Может ли религия выражаться... искусством? «Цам» (тиб. ‘cham) переводится как «танец, пляска; религиозный танец, религиозная мистерия» и представляет собой театрализованные представления, исполняемые при буддийских монастырях.
Глухие тягучие звуки трубы, ритмичные удары большого барабана и быстрая дробь ручного барабанчика, мелодичное позвякивание колокольчиков... Из лёгкой дымки благовонных курений одно за другим появляются удивительные существа. Их огромные головы, часто со звериным оскалом, увенчаны коронами из черепов; в руках они держат страшное оружие: кинжалы с трёхгранным лезвием, дубинки, арканы, ножи для вспарывания животов; на них яркое свободное одеяние, фалды которого разлетаются от замысловатых танцевальных движений. Это божества нисходят с Гималайских гор. Именно так воспринимает мистерию цам собравшаяся публика.
«Цам» (тиб. ‘cham) переводится как «танец, пляска; религиозный танец, религиозная мистерия» и представляет собой театрализованные представления, исполняемые при буддийских монастырях. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев Падмасамб- хаве - тантрическому йогу из страны Уддияна. Как свидетельствуют исторические хроники, он был приглашён царем Тибета Тисрондеценом в VIII веке по совету философа-миссионера Шантаракшиты для подавления «могущественных местных духов», которые препятствовали распространению буддизма в стране. При строительстве первого буддийского монастыря Самье Падмасамбхава применил особые ритуальные танцы, которые впоследствии стали основой мистерии цам.
С распространением буддизма ритуальные представления стали ежегодными в монастырях Тибета, Бутана, Непала, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы. Проводиться они могли в разное время - и зимой и летом - и различались по жанру и по назначению. В одних случаях это был ритуальный танец, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая четыре-пять действующих лиц. Наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление с огромным числом участников, которые в костюмах и масках разыгрывали действо, где героями являлись персонажи буддийского пантеона и народной мифологии. Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причём в каждом монастыре были свои приоритеты: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя и подновляя их от одного представления до другого. Маски для цама делали из папье-маше или дерева, раскрашивали, покрывали лаком и позолотой, иногда инкрустировали драгоценными камнями, одна маска могла весить до 30 килограммов. Их изготовление приравнивается к высокому искусству.
В Монголии и Бурятии во второй половине XIX века особой популярностью пользовался цам докшитов, или дхармапал - гениев-хранителей буддийской веры, где главным персонажем был Чойджал (монг. Эрлик хан), или Яма - хозяин подземного мира, судья человеческих душ. Маски докшитов - защитников веры - имеют в основном человеческий облик, но их лики искажены выражением ярости и гнева, а главный Чойджал-Яма имеет бычью голову. С этим связана одна любопытная легенда.
Некогда жил один великий йогин, который предавался глубокому медитативному созерцанию, сидя в пещере. Однажды ночью в пещеру забрались два разбойника с украденным быком, которого они тут же убили, отрезав ему голову. Увидев аскета, они решили убить и его как свидетеля совершённого ими преступления. Когда сознание медитирующего йогина вернулось в его тело, он с удивлением обнаружил, что у тела отсутствует голова. Придя в неистовство, несчастный стал метаться по пещере в поисках своей головы, однако всё, что ему удалось отыскать, была голова убитого ворами быка. Он водрузил эту голову себе на плечи и, испытывая невообразимый гнев от случившегося с ним (поскольку он потерял надежду попасть в нирвану), он убил обоих разбойников и угрожал обезлюдить весь Тибет, то есть превратился в настоящего владыку смерти - Яму. Тибетцы взмолились милостивому бодхисатве мудрости Манджушри, который, приняв устрашающие формы Ямантаки (букв. «побеждающий смерть»), сумел укротить и подчинить Яму, причём настолько, что тот превратился из жестокого злобного существа в защитника буддийского учения. Этот сюжет имеет глубокий символический смысл: смерть (Яма) побеждается мудростью (Манджушри).
Сценарий цама докшитов, как правило, состоит из следующих этапов. Накануне публичного представления проходило закрытое богослужение внутри храма, в ходе которого из теста изготовлялась фигурка человека - линка, врага веры, воплощение грехов. Затем на рассвете проводился обряд освящения сора - искусно сделанного изображения пламени, увенчанного небольшим черепом из папье-маше, которое представляло собой жертву, имеющую якобы силу сжигать врагов веры. Считается, что Падмасамбхава, исполняя первую мистерию цам, заменил человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся в древности, бескровными мистическими жертвами.
Во время публичного представления в центре площади перед главным храмом на столике под шёлковым балдахином помещали фигурки линка и сора. Вокруг этого места очерчивали мелом или известью несколько концентрических кругов, где должны были танцевать маски. Раздавались звуки оркестра, расположенного вблизи внешнего круга, и под музыку появлялись исполнители в масках. Участники мистерии выходили на круг либо по одному, либо попарно, или группами. Протанцевав и выполнив пантомиму, они удалялись в храм или оставались на площадке сбоку, не мешая другим исполнителям. Танец состоял в том, что «маски» то медленно, то быстро в такт музыке принимали различные пластические позы, скакали с одной ноги на другую, кружили по сцене. Но движения эти не хаотичны и не случайны: каждая поза (асана) и положение рук (мудра) несут особую сакральную информацию, это своеобразная динамическая молитва, своими корнями восходящая к ритуальным танцевальным традициям Древней Индии.
Кульминацией цама докшитов служит уничтожение фигурки линка, а также сжигание пирамидки сора за монастырскими стенами. Таким образом, все враги веры истреблены, духи-защитники умиротворены, а сознание верующих очищено от всех негативных эмоций и загрязнений.
Костюмы цама яркие и красочные, сшитые из дорогих материй - шёлка, парчи, бархата. Украшениями гневных божеств служат короны из черепов, ожерелья из отрубленных голов и костей. Дело в том, что познание действительности, по учению тибетских мудрецов, связано с признанием обеих сторон бытия - красивой и безобразной, доброй и злой. И цель йогической практики заключается в преодолении страха перед миром враждебных человеку духов через понимание, что это лишь иллюзия, подвластная разуму. В то же время грозные защитники учения Будды (порой выглядящие не менее устрашающе, чем демоны) оберегают и самих буддистов, устраняя препятствия на пути их духовного совершенствования.
В собрании Государственного музея Востока хранится небольшая, но очень эффектная коллекция масок мистерии цам и костюм одного из персонажей. Он сшит из красного шёлка, имеет отрезную присборенную по бокам юбку и треугольные (клинообразные) с широкой проймой рукава. Легенда рассказывает, что один из защитников буддизма, послушник Палжи Дорже спрятал в таких рукавах лук и стрелы, которыми он поразил тибетского царя Ланг- дарму, пытавшегося искоренить учение Будды и преследовавшего монахов... Поверх халата надевалась специальная пелерина квадратной формы и передник из шёлковой материи, украшенные аппликацией и вышивкой. Костюм дополняли тяжёлые чётки, изящно вырезанные из кости. По низу к чёткам подвешивались миниатюрные серебряные колокольчики, каждое движение танцовщика они сопровождали мелодичным звучанием.
Одним из главных персонажей цама докшитов является Махакала - «Великий Чёрный», самый сильный защитник буддийского учения и глава группы «Восьми ужасных» - дхармапал высшего ранга. Его маска обычно чёрного или синего цвета. Три выпуклых чёрно-бело-красных глаза символизируют его способность видеть прошлое, настоящее и будущее. Большой красный рот раскрыт, обнажая белые зубы с крупными клыками. На его голове венец из пяти белых черепов с красными глазницами и носами, которые символизируют преображение пяти клеш, или омрачений сознания, в пять изначальных мудростей. Глаза и рот маски обрамляют золотистые языки пламени. К головному убору прикреплены низки коралловых и стеклянных бус. В ушах крупные серьги из растительных элементов, в нижней части которых также изображены черепа. К верхней части маски прикреплены «волосы» из чёрной шерсти в виде длинных шнуров и разноцветные ленты с шарфами-хадаками. В руках исполнитель роли Махака- лы держит булаву и чашу из черепа.
В паре с Махакалой иногда выступает другой важный персонаж мистерии - Вайшравана (Кубера). Согласно индийской мифологии, Кубера в течение длительного времени предавался аскезе, за что Брахма наградил его бессмертием и сделал богом богатства, распорядителем всех сокровищ на земле. Маска Вайшраваны изображает лик оранжевого цвета с мирным выражением. Соответствующий персонаж носит жёлтую одежду, а в руках он держит мангуста и зонт, украшенный драгоценностями, - обязательные атрибуты Вайшраваны.
Маска Джамсарана, или Бегцэ (букв. «покрытый бронёй»), всегда красного цвета, трёхглазая, с оскаленным ртом, четырьмя клыками и высунутым языком. С этим персонажем связана история распространения буддизма в Монголии. По монгольской легенде, Бегцэ, пытаясь помешать обращению монголов в буддизм, предстал перед III Далай-ламой, прибывшим к Алтан-хану в 15771578 годах, во главе войска из демонов в виде разных зверей, но благодаря этой встрече сам принял буддизм и стал его ярым защитником. Монах, исполняющий роль Джам- сарана, держит в правой руке меч, а в левой - муляж, изображающий окровавленное сердце врага.
Особое место в мистерии занимает Цаган Убугун (монг. Цагаан Эбуген - Белый Старец) - владыка земли, хранитель пастбищ и стад, божество плодородия и долголетия. Образ Цаган Убугуна вобрал в себя представления тюрко-монгольских народов о родовых предках, шаманских духах - хозяевах местности. Лама, исполняющий эту роль, выступал в маске доброго и мудрого старца с длинной седой бородой. Периодически появляясь во время представления, Белый Старец разыгрывает комические сценки: нюхает табак, попрошайничает и угощает сладостями, иногда шутливо замахивается, а то и ударяет кого- нибудь своим посохом, что воспринимается пострадавшим с улыбкой.
Ещё одна маска из музейного собрания представляет царя птиц Гаруду. В буддийской мифологии гаруды - это существа-защитники местности, борющиеся со змеями. Изображают их в виде птиц с человеческим торсом и руками, держащими змею. В мистерии цам персонаж Гаруда «терзает» клювом своей маски змею - символ сомнений верующего. Лик Гаруды обычно жёлто-оранжевых цветов, но бывает и более тёмным, как в данном случае. Характерными признаками Гаруды являются рога и вздыбленные вверх волосы.
Кроме монгольских в коллекции Музея Востока имеются уникальные бутанские маски из буддийского монастыря школы ньингма - Драметзе. Монастырь был основан в XVI веке и дважды в год в нём проходят празднования в честь Падмасамбхавы. Маски Драметзе Нгачам представляют тибетских духов лха в образах животных, причём изображения их довольно реалистичны. Они выполнены из дерева мастерами, живущими при монастыре; при изготовлении новых масок используются старинные образцы.
В целом для большинства зрителей цам - это захватывающее зрелище, завораживающее, а порой и пугающее. Но для посвящённых оно исполнено глубокого мистического смысла.
В настоящее время, после долгих лет забвения, в буддийских монастырях Бурятии, Калмыкии и Тувы традиция ежегодных представлений цама возрождается.
Источник - Нонна Альфонсо, старший научный сотрудник Государственного музея Востока, хранитель фонда «Предметы искусства Центральной Азии», журнал "Наука и религия", №2, 2019.