О Святой Земле часто говорят как о «Пятом Евангелии». Так она воспринимается верующей душой, так открывается благочестивому христианину.
Палестинский ландшафт насыщен свидетельствами богатейшей духовной жизни; благая весть природы и истории скрепляет (а в чём-то, быть может, и дополняет) рассказы Четырёх Евангелистов. При этом здесь с особой силой ощущается вся антиномичность, парадоксальность христианства.
Действительно: малые и великие материальные реликвии Святой Земли словно бы призваны выполнить миссию «овеществления» библейских повествований. Они делают многие таинственные события наглядными и осязаемыми - в прямом смысле слова, ибо на Ближнем Востоке существует удивительно тонкая культура визуальной встречи и тактильного контакта со святыней. Паломник может ощутить себя буквально апостолом Фомой, которому по беспричинной милости Господа дарована возможность исцелить собственное неверие «вложением перстов» - прикосновением к священным предметам.
В то же время большинство почитаемых святынь и реликвий как будто ускользают от строгой историко-археологической верификации. Учёные чаще всего не могут подтвердить или опровергнуть тот факт, что вот здесь происходили те или иные события во времена Христа. Впрочем, истина Предания (или «мифа», в изначальном смысле - сакрального инициатического сказания) не нуждается в подтверждении методами позитивистской науки. Она - про другое... Данные же исторической науки для верующего тоже очень важны: они говорят о степени древности почитания святого места, а значит, и о его «на- моленности» - которую, кстати, даже непосвящённые ощущают порой физически.
В свете этого раскрывается ещё одно значение Святой Земли. Она - не вещественное доказательство в криминологическом смысле, а икона Священной Истории, её молитвенный образ. Догмат об иконопочитании, утверждённый на VII Вселенском Соборе в 787 году, гласит: «Ибо чем чаще через изображение на иконах они [образы Христа, Богоматери, ангелов и святых] бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением... почитанием по тому же образцу, как оно воздаётся изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [т. е. лицу] изображённого на ней».
Подобно иконам, места паломничества бывают замечательными в художественном отношении или скромными внешне; имеющими древнее или относительно недавнее происхождение. Вспомним, кстати, - и отнесём это к Святым местам, что иконы бывают и нерукотворные, и чудотворные.
Итак, от образа - к Первообразу; от святого места - к событиям, некогда произошедшим. Соприкосновение со Священной Историей происходит лишь в молитве. Святыни раскрываются - и «отвечают»! - только тем, кто подходит к ним молитвенно, мистериально, литургически. Для такого диалога нужно время и духовное сосредоточение. Но даже мимолётная, краткая встреча со святыней на странническом пути порой оказывается незабываемой - это могут подтвердить многие из тех, кто двигался маршрутами «поклонников» (так звали на Руси путешественников-паломников) по Святой Земле.
На территории государств Израиль и Палестина есть множество мест, связанных с земной биографией Христа (ещё три современных государства, на земле которых
побывал Спаситель, - это Египет, Ливан и Иордания). Идентификация некоторых из них носит откровенно легендарный характер; в ряде случаев святыни «двоятся» и даже «троятся» - возникали и продолжают возникать «альтернативные» места поклонения. К числу духовных памятников, почитание которых основано на наиболее достоверной традиции, относят комплекс Храма Гроба Господня (здесь не одно и даже не два, а несколько святых мест), Гробницу Богоматери в Гефсимании и место Рождества Христова в Вифлееме. С Вифлеема мы и начнём наш краткий обзор, подготовленный по материалам экспедиции «НиР» и Клуба «Солнце Севера».
Сегодня этот арабский городок, расположенный совсем близко, в получасе езды, от Иерусалима, относится к Государству Палестина (в Израиле предпочитают говорить о «Палестинской Автономии»). Город является одной из самых мирных территорий Западного Берега реки Иордан. Сам дух Рождества, который чувствуется здесь повсюду, охраняет покой этой земли. Вполне можно согласиться и с профессором М. Н. Скабаллановичем, писавшим в начале XX века: «Окрестности Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости».
Сюда устремляются многолюдные группы путешественников из Европы (западные христиане, как известно, отмечают Рождество с большим воодушевлением, нежели Пасху). На главной площади, перед Базиликой Рождества, в новогодние дни устанавливается огромная ёлка. На протяжении многих веков население города было православным, сейчас, как и почти повсеместно в Палестине, демографический баланс изменился в пользу мусульман, но мэром города традиционно избирается представитель христианской общины.
Вифлеем имеет богатое прошлое. Название города («Бет-Лехем») с древнееврейского переводится как «Дом хлеба», однако в древнеегипетских документах Амарн- ского архива был обнаружен текст с упоминанием явно этого же самого города под именем «Бейт-Лахаму», что переводится уже как «Дом Лахамы», ханаанской богини плодородия. В Ветхом Завете Вифлеем фигурирует как родина царя-псалмопевца Давида и место, где он был помазан на царство пророком Самуилом.
Согласно Евангелию, в город Давидов пришли Мария и Иосиф для участия в римской переписи - они покинули свой родной Назарет, поскольку должны были отметиться именно в том месте, откуда происходили их предки. Не найдя места в гостинице, они заночевали в пещере, где пастухи укрывали скот от непогоды - там и произошло чудесное рождение Богочеловека.
Автор термина «Богочеловек», учитель Церкви Ориген (185-254), оставил нам древнейшие данные о почитании святых мест вифлеемских: «согласно с Евангельским сказанием о Его рождении сама пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где Он был повит пеленами. В тех местах живо ещё предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус...» (трактат «Против Цельса»). При этом блаженный Иероним (342-420) свидетельствует, что во II веке по приказу императора Адриана в Вифлееме была устроена священная роща, посвящённая переднеазиатскому богу Таммузу- Адонису, «и та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры». Значит, сам грот Рождества был действительно хорошо известен и христианам, и язычникам.
Институт Святых мест в Палестине был создан в первой половине IV века усилиями императора Константина Великого, матери его Елены и епископа Иерусалимского Антиохийской Православной Церкви Макария. Именно при Константине была основана Базилика Рождества. В некоторых местах храма сегодня можно видеть раскрытые мозаичные полы, восходящие к временам Константина. Само же нынешнее здание было возведено при императоре Юстиниане после того, как в 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили старую церковь. Более ни у кого среди многочисленных завоевателей не поднялась рука на святыню - её не тронули ни персы, ни мусульмане. Первые с уважением относились к волхвам (зороастрийским священнослужителям-магам), пришедшим поклониться Богомладенцу, вторые почитали «пророка Ису».
Сегодня в Церковь Рождества попадают через очень низкий и тесный проход. Дверной проём в юстиниановом фасаде был переделан крестоносцами, а затем, уже при турках-османах, заложен и «заужен» с тем, чтобы помешать хулиганствующим «сарацинам» въезжать в храм на лошадях. «Внутренность храма поражает своею величественною простотою», - писал профессор Скабаллано- вич. Зал разделён на пять нефов рядами колонн из местного камня - розовато-красного, с белыми прожилками. На колоннах кое-где сохранились изображения святых, восходящие к эпохе крестоносцев (XII век). Они исполнены в интересной технике: живопись масляными красками на камне, затем - полировка. В ряде мест на стенах прекрасно сохранились мозаики XII века. Они создавались уже при крестоносцах греческими мастерами (исследователи приводят их имена - Василий, Ефрем) - примечательное свидетельство периодических дружеских контактов между западной и восточной Церквами!
«Святое Святых» храма - грот Рождества, расположенный под алтарём. Место появления на свет Спасителя отмечено четырнадцатилучевой серебряной звездой, установленной в XVIII веке католическими монахами- францисканцами. Надо сказать, что комплекс базилики Рождества находится в совместном пользовании православных, армян и католиков (ключ от храма принадлежит греко-православной общине). Споры вокруг прав и привилегий общин приводили к острым конфликтам.
В начале 1850-х годов конфликт вокруг святых мест и, в частности, вифлеемской базилики обострился. В один несчастливый день оказалось, что звезда Рождества похищена; католики обвинили в этом греков. И хотя турецкий султан в 1852 году подарил храму новую звезду (её и сегодня можно видеть в гроте-часовне), противостояние не прекратилось и стало решающим поводом к Крымской (Восточной) войне - её называли «Битва за Ясли Господни». В наши дни символом соблюдаемого в Вифлееме «статус кво» служат горящие над звездой 15 лампад, шесть из которых принадлежат православным, пять - армянам и четыре - грекам. «Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о Свете Присносущем, о Свете Мира, некогда воссиявшем здесь!», - пишет профессор Скабалланович.
В комплекс храма Рождества входят также католическая церковь Екатерины и принадлежащие католикам гроты-капеллы, среди которых примечательны грот Невинных Младенцев, посвящённый малышам, убиенным по приказу Ирода и считающимся первыми христианскими мучениками, а также грот блаженного Иеронима, автора перевода Библии на латинский язык. Этот выдающийся христианский интеллектуал жил и закончил свои дни в городе Рождества.
Ещё одна известная святыня Вифлеема - «Молочный грот», или Церковь Лактации. Первый храм здесь был устроен в начале V века святой Паулой, ученицей Иеронима. По преданию, в этой пещерке Мария укрылась с Бо- гомладенцем во время бегства в Египет и кормила Иисуса грудным молоком. Одна капля молока Богоматери случайно упала на камень, и вся скала сделалась молочного цвета. Своды грота и сегодня белые, хотя вифлеемский камень обычно розоватый. В этой пещере и христианки, и мусульманки, страдающие от недостатка грудного молока, молятся о его прибавлении.
Вся земная жизнь Христа отмечена в Святых местах Палестины. Два региона связаны с Его юностью, становлением и началом Служения - это Галилея с побережьем Тивериадского озера и Иудейская пустыня с местами Крещения и Искушения. Это очень контрастные по своему природному облику территории: зелёная, плодородная, с прекрасным водоёмом-«морем» (как именуют его евангелисты) родина Иисуса на севере Земли Израилевой - и суровая, почти безжизненная территория к западу от реки Иордан и к северо-западу от Мёртвого моря.
Известно несколько локализаций места, где Иисус принял Крещение от Иоанна. После проведённых в недавнее время исследований, в 2000 году Православная и Католическая Церкви согласились с тем, что наиболее убедительные доводы говорят в пользу одного места на Иордане. Река здесь совсем не широкая и скорее напоминает полноводный ручей. Посередине потока проходит граница, по одну сторону которой - Иордания, по другую - земли под контролем Израиля. На обоих берега устроены места для погружения, где паломники окунаются в воду (под бдительным надзором приграничных стражей). Священные воспоминания, связанные с этим местом, не могут вытеснить из памяти слова философа о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Не так далеко от места Крещения (с израильско-палестинской стороны оно именуется Каср аль-Яхуд) расположен древнейший на планете город, десятитысячелетний (!) Иерихон. Среди его многочисленных достопримечательностей - здесь есть, например, улица, названная в 2012 году палестинцами в честь Дмитрия Медведева! - отметим православный монастырь, хранящий иссохшее дерево, на которое, по преданию, некогда взобрался мытарь Закхей, дабы лучше рассмотреть окружённого толпой Иисуса (Лк 19: 2-10). «Мы тоже малы ростом, - пишет в книге «Иисус Неизвестный» Дмитрий Мережковский, - и взлезаем на смоковницу - историю, чтобы видеть Иисуса; но не увидим, пока не услышим: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме» (Лк 19: 5).
А над Иерихоном возвышается гора, известная как Каранталь, или Сорокадневная. Название это дано в память о посте, который выдержал здесь Иисус перед началом своей проповеди: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Лк 4: 1). Гора Каранталь отождествляется с той «весьма высокой» горой, на которую диавол возвёл Иисуса, дабы предложить Ему власть над всеми царствами вселенной, если Он поклонится искусителю.
Гора Каранталь проникнута какой-то строгой библейской убедительностью. Почитание её началось ещё в древности. В 340 году, в пору начального расцвета палестинского монашества, преподобный Харитон основал в этих местах лавру Дука. Позднее святое место пришло в запустение, а в конце XIX века православная обитель на вершине горы была восстановлена при содействии России. Подъём к вершине не слишком утомителен, часть пути можно преодолеть при помощи фуникулёра. С этими местами связан молитвенный обычай: во время восхождения паломники читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Обитель представляет собой одну галерею: келии, коридор, церковь. В небольшой часовне Искушения находится камень, возле которого (или на котором) молился Христос.
«Страной святых чудес» по праву стоило бы назвать Галилею и побережье Тивериадского озера (оно же - Генисаретское, оно же - море Галилейское, оно же - Кине- рет). С этими краями традиция связывает большинство чудес Иисуса, описанных в Евангелиях. Прекрасно сказал об этих местах Д. С. Мережковский: «Место святейшее, где царство Божие с неба на землю сошло, - пишет в своей книге «Иисус Неизвестный» Дмитрий Сергеевич Мережковский, - .Та же ясность, мир, тишина, что в Назарете; но там - как бы восходящая к небу земля, а здесь - как бы на землю нисходящее небо». О Назарете мы расскажем отдельно, как о городе Благовещения, а говоря о Галилее отметим, что здесь, пожалуй, сохраняются наилучшие природно-климатические условия в Израиле. А историко-культурная почва щедро одаривает путешественника открытиями.
На берегах Кинерета и в Галилее трудно не ощутить «эффект присутствия» Христа: как будто Спаситель лишь недавно покинул эти края. Здесь есть два «альтернативных» места произнесения Христом Нагорной проповеди - одно возле Капернаума, другое - близ Тверии (это знаменитая «двурогая» гора Хиттин/Хаттин, у подножья которой 4 июля 1187 года султан Салах-ад-Дин наголову разгромил крестоносцев и пленил короля Иерусалимского). Здесь, в местечке Табха (античный Гептапе- гон), находится удивительная церковь Умножения Хлебов и Рыб. Её престол воздвигнут над камнем, на котором Спаситель преломлял те пять хлебов и две рыбы, которыми в итоге насытились пять тысяч человек (Мф 14: 13-21, Мк 6: 30-46). Поразительна история этого храма: она связана с традицией почитания Камня Умножения, которую хранили в течение трёх веков местные иудео-христиане.
Настоящая жемчужина края - храм монастыря Святых Апостолов в Капернауме. В евангельские времена этот город был главным местом проживания Христа и, так сказать, «базой» Его проповеди. Евангелисты даже называют Капернаум «Его городом». Иисус здесь исцелил тёщу Симона Петра, сухорукого в синагоге, прокажённого, бесноватого, слепых, кровоточивую женщину, совершил воскрешение дочери Иаира. Поблизости свершились и другие чудеса: хождение по водам, усмирение бури, удивительный улов рыбы. Храм же Святых Апостолов, по преданию, возведён на месте дома, где Христос исцелил расслабленного, спущенного с крыши. Существующая церковь - недавней постройки (1925, 1980-е). Славится она потрясающими росписями, созданными в 1995-2000 годах греческим художником Константином Дзумакисом. Строго каноничный ансамбль фресок в высоком византийском стиле выполнен по детально разработанной богословской программе. В него включены как исторические, так и символические композиции, в том числе - исполненные глубоко эсотерического, таинственного смысла («Анапесон - Спас Недреманное око», «Христос Ветхий днями» и др.).
Интересное и необычное место - руины византийского монастыря Курси на восточном берегу Кинерета. Ещё Ориген, на основании исторического и филологического анализа, полагал, что именно здесь Иисус совершил чудо «в стране Гадаринской», изгнав из одержимого легион бесов, которые затем вошли в стадо свиней, бросившееся в озеро и потонувшее в нём (Лк 8: 22-39). Считается, что первый храм здесь был основан при равноапостольной императрице Елене, в конце же V - середине VI века был возведён комплекс обширной обители. Над впечатляющими руинами - утёс, где когда-то стояла часовня, отмечавшая место встречи Христа с бесноватым.
Наиболее значимые Святые места, связанные с Христом как Сыном Божиим и Спасителем человечества, сосредоточены в Иерусалиме. Почитание этих святынь складывалось постепенно, в различные эпохи. Священный для иудеев город был дважды разрушен римлянами, подавлявшими восстания, - в 70 и 135 годах. Святой царице Елене было нелегко проводить своё историческое расследование, выясняя локализацию Святых мест. Предание, молитва, знамения шли в этом деле рука об руку. Храм Гроба Господня, он же Храм Воскресения, был торжественно освящён 13 сентября 335 года. Именно тогда была заложена основа существующего сегодня монументального комплекса, в котором мистически оказались объединены место Распятия Спасителя (Голгофа) и место Его погребения и восстания из мертвых (Кувуклия). О поразительных свидетельствах и реликвиях земли иерусалимской будет рассказано в следующем очерке нашего цикла.
Источник - Сергей Антоненко, журнал "Наука и религия", №4, 2019