Биография храма в истории города и страны. У этой книги, как и у любого яркого и незаурядного явления, прогнозируется интересная, но непростая судьба. Почему же так? Ведь её тема вроде бы напрямую связана с «крымским консенсусом»...
У этой книги, как и у любого яркого и незаурядного явления, прогнозируется интересная, но непростая судьба. Почему же так? Ведь её тема вроде бы напрямую связана с «крымским консенсусом» - одной из немногих точек на общественно-политическом горизонте современной России, где наблюдается относительное единство эмоций, мнений, оценок. История храма-усыпальницы адмиралов, одной из главных святынь «Города русской славы» Севастополя, вписанная в историю великой страны и её всеохватной культуры... Разве может здесь проявиться какая-либо неоднозначность?.. Но всё дело как раз в этом! За последние годы - да что греха таить, за гораздо более длительный промежуток времени! - мы слишком уж привыкли к некой ритуальной обязательности определённого набора тем и сюжетов, связанных с Крымом и Севастополем.
Многие правильные, но, к сожалению, стёршиеся от чрезмерно частого употребления речевые формулы и обороты идут, что называется, «в проброс», повторяются бездумно и бездушно, «на автомате». Канон лишь тогда проявляется в своём истинном значении - как совершенный образец, когда он оживотворяется подлинным интеллектуальным и духовным деланием. В ином случае он превращается в мёртвую схему, начинает работать против заложенных в нём смыслов. Именно это происходило в 1970-1980-е куда легче. Но - «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф 7: 21). На путь труда и открытий приглашает читателей автор книги «Священный бастион России. Севастополь и его Владимирский собор - усыпальница адмиралов Российского Черноморского флота» (М.: Министерство обороны Российской Федерации, Военно-строительный комплекс. 2018) Ольга Ковалик. Ольга Григорьевна - эрудированный искусствовед, глубокий и тонкий теоретик культуры, успешный арт-менеджер - выступает в своей новой книге прежде всего как историк.
Программу своего исследования она разворачивает так: «Говорят, прошлое надо знать, чтобы не повторять ошибок в будущем. Однако бесцеремонный политический заказ на историческое шулерство, подменяющее событийные вехи или подтасовывающее акценты, становится одной из причин роковых конфликтов. Ответственность перед фактом и уважение к подлинному документу стали дефицитом периода постмодернизма, безответственно поставившего на кон репутацию прошлых эпох. Отринем поверхностную моду и постараемся воспроизвести достоверную летопись севастопольского Владимирского собора, задуманного не только помыслом земным, но и промыслом небесным». «Счастливое согласие веры и знания» давно уже стало, стоящую глушь, да ещё и в другое, отнюдь не процветающее государство! Здесь постепенно разворовывалась и разваливалась флотская инфраструктура советских времён, аккуратно вытеснялся русский язык... Сейчас понятно, что благодаря вот таким людям, как Ольга Григорьевна, их негромкой деятельности и просто присутствию на земле Тавриды, стали возможны «крымская весна» и воссоединение. Ведь через их судьбу и творчество проходили нити, связывавшие Крым с Россией, с «красным мифом», с советской идеологической матрицей. Есть очень большая опасность, что первые кирпичики идейного фундамента обновлённой России могут быть разрушены ленью и небрежением, желанием ограничиться воспроизведением по «красным датам» календаря заученных патриотических штампов.
Чтобы этого не произошло, нужен не просто «свежий взгляд». Необходимо новое прочтение и изложение крымского и севастопольского культурного мифа, раскрытие богатейшего эвристического потенциала Тавриды (во всех измерениях её истории и сакральной географии). Пожалуй, здесь есть ещё один фактор - личная укоренённость в севастопольской культурной почве, сроднённость души с историей и современной жизнью города-мученика, города-героя. Востребованная московская писательница, участница светской жизни столицы, имеющая широкий круг знакомств в среде художественной элиты, автор ряда заметных арт-проектов, Ольга Ковалик в начале 2000-х годов оставляет Москву и перебирается в Севастополь - по тогдашним понятиям, в самую на-
При этом - замечу, как человек, имеющий честь быть давно знакомым с Ольгой Ковалик, - нет ничего более чуждого этой светской леди, чем партийно-политический активизм. Её жизнь и творчество - «про другое»: про театр, балет, живопись, музыку и мистику. Её герои - М. Врубель, И. Репин, княгиня М. Тенишева, отец Павел Флоренский, М. Суров- щикова-Петипа, чета художников Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой. Диапазон её искусствоведческих интересов - от эротической темы в творчестве И. С. Ефимова (альбом 1996 года) до библейских мотивов в произведениях русских художников XX века (двухтомник 1995 года). Поселившись в Севастополе, Ольга Григорьевна как исследователь и издатель концентрирует своё внимание прежде всего на духовных и культурных аспектах единства Крыма и России. Она, в частности, выступает главным редактором издательского проекта «Священномученик Климент в истории христианства», соединившего Свято-Климентовскую церковь в московском Замоскворечье с Инкерманским монастырём под Севастополем.
Книга о Владимирском соборе - итог многолетней деятельности и размышлений автора над долей Тавриды и Севастополя в русской судьбе. Не все, может быть, поймут и примут, что глубокое историософское исследование (фактически - монография, с обширным корпусом привлечённых источников, скрупулезно соблюдёнными правилами академической публикации) издана по-настоящему роскошно, «подарочно». За последние годы многие привыкли к тому, что серьёзные мысли излагаются на убогих серых страницах, а на дорогих, великолепно оформленных, правят бал пошлость и дурновкусие. В традициях Руси, впрочем, было иначе. Основополагающие историософские и политологические труды, такие, как «Лицевой летописный свод» или «Титулярник» царя Алексея Михайловича, создавались в одном-двух экземплярах для царственных особ и были шедеврами мысли и искусства. «Священный бастион России» - книга в своём роде символическая, и ей пристало иметь внушительный внешний облик.
К тому же, визуальный ряд книги, её художественная составляющая далеко выходят за пределы чисто иллюстративных задач. Воспроизводимые картины и иные произведения искусства играют самостоятельную роль в архитектонике «Священного бастиона России», являются смыслообразующими элементами произведения. Их анализ позволяет читателю насладиться не только талантом художника, но и мыслью автора-историка культуры. Впечатляет и разнообразие визуальных источников - фотографии, хрестоматийные полотна и совсем малоизвестные произведения (последние, по сути, впервые вводятся в культурный и общественный оборот).
Вот, например, картина молодого Ивана Айвазовского «Севастополь». Она написана в 1858 году, вскоре после Крымской войны, когда город лежал ещё в руинах. Однако «на картине изображён не провинциальный городок у моря, которому от роду всего 70 лет. Отнюдь! В золотисто-жемчужном мареве парит абрис столичного града. Справа - вполне узнаваемая Константиновская батарея. По бокам - судна всех мастей. Слева - центральная часть Севастополя: уютная камерная Графская пристань изображена в виде помпезной Триумфальной арки, груда домов - фундаментально-преувеличенных размеров, на холме виднеется что-то вроде чудосветного Александрийского маяка, увенчанного скульптурой бога морей Посейдона. Ещё мгновение - и «дневное светило» растворится в вечернем тумане синего моря. Ещё мгновение - и оно скользнёт последним лучом по развалинам древнего Херсонеса. Ещё мгновение - и солнце окажется у горизонта священного Константинополя, прочно осевшего в «заветных границах» Царства Русского. Вспоминается «жаркое» замечание Екатерины II о южных приделах государства: «Жаль, что не тут построен Петербург; ибо, проезжая сии места, воображаются времена Владимира 1-го, в кои много было обителей в здешних странах». И хотя картина «Севастополь» датирована, изображённый проницательным автором город - надвременный, вечный, символическое пространство которого озарил невечерний свет Солнца правды».
Книга Ольги Ковалик в методологическом отношении представляет собой соединение практик внеконфессиональ- ной, объективизированной прагматической науки и глубоко личностного постижения смыслов истории воцерковлённым разумом. Перед нами - подлинно православное и, в то же время, фактографически выверенное изложение событий и смыслов. В свете культуры и веры острее проявляются движущие силы политических - и геополитических - процессов, полнее раскрывается их суть. Подобная, традиционалистская по сути, исследовательская стратегия применяется сегодня некоторыми российскими учёными (вероятно, здесь можно назвать близкого по тематике работ Н. Н. Лисового). Обозначим кратко лишь несколько сюжетов, при освещении которых О. Г. Ковалик удалось, на наш взгляд, сказать новое слово в научно-просветительской литературе.
Часть первая, озаглавленная «Екатериниада», посвящена рассмотрению крымской политики российской Короны (не только её венценосной носительницы, но и ближайшего друга и верного паладина императрицы Г. Потёмкина) в контексте «Греческого проекта». «По нашему убеждению, - пишет Ольга Ковалик, - «Греческий проект» с лукавой мудростью поддерживался Екатериной ради практической необходимости создания в Ахтиар- ской, позднее названной Севастопольской, гавани Черноморского флота. Если Александр Андреевич Безбородко (а до него граф Михаил Илларионович Воронцов, считавший Крым «ключом российских и турецких владений») ратовал за присоединение Крыма, то государственный ум императрицы, увлёкшийся этой мыслью, сразу же вывел Севастополь за скобки крымского пространства».
Далее автор подробно и увлекательно описывает политико-культурную (или культурно-политическую?) интригу вокруг планов «освобождения Эллады»; показывает на основе источников, насколько рано обозначилась и была осознана стратегическая особость Ахтиарского региона, приведшая сегодня к закреплению его статуса как отдельного субъекта Российской Федерации. Виртуозный анализ культурно-семантических рядов, заложенных глубоко продуманными символическими действиями различных «акторов» конца XVIII века, может быть отнесён к числу основных творческих удач книги.
Весьма ценным представляется и рассмотрение автором «предтеч» храма-усыпальницы. Перед читателем разворачивается картина становления города-порта, его общественной и духовной жизни. Эти материалы в полном своём объёме были известны лишь специалистам. Об их интерпретации с автором можно было бы в ряде случаев и поспорить - например, представляется поспешным суждение о том, что Севастополь испытал «и пристальное внимание Екатерины с Потёмкиным, и халатное небрежение последующих монархов». Излишне критичной видится и оценка роли императора Николая I... Надо сказать, что Ольга Григорьевна порой не щадит и любимый город, приводя исторические свидетельства о пьянстве и разврате, которые царили на портовых улицах в годы, предшествовавшие Первой обороне.
Тщательно и скрупулезно прописана собственно история возникновения замысла и строительства храма. Новизной и полнотой искусствоведческого и богословского проникновения отличается описание иконографии собора, украшающих его монументальных живописных композиций. О. Г. Ковалик здесь ставит и решает несколько задач-загадок, связанных с интерпретацией ансамбля росписей в целом и его отдельных частей. Кратко прослеживается трагическая биография храма-усыпальницы в советские годы. Видно, что Ольге Григорьевне тяжело давалось описание этого периода; всей ужасной, зияющей полноты правды о судьбе усыпальницы адмиралов и их честных косточек в книге так и не высказано. Что ж, право автора избирать разную степень фокусировки для освещения различных сюжетов.
В целом же можно поздравить севастопольцев и всех, кому дорог этот «августейший» (по выражению О. Г. Ковалик) город, с выходом замечательной книги. Дай Бог, чтобы «крымский текст» в русской культуре продолжал жить и развиваться, укрепляясь и пополняясь подобными произведениями.
Источник - Сергей Антоненко, журнал "Наука и религия", №2, 2019