• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Дорогами Христа

Дорогами Христа

О Святой Земле часто говорят как о «Пятом Еванге­лии». Так она воспринимается верующей душой, так от­крывается благочестивому христианину.

Палестинский ландшафт насыщен свидетельствами богатейшей духов­ной жизни; благая весть природы и истории скрепляет (а в чём-то, быть может, и дополняет) рассказы Четырёх Евангелистов. При этом здесь с особой силой ощущается вся антиномичность, парадоксальность христианства.

Действительно: малые и великие материальные ре­ликвии Святой Земли словно бы призваны выполнить миссию «овеществления» библейских повествований. Они делают многие таинственные события наглядными и осязаемыми - в прямом смысле слова, ибо на Ближнем Востоке существует удивительно тонкая культура ви­зуальной встречи и тактильного контакта со святыней. Паломник может ощутить себя буквально апостолом Фо­мой, которому по беспричинной милости Господа дарова­на возможность исцелить собственное неверие «вложени­ем перстов» - прикосновением к священным предметам.

В то же время большинство почитаемых святынь и ре­ликвий как будто ускользают от строгой историко-архе­ологической верификации. Учёные чаще всего не могут подтвердить или опровергнуть тот факт, что вот здесь происходили те или иные события во времена Христа. Впрочем, истина Предания (или «мифа», в изначаль­ном смысле - сакрального инициатического сказания) не нуждается в подтверждении методами позитивистской науки. Она - про другое... Данные же исторической науки для верующего тоже очень важны: они говорят о степени древности почитания святого места, а значит, и о его «на- моленности» - которую, кстати, даже непосвящённые ощущают порой физически.

В свете этого раскрывается ещё одно значение Святой Земли. Она - не вещественное доказательство в крими­нологическом смысле, а икона Священной Истории, её молитвенный образ. Догмат об иконопочитании, утверж­дённый на VII Вселенском Соборе в 787 году, гласит: «Ибо чем чаще через изображение на иконах они [образы Христа, Богоматери, ангелов и святых] бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоми­нанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным по­клонением... почитанием по тому же образцу, как оно воз­даётся изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе покло­няется ипостаси [т. е. лицу] изображённого на ней».

Подобно иконам, места паломничества бывают замеча­тельными в художественном отношении или скромными внешне; имеющими древнее или относительно недавнее происхождение. Вспомним, кстати, - и отнесём это к Свя­тым местам, что иконы бывают и нерукотворные, и чудот­ворные.

Итак, от образа - к Первообразу; от святого места - к событиям, некогда произошедшим. Соприкосновение со Священной Историей происходит лишь в молитве. Святыни раскрываются - и «отвечают»! - только тем, кто подходит к ним молитвенно, мистериально, литур­гически. Для такого диалога нужно время и духовное сосредоточение. Но даже мимолётная, краткая встреча со святыней на странническом пути порой оказывается незабываемой - это могут подтвердить многие из тех, кто двигался маршрутами «поклонников» (так звали на Руси путешественников-паломников) по Святой Земле.

На территории государств Израиль и Палестина есть множество мест, связанных с земной биографией Хри­ста (ещё три современных государства, на земле которых

побывал Спаситель, - это Египет, Ливан и Иордания). Идентификация некоторых из них носит откровенно ле­гендарный характер; в ряде случаев святыни «двоятся» и даже «троятся» - возникали и продолжают возникать «альтернативные» места поклонения. К числу духовных памятников, почитание которых основано на наиболее достоверной традиции, относят комплекс Храма Гроба Господня (здесь не одно и даже не два, а несколько святых мест), Гробницу Богоматери в Гефсимании и место Рож­дества Христова в Вифлееме. С Вифлеема мы и начнём наш краткий обзор, подготовленный по материалам экс­педиции «НиР» и Клуба «Солнце Севера».

Сегодня этот арабский городок, расположенный совсем близко, в получасе езды, от Иерусалима, относится к Го­сударству Палестина (в Израиле предпочитают говорить о «Палестинской Автономии»). Город является одной из самых мирных территорий Западного Берега реки Иор­дан. Сам дух Рождества, который чувствуется здесь повсю­ду, охраняет покой этой земли. Вполне можно согласиться и с профессором М. Н. Скабаллановичем, писавшим в на­чале XX века: «Окрестности Вифлеема очень привлека­тельны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости».

Сюда устремляются многолюдные группы путеше­ственников из Европы (западные христиане, как извест­но, отмечают Рождество с большим воодушевлением, нежели Пасху). На главной площади, перед Базиликой Рождества, в новогодние дни устанавливается огром­ная ёлка. На протяжении многих веков население горо­да было православным, сейчас, как и почти повсеместно в Палестине, демографический баланс изменился в поль­зу мусульман, но мэром города традиционно избирается представитель христианской общины.

Вифлеем имеет богатое прошлое. Название города («Бет-Лехем») с древнееврейского переводится как «Дом хлеба», однако в древнеегипетских документах Амарн- ского архива был обнаружен текст с упоминанием явно этого же самого города под именем «Бейт-Лахаму», что переводится уже как «Дом Лахамы», ханаанской богини плодородия. В Ветхом Завете Вифлеем фигурирует как родина царя-псалмопевца Давида и место, где он был по­мазан на царство пророком Самуилом.

Согласно Евангелию, в город Давидов пришли Мария и Иосиф для участия в римской переписи - они покинули свой родной Назарет, поскольку должны были отметить­ся именно в том месте, откуда происходили их предки. Не найдя места в гостинице, они заночевали в пещере, где пастухи укрывали скот от непогоды - там и произошло чудесное рождение Богочеловека.

Автор термина «Богочеловек», учитель Церкви Ори­ген (185-254), оставил нам древнейшие данные о почита­нии святых мест вифлеемских: «согласно с Евангельским сказанием о Его рождении сама пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные сви­детельствуют о том, где Он был повит пеленами. В тех ме­стах живо ещё предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус...» (трак­тат «Против Цельса»). При этом блаженный Иероним (342-420) свидетельствует, что во II веке по приказу им­ператора Адриана в Вифлееме была устроена священная роща, посвящённая переднеазиатскому богу Таммузу- Адонису, «и та самая пещера, где Младенец Христос из­дал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры». Значит, сам грот Рождества был действительно хорошо известен и христианам, и язычникам.

Институт Святых мест в Палестине был создан в пер­вой половине IV века усилиями императора Константина Великого, матери его Елены и епископа Иерусалимского Антиохийской Православной Церкви Макария. Именно при Константине была основана Базилика Рождества. В некоторых местах храма сегодня можно видеть раскры­тые мозаичные полы, восходящие к временам Константи­на. Само же нынешнее здание было возведено при импе­раторе Юстиниане после того, как в 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили старую церковь. Более ни у кого среди многочисленных завоевателей не поднялась рука на святыню - её не тронули ни персы, ни мусульмане. Первые с уважением относились к волх­вам (зороастрийским священнослужителям-магам), при­шедшим поклониться Богомладенцу, вторые почитали «пророка Ису».

Сегодня в Церковь Рождества попадают через очень низкий и тесный проход. Дверной проём в юстиниано­вом фасаде был переделан крестоносцами, а затем, уже при турках-османах, заложен и «заужен» с тем, чтобы по­мешать хулиганствующим «сарацинам» въезжать в храм на лошадях. «Внутренность храма поражает своею вели­чественною простотою», - писал профессор Скабаллано- вич. Зал разделён на пять нефов рядами колонн из мест­ного камня - розовато-красного, с белыми прожилками. На колоннах кое-где сохранились изображения святых, восходящие к эпохе крестоносцев (XII век). Они исполне­ны в интересной технике: живопись масляными красками на камне, затем - полировка. В ряде мест на стенах пре­красно сохранились мозаики XII века. Они создавались уже при крестоносцах греческими мастерами (исследова­тели приводят их имена - Василий, Ефрем) - примечательное свидетельство периодических дружеских контак­тов между западной и восточной Церквами!

«Святое Святых» храма - грот Рождества, располо­женный под алтарём. Место появления на свет Спасите­ля отмечено четырнадцатилучевой серебряной звездой, установленной в XVIII веке католическими монахами- францисканцами. Надо сказать, что комплекс базилики Рождества находится в совместном пользовании право­славных, армян и католиков (ключ от храма принадлежит греко-православной общине). Споры вокруг прав и при­вилегий общин приводили к острым конфликтам.

В начале 1850-х годов конфликт вокруг святых мест и, в частности, вифлеемской базилики обострился. В один несчастливый день оказалось, что звезда Рождества по­хищена; католики обвинили в этом греков. И хотя ту­рецкий султан в 1852 году подарил храму новую звезду (её и сегодня можно видеть в гроте-часовне), противо­стояние не прекратилось и стало решающим поводом к Крымской (Восточной) войне - её называли «Битва за Ясли Господни». В наши дни символом соблюдаемо­го в Вифлееме «статус кво» служат горящие над звездой 15 лампад, шесть из которых принадлежат православным, пять - армянам и четыре - грекам. «Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о Свете Присносущем, о Свете Мира, некогда воссияв­шем здесь!», - пишет профессор Скабалланович.

В комплекс храма Рождества входят также католи­ческая церковь Екатерины и принадлежащие католи­кам гроты-капеллы, среди которых примечательны грот Невинных Младенцев, посвящённый малышам, убиен­ным по приказу Ирода и считающимся первыми христи­анскими мучениками, а также грот блаженного Иерони­ма, автора перевода Библии на латинский язык. Этот вы­дающийся христианский интеллектуал жил и закончил свои дни в городе Рождества.

Ещё одна известная святыня Вифлеема - «Молочный грот», или Церковь Лактации. Первый храм здесь был устроен в начале V века святой Паулой, ученицей Иеро­нима. По преданию, в этой пещерке Мария укрылась с Бо- гомладенцем во время бегства в Египет и кормила Иисуса грудным молоком. Одна капля молока Богоматери слу­чайно упала на камень, и вся скала сделалась молочного цвета. Своды грота и сегодня белые, хотя вифлеемский камень обычно розоватый. В этой пещере и христианки, и мусульманки, страдающие от недостатка грудного мо­лока, молятся о его прибавлении.

Вся земная жизнь Христа отмечена в Святых местах Палестины. Два региона связаны с Его юностью, станов­лением и началом Служения - это Галилея с побережьем Тивериадского озера и Иудейская пустыня с местами Крещения и Искушения. Это очень контрастные по сво­ему природному облику территории: зелёная, плодород­ная, с прекрасным водоёмом-«морем» (как именуют его евангелисты) родина Иисуса на севере Земли Израиле­вой - и суровая, почти безжизненная территория к западу от реки Иордан и к северо-западу от Мёртвого моря.

Известно несколько локализаций места, где Ии­сус принял Крещение от Иоанна. После проведённых в недавнее время исследований, в 2000 году Православ­ная и Католическая Церкви согласились с тем, что наи­более убедительные доводы говорят в пользу одного места на Иордане. Река здесь совсем не широкая и ско­рее напоминает полноводный ручей. Посередине потока проходит граница, по одну сторону которой - Иордания, по другую - земли под контролем Израиля. На обоих бе­рега устроены места для погружения, где паломники оку­наются в воду (под бдительным надзором приграничных стражей). Священные воспоминания, связанные с этим местом, не могут вытеснить из памяти слова философа о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Не так далеко от места Крещения (с израильско-па­лестинской стороны оно именуется Каср аль-Яхуд) расположен древнейший на планете город, десятитыся­челетний (!) Иерихон. Среди его многочисленных до­стопримечательностей - здесь есть, например, улица, названная в 2012 году палестинцами в честь Дмитрия Медведева! - отметим православный монастырь, храня­щий иссохшее дерево, на которое, по преданию, некогда взобрался мытарь Закхей, дабы лучше рассмотреть окру­жённого толпой Иисуса (Лк 19: 2-10). «Мы тоже малы ростом, - пишет в книге «Иисус Неизвестный» Дмитрий Мережковский, - и взлезаем на смоковницу - историю, чтобы видеть Иисуса; но не увидим, пока не услышим: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме» (Лк 19: 5).

А над Иерихоном возвышается гора, известная как Каранталь, или Сорокадневная. Название это дано в па­мять о посте, который выдержал здесь Иисус перед нача­лом своей проповеди: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Лк 4: 1). Гора Каранталь отождест­вляется с той «весьма высокой» горой, на которую диавол возвёл Иисуса, дабы предложить Ему власть над всеми царствами вселенной, если Он поклонится искусителю.

Гора Каранталь проникнута какой-то строгой библей­ской убедительностью. Почитание её началось ещё в древности. В 340 году, в пору начального расцвета палестинско­го монашества, преподобный Харитон основал в этих ме­стах лавру Дука. Позднее святое место пришло в запусте­ние, а в конце XIX века православная обитель на вершине горы была восстановлена при содействии России. Подъём к вершине не слишком утомителен, часть пути можно пре­одолеть при помощи фуникулёра. С этими местами связан молитвенный обычай: во время восхождения паломники читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Обитель представляет собой одну галерею: келии, кори­дор, церковь. В небольшой часовне Искушения находится камень, возле которого (или на котором) молился Христос.

«Страной святых чудес» по праву стоило бы назвать Галилею и побережье Тивериадского озера (оно же - Ге­нисаретское, оно же - море Галилейское, оно же - Кине- рет). С этими краями традиция связывает большинство чудес Иисуса, описанных в Евангелиях. Прекрасно ска­зал об этих местах Д. С. Мережковский: «Место святей­шее, где царство Божие с неба на землю сошло, - пишет в своей книге «Иисус Неизвестный» Дмитрий Сергее­вич Мережковский, - .Та же ясность, мир, тишина, что в Назарете; но там - как бы восходящая к небу земля, а здесь - как бы на землю нисходящее небо». О Назарете мы расскажем отдельно, как о городе Благовещения, а го­воря о Галилее отметим, что здесь, пожалуй, сохраняются наилучшие природно-климатические условия в Израиле. А историко-культурная почва щедро одаривает путеше­ственника открытиями.

На берегах Кинерета и в Галилее трудно не ощутить «эффект присутствия» Христа: как будто Спаситель лишь недавно покинул эти края. Здесь есть два «альтер­нативных» места произнесения Христом Нагорной про­поведи - одно возле Капернаума, другое - близ Тверии (это знаменитая «двурогая» гора Хиттин/Хаттин, у под­ножья которой 4 июля 1187 года султан Салах-ад-Дин наголову разгромил крестоносцев и пленил короля Иеру­салимского). Здесь, в местечке Табха (античный Гептапе- гон), находится удивительная церковь Умножения Хле­бов и Рыб. Её престол воздвигнут над камнем, на котором Спаситель преломлял те пять хлебов и две рыбы, которы­ми в итоге насытились пять тысяч человек (Мф 14: 13-21, Мк 6: 30-46). Поразительна история этого храма: она свя­зана с традицией почитания Камня Умножения, которую хранили в течение трёх веков местные иудео-христиане.

Настоящая жемчужина края - храм монастыря Свя­тых Апостолов в Капернауме. В евангельские времена этот город был главным местом проживания Христа и, так сказать, «базой» Его проповеди. Евангелисты даже называют Капернаум «Его городом». Иисус здесь исце­лил тёщу Симона Петра, сухорукого в синагоге, прока­жённого, бесноватого, слепых, кровоточивую женщину, совершил воскрешение дочери Иаира. Поблизости свер­шились и другие чудеса: хождение по водам, усмирение бури, удивительный улов рыбы. Храм же Святых Апо­столов, по преданию, возведён на месте дома, где Христос исцелил расслабленного, спущенного с крыши. Суще­ствующая церковь - недавней постройки (1925, 1980-е). Славится она потрясающими росписями, созданными в 1995-2000 годах греческим художником Константи­ном Дзумакисом. Строго каноничный ансамбль фресок в высоком византийском стиле выполнен по детально разработанной богословской программе. В него включе­ны как исторические, так и символические композиции, в том числе - исполненные глубоко эсотерического, таин­ственного смысла («Анапесон - Спас Недреманное око», «Христос Ветхий днями» и др.).

Интересное и необычное место - руины византийско­го монастыря Курси на восточном берегу Кинерета. Ещё Ориген, на основании исторического и филологического анализа, полагал, что именно здесь Иисус совершил чудо «в стране Гадаринской», изгнав из одержимого легион бесов, которые затем вошли в стадо свиней, бросившееся в озеро и потонувшее в нём (Лк 8: 22-39). Считается, что первый храм здесь был основан при равноапостольной императрице Елене, в конце же V - середине VI века был возведён комплекс обширной обители. Над впечатляю­щими руинами - утёс, где когда-то стояла часовня, отме­чавшая место встречи Христа с бесноватым.

Наиболее значимые Святые места, связанные с Хри­стом как Сыном Божиим и Спасителем человечества, со­средоточены в Иерусалиме. Почитание этих святынь скла­дывалось постепенно, в различные эпохи. Священный для иудеев город был дважды разрушен римлянами, подавляв­шими восстания, - в 70 и 135 годах. Святой царице Елене было нелегко проводить своё историческое расследование, выясняя локализацию Святых мест. Предание, молитва, знамения шли в этом деле рука об руку. Храм Гроба Го­сподня, он же Храм Воскресения, был торжественно освя­щён 13 сентября 335 года. Именно тогда была заложена ос­нова существующего сегодня монументального комплекса, в котором мистически оказались объединены место Распя­тия Спасителя (Голгофа) и место Его погребения и восста­ния из мертвых (Кувуклия). О поразительных свидетель­ствах и реликвиях земли иерусалимской будет рассказано в следующем очерке нашего цикла.

Источник - Сергей Антоненко, журнал "Наука и религия", №4, 2019


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix