«Разобезьянивание» человека: пробелы научной теории

В научной картине антропогенеза есть свои мифы, покрывающие скудость и противоречивость известных фактов. Порой источником вдохно­вения для современных научных мифотворцев служат библейские сказания...

Запрос на политкорректность: «генетические Адам и Ева» из Африки

32 года назад в одном из старейших и авторитетней­ших научных журналов «Nature» (№325 за 1 января 1987 года) были опубликованы данные исследования генетика из Калифорнийского университета доктора Ребекки Канн, её аспиранта Майкла Стоункинга и био­химика из того же университета доктора Алана Вилсона. Эти материалы заинтересовали жур­налистов «Newsweek», и год спустя на страницах этого массового издания была напечатана статья, в которой по­пулярно излагались основные выводы учёных.

На основании изучения образцов ми­тохондриальной ДНК (мт-ДНК) раз­ных народов и рас мира исследователи пришли к заключению, что все ныне живущие люди вида Homo sapiens про­исходят от одного предка по женской линии, жившего около 200 тысяч лет назад в Африке. Эта гипотетическая праматерь человечества получила обо­значение «митохондриальной Евы».

Определённая разновидность (гапло- группа) мт-ДНК передаётся только по прямой нисходя­щей женской линии. Есть и аналог, передающийся толь­ко в мужском потомстве, - Y-хромосома. Впоследствии по исследованиям Y-хромосомных гаплогрупп был най­ден также и «генетический Адам». Само собой разумеет­ся, что он тоже жил в Африке.

Гипотеза о митохондриальной Еве и Y-хромосомном Адаме была сразу подана как неопровержимый факт, не подлежащий сомнению. Хотя любое открытие должно быть ещё неоднократно перепроверено другими независи­мыми исследователями, в отношении этого сразу на пол­ную мощь включились СМИ, растиражировавшие его как истину в последней инстанции. В вышедшей в 1999 году книге английского биолога Стивена Оппенхеймера «Изгнание из Эдема» открытие Р. Канн и её коллег пре­подносилось как развеявшее в пух и прах «устаревшие аргументы о месте появления первых людей современного вида». «Мы, - безапелляционно заявлял её автор, - “современная человеческая семья”, произошли от одной-единствен- ной генетической линии, сложившейся за последние 200 тысяч лет в Африке».

Претензия на роль нового «открове­ния» явственно проглядывала в аллю­зии на библейский миф. Форма подачи материала предопределяла «обнаруже­ние» в скором времени Y-хромосомного Адама, хотя из этого исследования оно ещё никак не вытекало. И главное - Адам и Ева, согласно своему африкан­скому происхождению, должны были быть темнокожими. Таким образом, вывод из научного исследования удовлетворял актуальному запросу на по­литкорректность. Критики же этой концепции рисковали быть зачисленными в «расисты».

В наше время гипотеза африканского происхожде­ния Homo sapiens вошла как незыблемая истина во все учебники и популярные книги об антропогенезе. Тогда как в научном мире нет-нет да и звучат робкие выска­зывания специалистов-скептиков. Приведу одну ци­тату из книги современного российского антрополога Станислава Дробышевского «Происхождение челове­ческих рас»:

«Все мт-ДНК не могут быть прослежены к одному аф­риканскому источнику; объяснения вариаций мт-ДНК, приводимые сторонниками африканской прародины, зачастую спорны; модели происхождения современных вариантов мт-ДНК, учитывающие внеафриканских пред­ков, не были убедительно опровергнуты; наконец, нет статистически достоверных данных для африканского или другого географического места единой предковой мт-ДНК».

Разумеется, эту констатацию автор цитаты подкрепля­ет многочисленными ссылками на работы зарубежных ге­нетиков, которые здесь, для краткости, опущены.

В журнале «Nature» №530 от 25 февраля 2016 года была помещена статья международной группы исследо­вателей во главе с Мартином Кульвильмом из Института эволюционной биологии в Барселоне. Из неё следует, что около 100 тысяч лет назад люди современного вида скрещивались на Алтае с неандертальцами. Если интер­претация результатов исследования верна, оно полно­стью опровергает теорию исхода ранних Homo sapiens из Африки, произошедшего всего около 70 тысяч лет назад.

Из сказанного ясно, что на данный момент единое аф­риканское происхождение всего нынешнего человечества остаётся лишь предположением, пусть даже убедитель­ным и аргументированным. Но не следует забывать - особенно популяризаторам науки! - что это пока только гипотеза.

Парадоксы очеловечивания

Поразительно, что ставшая за последние 30 лет го­сподствующей теория исхода (так и хочется написать: Исхода) из Африки никак не повлияла на традиционное объяснение факторов «очеловечивания обезьяны» экс­тремальными условиями ледниковых периодов. В статье «Великое Оледенение: научный миф как новое ”открове- ние”» (НиР, № 12, 2018) было показано, что есть причины сомневаться в наличии таких периодов. Но дело не толь­ко в этом.

Ведь если верны обе господствующие теории - Великого Оледенения и африканской прародины Homo sapiens, тогда экстремальные условия совершенно ни при чём в деле «очеловечивания»! Ибо становление «челове­ка разумного» происходило в условиях тёплого тропиче­ского климата. Вообще-то не сложно увидеть, что во все исторические и доисторические эпохи, вплоть до самого недавнего времени, подавляющее большинство людей жило в тропических и субтропических широтах Земли. Следовательно, холодный климат мог повлиять только на отдельные людские популяции. Конечно, если только действительно прародиной человечества были тропики, а не приполярные широты... Над этим тоже следовало бы задуматься.

Современная наука начисто отрицает любые версии арктической прародины человечества. Вместе с тем она не перестаёт апеллировать к Ледниковому периоду как важнейшему движущему фактору эволюции от обезьяны к человеку, обусловившему основные социальные прак­тики человечества. Так, антрополог Мария Бутовская пишет в популярной брошюре «Власть, пол и репродук­тивный успех» (2005):

«В условиях ледникового периода охота на большо­го зверя стала единственным способом выживания. При этом широкое распространение получили практики, пре­пятствующие неравенству в распределении ресурсов пи­тания (ограничение доминирования лидера группы кол­лективными усилиями подчинённых). Тактики контроля над доминантными индивидами, выработанные группой в ледниковый период, оставались привлекательными для человека и в межледниковье в силу того обстоятельства, что подчинённые члены группы почувствовали “вкус” к политической независимости».

Каким образом уживаются вера в Великое Оледенение как в фактор «очеловечивания» с одновременной верой в тропическое происхождение человечества? Не гово­ря уже о том, что на наступление и окончание каждого ледникового периода господствующая теория отводит по несколько тысяч лет. А за такое время любая чело­веческая популяция легко мигрировала бы в местность с более благоприятным климатом. Веруем, ибо абсур­дно?

Вот что ещё поразительно. Скорость эволюции напря­мую зависит от скорости оборачиваемости поколений. Чем быстрее наступает репродуктивный возраст, тем скорее будет происходить эволюция вида. И наоборот. Крупные приматы относятся к млекопитающим с одним из самых длительных сроков взросления. Люди становят­ся (биологически) способными к размножению не ранее 11-12 лет, под стать им этот возраст и у человекообраз­ных обезьян: 10-11 лет у горилл, 6-8 лет у шимпанзе. Нет

оснований считать, что у ближайших предков человека этот срок был существенно меньше.

Между тем, как выразился в середине ХХ века амери­канский палеонтолог Джордж Симпсон, крупный спе­циалист по кайнозойским животным, «человека следует рассматривать как млекопитающее, у которого скорость эволюции выше средней». Выше, чем у мышей, у ежей, у зайцев, у свиней. Парадокс.

Эволюционная теория говорит, что надо всем царит естественный отбор в борьбе за существование. И выжи­вают, говоря словами Чарлза Дарвина, только «избранные расы». Если скорость эволюции человека выше средней у млекопитающих, это может, в рамках эволюционной те­ории, означать только одно: естественный отбор внутри человечества действовал жёстче, чем среди волков и про­чих хищников, например. Однако... Те же самые учёные твердят о роли и значении альтруизма в «очеловечива­нии». Советский философ Юрий Семёнов даже положил в основу своей концепции антропогенеза «преодоление зоологического индивидуализма», якобы совершённое предками «человека разумного». В отсутствии этого са­мого индивидуализма он видит основное отличие челове­ка от животных.

Как совместить одно с другим? Видится только одно из трёх возможных объяснений.

Первое. Наша страсть восхвалять собственный альтру­изм есть неизбывная потребность льстить самим себе (ви­димо, на уровне коллективного бессознательного). На са­мом деле, «человек человеку человек» суть страшнее, чем «человек человеку волк».

Второе. Эволюционной теории, ловко оперирующей понятиями естественного и полового отборов, остаются неизвестными многие механизмы эволюции.

Третье. Естественная эволюция вообще ни при чём в формировании «человека разумного».

Человек не знает, почему перестал быть обезьяной

Человек обладает столь странными морфологиче­скими отличиями даже от своих ближайших родствен­ников - шимпанзе, горилл и орангутанов, что это по­рождало и продолжает порождать экзотические версии антропогенеза. Одной из них является гипотеза проис­хождения человека от некой «водной» или «околовод- ной» обезьяны.

По-видимому, сейчас нет оснований искать какой-то особый вид такой обезьяны. Судя по антропологическим и археологическим находкам австралопитеков и ранних Homo в той же Африке, становление предков человека происходило около воды - на берегах рек, озёр, возмож­но, также и морей. Вот что говорит по этому поводу тот же С. В. Дробышевский на сайте Antropogenez.ru:

«Эволюция предков человека, начиная с австралопи­теков, шла рядом с водой. У человека в самом деле полно адаптаций к жизни рядом с водой, но не в воде. Лично я считаю, что у этой концепции есть большое будущее, её зря часто недооценивают и отвергают сходу. Человек во­долюбив, это факт. Но человек - не водоплавающее жи­вотное, он никогда не был специализированным водным животным».

Тем не менее, ряд особенностей рода человеческого трудно объяснить даже с помощью версии его эволюции около воды. Например, почти полное отсутствие шерсти. Ведь она сохраняется у всех водных видов млекопитаю­щих, кроме китообразных, которые представляют собой совершенно особый отряд зверей. Развитый волосяной покров присущ нашим ближайшим (с точки зрения кон­венциональной антропологии) родственникам. У всех приматов, в том числе живущих в жарком тропическом климате, шерсть есть.

Если трудно объяснить что-то с помощью концепта естественного отбора, на помощь приходит другой ин­струмент, предложенный Дарвином, - половой отбор. Мол, по каким-то неизвестным причинам особи, обладав­шие тем или иным признаком, были привлекательны для противоположного пола и выигрывали в передаче своих генов потомству.

Здесь наука вступает на путь умозрительных спекуляций. Понятно, что никакими экспери­ментами уже нельзя подтвердить значение теории естественного от­бора для антропогенеза. Мы вы­нуждены ограничиваться на этот счёт только теоретическими рас­суждениями, более или менее убе­дительными. Ещё более зыбким является использование словосоче­тания «половой отбор». Мы не име­ем свидетельств, как он действо­вал в процессе эволюции человека, в частности - как он мог положи­тельно повлиять на развитие мозга у людей (если судить по нынешним временам, то скорее придётся сделать за­ключение об отрицательном влиянии полового отбора на такой процесс). Назвать непонятное явление краси­вым термином - не значит объяснить сущность данного явления.

Итак, из положительных научных данных мы имеем только ряды ископаемых черепов, которые демонстри­руют, в общем и целом, тенденцию к увеличению мозга у человека (примерно в три раза за три миллиона лет). Причём такое впечатление, что только эта часть тела у че­ловека и подвергалась существенным изменениям, тогда как остальные органы остались почти такими же, какими были в то время, когда наши предки только, что называ­ется, слезли с веток. Насчёт причин, почему происходи­ло именно так, а не иначе, наука в состоянии выдвигать только догадки разной степени убедительности, не имея ни малейшей возможности их доказать. Но можно ли тог­да называть это наукой?

О временной последовательности цепочек ископаемых черепов я буду говорить в следующей статье цикла. Тут тоже есть проблемы, и всё далеко не однозначно (совсем не обязательно более поздний череп человека демонстри­рует большее развитие мозга). Здесь достаточно конста­тировать очевидный факт: современная наука не знает, почему эволюция человека происходила именно так, а не иначе. Неудивительно, что антропогенез, как только он затрагивает чуть более обширные вопросы, чем просто описание и сопоставление палеоантропологического ма­териала, становится предметом уже не позитивной науки, а философии.

Тем не менее, на то она и наука, чтобы искать «есте­ственных» причин происхождения человека, не прибегая к помощи «сверхъестественных» объяснений. Те же палеоантрополо­гические находки (конечно, если мы верно трактуем их возраст) не по­зволяют принять креационистскую точку зрения о единомоментном творении человека. Можно, правда (как поступал Тейяр де Шарден), вообразить, что имело место мно­жество последовательных актов Божественного творения человека. Создатель лишь постепенно ваял форму Своего образа и подобия, методом проб и ошибок приближа­ясь к современной. Но такая гипо­теза, с одной стороны, всё-таки противоречит Библии, с другой - ограничивает поиск «естественных» причин. А вдруг когда-нибудь удастся предположить такие фак­торы эволюции человека, которые можно будет экспери­ментально проверить?

Постепенность процесса «разобезьянивания» физиче­ского облика человека при совершенно чётком односто­роннем действии этого процесса давно служит поводом для маргинальных гипотез о том, что отбор при эволюции человека был не естественным, а искусственным, сродни тому, как человек выводит породы домашних животных. Предполагается, что некие разумные существа (очевидно, с другой планеты) в течение многих сотен тысяч лет, ради каких-то неизвестных нам целей, производили селекцию человекоподобных приматов, пока не получили искомый вид Homo sapiens. Впрочем, может быть, мы - тоже только промежуточная ступень на этом пути, а сам процесс ещё не завершён?..

Осталось лишь найти объективные свидетельства де­ятельности других разумных существ на нашей планете. Впрочем, эта тема заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому пока отложим её. Понятно, что постулировать уни­версальную причину целенаправленной эволюции от обе­зьяны к человеку, лежащую вне доказательств и опровер­жений, - значит снова уйти от объяснения причин.

Концепция полицентризма как частичный выход из затруднений

Как бы потешно ни выглядели для кого-то попытки привлечь в «ваятели человека» инопланетный разум или даже самого Архитектора Вселенной, научная кар­тина антропогенеза оперирует не менее забавными сущностями (вроде уже помянутого полового отбора, про который никто ничего толком не знает) или абсурдны­ми предположениями. Вот как, например, она объясняет независимое происхождение тёмной кожи у двух чело­веческих рас - негроидной и австралоидной?

«Тёмный цвет у негров и у австралоидов достигается за счёт разных генов, - утверждает С. В. Дробышевский. - То есть с большой вероятностью некие “протонегры”, выйдя из Африки, вначале посветлели, в Азии, а потом снова потемнели». В самом этом объяснении заметно подтрунивание.

Ведь, согласно господствующей концепции, Исход из Африки состоялся 70 тысяч лет назад. А заселение Австралии, согласно новейшим данным палеоантропо­логии, 45 тысяч лет назад. Правдоподобно ли, что всего за 25 тысяч лет после выхода со своей африканской прароди­ны предки австралийских аборигенов успели «посветлеть»? И что за последующие 45 тысяч лет они успели радикально потемнеть на своей новой родине? Предки индейцев сель­вы Амазонки обосновались в аналогичных климатических условиях как минимум 12 тысяч лет назад (а ведь есть ар­гументированные версии, удревняющие их приход из Азии в Америку до 40 тысяч лет назад). Однако их потомки пока не обнаруживают никаких признаков «потемнения».

Очевидно, что пары десятков тысячелетий недоста­точно для столь значительных эволюционных измене­ний. Гораздо правдоподобнее кажется, что предки негров и австралийских аборигенов обрели тёмный цвет кожи независимо друг от друга и за более долгий срок в разных частях света.

Даже если окончательно подтвердится концепция генетических Адама и Евы, это ещё не будет неопровер­жимым доказательством однокорневого происхождения Homo sapiens на африканской прародине. Линии прямых потомков одного пола имеют свойство рано или поздно прерываться, что мы видим в истории любых династий. Более широкие исследования человеческого ДНК, охва­тывающие не только Y-хромосомные и митохондриаль­ные гаплогруппы, выявили у современного человека на­личие множества скрещиваний с неандертальцами и даже с какими-то пока ещё смутно известными по антрополо­гическим материалам «денисовцами» на Алтае и совсем неизвестными архаичными гоминидами в Африке.

Это означает, что ископаемые «виды» человека не со­ответствовали тому понятию «вида», к которому мы при­выкли в живой природе. Человеческие «виды», относимые нами даже к разным «стадиям» антропогенеза, скрещива­лись между собой и порождали плодовитых метисов.

На сцену вновь выступает концепция полицентризма, в своё время незаслуженно забытая и даже подвергнутая шельмованию за «расизм» (хотя уж что может быть более расистским, чем утверждать, будто кровь Homo sapiens «чиста» от примеси «низших видов»?!)

Согласно концепции полицентризма (сейчас её пред­почитают политкорректно именовать «мультирасовой концепцией»), древнейшее человечество сохраняло ви­довое единство в пределах своего природного ареала. По всей территории Европы, Азии, Африки всегда про­исходил обмен генами между различными людскими по­пуляциями. Признаки современных рас «человека разум­ного» формировались в разных регионах планеты.

Гипотеза полицентризма не исключает отдельных слу­чаев вымираний локальных видов, как произошло, на­пример, с неандертальцами в Европе и Передней Азии, и их почти полного замещения современным человеком, пришедшим на эти территории извне. Но для обширных пространств Африки и большей части Азии, видимо, невозможно указать какую-то узкую прародину Homo sapiens, откуда произошло его расселение.

Кстати, по части древнейших останков человека совре­менного вида и его предполагаемых предков Восточная Азия сейчас спорит с Восточной Африкой, которая ещё совсем недавно держала первенство в этом плане.

Кто-то может усмотреть в этом проявление политиче­ского влияния Китая, априори считающего себя праро­диной человечества. Что же, это лишний раз напоминает нам, что объявление Африки единственной прародиной «человека разумного» могло быть вызвано политической конъюнктурой борьбы с расизмом.

Гиперборейская прародина?

Выше говорилось о том, что гипотеза арктической пра­родины человечества отбрасывается исследователями не только по причине отсутствия искомых палеоантро­пологических материалов, но и в силу предубеждения: предки человека должны (кому?) были быть тропически­ми животными. Между тем, если считать, что эволюция человека протекала только под воздействием природных факторов, то в качестве наилучшего места для «разобезьянивания» подходят именно приполярные широты.

И вот здесь давайте вспомним, что говорилось в статье «Мог ли быть Всемирный потоп?» (НиР, № 1, 2019). Там рассматривалась гипотеза о «прокручивании» земной коры вокруг мантии около 10-15 тысяч лет назад, в ре­зультате которого географические полюса заняли своё

нынешнее положение на земной поверхности. Но ведь факторы, которые оказались бы способными вызвать та­кой катаклизм, могли действовать неоднократно на протяжении последней пары миллионов лет. Полюса не один раз могли менять положение.

В результате какого-то более раннего сдвига ближе к полюсу мог оказаться такой участок суши, который прежде находился в тёплом климатическом поясе. И тог­да проживавшая там популяция человекообразных при­матов получила бы стимул для жёсткой внутривидовой борьбы, стимулировавшей ускоренный отбор в пользу более «мозговитых» особей.

Одним из кандидатов в такие регионы я бы назвал Алтай. Общепризнано, что люди там жили уже несколько сот ты­сяч лет назад. Что понесло их в место с таким холодным климатом? Но, может быть, Алтай занял своё нынешнее по­ложение относительно полюса сравнительно недавно, а в те далёкие времена находился значительно южнее?

Впрочем, не исключено, что в какие-то моменты, бла­годаря «прокручиванию» земной коры, и Африка могла временно оказываться в неблагоприятных широтах. Здесь необходимо изучение всего комплекса древней фауны и флоры, древних климатов. Наука пока не учитывает возможности таких смещений полюсов. Но не сможет ли она успешнее объяснять некоторые пока непонятные для неё факты из истории Земли и жизни на ней, если примет данную гипотезу?

Научная картина антропогенеза ограничена не только фатально неустранимой неполнотой палеонтологической летописи, но и, возможно, субъективной селекцией науч­ных данных. Об этом будет следующая статья.

СПРАВКА "НиР":

«Акватическая» теория против «са­ванной»: откуда родом наши предки?

Идея о том, что предки Homo sapiens жили в водной среде, была впервые подробно изложена немецким пато­логом Максом Вестенхофером в кни­ге «Уникальный путь человека» (1942). Вестенхофер, кстати, решительно отрицал, что человек произошёл от обезьяны: он полагал, что человеческая линия очень рано отделилась от других млекопитаю­щих. Независимо от немецкого исследо­вателя, схожие взгляды сформулировал в 1960 году британский морской биолог Алистер Харди: согласно его утверждени­ям, приматы - предки человека - прошли полуводную стадию развития. 8-10 мил­лионов лет назад примитивные человеко­образные были вытеснены конкурентами с деревьев на морской берег и начали освоение литорали. 4-5 миллионов лет назад наши предки вернулись на сушу уже прямоходящими.

Согласно акватической теории, именно водная среда, а не африканская саванна, способствовала формированию чисто че­ловеческих черт: плотоядность обуслов­лена переходом в борьбе за пищу с фрук­тов на моллюски и ракообразных (похо­жий пример смены пищевых предпочте­ний - у макаки-крабоеда); необходимость хватать подвижную пищу в воде способ­ствовала развитию чувствительных паль­цев, способных к тонким манипуляциям; освоение орудий труда началось с камней, которыми раскрывали раковины и разби­вали панцири крабов... Прямохождение связано с необходимостью поддерживать дыхание, находясь в воде (стоя или пла­вая). Потребление морепродуктов, бога­тых йодом и фосфором, способствовало росту и развитию головного мозга.

Сторонники акватической теории при­водят расчёты, согласно которым нор­мальное потребление воды человеком крайне неэкономично и нетипично для животных саванны. В качестве доказа­тельств теории рассматриваются также особенности кожных покровов, дыхатель­ного и речевого аппарата и даже сексуаль­ной жизни человека! Для многих самым убедительным фактом является плава­тельный рефлекс у новорождённых мла­денцев, исчезающий к двум-трём месяцам обычной жизни «на суше».

Неожиданную поддержку водная кон­цепция получила со стороны феминизма. Элайн Морган в книге «Происхождение женщины» (1972) утверждает, что у «во­дных гоминид» главная социальная роль принадлежала не мужчине-охотнику, а женщине-собирательнице моллюсков.

Источник - Ярослав Бутаков, журнал "Наука и религия", №2, 2019