Людей беспокоит тема эвакуации из опасной зоны. Русская традиция привносит в эту тему сюжет взаимопомощи и экстремального общинножития.
Наука и религия личного спасения в условиях глобальной неопределённости
Статья С. Арутюнова ставит множество вопросов, крайне важных для нашего тревожного времени. И главный среди них: как отдельному гражданину защищать свою жизнь и жизнь близких, если произойдёт какая-либо техногенная или экологическая катастрофа такого масштаба, что государство на какое-то время не сможет обеспечить безопасность своих граждан? Сегодня мы видим продолжающееся ухудшение экологической ситуации в мире, тайфуны, землетрясения и наводнения, происходящие в самых разных регионах. И хотя в России подобные катастрофы происходят реже, чем в тех же США, Европе или в Турции, тем не менее проблемы становятся всё более острыми, взять хотя бы ситуацию в Краснодарском крае. Не менее опасными могут быть техногенные катастрофы, происходящие по халатности или при сочетании халатности со стремительными климатическими изменениями. Особенно уязвимыми могут оказаться в ситуациях внезапного отключения инфраструктуры жители мегаполисов, которые просто не понимают, что в таких случаях нужно делать. Понятно, что если что-то случится, не оповещённые заранее и необученные расслабленные люди будут усугублять всеобщую панику. К сожалению, никто не озаботился темой обучения населения, как вести себя, хотя бы даже когда в вашей квартире надолго пропало электричество и все аварийные службы перестали отвечать на звонки, не говоря уже про радиационное заражение.
Курсы гражданской обороны сегодня непопулярны как никому не нужный «совок», а новых общих и обязательных к прохождению курсов, ни прямых, ни дистанционных, увы, не создано. Курсы выживания страдают доморощенностью. Между тем изучению поведения людей в экстремальной ситуации во всём мире уделялось немало времени. Причём это были отнюдь не теоретические измышления, но мощная прикладная наука – каждый шаг нужно было подтвердить массой полевых исследований, живых экспериментов, опросами свидетелей катастроф (кстати, данная статья – образец подобной науки, где теория цивилизационных катастроф соседствует с весьма практическими советами).
Несмотря на то, что у нас сильнейшая в мире служба МЧС, хорошо справляющаяся со своими обязанностями, происходящие в мире и стране катастрофы влияют на психологическое состояние людей, усиливая нестабильность. К нам приходят письма читателей, которые просят дать советы не только о том, как противостоять панике и тревоге (у нас публикуется психологический практикум по саморегуляции), но и о том, что делать в подобных экстремальных ситуациях, как себя вести и как сохранить свою жизнь и жизнь близких людей. Особенно эти тревожные состояния усугубляются обстановкой, в которой мы живём в последние годы, – кому-то кажется, что те же техногенные катастрофы могут быть спровоцированы цивилизационным противостоянием и военными факторами. К сожалению, у нас не выработана единая информационная политика по оповещению граждан о том, как готовиться к подобным негативным сценариям, как сохранять адекватность и не поддаваться панике и как себя вести, если всё-таки эти сценарии реализуются.
Преобладает политика полного замалчивания реальности подобных угроз («вы вообще на эти темы не думайте, думать должны специальные службы и организации»). Это способствует появлению в условиях информационной свободы самых разных «страшилок» со стороны блогеров или псевдоэзотериков. На наш взгляд, борьба с возможной паникой методом игнорирования возможных угроз даже на уровне обсуждения как раз и порождает негативные слухи, самые разные предположения и недоверие к официальным каналам информации. Нарастание разнообразных угроз в мире подпитывает движение сурвивализма, появившееся после Второй мировой войны и объединяющее людей, которые готовятся к катастрофам, стихийным бедствиям и спасению в ядерном Армагеддоне. Они убеждены, что социальный коллапс неизбежен и что государство по тем или иным причинам может помочь им в недостаточной степени, и потому нужно брать ответственность на себя и готовиться к катастрофам заранее. Порой, члены движения имеют религиозные взгляды, однако верят не столько в спасительную миссию Творца, сколько в собственные силы. В экономическом смысле сурвивалисты предпочитают автаркию, опору на собственные силы, что, по их мнению, является единственным вариантом выживания. Иногда сурвивалисты – это реальные мастера по выживанию в сложных условиях, которые знают, как выжить в голой пустыне или в условиях арктического холода, и могут при этом помочь другим людям. Но среди них встречаются и религиозные фанатики, сеющие смуту и угрожающие безопасности общества. Чтобы сурвивализм не вносил смуту, полезно, чтобы эту функцию на себя хотя бы в информационном смысле взяло на себя государство и чтобы об этом говорили реальные специалисты. Так поставлено дело в Японии с её сильнейшими школами выживания и в Китае, который борется с угрозами возможного потопа построением городов внутри континента, которые пока стоят практически незаселёнными, но примут на себя удар перемещения больших масс пострадавших людей.
В наибольшей степени людей интересует и беспокоит тема эвакуации из опасной зоны. В религии тема эвакуации тоже парадоксальным образом вписана в главную книгу христиан – Библию. Что как не массовую длительную эвакуацию представляет собой сорокалетний опыт хождения израильского народа, блестящим образом организованный Моисеем и его сподвижниками? А бегство Святого семейства от неминуемой угрозы уничтожения – это опять-таки малая эвакуация! Существуют молитвы о путешествующих и о попавших в бедствие, что говорит о большом внимании христианской религии к теме возможного бегства жителей городов и населённых пунктов от проявлений Господнего гнева в виде попущения катастроф. Можно найти полезные советы и в других религиях, но это предмет отдельного разговора.
Русская традиция привносит в эту тему сюжет взаимопомощи и экстремального общинножития, примеров которого в русской истории хоть отбавляй. Вместе, всем миром, объединённым общинным мировоззрением, спастись было всегда легче, чем в либеральных атомизированных сообществах, озабоченных не помощью ближнему, а соблюдением прав, и прежде всего на порочное поведение.
Да, массовая эвакуация должна быть организована государством, его специальными службами, которые руководствуются при этом законами и специальными актами. Но в ряде случаев, чтобы добраться до пунктов помощи, человек какую-то часть опасного пути должен проделать самостоятельно. Потому нужно не только надеяться на государство, но и понимать, что оно не всесильно, и могут быть такие случаи, когда спасение утопающих – это дело рук самих утопающих. А движения рук без мозгов и внутренней мобилизованности часто бесполезны. Важна личная собранность, психологическая и духовная устойчивость, умение управлять собой и, конечно, знание конкретного алгоритма поведения в этих опасных ситуациях. Нельзя быть страусом и отмахиваться от разнообразных угроз.
Думается, что квалифицированные публикации на данную тему будут полезной поддержкой и государству, и обществу, и отдельным людям и потому имеет смысл периодически возвращаться к теме науки и религии личного спасения. Ведь не зря же Серафим Саровский сказал: «Спасёшься сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Есть и другая формула: «Предупреждён – значит вооружён».
Полезные советы при чрезвычайных ситуациях
Знай римский император Октавиан Август, что имя его окажет столь значительное влияние на мировой календарь, он, вероятно, возгордился бы ещё больше. Август – месяц, переименованный Сенатом в честь и его, и его побед, в том числе завоевания им Египта, в России и, пожалуй, в мире полон затаённых тревог, ожидания внезапных перемен посреди летней безмятежности. В дни, предшествующие громаде учебного и трудового года, практически каждый думающий и чувствующий гражданин страны задаёт себе вопрос, насколько он готов и готов ли вообще к повторению годичного цикла, с чем к нему приходит, чего хочет от будущего года и на что надеется…
Как согласовывать с «мировой повесткой» личные планы на жизнь и стоит ли вообще вписывать в неё свои планы – повод размышлять весьма широко, но вот о том, что делать, чтобы минимизировать весьма возможные последствия этой самой «мировой повестки», стоит сказать отдельно.
Мобилизационная компонента
В современной России образом довольно странным не делается почти ни малейшего акцента на мобилизацию населения в отношении стихийных бедствий, техногенных аварий, потенциальной агрессии извне или внутренних массовых волнений. Государство настаивает на том, что не стоит плодить панические слухи и упадочнические настроения: в стране, как в пору Афганской и Чеченских войн, как ни в чём ни бывало протекает мирная жизнь.
Однако противостояние, о котором каждый сегодня слышит в новостях, читает в газетах и Интернете, с которым сталкивается напрямую, будучи мобилизованным или имея родственников и друзей в числе таковых, примат мирной жизни не отменяет. Конфликт носит характер цивилизационный: ценности России и Запада не просто не сходятся, а представляют собой полярно различные понимания человека, его места и роли в земном бытии. Территориальные претензии в цивилизационном конфликте не всегда первостепенны, поскольку речь идёт о праве людей жить на территории, руководствующейся сводом правил, характерным для данной цивилизации.
Россия в 2020‑х годах оказалась не готовой полностью подчиниться радикальному пересмотру прав человека: на Западе ему дано право изменять не только данное от рождения имя, но и возраст (при помощи омолаживающих операций), и пол, и саму биологическую сущность. Сокрушённым здесь оказывается институт семьи и брака, образ бытия, его цель, а попутно ущемляется право русского человека говорить на родном языке, читать русскую классику, поклоняться своим героям, исповедовать веру предков.
Вознося молитвы за русского солдата, современное российское общество верит в то, что цивилизационный конфликт не приобретёт черт глобального противостояния, а будет урегулирован, в том числе дипломатическими средствами, и притом на условиях, при которых Россия не останется ни в цивилизационном, ни в экономическом и ни в каком-либо ином проигрыше, что не отменяет мобилизационной ответственности и стратегии каждого гражданина страны.
Гражданская мобилизация
Гражданское общество, о необходимости формирования которого шла речь с пару десятилетий назад, образуется активными в социальном и политическом смысле гражданами. Они – его цель и одновременно – средство достижения справедливости, защиты прав не только меньшинств, но и большинства. В ситуации цивилизационного конфликта именно просвещённое гражданство берёт на себя заботу о том, чтобы общество не тонуло в недостоверных слухах, не обсуждало высосанные из пальца информационные фальшивки, изготовление и массовый вброс которых производится ежедневно и смысловая конфигурация которых постоянно меняется. При открытости информационных каналов обязанностью гражданина становится анализ информации, принятие решения о том, чему можно верить, а чему ни в коем случае нельзя, и выбор поведенческой стратегии. В первую очередь подобные навыки оказываются востребованными в момент поступления сообщений о каких-либо угрозах: судя по интенсивности информационных потоков, только одно сообщение из нескольких сотен или даже тысяч может оказаться похожим на правду, но следует помнить о том, что и информация сегодня – оружие, и обоюдоострое. В сегодняшней ситуации главной задачей образованного и рефлектирующего человека делается сохранение личной информационной независимости и полная ответственность за выживание своей семьи.
В случае действительно серьёзного, а не «фейкового» кризиса черты практического спасения, помимо духовного, вряд ли будут носить какой-то специфический национальный характер: правила для всех более-менее одинаковы, вне зависимости от того, кто на каком континенте обитает и в какой культуре воспитан.
Правда, уличные беспорядки в США, согласно голливудскому канону, начинаются примерно одинаково: банды молодёжи в любом случае громят магазины, машины наезжают на гидранты, по улицам носится ворох бумаг, вспыхивают пожары, а шоссейные дороги встают в мёртвые пробки.
Картина стихийных бедствий в России иная: магазины не растаскивают, а встают в очереди и немедленно бежать на личном автотранспорте порой и не помышляют, потому что он до сих пор не у всех есть. И всё же если советовать что-то, то свод правил окажется не таким уж и большим.
Постановка задачи
От словосочетания «гражданская оборона» веет слежавшимся, основательно отсыревшим в подвалах добротным картоном со слегка размытыми от времени изображениями людей в странных положениях на фоне дымящихся и горящих развалин, формальными росписями в листах инструктажа и… немного детской игрой, досадной потерей времени посреди напряжённого трудового дня. Подобные представления порождаются психологической защитой граждан от любого жизненного сдвига.
Само существо человека противится мысли о том, что достигнутое благоденствие может быть сокрушено всего за несколько секунд. Но случись малейшие неполадки с электричеством – и больше девяноста процентов граждан оказываются совершенно беспомощными перед ними: они больше не знают, что им делать и куда идти.
Здесь граждане, частично, а порой и весьма значительно передоверившие свою волю и разум электронным устройствам, забывают о том, что основной советчик человека – внутри него самого, побуждаемого решимостью противостоять обстоятельствам, казалось бы, неодолимой силы.
Как давно проводились у нас массовые учения по гражданской обороне – и спрашивать неловко. Учебные тревоги в масштабе одной организации периодически случались, но опыты действительно масштабные – на улицу, район, город – нечто из области более чем полувековой давности, генеалогически происходящие от Карибского кризиса, а десятилетиями ранее – от применения немцами хлора во время Первой мировой и всеобщей готовности граждан СССР 1930‑х годов уложиться в десять секунд норматива по надеванию противогаза.
По подсчётам специалистов, ресурсов для исчерпывающего спасения городского населения в стране и было не особо много, и сегодня делать ставку на убежища в городской черте и за городом не слишком дальновидно: воспользоваться ими при сокращённом до минут «подлётном времени» будет не так-то просто. Стоит лишь представить себе нахождение в подземной свинцовой коробке в течение даже одних суток, и многим захочется иной участи даже при непосредственной угрозе жизни. Ни власти Москвы, ни Киева, ни других европейских, азиатских и американских столиц свои многочисленные бомбоубежища в состоянии постоянной готовности не держали, особенно после крушения СССР. Однако задачи по выводу населения из мегаполисов в случае атаки даже весьма отстранённое, а то и излишне благодушное видение проблемы не снимает.
Эвакуационная компонента
Принципы и правила гражданской обороны отвечают на один вопрос – «как выжить» в отсутствие привычного ритма и образа жизни, доступа к основным ресурсам (стационарному жилью, медикаментам, продуктам, оперативной информации о происходящем).
Если вам дороги жизнь и здоровье, вы решаете, как наиболее быстро и безболезненно покинуть зоны массового скопления населения. Находящемуся в сельской местности с малой плотностью населения нужно обеспокоиться лишь возобновлением имеющихся ресурсов: участвовать в эвакуационных потоках не имеет никакого смысла.
Как понять, что пора
Понять, что наступило время немедленной эвакуации, можно по сумме прямых и косвенных признаков.
Рассчитывать на своевременное срабатывание громкой связи гражданской обороны следует лишь в случае бомбардировки города ракетными системами залпового огня с различным видом боеприпасов, от фосфорного до химико-бактериологического и, как предельная фаза, ядерного. Во всех иных случаях сирена звучать не будет: как правило, после некоторой паузы к обитателям обратится глава региона.
Ответственный подход гражданина к экстренной ситуации подразумевает оценку ситуации. Если по некоторым признакам она становится угрожающей, не стоит ожидать, пока она станет невыносимой: отключение электричества, теплоснабжения, воды (тем более частичная или полная остановка маршрутов общественного транспорта) на срок более чем двое-трое суток практически неопровержимо свидетельствует о том, что власть пока не справляется с ремонтом инженерных сетей.
Анализ информации должен включать в себя не только просмотр и чтение официальных источников, социальных сетей (в них противнику можно легко создать управляемую панику), но и личные наблюдения на местности. Так, если в районе вашего проживания набирает силу волна межэтнических столкновений, покидать квартиру можно лишь в определённые периоды затишья. В момент «спада» волны у вас будет несколько минут на то, чтобы сесть в машину и уехать, однако если в зоне вашей видимости находятся агрессивные группы людей с огнестрельным оружием или с его заменой в виде бейсбольных бит и палок, при отсутствии в поле зрения представителей силовых структур это сигнал из дома не выходить. Справиться с многочисленными погромщиками в одиночку даже при наличии огнестрельного оружия вы в отсутствие необходимой подготовки не сможете.
Если сигнал о массовой эвакуации (сирена, объявление по громкой связи) застал вас на работе, обесточьте оргтехнику, выключите свет, возьмите личные документы, заприте помещение и немедленно начинайте движение из города, предпринимая меры для воссоединения с семьёй. Если сигнал застал вас дома, проделайте те же самые операции – обесточьте бытовые приборы, выключите свет, возьмите документы, заприте квартиру и покиньте город.
Паниковать не стоит, но в случае промедления вся ответственность за самые тяжкие последствия вашей нерешительности, лени, надежды, что как-нибудь образуется, ложится лично на вас.
Что взять
Из жилища стоит взять не больше, чем вы можете унести на себе. Учтите, что при отсутствии транспорта идти пешком придётся как минимум около суток. Личные документы, пластиковые карточки, мобильные средства коммуникации с зарядными устройствами (телефон, ноутбук), только самые необходимые медикаменты, пара дорогих сердцу вещей крайне небольшого объёма (малого формата фотоальбом), минимальные средства самообороны (мультитул или нож для выживания вполне подойдут), сухой паёк на день.
Объём вещей обязан умещаться в небольшой и ни в коем случае не до отказа забитый городской рюкзак. Руки должны быть свободны.
Если вы вооружены, не провоцируйте нападение демонстрацией оружия или чехлов для него. Применяйте огнестрельное оружие сперва как отпугивающее средство (не следует жалеть выстрела в воздух для демонстрации готовности выстрелить в нападающего), но в прямые столкновения вступайте только в безвыходной ситуации.
Одеваться следует как можно неприметнее, в «дорожную» одежду простого фасона – закрывающую преимущественно всё тело, не оставляющую открытых участков, лишённую вызывающих деталей вроде блёсток и «дизайнерских» вырезов. Кисти рук можно защитить мембранными тактическими перчатками, а локти и колени – накладками, входящими в комплект некоторых и тактических курток, и тактических брюк. Не оставляйте голову непокрытой: даже самый лёгкий головной убор уберегает волосяные и кожные покровы от лесных кровососущих насекомых, не говоря уже об иных факторах риска. Заранее озаботьтесь и удобной обувью, защищающей по возможности лодыжки.
Вести себя за городом также следует как можно незаметнее, «убавив громкость» переговоров между собой, снизив до минимума количество звонков и сообщений в мессенджерах, уведомив о своей эвакуации только родных и близких и тех друзей, которым вы действительно доверяете.
Направление и характер движения
Если вы проживаете отдельно, ваши проблемы при эвакуации изрядно упрощаются: достаточно следовать указаниям экстренных служб, настроившись на их волну.
Но если вы глава семейства, и вдобавок при экстренном сигнале вы находитесь в отлучке (на работе), а мобильная связь ещё работает, семья должна ожидать вас в квартире, а не где-либо на открытом пространстве. Если связь «упала», следуйте к дому. После воссоединения с членами семьи пользуйтесь любым транспортом, чтобы как можно скорее покинуть городскую черту. Если у вас есть дача или родственники за городом, проблема, куда следовать, отпадает сама собой, но если за городом вы бываете редко, для того чтобы понять, какую дистанцию следует преодолеть, легче всего отложить на карте три-четыре диаметра города, то есть на первом этапе – расстояние примерно в сто километров.
Ни в коем случае не штурмуйте вокзалы и аэропорты: там заведомо будет столпотворение и неизбежный сбой графика движения. Также не рекомендуется пользоваться оживлёнными шоссейными трассами: и в мирное время они встают в пробки постоянно, и потому продвижение осуществляется гораздо быстрее по объездным, просёлочным дорогам, при условии, что у вас есть в распоряжении автотранспорт.
Самыми результативными, как ни странно, являются даже не попутные машины, а электрички местных направлений и рейсовые междугородние автобусы. В сутки на этом транспорте можно преодолеть до тысячи километров, и потому лучше заранее знать, где происходит посадка – точками её обычно являются «пятачки» около пригородных торговых центров и пригородные платформы в городской черте. Зная расписание последних, можно быть уверенным в том, что поезда и в экстренной ситуации не станут проезжать эти платформы без остановок.
В случае крайней нужды можно воспользоваться и грузовыми (товарными) поездами, предварительно выяснив маршрут их следования.
Цель движения
Ваша цель – осесть на время урегулирования обстановки в относительно небольшом населённом пункте, в котором наличествуют как минимум продуктовый магазин, медицинский пункт, а также средства связи.
В случае разнообразных экстремальных ситуаций, связанных с конфликтами, нежелательно наличие в избранном вами населённом пункте работающих производств товаров «двойного назначения», а также его узловое стратегическое положение (перекрестье трасс, по которым осуществляется снабжение армии и флота), наличие значительных по объёму терминалов и складов с вооружениями и военной техникой. Лучше находиться подальше от мест скопления вооружений.
Нежелательны для эвакуирующихся и «медвежьи углы», в которые и из которых всего одна дорога. Человеку, ответственному за свою семью, нужно быть хотя бы немного стратегом и понимать, что в случае нападения любителей поживиться чужим добром нельзя оказываться в положении прижатого к непереходимым преградам (водным, горным и т. п.): путь к отступлению должен быть и доступен, и просчитан.
Государственный вектор
По основным путям следования будут развёртываться пункты эвакуации со спальными местами, бесплатным продовольствием и медицинским уходом, но не в ближайшие часы: какое-то время вам придётся пробыть в «автономном плавании», рассчитывая только на себя.
Не следует приходить в управу или к правоохранителям и требовать немедленно транспортных средств, еды и питья. Осознайте объём задач, стоящих перед местной властью, и мысленно просчитайте, какое время ей понадобится для вашего личного устройства, а потом помножьте это время на население района. Цифра получится того самого порядка, что превышает любое разумное время ожидания.
Если вы решите остановиться в одном из быстро развёрнутых пунктов эвакуации, то можете рассчитывать на минимальный комфорт и максимально возможную в данных обстоятельствах экономию личных ресурсов, а также на постоянно действующий в таких местах источник оперативной информации о происходящем, источник электроэнергии для личных электронных устройств. В этом случае дальнейшая эвакуация вас и вашей семьи – уже забота государства. Оно будет предпринимать все возможные усилия для того, чтобы вы не были оставлены его попечением, своевременно и быстро снабжались всем необходимым.
Если же вы полагаетесь только на самого себя, избегая любых скоплений людей из опасения возможных эксцессов, можно, конечно, поступить как бывалый алармист (на Западе этот стиль жизни называется «бушкрафтингом», и это целая жизнь по Генри Торо[1]), вырыв землянку в лесу, однако в полной изоляции от внешнего мира есть вероятность, что вы пропустите момент снижения уровня опасности, сигнал о возвращении в города, а также подвергнете себя риску нехватки ресурсов, мародёрства, недомогания и невозможности сообщить об этом.
Лучшим другом эвакуированного так или иначе остаётся волонтёр, специально подготовленный медицинский персонал, рядовой или офицер МЧС в форме цвета морской волны, «оранжевый берет».
Дабы не уподобляться героям американских фильмов о «конце света», ни в коем случае не снимайте с себя обязательств человека и гражданина. Нельзя заходить в распахнутые двери оставленных без охраны и присмотра магазинов и брать себе то, что кажется вам необходимым в дороге: такое деяние автоматически делает вас мародёром, и если ваше деяние будет замечено системой наблюдения или свидетелями, власть вправе распорядиться вашей свободой согласно действующему закону, то есть лишить вас её на долгий срок.
Видя, что на траверсе вашего следования начинается нечто похожее на расхищение продовольственных и промышленных товаров, измените направление движения таким образом, чтобы не быть идентифицированным с группой подобных людей. Фразы, обращённые к таким людям, образованные по модели «ребята, что ж вы делаете», ни к чему хорошему по определению не приведут.
Социальная кооперация
Вопрос о кооперации с другими семьями, связанными дружескими узами, не так прост, как кажется в первые часы эвакуации. Часто в таком процессе происходит не что иное, как «делегирование полномочий» – неосознанное перекладывание ответственности с главы одной семьи на главу другой, и ничем, кроме конфликта, такая ситуация обернуться не может. В экстремальной ситуации мало кто из неподготовленных людей способен мыслить совершенно трезво и здраво. Любое изменение маршрута, скорости движения превратится в предмет горячего обсуждения, а сознание, склонное винить в своих ошибках других и кропотливо вести им счёт, конфликтно по определению.
В задачи эвакуирующего свою семью входит полное взятие на себя последствий принимаемых решений. Любую конфликтность нужно исключить заранее, волевым образом гасить в зародыше. Дискуссии взрослых членов семьи возможны, однако и в ситуации спора неизбежная эмоциональность не может переходить определённых границ. Фразы вроде «ну и иди, куда хочешь, а мы будем сидеть и ждать помощи» образуют неразрешимые противоречия. Человеку, заявившему подобное, должно быть абсолютно понятно, что за дальнейшие свои действия он понесёт всю полноту ответственности.
Недопустимо в целях более комфортного продвижения или получения каких-то иных выгод беззастенчиво манипулировать состоянием здоровья – ни своего, ни детей.
Ситуация, при которой рядом оказываются два «альфа-самца», соревнующихся между собой за влияние на ситуацию и владение ею, также недопустима. Зная своих знакомых в мирное время, вы не можете поручиться, что они не затеют с вами выяснений того, что выяснять не позволяют ни время, ни место, ни обстоятельства.
Вот почему особенно стремиться к объединению потоков эвакуации не стоит. Кроме того, сбиваться в большие сообщества в движении в современной ситуации означает представлять собой крупную и соблазнительную мишень для различных средств нападения.
Компромиссное следование
Ваша цель – компромисс между массовым потоком и индивидуальностью продвижения по местности. То есть вдоль трассы по опушке леса – таким образом, чтобы на трассу всегда можно было выйти и попросить помощи.
Слабо знакомая местность является вашим недругом и другом одновременно. На ближних дистанциях старайтесь понимать направление движения, сверяться с наиболее заметными приметами пейзажа, непрерывно балансировать между скрытым и открытым передвижением. Лучше всего следовать в составе нескольких единичных и идущих в одном направлении семейных групп, выражая готовность помочь, но не беря на себя проблемы, которые вы заведомо не можете решить. Так, если вам предлагают нести на себе малолетних детей или вещи, вы вправе отказаться: ваш силовой ресурс при дополнительной нагрузке снизится в разы.
Для исчерпывающей ориентации опытные путешественники имеют и электронный навигатор, и бумажный путеводитель. Планируйте с их помощью короткие переходы по три-пять километров каждый, делите путь на отрезки и не срезайте углы местности по бездорожью, потому что «так явно короче»! Дороги и тропы проложены несколькими поколениями, и только потому, что по краям их могут иметься непреодолимые препятствия.
Жертвуйте скоростью передвижения: избегайте следования в ночное время. Помните, что за полтора-два часа до заката вы обязаны позаботиться о ночлеге, и предпочтительно в охраняемой зоне. Проситесь на ночлеги только там, где, с вашей точки зрения, безопасно, и берите на себя дежурства, учитывая, что «спать вполглаза» вам придётся несколько суток подряд, а именно до момента достижения конечной точки.
При выборе дороги не надейтесь на то, что «это мостовое бревно лишь выглядит хлипким», а «это болото мелкое, его вполне можно перескочить по кочкам» – каждая ошибка может грозить фатальными последствиями и вам, и членам вашей семьи.
Уверенность в себе
Практический опыт показывает, что в местах нарушения, а нередко и разрушения ритма существования в результате массовых волнений, стихийных бедствий и техногенных катастроф лучшие параметры выживаемости показывают люди, уверенные в себе.
Как воспитать в себе несокрушимое чувство внутренней нравственной правоты, может ответить исключительно давно и небезрезультатно практикующий психолог, однако многие из них должны сойтись во мнении, что подобное чувство ускоренными методами не воспитать, особенно если оно изначально отсутствует. Однако если чувство уверенности присутствует хотя бы в зачатке, появляется шанс реализовать его полностью.
Противостояние внешней и внутренней панике
Во время пути вам часто будет казаться, что вы движетесь излишне медленно, теряете время, упускаете какие-то возможности, зашли в тупик. Более того, при следовании по выработанному маршруту, кажущемуся единственно верным, будут возникать закономерные препятствия, связанные с тем, что вы плохо знаете места, по которым следуете, или с новыми обстоятельствами экстремальной ситуации.
Если вы поддадитесь чувству беспомощности, а не станете немедленно искать альтернативных путей обхода препятствий, вас будут хоронить оба чувства – и ответственности, и беспомощности. В результате рассчитывать на вас в действительно стрессовой ситуации будет уже невозможно.
Религиозный фактор
Если вы верующий, старайтесь взывать к силе Господней и заступничеству святых. Даже не слишком частая молитва (постоянная возможна исключительно для практикующих исихазм) пробуждает уверенность в себе, рождает чувство убеждённости в том, что избранный путь верен и единственно возможен, и даже «выводит» из тупиков как дорожных, так и ментальных.
Православным людям уместно молитвенно обращаться к Богоматери Одигитрии, архангелу Рафаилу, апостолу Андрею, святому Христофору и, конечно же, к Николаю Чудотворцу.
Противостояние мародёрам
Вооружённое противостояние группе мародёров не является полностью выполнимой задачей для мужчины, обременённого семьёй. Риски слишком велики. Нападение сплошь и рядом является неожиданным. Если вы не вооружены или не успеваете воспользоваться оружием, лучше отложить схватку: как правило, мародёров интересует не ваша жизнь, а ваши деньги, а также мелкие ценные предметы. Краткий исчерпывающий обыск практикуется довольно часто: материальные ценности ищут в носильных вещах, в карманах. Опасаясь прибытия мобильных групп общественного порядка близ трасс, мародёры обыскивают не более трёх-пяти минут. Только наиболее опасные – например, банда беглых заключённых – «убирают свидетелей».
В интересах ответственного за ситуацию мужчины – предоставить мародёрам то, что их интересует, исключая увод женщин и детей «для последующего выкупа». Здесь – точка невозврата. Каждый решает, сможет ли он вырвать семью из рук насильников впоследствии или в состоянии немедленно оказать сопротивление и весьма вероятно погибнуть в столкновении.
Бывалый и соответствующе вооружённый мужчина может противостоять нескольким вооружённым бандитам, но так бывает при известной удаче. Не переоценивайте себя, но рассчитывайте на то, что в схватке удача примет вашу сторону. Несколько метких выстрелов могут распылить группу, обратить её в бегство, но только если вы умеете пользоваться оружием и метко стрелять. При наличии только холодного оружия готовьтесь к затяжному рукопашному бою с неизвестным исходом: чудес почти не бывает.
Оттягивайте грабёж (уговорами не беспредельничать), кратко и веско (немногословно) настаивайте на своих правах владеть вещами, на которые претендуют, взывайте к совести, апеллируйте к справедливости, совести, религиозному чувству, общей беде и только после этого, если не рассчитываете на эффект неожиданности, переходите к фазе прямого столкновения. На некоторые незрелые группы достаточно действует демонстрация оружия, перевод затвора в боевое положение, но на подготовленные группы такая демонстрация никакого воздействия не оказывает.
Будьте готовы прежде всего обеспечить безопасность женщин и детей, а уже затем сопротивляться, укрываться и громко звать на помощь (или показывать выкриками, что помощь якобы уже прибыла).
Временные убежища
Останавливаясь на ночлег, предусмотрите только одно: запирающуюся изнутри дверь. Дополнительные признаки временного убежища – спокойная (не льстивая) доброта его владельцев, неприметность (непоказная умеренность дизайна, обычное расположение среди других аналогичных домов, наличие штор на окнах), невысокая этажность, наличие не вызывающих мысли о богатстве и роскоши оград. Ночуя в казённом учреждении (школа, детский сад), старайтесь отвлечься от мысли о завтрашнем дне и неизбежных поисках более изолированного жилья.
Новая философия
Гражданская оборона в новых условиях приобретает отчётливые черты «алармизма» (встревоженности, продиктованной эсхатологическими ожиданиями). На случай наступления «конца света» («зомби-апокалипсиса», «столкновения Земли с астероидом», «всемирной смертельной пандемии») алармисты-эвакуационщики разработали множество пособий как в России, так и за рубежом, среди которых достаточное количество «смыслового мусора», созданного параноидальными «художниками хаоса». Отделить полезную информацию от ужасов и видений способен человек опытный, не поддающийся гипнозу страха и гиперболизации опасности.
«Срединная линия» вырабатывается на опыте семейных походов на небольшие дистанции – так при чрезвычайных ситуациях все члены семьи будут психологически находиться в относительно знакомой среде и меньше волноваться. Дети в любой семье обязаны иметь навыки как ориентации на местности и создания себе минимальных дорожных удобств, так и невызывающего поведения в обществе. Маршруты следования хотя бы частично следует отработать во время отпуска, а навыки разжигания костра, устройства на ночлег, чередования ходьбы и отдыха, добычи и сбережения водных и съестных ресурсов, скрытного передвижения, ориентации по солнцу и звёздам – прививать с раннего дошкольного возраста.
В конце концов, русские люди издавна отличались выносливостью, здравостью суждений, и только последние десятилетия сбили у всех нас «настройки на выживаемость» в любых заданных условиях.
Сергей Арутюнов
Источник: «НиР» № 8-9, 2023
[1] Генри Торо (1817–1862) – американский писатель, философ, публицист, натуралист и поэт. Его основной труд «Уолден, или Жизнь в лесу» – размышления о простой жизни вдали от городской суеты – был написан на основе личного опыта двухгодичного уединённого проживания в хижине, построенной своими руками.