Боритесь, и вы победите. Ибо Бог дарует победу упорным.
Симон Боливар
История присоединения Крыма к России
В царствование Екатерины II в ходе первой русско-турецкой войны
войска 2-й армии под предводительством генерал-аншефа В.М. Долгорукова-Крымского в 1771 году заняли ключевые населённые пункты полуострова, разместив там гарнизоны общей численностью 15 тысяч человек. В 1772 году между Российской империей и Крымским ханством был заключён Карасубазарский мирный договор, подписанный со стороны России слободским губернатором Е.А. Щербининым, со стороны Крыма ханом Сахиб-Гиреем, в соответствии с которым Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, а российские войска были обязаны защищать эту независимость от возможных покушений. Изданный Екатериной II «Мирный и союзный трактат» официально закреплял независимый статус Крымского ханства и присоединял к нему не принадлежавшие ранее территории Горного и Южного берега Крыма. Таким образом, русская армия освободила татар от турецкого владычества и вернула им государственность, воспользоваться которой они не смогли.
Порта не смирилась с потерей Крыма, и летом 1774 года Девлет-Гирей организовал большой набег на Кубань, надеясь поднять мятеж среди дружественных России ногайских орд, а Гаджи Али-паша возглавил десантную экспедицию на Крымский полуостров, для чего была сформирована эскадра из 60 кораблей.
В это время на Балканах турки потерпели полное поражение, и 10 (21) июля 1774 возле болгарской деревни Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по которому Порта уступала России Кубань, Азов, Таганрог, Еникале, Керчь, Кинбурн и часть черноморского побережья между Днепром и Южным Бугом. Подтверждалась независимость Крымского ханства от Османской империи, и российские войска были обязаны защищать территорию полуострова от возможных покушений со стороны турок.
Русские торговые суда получили право свободного плавания по Чёрному морю и прохода через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Однако турки не собирались отдавать Крым и высадили на Южном берегу Крымского полуострова мощную армию из 30 тысяч штыков под командованием трапезундского паши Гаджи-Али-бея.
Десант высадили около Алушты 17 июля 1774 года. Расчёт турецкого командования был прост: русских солдат здесь было всего 150 егерей из Московского легиона, сформированного указом Военной Коллегии 10 октября 1769 года, под командованием секунд-майора Николая Фёдоровича Колычева. Поэтому враги посчитали, что особого сопротивления они не встретят. Но, к удивлению турецкого командующего, русские гренадеры удерживали Алушту шесть часов. Израсходовав все боеприпасы, русские отступили в направлении на Ак-Мечеть (ныне Симферополь). Временная неудача не смутила Гаджи-Алибея, и он направил часть турецкого флота и десант к большой деревне Ялта. Наступление турок сопровождалось резнёй и грабежом местных жителей, особенно христиан.
Подвиг защитников Ялты
Ранним утром 19 июля 1774 года наблюдатели гарнизона Ялты, дежурившие на склоне холма Поликур, увидели, как турецкие корабли подошли со стороны Гурзуфа и начали высадку войск на берег бухты. Русские солдаты открыли ружейный и артиллерийский огонь, который причинил ущерб противнику, но остановить десантирование не смог, поскольку основные турецкие силы высадились западнее, возле устья Учан-Су, вне досягаемости русских пушек. Селение Ялта было окружено со всех сторон, отступать было некуда. Турки пошли на штурм. Майор Салтанов организовал упорную оборону. Ружейные залпы и картечь не позволяли многочисленным турецким солдатам приблизиться к укреплению и раздавить русский гарнизон, оборонявший холм вокруг храма Святого Иоанна, состоявший всего из 222 мушкетёров Брянского полка, двух пушек с 16 канонирами и командой из 11 донских казаков для разъездов… Однако положение было критическим. Бой шёл уже несколько часов, неприятель имел подавляющее численное преимущество, надежды на помощь не оправдались (все восемь посыльных были перехвачены турками), число раненых росло, боеприпасы заканчивались.
Было решено идти на прорыв в сторону основных русских сил в Ак-Мечети. Ситуация требовала от майора Салтанова решительных действий. После полудня, чтобы не достались туркам, пушки были заклёпаны, оставшиеся солдаты построились в каре и пошли в стремительную штыковую атаку. Враги не ожидали такой наглости от русских, и солдатам Брянского полка удалось пробить кольцо окружения и отступить в лес. Турки стали преследовать героев. В мелколесье и на скалистых склонах удержать строй было трудно, бой завязался с новой силой. Здесь сказалось многократное численное преимущество турок. Русский отряд нёс тяжёлые потери, но шёл и дрался. Яростный бой продолжался до ночи. Несмотря на вражеский огонь и атаки, брянцы, нанося тяжёлый урон неприятелю, продолжали движение к своим основным силам. В этом кровавом бою полегло 205 русских витязей вместе с майором Салтановым, павшим с оружием в руках. К Ак-Мечети вышли только капитан Иван Михачевский, подпоручик Матвей Ачкасов, восемь рядовых мушкетёров, три канонира и четверо донских казаков. В этом бою турки не смогли взять ни одного пленного. Жители-христиане Ялты и оставшиеся тяжелораненые солдаты не сдавались и забаррикадировались в храме Святого Иоанна, так как знали, что пленных турки подвергают зверским пыткам. Тогда безжалостные мамлюки взорвали храм со всеми людьми.
История сохранила имена нескольких героев, офицеров отряда защитников Ялты: капитан Иван Михачевский («из фельдшерских детей»), он значился в списке Лейб-компании с 6 июня 1750 года. В Брянском мушкетёрском полку служили подпоручики Борис Берзлиев и Матвей Ачкасов, прапорщик Пётр Батавин. Командовал Ялтинским постом Брянского мушкетёрского полка премьер-майор Самойло Салтанов. Это был храбрый офицер, 71-й кавалер ордена Святого Георгия IV степени за участие в штурме крепости Бендеры. Дальнейшие события развивались стремительно. Из Ак-Мечети (Симферополя) выступил отряд русских войск около 3,5 тысячи солдат под командованием генерал-майора В. П. Мусина-Пушкина и не позволил туркам проникнуть вглубь Крыма. 23 июля 1774 года, участвуя в решающем сражении на горном перевале у деревни Шумы (ныне посёлок Верхняя Кутузовка, севернее Алушты), трёхтысячный русский отряд разбил восьмитысячный янычарский авангард под командованием Тузчи-оглу Исмаил-ага. Турецкие войска бежали к побережью и, опасаясь окружения, погрузились на корабли и покинули берега Крыма.
Подполковник Михаил Кутузов первым поднял в атаку свой гренадерский батальон из состава Московского легиона и был тяжело ранен в голову. Ранение посчитали смертельным: пуля ударила между глазом и виском, вышла напролёт на другой стороне лица, затронув нерв правого глаза. Была серьёзно повреждена и лобная часть головного мозга. Однако благодаря блестяще проведённой французским нейрохирургом Жаном Массо операции Кутузов лишь немного окосел на правый глаз. При этом оба его глаза видели, а черная повязка – художественный вымысел. Императрица Екатерина, узнав о постигшем молодого подполковника несчастье, сказала: «Надобно беречь Кутузова. Он у меня будет великим генералом». Подписала указ: «Для излечения ран уволить на год к тёплым водам», наградила его орденом Святого Георгия 4 класса, 20000 рублями и отправила на излечение в Карловы Вары. Кутузов объехал Германию, Чехию, Францию, Голландию и Англию и использовал два года пребывания в Европе для военного образования. Удивительно, но под Очаковом Кутузов получил второе смертельное ранение. Австрийский подданный и русский фельдцейхмейстер принц Шарль-Жозеф де Линь, прямой свидетель второго ранения Кутузова, поражался: «Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна».
Ведь так и произошло! И исцелённый французским врачом М. И. Кутузов, благодаря европейскому военному образованию и русскому характеру и воле, сумел привести армию к победе над франко-европейской, до этого непобедимой, армадой Наполеоновских войск. Так героизм, стойкость и решительные действия русских солдат позволили добиться успеха над противником, в сотни раз превышающим их по численности.
Именно в этот период в русской армии зарождалась суворовская традиция, столь актуальная в наши дни: «Воевать не числом, а умением!»
Баллада о Крыме
Палитра богатая разных народов
В Тавриде всегда находили уют…
Купаясь в лучах живописных восходов,
Крымчане сейчас своё счастье куют.
Здесь Родина славных российских устоев,
Истоки религии и языка,
И память о подвигах лучших героев
В историю вписана здесь на века!
Поэты всегда красоту воспевали
Морей и степей твоих с пиками гор,
Где скалы собой Южный берег венчали
И бухты лазурные радуют взор.
Наполнены солнцем плоды винограда,
Здоровье и радость всем людям несут.
Единственный наш Полуостров – отрада,
Тебе посвящаем мы жизненный путь!
Источник: НИР №6, 2025
Игорь ДАБАХОВ
