• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Внеземные цивилизации как фантом

Внеземные цивилизации как фантом

Публикуем материалы независимого исследователя Я. Бутакова, посвящённых анализу современного научного и паранаучного сознания 

Редакция обратилась к автору с просьбой прокомментировать такое бурно развивающееся сегодня явление, как теория контактов с посланцами инопланетных миров. Результат получился во многом неожиданным…Думается, что и читателям, и многим авторам журнала, оптимистично и даже восторженно настроенным по отношению к «братьям по разуму» из просторов Вселенной, будет небесполезно ознакомиться с этой радикально скептической, рационально трезвенной позицией. Мы же ещё раз подтверждаем: «Наука и Религия» – не пропагандист какой-либо идеи или системы взглядов, а открытый форум для аргументированного и уважительного обсуждения интригующих проблем Мироздания.

Есть ли во Вселенной иная разумная жизнь, кроме той, что зародилась на Земле? – почему этот вопрос многим кажется важным? Ответ на него вряд ли сводим только к таким иррациональным чувствам, как страх перед инопланетным вторжением или ожидание чуда от встречи с более высокоразвитой цивилизацией. Весь спектр таких ощущений давно получил многогранное выражение в научно-фантастической литературе. Поскольку ни один контакт с внеземной цивилизацией (ВЦ) человечеству достоверно не известен, то литературу такого рода можно представить как особую форму мифологического сознания. Особую – потому что миф обычно повествует о ключевых событиях прошлого: возникновение мира и человека, создание главнейших компонентов политикума и культуры. Литературные мифы о ВЦ излагают, по форме, события воображаемого будущего. Даже в тех из них, которые описывают фантастический контакт, случившийся якобы в прошлом, подразумевается, что знание о нём станет достоянием всего человечества в будущем.

Тем не менее, литература о ВЦ – всё-таки разновидность мифа. Потому что она пытается ориентировать людей в мире относительно воображаемого объекта. ВЦ предстаёт подобно сверхъестественной сущности. Мы не можем знать никаких её свойств, мы способны только фантазировать о них. И от того, что некоторые из нас пытаются как-то «научно обосновать» свой взгляд на ВЦ, ничто в природе этих воззрений не меняется. Позвольте, а как же тогда научная проблема ВЦ, популярные книги по ней, работы И.С. Шкловского, К. Сагана и других – это тоже мифы? Да, если так угодно, это тоже мифы, мифы особого рода – научные, о которых автор упоминал в своей статье «Великое Оледенение: научный миф как новое “откровение”» («НиР», № 12, 2018).

Стремясь ответить на все вопросы бытия, наука невольно уподобляется мифу. Она вынуждена компенсировать вакуум сознания, который возникает у современного человека вследствие отказа от иррациональных религиозных объяснений и конструкций. Но такая замена одного мифа другим не всегда ведёт к росту действительного знания. Научный миф о ВЦ имеет под собой вполне рациональные предпосылки. Точно так же, как любой миф, как религия. Идея сверхъестественного мира возникла у людей, как считает наука, вследствие необходимости восполнить недостаток знаний об окружающем мире фантазией, его объясняющей. Многие учёные-атеисты рассматривают религию как вид коллективной шизофрении. Но тогда точно такой же шизофренией предстаёт любая концепция ВЦ. А её «научное обоснование» выглядит не более чем саморефлексией. Возьмём любую научно-фантастическую книжку, в которой говорится о ВЦ,– и мы увидим, что в этом воображаемом объекте воплощается наше представление о том, какими мы хотели бы быть либо, наоборот, какими бы мы быть не хотели. Это сублимация наших страхов – социальных (в антиутопиях, вроде «Трудно быть богом» или «Обитаемого острова») и биологических («Хищник», «Чужие»). Это может быть и вера в высокий идеал (гуманные высокоразвитые цивилизации, столь часто рисуемые в советской фантастике). Таковы воплощения нашего коллективного сознательного, а равно и бессознательного, которые могут служить предметом для психоанализа. Но и любое научное изложение проблемы ВЦ происходит из попытки познать самих себя. Увидеть будущее человечества. Ведь главное, что требуется объяснить: почему мы до сих пор ничего не знаем о других цивилизациях во Вселенной? И первое объяснение, которое сразу приходит в голову, продиктовано не разумом, а страхом смерти, в данном случае – страхом перед конечной гибелью человечества.

Может быть, время существования цивилизаций настолько коротко, что они не успевают вступить между собой в связь? Научная гипотеза о возможности ВЦ отталкивается от простого эмпирического правила. Практически все наблюдаемые нами внутри Вселенной явления существуют не в единственном экземпляре. Логично предполагать, что жизнь и, в частности, разумная жизнь не является исключением из этого общего правила. Только пока они нам неизвестны в силу ограниченности нашего опыта. Но Земля существует четыре с половиной миллиарда лет. Только в нашей Галактике больше ста миллиардов звёзд, и по меньшей мере у миллиарда из них есть планеты. Неужели ни на одной из них за всё это время не возникла разумная жизнь, никто «оттуда» не посетил нашу планету? Да, вероятно, цивилизации во Вселенной настолько редки, что их встречи на просторах космоса невозможны. Так обычно говорят. Жизнь совсем не обязательно должна когда-нибудь стать разумной, объясняют одни. Возникновение разума – дело случая. На Земле для этого понадобилось четыре миллиарда лет. Причём для возникновения многоклеточной формы жизни – больше трёх миллиардов лет. Тогда на подавляющем большинстве планет во Вселенной, где есть жизнь, она существует в виде одноклеточной протоплазмы. Само возникновение жизни – вообще исключительно редкое стечение обстоятельств, уверены другие. Ведь, в конце концов, мы ещё не знаем, как зародилась жизнь на Земле. Может, чисто статистически такие случаи происходят один раз за десяток миллиардов лет на всю видимую Метагалактику. Вариантов объяснения ключевой проблемы ВЦ, известной как парадокс Ферми, очень много. Нет нужды все их здесь излагать. Хотелось бы обратить внимание на те варианты, которые не считаются научными. Ведь это ни на чём не основанный догмат, что только наука даёт знание. Следует признать, что в такой сфере, как ВЦ, именно наука бессильна пока принести нам какие-то положительные сведения. Тогда, может быть, стоит на время сойти с почвы науки? Из всех возможностей всегда реализуется наихудшая. Популярная паранаучная (даже антинаучная, по определению некоторых) гипотеза палеоконтакта говорит, что люди уже встречались с ВЦ. Она постулирует универсальную причину для объяснения непонятных фактов истории человечества. Эта причина – инопланетное вмешательство. Ничего конкретного о сути и природе такого вмешательства гипотеза сказать не может. Она призывает изучать этот универсальный фактор через его проявления в истории, точнее – через то, что можно трактовать как эти проявления. Короче, она объясняет неизвестное посредством другого неизвестного. Ненаучно!.. Но критерий истины – практический опыт. Может быть, эта гипотеза оправдана тем, что практична? Основные аргументы этой позиции вкратце можно суммировать так.

Конечно, разумная жизнь во Вселенной – явление не единичное, не изолированное, а универсальное и взаимодействующее. Наверняка, мы уже давно находимся в тесном контакте с внеземным разумом. Более того, нельзя исключать, что мы сами – его порождение, созданное им для прихоти или в порядке эксперимента (впрочем, на его уровне одно другому может быть тождественным). От правильной постановки проблемы зависит само выживание человечества во Вселенной. Существует теоретическая возможность, что некий более могущественный и технически оснащённый разум создал и использует человечество как Голема для каких-то целей, непонятных и чуждых нам. Не логично ли, в таком случае, направлять научные поиски на обнаружение проявлений его деятельности? Допустим, наши поиски окажутся тщетными – тогда можно продолжать жить в общепринятой картине мира… А если нет? Становится не по себе. Было бы желательно опровергнуть наличие такого разумного нечеловеческого замысла в истории. Ведь в высшей степени легкомысленно закрывать глаза на такую возможность, заранее её отметать, объявляя не заслуживающей внимания конспирологией. В знаменитое правило Оккама – «из нескольких возможных версий выбери простейшую – она-то и будет верной» – некоторые считают необходимым внести поправку, исходя из не менее знаменитых законов Мёрфи. И тогда это правило будет звучать так: «Из всех возможных версий выбери ту, которую наименее приятно было бы принять,– она и окажется верной». Гипотеза тотального воздействия внеземного разума на людей является самой неприятной для нас из всех допускаемых фактами трактовок человеческой истории. Принять её многим страшно. Большинство статусных учёных предпочитает просто отмахнуться от неё. Но разве в осознании своей ответственности перед человечеством им не следовало бы исходить, прежде всего, из самой неблагоприятной для нас гипотезы? Если инопланетный разум давно воздействует на нашу Землю, то его проявления должны восприниматься нами в виде не аномальных, а совершенно естественных, привычных явлений. Грубо говоря, признаки деятельности пришельцев – это не «летающие тарелки», а кое-что из того, что мы испокон веков привыкли считать следами природных процессов или продуктами человеческой культуры. К числу подобных вмешательств сторонники гипотезы палеоконтакта относят: само возникновение человека как вида, не имеющего экологической ниши в биосфере; возникновение земледелия как энергетически невыгодного; возникновение религии как способа управления массами людей – и тому подобные судьбоносные сдвиги.

Подробное обоснование можно найти, например, в книге А.Ю. Склярова «Обитаемый остров Земля». Здесь достаточно сказанного. Для тех, кто с ходу отмахивается от таких объяснений, можно напомнить анекдот. Две коровы разговаривают: – Знаешь, мне кажется, что они нас кормят только для того, чтобы пить наше молоко, а потом вообще убьют нас и съедят…– Да брось ты свою дурацкую теорию заговора! Над тобой и так уже все стадо смеётся!.. Инопланетяне существуют только на страницах литературы Возможна иная трактовка проблемы ВЦ, которую автор условно назвал бы библейской. Она имеет то преимущество, что рассматривает проблему ВЦ в её генезисе, то есть – как фантастическую проекцию общественного сознания (а может быть, и подсознания). Наше знание об окружающем мире слагается из разных источников. Не обязательно все из них отвечают критериям, принятым в науке. Вполне оправданно использовать сведения Библии при попытке решения тех или иных вопросов, недостаточно изученных современной наукой. Особенно это касается таких проблем, для решения которых вообще нет никаких положительных научных сведений. А проблема наличия инопланетного разума является именно таковой. Итак, что нам говорит Библия по существу затронутого вопроса? Во-первых, что человек был сотворён на Земле по образу и подобию Божью. Библия не упоминает, что человек был сотворён ещё где-то. Следовательно, появление разумного и одухотворённого существа (подобие Божье) было единичным актом на просторах и в истории Вселенной. И произошло это только на Земле. Во-вторых, давая человеку в обладание весь сотворённый Им материальный мир, Господь ограничил человека в пользовании благами мира только нравственными заповедями, но отнюдь не пространственными рамками. Значит, сфера деятельности человека распространяется не только на Землю, но и на те планеты, которых он, с Божьей помощью, уже достиг или достигнет в будущем. Не запрещая и не ограничивая человеку путь в космос, Господь не предупредил его о том, что на этом пути ему могут встретиться другие обитаемые миры, другие цивилизации. А ведь если бы они, волею Божьей, были созданы, Господь предупредил бы об этом человека в Своём откровении. Следовательно, их нет. Наконец, в-третьих, Апокалипсис, описывая грядущий конец Вселенной и то, что будет после него, не упоминает о том, что наряду с человечеством будут спасаться или гибнуть другие цивилизации. При этом часть человечества в каком-то ином, не выразимом научным языком качестве сохранится после гибели этого мира. Всё это означает, что человечество является объектом особого промысла Божьего. Мы не знаем, когда наступит конец Вселенной, неизбежность которого признаётся и наукой, но знаем, что человечество доживёт до него. Из этого следует, что Вселенная сотворена для человека, а человек венчает эту пирамиду актов творения как во времени, так и по смыслу. Других «человечеств» во Вселенной нет. Никто в здравом уме не станет всерьёз отыскивать эльфов и гномов, селенитов и марсиан, хотя все охотно принимают их существование в качестве литературных персонажей. Инопланетяне «родились» на страницах фантастических произведений, там они навсегда и останутся, как уже остались там всевозможные вымышленные существа. Они могут быть злыми или симпатичными – по воле их изобретателя. В этом качестве они (если автор, изобразивший их, талантлив) нередко могут помогать нам лучше понять самих себя и наши человеческие проблемы. Но всерьёз, непонарошку искать существ, созданных литературной фантазией, в окружающем нас реальном мире – это верх абсурда и признак неадекватности.

Однако библейская трактовка может быть расширена, и тогда она превратится в своего рода теологию ВЦ. Точнее сказать, в демонологию ВЦ. Вполне допустимо предполагать, что жизнь в разных проявлениях может существовать за пределами Земли. Сомневаться в этом значило бы сомневаться во всемогуществе Творца. Но человечество существует только на Земле! Ведь что такое разумная жизнь? Интеллект? Наука давно признала, что интеллектом в разной степени обладают некоторые животные на нашей Земле. Например, дельфины. Человек – не просто разумное существо. В этом отношении он не уникален на Земле. Единственное качественное его отличие от других существ – его дух. Но это принципиальное отличие ставит его вне и выше всего прочего тварного мира, к которому он принадлежит по своей физической природе. Разумная жизнь – более широкое и одновременно более «низкое» понятие, чем одухотворённая жизнь. Элементы разумной жизни можно найти в муравьином или пчелином социуме. Это, кажется, хорошая иллюстрация к тому, чем на самом деле может быть разум (в особенности «коллективный»), лишённый духовного источника. Цивилизация, в которой на первом месте стоит развитие всевозможной техники, достижение материального могущества, погоня за успехом, неизбежно будет бездуховной. Это необходимо иметь в виду, пытаясь сформулировать какие-то цели человечества. Что же касается любых ВЦ, какие только можно вообразить, то все они по определению являются бездуховными потому, что не к ним было обращено Слово Божье. И никакими высокими технологиями это невозможно компенсировать. Но раз есть Бог, значит, есть и Его антипод – враг рода человеческого. И очень многие загадочные вещи могут объясняться его непосредственным вмешательством, направленным на пагубу людям. Не следует отбрасывать многочисленные свидетельства людей, утверждающих, что вступали в контакт с инопланетянами. Их впечатления, как правило, поразительно схожи с «портретами» чертей, демонов, прочей нечистой силы и вообще сатанинского воинства из преисподней, встречающимися на страницах средневековых документов.

Повторение подобных описаний в нашу эпоху указывает на объективный феномен. Пришельцы из другого мира – мира тьмы – действуют на Земле, вступают в «контакт» с людьми, соблазняют их. Всё это давно и хорошо известно. И незачем придумывать этому феномену иную трактовку, помимо той, которой христианство придерживалось на протяжении веков. Успешно придерживалось, надо признать. Были выработаны безотказные средства противодействия вмешательству нечистой силы – крестное знамение, молитва, покаяние, пост и т.д. Эти средства показали свою практическую силу и пользу. А практика есть критерий истины, признаваемый и наукой. Говоря о ВЦ, следует определиться, о каких существах идёт речь – об одухотворённых или же о просто разумных. Первые – только мы. Вторые могут быть найдены на просторах Вселенной ещё где-либо. Но есть основания сомневаться, что встреча с разумными, но не одухотворёнными существами может оказаться полезной для нас. Искать их, по-видимому, столь же «полезно» и «разумно», как искать встречи с дьяволом. Дьявол существует объективно, а уж откуда он является – зависит от субъективного восприятия тех, кому он является. В Средние века не возникало и мысли о существовании других физических миров, и сатана рисковал быть непонятым даже своими адептами, если бы заявил, что прибыл с других звёзд. Сейчас умы многих подготовлены к тому, чтобы принять существование ВЦ. Следовательно, есть высокая вероятность того, что в попытках соблазнить человеческие души сатана выступит как вестник якобы из других звёздных систем. Хитрость и коварство врага рода людского таковы, что он за мгновение ока сможет создать убедительную иллюзию ВЦ. Для материалистической и атеистической науки, способной воспринимать лишь внешнюю оболочку явлений, ВЦ будет реальностью. Для верующего же человека, умеющего проникнуть в суть вещей,– только дьявольским наваждением. Враг рода человеческого искушён в борьбе за наши души. Сейчас ему выгодно будет выдать себя за «проявление ВЦ». Это куда как респектабельнее, чем быть просто чёртом с хвостом и рогами! Так, очевидно, легче завладеть человеческой душой. Не исключено, что большинство людей Земли, введённое в заблуждение правительствами, заинтересованными учёными и средствами массовой информации, будет в восторге по поводу обнаружения какой-то ВЦ. Но людям, ведающим Слово Божие, будет заведомо ясно, что это не ВЦ, а дьявольский соблазн, явление инфернальной природы. Перед человечеством, вышедшим в космос, дьявол будет принимать соответствующие обличия. ВЦ – одно из них. К восприятию этого своего обличия враг рода людского готовит людей давно и постепенно. Сказанное отнюдь не следует рассматривать как предостережение от космических исследований. Ведь опасность людям всюду грозит одинаковая – что на Земле, что вдали от неё. Фактор, о котором говорится, не локализуется в каких-то определённых точках пространства. Он имеет духовную природу, только «с отрицательным знаком» – отсутствие Духа Божья, противоположность Ему. И степень его угрозы человечеству не увеличивается оттого, сидим ли мы на Земле или летаем по Вселенной. Выше было сказано, что нет ничего плохого в инопланетянах как персонажах фантастических произведений. У этого утверждения есть обратная сторона: никогда не следует забывать, что инопланетяне могут существовать только в виде литературной аллегории. Но если нечто подобное встретится в реальной жизни, необходимо твёрдо знать, что это на самом деле враг рода людского маскируется под удобный ему образ, «толерантность» в отношении коего пропагандируется многими из учёных и литераторов.

Духовно ориентированным писателям-фантастам давно уже пора, кажется, формировать правильное отношение к любым потенциальным инопланетянам, а именно: соединить их образ с образом нечистой силы. Можно даже представить себе такой апокалиптический сюжет. Земля вступает в контакт с ВЦ. Инопланетяне охотно делятся с людьми своими техническими достижениями, и наша цивилизация достигает невиданной степени материального преуспеяния. Но при этом усугубляется её духовная деградация. На самом деле, под видом инопланетян действует сатанинское воинство во плоти. Только немногие, сохранившие верность загнанной в подполье Церкви Христовой и понимающие, что к чему, пытаются растолковать землянам сущность происходящего и вступают в борьбу с нечистой силой, порабощающей наши души под видом благожелательной к нам ВЦ. Если ВЦ вдруг когда-нибудь обнаружится, нужно спокойно воспринять этот факт, зная его истинное место между духовными полюсами мироздания. Несколько слов в заключение Можно сколько угодно называть ВЦ «гипотетическим научным объектом», предполагаемым в силу «экстраполяции наблюдаемых явлений». Слова в человеческом языке служат не только для обозначения, но и для маскировки сути явления. Совершенно ясно, что ВЦ в настоящее время – только фантом, созданный человеческим воображением, и ничто иное. Этот фантом возник вне науки. Первые известные фантастические произведения, в которых фигурируют инопланетяне, были написаны ещё во II веке н. э. Лукианом Самосатским. В XIX столетии вера в то, что на других планетах, причём самых ближайших, обязательно живут другие разумные существа, сделалась распространённой даже среди учёных (Ф. Груйтуйзен, К. Фламмарион, П. Ловелл). Объектом науки должен являться сам этот фантом, а наукой, его исследующей,– по-видимому, психоанализ. Хотя, впрочем, некоторые считают теорию психоанализа лженаучной… Ну, а коль скоро это всего лишь фантом, одинаково правомерны «теории» ВЦ, предлагаемые как статусной наукой, так и паранауками, и религиями.

Источник - журнал "Наука и религия", N5, 2019


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix