Научная школа устойчивого развития – одно из активно развивающихся направлений.
Оно основывается на фундаментальных положениях русского космизма о сущностном единстве живой и неживой природы: Земли, Человека и Вселенной… А в философском смысле – Материи и Духа. Основоположником и идейным вдохновителем этого исследовательского направления стал известный российский учёный, руководитель Международной научной школы устойчивого развития имени П. Г. Кузнецова, заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития Института системного анализа и управления Государственного университета «Дубна», первый президент Русского Космического Общества (РКО), доктор технических наук, профессор Борис Евгеньевич Большаков. Уйдя из жизни в ноябре 2018 года, Борис Евгеньевич оставил после себя не только ряд ценных научных работ и крупных реализованных проектов, но и верных последователей, продолжающих его дело. Мы беседуем с его ученицей, председателем Президиума РКО, доцентом кафедры устойчивого инновационного развития Университета «Дубна», генеральным директором ООО «Научная школа устойчивого развития», кандидатом технических наук Екатериной ШАМАЕВОЙ.
– Екатерина Фёдоровна, расскажите о вашей совместной работе с профессором Большаковым. Как состоялось ваше знакомство? В чём заключается возглавлявшаяся Борисом Большаковым образовательная программа?
– С Борисом Евгеньевичем мы познакомились в 2008 году. Он был автором и научным руководителем программы, которая называлась «Магистерское управление устойчивым развитием». Её я и выбрала для продолжения своего обучения. В рамках этой программы мы изучали множество нетривиальных направлений, посвящённых науке устойчивого развития и законам реального мира, законам природы. В 2006 и 2009 годах мы дважды выигрывали конкурс на грант Президента РФ среди ведущих научных школ России и в итоге сумели сформировать научную школу устойчивого развития.
Стержнем научной школы устойчивого развития стали выдающиеся открытия русских космистов, а также LT-система, которую активно развивали известный итальянский физик, инженер-авиаконструктор, философ-космолог Р. Л. Бартини и советский учёный, специалист по системам целевого управления и планирования П. Г. Кузнецов. LT-система – это пространственно-временная система, где L – это пространство, а T – время.
Данная система является гениальным инструментом для любых научных исследований, ведь она позволяет расширять свой кругозор не просто до уровня региона или страны, а уже до космопланетарного масштаба. Это совсем не значит, что в рамках данной системы можно рассматривать исключительно умозрительные вопросы, связанные с Космосом. Напротив, и стратеги ООН, и учёные из различных сфер науки давно пришли к заключению, что любые проекты и решения необходимо тактически согласовывать с законами природы. Ведь в противном случае возникают кризисы, катаклизмы. А законы природы, конечно, являются масштабом космопланетарным.
Так уже сделан, например, огромный задел по LT-физике, LT-химии, LT-биологии и т. д.
Вообще, надо сказать, что научная школа устойчивого развития имеет сетецентрическую структуру и существует в нескольких ипостасях. Первая – это малое инновационное предприятие, которое создано при Государственном университете «Дубна» и с 2010 года занимается проведением научных исследований в области естественных и технических наук. Вторая ипостась – институт, который объединяет учёных по всей стране. Третья – это Научная школа устойчивого развития – одно из активно развивающихся инновационных направлений, которое основывается на фундаментальных положениях русского космизма о сущностном единстве живой и неживой природы: Земли, Человека и Вселенной… А в философском смысле – Материи и Духа. Основоположником и идейным вдохновителем этого исследовательского направления стал известный российский учёный, руководитель Международной научной школы устойчивого развития имени П. Г. Кузнецова, заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития Института системного анализа и управления Государственного университета «Дубна», первый президент Русского Космического Общества (РКО), доктор технических наук, профессор Борис Евгеньевич Большаков. Уйдя из жизни в ноябре 2018 года, Борис Евгеньевич оставил после себя не только ряд ценных научных работ и крупных реализованных проектов, но и верных последователей, продолжающих его дело. Общественная организация, которая развивает свою программу в рамках Русского Космического Общества и выполняет целый ряд важных стратегических, общественных, научных и образовательных программ и проектов.
– Расскажите немного о проектах, которые осуществляет научная школа устойчивого развития…
– Большим достижением в рамках воспитательной и образовательной деятельности стала подготовка серии пособий, учебников и научных монографий. Так, например, на русском и английском языках нами выпущен первый в мире учебник XXI века по научным основам устойчивого развития и проектирования в системе «природа–общество‑человек». Мы готовим к публикации трёхтомник работ П. Г. Кузнецова «Наука развития жизни». Мы также ведём обширную образовательную деятельность, которая осуществляется в университете «Дубна» в рамках чтения модульных курсов, авторских
курсов в магистратуре, аспирантуре и т. д. Наши магистры, аспиранты и кандидаты наук успешно работают в самых разных учреждениях нашей страны. В рамках научно-исследовательской деятельности мы разрабатываем новые научные подходы, занимаемся разработкой прорывных технологий устойчивого развития с использованием LT-системы. Наши специалисты ведут также активную экспертную деятельность – например, мы очень тесно сотрудничаем с республикой Казахстан по программе её перехода к устойчивому развитию на 2007–2024 годы, реализуя такие крупные проекты, как «Технологический университетский комплекс «Байконур – Дубна», «Стратегический план устойчивого инновационного развития Кызылординской области», «Концепция стратегического плана устойчивого инновационного развития Актюбинской области Республики Казахстан на период 2008–2020 гг. » и т. д.
Ну и, конечно, перспективное поле научной школы устойчивого развития создано в рамках Русского Космического Общества, где разрабатывается восемь крупных направлений, по которым осуществляется более ста различных проектов. К таким направлениям относятся, например, «Подготовка научных основ для разработки стратегии развития космического будущего страны в мире», «Изучение и осмысление системы общих законов Космоса», «Становление Ноосферно-Космического Человековедения и Человечествоведения» и т. д.
– Каждый из упомянутых Вами проектов интригует, но понятия «Человечествоведение» и «Человековедение» особенно обращают на себя внимание. Может быть, поясните подробнее, что это такое?
– Понятие «Человековедение» связано с работами советского учёного и философа А. И. Субетто, разрабатывавшего собственную теорию и методологию развития качества жизни в стране. При этом важно понимать, что Человековедение и Человечествоведение – это два разных понятия. У нас очень много говорят о правах человека, а вот о правах человечества не говорит практически никто. А ведь может сложиться такая ситуация, когда права человека не нарушаются, а права целого человечества нарушаются. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, в каком критическом состоянии сейчас находится наше общество. Поэтому, когда мы говорим о свободе личности, свободе выбора, правах индивида, нельзя забывать, что каждому человеку необходимо осознавать себя не только частью семьи, региона или государства, но и всего человечества. Человечества – как космопланетарного явления, особой формы развития жизни.
Соответственно, человечество тоже имеет свои права, в первую очередь – право на повышение качества жизни. Причём, в отличие от западной трактовки, определяющей качество жизни прежде всего по числу материальных благ, платёжеспособности, мобильности и т. д., научная школа устойчивого развития ставит во главу угла продолжительность жизни, затем качество окружающей природной среды, непосредственно влияющей на здоровье населения, и только на третье место мы ставим уровень жизни, то есть те самые экономические блага, позволяющие нам удовлетворить свои потребности.
– Можете ли Вы в общих чертах описать главную идею, лежащую в основе самого научного понятия устойчивого развития?
– Вообще, понятие устойчивого развития появилось в 1987 году и изначально стало использоваться не в науке, а в политике. Тогда впервые на международных комиссиях стали говорить об экологических проблемах, о росте бедности, о необходимости повышать качество образования, качество управления и т. д. В науку же понятие устойчивого развития вошло позже, когда учёные стали исследовать, какую научную базу можно под него подвести. Если посмотреть, то даже переводы самого понятия «устойчивое развитие» в различных языках будут звучать по-разному, и в каждом таком переводе есть тот или иной аспект.
Что же такое устойчивое развитие в научных исследованиях? Это хроноцелостный рост возможностей удовлетворять потребности как настоящего, так и будущих поколений. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо научиться измерять эти самые потребности и возможности. В первую очередь надо усвоить, чем понятие развития отличается от понятия роста. Рост – это увеличение ресурсов системы вообще, а развитие – это увеличение ресурсов системы именно за счёт повышения её эффективности, а не за счёт увеличения притоков извне. Например, мы можем всё больше и больше извлекать из недр природные ресурсы, сохраняя при этом старые технологии и не увеличивая их КПД, и это будет рост. А вот если у нас сохранится уровень потребления, но будет более эффективное преобразование этих ресурсов в технологическом процессе, тогда уже можно говорить о развитии.
Или ещё более понятный пример: если один и тот же завод просто продублировать на новом месте – это рост. Ведь у нас выросли возможности, но технологии остались те же. А развитие – это когда мы создаём завод с более высокой эффективностью, более совершенными технологиями. Когда же мы говорим именно об устойчивом развитии, мы говорим о необходимости согласовывать свои потребности и возможности с законами природы. И в этом принципиальная отличительная особенность нашей научной школы. Мы говорим о законах Реального мира, которые, в отличие, скажем, от законов юридических, от норм права, нельзя отменить ни при каких обстоятельствах, их просто надлежит соблюдать.
– Приведите примеры наиболее важных законов природы, согласно науке устойчивого развития.
– В первую очередь в основании науки устойчивого развития лежат такие выдающиеся открытия, как Первый принцип науки – измеримость, Первые законы науки, выраженные в универсальных пространственно-временных LT-мерах, Мощность как мера производительности труда, Логика пространства и Логика времени – движения и ещё целый ряд других открытых законов.
Но самое главное, что в науке устойчивого развития Реальный мир рассматривается как Целостность, образуемая во времени-пространстве взаимодействием мира Человека и мира Природы. И связующим понятием, обеспечивающим единство качества и количества в Реальном мире, является понятие меры, верное определение которому дал ещё В. И. Вернадский: понятие меры является универсальным тогда и только тогда, когда установлена её связь с пространством и временем. Вот она, наша изюминка, вот отличительная особенность использования пространственно-временных величин! Кроме того, мы используем не просто универсальные величины, а устойчивые универсальные величины. И устойчивой величина будет тогда, когда она выражена в терминах законов. Например, мы утверждаем, что все системы Реального мира подчиняются законам сохранения мощности, которая бывает трёх видов: потребляемая, производимая и потерянная мощность, идущая в окружающую среду в виде отходов. Почему именно мощности, а не энергии, как в других научных школах? Потому что мощность – это поток энергии, который любая живая система потребляет или отдаёт в единицу времени.
Ещё в 1989 году профессор Б. Е. Большаков в своей работе «Законы сохранения и изменения в биосфере и ноосфере» отмечал, что все системы Реального мира можно разделить на равновесную и неравновесную, приближающиеся и удаляющиеся от состояния равновесия, то есть живые и мёртвые. Так вот, наука устойчивого развития говорит именно о живых системах, от человека до космоса, к которым относятся в том числе все системы, которые созданы людьми: предприятие, промышленная отрасль, регион и т. д. Всё это живые системы, которые постоянно потребляют и производят потоки энергии и, что очень важно, являются частью целого мира с установленными пространственно-временными границами. И чтобы любая живая система имела устойчивое развитие, надо уметь рассчитывать потоки энергии, которые она потребляет и производит.
– Можете ли Вы привести пример, как вычисление этих потоков энергии осуществить на практике?
– Если взять, скажем, сферу экономики, то мы увидим, что сейчас предпринимаются попытки создавать некие величины, не привязанные к свойствам Реального мира: те же Биткоин, Эфириум и т. д. Мы же говорим о том, что экономические процессы не должны быть оторваны от законов Природы. Нельзя произвести ни одного продукта, товара или услуги, не затратив при этом времени и энергии, а значит, мощности, которую необходимо научиться рассчитывать. И сегодня наука устойчивого развития с помощью различных технологий позволяет присваивать любому произведённому продукту, в том числе и цифровому, собственный штрих-код, который будет обозначать не его денежную стоимость, а то, в каких КПД произведён данный продукт в определённом месте страны и сколько ресурсов на него потрачено. А значит, можно рассчитать, какой мощностной эквивалент имеет этот продукт. Вот
она, связка с законами Природы, с потоками мощности, которые были затрачены!
– Вы уже упоминали об активной деятельности научной школы устойчивого развития в рамках Русского Космического Общества. Как наука устойчивого
развития связана с космосом, с его освоением?
– Для устойчивого развития жизни любую живую систему необходимо осознавать как часть целого. И те законы Реального мира, о которых я говорю, имеют космопланетарный масштаб. Это сейчас мы находимся ещё на начальной стадии, когда нам дай Бог научиться применять законы сохранения и развития жизни хотя бы в рамках регионов, чтобы определять скрытые резервы, предсказывать кризисы, понимать, какие стихийные бедствия могут возникнуть, и т. д. Однако в дальнейшем необходимо будет увеличивать масштабы системы, которую мы исследуем. То есть одно дело искать, создавать и применять новые технологии для управления регионами, а другое дело – управлять нашей планетой как космическим явлением в Солнечной системе. Чтобы это стало возможно, нам необходимо понимать законы Космоса. Конечно, нам до этого ещё далеко, но для начала нужно понять, что такое вообще жизнь в рамках космопланетарного процесса.
Так, например, в 2011 году Нобелевскую премию по физике получила группа учёных, определивших по закону Хаббла, что наша Вселенная расширяется с ускорением. По поводу этого выдающегося открытия Б. Е. Большаков высказал гипотезу, что расширение Вселенной с ускорением – это
и есть рост полезной мощности, производимой нашей Вселенной, а значит, это и есть устойчивое развитие жизни… Иными словами, в нашей Вселенной установлен факт развития жизни космопланетарного масштаба, и это говорит о многом. Ведь если каждая конкретная живая система смертна, то как биологический процесс жизнь вечна. Ещё В. И. Вернадский писал, что нужно обладать большим мужеством, чтобы признать смертность индивидуума и биологическую вечность процесса жизни. И когда тот же известный философ-космист Н. Ф. Фёдоров писал о проблеме бессмертия, он имел в виду как раз вот такой космопланетарный масштаб: люди смертны, но жизнь как биологический процесс вечна. Кстати, если рассмотреть различные религии, они также сводятся к одному – закону любви. А что это такое? Это и есть закон развития жизни, только осознанный и записанный людьми в субъективной форме. И такое субъективное знание является питательной средой для науки. Поэтому у нас, конечно, есть и мировоззренческие исследования.
Возвращаясь же непосредственно к деятельности РКО, хочу добавить, что все проекты, все образовательные программы и научные разработки, которые реализуются в рамках этой научно-общественной организации, как стержень, пронизывает идеология развития жизни как космопланетарного процесса.
Источник - Марианна Марговская, журнал "Наука и религия", №6, 2019