• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Гений места, духовный покровитель Севастополя...

Гений места, духовный покровитель Севастополя...

Биография храма в истории города и страны. У этой книги, как и у любого яркого и незаурядного яв­ления, прогнозируется интересная, но непростая судьба. Почему же так? Ведь её тема вроде бы напрямую связа­на с «крымским консенсусом»...

У этой книги, как и у любого яркого и незаурядного яв­ления, прогнозируется интересная, но непростая судьба. Почему же так? Ведь её тема вроде бы напрямую связа­на с «крымским консенсусом» - одной из немногих точек на общественно-политическом горизонте современной России, где наблюдается относительное единство эмоций, мнений, оценок. История храма-усыпальницы адмиралов, одной из главных святынь «Города русской славы» Сева­стополя, вписанная в историю великой страны и её всеох­ватной культуры... Разве может здесь проявиться какая-ли­бо неоднозначность?.. Но всё дело как раз в этом! За послед­ние годы - да что греха таить, за гораздо более длительный промежуток времени! - мы слишком уж привыкли к некой ритуальной обязательности определённого набора тем и сю­жетов, связанных с Крымом и Севастополем.

Многие правильные, но, к сожалению, стёршиеся от чрез­мерно частого употребления речевые формулы и обороты идут, что называется, «в проброс», повторяются бездумно и бездушно, «на автомате». Канон лишь тогда проявляется в своём истинном значении - как совершенный образец, когда он оживотворяется подлинным интеллектуальным и духовным деланием. В ином случае он превращается в мёртвую схему, начинает работать против заложенных в нём смыслов. Именно это происходило в 1970-1980-е куда легче. Но - «не всякий, говорящий Мне: «Госпо­ди! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф 7: 21). На путь труда и открытий приглашает читателей автор книги «Священный бастион России. Севастополь и его Владимирский собор - усыпальница адмиралов Россий­ского Черноморского флота» (М.: Министерство обороны Российской Федерации, Военно-строительный комплекс. 2018) Ольга Ковалик. Ольга Григорьевна - эрудирован­ный искусствовед, глубокий и тонкий теоретик культуры, успешный арт-менеджер - выступает в своей новой книге прежде всего как историк.

Программу своего исследования она разворачивает так: «Говорят, прошлое надо знать, чтобы не повторять оши­бок в будущем. Однако бесцеремонный политический за­каз на историческое шулерство, подменяющее событийные вехи или подтасовывающее акценты, становится одной из причин роковых конфликтов. Ответственность перед фактом и уважение к подлинному документу стали дефици­том периода постмодернизма, безответственно поставивше­го на кон репутацию прошлых эпох. Отринем поверхност­ную моду и постараемся воспроизвести достоверную лето­пись севастопольского Владимирского собора, задуманного не только помыслом земным, но и промыслом небесным». «Счастливое согласие веры и знания» давно уже стало, стоящую глушь, да ещё и в другое, отнюдь не процветаю­щее государство! Здесь постепенно разворовывалась и раз­валивалась флотская инфраструктура советских времён, аккуратно вытеснялся русский язык... Сейчас понятно, что благодаря вот таким людям, как Ольга Григорьевна, их негромкой деятельности и просто присутствию на земле Тавриды, стали возможны «крымская весна» и воссоеди­нение. Ведь через их судьбу и творчество проходили нити, связывавшие Крым с Россией, с «красным мифом», с советской идеоло­гической матрицей. Есть очень большая опасность, что первые кирпичики идей­ного фундамента обновлённой России могут быть разрушены ленью и небреже­нием, желанием ограничиться воспроиз­ведением по «красным датам» календаря заученных патриотических штампов.

Чтобы этого не произошло, нужен не просто «свежий взгляд». Необходи­мо новое прочтение и изложение крым­ского и севастопольского культурного мифа, раскрытие богатейшего эвристи­ческого потенциала Тавриды (во всех измерениях её истории и сакральной географии). Пожалуй, здесь есть ещё один фактор - личная укоренённость в севастопольской культурной по­чве, сроднённость души с историей и современной жизнью города-муче­ника, города-героя. Востребованная московская писательница, участница светской жизни столицы, имеющая широкий круг знакомств в среде ху­дожественной элиты, автор ряда за­метных арт-проектов, Ольга Ковалик в начале 2000-х годов оставляет Мо­скву и перебирается в Севастополь - по тогдашним понятиям, в самую на-

При этом - замечу, как человек, имеющий честь быть дав­но знакомым с Ольгой Ковалик, - нет ничего более чуждого этой светской леди, чем партийно-политический активизм. Её жизнь и творчество - «про другое»: про театр, балет, жи­вопись, музыку и мистику. Её герои - М. Врубель, И. Репин, княгиня М. Тенишева, отец Павел Флоренский, М. Суров- щикова-Петипа, чета художников Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой. Диапазон её искусствоведческих интересов - от эротической темы в творчестве И. С. Ефимо­ва (альбом 1996 года) до библейских мотивов в произведе­ниях русских художников XX века (двухтомник 1995 года). Поселившись в Севастополе, Ольга Григорьевна как иссле­дователь и издатель концентрирует своё внимание прежде всего на духовных и культурных аспектах единства Крыма и России. Она, в частности, выступает главным редактором издательского проекта «Священномученик Климент в исто­рии христианства», соединившего Свято-Климентовскую церковь в московском Замоскворечье с Инкерманским мо­настырём под Севастополем.

Книга о Владимирском соборе - итог многолетней де­ятельности и размышлений автора над долей Тавриды и Севастополя в русской судьбе. Не все, может быть, пой­мут и примут, что глубокое историософское исследование (фактически - монография, с обширным корпусом привле­чённых источников, скрупулезно соблюдёнными прави­лами академической публикации) издана по-настоящему роскошно, «подарочно». За последние годы многие при­выкли к тому, что серьёзные мысли излагаются на убогих серых страницах, а на дорогих, великолепно оформленных, правят бал пошлость и дурновкусие. В традициях Руси, впрочем, было иначе. Основополагающие историософские и политологические труды, такие, как «Лицевой летопис­ный свод» или «Титулярник» царя Алексея Михайловича, создавались в одном-двух экземплярах для царственных особ и были шедеврами мысли и искусства. «Священный бастион России» - книга в своём роде символическая, и ей пристало иметь внушительный внешний облик.

К тому же, визуальный ряд книги, её художественная составляющая далеко выходят за пределы чисто иллюстративных задач. Воспроизводимые картины и иные произведения искусства играют самостоятельную роль в архитектонике «Священного бастиона России», явля­ются смыслообразующими элементами произведения. Их анализ позволяет читателю насладиться не только талан­том художника, но и мыслью автора-историка культуры. Впечатляет и разнообразие визуальных источников - фо­тографии, хрестоматийные полотна и совсем малоизвест­ные произведения (последние, по сути, впервые вводятся в культурный и общественный оборот).

Вот, например, картина молодого Ивана Айвазовско­го «Севастополь». Она написана в 1858 году, вскоре после Крымской войны, когда город лежал ещё в руинах. Однако «на картине изображён не провинциальный городок у моря, которому от роду всего 70 лет. Отнюдь! В золотисто-жем­чужном мареве парит абрис столичного града. Справа - вполне узнаваемая Константиновская батарея. По бокам - судна всех мастей. Слева - центральная часть Севастополя: уютная камерная Графская пристань изображена в виде помпезной Триумфальной арки, груда домов - фунда­ментально-преувеличенных размеров, на холме виднеется что-то вроде чудосветного Александрийского маяка, увен­чанного скульптурой бога морей Посейдона. Ещё мгнове­ние - и «дневное светило» растворится в вечернем тумане синего моря. Ещё мгновение - и оно скользнёт последним лучом по развалинам древнего Херсонеса. Ещё мгнове­ние - и солнце окажется у горизонта священного Констан­тинополя, прочно осевшего в «заветных границах» Царства Русского. Вспоминается «жаркое» замечание Екатерины II о южных приделах государства: «Жаль, что не тут построен Петербург; ибо, проезжая сии места, воображаются време­на Владимира 1-го, в кои много было обителей в здешних странах». И хотя картина «Севастополь» датирована, изо­бражённый проницательным автором город - надвремен­ный, вечный, символическое пространство которого озарил невечерний свет Солнца правды».

Книга Ольги Ковалик в методологическом отношении представляет собой соединение практик внеконфессиональ- ной, объективизированной прагматической науки и глубоко личностного постижения смыслов истории воцерковлённым разумом. Перед нами - подлинно православное и, в то же время, фактографически выверенное изложение событий и смыслов. В свете культуры и веры острее проявляются движущие силы политических - и геополитических - про­цессов, полнее раскрывается их суть. Подобная, традициона­листская по сути, исследовательская стратегия применяется сегодня некоторыми российскими учёными (вероятно, здесь можно назвать близкого по тематике работ Н. Н. Лисового). Обозначим кратко лишь несколько сюжетов, при освещении которых О. Г. Ковалик удалось, на наш взгляд, сказать новое слово в научно-просветительской литературе.

Часть первая, озаглавленная «Екатериниада», посвя­щена рассмотрению крымской политики российской Ко­роны (не только её венценосной носительницы, но и бли­жайшего друга и верного паладина императрицы Г. По­тёмкина) в контексте «Греческого проекта». «По нашему убеждению, - пишет Ольга Ковалик, - «Греческий про­ект» с лукавой мудростью поддерживался Екатериной ради практической необходимости создания в Ахтиар- ской, позднее названной Севастопольской, гавани Черно­морского флота. Если Александр Андреевич Безбородко (а до него граф Михаил Илларионович Воронцов, считав­ший Крым «ключом российских и турецких владений») ратовал за присоединение Крыма, то государственный ум императрицы, увлёкшийся этой мыслью, сразу же вывел Севастополь за скобки крымского пространства».

Далее автор подробно и увлекательно описывает по­литико-культурную (или культурно-политическую?) интригу вокруг планов «освобождения Эллады»; показы­вает на основе источников, насколько рано обозначилась и была осознана стратегическая особость Ахтиарского региона, приведшая сегодня к закреплению его статуса как отдельного субъекта Российской Федерации. Вирту­озный анализ культурно-семантических рядов, заложен­ных глубоко продуманными символическими действия­ми различных «акторов» конца XVIII века, может быть отнесён к числу основных творческих удач книги.

Весьма ценным представляется и рассмотрение автором «предтеч» храма-усыпальницы. Перед читателем разворачи­вается картина становления города-порта, его общественной и духовной жизни. Эти материалы в полном своём объёме были известны лишь специалистам. Об их интерпретации с автором можно было бы в ряде случаев и поспорить - на­пример, представляется поспешным суждение о том, что Севастополь испытал «и пристальное внимание Екатерины с Потёмкиным, и халатное небрежение последующих монар­хов». Излишне критичной видится и оценка роли императо­ра Николая I... Надо сказать, что Ольга Григорьевна порой не щадит и любимый город, приводя исторические свиде­тельства о пьянстве и разврате, которые царили на портовых улицах в годы, предшествовавшие Первой обороне.

Тщательно и скрупулезно прописана собственно история возникновения замысла и строительства храма. Новизной и полнотой искусствоведческого и богословского проник­новения отличается описание иконографии собора, укра­шающих его монументальных живописных композиций. О. Г. Ковалик здесь ставит и решает несколько задач-загадок, связанных с интерпретацией ансамбля росписей в целом и его отдельных частей. Кратко прослеживается трагическая биография храма-усыпальницы в советские годы. Видно, что Ольге Григорьевне тяжело давалось описание этого периода; всей ужасной, зияющей полноты правды о судьбе усыпаль­ницы адмиралов и их честных косточек в книге так и не вы­сказано. Что ж, право автора избирать разную степень фо­кусировки для освещения различных сюжетов.

В целом же можно поздравить севастопольцев и всех, кому дорог этот «августейший» (по выражению О. Г. Кова­лик) город, с выходом замечательной книги. Дай Бог, что­бы «крымский текст» в русской культуре продолжал жить и развиваться, укрепляясь и пополняясь подобными произ­ведениями.                                     

Источник - Сергей Антоненко, журнал "Наука и религия", №2, 2019
 


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix