• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Обитель Святого Креста

Обитель Святого Креста

С Крымом связана история многих народов, об этом свидетельствуют его древние святыни… Одна из них - армянская. Мало кто знает, что в период процветания генуэзских колоний, в XIII–XV веках, Крым стали называть Морской Арменией (или Большой Арменией)

Перемена названий обозначала различные повороты истории полуострова: Таврия–Таврика–Таврида, Крым, Таврическая губерния, Советская Социалистическая республика Тавриды, Крымская АССР… Мало кто знает, что в период процветания генуэзских колоний, в XIII–XV веках, Крым стали называть Морской Арменией (или Большой Арменией), потому что  значительную часть населения генуэзских форпостов составляли армяне. Они приехали сюда из разрушенного землетрясением города Ани и заселили старую монголо-татарскую ставку – город Кырым.

В середине XIV века пришли на полуостров и братья Себастаци, выходцы из малоазийской Киликии, из города Севастии. Старший, Ованнес, основал здесь монастырь Сурб Хач  Святого Креста).

Официальная дата рождения монастыря – 29 июля 1358 года, то есть сегодня его возраст 660 лет. Живёт древняя обитель как частичка Армении в сердце крымских гор, свидетель  самобытного духовного пути армянского народа.

Название монастыря объясняет легенда, согласно которой Ованнес Себастаци, духовный дуководитель армян Крыма, увидел на этом месте в небе огненный крест. А ещё потому такое название, что он взял с собой из родной Армении бесценную святыню – частичку животворящего Креста Господня, которую некогда привёз из Святой земли его соотечественник. Некоторые исследователи считают, что Ованнес строил монастырь как оплот сопротивления обращению армян в католическую веру: генуэзцы пытались сделать свои владения в Крыму исключительно католическими.

Многое из истории монастыря утрачено в веках, но немало сохранилось свидетельств великой духовной ценности этой обители, которую уже давно называют богоизбранной.

Самые важные сведения о жизни монастыря донесли до нас камни – надёжные хранители памяти о прошлом. Древняя надпись на барабане купола сообщает, что храм Сурб Ншан был основан во имя Святого Знамения в 1358 году иноком Ованнесом и его братьями. Из чего следует, что первым строением монастыря надо считать именно этот храм.

О трудах подвижника Ованнеса повествуют рукописи, хранящиеся в ереванском Матенадаране. В них есть свидетельства того, что себастийские братья построили несколько храмов в Кафе (нынешняя Феодосия), но дожить до наших дней этим церквам было не суждено.

Сурб Ншан – образец армянского средневекового зодчества, с элементами европейской церковной архитектуры. К алтарю ведут девять высоких ступеней – по числу ангельских чинов. Четыре придела подчёркивают крестообразную архитектурную основу. Изнутри храм был украшен позолотой, лепниной и несколькими фресками, частично сохранившимися до наших дней. Алтарную апсиду украшала фреска с изображением восседающего на троне Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. У северной стены сохранилась купель для крещения, украшенная цветочным орнаментом, над нею изображён голубь – символ Святого Духа.

Во второй половине XIV века к храму были пристроены характерное для армянской церковной архитектуры помещение – гавит – и башня с колокольней. Гавит – место, где молились те, кто не причащался Святых Тайн во время литургии, – кающиеся, оглашенные и иноверцы. По всему гавиту расположены каменные надгробные плиты. Это захоронения монахов, которые здесь некогда жили, и основателей монастыря, в том числе и инока Ованнеса, его брата Хазара и других его сподвижников.

Согласно традиции Армянской Церкви, быть захороненным там, где люди входят в храм, под стопами молящихся, считается большой честью и образцом смирения.

На стенах притвора высечены многочисленные памятные кресты и надписи, оставленные монахами и паломниками. На алтарной апсиде – изображение Агнца, несущего лабарум – победный флаг.

Слава монастыря выходила далеко за пределы Крыма. Паломники шли сюда, чтобы приложиться к частице Святого Древа Господня, помещённой в центре золотого креста, украшенного драгоценными камнями. В 1624 году крест был похищен (монастырь часто подвергался набегам иноверцев и ограблениям). Судьба святыни до сих пор неизвестна. Возможно, как часто бывало в те времена, её вернули за выкуп, и позже Крест был увезён

со многими другими реликвиями в Донские степи, куда в 1778 году массово переселялись армяне. Монастырь опустел… В 1795 году попытались вновь возродить его жизнь – усилиями архиепископа Овсепа Аргутуняна (Долгорукого), призвавшего на помощь московских армян. Но былую славу вернуть не удалось.

Сохранилось одно из первых сооружений монастыря – трапезная. Некоторые учёные датируют её XIV–XV веками, другие относят ближе к XVII веку. На стене и сегодня видны надписи, датируемые 1762 и 1810 годами.

В годы, когда община росла числом, монастырские постройки умножались. Появились гостиница для паломников, корпус келий в южном дворике. Надпись при входе в него  сообщает, что келии были построены в 1694 году при наместничестве епископа Акопа. Их всего 13, в каждой – камин для обогрева и отдельный вход. Келья настоятеля на первом этаже просторнее других, её отличает замковый камень с орнаментом на своде перекрытия. Из корпуса келий можно было сразу пройти в храм – так монахи меньше соприкасались с внешним миром. Кельи эти, конечно, не могли вместить всю братию (около пятидесяти человек), да они и предназначались не для простых монахов, а для паломников из числа духовенства высоких чинов. Монахи жили в маленьких келиях на втором этаже трапезной.

Над кельями, в отдельной башне, жил священник, который проводил литургию: здесь он оставался в полном одиночестве в течение недели и готовился к службе, а потом спускался по специальной лестнице прямо в храм и входил в алтарь. Литургия совершалась один раз в неделю и в дни больших церковных праздников.

Паломников привлекали в Сурб Хач три источника горной родниковой воды. Вода в них разная по вкусу, температуре и даже по воздействию на человека – духовному и телесному. Но каждый, кто в ней омывается, обретает то, в чём нуждается более всего…

С 1925 года деятельность монастыря на долгие годы прекратилась. Насельники ушли. Во время Великой Отечественной войны были разрушены корпус келий, странноприимный дом, другие постройки. Но вот что удивительно: храм Знамения остался совершенно невредим.

Видно, камни его имели особую крепость…

В 1992 году пришло время возрождения – сначала внешнего облика, а потом и духовной жизни обители. В 2008 году монастырь был передан Армянской Апостольской Церкви. Тогда же было торжественно отпраздновано 650‑летие обители – с участием высокопоставленных гостей, среди которых был Католикос всех армян. Для богослужения тогда прибыли священники из Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Сегодня жизнь монастыря идёт своим чередом. Совершаются богослужения, гостиница принимает паломников, восстанавливаются древние постройки… Проложенная из Старого Крыма дорога (3,5 километра) позволяет легко добраться сюда.

Начало территории монастыря обозначают семь стоящих в ряд резных каменных крестов – хачкаров, в каждом зашифрована буква названия – Сурб Хач.

Место особенное… Это скажет каждый, кому посчастливилось здесь оказаться. Тихое, уединённое, в густом лиственном лесу. Вокруг нет жилья или шумных магистралей. Ничего, что напоминало бы о жизни в XXI веке. Кругом серый, мощный, таинственный камень, каким он был и тысячу лет назад. Кажется, что ≪на земле мир и в человецех благоволение≫… Здесь многих посещает необычное чувство –кто-то начинает вдруг беспричинно плакать, кто-то признаётся, что ему хочется немедленно, прямо сейчас кому-то помочь… Вот и мне, человеку, совершенно не склонному ни к какой мистике, вполне реалистичному, показалось,

что там, в глубине леса, ждёт меня что-то прекрасное, и надо бы туда скорее добраться.

Ещё об одной здешней достопримечательности надо сказать особо. Люди давно назвали икону Иисуса Христа в храме Сурб Ншан ≪Моргающий Иисус≫. Рассказывают, что это список с оригинала–полотнища, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечатался Его образ (армянская плащаница?). Где сейчас этот оригинал, сохранился ли он вообще, – неизвестно, но в монастыре вам расскажут, что в мире существуют только три списка с подлинника: один из них – в монастыре Сурб Хач, другой – в одном из монастырей Грузии и третий – в кафедральном соборе в Риме. Икона производит удивительное впечатление: она написана так, что при взгляде на неё с разных сторон и расстояний Иисус

то смотрит прямо на вас, то кажется, что глаза Его закрыты, то вдруг они полны слёз, то Он глядит одним только глазом, а другой – прикрыт. И всё это под сводами древнего храма, в его  тихом сумраке… Выйдя в монастырский двор и направляясь к чудесным источникам, ступая по камням, уложенным здесь столетия назад, далеко не сразу возвращаешься в наш сегодняшний мир…

 

Источник - Ольга Брушлинская, журнал «Наука и религия», №1, 2019


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix