К 80-летию Великой Победы
…С молитвою мы были на войне. Поэтому, надеюсь, сохранились…
Монахиня Елисавета (Дмитриева)
«Георгиевский батюшка»
Это может показаться необычным, почти нереальным на первый взгляд, но это запечатлённый факт. На сохранившемся фото командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Константин Карицкий вручает отцу Фёдору Пузанову медаль «Партизан Отечественной войны» 2-й степени за активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками.
«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, ‒ писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. ‒ Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельём, в чём только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2‑й степени “Партизан Отечественной войны”».
Отец Фёдор подробно писал о своих военных заслугах: «Во время немецкой оккупации здесь были советские дети в приюте, я их всегда навещал и поддерживал хлебом, продуктами, …дети меня чтили и уважали за родного отца».
8 июня 1888 года в селе Алфёровка Емонтаевской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии Российской империи в семье псаломщика Андрея Пузанова родился сын Фёдор. Практически с самого детства он решил, что пойдёт по стопам своего отца. В 1895 году Фёдор окончил два класса приходской школы в селе Каменка Уфимской губернии. Крестьянствовал. Никто даже не мог и подумать о том, насколько необычная, яркая и героическая судьба будет уготована этому простому сельскому мальчику.
Началась Первая мировая война, и Фёдор, как и многие другие, пошёл защищать Отечество. На Западном фронте смело сражался за Бога, Царя и Отечество. За исключительную храбрость Фёдор был награждён Георгиевскими крестами 2-й, 3-й, 4-й степени и Георгиевской медалью 2-й степени (она также давалась за храбрость, её аналогом в советское время стала медаль «За отвагу»). Он был четырежды ранен, три года провёл в плену, откуда вернулся в 1918 году.
В Гражданскую воевал на стороне Красной армии против Колчака командиром отряда.
В 1918‒1920 годах отец Фёдор Пузанов ‒ псаломщик в церкви села Каменка Уфимской губернии. С 14 июня 1921 года ‒ псаломщик церкви села Новоспасское Самарской губернии. 14 марта 1923 года епископом Бугурусланским Алексием, викарием Самарской епархии, рукоположён во диакона церкви села Новоспасское, позже ‒ диакон церкви села Борискино той же епархии. В августе 1926 года, когда Церковь уже была гонима, епископом Иоанном Петропавловским рукоположён во священника, определён к церкви станицы Становая Петропавловской области.
В 1928 году по доносу отец Фёдор Пузанов был арестован НКВД. Он получил три года лагерей с отбыванием наказания на Нижнем Урале.
В 1932‒1941 годах, после освобождения, батюшка проживал в Чудове Новгородской области, где трудился рабочим.
Великую Отечественную войну отец Фёдор встретил в Новгородской епархии, настоятелем Троицкого храма в селе Курцево вблизи города Чудово. С 9 апреля 1942 года он ‒ настоятель храма Грузинской иконы Божией Матери в селе Хохловы Горки Порховского района Псковской области. Его рекомендовала Псковская православная миссия. В это время отцу Фёдору было за 50. Обычный, неприметный настоятель храма, ничем не привлекал к себе внимание, да и немцы его особо не трогали.
Отец Фёдор, пользуясь относительной свободой, которую ему дали немцы, оказывал содействие действовавшим на территории Псковской области партизанам 5-й Ленинградской партизанской бригады. Он занимался разведывательной деятельностью, выполняя различные поручения партизан. Священник оперативно информировал их обо всех перемещениях немецких войск и карательных отрядов. Он общался с верующими партизанами и крестил уверовавших. Многие партизаны и подпольщики края знали священника Фёдора Пузанова под псевдонимом «Георгиевский батюшка».
В январе 1944 года, под самый конец оккупации, для того чтобы угнать в Германию практически всё население из деревень на принудительные работы, немцы собрали людей в то место, где находился приход отца Фёдора Пузанова. Сначала конвоировали их сами. Но затем, опасаясь идти прямой дорогой через лес, поручили отцу Фёдору довести их до железнодорожной станции, пригрозив в случае неисполнения расстрелом. Священник смиренно принял приказ.
Убедившись, что конвоиры отошли на приличное расстояние, отец Фёдор рискнул ‒ он увёл сельчан в партизанский лагерь, где остался и сам до прихода Красной армии. Так батюшка сумел спасти более 300 крестьян.
В своём рапорте правящему архиерею в 1944 году он писал: «Немцы не успели отойти два километра, как я дал команду сейчас же идти в тыл, где, я знал, находятся наши партизаны. Этим мы только спасли себя».
После окончания Великой Отечественной войны, с 1947 по 1960 год, отец Фёдор служил настоятелем церкви Успения Божией Матери села Молочково Солецкого района Новгородской области. Она была построена здесь в XIX веке.
Село Молочково находится в семи километрах к западу от города Сольцы, на левом берегу реки Шелонь. Местность, в которой расположено село, издревле принадлежала Скнятинскому (иначе Шкнятинскому) монастырю, стоявшему на противоположном берегу Шелони. В советское время храм, расположенный в удалении от районного центра, продолжал действовать. Святыня храма ‒ икона Божией Матери «Старорусская».
Свой земной путь протоиерей Фёдор Пузанов, старейший клирик Новгородской епархии, завершил 12 июля 1965 года. Священник и воин был погребён «у стен храма вместе со своей верной и неизменной спутницей жизни Феодосией Фёдоровной, прошедшей вместе с мужем через все испытания». Один из двух их сыновей ‒ Михаил, участник Великой Отечественной войны, ‒ тоже стал священником.
«Мой светлый ангел был всегда со мной…»
Во время Великой Отечественной войны, которую Вера Ивановна Дмитриева (будущая монахиня Елисавета, 1923‒2010) прошла без ранений, она была медсестрой. Только Богу известно, сколько солдат вынесла с поля боя и спасла эта маленькая ростом медсестра. Она непрестанно молилась. Как вспоминала потом матушка Елисавета, «ангел хранил её от пуль и осколков, да и самих фашистов».
Вера Ивановна Дмитриева была награждена многими наградами, в том числе орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией». Вера Ивановна Дмитриева родилась 27 августа 1923 года в селе Константиновка Петровского района Ставропольского края в семье военного фельдшера. Таинство Крещения Вера приняла в младенчестве.
С особой теплотой вспоминала она свою бабушку Марфу: «Была она большая молитвенница. Это она научила меня молиться. А как мудро приучала она меня к Евангелию. “Почитай мне, ‒ говорила, ‒ бо я вжэ не бачу”. Не заставляла читать, а просила помочь.
Стала читать. Заинтересовалась. Это такая мудрость. Времена были какие… Тогда Библию могли ото‑ брать. Могли посадить. Поэтому её прятали.
Был у бабушки Марфы пророческий дар».
Тогда Вера только дивилась многим словам бабушки, а потом увидела их исполнение своими глазами.
В восемь лет она пошла в школу, окончила семь классов. В 1939 году поступила в Школу медицинских сестёр в городе Бутурлиновка Воронежской области. Последний экзамен по хирургии назначили на 22 июня 1941 года.
В начале Великой Отечественной войны она оказалась в госпитале на оккупированной территории Воронежской области. Там Вере приходилось вместе с другими медиками укрывать и спасать от гибели раненых советских разведчиков.
С 1943 по 1945 год служила в рядах действующей армии. Была на передовой. Служила также в санитарных поездах и военных госпиталях. Часто смерть стояла совсем близко, кругом умирали многие медики и медсёстры, а она, хранимая Господом, даже ранена не была.
Вера Дмитриева стала свидетелем многих православных чудес. Вот один из случаев.
«Как-то во время массированной бомбежки, ‒ вспоминала матушка, ‒ я не решилась лечь на землю. Дело было весной, и мне не очень хотелось падать в грязь в чистой гимнастёрке. Страшно было ‒ жутко. Бомбы взрываются, осколки в разные стороны, грохот, шум, смерть кругом.
И замечаю за собой, что страх от меня ушёл. В землю, через ноги. Понимаю, страха нет. Только слышу, как сердце стучит. Тук, тук, тук. И вдруг подметила, что как будто крыло белое отводит от меня летящие осколки. Думаю, чудится. Пригляделась ‒ точно, вот оно, крыло белое, явно меняет траекторию смертоносных кусочков бомбы. Я в это время как раз читала 90‑й псалом. Так и закончилась для меня та бомбежка без царапины.
Слава Господу Богу Иисусу Христу за его милость ко мне».
Был и другой случай на передовой при битве за станцию Синельниково. Раненых отправили, а Вера лежала в окопе с приступом малярии и температурой 40 градусов. Шёл артобстрел, лязгали, приближаясь, танки, солдаты волновались, как будут отбиваться, а Вера в полубреду только непрестанно шептала 90 псалом. Прилетел снаряд и воткнулся в шаге от неё, но не разорвался. А фашистские танки всё приближались.
И вдруг, словно из ниоткуда, налетели советские самолёты и быстро остановили фашистское наступление. Наши бойцы чуть не плакали от радости, говорили Вере: «Ты в сорочке родилась. Мы ведь тебя хотели убить, чтобы в плен не попасть, а потом себя. Бросали жребий, кто тебя… Ни у кого рука не поднялась… А тут ‒ наши…»
Вновь Господь сохранил!
После Великой Отечественной, в конце 1940-х годов, она перебралась на Дальний Восток, поселилась в Хабаровске. Долгое время трудилась медсестрой в «301 военном госпитале», который находится в краевом центре.
21 апреля 2000 года епископом Хабаровским и Приамурским Марком Вера Ивановна была пострижена в малую схиму с именем Елисаветы, в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Жила матушка Елисавета в Хабаровске под Казачьей горой. Не в монастыре жила, в миру. Приходили к ней люди, всех встречала она с любовью.
«Навещая матушку в её маленькой квартирке неподалёку от военного госпиталя, в котором она работала санитаркой долгие годы, ‒ вспоминает священник Игорь Сальников, ‒ я привык видеть её живой, неунывающей.
Глаза её, казалось, никогда не потухали, всегда из них шло тихое сияние. После себя кроме храмов, на которые постоянно собирала деньги, она оставила стихи, несколько удивительных военных историй, похожих на “Крыло Ангела”.
Даже странно видеть её на портрете “Бессмертного полка” в детских руках. Хотя, безусловно, она это заслужила более, чем кто-либо».
Рассказывает хабаровский журналист Александр Лепетухин: «Матушка Елисавета записывала для памяти некоторые военные эпизоды. Они были опубликованы. В бесхитростных стихах описала то, что пришлось ей пережить:
Меня Господь провёл через войну.
Хранил меня от пуль и от снарядов.
Я перед Ним осознаю вину,
Как вспомню ‒ слёзы льются градом.
Мой светлый ангел был всегда со мной,
Я под его крылом была хранима,
Хоть страшен был мне миномётный вой,
Но все осколки пролетели мимо…
Медсёстры видели погибших на полях
И раненых, больных и обожжённых,
Их выносили на своих руках,
Писали письма матерям и жёнам.
С молитвою мы были на войне.
Поэтому, надеюсь, сохранились.
Я маму видела в коротком сне.
Они, конечно, с бабушкой молились.
А ведь молились многие на фронте.
Кто как умел, как знал и кто как мог.
И в самую ужасную минуту я повторяла:
«Да воскреснет Бог!»
Стонали раненые:
‒ Господи, помилуй.
Сестра, спаси, сестрица, помоги!..
Снаряды падали то рядом, то летели мимо…
И да воскреснет Бог, и расточатся лютые враги!»
Отошла ко Господу монахиня Елисавета после тяжкой болезни 2 ноября 2010 года. Отпевание состоялось 4 ноября в Елисаветинском храме Хабаровска. После отпевания матушку Елисавету отвезли в Свято-Петропавловский женский монастырь, где сёстры читали над ней Псалтирь, а затем она была погребена на погосте села Петропавловка.
Матушка ‒ одна из первых монахинь Хабаровской епархии. Она ‒ одна из инициаторов создания часовни и храма Преподобного Серафима Саровского в Северном микрорайоне Хабаровска. Была председателем попечительского совета по созданию часовни Серафима Саровского.
Как и её Небесная покровительница, матушка Елисавета (Дмитриева) всю жизнь посвятила служению страждущим.
Источник: НИР №5, 2025
Николай ГОЛОВКИН