От ≪чёрных линий≫ и ≪голубого лотоса≫ – в глубины Незыби.
Существует мнение, что поскольку буддизм есть лишь этическое учение и не является религией, а сам Будда не бог, то в нём отсутствуют понятия рая и ада. Это совсем не так. Существует мнение, что поскольку буддизм есть лишь этическое учение и не является религией, а сам Будда не бог, то в нём отсутствуют понятия рая и ада. Это совсем не так. Буддизм есть стройная религиозная система, во многом отличная от ≪религий книги≫, то есть авраамических религий, под которыми мы понимаем иудаизм, христианство и ислам, но вместе с тем также отличная и от многочисленных индийских религиозных систем, из которых она вышла. ≪Три главные идеи являются достоянием всякой религии: бытие Бога, бессмертие души и свобода воли – без них не может быть построено учение о нравственности. Таково учение Канта, равно как и убеждение широких слоёв образованных людей, – писал академик Ф. И. Щербацкой. – И вот, однако, существует религия, которая воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственного совершенства, которая облагородила и вместе с тем внесла цивилизацию в жизнь народов Азии, – и эта религия тем не менее не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли≫
Сегодня, когда мир стал уже не так огромен, как раньше, благодаря современным средствам коммуникации, буддизм для западной цивилизации перестал являться неким ≪парадоксальным≫, экзотическим учением. И мы совершенно спокойно воспринимаем застывших в медитации на траве людей в сквериках и парках современных европейских городов. Зная о психотехнических практиках буддизма, пришло время разобраться и в его мифологической составляющей, без которой, как нам представляется, понимание этого религиозного учения не будет полным.
Особенно сильна мифологическая сторона буддизма в учении ≪Великой колесницы≫, или Махаяне, вобравшей в себя, наряду с историями о самом царевиче Сиддхартхе, ставшем Буддой, то есть Просветлённым (или Пробуждённым, как ещё переводят это слово), многочисленные истории и сказания тех народов, в среде которых распространялся буддизм. Относится это и к сказаниям о рае и аде.
Можно задать вполне резонный вопрос: для чего буддизму, религиозному учению, направленному на самосовершенствование и просветление человека, на работу с индивидуальным рассудком, необходимы эти мифологические сюжеты? В махаянской ≪Вималакиртинирдеша сутре≫ звучат такие слова: ≪Живые существа этого мира тупы и их трудно обратить; поэтому чтобы обучить их, Будда использует сильную речь. Он рассказывает об адах, животных и голодных духах в местах их страдания; о местах перерождения глупых людей как о возмездии за порочные дела, слова и мысли, т. е. за убийство, воровство, похоть, ложь, двуличный язык, грубые высказывания, аффективную речь, алчность, гнев, извращённые взгляды; за скаредность, нарушение предписаний,
раздражение, нерадивость, ошибочные мысли, тупость; о принятии, соблюдении и нарушении запретов; о вещах, которые следует делать и которые делать не следует; о помехах и не-помехах; о том, что греховно и что нет; о чистоте и скверне; о мирском и божественном состояниях; о мирском и над-мирском; о действии и не-действии; и о сансаре и нирване. Поскольку умы тех, кого трудно обратить, подобны обезьянам, для испытания их изобретены различные методы проповедования, так что их можно обучить во всей полноте. Подобно слонам и лошадям, которых нельзя выдрессировать без побоев, т. е. пока они не почувствуют боль и не станут легко управляемыми, упрямцев и неподатливых этого мира можно дисциплинировать лишь с помощью горьких и резких слов≫.
Самая поздняя часть буддийского канона – ≪Абидхамма-питака≫, часто именуемая «высшей Дхаммой (Дхармой)≫. Именно она содержит философское обоснование учения Будды – метафизику, или абхидхарму (абхидхамму). Известный писатель и поэт Буддагхоша отмечал, что эта часть канона предназначалась Буддой для дэвов, божественных существ, обладающих развитым сознанием и поэтому не нуждающихся в каких-либо сюжетных и образных картинах для понимания.
Самым ярким памятником постканонической буддийской метафизики является «Энциклопедия Абхидхармы≫, составленная крупнейшим философом Васубандху (IV или V век). Третий раздел этого трактата – ≪Локанирдеша≫ – посвящён ≪учению о мире≫, его зарождении и ≪угасании≫.
Ранние буддийские секты (сарвастивады и саутрантики) выступали резко против брахманистской космогонической концепции. Они исходили из того, что Вселенная не является результатом божественного творения, и отрицали Ишвару (Бхагавана, или Божественную Личность, отождествляемую в современном индуизме с Шивой или Вишну) как её творца. Согласно Васубандху, Вселенная есть результат совокупных действий (кармы) живых существ в их прошлых рождениях. Действия этих существ делятся на физические, вербальные и ментальные. Сознание порождает ментальный импульс, благодаря которому становится возможным осуществление физических и словесных действий. Доведённые до логического конца, они неизбежно приводят к созреванию определённого кармического следствия. Отсюда следует, что фактически только деятельность сознания ответственна за действие закона кармы. Вселенная состоит из ≪тройной тысячи великой тысячи миров≫. Чувственный мир, мир форм и мир не-форм образуют вместе некую единую целостность – космическое проявление. И таких параллельных миров во Вселенной великое множество. Никто из существующих живых существ не ставит своей целью породить Вселенную, она есть совокупный и не планируемый и в то же время вполне закономерный результат прошлой жизнедеятельности. Вселенная не имеет высшей цели, ради которой она возникла бы, она есть побочный продукт слепой активности всех живых существ. Прекратится ли когда-нибудь этот ≪активизм≫, а с ним и циклический процесс возобновления Вселенной – на этот вопрос, как утверждают буддийские тексты, Будда не давал прямого ответа: чуть улыбаясь, Учитель хранил благородное молчание.
Путешествия в загробный мир описаны в литературах многих народов мира. Нам знакомы посещения мрачного Аида героями Древней Греции Гераклом, Тесеем, Орфеем. Очень много сюжетов, связанных с видениями ада, содержат средневековые легенды и сказания, а также ренессансные произведения, среди которых центральное место занимает, естественно, ≪Божественная комедия≫ Данте Алигьери.
Но не только европейцев привлекали походы в загробный мир. Такие же сюжеты содержат письменные традиции древней Персии, Китая, Индии, Тибета…
Как и в западном мире, на Востоке возникали тексты, отражающие личный мистический опыт ≪хождения в ад≫ – например, Сармехшедская надпись персидского зороастрийского священнослужителя Кирдэра (III век) или тибетская ≪История Чойджид-дагини≫ (XVI век). Создавались и произведения, подробно описывающие топографию преисподней. Буддийские авторы тяготели к детально разработанным, логически выстроенным картинам… Существует древняя индийская легенда о посещении буддийских адов одним из ближайших учеников Будды Шакьямуни, Маудгальяяной. В поисках своей умершей матери он посетил практически все области буддийской вселенной, спустившись, в том числе, и в сферы, расположенные под континентом Джамбудвипой, то есть в ад.
Переведённый в III веке с санскрита на китайский, этот рассказ о сыновьей любви стал очень популярен в конфуцианском Китае, где почитание родителей было возведено почти в религию… С точки зрения буддийской традиции, адские области – неотъемлемая часть нашего мира. Основным континентом в проявленной вселенной, согласно Абхидхарме, является Джамбудвипа (на нём, судя по всему, располо‑ жена Индия), ибо этот континент описывается особенно подробно. Любопытно описание дороги, ведущей к озеру Анаватапта (≪Ненагреваемое≫). Оно отождествляется сегодня с тибетским водоёмом Манасаровар. Считается, что из него вытекает река Ганга. В индуизме же Ганга падает с небес на гору Сумеру. Вода озера имеет те же свойства, что и вода внутренних морей. Попасть к озеру могут только люди, обладающие риддхическими (паранормальными, как говорят сегодня) способностями. Рядом с озером произрастает дерево Джамба, по имени которого и назван материк. Дерево это может трактоваться как центр мира, хотя сам Васубандху не даёт такой интерпретации.
Под континентом Джамбудвипа располагаются восемь адов. Положение их относительно континента не совсем ясно. Васубандху приводит два мнения. Согласно одному, они расположены подобно многоэтажной шахте, где самым глубоким адом является великий ад Авичи (≪Незыбь≫, ≪Без избавления≫). Согласно другому мнению, ад Авичи находится в центре, а остальные адские местопребывания располагаются по периферии. Это – самое страшное из узилищ: здесь, по мнению некоторых интерпретаторов, царит вечная безысходность. Будда перечисляет пять деяний, за которые попадают в Авичи: намеренное убийство отца, намеренное убийство матери, убийство арахата (святого подвижника), пролитие крови Будды и создание раскола в сангхе (общине монахов или монахинь).
И всё же, хотя и ужасны поступки попадающих в Незыбь и немыслимо продолжительны там страдания, заключение в этой преисподней, как и в других адах, конечно. Оно завершается, когда исчерпываются его кармические причины. Ады буддизма отличаются от христианского ада. Страдающие живые существа (нараки) избывают здесь кармические следствия своих ужасных деяний в прошлых жизнях. В буддизме нет таких понятий, как ≪душа≫ и ≪грех≫. Есть кармический закон пратитьясамутпада –взаимозависимого существования, согласно которому любые явления, происходящие в этом мире, являются кармическим следствием предыдущих существований. Поэтому, в отличие от христианства, нараки ≪рождаются≫ в адах, а не ≪заключаются≫ туда за грехи. Такая форма рождения не является, строго говоря, наказанием, так как нет наказывающего субъекта, нет суда, отправляющего в адские темницы (хотя в ≪народном буддизме≫ возникает образ загробного судьи –это бог смерти Яма, или Эрлик-хан, фигурирующий в ≪Истории Чойджид-дагини≫). Рождение в аду есть результат функционирования безличной причинно-следственной закономерности буддийского мира. При этом стать нараком могут любые живые существа. Люди обретают адское рождение за совершённые ими тяжкие преступления, такие, как клевета, обман, самоубийство, оскорбление будд и бодхисатв.
В буддийском учении существуют восемь ≪горячих адов≫, имеющих по четыре стороны и четверо ворот. Они разделены на множество отдельных частей и окружены железной стеной. Их твердь – это раскалённое железо, пылающее и искрящееся. У каждых ворот в основных адах расположены по два дополнительных ада определённого типа. Среди ≪горячих адов≫ –Санджива-нарака, ≪ад оживления≫. Здесь земля состоит из раскалённого железа, обитатели пребывают в постоянном унижении и страхе, порождающем существ, нападающих на них с железными копьями. Либо воины бога смерти Ямы, появляясь в этом аду, нападают на его жителей с колющим оружием. Несчастных разрубают на куски, на них льют по каплям расплавленный металл, они испытывают страшнейшие предсмертные муки но, умирая, тут же возрождаются и снова испытывают те же страдания. Пребывание в этом аду считается очень долгим. Другой ≪горячий ад≫ – Каласутра-нарака, ≪ад чёрных сечений (линий)≫. Вдоль тел страдальцев проводят чёрные полосы, по которым слуги бога-царя Ямы рассекают тела иззубренными секирами. Ад Сангхата-нарака описывается как место, расположенное над раскалённым железом, в котором движущиеся огромные скалы, сталкиваясь, перемалывают его жителей в кровавую кашу. Когда скалы расходятся, жертвы вновь оживают, чтобы снова быть размолотыми при очередном столкновении скал. Раурава-нарака –это ад, где жертвы вопят от ужаса, не в силах спастись от пылающей со всех сторон земли.
Таким же является и ад Махараурава-нарака, прозванный адом ≪великих воплей≫. От предыдущего ада он отличается тем, что жители его переживают особо великие терзания. Тапана-нарака – это ад, в котором слуги Ямы колют обитателей раскалёнными копьями, в результате чего из их рта и носа идёт горячее пламя. В Пратапана-нарака к этим терзаниям прибавляется ещё и терзание раскалёнными трезубцами, тем самым увеличивая страдания несчастных… И, наконец, самый зловещий ад – это, как говорилось выше, Авичи. Самая глубокая преисподняя, по своим размерам она превышает семь предыдущих адов вместе взятых! Тела существ поджариваются здесь на постоянном огне, испытывая страшные мучения. Нахождение здесь самое долгое, этот ад носит название ≪непрекращающаяся нарака≫.
Кроме того, в адских мирах есть и река Вайтарани (≪Без перехода≫), которая представляет собой как бы ≪дополнительный≫ ад. Она, подобно крепостному рву, окружает основной ад и наполнена кипящей солёной водой.
Кроме восьми ≪горячих≫ адов, Васубандху упоминает и восемь ≪холодных≫, которые также расположены под континентом Джамбудвипа в его подводной толще и на одном уровне с ≪горячими адами≫. Арбуда-нарака – ад возникающих от ужасного холода волдырей. В тёмной, замёрзшей долине, окружённой холодными горами и продуваемой морозными ветрами, кожа существ покрывается ужасными волдырями. В Нирарбуда-нараке разбухающие от холода волдыри достигают гигантских размеров, набухают и в результате лопаются, оставляя на телах раны, покрытые кровью и гноем. В Атата-нараке жители трясутся от холода, пронизывающего их до самых костей. В Хахава-нараке существа рыдают от жуткого холода, замораживающего их тела. В Хухува-нараке зубы существ стучат от холода и озноба так, что слышно в иных мирах. Утпала-нара-ка носит название ≪ада голубого лотоса≫, поскольку кожа существ, обитающих в нём, от холода приобретает голубой оттенок. Падма-нарака переводится как лотосовый ад. Здесь снежные бураны такой силы, что оставляют на коже кровавые следы. Махападма-арака – это великий лотосовый ад. В нём не только внешние покровы тела, но и внутренние органы трескаются и распадаются от холода.
Помимо этих шестнадцати основных адов существуют и отдельные, ≪случайные≫, локальные (прадешика) ады. Они возникают как результат действия одного, двух или нескольких живых существ. Их расположение может быть не только в ≪толще≫ континента, но и в реках, озёрах, горах, в пустынях и других местах.
Очень кратко говорится о животных и голодных духах (претах), составляющих ≪верхушку≫ пирамиды буддийских адов. Животные первоначально обитали в океане, но потом распространились по земле и воздуху. Преты же и их царь Яма обитают под континентом Джамбудвипа. Некоторые преты ≪пользуются поистине божественной славой≫, обладая великими риддхическими способностями. Преты обычно изображаются как существа, неспособные удовлетворить свои желания. Они испытывают постоянный голод, имея огромный живот и очень маленький рот. К рождению в Преталоке (мире голодных духов) ведут такие аффекты, как скупость, алчность, чревоугодие. Однако и эти существа могут достичь выдающихся способностей и обрести почти божественную славу.
В целом, буддийские ады представляют собой некую усечённую пирамиду, состоящую из восьми слоёв, расширяющихся книзу. Наиболее лёгкие ады подходят практически к самому континенту Джамбудвипе, самые же страшные находятся в нижней части этой зловещей пирамиды. По центру проходят слои ≪горячих адов≫, которые обрамляются ≪холодными адами≫. Время пребывания в узилищах может колебаться от нескольких лет в ло‑ кальных адах до целых кальп в аду Авичи.
При этом на самом высоком философском уровне ад оказывается таким же порождением сознания, как и другие материальные миры сансары. Служители загробного суда, эрлики, просто и ясно объясняют героине тибетской повести Чойджид-дагини суть буддийского учения о посмертном воздаянии: ≪Когда созревают плоды греха, всё видимое представляется враждебным, и нет ничего, что не было бы враждебным. Каждый горит в своём огне. Другого огня не существует. Собственные воззрения становятся врагом. Облик этого врага ужасен. Имя его –сомнения, невежество, заблуждения. Мечи греховных помыслов могут неожиданно нанести вред кому-либо из людей.
Однако сделавший это себе ж и навредит. Кому же ещё навредишь, кроме самого себя?.. Каждый за свои заблуждения и дурные деяния сам же будет испытывать всяческие муки ада. Это можно сравнить со сновидениями минувшей ночи. Шесть видов живых существ не обретут покоя, пока не поймут, что ад является их собственной иллюзией и время полной пустоты для трёх миров орчилана [т. е. сансары] не наступит. Если не поймёшь тщетности своих иллюзий, никогда не достигнешь священной области будд. Не познав сущности философии, не постигнешь собственным разумом [сущности] будд. Если познаешь способ, как преодолеть собственные иллюзии, то, даже если и станешь искать ад, – не найдёшь. А если это так, то существует лишь священная обитель [будд]≫.
Источник – журнал «Наука и религия», №1, 2019