Небесное и земное

В попытке разобраться с устройством мироздания группа астрономов пришла к выводу, что по мере расширения Вселенной плотность тёмной энергии должна увеличиваться.

Вообще-то с самой тёмной энергией нет большой ясности, этим термином на­зывают нечто, ответственное за расширение материальных объектов и противоположное гравитации, то есть притя­жению. Судя по публикации в журнале Nature Astronomy, астрономы провели новое измерение скорости расши­рения, построив диаграмму Хаббла (зависимость между видимой яркостью и красным смещением) для более чем тысячи квазаров, то есть одних из самых ярких в видимой Вселенной объектов. В результате обнаружилось, что со­отношение между расстоянием и красным смещением (то есть со сдвигом спектральных линий химических эле­ментов в красную сторону - своего рода показатель ско­рости разбегания галактик), по которому оценивается ско­рость расширения Вселенной, немного не соответствует общепринятой модели. Иными словами, эта непонятная «расталкивающая» объекты вместо того, чтобы умень­шаться, возрастает. Вообще-то создаётся впечатление, что чем больше мы пытаемся понять логику и смысл миро­здания, чем больше расширяется круг наших знаний, тем больше поводов вспомнить о Сократе. Один ученик как- то сказал Сократу: учитель, почему вы так часто говорите «не знаю»? Я, ваш ученик, говорю «не знаю» гораздо реже. В ответ Сократ нарисовал два круга - большой и малень­кий - и сказал: «Внутри большого круга то, что знаю я, вну­три маленького - то, что знаешь ты. На границе большого круга - то, чего не знаю я, на границе малого круга - то, что не знаешь ты. Как видишь, я не знаю гораздо больше, чем ты». Впрочем, никто не исключает и возможность того, что рано или поздно произойдёт, прямо по Гегелю, переход суммы (количества) наших знаний в новое качество.

Сменим масштаб и перейдём к галактическим объ­ектам. Космический телескоп Европейского космиче­ского агентства Gaia (Global Astrometric Interferometer for Astrophysics) работает на орбите с 2013 года. В его задачи входит составление подробной трёхмерной кар­ты распределения звёзд нашей Галактики. Не так давно телескоп развернули в сторону туманности Андромеды, и результаты измерений скорости позволяют говорить о двух новостях - плохой и хорошей. Плохая заключается в том, что наша галактика - Млечный Путь - и галактика Андромеды действительно столкнуться. Гипотеза об их столкновении была выдвинута в 1959 году, подтверди­лась в 2012-м и вот, наконец, было точно выяснено, когда это случится. А в этом заключается хорошая новость - столкновение произойдёт не через три миллиарда лет, как предполагалось, а через четыре с половиной. Для челове­чества, скорее всего, это не имеет значения, но каким-то формам разума, возможно, лишнее время не помешает, чтобы определиться со своими планами.

В нашей Солнечной системе тоже происходят ин­тересные события. Успешно завершился один из этапов миссии космического зонда «Новые Горизонты», начатой 13 лет тому назад. В 2015 году зонд достиг окрестностей Плутона и передал ряд снимков поверхности этой «раз­жалованной» планеты. Миссия была продлена к одному из самых далёких астероидов, находящихся за орбитой Плутона. И вот первого января 2019 года зонд сфотогра­фировал астероид «Ультима Туле» (лат. Ultima Thule - крайняя земля, край света, самый далекий остров и т. п.), официальное название которого (486958) 2014 MU69.

Расстояние от Земли до него приблизительно пять мил­лиардов километров, а возраст предположительно около четырёх миллиардов лет. Внешне этот так называемый бинарный (двойной) астероид чем-то напоминает игруш­ку «ванька-встанька». Хотя, судя по последним снимкам, «игрушка» эта немного сплюснута. На сегодняшний день «Ультима Туле» - самый далёкий объект Солнечной си­стемы, изображение которого передано зондом. Между тем его миссия продолжается, и до момента, когда он её завершит, есть шанс разглядеть и другие небесные тела.

Надо заметить, что с другим небесным телом вышла небольшая промашка. Не исключено, что человечество

упустило возможность контакта с внеземной цивилиза­цией. Речь идёт о первом межзвёздном объекте - асте­роиде Оумуамуа, обнаруженном в конце 2017 года, когда он пролетал в 0,25 астрономических единицах от Земли. По космическим меркам - практически рядом, на чет­верти расстояния от Земли до Солнца. У астероида была сигарообразная форма, которая пока ещё не встречалась у подобных небесных тел. Хотя он, предположительно, содержал большое количество льда, никаких признаков выделения пара вблизи Солнца не было зафиксировано. И самое странное, при выходе из Солнечной системы Оумуамуа почему-то увеличил свою скорость, хотя дол­жен был, наоборот, «притормозить». Все эти странности привели к тому, что недавно американский физик-тео­ретик и профессор Гарвардского Университета Авраам Лёб (Abraham Loeb), астроном мирового уровня, предпо­ложил, что Оумуамуа на самом деле звездолёт пришель­цев. И наращивание его скорости осуществляется за счёт тонкого солнечного паруса. Коллеги Лёба высмеяли учё­ного, но он остался при своём мнении. Вообще-то среди множества проектов межзвёздных экспедиций самым экономически целесообразным считается использование астероида в качестве «корпуса» корабля.

Справедливости ради отметим, что загадок хватает и на таком, казалось бы, изученном объекте, как Марс. Лет двадцать тому назад в его атмосфере были зафиксированы следы метана - газа, свидетельствующего о наличии хоть какой-то жизни, например, в виде бактерий. В 2004 году орбитальный аппарат Mars Express вроде бы подтвердил на­личие метана в марсианской атмосфере. В 2014-м марсоход Curiosity во время исследования кратера Гейл также обна­ружил следы метана, а через несколько лет с помощью аппа­ратуры этого марсохода удалось зафиксировать своего рода сезонный цикл, но наибольшие показатели наличия метана были уже в десять раз меньше. Одной из основных задач зон­да TGO, запущенного Европейским космическим агентством в 2016 году, являлось обнаружение с помощью двух весьма чувствительных спектрографов - бельгийского NOMAD и российского ACS - следов метана. Эти приборы работают до сих пор, но никаких следов метана не обнаружено! Пред­полагается, что Curiosity зафиксировал циклический выброс метана из глубин планеты, поскольку стало ясно, что метан не поступает извне, например, вместе с космической пылью. С другой стороны, в марсианской атмосфере ежегодно сго­рают сотни тонн органических веществ, выделяя в том числе и метан. Но куда он исчезает - пока неизвестно.

Пока автоматические зонды бороздят просторы Сол­нечной системы, китайская космическая станция Чанъэ-4 в начале января совершила посадку на обратной стороне Луны. Луноход Юйту-2 уже передал снимки лунной по­верхности. В спускаемом аппарате находится герметич­ный контейнер с шестью биологическими объектами: семенами хлопка, картофеля, рапса, резуховидки (цвет­ковое растение семейства капустных), дрожжами и ли­чинками фруктовых мух - дрозофил. Первый биологиче­ский эксперимент на Луне - проращивание семян хлоп­ка - прошёл с относительным успехом. Семена взошли, но из-за низкой температуры (наступила «лунная ночь», во время которой температура падает до минус 170 °С) вскоре погибли. Предполагается, что через две недели, когда наступит лунный день, температура поднимется до 120 °С, и органика разложится, не повлияв на местную экологию. Напомним, это уже второй луноход китайцев, первый катался по спутнику нашей планеты в 2013 году (миссия Чанъэ-3). Не в обиду Роскомосу будет сказано, к тому времени, когда наши ступят на лунную поверх­ность, поколение, в котором ещё сохраняется энтузиазм к космическим исследованиям, попросту исчезнет.

В общем, дела с космосом у нас идут ни шатко ни валко. «Отцы-командиры» этой отрасли обещают, что вот-вот начнут эксплуатацию сверхмощного ракетного двигателя тягой аж в 800 тонн, вот-вот запустят космиче­ский аппарат с ядерным двигателем (военный прототип, кстати, уже вроде летает, но в атмосфере и совершенно для других целей), вот-вот выведут на орбиту и состыку­ют с МКС модуль «Наука», который начали строить ещё в 1995 году, и хорошо если станция ещё будет функцио­нировать к моменту запуска модуля...

Научный спутник «Ломоносов» (изготовленный по заказу МГУ имени М. В. Ломоносова), выведенный на орбиту в 2016 году, пару месяцев назад вдруг перестал реагировать на команды. Правда, он успел зафиксировать загадочное явление в атмосфере нашей планеты. А имен­но - мощные световые вспышки необъяснимой природы в условиях отсутствия облачности, так что молнии и гро­зы вроде ни при чём. Директор НИИ ядерной физики МГУ Михаил Панасюк предположил, что эти «световые взрывы» огромной мощности могут представлять собой новые физические явления. Версию, что кто-то балуется с лазером, попадание луча которого на приборы спутника фиксируется как «световой взрыв», он не озвучил.

Вернёмся к китайцам. Они отметились и в земных делах. Незадолго до запуска лунной миссии биофизик Хэ Цзянькуй (род. 1984), адъюнкт-профессор на факульте­те биологии Южного Университета науки и технологий в Шэньчжэне, заявил, что он успешно отредактировал гены человека. И в конце 2018 года родились девочки- близнецы, одна из которых в результате модификации стала полностью невосприимчивой к ВИЧ-инфекции. Использовалась методика редактирования CRISPR/Cas9 (о ней мы неоднократно рассказывали на страницах на­шего журнала). Сообщение о рождении генномодифи- цированных близнецов прозвучало в конце ноября про­шлого года на втором международном саммите по редак­тированию генома человека, проходившем в Гонконге. Случился большой скандал! Власти Китая тут же запре­тили Хэ Цзянькую заниматься научной деятельностью, департамент Южного Университета быстро отмежевался от своего профессора, объявив, что не знал о его проекте, и пригласил международных экспертов в независимый комитет для расследования инцидента. С научной точ­ки зрения технология экспериментов давно отработана. Китайский биофизик всего лишь соединил две извест­ные технологии - экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и генетическую модификацию. Во процессе ЭКО сперму мужчины и яйцеклетки женщины соединяют, как говорится, in vitro (в пробирке, условно говоря). Возникает оплодотворённая яйцеклетка - зигота, которая начинает делиться и превращается в эмбрион. Вот на стадии зиготы Хэ Цзянькуй и произвёл редактирование генома. То есть сделал микроинъекцию, введя в зиготу систему редактиро­вания CRISPR/Cas9, чтобы изменить конкретный участок в геноме. Как утверждает учёный, девочки-близнецы роди­лись здоровыми в конце осени и до исполнения 18 лет будут находиться под наблюдением. Международная обществен­ность, в том числе и научная, осудила эти эксперименты исходя из принципов биоэтики, поскольку генетический код составляет основу глубинной структуры каждой лич­ности. Впрочем, когда речь пойдёт о сиюминутных успехах медицины и, как следствие, о больших деньгах, этические проблемы могут внезапно исчезнуть.

Вряд ли этические проблемы заботили учёных из Рослинского института (Эдинбург, Шотландия), ког­да они создавали генетически модифицированных кур. Их яйца (кур, а не учёных) содержат высокое количество определённых человеческих белков. Предполагается, что эти куры станут своего рода «фабриками» для производ­ства ряда лекарств, тем более что экономически это вы­годнее, чем синтезировать необходимые белки. Как было заявлено в недавней публикации в одном научном жур­нале, новизна генной инженерии шотландских учёных за­ключается в том, что «терапевтические» белки кодируют­ся в ДНК курицы и вырабатываются в её организме как часть яичного белка. При этом человеческие протеины не вредят курам и легко выделяются из яиц. Ну вот как теперь делать омлет и не задуматься о протеинах?..

Вряд ли испытывает какие-то нравственные терза­ния и Марк Цукерберг, создатель Facebook, продав акции на 30 миллионов долларов для финансирования проек­та, названного «Инициативой Чан-Цукерберга» (Chan Zuckerberg Initiative, CZI). Цель проекта - разработка мозго­вых имплантов для лечения некоторых заболеваний. Фонд, созданный Цукербергом и его женой, Присциллой Чан, в 2015 году уже добился определённых успехов в создании интерфейса «мозг-машина», то есть устройств, которые «превращают мысли в команды». Недавно в журнале Nature было в деталях рассказано о беспроводном устройстве, им­плантированном в мозг примата. Во время экспериментов обезьяны с помощью джойстика двигали курсор на экране к конкретному месту и удерживали его там в течение опре­делённого периода времени. Небольшое беспроводное устройство на голове было напрямую подключено к мозгу. Устройство записывало, стимулировало и изменяло по­ведение обезьяны в режиме реального времени. С одной стороны, так можно победить многие заболевания, в том числе и болезнь Паркинсона. С другой, не нужно обладать большой фантазией, чтобы не представить ситуацию, когда такой интерфейс будет взломан безответственным хакером. Или же какое-либо «ответственное» правительство под­дастся соблазну улучшить мир посредством манипулирова­ния человеческими массами через подобные импланты.

А вот российские учёные разработали очень полез­ную вещь - миниатюрную ядерную батарейку, которая может бесперебойно работать 50 лет. В качестве источ­ника энергии служит изотоп никеля-63 (Ni-63). Бета-из­лучение этого изотопа считается «мягким», легко экра­нируется, и поэтому батарейки не будут представлять опасность для здоровья. Другое дело, что до сих пор никель-63 получали в результате облучения в реакторе никеля-62, что делает его пока ещё нерентабельным для массового использования. Тем не менее электрохими­ческий завод Росатома в Зеленогорске (Красноярский край) планирует начать промышленное производство радиоизотопа никель-63 именно для атомных батареек. Как сообщил руководитель проекта по развитию изо­топного производства завода Сергей Зырянов, проект по выпуску батареек будет реализован в 2020-2022 го­дах. Такие батарейки будут востребованы как в космиче­ских аппаратах для долговременных миссий, так и в ме­дицинской технике, например, в практически «вечных» кардиостимуляторах.

Источник - Э.Г., журнал "Наука и религия", №3, 2019