Специфика буддизма проявляется и в учении о мирах, в которые может отправиться человек после своего земного существования... Порой трудно определить, с какого «яруса», с какой именно области мироздания начинается «райское житие».
В отличие от авраамических религий, рай и ад в буддизме - это скорее состояния (временные, как и любые воплощения, хотя и непредставимо длительные!). Миры, обитатели которых испытывают особо интенсивные страдания (нужно помнить, что страданием в той или иной степени проникнуты все уровни бытия) или блаженство, имеют чёткую локализацию и вписаны в систему буддийской космологии - весьма детально разработанной, как и любой из аспектов этого высокоинтеллектуального Учения. Порой трудно определить, с какого «яруса», с какой именно области мироздания начинается «райское житие». Ведь боги и небожители, наряду с людьми, животными, голодными духами, страдальцами адов входят в великую круговерть сансары, населённую многообразными живыми существами... В предыдущем номере «НиР» мы пригласили читателя совершить мысленное путешествие в буддийские адские узилища. Сегодня наш обозреватель, путешественник и исследователь духовной культуры Дмитрий ЖУКОВ рассказывает о месте райских обителей в буддийской картине Космоса.
Путешествие в «Чистые земли»
Прежде чем начать описание буддийских небес, вспомним, как представляли себе буддисты обитаемую Вселенную.
В основе мироздания, согласно «Энциклопедии Аб- хидхармы» Васубандху, находится «круг ветра», возникший благодаря совокупной карме всех живых существ. «Круг ветра» - материальная основа космических миров, он есть само материализованное страдание, лежащее в основе всего и вся (первая благородная, или арийская, истина учения Будды). Васубандху говорит, что он настолько твёрд, что «даже великий богатырь не может рассечь его ваджрой [священным оружием - палицей или топором]». «Круг ветра» представляет собой форму стереометрического цилиндра.
Выше «круга ветра» находится «круг воды», также имеющий форму цилиндра. Вода находится в состоянии постоянного движения под воздействием ветра. В результате этого движения поверхность «круга воды» превращается в золото, как пенка на кипящем молоке (Васубандху, карика 46). На золоте стоят восемь великих горных цепей, в центре которых возвышается пик Сумеру.
Горная цепь Ниминдхара окружает остальные горы подобно крепостной стене. За её пределами находятся четыре континента: на юге лежит Джамбудвипа, по форме напоминающая колесницу. В центре её на золотой земле стоит алмазный трон. На нём восседают бодхисатвы в состоянии йогического сосредоточения, подобного алмазу. Такое состояние сознания навсегда устраняет последние аффекты, и алмазный трон является единственным местом для этой практики. На востоке расположен континент Пурвавидеха в форме полумесяца. На западе - круглый континент Годания, похожий на луну. На севере же - континент Уттаракуру, напоминающий по форме сиденье. Внешняя граница Вселенной состоит из железной горной цепи Чакравада. До этих пределов простирается власть буддийского мирового правителя - Чакравар- тина. Самая длинная жизнь у людей на континенте Ут- таракуру, она равна 1000 лет. У жителей Годании - 500, на Пурвавидехе живут 250 лет. Но на Джамбудвипе сроки жизни чётко не определены. В начале космического пери- ода-кальпы продолжительность жизни здесь составляет тысячи лет, а вот в конце кальпы - не превышает и десяти.
Описание небес Васубандху начинается с «небесной механики», основанной на астрономических воззрениях брахманизма. Луна и Солнце движутся над землей на высоте горы Югандхара (которая вполовину ниже Сумеру) за счёт ветров в небесном пространстве вокруг Сумеру. Согласно буддийским каноническим представлениям, Солнце, Луна и звёзды - это божественные дворцы (ви- мана). Под дворцом Солнца расположен хрустальный диск - солнечное сияние. Он даёт свет и тепло. Под дворцом Луны - водяной диск, дающий свет и прохладу. Оба диска проявляют как благоприятное, так и неблагоприятное влияние, которые являются кармическим следствием совокупных действий живых существ.
Солнце и Луна совершают свой путь над «миром четырёх континентов». В то время, когда на севере в Уттаракуру полночь, на юге в Джамбудвипе - полдень. Соответственно, на восточном континенте, на Пурвавидехе, заход Солнца и на западе, над Годанией, восход... Во всех этих описаниях отсутствуют мифологические сюжеты, всё подчинено строгой логике.
На четырёх террасах срединной горы Сумеру, а также по склонам других гор живут боги группы Четырёх великих правителей мира - лока- пал. Это четыре великих стража Учения Будды: Дхритараштра - страж востока, Вирудхака - юга, Виру- пакша - запада и Вайшравана - севера. Группа локапал включает в себя не только Четырёх великих правителей. По мере распространения буддизма в странах Азии в неё включались и местные божества. Так, например, великий учитель Падмасамбхава ввёл тибетских божеств религии бон в буддийскую традицию именно в статусе локапал.
Четыре правителя мира распространяют свою власть на четыре категории существ. Дхритараштра управляет небесными музыкантами гандхарвами, Вирудхака - кумбхандами, враждебными людям духами с уродливым обликом. Вирупакша правит змееподобными нагами, которые подразделяются на водных и сухопутных. Наги могут принимать облик людей и вступать с ними в любовные отношения. Взгляд их обладает смертельной силой, дыхание ядовито, и они склонны к гневу, но проявляют уважение к Учению Будды. В махаяне наги выступают хранителями священных текстов. Вайшравана правит якшами, благожелательными к людям существами, которые, правда, иногда едят человеческое мясо и пьют детскую кровь. Их изображают в виде благообразных юношей или карликов с отвисшими животами.
Следующая группа богов - группа Тридцати трёх, занимающая плоскую вершину Сумеру. Число тридцать три пришло из ведийской традиции, где тридцать три бога включали в себя двенадцать адитьев, солярных божеств, соотнесённых с двенадцатью месяцами года, восемь васу - богов, ассоциированных с землёй, одиннадцать рудр из воздушной стихии и двух колесничих Ашвинов. Их царь - могучий Индра. Легенда повествует о благочестивом брахмане Магхе и его тридцати двух товарищах, которые в новом своём воплощении стали небожителями. Родившись богом, Магха стал называться Ша- крой (Индрой). Он освободил гору Меру от демонов и построил на её вершине город Сударшана («Прекрасный»). Земля в нём - ста одного цвета и мягкая, как хлопок. На северо-востоке плато Сумеру находится дерево, под которым Будда проповедовал своё Учение божественному существу, которое в прошлом было его матерью.
Над местопребыванием Тридцати трёх богов обитают боги следующих групп: Ямы (их нельзя путать с царём претов, о котором мы уже писали), Тушита, Нирманарати (наслаждающиеся своими собственными магическими творениями), Паранирмитавашаварти (контролирующие наслаждения, магически созданные другими), дальше - боги, относящиеся к группе Брахмы. Выше них - другие боги, распределённые в шестнадцати местопребываниях. Итого - двадцать два класса богов.
Среди них особо надо отметить богов небесного мира Тушита, из которого пришёл в наш мир Будда Шакьямуни. В этой сфере преобладают радость и удовлетворение. Согласно махаяне, это местопребывание бодхисатв, которым вскоре предстоит войти в мир людей в качестве новых будд. Здесь же пребывает до поры до времени грядущий Будда Майтрейя. Ему предстоит сойти на землю с новой проповедью Учения в грядущей кальпе. Будда грядущего изображается с опущенной с трона на землю ногой, тем самым показывается, что он готов покинуть небеса, дабы выполнить свою миссию. Тушита в народной литературе и верованиях мирян приобрела черты, сходные с чертами христианского рая.
Высший телесный уровень буддийского психокосма - Акаништха, там обитают боги «мира форм».
В кариках 73-74 «Энциклопедии Абхидхармы» изложен количественный состав Вселенной; автор текста оперирует тысячами тысяч миров, разрушающихся и возникающих вновь (тысяча континентов, таких, как Джамбуд-випа, Пуравидеха, Апарагодания и Уттаракуру, тысяча солнц и лун, гор Сумеру, тысяча всех групп богов, тысяча миров Брахмы - все они составляют малую вселенную, состоящую из тысячи миров).
Продолжительность жизни богов разных групп не одинакова. Так, продолжительность года жизни богов группы Четырёх великих правителей мира равна 50 человеческим годам. А живут они 500 лет, причём год составляет 12 месяцев по 30 суток в каждом. У богов более высоких ступеней чувственного мира длительность суток и продолжительность жизни увеличиваются вдвое. Согласно Васубандху, у богов «мира форм» нет ни дня, ни ночи. Суточная цикличность в их жизнедеятельности отсутствует, а продолжительность жизни зависит от размера их тел и измеряется космическими циклами-кальпами. Продолжительность жизни самых высших богов - 16 тысяч кальп.
В ещё более высоком «мире не-форм», «мире без местопребывания», где уже отсутствует физическое тело как опора сознания, жизнь ещё более продолжительна! Жизнь боговодного из уровней этого мира, сферы бесконечности пространства, длится 20 тысяч кальп. У тех, кто пребывает в сфере бесконечности сознания, продолжительность жизни равна 40 тысячам кальп, в сфере ничто - 60 тысячам кальп, а в самой Высшей точке пребывания - 80 тысячам.
При этом все божества и небожители, как и другие живые существа, подчинены закономерностям сансарно- го бытия. Даже бестелесные обитатели «мира не-форм» сохраняют влечение к своему не связанному с материей существованию. Значит, с буддийской точки зрения, они подвержены одной из разновидностей страстного влечения - поэтому не свободны от тонкого «страдания нестабильности» и, в конечном итоге, смертны.
Такова космологическая концепция буддизма, описанная в «Энциклопедии Абхидхармы» и других текстах. Следует понимать, что это - не отвлечённое учение. Буддийская космология тесно связана с медитативными практиками; она задаёт ориентиры для тех, кто уже достиг определённых высот в работе над собой. В бытность буддийским монахом в Таиланде, автору этих строк приходилось встречать монастыри, где очень тщательно изучали Абхидхарму и в то же время занимались медитацией. Таких монастырей немного, и побывавшие в них всегда с большим уважением рассказывают о практиках, свидетелями которых они там являлись.
Автору довелось быть очевидцем того, как во время сеанса сосредоточения по системе очень авторитетного в Таиланде монаха Люмпо Сота - Дхаммакаи-медита- ции - прибывший на зимний ретрит (сессию духовных упражнений) пожилой австралиец вдруг вошёл в состояние самадхи. Настоятель монастыря решил проводить с ним лично особую медитацию, в ходе которой, находясь в глубоком трансе, они вдвоём путешествовали по мирам, описанным в Абхидхарме. Запись разговора, который происходил между ними в тот момент, хранится у автора на кассете и свидетельствует о том, что Абхидхарма до сих пор остаётся живой частью практического Учения.
Изложенное выше основывается преимущественно на доктрине тхеравады. Несколько иной характер носят космологические учения махаяны и ваджраяны. По пяти сторонам Вселенной (центр, восток, юг, запад, север) в северном буддизме располагаются пять Просветлённых, так называемые дхьяни-будды, или «будды созерцания». Самым известным и популярным из дхьяни-будд является Амитабха («Беспредельно сияющий», «Будда бесконечного света»), местопребывание которого на западе.
В одной из прошлых жизней он был правителем по имени «Щедрый царь мира». Ему довелось услышать проповедь Будды, после чего царь решил стать монахом, и при посвящении получил имя Дхармакара. Став бод- хисатвой, он дал обет создать «землю Будды» (будда- кшетра), где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. Такой землёй стала Сук- хавати - «Страна счастья (блаженства)». Описание Сук- хавати и самого будды Амитабхи мы находим в большой и малой «Сукхавативьюха-сутрах» (II-III века), ставших каноническими текстами китайской «школы Чистой земли» (амидаизма), и в «Амитаюрдхьяна-сутре» (VII век), являющейся основным текстом японского амидаизма.
Страна Сукхавати располагается на западе, однако «удалена от нашей земли на мириады других миров, которых столько, сколько песчинок в реке Ганг». Она относится к «Чистым землям», находящимся на высшем кармическом уровне бытия, как бы в преддверии нирваны. Считается, что после перерождения в Сукхавати невозможно уже падение в мир сансары: путь оттуда только один, к окончательному освобождению.
Описание Сукхавати напоминает описание рая монотеистических религий. В этой чудесной стране верующие в Будду Амитабху рождаются наделёнными выдающимися качествами. Обитатели «Чистой земли» - только мужчины, люди и боги, между которыми нет различий. Всё необходимое - пищу, питьё, одежду - они обретают сразу, как только помыслят об этом, но используют лишь сознанием. Они полностью свободны от любых аффектов, порождаемых эгоизмом, - алчности, жадности, зависти, агрессии и даже чувства собственности. Жители Сукхавати, делая что-либо, не испытывают желания, а если испытывают его, то ничего не предпринимают; у них нет идеи отдельного существования - а соответственно, нет разногласий и противостояния: «полные равенства, благоговения, мягкости, любви, спокойствия, беспристрастия, сосредоточенные на дисциплине (тела, речи и разума), они достигают высшей мудрости».
Сама же «Страна высшей радости» предстаёт как прекрасный сад, в центре которого под чудесным деревом бодхи восседает Амитабха. Земля здесь усыпана золотым песком и множеством драгоценностей, которые появляются из неё сами собой. В ней растут деревья, украшенные драгоценными сетями, которые при дуновении ветерка издают приятный звон; имеются пруды, дно которых устлано золотым песком; дороги и террасы из золота, серебра, лазурита, хрусталя, кораллов, жемчуга и агатов. В прудах есть нежные ароматные лотосы, большие, как колесо повозки, испускающие дивное сияние. Четыре благородные истины звучат в Сукхавати непрерывно, и исполненные блаженства обитатели Счастливой земли рады слушать их вновь и вновь...
В иконографии Амитабха изображается с телом красного цвета, на павлиньем троне, с чашей для подаяния или лотосом в руках. Его спутники - Будда Шакьямуни, как земное воплощение Амитабхи (согласно представлениям верных почитателей «Беспредельно сияющего»), и бодхисатва Авалокитешвара, идеал махаянского Сострадания. Сам Амитабха является объектом медитации, безмолвно обучающим своих адептов абсолютному единству сущего. Особой формой Амитабхи является будда Амитаюс («Неизмеримая (бесконечная) жизнь»). Верующие обращаются к нему с надеждой на сохранение здоровья и достижение долголетия. Интересно, что в Китае, Корее и Японии Амитаюс воспринимается просто как эпитет Амитабхи, в Тибете же и Монголии двух этих будд изображают раздельно.
Ещё один дхьяни-будда, Акшобхья («Непоколебимый», «Невозмутимый»), когда-то был обыкновенным монахом. Он дал обет никогда не злиться, которого держался до достижения состояния будды. Став всемогущим и всезнающим, он не отправился в нирвану, а поселился в её преддверии - чудесной стране Абхирати («Наивысшего блаженства»). Она располагается на востоке махаянской и ваджраянской Вселенной. Здесь, в этой стране, подобно раю иных религий, нет болезней, лжи и неверующих людей. В центре Абхирати на лотосовом троне восседает будда Акшобхья. Этот мир закрыт для людей и богов, которые сохраняют хотя бы малейшею частицу чувственных привязанностей и желаний. Здесь живут бодхисатвы, которые продолжают совершенствоваться, а также архаты и будды, идущие в нирвану. Сам рай Абхирати не вечен, поскольку будда Акшобхья тоже на пути к Вечности. «Восточная Чистая земля» - вторая по популярности среди буддистов после «западного рая» Сукхавати. Другие дхьяни-будды - Вайрочана, Амогхадиддхи и Ратнасамбхава - также располагают собственными странами, расположенными, соответственно, в центре, на севере и на юге Мироздания.
Буддологи предостерегают от прямых ассоциаций между образами буддийского и христианского рая. Современный исследователь Ольга Хижняк пишет: «Главные отличия двух концепций состоят в следующем: в христианстве рай один, поскольку Бог один, и пребывание в раю - конечная цель спасения; в буддизме же «чистых земель» множество, владычествует в каждой из них какой- либо будда или другое просветлённое существо (бодхисат- ва, дакини), и пребывание здесь временно - отсюда либо уходят в паринирвану, либо, согласно обету, возвращаются в нижние миры ради помощи другим живым существам».
В целом же в махаяне и ваджраяне космологии не придают такого значения, как в буддизме тхеравады. Ведь мир - это лишь одна большая иллюзия, а великий патриарх махаянского буддизма Нагарджуна утверждал, что всё есть пустота (шуньята), и очень логично доказал это. В появившихся позднее учениях китайского чань- буддизма (или дзен-буддизма в Японии) вообще отрицаются какие-либо жёсткие утверждения. Всё в этом мире относительно, нет ничего, что могло бы утверждаться наверняка. Есть сфера, где происходят события, которые никакие слова выразить не могут. Великий учитель Бодхидхарма сказал: «Поэтому не следуйте по пути слов, а постигайте реальность непосредственно».
В любом случае, космологию буддизма, включая топографию адских и райских обителей, не стоит воспринимать как некую застывшую догму. «Буддийский философ, - писал А. М. Пятигорский, - если он на самом деле буддийский философ, не может считать свою философию единственно правильной или даже самой правильной вообще. Он, напротив, должен полагать, что она правильна лишь для него, ибо соответствует складу его психики (санскр. свабхава), его судьбе (карма) и его (опять-таки, его) духовному пути (марга, патха)».
Источник - Дмитрий Жуков, журнал "Наука и религия", №2, 2019