• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Полёт с ангелами

Полёт с ангелами

В дачном посёлке Зеленоградский, что по Ярославской железной дороге, есть заповедное место. Здесь теряется ощущение времени. Берёзовая рощица, зеркальный пруд с камышом, высокое небо, тишина…

 В этом поэтическом пространстве лет десять назад был построен храм во имя преподобного Сергия Радонежского по образцу псковских – белые стены и чёрные купола. Неподалёку – кирпичное здание в старом русском стиле. В нём – воскресная школа с выставочным залом. Всю осень проходит здесь ретроспективная выставка московского художника Петра ГРИГОРЬЕВА «Небесный полёт». На ней представлены его религиозные работы, импрессионистические пейзажи, иллюстрации к православным детским книгам и ранние пастели на темы солдатской жизни, которые он сделал во время службы в армии (они были дипломированы на молодёжной выставке). Многие годы главная тема творчества художника – ангелы.

В 1994 году Пётр Григорьев написал первого ангела. А в 1997-м у стен строившегося в центре Москвы Храма Христа Спасителя сделал большеформатную деревянную инсталляцию «Вертеп» для украшения городского пространства. В Рождественские дни её установили рядом с собором. Мария с Младенцем в яслях в пещере, окружённой стилизованными фрагментами скал. Подле пастух играет на дудочке, идут волхвы, мирно пасутся кудрявые овечки. Потом инсталляцию приобрёл музей в Муранове, и каждое Рождество она стояла в заснеженном парке среди деревьев, неподалёку от домового храма. Устанавливая «Вертеп» у Храма Христа Спасителя, Пётр мечтал поучаствовать в его росписи. И это произошло: в 1999 году художника, по рекомендации действительного члена РАХ Т. Салахова, в качестве подмастерья включили в группу монументалистов, и в течение девяти месяцев он принимал участие в росписи барабана храма. Долгие часы проводил под куполом огромного собора, на высоких лесах. В барабане – более тридцати пятиметровых фигур: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Креститель и Ной, Моисей, Давид… Художник вместе с товарищами писал лица, прописывал одежды, небольшие декоративные детали. Позже работа над росписями продолжилась в заалтарной части храма – это были святой Владимир и ангелы, державшие богородичные иконы. Пётр учился всему циклу монументальной живописи. Вскоре после этого он уже легко справлялся с настенными декоративными работами в частных заказах. В 2017 году он создал новую, оригинальную инсталляцию для московского храма Евфросинии Полоцкой, где проходила его Рождественская выставка. Теперь деревянный «Вертеп» радует в Рождество прихожан подмосковного храма в посёлке Зеленоградский праздничным видом среди снежных пространств, окружающих белостенный собор. На этом эпопея с «Вертепом» в жизни художника не закончилась. В 2018 году он сделал два авторских повтора – для монастыря на Валааме и для сельской церкви в Тверской области.

Ангелы Петра Григорьева завораживают. Хочется вернуться в церковные стены, вне которых русские люди прошлых столетий не мыслили ни одно значительное событие в семье. Пётр создаёт «Ангела светлого света» (2009) с зерцалом и крестом в руках. Ангел открывается нам своим силуэтом, лёгким, воздушным, мерцающим колоритом. Сам золотисто-голубоватый тон создаёт мечтательное на- строение. Вскоре появляется полотно в жёлто-красных тонах – «Ангел сидящий» (2011), изображённый на условном камне с зерцалом в руках. Художник, тщательно прописывая композицию, мастерски выстраивает общую колористическую гамму произведения. В серебристой гамме пишет Григорьев два полотна – «Жёны-мироносицы у гроба Господня» (2011) и «Сергий Радонежский “собеседниче ангелов”» (2018). В название картины художник вынес цитату из тропаря Сергию Радонежскому, который он нередко поёт в своём подмосковном храме. Мы привыкли видеть в преподобном Сергии наставника монахов, но художник заметил: настоятель был ещё собеседником ангелов. В 2021 году он написал большое полотно «Шестикрылый серафим» в сложной мерцающей, синевато-бордовой гамме, погружающей зрителя в поистине космическое пространство, в котором в чуть заметной голубой дымке парит монохромный грозный шестикрылый серафим. Пётр долго искал оригинальное цветовое решение, пытаясь рассмотреть соответствие своим живописным предпочтениям в окружающем мире, обращая внимание на бытовые предметы, обломки старого окислившегося металла с выразительными потёртостями. В итоге колористическое решение получилось впечатляющим: погружённый в пространственную синеву серафим плывёт в загадочном, поистине духовном мареве, рождаемом наслоением красок. Картину можно долго рассматривать, открывая всё новые детали. Долгая работа над полотном отражает личные переживания автора.

Пётр нередко пишет этюды, небольшие картины. И здесь вновь мы видим всё тех же любимых художником героев его творчества: четыре решённых в разном колорите «Ангела Рождества», «Деревенского ангела», «Ангела с зерцалом и крестом». Просуществовав в московском мире четверть века, заявивший о себе как одарённый портретист, Пётр Григорьев предпочёл крылатых и бестелесных героев всем остальным. В ликах его просветлённых ангелов порой неуловимо проступают знакомые черты любимой жены – Екатерины Кудрявцевой. Недаром дата женитьбы Петра указана в одном из его каталогов – очевидно, как событие, имеющее важное значение для духовного становления художника. Этот талантливый творческий дуэт в течение многих лет уверенно звучит в отечественном искусстве.

В тишине небольшой мастерской в загородном доме, расположенном в тридцати километрах от Троице-Сергиевой Лавры, рождаются полотна, проникнутые православным мироощущением. Несуетная созерцательность и душевная чистота художника, его подлинная воцерковлённость и одарённость проявляются и в монументальных работах, и в живописи, и в графике. Австрийский поэт Рильке заметил: «Россия граничит с Господом Богом». Эта мысль близка художнику. В 2003–2005 годах он погрузился в книжную графику – работу над иллюстрациями, рассказывавшими о православных святых: блаженной Ксении Петербургской, мученицы Ирины, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Довмонте – князе Псковском, Иоанне Златоусте, Матроне Московской. Он сотрудничал с право- славной редакцией московского издательства «Росмэн», выпускавшей серии книг для семейного чтения «Спаси и сохрани», «Твоё святое имя», «Душа России». Его иллюстрации по договору принадлежат издательству.

Московский арт-критик Л. С. Кудрявцева так оценила работы художника: «В стилистике древних миниатюр иллюстрирует книги о святых Пётр Григорьев. Условный язык изображений древних исчезнувших городов, костюмов и быта, пейзажей, самих героев не обманывает маленького читателя, приближая его не к исторической полуправде, а к пониманию мира икон, канонических сюжетов, особенно когда речь идёт о святых великомученицах или великомучениках, живших в раннехристианские времена… религиозные рисунки П. Григорьева, благородные по колориту и сдержанные по настроению, – они “о чистых душой и духом”».

Готовясь к работе над книгой о Матроне Московской, он поехал за двести километров в деревню Себино, где родилась и жила святая. Его образы конкретны и условны одновременно, одухотворены, нарисованы с большим чувством к православным подвижникам, пренебрегающим мирскими благами и радостями. Иллюстрируя рассказ о житии Ксении Петербургской, художник обращался к гравюрам, изучал костюмы и интерьеры эпохи, а иллюстрации заключал в деликатно орнаментированную рамку, которую мы нередко видим в древнерусских книжных миниатюрах. В других книгах из той же серии в заставках и концовках он опирался на скрытые возможности белого листа, делая его напряжённым и активно участвующим в действии.

В 2004 году художник был награждён дипломом Российской академии художеств, а год спустя для серии «Отчизны верные сыны» проиллюстрировал повесть Валерия Воскобойникова «Довмонт, князь Псковский» о святом воине XIII века, спасителе Пскова. Здесь особенно заметно влияние иконописи. Рисунки подробны, богаты деталями, выдержаны в тёплом, красно-коричневом колорите. Пространство решается по законам обратной перспективы, принятой в иконах. Художник, опираясь на иконописные приёмы, дробит и углубляет пространство листа тёмными окошками, дверями и арками, акцентирующими выразительность красного пятна, расширяет изобразительные возможности иллюстрации. Создаётся праздничное пространство, в котором неизбежна победа добрых сил. Оживляя открываемый для ребёнка и порой далёкого от церкви родителя мир христианских подвижников, Григорьев делает свои книги радостными.

Особую тягу к пейзажу, увлечённость двумя стихиями – воды и неба – сумел выразить Григорьев в книгах о православных святых и мучениках, добиваясь ритмически выверенного совершенства композиции, в которой рифмуются облака, деревья, волны, а плывущие рыбы воспринимаются как древний христианский символ, напоминающий: когда- то апостолы были простыми рыбаками, а пятью рыбинами Христос накормил тысячи людей. Деятельное добро и последовательное противостояние злу входят в систему неизменных ценностей в книгах, где ему удаётся достигнуть полного, гармоничного единодушия с автором текста.

В 2021 году Пётр после долгого перерыва вернулся к иллюстрации: выполнил рисунки для книги из серии «Добрая книга России» – сборнику для семейного чтения притч, сказок, рассказов о святых русских и зарубежных писателей «Искра Божия. Уроки настоящей любви». В иллюстрациях, как и прежде, заметны приёмы иконописного решения пространства и перспективы. Полосные и полуполосные иллюстрации выполнены акварелью и щедро орнаментированы. Художник отдаёт предпочтение сдержанной гамме – разным оттенкам голубого и коричневого цветов. Центральный мотив в изобразительном решении многих иллюстраций – дуэт, любящие супруги или жених и невеста объединены чаепитием с задушевной беседой или храмом, на фоне которого они изображены. Герои показываются нередко в момент прерванного на полуслове и жесте активного действия. Художник легко переносит читателя в средневековую Европу: на иллюстрациях появляются рыцарь на коне, островерхие замки, стройные кипарисы. В тексте Андерсена восстановлены пронизанные христианской идеей фрагменты из знаменитой сказки «Снежная королева», в советское время убиравшиеся переводчицей Анной Ганзен: «Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл слов: “Уж розы в долинах цветут, // Младенец Христос с нами тут!”». Именно этот финал сказки выбран для иллюстрирования с образом сидящего на жёлтом камне Спасителя, простирающего в благославляюще-защищающем жесте руки к двум малышам.

Работы художника помогают нам приобщиться к божественной радости бытия. Они вселяют надежду: ощутить, почувствовать, увидеть гармоническое начало сможет каждый, кому по силам задуматься о духовных ценностях христианства и совершенстве мира Природы.

В 2018 году Пётр увлёкся музыкой, у него открылись неожиданные музыкальные способности, редкий тембр голоса – бас-баритон; он начал петь в церковном хоре, брать уроки пения, исполнять сложные романсы и арии.

В культурном центре при православном храме Преподобного Сергия Радонежского (подворье Троице-Сергиевой Лавры) в посёлке Зеленоградский художник уже несколько лет ведёт детскую студию «Малый Маковец». Дети прихожан, начиная с пяти лет, после воскресной службы рисуют под его руководством карандашами и красками православные сюжеты, и уже проведено несколько выставок. А осенью 2021 года в этом же культурном центре Пётр и его жена художник Екатерина Кудрявцева представили экспозицию «Пейзажи нашей Зеленоградской» – замечательные работы, написанные в последние два года.

Художник умеет работать в разных стилях. Места, запечатлённые Петром, легко узнаваемы. В пейзажах, возникающих из причудливого хоровода цветных энергичных пятен, заметно влияние, оказанное работой в монументальном искусстве. В них присутствует поэтический дух, создаваемый композицией и колористическим решением. Красный цвет доминирует в пейзажах 2020 года. Осень тогда выдалась на редкость тёплой и солнечной – вот где таилась разгадка роскошного царства красных листьев, украсивших прежде ярко-зелёные деревья и густые кусты! Эти потрясающие оттенки красного притягивали и завораживали. Художник торопился схватить жизнь на лету, как можно быстрее зафиксировать её на холсте. В 2021 году всё изменилось: чудесная тёплая осень не повторилась, а сменилась холодноватой и дождливой – на фоне прошлогоднего пира алых листьев дома и деревья вокруг теперь казались невзрачными. Пейзажи родной Зеленоградской конкретны, воспоминания о пережитом – легки, воздушны, полуабстрактны. Техника тоже меняется: на смену маслу приходят акрил и акварель. Любимых ангелов художник пишет густыми, пастозными мазками, перекрывая один слой другим, создавая плотную поверхность, по монументальной плотности напоминающую стенную храмовую роспись. Пётр стремится технику подчинять пластической задаче, через неё выражая то, что ему хочется. Ему нравится пробовать себя в разных жанрах, это даёт ему импульс в работе. При этом религиозная тема уже четверть века продолжается в его творчестве.

Всемирная драма пандемии и перенесённая болезнь внесли новые ноты в живопись художника. В 2020 году он обращается к теме Апокалипсиса. На I Биеннале христоцентричного искусства, проходившей с 15 октября 2020 года по 14 мая 2021 года в Москве на территории Черниговского патриаршего подворья, показано два его полотна: «Трубящий ангел декабря» и «Между небом и землёй». Работа из серии трубящих ангелов навеяна образами ангелов апокалиптических, возвещающих беды человечеству. Кроме того, в том же году художник написал проникнутое острым драматизмом полотно, названное цитатой из Евангелия: «И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове…»: мрачные, чёрные, похожие на бездушных роботов стражники безжалостно избивают палками сидящего Спасителя, над которым распростёр крылья опечаленный ангел-хранитель. Духовная энергия, живущая в полотнах Петра Григорьева, столь значительна, что способна изменить духовное состояние зрителя.

Работы его могут показаться фрагментами, чудом сохранившимися фресками из огромного полуразрушенного храма. Этот храм – здание традиционной российской культуры, пока, несмотря на все новоделы и реставрацию, не восстановленное в полном объёме после ударов, нанесённых временем государственного атеизма. Характер работ Петра Григорьева позволяет рассматривать его творчество в рамках православного неосимволизма, уже двадцать лет существующего в искусстве славянских стран. Закончивший Московский полиграфический институт у А.В. Васнецова и Д.С. Бисти, он сумел найти свой стиль в искусстве, ставший узнаваемым.

Открытие юбилейной выставки, приуроченной к шестидесятилетию художника и организованной священником храма отцом Леонидом, было торжественно и празднично. Собрались не только прихожане, съехались художники, искусствоведы из Москвы, друзья и почитатели таланта Петра Григорьева. Как полагается, произносились речи, зачитывались посланья. Вот одно из них, красноречиво говорящее о личности художника и его работах: «Всё, что даровано Свыше, не растеряно, не растрачено впустую, а превращено твоим талантом в прекрасный, разнообразный, божественно-дивный художественный мир. Пусть любовь, музыка, истинная духовность живут в твоём голосе, руках, сердце, в безграничной творческой стихии».

 

Лола ЗВОНАРЁВА, доктор исторических наук

Источник: «НиР» № 10, 2022


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix