном. Арсений безвозмездно создавал медную посуду не только для монастыря, в котором подвизался, но и для остальных обителей на Афонской горе. Вскоре соседние монастыри стали присылать Арсению своих иноков для научения ремеслу. Опасаясь, чтобы многочисленные посетители, приходившие к нему для работы и учения, не обременяли братию его обители, преподобный испросил благословение игумена обойти афонские монастыри и потрудиться на их пользу.

По прошествии трёх лет Арсений возымел желание вернуться на родину. Игумен, провидя в нём великого подвижника, благословил Арсения, дал ему устав святогорского общежития для основания нового монастыря, а в благословение самому Арсению – икону Пресвятой Богородицы Акафистную, позже прославленную как Коневская икона Божией Матери.

В 1393 году Арсений вернулся на родину. Архиепископ Новгородский Иоанн благословил его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений искал уединённое место для иноческой жизни. Путешествуя на небольшой лодке по Ладоге, он оказался на Коневце. Однако зная, что на Ладоге есть более отдалённые и пустынные острова, Арсений покинул остров и отправился далее на север.

В пути преподобного застигла буря, и он вынужден был вернуться на Коневец. Переждав непогоду, преподобный Арсений снова покинул остров, однако и в этот раз сильный ветер вернул его лодку к острову. В этом Арсений увидел вышнее указание на то, что ему надлежит остаться и основать монастырь именно здесь. С этого времени жизнь преподобного Арсения навсегда была связана с Коневцом, где в 1393 году он и основал монастырь.

Прибыв на остров, преподобный Арсений построил себе маленькую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова, ныне именуемой Святой горой, и поселился в ней, прожив в уединении около трёх лет. К нему начали стекаться ученики, составив тем самым первую монастырскую братию, и в 1396 году преподобный Арсений перешёл жить на берег Ладоги. Братия соорудила каменный храм во имя Рождества Богородицы (1398), выстроила деревянные кельи и ограду.

При жизни преподобного Арсения монастырь посещал Новгородский архиепископ Евфимий, прославленный впоследствии как святитель. Владыка некоторое время возглавлял Лисогорский монастырь, где начинал монашеский путь преподобный Арсений Коневский.

Обитель располагалась на самом берегу Ладожского озера около 25 лет. В 1421 году высоко стоявшая вода начала затапливать монастырь, и преподобный Арсений принял решение перенести его на более возвышенное место. Здесь был заложен новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на этом же месте обитель пребывает по сей день. Храм перестраивался, являясь, как полагают исследователи, первой на ладожских землях каменной храмовой постройкой. В новый храм была помещена главная святыня монастыря – Коневская икона Божией Матери.

До 1447 года подвизался преподобный Арсений на Коневце вместе с собравшейся под его началом братией. В начале июня Арсений почувствовал близость кончины. Он пригласил к себе братию, избрал своим преемником благочестивого старца Иоанна и дал наставление: «Жить единодушно с любовью для Господа и пещись о спасении душ своих». 12 июня 1447 года преподобный Арсений преставился, прожив в устроенной им обители 54 года.

 К середине XVI века Православная Церковь причислила преподобного Арсения к лику святых. День памяти преподобного Арсения Коневского ежегодно отмечается 25 июня (12 июня по старому стилю).

Военный полигон

К концу 30-х годов ХХ века в Советской России не осталось ни одного действующего монастыря. Обитель на Коневце продолжала своё существование на территории республики Финляндия вплоть до марта 1940 года, после чего братия эвакуировалась вглубь Финляндии. На острове после Великой Отечественной войны расположилась советская военно-морская часть.

На протяжении почти полувека Коневец оставался запретной зоной и служил для военных испытательным полигоном. Берег острова был огорожен колючей проволокой, в акватории острова был запрещён проход гражданских судов. В первые годы существования полигона здесь разрабатывали и испытывали образцы химического оружия, а также производили испытания ракет на твёрдом топливе. Полигон служил местом испытания торпедного и морского минного оружия.

Уцелевшие монастырские постройки использовались не по прямому назначению. Собор Рождества Богородицы был превращён в склад, в помещении братской трапезной расположился клуб. В бывших монастырских кельях поселились семьи офицеров. На разорённом братском кладбище разместился сперва автопарк, а затем спортивная площадка. Внутреннее убранство храмов было утрачено ещё до прихода военных на остров.

Основные испытания проводились на полигоне в 50-е и 60-е годы. Тогда население острова составляло несколько сотен человек. Военные создали на острове развитую инфраструктуру, имели собственное хозяйство. Однако ближе к концу 80-х работы на острове стали постепенно сворачиваться, и полигон потерял своё прежнее значение. Монастырские постройки стояли, предоставленные дождям и ветрам, и медленно разрушались. В таком состоянии они предстали взору первых монахов, пришедших на остров в 1991 году, когда монастырь был возвращён церкви.

К 2003 году реставрационные работы на острове завершились, и сегодня паломник, вступающий на эту святую землю, обнаруживает ухоженность, благолепие и красоту природы и деяний рук человеческих. Как же радостно уловить эту редкую гармонию…

Часовня на камне

На острове множество достопримечательностей: помимо самого монастыря, это скиты, Святая и Змеиная горы, часовни… Но наиболее загадочен знаменитый Конь- камень – огромный валун серого гранита размером девять на шесть и высотой чуть более четырёх метров. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его – более 750 тонн.

В историческом отношении валун представляет собой древний памятник народного суеверия. Много лет назад, ещё до прихода на остров преподобного Арсения, камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и приносили в жертву на этом камне коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как считали, обитали здесь. Поэтому валун, напоминавший конский череп, и был назван Конь-камнем, а сам остров – Коневым, впоследствии – Коневцом.

Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённым». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись чёрными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чёртовой бухтой (Сортанлахти). Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи. В память об этом событии на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, это произошло в самом начале существования обители.

Во времена шведского запустения часовня была разрушена и восстановлена только в 1815 году при строителе Иларионе. Часовня была высотой около трёх метров, с небольшой галереей. Внутри находились «простой работы» иконы и деревянный крест.

Часовня сейчас полностью восстановлена. Подняться в неё можно по деревянной лестнице, которая тянется прямо по валуну-гиганту. Изнутри часовня не имеет особых украшений, стены и потолок выкрашены простой белой краской. Лишь на восточной стене помещены две иконы, написанные нынешним митрополитом Куопиоским и Карельским Арсением: Коневская икона Божией Матери и икона преподобного Арсения Коневского. Перед иконами стоит аналой для чтеца.

А около Конь-камня нас встретил упитанный монастырский кот, который сопровождал нас повсюду неотступно, словно хотел показать здешние красоты, и тихонько мяукал, чтобы мы и о нём не забывали. Хоть и не конь, но тоже красавец.

Наталия ЛЕСКОВА

Автор благодарит Паломнический центр о. Коневец за помощь в подготовке материала

Источник: «НиР» № 8, 2022


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix