• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Буддийский универсум: образ Рая

Буддийский универсум: образ Рая

Специфика буддизма проявляется и в учении о мирах, в которые может отправиться человек после своего земного существования... Порой трудно определить, с какого «яруса», с какой именно области мироздания начинается «райское житие».

В отличие от авраамических религий, рай и ад в буддизме - это скорее состоя­ния (временные, как и любые воплощения, хотя и непредставимо длительные!). Миры, обитатели которых испытывают особо интенсивные страдания (нужно помнить, что страданием в той или иной степени про­никнуты все уровни бытия) или блаженство, имеют чёткую локализацию и вписаны в систему буддийской космологии - весьма детально разработанной, как и любой из аспектов этого высокоинтеллектуального Учения. Порой трудно определить, с какого «яруса», с какой именно области мироздания начинается «райское житие». Ведь боги и небожители, наряду с людьми, животными, голодными духами, страдаль­цами адов входят в великую круговерть сансары, населённую многообразными живыми существами... В предыдущем номере «НиР» мы пригласили читателя совершить мысленное путешествие в буддий­ские адские узилища. Сегодня наш обозреватель, путешественник и исследователь духовной культуры Дмитрий ЖУКОВ рассказывает о месте райских обителей в буддийской картине Космоса.

Путешествие в «Чистые земли»

Прежде чем начать описание буддийских небес, вспом­ним, как представляли себе буддисты обитаемую Вселен­ную.

В основе мироздания, согласно «Энциклопедии Аб- хидхармы» Васубандху, находится «круг ветра», возник­ший благодаря совокупной карме всех живых существ. «Круг ветра» - материальная основа космических миров, он есть само материализованное страдание, лежащее в ос­нове всего и вся (первая благородная, или арийская, исти­на учения Будды). Васубандху говорит, что он настолько твёрд, что «даже великий богатырь не может рассечь его ваджрой [священным оружием - палицей или топором]». «Круг ветра» представляет собой форму стереометриче­ского цилиндра.

Выше «круга ветра» находится «круг воды», также имеющий форму цилиндра. Вода находится в состоянии постоянного движения под воздействием ветра. В резуль­тате этого движения поверхность «круга воды» превраща­ется в золото, как пенка на кипящем молоке (Васубандху, карика 46). На золоте стоят восемь великих горных це­пей, в центре которых возвышается пик Сумеру.

Горная цепь Ниминдхара окружает остальные горы подобно крепостной стене. За её пределами находятся че­тыре континента: на юге лежит Джамбудвипа, по форме напоминающая колесницу. В центре её на золотой земле стоит алмазный трон. На нём восседают бодхисатвы в со­стоянии йогического сосредоточения, подобного алмазу. Такое состояние сознания навсегда устраняет последние аффекты, и алмазный трон является единственным ме­стом для этой практики. На востоке расположен конти­нент Пурвавидеха в форме полумесяца. На западе - кру­глый континент Годания, похожий на луну. На севере же - континент Уттаракуру, напоминающий по форме сиденье. Внешняя граница Вселенной состоит из желез­ной горной цепи Чакравада. До этих пределов простира­ется власть буддийского мирового правителя - Чакравар- тина. Самая длинная жизнь у людей на континенте Ут- таракуру, она равна 1000 лет. У жителей Годании - 500, на Пурвавидехе живут 250 лет. Но на Джамбудвипе сроки жизни чётко не определены. В начале космического пери- ода-кальпы продолжительность жизни здесь составляет тысячи лет, а вот в конце кальпы - не превышает и десяти.

Описание небес Васубандху начинается с «небесной механики», основанной на астрономических воззрениях брахманизма. Луна и Солнце движутся над землей на вы­соте горы Югандхара (которая вполовину ниже Сумеру) за счёт ветров в небесном пространстве вокруг Сумеру. Согласно буддийским каноническим представлениям, Солнце, Луна и звёзды - это божественные дворцы (ви- мана). Под дворцом Солнца расположен хрустальный диск - солнечное сияние. Он даёт свет и тепло. Под двор­цом Луны - водяной диск, дающий свет и прохладу. Оба диска проявляют как благоприятное, так и неблагоприятное влияние, ко­торые являются кармическим след­ствием совокупных действий живых существ.

Солнце и Луна совершают свой путь над «миром четырёх конти­нентов». В то время, когда на се­вере в Уттаракуру полночь, на юге в Джамбудвипе - полдень. Соот­ветственно, на восточном континен­те, на Пурвавидехе, заход Солнца и на западе, над Годанией, восход... Во всех этих описаниях отсутствуют мифологические сюжеты, всё подчи­нено строгой логике.

На четырёх террасах срединной горы Сумеру, а также по склонам других гор живут боги группы Четы­рёх великих правителей мира - лока- пал. Это четыре великих стража Уче­ния Будды: Дхритараштра - страж востока, Вирудхака - юга, Виру- пакша - запада и Вайшравана - севера. Группа локапал включает в себя не только Четырёх великих правителей. По мере распространения буддизма в странах Азии в неё включались и местные божества. Так, например, великий учитель Падмасамбхава ввёл тибетских божеств религии бон в буддийскую традицию именно в статусе локапал.

Четыре правителя мира распространяют свою власть на четыре категории существ. Дхритараштра управля­ет небесными музыкантами гандхарвами, Вирудхака - кумбхандами, враждебными людям духами с уродливым обликом. Вирупакша правит змееподобными нагами, ко­торые подразделяются на водных и сухопутных. Наги мо­гут принимать облик людей и вступать с ними в любов­ные отношения. Взгляд их обладает смертельной силой, дыхание ядовито, и они склонны к гневу, но проявляют уважение к Учению Будды. В махаяне наги выступают хранителями священных текстов. Вайшравана правит якшами, благожелательными к людям существами, кото­рые, правда, иногда едят человеческое мясо и пьют дет­скую кровь. Их изображают в виде благообразных юно­шей или карликов с отвисшими животами.

Следующая группа богов - группа Тридцати трёх, за­нимающая плоскую вершину Сумеру. Число тридцать три пришло из ведийской традиции, где тридцать три бога включали в себя двенадцать адитьев, солярных божеств, соотнесённых с двенадцатью меся­цами года, восемь васу - богов, ассо­циированных с землёй, одиннадцать рудр из воздушной стихии и двух колесничих Ашвинов. Их царь - мо­гучий Индра. Легенда повествует о благочестивом брахмане Магхе и его тридцати двух товарищах, ко­торые в новом своём воплощении стали небожителями. Родившись богом, Магха стал называться Ша- крой (Индрой). Он освободил гору Меру от демонов и построил на её вершине город Сударшана («Пре­красный»). Земля в нём - ста одного цвета и мягкая, как хлопок. На севе­ро-востоке плато Сумеру находится дерево, под которым Будда пропо­ведовал своё Учение божественному существу, которое в прошлом было его матерью.

Над местопребыванием Тридцати трёх богов обитают боги следующих групп: Ямы (их нельзя путать с царём претов, о котором мы уже писали), Тушита, Нирманарати (наслаждающи­еся своими собственными магическими творениями), Паранирмитавашаварти (контролирующие наслаждения, магически созданные другими), дальше - боги, относя­щиеся к группе Брахмы. Выше них - другие боги, рас­пределённые в шестнадцати местопребываниях. Итого - двадцать два класса богов.

Среди них особо надо отметить богов небесного мира Тушита, из которого пришёл в наш мир Будда Шакья­муни. В этой сфере преобладают радость и удовлетворе­ние. Согласно махаяне, это местопребывание бодхисатв, которым вскоре предстоит войти в мир людей в качестве новых будд. Здесь же пребывает до поры до времени гря­дущий Будда Майтрейя. Ему предстоит сойти на землю с новой проповедью Учения в грядущей кальпе. Будда грядущего изображается с опущенной с трона на землю ногой, тем самым показывается, что он готов покинуть небеса, дабы выполнить свою миссию. Тушита в народ­ной литературе и верованиях мирян приобрела черты, сходные с чертами христианского рая.

Высший телесный уровень буддийского психокосма - Акаништха, там обитают боги «мира форм».

В кариках 73-74 «Энциклопедии Абхидхармы» изло­жен количественный состав Вселенной; автор текста оперирует тысячами тысяч миров, разрушающихся и возни­кающих вновь (тысяча континентов, таких, как Джамбуд-випа, Пуравидеха, Апарагодания и Уттаракуру, тысяча солнц и лун, гор Сумеру, тысяча всех групп богов, тысяча миров Брахмы - все они составляют малую вселенную, состоящую из тысячи миров).

Продолжительность жизни богов разных групп не оди­накова. Так, продолжительность года жизни богов груп­пы Четырёх великих правителей мира равна 50 человече­ским годам. А живут они 500 лет, причём год составляет 12 месяцев по 30 суток в каждом. У богов более высоких ступеней чувственного мира длительность суток и про­должительность жизни увеличиваются вдвое. Согласно Васубандху, у богов «мира форм» нет ни дня, ни ночи. Суточная цикличность в их жизнедеятельности отсут­ствует, а продолжительность жизни зависит от размера их тел и измеряется космическими циклами-кальпами. Продолжительность жизни самых высших богов - 16 ты­сяч кальп.

В ещё более высоком «мире не-форм», «мире без ме­стопребывания», где уже отсутствует физическое тело как опора сознания, жизнь ещё более продолжительна! Жизнь боговодного из уровней этого мира, сферы беско­нечности пространства, длится 20 тысяч кальп. У тех, кто пребывает в сфере бесконечности сознания, продолжи­тельность жизни равна 40 тысячам кальп, в сфере ничто - 60 тысячам кальп, а в самой Высшей точке пребывания - 80 тысячам.

При этом все божества и небожители, как и другие живые существа, подчинены закономерностям сансарно- го бытия. Даже бестелесные обитатели «мира не-форм» сохраняют влечение к своему не связанному с материей существованию. Значит, с буддийской точки зрения, они подвержены одной из разновидностей страстного влече­ния - поэтому не свободны от тонкого «страдания неста­бильности» и, в конечном итоге, смертны.

Такова космологическая концепция буддизма, опи­санная в «Энциклопедии Абхидхармы» и других тек­стах. Следует понимать, что это - не отвлечённое учение. Буддийская космология тесно связана с медитативными практиками; она задаёт ориентиры для тех, кто уже до­стиг определённых высот в работе над собой. В бытность буддийским монахом в Таиланде, автору этих строк при­ходилось встречать монастыри, где очень тщательно изучали Абхидхарму и в то же время занимались меди­тацией. Таких монастырей немного, и побывавшие в них всегда с большим уважением рассказывают о практиках, свидетелями которых они там являлись.

Автору довелось быть очевидцем того, как во время сеанса сосредоточения по системе очень авторитетного в Таиланде монаха Люмпо Сота - Дхаммакаи-медита- ции - прибывший на зимний ретрит (сессию духовных упражнений) пожилой австралиец вдруг вошёл в состо­яние самадхи. Настоятель монастыря решил проводить с ним лично особую медитацию, в ходе которой, находясь в глубоком трансе, они вдвоём путешествовали по мирам, описанным в Абхидхарме. Запись разговора, который происходил между ними в тот момент, хранится у авто­ра на кассете и свидетельствует о том, что Абхидхарма до сих пор остаётся живой частью практического Учения.

Изложенное выше основывается преимущественно на доктрине тхеравады. Несколько иной характер носят космологические учения махаяны и ваджраяны. По пяти сторонам Вселенной (центр, восток, юг, запад, север) в се­верном буддизме располагаются пять Просветлённых, так называемые дхьяни-будды, или «будды созерцания». Самым известным и популярным из дхьяни-будд явля­ется Амитабха («Беспредельно сияющий», «Будда бес­конечного света»), местопребывание которого на западе.

В одной из прошлых жизней он был правителем по имени «Щедрый царь мира». Ему довелось услышать проповедь Будды, после чего царь решил стать монахом, и при посвящении получил имя Дхармакара. Став бод- хисатвой, он дал обет создать «землю Будды» (будда- кшетра), где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. Такой землёй стала Сук- хавати - «Страна счастья (блаженства)». Описание Сук- хавати и самого будды Амитабхи мы находим в большой и малой «Сукхавативьюха-сутрах» (II-III века), ставших каноническими текстами китайской «школы Чистой зем­ли» (амидаизма), и в «Амитаюрдхьяна-сутре» (VII век), являющейся основным текстом японского амидаизма.

Страна Сукхавати располагается на западе, однако «удалена от нашей земли на мириады других миров, ко­торых столько, сколько песчинок в реке Ганг». Она отно­сится к «Чистым землям», находящимся на высшем кар­мическом уровне бытия, как бы в преддверии нирваны. Считается, что после перерождения в Сукхавати невоз­можно уже падение в мир сансары: путь оттуда только один, к окончательному освобождению.

Описание Сукхавати напоминает описание рая моно­теистических религий. В этой чудесной стране верующие в Будду Амитабху рождаются наделёнными выдающимися качествами. Обитатели «Чистой земли» - только мужчины, люди и боги, между которыми нет различий. Всё необходи­мое - пищу, питьё, одежду - они обретают сразу, как толь­ко помыслят об этом, но используют лишь сознанием. Они полностью свободны от любых аффектов, порождаемых эгоизмом, - алчности, жадности, зависти, агрессии и даже чувства собственности. Жители Сукхавати, делая что-либо, не испытывают желания, а если испытывают его, то ничего не предпринимают; у них нет идеи отдельного существова­ния - а соответственно, нет разногласий и противостояния: «полные равенства, благоговения, мягкости, любви, спо­койствия, беспристрастия, сосредоточенные на дисциплине (тела, речи и разума), они достигают высшей мудрости».

Сама же «Страна высшей радости» предстаёт как пре­красный сад, в центре которого под чудесным деревом бодхи восседает Амитабха. Земля здесь усыпана золотым песком и множеством драгоценностей, которые появля­ются из неё сами собой. В ней растут деревья, украшен­ные драгоценными сетями, которые при дуновении ветер­ка издают приятный звон; имеются пруды, дно которых устлано золотым песком; дороги и террасы из золота, серебра, лазурита, хрусталя, кораллов, жемчуга и агатов. В прудах есть нежные ароматные лотосы, большие, как колесо повозки, испускающие дивное сияние. Четыре благородные истины звучат в Сукхавати непрерывно, и исполненные блаженства обитатели Счастливой земли рады слушать их вновь и вновь...

В иконографии Амитабха изображается с телом красного цвета, на павлиньем троне, с чашей для подаяния или лото­сом в руках. Его спутники - Будда Шакьямуни, как земное воплощение Амитабхи (согласно представлениям верных почитателей «Беспредельно сияющего»), и бодхисатва Ава­локитешвара, идеал махаянского Сострадания. Сам Ами­табха является объектом медитации, безмолвно обучающим своих адептов абсолютному единству сущего. Особой фор­мой Амитабхи является будда Амитаюс («Неизмеримая (бесконечная) жизнь»). Верующие обращаются к нему с на­деждой на сохранение здоровья и достижение долголетия. Интересно, что в Китае, Корее и Японии Амитаюс воспри­нимается просто как эпитет Амитабхи, в Тибете же и Мон­голии двух этих будд изображают раздельно.

Ещё один дхьяни-будда, Акшобхья («Непоколебимый», «Невозмутимый»), когда-то был обыкновенным мона­хом. Он дал обет никогда не злиться, которого держался до достижения состояния будды. Став всемогущим и все­знающим, он не отправился в нирвану, а поселился в её преддверии - чудесной стране Абхирати («Наивысшего блаженства»). Она располагается на востоке махаянской и ваджраянской Вселенной. Здесь, в этой стране, подобно раю иных религий, нет болезней, лжи и неверующих лю­дей. В центре Абхирати на лотосовом троне восседает буд­да Акшобхья. Этот мир закрыт для людей и богов, которые сохраняют хотя бы малейшею частицу чувственных при­вязанностей и желаний. Здесь живут бодхисатвы, которые продолжают совершенствоваться, а также архаты и будды, идущие в нирвану. Сам рай Абхирати не вечен, посколь­ку будда Акшобхья тоже на пути к Вечности. «Восточная Чистая земля» - вторая по популярности среди буддистов после «западного рая» Сукхавати. Другие дхьяни-будды - Вайрочана, Амогхадиддхи и Ратнасамбхава - также рас­полагают собственными странами, расположенными, соот­ветственно, в центре, на севере и на юге Мироздания.

Буддологи предостерегают от прямых ассоциаций между образами буддийского и христианского рая. Со­временный исследователь Ольга Хижняк пишет: «Глав­ные отличия двух концепций состоят в следующем: в хри­стианстве рай один, поскольку Бог один, и пребывание в раю - конечная цель спасения; в буддизме же «чистых земель» множество, владычествует в каждой из них какой- либо будда или другое просветлённое существо (бодхисат- ва, дакини), и пребывание здесь временно - отсюда либо уходят в паринирвану, либо, согласно обету, возвращаются в нижние миры ради помощи другим живым существам».

В целом же в махаяне и ваджраяне космологии не при­дают такого значения, как в буддизме тхеравады. Ведь мир - это лишь одна большая иллюзия, а великий па­триарх махаянского буддизма Нагарджуна утверждал, что всё есть пустота (шуньята), и очень логично доказал это. В появившихся позднее учениях китайского чань- буддизма (или дзен-буддизма в Японии) вообще отрица­ются какие-либо жёсткие утверждения. Всё в этом мире относительно, нет ничего, что могло бы утверждаться наверняка. Есть сфера, где происходят события, кото­рые никакие слова выразить не могут. Великий учитель Бодхидхарма сказал: «Поэтому не следуйте по пути слов, а постигайте реальность непосредственно».

В любом случае, космологию буддизма, включая топо­графию адских и райских обителей, не стоит восприни­мать как некую застывшую догму. «Буддийский фило­соф, - писал А. М. Пятигорский, - если он на самом деле буддийский философ, не может считать свою философию единственно правильной или даже самой правильной во­обще. Он, напротив, должен полагать, что она правиль­на лишь для него, ибо соответствует складу его психики (санскр. свабхава), его судьбе (карма) и его (опять-таки, его) духовному пути (марга, патха)».

Источник - Дмитрий Жуков, журнал "Наука и религия", №2, 2019


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix