Лихославль - столица Тверской Карелии. По одной из версий, название своё он получил оттого, что обитали в этих краях «лихие люди», грабившие купеческие обозы. Лихославль и его окрестности невероятно интересны.... Что делать в этих болотистых, богом забытых краях?
Лихославль - городок в Тверской области, которому, казалось бы, не похвастаться историко-архитектурными богатствами, в отличие от соседних Старицы или Торжка. По одной из версий, название своё он получил оттого, что обитали в этих краях «лихие люди», грабившие купеческие обозы. Что делать в этих болотистых, богом забытых краях? Только «Сапсаны» проносятся мимо, как вихрь. Но нет - Лихославль и его окрестности невероятно интересны. Это тоже столица – столица Тверской Карелии.
Автономия тверских карел
Для меня, человека с карельскими корнями, стало откровением, что почти 400 лет на Тверской земле, добраться до которой от Москвы можно за три с небольшим часа, живут карелы. Оказывается, и сегодня здесь можно услышать живой карельский язык - правда, с тверскими диалектическими особенностями. Надписи на карельском имеются при входе в краеведческий музей Лихославля, на указателях населённых пунктов, в Лихославле установлен памятник карельскому рунопевцу, и даже в упаковки здешнего мармелада, необыкновенно вкусного благодаря натуральным добавкам из ягод, орехов и сухофруктов, вложены листовки на карельском.
Современные тверские карелы двуязычны. Они владеют русским, как родным, освоили русскую культуру, но чтят родные традиции и даже проводят фестивали карельской культуры. На один из таких фестивалей - «HeinaFest» (heina - «сухая трава», «сено» с тверского карельского) в деревне Чашково - нам посчастливилось попасть. Здесь можно было послушать песни на карельском и поучаствовать в традиционных играх, научиться плести из лозы и делать холщовые сумки с народным узором, послушать лекцию о травах и, конечно, попробовать местное угощение - калитки (открытые пироги с начинкой), сканцы (карельские лепёшки) и неожиданно вкусные котлеты из молодой крапивы.
Марина Евграфова, хозяйка «Карельского дома в Чашково», которая и придумала этот фестиваль, показывает убранство дома, оставленного ей бабушкой, и рассказывает, с какой любовью они сохраняют свои традиции, связанные с одухотворением природных сил.
«Но так было далеко не всегда, - признаётся Марина. - Долгие годы в нашей местности было принято скрывать своё карельское происхождение, и я выросла, даже не догадываясь о том, что мои предки карелы. Узнала я о своей принадлежности к карельской культуре через архивные документы».
В поисках лучшей жизни
Откуда же взялись карелы на Тверской земле? По словам Анатолия Головкина, краеведа и автора книг по истории этих земель, тверские карелы - потомки этнической общности корела, сформировавшейся к XII веку на территории между северо-восточным берегом финского залива и северо-западным берегом Ладожского озера, включая Карельский перешеек.
Первая переселенческая волна относится к периоду 1581-1595 годов, когда Карельский уезд захватили шведы. Вторая основная волна пришлась на период с 1617 по 1661 годы, когда после захвата Швецией всего Карельского уезда и подписания Столбовского мира Россия была вынуждена отдать Швеции Ижорскую землю, так называемую Ингрию, и Карельский уезд.
В 1581 году шведы захватили крепость Корелу и стремились захватить весь Карельский уезд. Согласно шведской переписной книге 1590 года, в Сакульском и Ровдужском погостах земли стали заселять лютеране, а православные карелы стали выходить из своего «родового гнёзда».
Захватив Карельский уезд в 1581 году, шведы обложили налогом собственность жителей северного края. Об этом наглядно свидетельствует шведская переписная книга 1637 года. В собственность, облагаемую налогом в каждом дворе, входили люди, лошади, жеребята, коровы, бычки, овцы, козы, свиньи, медь, хмель, ружья, собаки, рыболовные сети, силки для ловли зайцев (тенеты), рожь в поле и подсеке, овёс в поле и подсеке, сено, невода и лодки. Указывалось количество этих объектов и налог на них, определённый оценщиком.
Подсчитывалась общая сумма налога и «облегчение» - сумма, на которую по разным причинам уменьшался налог.
Налог на всё
Полевые культуры: рожь, овёс, ячмень - оценивались в бочках. Бочка ржи или ячменя оценивалась в 120 копеек, бочка овса - в 60 копеек. У карел использовались те же денежные единицы, что у русских, - рубль и копейка. Один рубль равен 100 копейкам. Кроме того, была единица «пинез», от шведской единицы «пеннинг». Одна копейка равнялась 24 пинезам. Деньги в ходу были шведские - талеры серебряные и медные. В 1633 году один серебряный талер был равен двум медным. Крестьяне платили налог по шесть серебряных талеров и шесть бочек зерна за каждую соху.
Такая жизнь стала непосильной для многих карел, и поэтому с исконных территорий начался массовый исход. При этом уходили целыми деревнями. Полностью опустели деревни Арномяки, откуда ушло девять семей, Палвалакси, Кильбела, Рккола, Миноленмяки, Ойкола, Коволейка. Менее половины жителей осталось в деревнях, остальные ушли на поиски более сытой жизни. Переселившись с территории Карельского уезда на Тверскую землю, карелы дали ряду деревень свои имена.
Их путь был не близок и долог. В среднем одна семья переселялась за 10-15 лет. За это время успевали народиться и вырасти дети, умереть старики. Впереди шли знатцы, которые разведывали обстановку, указывали, куда можно заселиться, где пустуют дома и деревни, где есть пастбища и большая вода. Следом двигались остальные.
По приблизительным подсчётам, к 1670 году на земли Верхней Волги переселилось 20-30 тысяч карел. Наибольшей численности - 140 567 человек - тверские карелы достигли в начале XX века.
Новые беды В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в городе Лихославле, однако просуществовал он всего полтора года. В 1939 году Карельский округ был ликвидирован, а его руководители и представители интеллигенции были репрессированы, обучение на карельском языке прекращено, учебники уничтожены. Начался период забвения.
С 1939 по 1989 год о тверских карелах нигде даже не упоминали. За это время число карел на Тверской земле сократилось в десять раз. Всё изменила перестройка. В 1996 году в Будапеште на Втором Всемирном Конгрессе тверские карелы были приняты в большую семью финно-угорских народов.
29 октября 1990 года было создано Общество культуры тверских карел, а в июне 1996 года - принят Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии», который создал правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты интересов граждан России.
Основная цель Общества и Автономии тверских карел, как говорится в уставных документах, - сохранение и развитие языка карельского народа, его культуры, истории, обычаев и традиций. С 1990 года начато факультативное преподавание карельского языка в школах, были возрождены учебники и словари. А с 1996 года издаётся единственная в области национальная газета, которая освещает современную жизнь, традиции и культуру тверских карел.
Уникальный диалект
Несмотря на то, что в тверском карельском много заимствованных слов из русского языка, он сохранился в наиболее архаичной форме, вероятно, самой близкой к общему протоязыку карел. Считается, что на формирование лексики тверского диалекта оказали влияние также заимствования из языка средневековой егонской веси, в настоящее время полностью исчезнувшего.
Именно по этой причине он считается особо ценным с научной точки зрения. Его изучают не только в нашей стране, но и за рубежом, проводят международные научные конференции и издают монографии, где тверской диалект выделен особо.
Тверские карелы - православные, однако стараются сохранять языческие традиции предков, обожествлявших окружающую их природу, наделявших её сверхъестественной силой. Конечно, современный уровень образования не позволяет относиться к деревьям, травам и светилам так же, как четыреста лет назад, однако, уверены мои собеседники, природа заслуживает бережного, уважительного отношения, и только тогда мы можем её сохранить.
Жизнь в замкнутом культурном пространстве дала возможность сохранить особенности своей культуры. Священник В. Михайловский отмечал, что все важные события в жизни людей (сватовство, свадьбы, похороны и т. д.) сопровождались языческими ритуалами, сохранёнными через века.
Заговоры карел сохранили дохристианские представления о мире: одухотворение природных стихий, поклонение воздушным, лесным и водяным духам. Бытуют поверья, что они могут оградить от всяких бед, исцелить болезни. К скоту относились заботливо, коров кормили три раза в день, пастуху обеспечивали ужин, чистое бельё и портянки. Детей воспитывали в строгом уважении к старшим, с малых лет приобщали к труду в поле и дома.
Сохранилась национальная карельская поговорка: «Учи детей, пока они поперёк лавки помещаются, а когда вырастут и будут вдоль лавки - поздно будет учить».
Старый мудрый Вяинямёинен
Перед сном детям до сих пор принято петь карельские колыбельные и пересказывать былинные руны Калевалы. Так всё новые и новые поколения узнают о традиционном древнем инструменте - пятиструнном кантеле, созданном старым мудрым Вяйнямёйненом из челюсти огромной щуки.
На этом инструменте аккомпанировали себе сказители. Играли импровизации, подражали звукам природы, изображали журчание ручья, дождя, звуки леса, колокола. Кантеле может имитировать колокольные звоны лучше любого другого инструмента. На кантеле, в отличие от гуслей, обычно играют щипком, но возможна также и гусельная техника, игра бряцанием и смешанная, одновременно с защипыванием струн. Сейчас, по словам Марины Евграфовой, искусство игры на кантеле пытаются возродить, а сам инструмент хранится во многих домах, хотя играть на нём сейчас мало кто умеет. Карелы частично сохранили бытовой уклад, специфику национального строительства, предания, музыку и кухню.
Тверская Карелия - небольшая самобытная территория к северу от Твери - другая, чем та Карелия, к которой мы привыкли, с её мхами, шхерами и бурыми скалами. Здесь равнина и мало озёр, зато много рек, берущий за душу берёзовый пейзаж, избы из тёмного дерева, неспешная, размеренная жизнь и валуны, притащенные тысячелетия назад великим оледенением. Кажется, не Онежское ли озеро открывается там, за поворотом?..
А самое главное - здесь живут люди, любящие свою историю и старающиеся её сохранить для потомков. Пусть же в этой истории больше не повторятся ни гонения, ни репрессии, а будут только радость и процветание.
Наталия Лескова
Фото Андрея Афанасьева
Источник: "НиР" № 6, 2022