Чингиз Гусейнов - о самом важном и насущном. Какие идеи содержатся в тексте ниспосланного людям Корана? Каким видится мир в современной практике ислама?
Какие идеи содержатся в тексте ниспосланного людям Корана? Каким видится мир в современной практике ислама? Почему террор - чудовищный, всеохватный, непредсказуемый - творится именем ислама, под флагом мусульманства, вопреки, замечу сразу, самой сути этой религии, и самое страшное - кровавой разрушительной стихии не видно сегодня конца?
Одна из ясно выраженных идей ислама - покончить с язычеством как источником раскола и вражды внутри семитского племени арабов и включить их в систему единобожия, кстати, изначально тоже семитского, иудеев и христиан.
Коран органично вписывается Богом в контекст религии иудеев и христиан как новая ветвь единобожия. Более того: Коран ниспосылается не только в подтверждение истинности явленного прежде, то есть Торы и Евангелия, но и для охраны их. Такова его высокая миссия!
И эта Книга, что тебе ниспослали, на пророчество благословив, подтверждает истинность ниспосланного ранее (сура 6, аят 92). И, как завершение этой идеи, в качестве причины явления Корана, сказано о том, что Коран ниспосылается для охраны того, что было дано прежде: Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них) (сура 5, аят 48).
И далее говорится: Всякому из вас Мы устроили дорогу веры (у иудеев Тора, у христиан Евангелие, у новых единобожцев Коран), праведный дав путь.
Старайтесь же опережать друг друга в делах, угодных Богу. К Нему конечный ваш возврат, и сообщит Он вам, в чём разногласили!
Во испытание вас создал, дабы состязаться могли в деяниях добрых...
Нет принуждения в вере...
То есть пророческая миссия Мухаммеда заключается в том, чтобы повторять ниспосылаемое. И в Коране заключены все иные заповеди общечеловеческого характера с некоторыми стилевыми вариациями.
Таким образом, в исламе нет никакой иерархии религий, напротив, утверждается равноценность их на уровне этики и философии жизни и смерти. Различия - лишь в ритуалах (у каждой веры - своя книга) без абсолютизации ритуалов, или, говоря иначе, без выстраивания оценочных суждений, какая вера лучше, какая - хуже.
Ответ на вопрос, каким видится мир в современной практике ислама, чрезвычайно сложен, запутан, даже в известной мере табуирован, а потому полон риска, и я, имея моральное право по происхождению и воспитанию, а также в силу прожитых лет, пытаюсь разобраться в этом.
Здесь речь об интерпретации Божественной книги, оказывающей воздействие на современную практику ислама, о человеческом факторе - я имею в виду вторжение в текст Корана: прямое (изменение композиции, вставки) и косвенное (в частности через толкования).
Кстати, замечу: присутствие этого фактора даёт о себе знать не только в Коране, но и в других священных книгах. Вторжение человеческого начала в сферу Божьего Слова обычно вызывается социальными, политическими, экономическими целями и интересами тех, кто прибегает к подобному.
Во имя спасения Корана следует показать, как и почему священная Книга, ниспосланная Богом Мухаммеду, превращена в орудие ожесточённой борьбы - исламских экстремистов со всем миром, ветвей ислама (суннизма и шиизма) друг с другом.
Вот несколько проявлений вмешательства человека в Божественный текст.
Произошло нарушение хронологического порядка сур в Коране, который составлялся в окончательном своём виде в пору конфронтации и войн с иудеями и частично с христианами, что вызвало ряд необратимых последствий (есть три объяснения этому вторжению: воля Бога, желание Мухаммеда и рвение составителей). В результате ритуальные и законоведческие аяты, различные с иудейскими и христианскими (таков, очевидно, был замысел Бога, чтобы люди разных вер состязались в добрых делах!), оттеснили ранние мекканские аяты, в которых говорилось о сущностном единстве Корана с книгами иудеев и христиан.
Исказилось значение основополагающих понятий муслим и кафир. Смысл слова муслим по-арабски - «верующий в единого Бога», и это обозначение распространялось в мекканских сурах также на иудеев и христиан. В поздних, уже мединских аятах, содержание понятия муслим сузилось: это уже «верующий лишь в новое единобожие», а категория кафир, «неверный», к которой причислялись язычники, мекканцы-идолопоклонники, расширилась: к «неверным» стали относить также иудеев и христиан:
Тем самым Коран самими мусульманами был выведен из ряда священных книг иудаизма и христианства, и такая точка зрения широко представлена сегодня, кстати, в русскоязычном Интернете. Один из лидеров мусульман современной России прямо заявил, что лишь ислам истинная вера, «а все остальные» следует считать «отменёнными».
Сравним с этим мнением высказывания Римских Пап. Иоанна-Павла II, который впервые в истории христианства принёс извинения иудеям, назвав их старшими братьями по вере, молился в мечети в знак примирения с мусульманами. И Франциска, заявившего, что ежедневно молится словами псалмов Давида (под именем «Забур» они названы в Коране в числе священных книг) как иудей и совершает обряд евхаристии как христианин, и напомнившего миру, что в основе любого религиозного фундаментализма лежит насилие, а насилие во имя Бога - абсурд.
Из-за существенного изменения людьми структуры Корана в нём проступили явные противоречия, в объяснение природы которых возникло суждение: «Последующее (суры мединские) отменяет предыдущее (суры мекканские)». Но тут же родилось и противоположное: «Последующее отменяется предыдущим», то есть преимущество отдаётся сурам мекканским...
В результате мусульманские теологи высказали мнение, что Коран - не книга с единым и связным содержанием, а сумма отрывочных аятов, читаемых «по случаю», и в исламском богословии возникла так называемая «ситуативная концепция», когда к каждому аяту подыскивается земная «причина ниспослания», то есть делается попытка привязать тот или иной аят к конкретным обстоятельствам жизни пророка, и это упростило, тотально утилизировало Божественное Слово: всеобщему был придан вспомогательный, иллюстративный характер.
Бог стирает, что желает, и утверждает. У Него - мать явленного прежде (сура 13, аят 39). Здесь речь, ясно, о книгах, ниспосланных «людям Писания», «ahlal-Kitab». Кстати, Kitab- Писание употребляется в Коране в единственном числе, и все книги - части единой Матери-Книги, которая у престола Бога; людям явлена лишь её часть - в виде Торы, Евангелия, Псалмов Давида.
Иными словами, аяты вписаны в контекст обращений к пророку Мухаммеду, на кого возложена лишь миссия повторения услышанного с запрещением что-то стирать, умалчивать, дописывать, даже интерпретировать. Но в угоду средневековой политике вражды с иудаизмом и христианством (сами они, конечно, тоже враждовали с исламом и друг с другом), аяты истолкованы так, будто Бог «стёр явленное прежде». Появилось толкование, что подлинники книг иудеев и христиан хранятся у престола Бога, а бытующие на земле тексты - фальшивки, сочинённые людьми, в отличие от Корана, где Бог говорит непосредственно от Своего имени. Так родилась сохранившаяся по сей день идея, что Коран отменяет как книги иудеев и христиан, так и основанные на них религии.
Есть в Коране замечательная, в семи аятах, молитвенная сура «Фатиха» (50-я по хронологии и первая в каноническом Коране, потому она и называется «Открывающая»), созвучная молитвам иудеев и христиан не по случайному совпадению, а потому, что их источник - единый Бог. В ней ясно, доходчиво и недвусмысленно говорится:
Веди нас по дороге прямой, дороге тех, которых Ты облагодетельствовал Своей милостью, не тех, которые под гневом Твоим, и не заблудших...
Гнев Бога расшифровывается как неприятие иудеев, которые поклонялись золотому тельцу, а под заблудшими подразумеваются иудеи и христиане, не принимающие Мухаммеда как пророка и ниспосланный Коран. Однако в мекканскую пору Мухаммед не соприкасался с иудеями или с христианами как с общинами, и потому те никак не могли принять или не принять Коран. Объектом гнева Бога, заблудшими, неверными были, скорее всего. сородичи пророка, которые его преследовали, принудив бежать из Мекки!.. Так уже самые первые интерпретации стали придавать Корану ложную концептуальную направленность. Подобная тенденциозная размытость понадобилась для разрыва с «людьми Писания», иудеями и христианами, объявленными неверными.
В Коране есть специальная сура «Пророки», а также суры, носящие имена пророков: Нух-Ной, Ибрагим-Авраам, Йусиф- Иосиф, Йунис-Иона, арабский пророк Худ, даже Мухаммед, но вызывает недоумение отсутствие в названиях сур имён двух наиважнейших, основополагающих посланцев Бога: Моисея и Иисуса, и это при том, что в тексте наличествуют подробные рассказы о них. Решаюсь высказать догадку, что эти названия были просто изъяты составителями. Аяты «Иисус» спрятаны - и это отчётливо проступает! - в канонической суре 36-й Йа Син. Здесь излагается в назидание мекканцам история в Антиохии, куда к язычникам прибыли ученики Иисуса апостолы Варнава, Павел, Пётр и говорили слово Божие, дабы отверзнуть дверь веры [единобожия] язычникам; а сура «Моисей», 20-я, названа буквами арабского алфавита Та Ха.
Каково же было моё изумление, когда в книге богослова XV века Джалаладдина ас-Суюти я нашёл подтверждение догадки, что сура Та Ха имела название Моисей! Здесь же утверждается, со ссылкой на современника Мухаммеда, знатока Корана ал-Хазраджи, что первоначально 38-я сура Сад (тоже буква арабского алфавита) называлась именем иудейского пророка Давида, а 27-я Муравей называлась Соломон. Ушло и название 98-й суры Люди Писания.
Ложные интерпретации - наиболее значимый момент наличия в Коране человеческого фактора.
Об этом свидетельствует и уравнение в значимости Божественного (то есть явленного Богом в Коране) и человеческого (а это - хадисы, высказывания Мухаммеда, многократно превышающие объём Корана).
Представляется обязательным определять степень достоверности хадисов не столько цепочкой передатчиков, донесших их до нас (чему, главным образом, следуют исламские богословы и исламоведы), сколько их соответствием духу и букве Корана. И потому вряд ли можно принять хадисы, явно противоречащие Корану, но часто повторяемые воинствующими мусульманами, ратующими за противопоставление ислама предшествующим вариантам единобожия. К примеру, такие, в которых Мухаммед якобы призывал «убивать неверных», причисляя к ним и иудеев: «Убивайте их, где бы вы их ни настигли». Таких хадисов немало, и они официально не отменены. Но, разумеется, есть и хадисы, достойные пророческого сана Мухаммеда:
«Не возвращайтесь после моего ухода из жизни к неверию, убивая друг друга».
«Наступит время, когда убийца не будет знать, ради чего убивает, а убитый не будет знать, за что его убивают».
«Убийство одного верующего тяжелее Богу, чем исчезновение всего мира» (Ан-Насаи от Бурайды).
«“Если два муслима вышли друг против друга, то убийца и убитый окажутся в Аду!” Его спросили: “О Посланник Бога, убийца-то понятно, а убитый хоть за что?” Мухаммед ответил: “Ведь он (убитый) тоже желал убить соперника (если остался бы жив)”» (Аль-Бухари, Муслим и имам Ахмад от Абу-Бакра).
Смешение Божественного и человеческого отразилось на исламском законодательстве, шариате, многие положения которого не от Корана, а от хадисов. Если же учесть, что с ними вошли в правовое поле и некоторые доисламские обычаи, то становятся размытыми не только сама структура, но и идеи Корана. Кстати, в нём нет аятов, запрещающих, к примеру, изображения человека. В современном Иране продают портрет Мухаммеда - он юн, красив, улыбка на устах. Поясняется, что здесь он изображён в допророческую пору жизни!
Мухаммед, завоевав мекканско-мединскую «землю обетованную», создал государство (в Коране нет ничего о том, как править государством), издавал законы, вёл войны, заключал мир, вершил правосудие, с опорой, впрочем, на посланническую миссию. Он действовал как политик, реагирующий на конкретные обстоятельства. Как пишет известный учёный- востоковед И. М. Дьяконов, Мухаммед, «в отличие от других основателей религиозных и религиозно-философских доктрин - Заратуштры, Будды, Иисуса, Павла - был не только проповедником, но и воином, и это оказало серьёзное влияние на развитие ислама.».
На протяжении долгой пророческой жизни Мухаммеда зачастую возникали противоречия, нестыковки между проповедью воли Бога, отражённой в Коране, и взглядами, суждениями, деяниями политического и государственного лидера, реализующего собственную волю человека своего времени.
В свете изложенного и настоятельна потребность высвободить Коран, очистить его от присутствия человеческого фактора с тем, чтобы истинная книга Бога стала действенным средством борьбы против любых проявлений экстремизма.
И лишь тогда возникнет основа для предлагавшейся рядом исламских богословов в России постановки вопроса о том, что Коран - Третий Завет Бога, после Ветхого и Нового. Время от времени эта идея становится предметом обсуждения, которое то утихает, то возникает вновь.
Отрадно, что именно в России, на земле которой в качестве коренных представлены все мировые религии, духовные иерархи единобожия стали говорить о едином источнике Божественных Текстов - книгах иудаизма.
Совет муфтиев России озвучил идею Корана как Третьего Завета, а Федерация еврейских общин России заметила важность понимания мусульманами истоков ислама, «которые находятся в вере Авраама». Но заметно и сопротивление идее «Коран - Третий завет». Прежде всего, следовало бы во имя установления первичного согласия осмыслить негативные аспекты искажений буквы и духа Корана, мешающие представлению под одной, пусть и виртуальной, обложкой трёх книг единобожия.
Бог для христиан есть «вдохновитель и автор Книг обоих Заветов», премудро устроивший так, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрывается в Новом; Книги Ветхого Завета являют в Новом Завете своё полное значение и, в свою очередь, освещают и объясняют его. Книги Библии, согласно христианскому учению, явлены через движимых Духом Святым, боговдохновенных людей, чьи голоса были голосом Самого Всемогущего, и любая их фраза «значит больше, чем составляющие её слова». Это вполне применимо и к Корану.
Кстати, христианская методология поиска прообразов и пророчеств о Христе в Торе совпадает с исламской. Указания на приход Мухаммеда отыскиваются в тех же текстах, что цитируют христиане: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их. и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им всё, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор 18: 18-19).
Кстати, в последнее время исламские богословы, в частности египетские, призывают исследовать хадисы на предмет их соответствия духу и букве Корана; «очистить наследие первых веков ислама от мифов»; прояснить принципы понятия «джихад», используемого ныне как орудие борьбы против мира; «призывать людей к Богу не угрозами, а через мудрость и благодарность; сформулировать достоинства монотеистических религий (ислама, христианства, иудаизма), изменив отношения между ними.».
Источник - журнал "Наука и религия", №4, 2019