• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
История затонувшей церкви

История затонувшей церкви

Впервые о Сретенской церкви мы узнаём из описания Бердского острога известным историографом Сибири

 академиком Герхардом Миллером. Это 1734 год. Острог «построен в 1717 году по прошению многих новых поселенцев, которые прибыли сюда незадолго до этого из различных мест, чтобы поселиться здесь, на Оби и Берди, надолго. Соединение обеих рек, которые окружают острог с двух сторон, делает необходимым укрепление лишь одной трети его окружности, и стена, состоящая из брёвен и кольев, проведена в виде дуги от Оби до Берди. За стеной есть ещё ров с поставленными вокруг рогатками и надолбами. Жилые дома вместе с публичными зданиями: церковью Сретения Богородицы, домом приказчика, судной избой и амбарами – все находятся внутри острога. Гарнизон состоит из беломестных казаков, которые из артиллерии имеют лишь одну трёхфунтовую железную пушку»[1].

Далее церковь упоминается при описании событий крестьянского бунта в Бердском, который происходил 300 лет назад, в 1720-х–1730-х годах. Так, в 1726 году жители ещё большим «скопом» пришли в «государеву избу», объявили приказчику о лишении его власти, изъяли всю документацию, казённые деньги и прихватили кое-что из личного имущества приказчика. Приказчик Максюков и сотник Буткеев из острога были изгнаны. Заодно досталось и местному священнику, взяточнику и пьянице Иосифу С. Полканову. За незаконные поборы на исполнение треб и высокомерие крестьяне чуть не забили его «на смерть». Спасла служителя лишь защита П. Суздальцева, жителя Чаусского острога, бывшего тогда в Бердске.

Первая церковь была деревянной, её несколько раз перестраивали, а в 1807 году она сгорела. В то время управителем Бердска был Данила Басарев. «Любил “управитель” покататься в экипаже, запряжённом десятками людей, любил и жён чужих. О широком применении розги – говорить нечего. Таких правил был “управитель” Басарев» – пишет нам старинный справочник по Сибири[2].

То ли раскаялся человек, то ли что, но в историю Бердска он навсегда вошёл другим деянием. В 1808 году «тщанием бывшего управителя Даниилы Басарева с прихожанами»[3] была выстроена каменная Сретенская церковь с каменной же колокольней. Главный престол был освящён во имя Сретения Господня, придельные – во имя Богоявления Господня и Успения Божьей Матери. С 1858 года в причте числились: два священника, один дьякон, два дьячка и один пономарь. Известны некоторые имена – в 1844 году в храме служил протоиерей Михаил Вавилов, в 1865-м – иерей Иоанн Беляев.

В 1891 году храм «по тесноте своей, с разрешения Епархиального Начальства, расширяется по плану, начертанному бывшим Епархиальным архитектором Шрайером»[4]. Благодаря этому у нас есть подробное описание имущества Сретенской церкви на 1891 год, которое хранится в архиве Томской области.

«Зданием каменная, колокольня каменная же, но в настоящее время, по случаю расширения Церкви, разобрана; покрыта железом и окрашена масляною краскою, крепка. Ограда каменная же. Как Церковь, так и ограда оштукатурены и выбелены извёсткой, при ней деревянная сторожка»[5]. «Утварью достаточно: облачений Священнических 29, стихарей 9, потиров 2 с принадлежностями – сребропозлащенные; Евангелий напрестольных 5; из них три украшены сребропозлащенной отделкой, а два аплике; крестов напрестольных 7; из них четыре сребрянные, а три медные»[6].

При церкви было два хлебозапасных магазина – пятистенный и круглый, пожертвованные умершими прихожанами Астагиевым и Усольцевым, два таких же амбара, сдаваемых в аренду, а также 297 десятин земли, пахотной и сенокосной, которой, помимо священнослужителей, могли безвозмездно пользоваться и прихожане. Старший священник Иоанн Беляев и псаломщик Иоанн Мухин живут в собственных домах, а священник Пётр Богословский живёт на квартире. «На содержание Священно-церковнослужителей жалованья не полагается, а пользуются они, по распоряжению Гражданского Начальства, от прихожан хлебною мукою – ржаным хлебом каждогодно»[7].

Фамилию Богословский мы встречаем и в более ранних документах о знаменитом Бердском бунте 1869 года. Священник И. Богословский (возможно, это сын Петра) в числе прочих крестьян отказался повиноваться властям и мировым посредникам, пока не будет объявлено о льготах, даруемых императором Александром II горнозаводским приписным.

В 1894 году при Сретенской церкви была открыта школа с 30 учащимися. Губернская газета «Томский листок» за 1895 год пишет: «Фактически её хозяином состоит, как ни странно, некто Р., местный крестьянин, поместивший школу у себя в доме и обещавший платить жалование учительнице по десять рублей в месяц». Скорее всего, неизвестным предпочёл остаться Бердский сельский староста Андрей Рубцов. «Его неоднократно избирали сельским старостой, он держал мельницу-мутовку, два питейных заведения, а с 1894 г.– мелочную лавку»[8].

Первое учебное заведение, школу писарей, губернские власти решили открыть в селе ещё в 1827 году, но… учиться никто не захотел, и лишь сорок с лишним лет спустя, в 1870-м, после ещё нескольких попыток в селе наконец-то начало работу двухклассное училище Министерства народного просвещения. Но обучение в нём всячески оставляло желать лучшего. «Достаточно сказать, – окончившие школу ученики выходят с убеждением, что земля на трех китах “стоит”»[9].

В 1895-м это училище имело 120 учащихся и находилось под попечительством супруги купца Горохова – Анны Ивановны.

Также в 1898 году было открыто начальное училище при мельнице Горохова. В обоих училищах Закон Божий преподаёт старший священник Иоанн Беляев, получая вознаграждения в год 60 рублей.

Владимир Александрович Горохов же в своём посёлке в 1903 году построил и пожертвовал Министерству народного просвещения четырёхгодичную ремесленную школу на 60–80 учащихся с двумя отделениями, слесарно-кузнечным и столярным, «и интернат на 12 бедных детей, которые содержатся бесплатно и обучаются разным ремёслам: мальчики – токарному, столярному и слесарному, девочки – рукоделию»[10]. В 1896 году за своё усердие Владимир Александрович Горохов был даже награждён золотой медалью Министерства просвещения «для ношения на шее на Станиславской ленте».

В 1908 году в Бердском приходе было уже четыре училища Министерства просвещения, два церковноприходских училища, приписная церковь-школа и две школы грамоты (в деревнях Тальменской и Морозовой) с 65 учащимися обоего пола, библиотека, которая состояла из 635 названий книг, большой церковный хор. «Прихожан об.п. 7314 душ. На окраинах с. Берское три часовни»[11]. Плюс походная церковь и часовня в деревне Ельцовской.

Согласно штата в 1910-м в Бердском приходе служили: протоиерей Гавриил Сергеевич Вишняков и младший священник Иоанн Петрович Сидонский, на месте штатного дьякона священник Александр Никанорович Косманов, на должности псаломщика диакон Пётр Афанасьевич Соловьёв и псаломщик Александр Павлович Хромцов.

В 1911-м из Бердского в самостоятельный приход выделилась церковь во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в селе Тальменском. На 1077 душ прихожан был положен причт в составе одного священника и одного псаломщика в лице Фёдора С. Кирьянова.

Улица Большая (позднее Советская), на которой находились дома и магазины бердских купцов, переходила от суетной Базарной площади на юго-запад к Соборной, на которой и была расположена Сретенская церковь. Она доминировала в селе и, видимая издалека, была отличным ориентиром и для возчиков, и для судов, проходящих по Оби. При храме было небольшое кладбище, на котором хоронили самых знатных граждан села.

В 1907 году в Москве в возрасте 58 лет умирает радетель села купец Горохов. Сначала был похоронен на Ваганьковском кладбище, но вскоре, согласно завещанию, прах был перевезён в село Бердское и погребён у Сретенской церкви. После революции с разрешения властей могилу богатого купца вскрыли – прошёл слух, что в гробу лежит массивный золотой крест. Бердская газета «Ленинский путь» писала: «Четыре спортсмена сельхозтехникума осторожно спустились по лестнице. В просторной могиле – темно и сыро. Осветили дубовый гроб лучом фонарика, с трудом приподняли тяжёлую крышку, и развеялся неизвестно кем созданный миф: никаких признаков благородного металла! Один лишь тленный прах купца…»[12].

В 1920-е храм работает, в нём служит священник Александр Сатирский. Напротив, через улицу, был построен комсомольский клуб, где часто устраивались популярные диспуты на антирелигиозные темы, собиравшие как молодёжь, так и стариков. В первой части Сатирский начинал какую-либо богословскую тему, а потом её с точки зрения науки клеймил пропагандист, часто для этого присылаемый из Новосибирска.

Одним из последних служителей был священник Василий Игумнов. Сретенскую церковь в Бердском закрыли в декабре 1939 года, в ней был создан клуб. С тех пор верующим для совершения треб приходилось ездить в областной центр.

А в 1951 году Совет Министров СССР утверждает проектное задание на строительство около деревни Нижние Чёмы гидроэлектростанции. При организации Новосибирского водохранилища, которое мы попросту называем Обским морем, Бердск должен был быть затоплен. Начался планомерный перенос города на новое место. В течение четырёх лет было перенесено более 11000 различных строений промышленного, административного, жилого фонда, в том числе и здание Сретенской церкви. Причём старые строения, уходящие на дно, должны были быть разобраны до нулевой отметки, чтобы на мелководье не торчали из воды. Но разобрать старый храм оказалось очень непросто. Его стены разбивали несколько дней.

К 1959 году остатки церкви и кладбище при ней ушли под воду. Построить новый храм Сретения удалось только в перестройку, после возвращения страны к духовным ценностям. Он открылся богослужением 15 февраля 1990 года, в престольный праздник Сретения Господня. Новой церкви был подарен колокол, чудом сохранившийся от старого Сретенского храма.

Почти каждый год Обское море «отходит». Сибирская Атлантида появляется из-под воды. Когда больше, когда меньше, но каждую весну на обнажившуюся полоску песка устремляется множество «искателей сокровищ» или просто любопытных. Чего только не находят в Старом Бердске: домашнюю утварь, утюги, печные заслонки, кости. Кто-то вытащил из-под груды кирпичей даже разбитую берданку. И ещё не один год будем находить. Ведь твёрдый сток водохранилища или подводное ложе живое, что-то намывает, что-то открывает и подбрасывает нам новинки.

Уцелевшие артефакты старого Бердска обретают вторую жизнь. Так, например, в 2008 году около бывшей Сретенской церкви были найдены и перезахоронены на территории Преображенского собора останки радетеля Бердска, купца В.А. Горохова, в 2019 обнаружено надгробие статского советника Н.М. Ларионова. Хотя автор думает, что лучше было бы оставить его на месте, а установить здесь (на месте бывшей Сретенской церкви) памятный знак. Высокий, чтобы его было видно не только при отступлении воды, но и над её нормальным уровнем. Снабжённый всеми навигационными огнями и знаками. Этот знак обозначал бы центр памяти, был сакральным местом для бердчан и напоминал нам об истории старого города. Сюда даже экскурсии можно было бы водить – и речные, с рассказом об истории Бердского острога и старого города, и пешие в ранние вёсны, когда воду спускают.

Константин ГОЛОДЯЕВ, научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска»

Источник: НИР №1, 2025

[1] Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 199. Портф. 526. Ч. 2. Д. 1. Л. 17 об, 18. Цит. по: Миллер Г.Ф. Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.

[2] Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1913. СПБ: издание Д.Р. Юнг. 1102 с. Отд. IV.С. 58–59

[3] Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 468; Д. 2992

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Келина И. Архитектурный облик старого Бердска//Живоносный Источник. 2013. № 1. С. 2528.

[8] Ноздрин Г.А. Село Бердское во второй половине XIX начале XX в.//Сибирский плавильный котёл: социально-демографические процессы в Северной Азии XVI начала XX века. Сб. науч. ст./Ин-т истории ОИИФФ СО РАН; Отв. ред. Д.Я. Резун. Новосибирск: Сибирский Хронограф. 2004. 233 с.С. 173186.

[9] Сибирский … ежегодник, 1913.

[10] Белявский Ф.Н., Семенов-Тян-Шанский В.П. Русский Алтай//Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей.Т. 16./под ред. В.П. Семенова-Тян-Шанского. 1907. 591 с.С. 476542.

[11] Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. XVIII, 810 с.С. 726728.

[12] Некрасова И. Из «Сибирских американцев»//«Созидатели»: очерки о людях, вписавших своё имя в историю Новосибирска.Т. 2./Сост. Н.А. Александров. Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. Т. 2. 496 с.Т. II.С. 8694.


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix