• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наследники Гильгамеша

Наследники Гильгамеша

Не будет большим преувеличением сказать, что множество биотехнологических, генетических, медицинских и других, в том числе и социально-психологических, исследований неизбежно на каком- этапе суммируются

в геронтологии (от др.-греч. γέρων – «старик» и λόγος – «знание, слово, учение») – в науке, изучающей биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним, то есть возможности омоложения организма.

Автор: Марина Геворкян

Геронтология как наука возникла во многом благодаря деятельности выдающегося русского учёного Ильи Мечникова, а впоследствии была развита советским учёным Николаем Амосовым. В наши дни вопросы продолжительности жизни становятся всё более актуальными, поскольку предполагается, что приблизительно через 25 лет число жителей нашей планеты старше 60 лет превысит два миллиарда.

                Использование самых передовых достижений биотехнологии привлекает крупных инвесторов во многие сегменты медицинского и фармацевтического рынка, обеспечивая стремительный рост так называемой бигфармы (англ. BigPharma) – группы транснациональных компаний – производителей фармацевтической продукции.

Рост инвестиций в этом направлении ведёт не только к успехам в сфере продления жизни, но также и к новым средствам излечения болезней, связанных с возрастом. К вопросу о массовой доступности этих средств мы ещё вернемся, а пока коснёмся темы, которая время от времени всплывает в средствах массовой информации. Речь идёт о том, что некоторые супербогатые люди вкладывают деньги в геронтологические исследования с далеко идущими планами достижения личного бессмертия. При этом такие заявления порой исходят не от безответственных борзописцев, а, казалось бы, людей серьёзных и более чем состоявшихся в политике, бизнесе, науке и т.п. К тому же некоторые сведения о деятельности так называемых трансгуманистов, за которыми стоят очень большие деньги, заставляют подозревать, что идея бессмертия для кого-то уже стала не просто религиозной или философской концепцией, а предметом конкретных разработок. Но как это соотносится с биологическим, социальным и духовным аспектами того, что, как говорят богословы, является «тварной сущностью» человека?

 1

Порой приходится слышать антропоцентрические высказывания о том, что понимание, осознание разумом неизбежного завершения своего жизненного пути свойственно лишь человеку. А у животных какие-то определённые действия перед кончиной (уход диких из стада, некоторых кошек и собак – из дома у и т.п.) связаны с инстинктом самосохранения у ослабленных организмов, а вовсе не с представлениями о смерти. В противовес этому тезису часто приводят пример гориллы Коко, которую научили человеческому языку жестов. После смерти гориллы Майкла, друга Коко, она перестала улыбаться, стала мало есть и спать, до тех пор, пока её не посетил комик Робин Уильямс. Коко повеселела, и визиты Уильямса стали для неё чем-то вроде праздника. В 2014 году Уильмс скончался, а Коко случайно услышала, как её наставница, доктор Паттерсон, по телефону сообщила кому-то о его смерти. Тогда Коко на языке жестов показала: «женщина» и «плачет» – и снова перестала улыбаться. Но является ли такая реакция пониманием смерти, или это всего лишь горечь утраты чего-то привычного, как, например, расстройство ребёнка, потерявшего мячик? Не исключено, что широко известные случаи проявления скорби домашних животных по исчезнувшему хозяину имеют ту же природу. Рассказывают также и о реакции некоторых животных на скотобойне: якобы они чувствуют неизбежную смерть. Скорее всего, это инстинктивная реакция на, мягко говоря, непривычную обстановку. Рассказы же о том, как некоторые животные на большом расстоянии реагируют на кончину владельца, относятся, скорее, к области паранормальных явлений.

Первые попытки научной систематизации отношения человека к неизбежной кончине инициировали, как ни странно, теологи в 1965 году. Студенты Чикагской теологической семинарии должны были написать курсовые работы на тему «Кризис в человеческой жизни». Некоторые из студентов выбрали, так сказать, финальный кризис, а именно – умирание. Они обратились к Элизабет Кюблер-Росс из Медицинской школы Чикагского университета, а та в свою очередь устроила им ряд встреч с умирающими в этой больнице. На основе бесед с больными в 1969 году Кюблер-Росс опубликовала книгу «О смерти и умирании», в которой выделила пять этапов восприятия смерти во время развития смертельных болезней. Эти пять этапов сейчас упоминаются по поводу и без повода в публикациях, порой не имеющих к теме никакого отношения, например, посвящённых межличностным конфликтам, политическим событиям и т.п.

Как вы уже, наверное, вспомнили, речь идёт о пяти стадиях принятия неизбежного, а именно – отрицание (человек отказывается принимать то, что с ним случилось или случится); гнев (возникает агрессия ко всему окружающему миру); торг (попытки оттянуть неизбежное, изменив свой образ жизни или предприняв какие-то иные действия, то есть как бы «договориться» с судьбой); депрессия (навязчивые негативные мысли и эмоции, резкое изменение поведенческих реакций в сторону замыкания на себя); и, наконец, принятие (то есть примирение с неизбежной участью).

Кюблер-Росс полагала, что, как правило, для преодоления каждый этапа личности требуется не более двух месяцев. Но это, скорее всего, лишь статистика, как говорится, «средняя температура по больнице». Для конкретного человека эти этапы могут растягиваться или сжиматься в зависимости от множества факторов, как внутренних, так и внешних. К тому же подобная классификация вполне может быть приложима к реакциям на любые неконтролируемые события в любом возрасте. Например, потеря близкого человека в детстве. С одной стороны, гибкость, адаптивность детской психики даёт шанс быстро проскочить все пять позиций, а с другой – порой возникают такие травмы, загнанные в подсознание, что и десяток психоаналитиков не разберутся. В подростковом возрасте, когда гормональный взрыв усиливает эмоциональные реакции, все эти стадии могут как маятник изо дня в день раскачивать психику. А у кого-то и вообще породить навязчивый страх смерти, ведущий к девиантному поведению, к попыткам ухода от действительности любой ценой.

Возможно, попытки избежать естественного исхода, будь то с помощью магии, алхимии или науки, – это затянувшаяся стадия торга для людей, для которых торгово-денежные отношения – суть жизни и её мерило. Здесь можно было бы поговорить о так называемой протестантской этике с её критериями материального успеха, но это отдельная тема. Отметим лишь, что людям, считающим своё личное благополучие признаком отмеченности высшими силами, свойственно полагать, что они могут как-то договориться с означенными силами, забывая народную мудрость «в гробу карманов нет». Впрочем, о поползновениях «перехитрить природу» с помощью достижений науки мы ещё поговорим.

 2

Между тем попытки разложить по полочкам процессы принятия неизбежного продолжались. Например, в 1986 году американские социальные психологи Джефф Гринберг, Шелдон Соломон и Том Пищински предложили теорию управления страхом смерти.  Согласно этой теории, в психике человеке имеет место базовый психологический конфликт между стремлением к жизни и осознании неизбежности смерти. Причём этот конфликт свойственен только человеку и порождает в нём экзистенциальный страх.

По этой теории различаются два типа реакций, возникающих при мыслях о смерти. Первые – так называемые проксимильные (от лат. proxima – ближайшая) реакции управления страхом. Например, отрицание собственной уязвимости ввиду относительно небольшого возраста, забота о здоровье и другие действия, направленные на уменьшение уязвимости. Как правило, такое поведение характерно при напоминании человеку об опасности. Классическим примером может считаться ситуация с пандемией, когда после озвучивания в СМИ количества летальных случаев люди сразу же вспоминали о масках и прививках. Но на одни и те же раздражители такие реакции притупляются и уступают место новым, например, после предупреждения не прикасаться к незнакомым предметам…

Второй тип – это дистальные (от лат. disto – отстою, нахожусь на расстоянии) реакции. Они возникают не внезапными и порой паническими мыслями о смерти, а своего рода «фоном» на периферии сознания. И чтобы заглушить этот страх, люди огораживаются от него своего рода «культурной стеной» из ценностей и мировоззрений. Короче говоря, вся эта теория сводится к тому, что именно этому страху человечество обязано появлением культуры и религии. То есть вера в загробную жизнь – это механизм управления страхом посредством игнорирования и отрицания смерти. Культура со всеми своими системами знаков и символов также является частью этого механизма, поскольку, усложняя жизнь смыслами и ценностями, как бы помогает символически преодолеть смерть даже тем, кто отвергает идею загробной жизни, создавая видимость бессмертия в таких категориях как потомство, творческое или научное наследие и т.п.

Вообще-то теория управляемого страха во многом основывалась на концепции канадского антрополога Эрнеста Беккера, изложенной в 1973 году в книге «Отрицание смерти». Беккер предполагал, что почти вся человеческая деятельность направлена на избавление от страха и тревоги, часто неосознанных, вызванных пониманием неизбежности своей смерти, а потому этот страх – главная движущая сила как для отдельного человека, так и для всего человеческого общества в целом. Именно поэтому создаются так называемые личные и социальные «проекты бессмертия». Беккер считал, что «способы (достижения бессмертия) могут быть разными, – через шедевры искусства или завоевание новых земель, великое богатство или просто большую и любящую семью с изобилием внуков и правнуков. Но всякий жизненный смысл формируется подспудным желанием не умирать».

Казалось бы, теория как теория, мало ли какие концепции можно выдвинуть на «вечных» вопросах бытия. Но обратите внимание на тот факт, что важным элементом теории управления страхом смерти также является понятие самоуважения. Утверждается, что на индивидуальном уровне страху смерти помогает противостоять именно самоуважение, складывающееся из ощущения правильности своего мировосприятия и правильности своих ценностей. Степень самоуважения также является субъективной мерой того, насколько хорошо человек, по его мнению, соответствует своим культурным ценностям. А причиной ксенофобии и фанатизма становится желание утвердить свои ценности.

Напомним: это 1986 год, время, когда понятия «толерантность» и «политкорректность» внезапно, с быстротой цепной реакции, стали разъедать западную культуры, и вот уже спустя пару-тройку десятков лет любые попытки отстоять свою культурную субъектность могут быть объявлены проявлениями ксенофобии и фанатизма или, наоборот, культурным своеобразием, требующим уважения. В зависимости от «политического момента», разумеется. Но не будем отвлекаться на политику…

Раз уж коснулись культуры и религии, стоит остановиться и на представлениях наших предков о долголетии и бессмертии.

У нас на слуху в основном библейские персонажи. И самый знаменитый из них – Мафусаил, от имени которого произошло выражение «мафусаилов век», то есть рекорд долголетия. В Книге Бытие говорится о том, что Мафусаил, сын Еноха, прожил 969 лет. Он был дедом Ноя и скончался за неделю до потопа. По некоторым записям в Талмуде, потоп был отсрочен на семь дней ради недельного траура по Мафусаилу. Впрочем, скептики полагают, что в те времена отсчёт шёл не по солнечным циклам, а по лунным, то есть все «года» надо делить на 13. Тогда получается, что знаменитому долгожителю было около 75 лет, что даже по нынешним, а не тем беспокойным временам весьма неплохо. Тут, правда, возникает вопрос, сколько же реально времени Моисей водил своих подопечных по пустыне, но это уже другая история.

 3

Вообще-то лунный календарь делал «долгожителями» практически всех мало-мальски известных деятелей того времени. Например, Атаб, десятый правитель Раннего Династического II периода Шумера после Всемирного потопа, правил 600 лет. И раз уж перенеслись в те края, то нельзя не вспомнить о Гильгамеше, первом человеке, о чьих поисках бессмертия сохранились свидетельства.

Самые ранние глиняные таблички с записями преданий о Гильгамеше относятся к середине III тысячелетия до н. э. Считается, что Гильгамеш был реальной исторической личностью и правил в городе Уруке в конце XXVII – начале XXVI века до н. э. Наиболее известной записью является так называемая «ниневийская версия» VII веке до н. э., по примечанию переписчика – точная копия древнего оригинала. Ниневийская версия называется «О всё видавшем» и по художественным достоинствам, особенно в построении сюжета, не уступит многим современным произведениям в жанре фэнтезийного эпоса.

Повествование лихо закручено: юный и бесшабашный правитель предаётся разгулу, попутно тираня подданных, те в свою очередь обращаются к богам, дабы вразумили Гильгамеша или хотя бы прислали того, кто может его укротить. В ответ на «просьбы трудящихся» Урука богиня Аруру создаёт из глины (привет Адаму!) получеловека-полузверя Энкиду. Энкиду не знает о мире людей, живёт лесу, питаясь травой, словно праотец всех веганов. А в это время Гильгамешу снится сон, будто с неба упал тяжёлый камень, которому поклонились все жители Урука, а сам Гильгамеш полюбил его, как живое существо. Мать Гильгамеша истолковала сон: Гильгамеш обретёт могучего друга, которого будет любить как родного брата. Вскоре приходит охотник и жалуется – в лесу появился дикий человек, который засыпает ловчие ямы и освобождает зверей из силков. Поскольку царю невместно самому ловить дикого человека, он советует охотнику выманить того из леса с помощью женщины. Охотник нанимает блудницу Шамхат, которая, соблазнив Энкиду, уводит его в Урук. Там он отведал человеческой пищи – хлеба и вина – и тем самым приобщился к миру людей, утратив свою звериную сущность, но, как сейчас сказали бы, потеряв единение и гармонию с природой.

Долго ли, коротко ли, Энкиду встречает Гильгамеша, происходит схватка, в которой ни один не смог одолеть другого. Противники признали, что силы их равны, – и побратались. Затем они совершили различные подвиги, убивая чудовищ. По ходу дела разгневали богов, и те решили, что один из героев должен умереть. Энкиду поражает болезнь, и он умирает. И вот тут Гильгамеша одолевает страх смерти: «И я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, Смерти страшусь и бегу в пустыню…». Он решает разыскать мудреца Утнапишти, единственного бессмертного среди людей, и узнать тайну бессмертия. После ряда приключений он наконец находит мудрого старца, но тот его упрекает за то, что пренебрёг долгом правителя и покинул свой народ: «Обрати лицо своё, Гильгамеш, к твоим людям. Почему их правитель рубище носит?». Впрочем, после длительных увещеваний всё же раскрывает тайну если и не бессмертия, то долгой жизни: на дне моря Смерти растёт цветок, возвращающий молодость, кто его добудет, удлинит дни свои. Гильгамеш привязывает к ногам два тяжёлых камня, ныряет на дно моря и срывает чудесный цветок. По возвращении домой он ведёт себя практически как современный исследователь, который сначала проведёт эксперимент на подопытных: «Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби: “Уршанаби, цветок тот – цветок знаменитый, Ибо им человек достигает жизни. Принесу его я в Урук ограждённый, Накормлю народ мой, цветок испытаю: Если старый от него человек молодеет, Я поем от него – возвратится моя юность”». Но когда он останавливается у озера, чтобы омыться земной водой, из норы выползает змея и похищает чудесный цветок. Змея сбрасывает старую кожу, обретая новую молодость, а Гильгамеш возвращается в родной город с пустыми руками. Но в финале он с гордостью говорит доставившему его домой Уршанаби о стенах Урука, возведённых по его приказанию.

Приложите к поэме о Гильгамеше или к другим подобным эпическим произведениям что-то наподобие теории управляемого страха, и рано или поздно вы можете встать на позиции британского зоолога Десмонда Морриса, который в своей книге «Голая обезьяна» (1967) пришёл к выводу, что «человек – чрезвычайно сильная, голосистая, предприимчивая и в высшей степени стадная обезьяна. Homo Sapiens так и остался голой обезьяной. Приобретя новые, возвышенные мотивы своего поведения, он не утратил ни одного из прежних, низменных».  Разумеется, это вопрос личного выбора – считать человеческий разум источником величайший достижений или представлять его в виде трясущегося от страха зверя, загнанного в клетку цивилизации. А если слишком часто становиться перед таким выбором, как говорится, «меняя концепцию», то не здесь ли истоки биполярного аффективного расстройства, известного также как маниакально-депрессивный психоз?  Это психическое расстройство выражается в смене различных эмоциональных (аффективных) состояний, при этом в депрессивные периоды человек чувствует себя подавленным и обессиленным, а в маниакальными – на подъёме сил и настроения. Впрочем, колебания такого «маятника» образно сформулированы в строчках классика русской поэзии Гавриила Державина: «Я царь – я раб – я червь – я бог!»

 4

Персонажи с невероятным долгожительством встречаются практически в каждой культуре. Таков, например, Пэн Цзу, легендарный китайский долгожитель, даос, которого называют «прародителем китайской нации». По преданию, он прожил около 834 лет. Пэн Цзу был современником императора Яо (2356–2255 годы до н.э.), жил в эпоху династии Ся и до конца династии Инь, ему приписывается создание даосской теории долголетия. В некоторых текстах рассказывается, что долголетие Пэн Цзу получил в награду от Небесного Императора за то, что преподнёс ему фазаний суп. Конечно, мифологичность этой истории очевидна, но какой удачный пример торга в стиле пяти стадий принятия неизбежного!

Раз уж коснулись китайской мифологии, то неизбежно вспоминается Сунь Уку́н, царь обезьян, один из самых популярных персонажей, кстати, добившийся бессмертия. Не вдаваясь в подробности, с которыми знаком любой, кто прочитал знаменитый роман У Чэнъэня «Путешествие на Запад» , напомним значимые для нас линии сюжета. Сунь Укун «родился» из волшебного камня и влился, так сказать, в коллектив, обитающий на Горе цветов и плодов. Однажды обезьяны решили узнать, откуда берёт своё начало горный поток, и обнаружили водопад. Того, кто рискнёт пройти через него и вернётся живым, решили сделать своим царём. Сунь Укун рискнул и, обнаружив за водопадом Пещеру водного занавеса, стал царём обезьян. Со временем он стал беспокоиться, что рано или поздно состарится и умрёт. И отправился на поиски учителя, который научил бы его бессмертию. Взявший его в ученики даос научил обезьяну полётам на облаке, 72 превращениям и иным магическим трюкам. У Царя драконов Восточного моря он вымогает чудо-оружие – «посох исполнения желаний с золотыми обручами». Жил Сунь Укун долго и счастливо, правил обезьянами успешно, но однажды настолько упился хмельного, что с перепоя помер!

Попав в китайский вариант ада, Сунь Укун устраивает среди тамошней бюрократии скандал и вычёркивает из книги мёртвых не только своё имя, но также имена своих подданных. Так что многие обитатели Горы цветов и плодов становятся бессмертны. Но недолго Сунь Укун веселился: жалобы на царя обезьян достигают ушей Нефритового императора, но обезьяна легко отделывается, и её берут на Небеса, назначив конюхом. Такая мелкая должность его не устраивает, и Сунь Укун уходит в самоволку, вернувшись к себе на Гору, где провозглашает себя «Великим Мудрецом, Равным Небу». За дезертиром посылают карательные отряды, но Сунь Укун с помощью своего посоха и ряда магических превращений громит их. Тогда небесная канцелярия признаёт титул Сунь Укуна и назначает его на, казалось бы, более почётную должность охранника персикового сада.

Тем временем Сунь Укун узнаёт, что его не пригласили на пир.  Он тайком пробирается во дворец до прихода гостей и съедает всё, что было приготовлено, в том числе и эликсир бессмертия. Снова битвы с небесным воинством, но на этот раз его удаётся пленить. Однако наглая обезьяна столько выхлебала эликсира бессмертия, что стала неуязвимой. Когда попытались выпарить эликсир из Сунь Укуна, тот выбрался из печи и снова учинил безобразия. В конечном итоге с ним справляется только Будда, заточив обезьяну под горой Пяти Стихий. И это – только начало приключений Сунь Укуна!

Вообще-то изначальные даосские практики долголетия и бессмертия имели алхимический характер. Предполагалось, что добиться бессмертия можно с помощью особых снадобий и средств, то есть позаимствовать у веществ их свойства и таким образом изменить свою природу. Органическим веществам приписывалось свойство удлинять жизнь на целые столетия, а то и на тысячелетия. А вот бессмертие было достижимо только с помощью металлов и некоторых других неорганических веществ. Например, ртуть, киноварь, мышьяк и т.п. Вполне естественно, что, применяемые даже в малых дозах, они рано или поздно приводили к смерти, что в дальнейшем стали трактовать как обретение истинного, но нематериального бессмертия, свободного от физической оболочки. Со временем произошёл отказ от подобной алхимии, и добиться бессмертия предлагалось уже с помощью гармонизации собственного организма с окружающим миром. То есть надо выстроить свою жизнь в соответствии с ритмами природы: сменой дня и ночи, времён года и т.п. И заодно освоить различные практики, помогающие нормализовать внутренние процессы с помощью дыхательных упражнений, гимнастики и медитаций, поскольку эмоциональное состояние непосредственно влияет на физическое. Лишь добившись абсолютного спокойствия и избавившись от всех эмоций можно достичь бессмертия. Но не превратится ли человек без эмоций в бездушный чурбан?

Интересно, что алхимические соблазны достижения вечной жизни не миновали и западную цивилизацию. Так называемый философский камень кроме превращения неблагородных металлов в золото должен был неограниченно продлевать жизнь его владельцу. Тут невольно вспоминается фигура Николя Фламеля (1330–1418), французского алхимика, исследовавшего возможности получения философского камня и эликсира жизни и якобы добившегося успеха. После смерти Фламеля и его супруги возникла легенда, что Фламель предсказывал свою смерть и тщательно к ней готовился, и на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель с женой скрылись. Появились сообщения о его появлении в общественных местах после смерти. Этот алхимик стал известен в широких кругах после первого фильма о Гарри Поттере, в число персонажей которого он вошёл, хотя и до этого фигурировал в различных произведениях Гюго, Дюма, Майринка, Гессе и др.

 5

Если перейти от, скажем так, духовных сущностей, коими считаются духи, боги, демоны, ангелы и т.п., к существам земным, то список людей, которые якобы обрели бессмертие в той или иной материальной форме, не так уж и велик. Разумеется, сюда не входят те, кто был взят живым на небо, вроде Геракла или Еноха, а лишь те, кто остался проживать на грешной земле.

Самым древним претендентом на эту роль является Зиусудра, он же в вавилонских текстах Атрахасис, а в ассирийских – уже известный нам Утнапиштим (аккадский перевод этого имени – «он обрёл жизнь»). Последний из двух известных мифических царей Шуруппака, пятого города-государства древнего Шумера, расположенного на юге древней Месопотамии. Якобы он правил 36 000 лет. В одной из таблиц «Эпоса о Гильгамеше» имеется рассказ о том, как Утнапиштим оказался единственным выжившим после потопа. В истолковании некоторых шумерских и аккадских текстов говорится, что Зиусудра обладал даром бессмертия, так что неудивительно, что он знал тайну морских цветов, о которой и рассказал Гильгамешу.

Другим аналогичным персонажем был Эндимион – царь Элиды, что располагалась на северо-западе греческого Пелопоннеса. Царь был известным красавцем, и в него влюбляется, по одним версиям, Селена, а по другим – Артемида. Впрочем, в более поздние времена этих двух богинь отождествляли. Влюблённая Артемида приуныла при мысли, что прекрасный юноша смертен, и попросила Зевса даровать ему вечную жизнь. В лучших традициях этого демонического сборища, именуемого Олимпом, Эндимиона усыпляют вечным сном, сохраняя, правда, его красоту и обаяние. И Артемиде остаётся лишь время от времени любоваться им в пещере, в которой он спит. Это ему ещё повезло, а вот жена Тифона, сына троянского царя, богиня утренней зари Аврора, досадуя, что в своё время выпросила для него вечную жизнь, но забыла про молодость, превратила состарившегося супруга в… кузнечика!

Впрочем, к бессмертию ведут не только положительные эмоции типа любви или заботы. Один из персонажей Махабхараты, древнейшего индийского эпоса, злодей Ашватхама чуть не убивает героя Арджуну с помощью брахмастры, чего-то вроде современного ядерного оружия. Арджуна обращается к Кришне, и тот советует применить ответную брахмастру.  В итоге злодея нейтрализуют, а Кришна проклинает его «быть бессмертным и бродить по земле без любви, уважения и общественного признания ни от кого до скончания веков». Вообще-то интересно, могла ли произойти встреча «двух одиночества» – Ашватхамы и Агасфера? Впрочем, у Агасфера есть надежда дожить до второго пришествия Иисуса.

В индийской мифологии бессмертием отмечаются не только злодеи. Когда Землю начала поглощать вода, шестнадцатилетний Маркандея стал молиться Вишну о спасении. Вишну (он же Шива) объявился в виде ребёнка, заявил, что является Временем и Смертью, и предложил юному мудрецу войти в его рот, чтобы спастись от воды. В животе Вишну Маркандея увидел все миры, семь сфер и семь океанов. Все горы и царства были там, все живые существа. Маркандея снова стал молиться Вишну и тут же вышел на волю. Вишну предстал перед ним в своём величии и благословил его. Следующую тысячу лет Маркандея провёл вместе с Вишну.

К спящим бессмертным можно отнести и Мерлина – скорее всего реальную личность, жившую где-то между II–VI веками, которого считали магом и волшебником. По преданиям, на него вызверилась злая колдунья Моргана и подговорила озёрную фею Нимуэ соблазнить старичка. В итоге его заключают в ловушку не то в пещере, не то вообще где-то вне времени и пространства на веки вечные, где он и спит глубоким сном.

Когда речь идёт об Артуровском цикле, иногда упоминается бастард сэра Ланселота рыцарь Круглого стола сэр Галахад. Юноша славился своим целомудрием и нравственной чистотой, ему единственному даётся в руки Святой Грааль, после чего Галахад живым возносится на небеса.

Из более поздних претендентов на бессмертие можно назвать практически нашего современника, графа Сен-Жермена, французского алхимика XVIII века. С его именем связано множество легенд, в том – будто он разгадал тайну вечной жизни.

Так что же получается – бессмертных организмов в живой природе не существует, и любое существо обречено на неизбежный финал?.. Не так всё просто! Оказывается, есть на нашей планете практически бессмертные существа, которыми весьма интересуются учёные…

6

Переходя от персонажей мифов и легенд, неподвластных течению времени, к существам реальным, обратим внимание на биологические организмы, обладающие долголетием, соизмеримым с бессмертием. В одной из предыдущих публикаций  мы упомянули о любопытном моллюске-паразите, личинке пресноводной жемчужницы Margaritifera margaritifera, которая удлиняет жизнь лосося в несколько раз. Но это уникальный случай симбиоза, когда вмешательство в механизм старения осуществляется на генетическом уровне. Но ведь есть существа, которые долго живут сами по себе!

Рекордсменом среди них является морская губка Anoxycalyx joubini (другое название – сколимастра), обитающая в холодных водах Антарктики. Эту губку открыли в море Росса участники французской антарктической экспедиции, которая проходила с 1908 по 1910 год. Руководил экспедицией Жан-Батист Шарко, известный учёный, врач и полярник, кстати, сын весьма известного врача-психиатра, чьим именем назван лечебный душ. Название эта губка получила в честь Луи Жубена (Louis Joubin), профессора в Зоологическом музее Парижа. Много позже американский биолог Пол Дейтон выяснил, как по количеству употреблённого кислорода определить возраст таких губок. Дело в том, что антарктические губки и подобные им виды в холодной воде растут очень медленно. И лишь в 1996 году удалось измерить её возраст. Оказалось, что ей не менее 10 000 лет!

Губки эти обитают на глубине от 45 до 441 метра в антарктических водах около южных Шетландских островов, архипелага в Северной Атлантике, расположенного между Великобританией, Фарерскими островами и Норвегией. Предполагается, что, если бы не их «враги» – некоторые виды улиток и морских звёзд, они могут жить бесконечно долго.

Вообще-то после открытия двухметрового экземпляра сколимастры ей сгоряча давали аж 23 тысячи лет, хотя данные об изменении уровня моря в тех местах не позволяли превысить порог 15 тысяч лет. Но, согласитесь, что и реальный, научно установленный возраст чуть ли не современницы легендарной Атлантиды внушает уважение и даже некоторый благоговейный трепет!

Своего рода конкуренцию сколимастре в кандидаты на бессмертие составляет медуза Turritopsis nutricula. Это крошечное существо размером от трёх до пяти миллиметров в 1988 году случайно открыл немецкий студент-биолог Кристиан Зоммер. В итальянском городе Рапалло в его сети для отлова планктона попался неизвестный вид медуз, которых Зоммер поместил в чашки Петри. Наблюдения за ними показали, что нутрикула воспроизводит свой жизненный цикл! В неблагоприятных условиях она оседает на дно и превращается в полип, покрытый хитиновой оболочкой. Под оболочкой формируются почки, из них вырастают медузы, которые отпочковываются, когда среда становится пригодной для жизни. Детально этот процесс был описан в 1996 году одной из публикаций The Biological Bulletin.

Как российские, так и американские учёные считают, что генетически медуза и полип – одно и то же существо. Что интересно, анализ ДНК медуз из разных водных сред планеты показал их полную идентичность. Предполагается, что медуза распространяется не только по океаническим течениями, но и вполне «технологично», а именно – в виде полипов цепляясь за днище судов. Механизм такого «бессмертия» недостаточно изучен, есть гипотеза, что все клетки у неё работают как стволовые, то есть могут трансформироваться в любой повреждённый орган. Учёные, как водится, не теряют оптимизма со временем разгадать все тайны медузы и использовать эти знания для борьбы с заболеваниями.

Но самым живучим существом даже по сравнению с медузами и гидрами является микроскопическое беспозвоночное тихоходка (лат. Tardigrada). Впервые она была описана в 1773 году немецким естествоиспытателем Иоганном Августом Гёце как kleiner Wasserbär (маленький водяной медведь), а в 1777 году итальянский ученый Ладзаро Спалланцани назвал эти существа il tardigrado, тихоходки, латинизированной формой которого является название Tardigrada. Самые крупные тихоходки не превышают 1,5 миллиметра, передвигаются и впрямь очень медленно, со скоростью два-три миллиметра в минуту. Но при этом они бьют все рекорды по выживаемости! Тот же Спалланцани обнаружил, что при наступлении неблагоприятных условий они способны на годы впадать в состояние анабиоза, а при благоприятных быстро оживают. Выживают тихоходки в основном за счёт так называемого ангидробиоза, то есть высушивания. При этом они втягивают в тело конечности, а его поверхность покрывается восковой оболочкой, препятствующей испарению. В таком состоянии они выживают после чудовищных воздействий, выдерживают 30-летнее пребывание при температуре −20°C, 20-месячное пребывание в жидком кислороде (−193°C), восьмичасовое – в жидком гелии (−271°С). Не боятся высоких температур, выдерживая нагрев до 60–65°С в течение десяти часов и до 100°С в течение часа. С радиацией тоже «дружат», если человека убивает доза в 500 рентген, то половину облучаемых тихоходок убивает лишь 570 000 рентген. Долго могут находиться в атмосфере сероводорода или углекислого газа. Японские биофизики помещали тихоходок в анабиозе в контейнер и погружали его в заполненную водой камеру высокого давления. Независимо от того, какая жидкость находилась в контейнере, тихоходки выдерживали давление до 6000 атмосфер.

Предполагается, что живучесть тихоходки обусловлена особенностями её генома, который содержит в два раз больше нуклеотидов, чем у круглых червей-нематод, геном которых по размеру считается типичным для мелких беспозвоночных.  При анабиозе, высушиваясь, ДНК распадается на крупные фрагменты, а при возврате в условия с нормальным содержанием воды особые белки «сшивают» и восстанавливают повреждённую ДНК, при этом в неё могут попадать фрагменты ДНК других организмов, которые якобы и обеспечивают выживаемость в экстремальных условиях.

Тихоходка, скорее всего, единственное земное существо, которое, пусть даже в состоянии анабиоза, способно выжить в открытом космосе. В 2007 году Европейское космическое агентство отправило на борту российского беспилотного аппарата «Фотон-М3» несколько особей на орбиту высотой более 250 километров, где они подверглись воздействию вакуума и космическому излучению, в тысячу раз превышающему земной фон. Все «космонавты» не только выжили, но ещё и отложили яйца и успешно размножились. В 2011 году тихоходок снова отправили в космос на МКС на космическом шаттле «Индевор». Тихоходки и их яйца подвергались воздействию ионизирующего излучения и микрогравитации. После возвращения животных на Землю особи вылупились из яиц, и животные ели, росли, линяли и размножались. А в 2019 году израильский космический аппарат «Берешит», на борту которого находились тысячи обезвоженных тихоходок (а также образцы ДНК человека), разбился на Луне. Организаторы проекта считают, что тихоходки могут быть единственными, кто выжил в миссии. С одной стороны – интересный научный эксперимент, когда-нибудь человек вернётся (или впервые ступит на лунный грунт, если верить конспирологам) и, возможно, убедится, что они выжили. С другой стороны, что если из-за долговременного космического излучения произошли какие-то мутации и тихоходки превратились в нечто иное, в лучших традициях фантастических фильмов ужасов?..

 7

 Вообще-то бессмертными организмами принято считать существа, которые размножаются вегетативным путём, то есть являются бесполыми (как, например, как гидра, обитающая в водоёмах, плоский червь планария или черенки растения). Здесь есть свои нюансы, отличия от однополого размножения (партеногенеза, при котором женские яйцеклетки развиваются во взрослом организме без оплодотворения).

Среди рекордсменов по регенерации можно назвать также и морского ежа, обитающего в Красном море. Существо весьма неприятное, особенно для наших туристов. Днём он находится на глубине или прячется в зарослях кораллов и растений, а с наступлением сумерек перебираются в прибрежную полосу в тёплое мелководье. Заметив движение потенциально опасного существа, он выпускает в воду тучу иголок, которые, впиваясь в тело человека, впрыскивают под кожу токсичные вещества. Хоть они и не смертельны, но весьма болезненны, и человек со слабым здоровьем вполне может погибнуть. А ежу всё нипочём – иголки регенерируют, повреждения на его теле восстанавливаются. Короче говоря, выяснилось, что его организм не стареет даже если ему около 200 лет. 

Кстати, омары тоже не стареют. Их ДНК вырабатывает фермент, который, подобно стволовым клеткам, восстанавливает повреждённую цепочку ДНК, приводя её к «первоначальному» состоянию. Омары растут всю жизнь, некоторые переходили за столетний рубеж, и обычно их губят, если можно так выразиться, их вкусовые качества.

Есть примеры долголетия и среди более «сложных» организмов. К таким относится американская болотная черепаха, да и морские черепахи живут столетиями, пока их не настигают болезни или хищные твари. Среди млекопитающих особым долголетием отличаются киты. Некоторые виды живут почти сто лет, а самый старый из известных гренландских китов дожил до 211 лет – в 1990-х годах учёные обнаружили на китах рубцы, сделанные оружием начала XIX века.

Известно, что существа, обитающие в водной среде, занимают верхние позиции в таблице долголетия. Для жизни, возникшей в океанах Земли начала времён, даже после миллионов лет эволюции вода остаётся наиболее благоприятной средой обитания уже на каком-то «ноосферном» уровне восприятия.

Но среди жителей суши тоже встречаются рекордсмены-долгожители. Таковым является малоизвестный грызун Heterocephalus glaber («голый землекоп») – похожее на мышь существо без шерсти, обитающее в сухих саваннах и полупустынях Кении, Эфиопии и Сомали. Это небольшое, около десяти сантиметров длиной роющее животное, которое питается подземными частями растений – клубнями, луковицами, кореньями… В воде не нуждается, получая её вместе с пищей.  Живут «голые землекопы» подземными колониями из 70–80 особей, причём длина туннелей одной колонии на глубине двух метров может достигать трёх-пяти километров. Туннели соединяют гнездовые камеры, уборные и кормовые участки, а на поверхность землекопы стараются не выходить. Отметим, что рытьё туннелей – коллективный процесс! Их расширяют после дождей, когда почва становится мягкой, при этом головной землекоп вгрызается резцами в твёрдую почву и лапами отгребает её за себя, а там по цепочке из пяти-шести подручных передают землю к выходу. Время от времени головного грызуна сменяет кто-то их выгребающих.

Чем же интересен этот зверёк? Для начала скажем, что он нечувствителен к боли, вызванной сильными ожогами. На химические ожоги от концентрированных кислот он тоже не реагирует. К капсаицину (веществу, которое придаёт жгучесть перцам) равнодушен. Повышенное содержание углекислого газа его не беспокоит. Но при этом он обладает острым слухом и обонянием. Особый интерес учёных вызвал его иммунитет к онкологическим заболеваниям, а точнее – крайне низкий уровень заболеваемости по сравнению с другими млекопитающими. Но и это не самое интересное: оказалось, что голый землекоп живёт на порядок дольше, чем подобные ему грызуны. Так, если мышь живет обычно полтора, максимум два года, то землекоп спокойно дотягивает до 20, а были случаи – и до 40 лет! Предполагается, что такой практически десятикратный рекорд зависит от повышенной активности некоторых участков ДНК, которые распознают и удаляют повреждённые азотистые основания. Именно поэтому изучение голого землекопа входит в число приоритетных исследований по проблемам продления жизни. Такие исследования проводятся в самых разных направлениях биотехнологий. Список из 25 научных идей, опубликованный в своё время благотворительным фондом «Наука за продление жизни», в который вошли такие проекты, как изучение стволовых клеток, создание иммунных клеток с помощью генной инженерии, разработки методов воздействия на клеточном уровне, изучение механизмов регенерации, фармакологическое подавление старения и т.п., завершает именно голый землекоп.

В принципе, всё это очень благородно, но вот президент этого фонда, Михаил Батин, считает, как он заявил в одном из своих интервью, что «человеку как форме разума на земле осталось сто лет. Очень скоро будет создан искусственный интеллект, он станет доминировать. Именно слияние с искусственным интеллектом предопределит будущее человечества». Но тогда к чему все эти исследования?

В свою очередь Дэниел Мартинес, американский профессор биологии в Клермонте (Калифорния), обнаруживший отсутствие старения у гидры, в интервью изданию Live Science сказал: «Кажется, что они не стареют, поэтому потенциально они бессмертны. Гидры показывают, что животным не обязательно стареть, но это не значит, что люди могут перенять их омолаживающие привычки. Эти животные маленькие и не имеют органов. Для нас это невозможно, потому что наши тела суперсложные». Мартинес считает, что «гидра может вдохновить на исследования, которые позволят людям вести более здоровый образ жизни, например, находя способы, помогающие нашим клеткам лучше функционировать с возрастом». Однако его интуиция подсказывает, что человеку никогда не достичь подобного биологического бессмертия.

Не исключено, что подобного рода выводы заставляют искать сугубо техногенные средства продления жизни на уровне «загрузки» личности в компьютер или создания цифрового двойника в среде искусственного интеллекта.

 8

Один из соблазнов трансгуманизма – это своего рода информационное бессмертие. То есть, как уже говорилось, отсканированный мозг без потерь переносится на машинный носитель и как функционирует в виртуальном мире, так и через сенсорные устройства взаимодействует с миром реальным. Казалось бы, современные технологии вот-вот подойдут к решению этой проблемы. Тем более что работы в этих сферах давно ведутся. Например, уже составлена карта нейронных связей червя аскариды. В рамках международного проект по созданию компьютерной модели на клеточном уровне одного из наиболее полно изученных современной биологией микроорганизмов – червя Caenorhabditis elegans – на 2014 год были созданы модели нейронного коннектома (полное описание структуры связей в нервной системе организма) и мышечных клеток. В 2015 году координатор проекта заявил, что поставленные цели выполнены на 20–30 процентов. А затем, когда полностью смоделировали мозг круглого червя в программном обеспечении, воспроизводящем нейронные связи, им запрограммировали для управления роботом Lego. Робот начал вести себя как аскарида! Но тут есть нюанс – у круглых червей всего  302 нейрона, а у человека около 86 миллиардов. Предполагается, что с помощью искусственного интеллекта и быстродействующих компьютеров и с человеком разберутся.

Впрочем, сомнения всё же возникают и на фоне таких, казалось бы, радужных перспектив. «Я не думаю, что это подведёт нас к бессмертию, потому что вы лишь создадите цифрового двойника», – считает Сьюзан Шнайдер, философ и директор-основатель «Центра будущего разума» Атлантического университета Флориды. Она описывает мысленный эксперимент, в котором мозг либо выживает, либо не переживает процесс загрузки в компьютер. «Если мозг выживает, цифровая копия не может быть вами, поскольку вы всё ещё живы; и, с другой стороны, цифровая копия также не может стать вами, если мозг не переживает процесс загрузки – копия может быть только цифровым двойником». Тем не менее, соблазны улучшения человека остаются. Шнайдер уверена, что лучший путь к долголетию и сохранению человека – это биологические улучшения, совместимые с выживанием человеческого мозга. Но кто-то пытается идти другим путём. «Было много разговоров о постепенной замене частей мозга на чипы. Так что, в конце концов, каждый становится похожим на искусственный интеллект. Другими словами, он медленно превращается в киборга и думает чипами, а не нейронами. Но если человеческий мозг тесно связан с вами, то его замена может означать самоубийство», – уверена Шнайдер. Тем не менее, хотя и Шнайдер обеспокоена возможностью улучшениями мозга и тела в будущем, соблазна избавиться от смерти к старости она не избегает. «Мне бы хотелось, чтобы наука и технологии излечивали недуги, делали нас умнее. Я бы хотела, чтобы у людей была возможность усовершенствовать свой мозг с помощью чипов», – признаётся она.

Создаётся впечатление, что, несмотря на значительные средства, вкладываемые в исследования резкого увеличения долголетия с помощью биотехнологий, их результаты несколько разочаровали инвесторов. Возможно, отсюда и повышенный интерес к техногенным средствам в виде чипов, имплантов и т.п., а биотехнологические наработки вполне могут быть использованы как фундамент для прикладных методик. Тем более что недавно масла в огонь (а скорее – воды на угли) плеснули профессор Джоанна Масель и её коллега Пол Нельсон с факультета экологии и эволюционной биологии Университета Аризоны.  В статье «Межклеточная конкуренция и неизбежность многоклеточного старения», опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, они описали старение и смерть как математически неизбежные процессы. Как рассказывает Джоанна Масель в одном из интервью: «Мы создали математическую модель конкуренции клеток в нашем организме. Ведь перед каждой клеткой стоят противоположные задачи. С одной стороны, это собственное выживание, а с другой – поддержка всего организма, иначе клетка просто погибнет вместе со своим “хозяином”. Конфликт между этими миссиями и является причиной старения и смерти. Как работает этот механизм? Организм стареет, потому что в нём накапливается много “потрёпанных жизнью” клеток, которые функционируют плохо. Например, если клетки, ответственные за выработку красящего пигмента меланина, снижают свою работоспособность, то волосы человека начинают седеть. На первый взгляд, есть отличная идея, чтобы решить эту проблему: надо стимулировать естественный отбор среди клеток. Тогда выживать будут сильнейшие, а слабые и неприспособленные клетки отправятся на “свалку истории”. Таким образом организм очистится от “бракованных” клеток и омолодится. Однако математическая модель показала: повышение уровня конкуренции среди клеток приводит к тому, что наиболее агрессивные клетки начинают расти бесконтрольно и организм поражают раковые заболевания».

В свою очередь Пол Нельсон добавляет: «Получается замкнутый круг! Если вы избавляетесь от плохо функционирующих клеток, то это позволит раковым клеткам размножаться. А если вы избавитесь от раковых клеток, то это позволяет нежизнеспособным клеткам накапливаться. С помощью этой уловки природа сделала смерть неотъемлемым свойством живого организма. Вы можете решить либо одну, либо другую задачу. Но никогда не справитесь с ними одновременно!».

Но ведь гидры, медузы и всякие там тихоходки как-то справляются! – можно воскликнуть в досаде. Однако люди – не тихоходки и не гидры, тут профессор Мартинес абсолютно прав. Если за миллиарды лет природа не создала достаточно сложное и при этом бессмертное существо, то, возможно, в этом есть какой-то высший смысл? Впрочем, человеческий разум обладает уникальным свойством пытаться решать нерешаемые проблемы, искать обходные пути, словом, не мытьём так катаньем добиваться своего. И проблема бессмертия – не исключение.

 9

Идеи «непрямого» увеличения продолжительности жизни из области научной фантастики давно уже перекочевали в лаборатории. Пример тихоходки, в анабиозе «останавливающей» время, привёл к идее осуществить подобное и с человеком. В фантастических романах прошлого века экипажи межзвёздных кораблей коротали века путешествий именно в таком состоянии. А поскольку в обычном сне процессы старения не останавливаются, то возникло предположение, что в охлаждённом состоянии организм дольше сохранится. Но сама крионика (от греч. κρύος «холод», «мороз»), то есть технология сохранения в состоянии глубокого охлаждения («криоконсервация», «криосохранение») людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости вылечить, зародилась не в головах писателей и не в прошлом веке.

Первые научные научные эксперименты по заморозке животных, впадающих в зимнюю спячку, начались ещё XVII веке. А во второй половине XVIII века шотландский хирург Джон Хантер (кстати, создатель одного из первых аппаратов искусственной вентиляции лёгких) выдвинул гипотезу, что можно продлить жизнь человека на любой срок путём его периодического замораживания и оттаивания, а также проводил эксперименты по сохранению молодости и здоровья с помощью заморозки тела.

Революционное открытие в крионике осуществил русский учёный Порфирий Бахметьев. В начале прошлого века он проводил опыты по заморозке и разморозке куколок бабочки и выявил первый криопротектор – вещество, защищающее биологическую ткань от разрывов клеток из-за превращения воды в кристаллы льда. Им оказался глицерин. С тех пор ведутся поиски новых криопротекторов, но, как правило, они либо ядовиты, либо неэффективны. Через полвека после открытия Бахметьева в 1956 году французский учёный Луи Рэ, используя в качестве криопротектора всё тот же глицерин, заставил биться сердце куриного эмбриона, спустя несколько месяцев после его пребывания в жидком азоте.

Но вспышка массового интереса к крионике началась после выхода в 1962 году книги Роберта Эттингера «Перспективы бессмертия», в которой детально были описаны перспективы заморозки людей как пути к реальному бессмертию. Книга «отца крионики» Эттингера вдохновила профессора психологии Джеймса Бедфорда, который в 1964 году стал первым человеком, подвергнутым глубокой заморозке. Смертельно больной Бедфорд надеялся на технологии будущего, когда такие болезни будут излечимы. Сейчас клетки его тела находятся в том же состоянии, что и почти 60 лет назад. С тех пор в разных странах было подвергнуто такой заморозке более 400 человек, но перспектив на их скорейшее «пробуждение» пока не наблюдается, технологии, позволяющие без ущерба разморозить человеческий мозг, находятся в эмбриональном состоянии.

Впрочем, наработки в этой сфере позволили весьма далеко продвинуться в трансплантологии – сохранение «запасных частей» для пересадки позволяет держать наготове тот или иной орган для замены изношенного или повреждённого. Естественным конкурентом технологий по созданию массивов таких запчастей является клонирование человека.

Клонирование высших животных давно уже стало обыденностью, вопрос лишь в экономической целесообразности. А вот клонирование человека находится под запретом множества международных протоколов. В нашей стране запрет на клонирование человека является бессрочным, а вот правительство Австралии в 2008 году выдало лицензию, разрешающую учёным создавать клонированные эмбрионы человека для получения эмбриональных стволовых клеток. Напомним, что клон является биологической копией, личность человека при клонировании не воспроизводится – в лучшем случае, если будут обойдены все проблемы, связанные с генотипом, получится младенец, который вне зависимости от среды и воспитания однозначно будет другим человеком. Вариант создания «фермы» по выращиваю бездумных копий богатеньких клиентов на случай срочной трансплантации не столь уж фантастичен – «детали» собственного клона гарантированно не отвергаются иммунной системой. Впрочем, при должном уровне развития оцифровки мозга и «загрузка» личностных параметров в тушку клона не за горами. Пока это лишь сюжеты фантастических романов и фильмов, хотя время от времени общественность будоражат слухи о многочисленных трансплантациях жизненно важных органов у очень богатых людей. В этом плане показательны информационные вбросы, например, о мультимиллиардере Дэвиде Рокфеллере, которому, по одной версии, было осуществлено от шести до восьми пересадок сердца, а по другой – никаких пересадок не было, а своему долголетию (прожил 102 года) он был обязан исключительно здоровому образу жизни. Но дело даже не в Рокфеллере, а в том, что подобного типа информация приучает обыденное сознание к тому, что здравоохранение дифференцируется в зависимости от благосостояния.

10

Как мы видим, современные биотехнологии неотвратимо перерастают в биоинженерию. Американский историк науки Майкл Бесс в одном их своих интервью заявил: «Мы считаем индустриальные революции прошлого главными поворотными моментами в истории человечества. Они ознаменовали фундаментальные пути изменения мира, позволившие сделать нашу жизнь легче, лучше, дольше и здоровее. Теперь технологии применяются не к окружению – как мы получаем пищу, как перевозим вещи, как общаемся друг с другом, – а непосредственно к нашей собственной биологии, к нашим собственным телам и мозгу. Вместо того чтобы трансформировать мир вокруг себя, сделать его таким, каким бы мы хотели его видеть, теперь становится возможным трансформировать себя во что-то, чем мы хотим быть. И в этом есть и сила, и опасность, потому что люди могут совершить ужасные просчёты, могут изменить себя необратимо, испортить то, что действительно делает их жизнь достойной». Касаясь темы биологического разделения человечества, Бесс предупреждает: «Если только богатые люди будут иметь доступ к этим технологиям, то у нас возникнет очень большая проблема. Неравенство и так ухудшается за последние десятилетия, а это ещё больше усугубит ситуацию. Тому, кто родился бедным, будет весьма трудно добиться высоких позиций в обществе, когда высшие слои этого общества не только пользуются привилегиями в области здравоохранения и образования, жилья и всего прочего, но и используют биотехнологии, чтобы достичь запредельных уровней производительности. Это закрепит разделение между богатыми и бедными чуть ли не навсегда».

Между тем идеи такого неравенства начинаю продвигаться не зловещими заговорщиками на радость конспирологам, а вполне открыто и на самых разных международных площадках. Немецкий профессор Клаус Шваб, основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума, в 2020 году в книге «COVID-19: Великая перезагрузка» прямо указывает на то, что эпоха неолиберализма заканчивается, и человечеству предстоят непростые решения. Ной Юваль Харари, главный советник Шваба, раскрывает детали такой перезагрузки, которая приведёт к созданию (тут вспоминается Олдос Хаксли) «дивного нового мира». Впрочем, немецкий экономист и писатель Эрнст Вольф думает иначе: «Они считают, что должны возглавить мир в будущем. Так что демократия тут совершенно ни при чём. Это своего рода сверхчеловеческое мышление. И если вы прочтёте книгу Шваба, то поймёте, что он считает себя особым человеком и верит в принцип элит, которые должны вести мир в будущее. Помимо этого, он верит, что мы все без собственности будем счастливы в трансгуманизме. Это особенно ужасный аспект, потому что Шваб – человек, который хорошо разбирается в технологиях. Он профессор в этой сфере, вся его жизнь пронизана большим энтузиазмом к техническим новшествам. И он открыто пишет, что в будущем человек соединится с цифровым миром и таким образом поднимется на более высокий уровень. И это чрезвычайно опасная концепция! Этим трансгуманизмом у человека отнимается самоопределение, люди сольются с цифровым миром и позволят искусственному интеллекту руководить собой. Это будет ужасающий сценарий будущего».

Историк и политолог Андрей Фурсов так подытоживает планы Шваба и Харири по «модернизации человечества»: «Был объявлен так называемый антропологический переход. Это создание общества, в котором верхи и низы отличаются друг от друга, как два биологических вида. Одни живут 120–140 лет, питаются нормальным мясом, а остальные – как получится. Правда, встаёт вопрос, что с ними делать в условиях роботизации. Харари откровенно написал: «Что делать с бесполезными людьми? Нужно сажать их на наркотики и подключать к компьютерным играм». Этот переход предполагает сокращение населения планеты примерно к половине миллиарда, сейчас у нас около восьми миллиардов. То есть часть населения как-то должна рассосаться. Как? Голод, гей-браки, болезни, много всего. Шваб и Харари постоянно подчёркивают – закончилась эра людей, начинается трансгуманизм.»

***

Страх смерти и поиски личного бессмертия может подвигнуть людей, располагающих большими возможностями и ресурсами, к рискованным социальным экспериментам. Опираясь на последние достижения науки и владея глобальными механизмами по манипулированию большими массами людей, такие «модернизаторы» могут не удержать контроль над критическими биотехнологиями и отбросить человечество на века назад. В лучшем случае. В худшем – исчезновение человека как вида.

 


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix