Псков – один из древнейших городов России. Он раскинулся на берегах реки Великой при слиянии её с рекой Псковой. Населяет его порядка двухсот тысяч человек.
До начала XVIII века Псков называли одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром России.
Кто из любящих свой город псковичей, да и гостей города тоже, даже в суете житейских дел вдруг не приостановится и не залюбуется, позабыв про всё на свете, красотой древнего Пскова? Да и как не залюбуешься, как не восхитишься тысячелетней уверенностью крепостных стен и башен с суровым прищуром бойниц! Башни, как могучие окаменевшие птицы, вроде бы приземисты и неуклюжи, но вот-вот встряхнутся, расправят крылья и взметнутся высь, в небо – только их и видели. И псковские храмы, похожие на крепости, на каменных воинов в серебрёных и золочёных шеломах, но присмотришься попристальней – и ощутишь их воздушную лёгкость и неотмирную неуловимость... А красавец Свято-Троицкий собор, как венчающая Псков монаршая корона, возводящая весь город в царское достоинство?.. Воистину, Псков великолепен! Едва ли сыщется город, равный ему по достоинству, чести и красоте!
Сколько лет Пскову?
Митрополит Евгений (Болховитинов), начиная свою Сокращённую Псковскую летопись, пишет: «В 965 году Ольга, Великая княгиня, основала на реках Пскове и Великой город Псков и первую деревянную церковь во имя Святыя Троицы». Однако сегодня мы привыкли вести летосчисление города с 903 года, когда Псков впервые был упомянут в русских летописях в рассказе о женитьбе киевского князя Игоря: «и приведоша ему жену от Пьскова именем Олгу».
Но когда действительно был основан великий и славный город Псков? И поныне не утихают споры об этом. Разброс мнений охватывает целые столетия. Вот что, например, сообщает некий оставшийся безымянным псковский летописец: «А о Плескове граде от бытописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми, только уведехом, яко был уже в то время, как наехало князи Рюрик з братнею из Варяг в Словени княжити; понеже поведает, яко Игорь Рюрикович поят себе жену Олгу от Плескова». То есть здесь утверждается, что город Плесков в 862 году уже существовал. Некоторые исследователи называют ещё более ранние даты.
Почему Псков называют Домом Святой Троицы?
Предание говорит, что святая княгиня Ольга, осматривая местность нынешнего Пскова, где тогда были велик лес и многия дубравы, оказалась на левом берегу реки Великой и вдруг увидела три светоносных луча, падающих с неба и чудным тройственным светом озаряющих крутое возвышение противоположного речного берега. Тайна сего дивного знамения чудесным образом открылась её сердцу, и святая княгиня воскликнула, обращаясь к окружавшей её свите: «Разумно да будет вам, яко волею Божиею на сем месте церковь имать быти во имя Пресвятыя Единосущныя и Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ещё же и град зде велик будет и славен и изобилен».
Обрадованная таким чудесным знамением, княгиня Ольга водрузила на том месте, где теперь стоит часовня её имени, крест, перенесённый впоследствии в собор. Позже она прислала сюда из Киева много золота и серебра на создание церкви Пресвятой Троицы и повелела при ней селиться людям. Таково происхождение главной святыни Псковской земли – Свято-Троицкого кафедрального собора. Он был построен тогда, когда не только Псковская, но и вся Русская земля ещё покрыта была глубоким мраком язычества, и потому принадлежит к самым древним храмам земли Русской.
Свято-Троицкий собор
Это древнейший храм во имя Святой Живоначальной Троицы на Руси. Вся псковская история тесно связана с Троицким собором. В нём псковичи ставили на княжение князей, у стен его собиралось Псковское вече. При храме велось летописание, хранились грамоты, денежный ларь. С 1589 года в нём размещается епископская кафедра.
Первый храм, по преданию, был деревянный и простоял до 1137 года.
Второй храм, построенный при святом благоверном князе Всеволоде-Гаврииле, простоял 226 лет. В нём встречали псковичи святого благоверного князя Александра Невского после победы над немецкими рыцарями на льду Чудского озера.
Третий храм заложили псковичи в 1365 году на старом основании. Строил его псковский зодчий Кирилл. 30 января 1367 года он был освящён по прошению псковских посадников Анании и Павла духовником Новгородского архиепископа Алексия Иоанном с протоиереем и протодиаконом Софийского собора. Храм этот простоял 320 лет и был свидетелем славных побед и дел, народных бедствий, знамений и чудес.
Ныне существующий, четвёртый по счёту, Свято-Троицкий собор построен на месте обветшавшего и разобранного собора зодчего Кирилла. Он заложен митрополитом Маркелом в 1682 году, но незавершённое строение через шесть лет обрушилось. В 1691 году митрополит Илларион продолжил постройку. В 1699 году при митрополите Иосифе храм был освящён. Двухэтажный, четырёхстолпный, пятиглавый храм построен в формах русского зодчества XVII века с использованием местных псковских традиций. Высота его 72 метра. На второй этаж ведёт высокое крытое крыльцо с 33 ступенями.
Современный интерьер храма формировался с конца XVII века по наши дни. Ко времени постройки храма относится иконостас. Он привлекает внимание великолепной вызолоченной объёмной резьбой. Мотивы растительного орнамента, состоящего из виноградной лозы, груш, яблок, цветов, создают образ райского сада. Иконы пяти ярусов иконостаса: местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого чинов,– датируются концом XVII века. Они выполнены профессиональными художниками, близкими школе Оружейной палаты Московского Кремля и сочетают древнерусские традиции с достижениями западно-европейской живописи.
Город-крепость
Средневековый Псков по мощи крепостных сооружений (длина его стен составляла 9,5 километра) не имел себе равных не только на Руси, но и в Европе. Например, Плоская башня у нижних решёток. Она сама по себе являлась отдельной крепостью со множеством бойниц и способна была выдержать практически любую осаду. Или поднявшаяся ввысь на 42 метра Покровская башня, с мощными, толщиной в 3,5 метра, стенами...
Псковская крепость состояла из пяти крепостных колец (три из которых сохранились доныне), что делало Псков практически неприступным.
Сегодня в Пскове можно увидеть 16 крепостных башен. В том числе самую легендарную – Гремячую, самую древнюю – Мстиславскую, единственную надвратную – башню над Святыми воротами Рыбницкую и др.
Вечевая вольница
Псковичи искали свободы и независимости – и в результате в середине XIV века Псков вышел из состава Новгородской республики. В городе сформировался новый распорядительный и законодательный коллективный орган управления – Псковское вече.
Собиралось вече по зову большого колокола Троицкой звонницы на площади близ храма Святой Троицы. По призыву вечевого колокола восходили по ступеням на деревянный помост князь и посадники и обращались к участникам вече по важным вопросам городской жизни. Решения на вече принимались не голосованием, а криком. Вечевой дьяк записывал их в специальные грамоты. Позже к ним пришивались свинцовые печати с изображением барса и надписью «Печать государства Псковского». Хранились грамоты в окованном железом ларе, который находился в сенях Троицкого собора. И никто без согласия веча не мог эти грамоты изъять или поменять.
Созывались вечевые собрания должностными лицами: князем, посадниками, советом бояр или же обиженными произволом властей горожанами.
Не все псковичи могли участвовать в вече, поскольку вечевая площадь имела небольшой размер. Но непременными участниками вечевых собраний всегда являлись бояре, потомки родоплеменной знати, а также представители «чёрных людей», купцов и ремесленников, живших на городской территории.
Можно утверждать, что в тот период истории все более или менее серьёзные решения, в том числе и разрешение и 30 осад. Лишь единожды его удалось взять врагам: в 1240 году изменник Твердила открыл ворота перед ливонскими рыцарями. На помощь псковичам пришёл Александр Невский. Он освободил Псков, а в апреле 1242 года одержал славную победу над немцами в битве на Чудском озере, получившей в наших летописях наименование Ледового Побоища.
Когда святой благоверный князь Александр с толпой пленённых врагов возвращался во Псков, весь город вышел навстречу к своему избавителю.
Псков, осенённый знамением святыни Животворящей Троицы, взращивал героев из среды своей и притягивал к себе героев из далёких городов и весей, из иных краёв. Так, однажды его защитником, его героем, образцом воинской славы стал выходец из земли Литовской, родом (как и псковичи) из племени кривичей, благоверный князь Довмонт-Тимофей. Во главе девяти десятков псковичей он выходил на поле брани против семисот литовцев; его дружина из шестидесяти человек противостояла восьмистам немцам, при известных осадах Пскова он прогонял и бил более чем двадцатитысячные армии латинян, имея ратников числом не более трёх-четырёх тысяч! И всегда святому князю сопутствовала победа.
Как блаженный Николай спас Псков от гнева Грозного Царя
2 января 1570 года передовые отряды царского войска подошли к Новгороду и оцепили город заставами. Затем последовали казни новгородцев за «измены», продолжавшиеся до 13 февраля. Следующим на очереди был Псков, в котором, по мнению Грозного царя, измена также широко пустила корни. Чёрные тучи сгущались над псковичами...
Во второй воскресный день Великого поста во всех концах Пскова звонили колокола. Государь Иоанн Васильевич вчера прибыл из Новгорода, и, опережая его, примчались во Псков слухи об учинённом там неслыханном кровавом погроме. Псковский воевода Юрий Токмаков, силясь рассеять все подозрения в измене, приказал накануне всем горожанам с хлебом-солью выйти встречать государя и бить челом, взывая о милости.
Но вот уже и приблизился двигающийся из Любятово царский кортеж. Люди пали на колени и били поклоны, взывая к небу: «Господи, помилуй нас!» А глаза царя горели лихорадочным огнём, предвещая беду. Неожиданно прямо под ноги царскому коню выскочил на своём деревянном скакунке юродивый Николка. Он возвёл ясные очи на государя и пропел будто бы детскую скороговорку:
– Иванушка! Иванушка! Покушай хлеба-солюшки, а не христианской кровушки! Иванушка! Иванушка! Покушай хлеба-солюшки, а не христианской кровушки!
Сдвинул Иоанн сурово брови и хотел что-то приказать опричникам, но юродивый вдруг скакнул в толпу и исчез, словно растворился в воздухе. Государь задумался – и так, молча, доехал до Троицкого собора, будто и не замечая склонивших пред ним спины подданных. У колокольни опять явился пред ним блаженный Николка. Он настойчиво приглашал Государя зайти к нему в келью. «Послушаюсь юродивого, – решил Иоанн, – быть может, скажет мне Божий суд?» Как вошёл, вздрогнул и застыл от неожиданности: в убогой келье на лавке лежал огромный кусок свежего мяса.
– Покушай, покушай, Иванушка, – радушно предложил юродивый.
– Да как ты смеешь! – разгневался царь. – Я христианин и в пост мясо не ем!
– Мяса не ешь, а людей губишь,– смиренно сказал Никола, – кровь христианскую пьёшь и суда Божия не боишься!
Как ошпаренный выскочил Грозный государь из кельи юродивого. Его душила злоба. Велел он снимать колокола и грабить ризницу. Но опять безбоязненно подступил к нему блаженный:
– Не тронь нас, прохожий человек, ступай себе прочь. Если помедлишь, не на чем тебе будет бежать отсюда.
«Как он смеет? Мне?» Яростные молнии разрывали голову Иоанна на части, ещё мгновение – и чаша неудержимого гнева государева излилась бы на эту многострадальную землю. Но тут взгляд его на мгновение коснулся неба... Исполненное величия, оно столь безмерно возвышалось над ним – властителем и господином всего окружающего дольнего мира, столь превосходило его своей необъятностью, что, поражённый вдруг в самое сердце, он замер... и осознал, что бессилен пред этим босым оборванным человеком. «Так и есть! – ужаснулся государь. – Правда Божия за ним! Прочь... Бежать...»
Опустив плечи, царь молчал, и дивились тому его опричники-палачи...
–Государь! – скорбным вестником предстал вдруг пред ним Малюта Скуратов.– Пал твой любимый конь. Только что...
Спешно Иоанн Грозный покинул богоспасаемый град Псков – не разорил и не разграбил, как прежде сделал это с Новгородской землёй...
Как псковичи посрамили короля Стефана Батория
1581 год от Рождества Христова. Псков. Ночью с крепостной стены хорошо просматривались огни костров по обе стороны реки, у которых ночевали пришлые ратники из ляхов и немцев. Хмельные выкрики доносились и сюда на стены, где псковские дозоры денно и нощно не смыкали глаз. Днём во вражеском стане кипела работа: спешным порядком снаряжались к штурму. Богоспасаемый град Псков тоже готовился. Из соседних городов и весей подтягивались подкрепления, горожане чинили крепостные стены, копали подземные ходы против вражеских минных подкопов. Король Стефан Баторий рассчитывал на множественность своего почти пятидесятитысячного наёмного войска, а псковичи, имевшие гарнизон около восьми тысяч, более уповали на Божию помощь и предстательство Заступницы Усердной рода христианского, Пресвятой Богородицы. День и ночь проводили в молитве духовенство, иноки и миряне...
Утром с самого рассвета начался сильнейший пушечный бой по крепостным стенам, продолжавшийся весь день и всю ночь. В стене образовался большой пролом; к нему-то и устремился враг. Закипела жесточайшая битва. Неприятель взял две башни и утвердил на них польские знамёна. Защитники слабели; был ранен воевода Шуйский. Страх овладел сердцами людей; старики, женщины и дети заливались слезами. Но все усердно молили Бога о защите. В эту тяжкую минуту были подняты и принесены к пролому святыни из собора: мощи благоверного князя Гавриила с чудотворной иконой Печерской.
Этот неожиданный призыв воодушевил всех: «Богородица к нам грядёт, о друзи! Умрём вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова!» Вместе с этим началось молебствие пред проломом, на виду у защитников-псковичей и врагов, и продолжалось Крестное хождение к Покровской церкви. Защитники устремились в пролом и бесстрашно отражали атаки врагов. Даже женщины участвовали в сражении: одни приносили жаждущим воинам воды, другие подавали оружие, многие сами бросали на неприятеля камни и со стен лили на них горячую воду...
Осада продолжалась сто семьдесят дней и ночей. Защитники Пскова отразили два больших штурма и множество мелких приступов. И всё это время совершались ежедневные Крестные ходы на стены города с чудотворной Печерской иконой Богородицы... Терпение польского войска истощилось, и Баторий, окончательно убедившись в тщетности попыток взять город, отступил от стен богоспасаемого града Пскова. Сорвались его планы похода на Москву, а Россия вышла из Ливонской войны целостной и благополучной...
Интересно, что во время осады города секретарь короля Ян Пиотровский писал в своём походном дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, Боже, с ним справиться... Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, – весь обнесён стенами, за ними красуются церкви, как густой лес, все каменные...».
Храмы города Пскова
Древний Псков по праву считался не только непобедимым городом-воином, но и городом-храмом. На территории Псковской крепости в Средние века находилось не менее ста церквей и ещё около пятидесяти – в окрестностях города. Это воистину было чудо расчудесное: к небу непрестанно возносились молитвы, а воздухи благорастворялись звоном сотен колоколов.
Увы, те времена минули, но и сейчас в городе находятся около сорока действующих храмов, десять из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как представители псковской архитектурной школы. В основном все храмы древней постройки, XIV–XVI веков.
Но есть и более древние. Например, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, построенный в XII веке по заказу архиепископа Новгородского Нифонта. Знаменит своими фресками. А также собор Святого пророка Иоанна Предтечи, построенный в первой половине XII века! Это один из первых каменных храмов средневекового Пскова. Здесь покоятся святая Марфа – княгиня Мария Дмитриевна, внучка Александра Невского и супруга святого князя Довмонта-Тимофея, Псковско-Покровская икона Божией Матери. В память о чудесном заступничестве Богородицы за Псков во время его осады войсками Батория в 1581 году а также жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского, который считается основателем Псково-Печерского монастыря.
Но и поныне псковичи не забывают своего храмоздательного прошлого. Уже в новейшее время появилась церковь Воскресения Христова в Орлецах, построенная в 1994–1997 годах. Она уникальна тем, что это вторая церковь, построенная в Пскове в XX веке (первая – храм святого благоверного князя Александра Невского – была возведена в 1907 году).
Играл ли Пушкин в «бабки»?
В том добром старом Пскове в двадцатые-тридцатые годы XIX
столетия иногда можно было встретить стройного, среднего роста человека с затаённой усмешкой в линии рта, лицо его, украшенное пышными бакенбардами, как правило, отмечено было печатью задумчивости. Его могли видеть стремительно шагающим по Губернаторской, Архангельской или Георгиевской улицам или где-то ещё. Он мог быть облачён в английского сукна сюртук и цилиндр, в руке – непременная трость. Но иногда он переодевался в «русское платье» и бродил в таком виде по местам, где собирался простой народ. О себе он когда-то написал:
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова...
Сейчас его узнал бы, наверное, каждый. Да и кто не видел его портреты работы Тропинина, Кипренского, Елагина, Репина?.. Но тогда знаком он был немногим. Сохранился рассказ местного чиновника, наблюдавшего этого человека на псковской улице: «Как-то раз, отправившись на утреннюю прогулку, в задумчивости набрёл я на кучу ребят, игравших в бабки. От нечего делать я засмотрелся, как ловко взвивалась тяжёлая свинчатка, подымая пыль клубом. Переведя затем глаза на игрока, я немного опешил, увидев человека если ещё не старого, то и не первой юности. Незнакомец одет был в белый армяк нараспашку; летний картуз небрежно покрывал ему голову; кудрявая борода вилась на щеках и на подбородке. Было в нём нечто цыганское, своевольное, и я подумал сначала, уж не цыган ли это, но русые волосы неизвестного указывали на принадлежность его к славянскому племени, да и странно было б цыгану держаться так смело и свободно в присутствии губернаторского чиновника. Не обращая на меня внимания, незнакомец метко и уверенно выбивал игру за игрой, чуть припадая на колено и щуря глаза; потом встряхнулся, потёр свои маленькие загорелые руки, дал мальчикам пятачок и, бегло меня окинув взглядом, пошёл прочь. Я успел заметить, что верхняя губа у него была выбрита, но не позднее недели тому назад, я заключил отсюда, что это, должно быть, мелкий уездный помещик». Вскоре, однако, чиновник узнал, что незнакомец, игравший на улице с мальчишками в бабки, был Пушкин. Да-да, Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт! .В.Анненков,сослов современников, писал: «Время пребывания в Пскове он (Пушкин) посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли, – изучению народной жизни. Он изыскивал средства для отыскания живой народной речи в самом её источнике: ходил по базарам, тёрся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почётных домов Пскова».
Современный Псков
Сегодня Псков – важный туристический центр северо-запада России. Памятники древнего Пскова включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Троицкий собор, Псковская крепость, Мирожский монастырь, Поганкины палаты, ряд древних церквей Пскова входят в список культурного наследия Российской Федерации. Город также является крупным транспортным узлом, располагаясь на пересечении железных дорог и крупных автомагистралей. Развита сеть внутригородских автобусов.
Игорь ИЗБОРЦЕВ