Ибрагим Меликов - о том, что действительно важно, помимо отвлечённого "мультикультурализма" и "политкорректности". Одна из острых проблем современного мира - массовое переселение народов...
Одна из острых проблем современного мира - массовое переселение народов, миграционные процессы, которые не только не затухают, но становятся всё активнее. В странах Евросоюза сегодня, по официальным данным, живут 15 миллионов мусульман, но в это число не входят 500 тысяч ежегодно прибывающих сюда нелегально. Абсолютному большинству мигрантов чужда европейская культура (в особенности в её современном либеральном варианте), они хотят сохранить свой уклад жизни, свои обычаи. Практика показала неспособность и неготовность выходцев из мусульманского мира к интеграции. Естественно, в европейских странах возникают крупные очаги различных культур, замкнутые сообщества, и число их членов увеличивается с каждым годом (темпы демографического прироста мусульман в этих государствах втрое превышают этот показатель у местного населения). Это нарушает целостность общества, и уже идут разговоры о сохранении традиционных европейских ценностей, на этой почве возникают конфликты. Разработанная в своё время концепция мультикультурализма - параллельного сосуществования и взаимодействия различных культур в одной стране, на одной территории в рамках некой общечеловеческой массовой секулярной культуры - сегодня со всей очевидностью не работает. Где же выход? Почему мультикультурализм терпит провал? И какую роль может сыграть религия в межкультурном и межнациональном диалоге? Об этих проблемах наш обозреватель Людмила ЛАВРОВА беседует с профессором Российского государственного социального университета, доктором философских наук Ибрагимом МЕЛИКОВЫМ.
- Сегодня, кажется, уже для всех очевидно, что мультикультурализм не стал панацеей от конфликтов между представителями различных культур и религий в западных обществах. Они, как мы видим, нарастают, достаточно вспомнить дело Брейвика, недавние столкновения мигрантов с местным населением в Германии...
- Проблема сосуществования и взаимодействия этносов и культур возникла ещё в XIX веке, однако в наш век глобализации она приобретает особую остроту. Жизненной необходимостью становится создание в обществе атмосферы терпимости к иному: менталитету, образу жизни, вере... Казалось бы, мультикультурализм как идеология культурного разнообразия должен указывать пути его мирного сохранения, свободного развития и взаимодействия культур. Но дело в том, что мультикультурализм - не культурологическая концепция. Это вполне политически прагматичная идеология, имеющая мало общего с культурой. Обратите внимание: в Германии, например, первыми пропагандистами идеи мультикультурализма выступили представители промышленного капитала, озабоченные ухудшением ситуации на рынке труда, недостатком свежей рабочей силы. Это вполне инструменталистский подход.
Однако идея мультикультурализма оказывается привлекательной и выгодной и для самих мигрантов. Приобщение к культуре чужой страны требует больших усилий и определённого духовного и интеллектуального багажа. А концепция мультикультурности фактически предоставляет им возможность отказа от культурной адаптации. Они сохраняют свой уклад жизни, свои обычаи, им не надо приспосабливаться к новым условиям. Место жительства они поменяли, а больше ничего можно не менять. Порой даже не требуется знать язык страны, куда они прибыли. Мультикультурализм даёт им такое право.
Максимальная цель, которая может быть достигнута политикой мультикультурализма, - утверждение толерантности, что буквально означает терпимости. То есть разные и разнообразные культуры не ищут точек соприкосновения, путей взаимодействия, а просто «терпят» друг друга, избегая конфликтов. Однако в повседневной жизни это трудно достижимо, поскольку закрытость культур, их обособленность так или иначе создают напряжение между ними. Именно политика мультикультурализма ведёт к конфронтации культур, не предусматривая их взаимо- узнавания, взаимообогащения. Более того, мультикультурализм закрепляет параллельное существование автономных «идентичностей», что исключает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию, творческое развитие. И потом, толерантность, терпимость не означает ни интереса, ни тем более любви.
- Если толерантность - не идеал, то что может выступить в этой роли? В чём выход?
- В диалоге культур. Это и есть их взаимодействие. Он может быть весьма разнообразным - как сознательным, желанным, так и насильственным, вынужденным. Его можно игнорировать, но на самом деле он всегда происходит. Подлинное культурное многообразие и диалог культур не имеют ничего общего с мультикультурализмом. Диалог культур в человеческой истории неизбежен, поскольку ни одна культура не может развиваться обособленно. Культура сама по себе диалогична, поскольку живёт, выражается в отношениях между людьми, разумеется, в неформальных, живущих во внутреннем мире человека, возникающих в процессе взаимодействия людей. Культура жива в диалоге, который необходим, чтобы она осознала свою уникальность.
Но тут возникает проблема культуры самого диалога. Исследования показывают, что и содержание, и результаты межкультурных контактов, в чём бы они ни выражались, во многом зависят от способности их участников понимать друг друга, а это определяется главным образом этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, ценностями той или иной культуры.
Диалог - это путь к пониманию. Ни одна культура не может развиваться и сохраняться в условиях обособленности и изоляции. В закрытой системе, согласно синергетике, возрастает энтропия, усиливаются деструктивные элементы.
- Многие западные эксперты говорят о трудностях диалога с исламским миром...
- Хотя ислам нередко противопоставляется христианству, на самом деле он является религией, распространившей далее учение Христа. Образно говоря, ислам - лунный лик христианства. Как Луна светит отражённым от Солнца светом, так и ислам есть отражённая ипостась христианства.
Почему Мухаммед стал политическим вождём, а не ограничился духовной властью, подобно Христу? Дело в той самой специфике Востока и в характерной особенности арабов - народа, который первым воспринял ислам. Время возникновения ислама - это и время закладывания государственности у арабов.
Арабы были ориентированы на материальную жизнь, их духовное пространство - сама Земля, но для них она была отражением Неба. Да, они жили земными проблемами, но не в отрыве от дел небесных. Они постигали Небо через Землю, их путь к Небу лежал через Землю. Душа не жила вне земных дел. Значимостью для арабов обладал весь воплощённый мир. Их обряды связаны, в основном, с одухотворением бытовой жизни, то есть направлены на утверждение небесного в земном. Христианство и ислам в целом и направления внутри них - католицизм и православие, суннизм и шиизм - по своей Божественной сути не противостоят друг другу и не отрицают друг друга. Это - разные дороги, ведущие в один храм, храм Бога. Все противоречия между единобожными религиями - результат действий политиков, всегда акцентирующих внимание именно на различиях, а не на единстве. Между тем, если политика делает акцент на различии, то Бог - всегда на единстве.
- Давайте коснёмся близкого Вам Азербайджана и его уникального опыта культурного диалога.
- В Азербайджане и власть, и религиозные деятели ведут достаточно взвешенную политику в плане религии, тем самым избегая причин возможных раздоров. Этому способствует определённая культурная традиция. В исламе азербайджанцев привлекает мистическая сторона, что проявляется в музыке, поэзии, живописи. Кто такой ашуг, сопровождающий игрой на сазе свои поэтические откровения? Это «влюблённый», как дословно переводится, воспевающий возвышенные чувства! Великого композитора Узеира Гаджибекова невозможно понять без мистического настроя. Азербайджанцы в трудных обстоятельствах часто идут не в мечеть, а в «пир». В суфизме пиром называют наставника суфиев, а также могилу, мавзолей, где похоронен пир, святой. Например, в Шувеляне под Баку есть пир старца Мир-Мовсум-аги, и туда не иссякает поток людей. Гейдар Алиев четыре раза побывал на могиле Мир-Мовсум-аги, но ещё в 1944 году он лично навестил
НАУКА и РЕЛИГИЯ [# 713] март 2019 I наука-религия.рф
НАУКА и РЕЛИГИЯ [# 713] март 2019 I наука-религия.рф
сеида... Азербайджанская народная культура во многом проникнута мистицизмом, а ведь мистицизм не этничен, он универсален.
Азербайджан на мистическом уровне сохранил в себе дух зороастризма, который был его религией в древности. Он тайно пребывал и остаётся в сердцевине культуры. Поэтому наряду с собственно исламскими ритуалами и обрядами в Азербайджане сохранились и зороастрий- ские - в частности связанные с огнём и свечами, которых нет в исламе. Азербайджан был и остаётся не столько религиозной землёй, сколько землёй мистической. Сокровенное содержание творчества многих азербайджанских поэтов-мусульман составляет мистическая ветвь ислама - суфизм. Свидетельством чему является творчество Низами Гянджеви, который со всей силой своего поэтического таланта воплотил вдохновенные порывы и возвышенные устремления суфийского учения. Для суфиев, как и для приверженцев ортодоксального ислама, Бог - создатель всего мира. Однако в вопросе связи Бога с материальным миром суфизм расходится с ортодоксальным богословием: по учению суфиев, Бог проникает во все вещи и явления материального мира, и отдельно от него ничего не существует. В отличие от ортодоксального ислама, суфии рассматривают постижение Бога как сугубо индивидуальный процесс. «Ты тот светильник, подставкой которого являются небеса,/Проявление двух миров в тебе соединено», говорится в поэме «Хосров и Ширин» Низами. Главным смыслом жизни суфиев является приближение к Богу, познание его вплоть до полного отождествления и единения с ним. Человек, являющийся частицей Бога, должен стремиться к слиянию с ним.
Если ортодоксальный ислам связывает духовное развитие человека лишь с земными условиями жизни, то суфизм говорит о необходимости выхода в потусторонний, божественный, загробный мир уже в самой жизни. Этот мир, мир обыденный, имеет смысл только для того, чтобы через него постичь небесный мир, мир Бога. А Бог есть Любовь. Он создаёт мир благодаря проявлению именно Любви: «В начале, когда не было поклонения любви,/В небытии не было гласа бытия». Это из «Сокровищницы тайн» Низами. Вообще же, я считаю, что ключевой фигурой для азербайджанской культуры, подобной Конфуцию для Китая и Аристотелю для Европы, является Имадеддин Насими - поэт-мистик, живший на рубеже XIV-XV веков.
- Вернёмся к современным реалиям Запада. К сожалению, в прагматических западных обществах ислам демонизируется, создаётся его искажённый образ...
- Это делается в политических целях. Современный мир очень политизирован и секуляризован. В нынешней социальной реальности религия практически отсутствует. Она превратилась в некую декорацию, её используют исключительно как инструмент политики. Сегодня ещё говорят о христианском мире, но разве он на самом деле существует? Можно ли сейчас назвать Европу христианской? Какие идеи христианства там воплощаются в социально-экономической практике? Где мы видим такие христианские ценности, как справедливость и милосердие? Разве что в коммерческих благотворительных акциях, да в деятельности немногочисленных волонтёров. Что есть христианского в Христианско-демократической партии Германии? Это название звучит издевательски по отношению к самому христианству.
А демонизация ислама, о которой вы говорите, выгодна силам, которые провоцируют хаос в исламе, воинственные экстремистские настроения. Терроризм упорно называют исламским, а что исламского, скажем, в шахидских самоубийствах, уносящих множество жизней? Давно уже не секрет, что тот же Усама бен Ладен сотрудничал с разведывательными службами США. Все эксцессы последнего времени, связанные с исламом, - порождение политики. В исламской среде, да и в среде светских религиоведов, философов есть серьёзные независимые эксперты, которые могли бы объяснить то, что происходит в Афганистане, Ираке, Сирии, но у них нет трибуны. Западный истеблишмент вполне консолидирован, чтобы не дать хода мнениям и оценкам, идущим вразрез с их трактовкой событий на том же Ближнем Востоке или в мусульманской Африке.
- То есть речь идёт об информационной блокаде. Сегодня мы в России в полной мере почувствовали, что это такое.
- Да, до широкого западного читателя, даже при наличии Интернета, российская трактовка происходящих событий не доходит - ни наше объяснение причин возникновения того же ИГИЛ, ни войны в Сирии, тем паче наша информация о события на Украине. У нас не раз выступали представители исламского духовенства по поводу войны в Сирии, но кто их там услышал? На одно здравое и справедливое суждение найдётся десяток ангажированных политологов, экспертов, оплаченных различными фондами с внушительными названиями. Способы влияния на людское сознание давно отработаны.
- Каковы возможности мирного сосуществования различных религий в светском государстве?
- Современная социальная жизнь, нравится нам это или нет, в основе своей не подчинена никаким религиозным установлениям. У неё другие законы и нормы. Человек сам по себе может следовать требованиям своей религии, но впишется ли он с ними в общественную жизнь, неизвестно.
А что касается мирного сосуществования, то мне представляется здесь решающим то, что я назвал культурой диалога, без которой никакой плодотворный диалог культур невозможен. Она исключает прежде всего агрессию по отношению ко всему «иному» и восприятие его как «чужого». Не все принимают такой подход. Ещё в начале 2000-х годов даже на философских обсуждениях приходилось слышать такой аргумент: я этого не понимаю, поэтому я с этим не согласен. Но без понимания невозможно взаимодействие! Хотя понимать - необязательно принимать...
- Вы согласитесь с тем, что советская модель многонационального общества достойно выдержала многие испытания? Развивались национальные культуры народов, рождались и процветали национальные литературы, театр, кино. Выросла знаменитая школа переводчиков с языков народов СССР на русский и другие языки. История, культура и литература народов Советского Союза преподавалась в вузах. Сегодня этот процесс остановился. Но вот на государственном уровне, пусть и к концу третьего десятилетия существования новой России, объявлено о проведении Года языков коренных народов. Наверху, кажется, осознали, насколько это важно для стабильности в стране, для развития культурного многообразия и взаимодействия культур, для названной Вами здесь культуры диалога...
- Культура не может существовать без материальных, предметных форм. И главная из них - язык и письменность, которые оформляют и структурируют культуру, тем самым обеспечивая ей устойчивость в истории. Поэтому мне представляется очень важной инициатива Года языков коренных народов.
А советское общество в этом смысле было уникальным. Если сказать метафорически, то это был своеобразный монастырь в масштабах всей страны, что означает полноту духовной жизни, пренебрежение материальными составляющими. Россия, подчиняя себе другие народы, создавала им все условия для развития и сохранения самобытности. Все крупные представители культурного слоя национальных окраин России, находившихся в её составе, были органично связаны с русской культурой.
Тогдашний культ литературы, образования, романтические споры и разговоры о будущем, и вообще - вот эта устремлённость в будущее, в некий цветущий, справедливый и гармоничный земной рай, для духовной жизни неоценима.
Сейчас на первый план выходит материальное, стремление непременно разбогатеть, давно восторжествовавшее на Западе. На мой взгляд, это противоречит исконным российским традициям. Обращусь к Достоевскому. «Мы такой народ, - писал он, - что до сих пор ни под какую науку не подходим. Вот почему, господа, вы до сих пор не знаете, что если бы у нас только и было, что одна ваша цивилизация, так для нас это было бы уж слишком жидко и даже обидно. Мы уж это испробовали и теперь знаем всё это на опыте».
Сегодня на постсоветском пространстве ощутимо влияние глобализации. Заметьте, большинство открытий, изобретений работают на совершенствование бытового комфорта, на продление молодости, улучшение физической формы человека, при этом неважно, каковы его моральные принципы. Личное благосостояние, накопление, успех - идолы для миллионов людей. Утрачено тяготение к духовному совершенствованию. Ажиотажным спросом пользуются бизнес-коучинги, обучающие людей, как увеличить свой доход, и ориентирующие исключительно на зарабатывание денег. Интерес к другим культурам декоративный - как к экзотике, глубокого постижения не требуется. Кстати, даже поездки к святым местам для многих просто туристическая индустрия, бизнес или элемент престижа.
Думаю, в современных социальных системах, претендующих на глобальность, религия не нужна, впрочем, приветствуется архаизация, консерватизм в нормах общежития, пусть и в одиозных формах. Хотите - носите свою традиционную одежду, молитесь, поститесь. Но ведь это лишь форма, внешние вещи.
Технологическое развитие (разумеется, под контролем международного капитала) глобализаторами приветствуется. В развивающиеся страны, в том числе мусульманские, переносятся производства, благо там дешевая рабочая сила. Но духовно-культурная составляющая этих обществ для глобального процесса не нужна. Капитализм - это рационализм. Есть потребность души - пожалуйста, выбирай любые религиозные практики, дауншифтинг, эстетские увлечения, спорт. Шоу-бизнес предлагает различные поведенческие модели. Религиозный опыт в его сущностном, бытийном смысле не требуется. Даже в такой религиозной стране, как Иран, за ритуальной стороной ислама скрываются процессы девальвации идеальных, духовных основ человеческого общежития. Причём мало кого волнует, чем это может обернуться для культу-
НАУКА и РЕЛИГИЯ [# 713] март 2019 I наука-религия.рф
НАУКА и РЕЛИГИЯ [# 713] март 2019 I наука-религия.рф
ры, для духовного развития людей. В расчёт принимаются экономические показатели и политическая устойчивость.
- Не возник ли в какой-то мере феномен того же исламского экстремизма как ответ на подобные процессы?
- Немецкий социолог и философ Макс Вебер писал о присутствии протестантской этики в капитализме как социально-экономическом явлении. Изначально она в нём присутствовала. Но в современном капиталистическом мире, на мой взгляд, её там вообще не осталось. Уже в 50-е годы ХХ века, и тому существует немало свидетельств, религиозная составляющая жизни человека в западных обществах стала восприниматься чисто как социальный маркер, по его принадлежности к католицизму, протестантизму и т. д. В мусульманских странах пока ещё маркер «суннит», «шиит» имеет более серьёзное значение, пусть даже человек и не разбирается в тонкостях различий направлений ислама.
Полагаю, в истории корни многих социальных явлений надо искать в религии. Потом, правда, они забываются, но импульс - там... В учении Христа явственны истоки социализма, коммунизма. В моём понимании социализм - это не атеистическое явление. Это неотеократия. А вот капитализму религия не нужна. В лучшем случае, в капиталистическом социуме вместо религии и моральных принципов утверждается «разумный эгоизм» (по Н. Чернышевскому).
Множество сект в нынешнем мире - тоже определённый знак. Сегодня разного рода секты оказывают большее влияние на жизнь западных обществ, чем традиционные религии. И чем бредовее идеи провозглашаются в сектах, тем более широкое распространение они приобретают. Ислам, увы, не избегает тех же процессов. Множество террористических организаций - что это, как не политико-религиозные секты?
Ныне исламский мир - поле борьбы. Иногда в дискуссиях спрашивают, почему народы мусульманских стран, пережившие за последние годы столько драматических катастроф, не выдвинули до сих пор из своей среды «летописцев» этих событий, чей голос был бы услышан всем миром? Всё впереди, отвечаю я. А пока - колониальное прошлое, обрекающее на отставание, неграмотность, бедность, борьба за существование, ужасающая жизнь в лагерях беженцев этому не способствуют. Вот в будущем поколении, которое уезжает на Запад, надеюсь, родятся авторы книг о том, как на «Великой шахматной доске» разыгрывалась на протяжении последних веков фигура ислама, мусульманский фактор.
Ничуть не сравнивая, скажу: посмотрите, как быстро началась деградация науки и культурной жизни в России в 1990-е годы без поддержки государства и соответствующей политики. И это при наличии богатейшего советского наследия, от которого в ажиотаже обещаний западных «свобод» отказались! Сколько умов утекло из страны, когда здесь они оказались не нужны. Настоящей катастрофой стал развал в сфере гуманитарного знания! Сегодня уже ощутимо, что эти деструктивные процессы остановлены. Будем надеяться, что навсегда. Я, кстати, не исключаю, что с развитием цифровой экономики, информационного фактора могут произойти кардинальные изменения в нравственной атмосфере общества - как нашего, так и западного.
- Но какая же роль принадлежит сегодня в общественных процессах, в жизни обществ исламу и религии вообще, традиционным духовным ценностям? Принимаются ли они во внимание во взаимодействии стран?
- Если говорить об исламе как духовном явлении, то его сегодня нет на мировой сцене. Есть политический ислам. Забыты гениальные теологи, показавшие высочайший уровень философии религии, её значение в человеческой жизни. Кто сегодня читает Ибн Араби, Ибн Рушда, Аль Фараби? То же и в православии - вряд ли даже глубоко верующий человек читает труды Григория Паламы или Иоанна Златоуста. А чем вытеснено духовное начало? Массовой культурой, в которой духовности нет и не бывало. Возникает вопрос: на каком же уровне доходят религиозные знания до людей? В духовную сферу вошло упрощение. В западном христианстве теперь существует понятие «пост на два часа». Мир для обычного человека упрощается, но остается сфера знаний для элиты, закрытые и очень дорогие учебные заведения. Налицо разделение мира на управляющих и управляемых.
Следует учесть, что, какой бы сильной ни была религия, современное общество в его нынешнем виде не может жить, следуя религиозным принципам. Ведь они, строго говоря, не допускают многое из того, что мы наблюдаем и на массовом уровне, и в жизни отдельных людей. А это потому, что современный мир стоит на трёх китах - рационализм, прагматизм, капитал. Как я уже говорил, даже Иран, провозглашающий духовные приоритеты, теократию, вынужден жить в утвердившейся капиталистической реальности. Религия, вера всё больше становятся личным делом каждого человека.
При всей бездуховности такого положения дел в современной общественной жизни, на первый план выходит высший духовный принцип - главное, чтобы твоя религия оставалась у тебя в сердце.
Источник - журнал "Наука и религия", №3, 2019