В целях популяризации государственной политики в сфере науки и развития технологий, сохранения традиций русской науки Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022–2031 годы Десятилетием науки и технологий.
2024 год объявлен «Годом Российской академии наук», это было приурочено к её 300‐летнему юбилею. Наша страна продолжает успешно развиваться и достигать новых высот, несмотря на колоссальное противодействие так называемого «коллективного Запада». Такое противостояние носит экзистенциальный характер и тянется века‐ ми. Истоки и причины такой патологической одержимости «дранг нах остен» – тема для историков, философов и, не исключено, экзорцистов. Но при всех проблемах, связанных с известными процессами, идущими вот уже почти три года, в этом году в России произошёл ряд важных событий в самых разных сферах и областях. Список таких достижений велик. Попробуем рассмотреть самые значительные из них.
1
Начнём с достижений в космонавтике. Рубежным событием стал первый запуск российской ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Раньше старты ракет такого типа проходили с космодрома Плесецк. Отметим, что на Плесецке в этом году достроили новый универсальный технический комплекс для подготовки спутников, разгонных блоков «Бриз-М» и космических головных частей для ракет-носителей «Ангара». То есть пуски «Ангары» продолжатся. Запуски же с Восточного важны тем, что благодаря расположению космодрома с него можно доставлять на орбиту больше полезной нагрузки за меньшую стоимость. Так, например, в этом году ракетаноситель «Союз-2.1б» успешно стартовала с космодрома Восточный и вывела на орбиту 19 спутников.
Второй российский радиолокационный спутник «Кондор-ФКА» в преддверии запуска доставили на Восточный. В ближайшее время специалисты отправят его в монтажно-испытательный корпус космических аппаратов. Как ожидается, второй «Кондор-ФКА» отправится в космос в конце ноября. Как и первый аппарат, он займётся картографированием поверхности Земли, экологическим мониторингом и разведкой природных ресурсов.
Впервые в мире нами создана космическая система для непрерывного наблюдения арктического региона Земли и прилегающих территорий. Наблюдения осуществляют аппараты «Арктика-М1» и «Арктика-М2». Впервые также в истории нашей космонавтики на орбиту выведены российские спутники связи со стандартом 5G и проведены тестовые сеансы лазерной межспутниковой связи. Пополняется орбитальная группировка спутников военного назначения. Продолжаются запуски как грузовых, так и пилотируемых аппаратов к МКС, а командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко установил рекорд и стал первым в мире человеком, пробывшим на околоземной орбите в целом более тысячи суток.
Что же касается таких проектов, как ядерный буксир «Зевс», суверенная российская орбитальная станция или лунная база, то сроки по их реализации год от года отодвигаются. Скорее всего, для этого имеются объективные предпосылки, но негативные эмоции из-за обманутых ожиданий имеют неприятное свойство накапливаться в массовом сознании и в какой-то момент резко обрушивать уровень доверия к структурам и институциям, ответственным за выполнение государственных планов и программ. И хотя мы не раз более или менее детально рассматривали эти проекты, вернёмся к ним лишь тогда, когда они начнут воплощаться «в железе».
И чтобы закрыть космическую тему, отметим достижение российских астрофизиков, которые благодаря космическому аппарату «Спектр-РГ» обнаружили новый яркий рентгеновский источник. Данные были получены одним из его телескопов, а затем подтверждены рентгеновским телескопом на МКС. Выяснилось, что вспышка присутствовала на более ранних снимках, но была пропущена зарубежными коллегами. Открытие российских учёных вызвало большой международный интерес, к работе с источником сразу же подключились другие рентгеновские телескопы. В итоге были зафиксированы короткие вспышки мягкого рентгеновского излучения от источника, которым оказалась нейтронная звезда (ей дали название в честь космического аппарата SRGA J1444), а более точно – аккрецирующий (то есть притягивающий к себе за счёт гравитации окружающую материю, в основном газы) пульсар, который делает оборот вокруг своей оси буквально за миллисекунды. Таких объектов обнаружено пока всего около двух десятков, что делает их исследование весьма важным. Поэтому российский телескоп продолжает наблюдение.
В этом же году был развёрнут 13-й кластер нейтринного телескопа Baikal-GVD, который начал свою работу в 2016 году. Нейтринный телескоп состоит из заякоренных на дне гирлянд оптических модулей. Каждый кластер содержит восемь гирлянд по 36 модулей. Главная гирлянда располагается в центре кластера, а остальные в радиусе 60 метров вокруг неё. Сборка нового кластера и отладка работающих осуществляется в условиях, когда озеро Байкал покрывается крепким льдом.
2
Спускаясь с орбит космических чуть пониже, в воздушный океан, мы увидим, что в авиационной области тоже имеются некоторые подвижки. Так, начались сертификационные лётные испытания опытного образца Superjet‐100 на импортозамещённых компонентах.
Продолжаются полёты полностью наших самолётов МС-21 с российскими двигателями ПД-14. Но здесь планы пришлось урезать, к концу года предполагалось выпустить 10 самолётов этой линии. Всё упирается в производство двигателей. Напомним, что МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») – российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, который совершил первый полёт в 2017 году. Модификация более пассажироёмкого варианта МС-21–310 прошла сертификацию в 2022 году. Что касается ПД-14, то это первый современный полностью российский турбовентиляторный двигатель, разработанный пермским АО «ОДК-Авиадвигатель», входящим в Объединённую двигателестроительную корпорацию «Ростеха».
В марте этого года совершил свой первый полёт второй опытный экземпляр самолёта Ил-114–300. Значимость этого события трудно переоценить – первый экземпляр был собран, как говорится, из «старых запасов», а вот второй – исключительно из своих компонент. И к тому же раньше эта линия Илов выпускалась в Ташкенте, теперь же это будет происходить в Луховицах (ЛАЗ имени П. А. Воронина). В отличие от пафосных Superjet и МС-21 это новый недорогой региональный самолёт, рассчитанный на 60–100 пассажиров и способный обслуживать маршруты с дальностью от 500 до 1500 километров. При этом он может работать автономно с относительно небольших аэродромов, у которых нет даже бетонных взлётно-посадочных полос. А это имеет огромное значение не только, например, для Крайнего Севера в частности, но и для решения проблемы связности территорий (которой был посвящен ряд наших публикаций) в целом.
Для связности территорий особое значение имеет и так называемая малая авиация. Если до сих пор с этой задачей худо-бедно справлялся Ан-2 (знаменитый «кукурузник» на поршневом двигателе, разработанном ещё до Великой Отечественной войны), то эстафету должен был принять не имеющий зарубежных аналогов лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». Его предполагается использовать на местных пассажирских линиях и для широкого спектра авиационных работ, таких как тушение пожаров, санитарная авиация, доставка грузов в удалённые посёлки и т. п., поскольку он может садиться на грунт, воду или, в зимнее время, на снег. Первые «Байкалы», успешно продемонстрированные несколько лет назад на разных выставках, должны были пойти в серию уже в этом году. Но, как уже становится традицией, сроки сдвинулись, теперь их ждут в 2026-м. Основная причина – замена импортного двигателя на отечественный. Тем не менее в Комсомольске-наАмуре началось строительство завода по производству самолётов «Байкал».
Чуть лучше обстоят дела у авиационного комплекса имени С.В.Ильюшина с сертификацией по гражданским нормам и выпуском глубоко модернизированного военно-транспортного самолёта Ил-76 МД-90А. У модернизированного самолёта улучшена точность управления, повышено качество радиосвязи, установлены обновлённые шасси, обладающие высоким запасом прочности, и цифровой автопилот. Новая машина перевозит до 60 тонн груза на расстояние до 4000 километров.
Время от времени в СМИ появляется информация о начале работ над возрождением проекта Ту-324 – регионального самолёта, которым обещали потеснить иностранные модели. Но здесь картина приблизительно такая же, как с лунной базой. И вообще, идёт существенная корректировка планов по количеству выпуска авиатехники к 2030 году. Если раньше говорили о почти тысяче самолётов и вертолётов, то сейчас существенно «урезали осетра», и речь идёт в лучшем случае о 426 машинах, а в реальном сценарии – 235 единиц. Как подчёркивают эксперты, это в 7,5 раза меньше, чем заложено в программу развития российской авиационной отрасли до 2030 года (выпуск 994 самолётов и 765 вертолётов), но тут скорее всего срабатывает принцип выбора «синицы в руках или журавля в облаках».
Справедливости ради отметим, что во многом такое замедление темпов зависит от загруженности многих предприятий по линии военного производства. Кстати, возрастают поставки Военно-космическим силам РФ истребителей 5-го поколения Су-57. Из открытых источников известно, что кроме Су-57 выпускаются и другие типы российских истребителей, в том числе включая Су-30 СМ/СМ2, Су-34 и Су-35 С/СМ. По оценкам некоторых специалистов, производство Су-57 М на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре будет наращиваться.
3
Теперь о делах земных, а конкретно – о развитии российского транспорта. В конце апреля состоялась торжественная укладка последнего, так называемого «золотого», звена первой очереди железнодорожного пути на территории грузового терминала Нижний Бестях в Якутии. Событие весьма знаменательное, впервые Байкало-Амурская магистраль соединена с крупнейшей рекой Лена в районе Якутска, а через неё и с Северным морским путём.
Продолжается работа по модернизации БАМа и Транссиба. В этом году началось движение грузовых поездов по второму пути на одном из самых сложных участков Улак – Верхнезейск. Хотя строительство двухколейного участка шло в условиях вечной мерзлоты, железнодорожники завершили работы на три месяца раньше срока.
Завершается проектирование первой в стране высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – СанктПетербург. Эту дорогу собирались построить ещё в 90-х годах прошлого века, были потрачены немалые средства, но проект заморозили. В 2009 году по Октябрьской железной дороге между Москвой и Петербургом начали ходить «Сапсаны», сократив время в пути до четырёх часов. Из-за этого потребность в ВСМ тогда отпала. Взамен началось проектирование ВСМ Москва – Казань, но сейчас приоритет вернулся к ВСМ Москва – СанктПетербург. В июле сего года московский мэр Сергей Собянин подписал концессионное Соглашение о реализации проекта по строительству этой магистрали. Впрочем, и казанское направление тоже не задвинули в долгий ящик. Проектирование участка трассы между Москвой и Казанью, который пройдёт по территории семи субъектов Российской Федерации, практически завершено. В перспективе – продление трассы до Екатеринбурга.
Среди значимых событий этого года – восстановление железной дороги из Ростова-на-Дону через Донецк до Мариуполя и Бердянска. В дальнейшем она дотянется до Крыма и Севастополя, чтобы стать ещё одной альтернативой Крымскому мосту.
Активно ведутся работы и по расширению автодорожной сети. Известно, что в этом году в России будет реконструировано и построено 700 километров федеральных трасс.
В Краснодарском крае начались буровые работы на месте обходящей Адлер новой скоростной автомагистрали М-4 «Дон» – Сочи, которая сократит время в пути вдоль черноморского побережья в четыре раза, а заодно поможет развитию всего региона. Новая трасса позволит наладить транспортную систему в Краснодарском крае. Завершение строительства объездной дороги Адлера планируется на 2026 год.
В этом году завершается строительство нового направления трассы А-289 «Краснодар–Славянск–Темрюк» протяжённостью 119 километров от Краснодара до Крымского моста. После открытия моста через Керченский пролив на трассе А-289 значительно возрос транспортный поток, и в связи с этим в 2021 году началось строительство дублирующего направления. В составе новой трассы будет около 50 мостов, путепроводов и 10 развязок, а время поездки от Краснодара до Крымского моста составит около двух часов.
К концу этого года завершается строительство обхода города Усолья-Сибирского на автодороге Р-255 «Сибирь» в Иркутской области, то есть части международного транспортного коридора, связывающего Россию, Монголию и Китай. К этому же времени трасса М-12 «Восток» будет продлена до Екатеринбурга. Вообще-то строительство магистрали М-12 началось ещё в 2020 году, и трасса должна была соединять Москву и Казань. Но в 2023 году было принято решение продлить магистраль до Екатеринбурга, а позже и до Тюмени. В прошлом году трасса «Восток» открылась для движения от Москвы до Арзамаса, затем дотянулась до Казани, а к концу 2024 года продлится до Екатеринбурга. Протяжённость магистрали – около 1,9 тысячи километров. Время от Москвы до Екатеринбурга сократится с 26 до 13,5 часа. В будущем году М-12 будет продлена до Тюмени.
Кстати, о Тюмени. В этом году началось строительство автомобильной дороги «Северный обход». Трасса свяжет два направления: «Омск – Тюмень» (федеральная трасса 1P-402) и «Новосибирск – Челябинск» (федеральная трасса Р-254 «Иртыш»). Протяжённость новой магистрали – 67 километров. Предусмотрено строительство мостов через реки Иртыш и Омь, а также более 10 путепроводов. Развитие сообщения между этими городами позволит снизить транспортную нагрузку на городских линиях.
4
А что у нас с железнодорожным и автомобильным транспортом?
Высокоскоростные линии ждут высокоскоростных же поездов. Таким будет «Белый кречет» – полномасштабный макет одного из его вагонов представили этим летом в Москве на Манежной площади. Именно такие составы, развивающие скорость до 400 км/ч, планируется запустить на ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В разработке и производстве поезда задействовано более 100 российских предприятий, включая научные институты, отраслевые центры, конструкторские бюро и заводы. Подписан договор на поставку 41 состава с производителем – АО «Уральские локомотивы».
По предварительным данным, поезда «Белый кречет» будут включать в себя 8–16 вагонов с четырьмя классами обслуживания и вагоном-бистро с баром. Поезд сможет вместить до 460 человек, включая маломобильных пассажиров. В одном из вагонов намечено размещение детской игровой зоны.
Интересно, что российские поезда в последние годы традиционно получают «птичьи» имена – «Сапсан», «Ласточка», «Финист», «Орлан» и «Иволга». Хотя их параметры несколько уступают «Белому кречету», они всё же реально перевозят пассажиров по нашим железным дорогам.
В этой связи особый интерес вызывает «Финист». Известно, что долгое время основным поставщиком подвижного состава для наших железных дорог был немецкий концерн Siemens, выпускавший на наших производственных площадках электропоезда «Ласточка» и «Сапсан». Из-за санкций немцы ушли из России, но производство скоростных электропоездов не остановилось. Практически сразу наши специалисты создали полностью импортозамещённый вариант «Ласточки». А запасные части для поезда теперь поставляют не немецкие, а российские предприятия, на экономическое состояние которых уход Siemens оказал весьма благоприятное влияние. Собирается «Финист» в ООО «Уральские локомотивы», но пол и окна для поезда изготавливаются на заводе в СанктПетербурге, потолок и двери в Подмосковье, светодиодные панели в Екатеринбурге, сидения в Новороссийске, а багажные полки в Красноярске. Тяговый привод у него тоже российского производства, наличествует продвинутая российская система кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха.
Более того, наш «Финист» оказался лучше «Ласточки» с точки зрения комфорта: в каждом вагоне теперь три санузла; у него более удобные кресла; пневмоподвеска делает ход более плавным; имеются выдвижные ступени для захода в вагон и выдвижные двери при проходе между вагонами; увеличено количество USB‐разъёмов для подзарядки мобильных устройств... Эксплуатация «Финистов» началась в прошлом году, они курсировали по четырём маршрутам в Свердловской области. К январю 2024 года РЖД было передано 12 составов, и ещё 10 ожидается до конца года.
А в Москве и Московской области на линию вышли новые электропоезда «Иволга 4.0». Это последняя модификация из семейства электропоездов, предназначенных для внутригородских и пригородных пассажирских перевозок, которая выпускается «Трансмашхолдингом» на Тверском вагоностроительном заводе. Поезд разгоняется до 160 км/ч и перевозит до 646 пассажиров. В головных вагонах расположены места для парковки велосипедов и зарядки электросамокатов. Имеются также столики с беспроводными зарядками и USB‐разъёмами. Отличается модель четвёртого поколения также увеличенным до трёх количеством дверей (кроме головных вагонов). Важно, что 97 процентов комплектующих этой модели производятся в России на более чем 600 предприятиях.
В ближайшей перспективе РЖД намерено внедрять беспилотное управление поездами. Между тем по Москве беспилотный трамвай уже перевозит пассажиров. В тестовом режиме его запустили ещё весной и несколько месяцев обкатывали на маршруте No 10 от метро «Щукинская» до остановки «Улица Кулакова». Сейчас в трамвае всё же присутствует контролирующий систему человек, да и переключение путевых стрелок в автоматическом режиме отключено по инициативе Московского метрополитена, руководство которого опасалось схода с рельсов из-за плохих погодных условий. Так что приходится по-старинке орудовать ломиком. В Санкт-Петербурге же в какой-то степени обогнали Москву, там уже два года ходят «умные» трамваи, оснащённые системой искусственного интеллекта. Правда, беспилотными их назвать всё же нельзя. Эти трамваи оснащены системой «активной помощи водителю», разработанной дочерним предприятием «Сбера», компанией Cognitive Pilot. Система одновременно следит и за водителем, и за дорожной обстановкой. При опасной ситуации ИИ либо предупреждает водителя, либо при его бездействии подключается к управлению и, при необходимости, начинает тормозить.
5
Что касается новинок отечественного автотранспорта, то, как бы это сказать помягче... они у нас есть. В середине 90-х в России производили около миллиона машин в год, в 2012–2013 годах – больше двух миллионов. В 2014 году объём производства сократился и до 2020-го держался на уровне около 1,5 миллиона машин в год. В 2022 году из-за санкций ушли основные зарубежные производители, и общий объём сократился в 2,5 раза. Тем не менее в 2023 году произвели 720 тысяч автомобилей, в том числе 537 тысяч легковых, а в 2024-м, по прогнозу Минпромторга, у нас выпустят 800 тысяч машин.
В области легковых автомобилей, например, «АвтоВАЗ» представил модель Lada Iskra, которая, по мнению экспертов, занимает нишу между семействами Vesta и Granta. Напомним, что под брендом Lada продукцию АвтоВАЗа с первых дней его работы в 1971 году поставляли за рубеж. Для российского рынка название «Лада» стали использовать с 1991-го. Сейчас АвтоВАЗ – крупнейший автопроизводитель в России. Основной завод расположен в Тольятти, но ряд моделей собирают в Ижевске.
Новацией является проект Лада e-Largus – первый отечественный электромобиль, предназначенный для массового рынка. В АвтоВАЗе ведутся работы по подготовке к запуску этой модели на конвейер. Серийный выпуск Лада e‐Largus ожидается в конце 2024 года или в 2025 году. Но при всей «экологически правильной» ориентации легковых электромобилей само это направление вызывает массу вопросов, достойных отдельной публикации.
Отметим, что Lada Iskra и Lada Aura являются новыми модификациями «Весты», причём «Искра» должна заменить «Гранту», а «Аура» – удлинённый вариант – рассчитан на чиновников и скорее всего пойдёт по линии госзакупок. Кстати, летом, во время открытия моста через Волгу в Твери, наш Президент, проехав за рулём «Ауры» по новому участку трассы М-11, положительно оценил эту модель. Но вообще-то по статусу руководителю государства положен Aurus – российский автомобиль представительского и высшего класса.
До недавнего времени «Аурусы» изготавливались под заказ, штучно для первых лиц Правительства РФ. Недавно в Татарстане, на территории особой экономической зоны «Алабуга», начался серийный выпуск люксового седана Aurus Senat – самой роскошной и дорогой отечественной модели для свободной продажи. В этом году мы увидим также Aurus Komendant, полностью оправдывающий маркер «дорого-богато». Но, сами понимаете, вероятность встретить Аурус на дорогах нашей глубинки не очень высока. Зато можно увидеть работягу, внедорожник УАЗ-3163 «Патриот», выпускаемый аж с 2005 года. Кстати, Ульяновский автомобильный завод, основанный в 1941 году для производства внедорожников, грузовиков и фургонов для армейских нужд, в модельном ряде имеет ещё две машины – УАЗ «Хантер» и УАЗ «Пикап». Некоторые эксперты не без сарказма отмечают, что модельный ряд УАЗа не обновлялся почти 20 лет и, скорее всего,
столько же не будет, поскольку, как говорит пословица, от добра добра не ищут. Тем не менее «Патриот» 2024 года выпуска не только сохранил свои лучшие качества, но и значительно улучшился. Он стал ещё более проходимым и комфортным на бездорожье благодаря модернизированной системе полного привода и новой подвеске. А в интерьере появились современные опции, такие как новая мультимедийная система и усовершенствованный климат-контроль.
У других производителей тоже есть подвижки. «Горьковский завод», что в Нижнем Новгороде, выпустил первую опытно-промышленную партию электробусов «Газель е-Сити». Кроме того, ГАЗ планирует в этом году реанимировать бренд «Волга», но в реальности это будет крупноузловая сборка «китайца»» Changan.
Удалось сохранить бренд «Москвич». Но тут следует разделять автомобиль и завод. Завод был основан в 1930 году, а с 1998 по 2022 год здесь собирали автомобили Renault. После ухода французов завод был передан в собственность правительства Москвы и переименован в «Московский автомобильный завод “Москвич”». Современные «Москвичи», в отличие от старых советских машин, сохранили только название, поскольку, как и ряд других автомобилей, бегающих по нашим дорогам, собираются из китайских комплектующих. В 2022 году выпустили кроссовер (тип автомобиля с увеличенным дорожным просветом) «Москвич 3» в двух версиях – бензиновой и электрической; в 2023 году седан «Москвич 6», а в этом году должен появиться на рынках семиместный кроссовер «Москвич 8».
6
Чтобы определиться в понятиях, какие машины можно называть российскими, напомним, что у нас в стране имеется полтора десятка больших автозаводов. Эксперты выделяют три основных варианта локализации.
Во-первых, если машины спроектированы в России, изготавливаются на российских платформах из деталей, большая часть которых произведена внутри страны, то это собственное производство. Хотя могут использоваться и некоторые зарубежные детали. Во-вторых, производство полного цикла – мелкоузловая сборка, когда на российское предприятие приходит неокрашенный и несваренный корпус и некоторые детали. При этом часть деталей (двигатели, трансмиссия и т.п.) может приобретаться у местных поставщиков. И, наконец, в-третьих, крупноуз‐ ловая сборка, когда на завод приходят комплекты, из которых сразу собирают готовые автомобили. В принципе, порой имеет место «косметическая» разукомплектовка автомобиля – снимается с него, допустим, коробка передач, зеркало заднего вида и ещё пара мелочей, а после пересечения границы на местном предприятии всё быстро возвращается на место.
Слабость такой ситуации в полной мере проявилась в конце 2022 года, когда из 12 крупнейших заводов, собирающих иномарки, 11 прекратили работу. После ухода европейских, корейских и японских брендов работу продолжил только китайский Haval. Сейчас картина изменилась, из 11 остановленных заводов восемь уже перезапущено, причём исключительно с китайским партнёрством. Такая зависимость не радует, но в качестве временной меры во время глобального противостояния с Западом вполне сойдёт.
Особое место занимает грузовой автотранспорт. На российском рынке коммерческой техники самые большие фигуры – это ГАЗ и КамАЗ. Другие отечественные бренды – например, «Урал».
Что касается ГАЗ, то в младшем грузовом сегменте его продукция представлена линейками «Газелей» и «Соболей» самого разного назначения. Интересно, что ГАЗ имеет новинки и в автобусном сегменте – городской «Ситимакс-12» и туристический «Круиз». А вот что может составить конкуренцию долгие годы удерживающему лидерство КамАЗу, так это среднетоннажный низкорамный грузовик «Валдай», в первую очередь «Валдай-12» и более тяжёлый «Валдай-18» с цельной рамой, новыми силовыми агрегатами и увеличенной грузоподъёмностью. Дело в том, что «Валдай» становится отдельной торговой маркой для выпуска крупнотоннажных грузовиков. И хотя «Валдай» является локализацией китайского бренда Foton, ждать, когда появятся стопроцентно отечественные грузовики в современных условиях, мягко говоря, неэффективно.
Впрочем, ситуация с импортозамещением в этой области не так уж и плоха. Так, КамАЗ запустил опытную сборку новых моделей грузовиков флагманской линейки К5 – трёхосные самосвалы 6595 и 65952 и четырёхосный 65951. При этом самые современные в линейке КамАЗа модели с кабиной К5 в зависимости от комплектации локализованы на 70–99 процентов! Особо радует первый российский беспилотный грузовик КамАЗ-54901, который вот уже год как «рассекает» на трассе М-11.
Кроме того, в конце этого года жители некоторых городов увидят на своих улицах автобус «Вега» – совместный проект КамАЗа и СимАЗа. С прошлого года выпускается компактный автобус КамАЗ-4290. Вообще-то для КамАЗа производство автобусов не является экзотикой, достаточно вспомнить «Электробусы» на улицах Москвы. Кстати, модифицированный вариант (зарядка от розетки, а не от пантографа) уже появился в Санкт-Петербурге. А вот в Нижнем Новгороде ходят электробусы «МиНиН», разработанные белорусскими предприятиями BKM Holding, ООО «АМБ-Инжиниринг» и нижегородским заводом «Нижэкотранс». Собираются эти машины в городе Ворсма Нижегородской области.
Особое место занимает группа предприятий «ГИРД», один из крупнейших производителей спецтехники и автофургонов в России. Российское предприятие, основанное более двадцати пяти лет назад, сегодня владеет собственным производственным комплексом и специализируется на выпуске тяжёлой спецтехники на базе автомобилей «Урал» и «КамАЗ» для нужд нефтегазовых, энергетических, коммунальных отраслевых организаций, аэропортов и логистических компаний. «ГИРД» сейчас поставляет вахтовые, транспортно-бытовые и грузопассажирские автомобили; передвижные мастерские и лаборатории; седельные тягачи и лесовозы; автоподъёмники, аэродромную технику, автоцистерны, автомобили спецназначения и т.д. Из последних достижений – на базе серийного шасси бескапотного грузовика «Урал» С35510 разработана модификация для работы в тяжёлых условиях Крайнего Севера.
Короче говоря, есть чем перевозить грузы по нашим дорогам.
7
Чтобы закрыть транспортную тему, отметим, что проблемы импортозамещения и в этой области хоть и частично, но всё же решаются.
Так, например, завод «Ремдизель» запустил в Набережных Челнах серийное производство полностью отечественных двигателей для грузовиков «КамАЗ» проектной мощностью 1,6 тысячи штук в год. Двигатели развивают мощность до 260 л.с., оборудованы турбонаддувом и топливной аппаратурой, поставляемой Ярославским заводом дизельной аппаратуры и Алтайским заводом прецизионных изделий. В производстве этих двигателей применяются исключительно российские компоненты, уровень локализации составляет 100 процентов. А если обратить внимание на другой край размерной шкалы, то есть на технологически важные «мелочи», – на бывшем заводе Bosch в Энгельсе (Саратовская область) возобновили производство индустриальных свечей зажигания. Их теперь делают под новой торговой маркой Meteor, поскольку после ухода иностранного собственника его бывший завод сейчас принадлежит московскому холдингу S8 Capital.
Неплохо обстоят дела и в машиностроении, обслуживающем аграрный сектор. Так, «Ростсельмаш» открыл в Ростове-на-Дону новый завод полного цикла по производству тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники. А на Петербургском тракторном заводе разработали и начали серийный выпуск новой двухрежимной автоматической коробки передач собственной разработки. В Таганроге на месте бывшего автозавода ТагАЗ «Ростсельмаш» в первом полугодии ввёл в строй современное предприятие по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники. Об их продукции мы расскажем чуть ниже, а пока остановимся на любопытном аспекте развития новых (или же старых – как посмотреть) идей.
Дело в том, что так называемые беспилотные технологии активно продвигаются не только в области легкового или грузового транспорта, но также и в агротехсфере. Российский разработчик программного обеспечения и прикладных решений для сельского хозяйства компания «Когнитивный пилот» недавно представила полностью беспилотный, бескабинный роботизированный минитрактор мощностью 30 лошадиных сил. Вообще-то эта компания ещё в 2020 году подписала с одним из ведущих аграрных холдингов «ЭкоНива» соглашение о создании сервисной сети по установке и поддержке искусственного интеллекта для сельхозтехники, а также соглашение об автоматизации техники с ещё одним крупных холдингом – компанией «Русагро». С тех пор на потоке установка на современные тракторы (например, «Кировец К-742 М») готовых комплектов для автономного управления трактором. В комплекты входят блок управления с интегрированным дисплеем – то есть своего рода «мозг системы», получающий данные от сенсоров, обрабатывающий их с помощью искусственного интеллекта и передающий сигналы на управляющие системы, а также блок сенсоров, навигации и связи – «орган чувств» из стереовидеокамеры, модуля высокоточной навигации и модулей связи GSM и радио.
Вообще-то проектам беспилотной сельхозтехники почти сто лет – идеи о радиоуправляемых тракторах и комбайнах будоражили умы инженеров послереволюционной страны, в произведениях довоенных фантастов такие сюжеты тоже встречались. Вопросы продовольственной безопасности неразрывно были связаны с историей России вне зависимости от формы правления – несмотря на её бескрайние просторы и обилие плодородных земель, зависимость от климата не компенсировалась культурой сельского хозяйства. Здесь отставание от западных, да и восточных «технологий», сформировавшихся на скудных пятачках тощих земель, рано или поздно должно было сказаться и сказалось при первом же масштабном просчёте, связанном с решениями властей в 50-е–60-е годы прошлого века.
Но оставим историю историкам. Что касается наших дней, вернёмся к отечественному производителю агротехники из Ростова-на-Дону – «Ростсельмаш». Этой осенью он представил сразу несколько своих новых машин: зерноуборочные комбайны серии S, комбайн H820 и колёсный трактор «Ростсельмаш 1370». Вся эта техника оснащена российскими двигателями, имеет высокую степень автоматизации и по качеству находится на уровне ведущих мировых образцов. Так, на комбайнах серии S стоят современные российские дизельные двигатели Ярославского моторного завода. Этот же завод производит мощный российский двигатель для комбайна H820 с уникальной гибридной системой обмолота и сепарации. А на новом российском колёсном тракторе «Ростсельмаш 1370» используется двигатель КАМАЗ мощностью 371 л.с. Этот трактор оснащён одной из самых комфортабельных и просторных кабин в своём классе.
8
От дел небесных и тверди земной обратимся к водной стихии. Здесь, как мы знаем, российское мореплавание развивается по двум направлениям – мирному и военному, при этом с точки зрения стратегических интересов государственной экономической и военно-политической безопасности они неразрывно связаны.
Именно поэтому на совещании по вопросам кораблестроения основной задачей, стоящей перед отраслью, было названо комплексное развитие ВМФ России и наращивание его потенциала в стратегически важных районах. Как, в частности, отметил на совещании Владимир Путин, к концу 2024 года военно-морским силам страны должны передать более 40 кораблей и судов. И, как особо подчеркнул наш Президент: «На этом направлении многое сделано: наш флот пополняется новыми кораблями, оснащается современными видами оружия, ведётся ремонт и глубокая модернизация техники». Кроме того, он потребовал от министра обороны России Андрея Белоусова подготовить долгосрочную концепцию развития отечественного ВМФ.
Вообще-то статистика показывает рост нашего военного кораблестроения – если в 2022 году ВМФ получил 24 судна, то в 2023 уже 33. А в этом году, судя по всему, заявленные цифры будут достигнуты. Тем не менее, как сказал Владимир Путин, «наша концепция должна основываться на понимании интегрированных решений по боевому применению Военно-морского флота. Исходя из этого, нужно и концепцию выстраивать долгосрочную».
Вот здесь как раз возможны какие-то неожиданные решения в направлении развития современного кораблестроения. Даже у самого далёкого от этих вопросов обывателя возникает подозрение, что эпоха огромных кораблей, нашпигованных множеством единиц боевой техники, подходит к финалу. Возможно, к временному, но на сегодняшний день противокорабельные средства поражения, особенно с учётом сверхзвуковых ракет, превращают авианосцы и соразмерные им гиганты в огромные мишени. К тому же события в Чёрном и Красном морях показывают уязвимость больших кораблей перед так называемым москитным флотом, в том числе и беспилотными «брандерами». С другой стороны, насыщение кораблей противоракетной и противоторпедной системами повышает их жизнеспособность, причём не исключено, что найденные решения окажутся эстетически невыигрышными, а гордые силуэты властителей морей скроются под каким-либо защитным покрывалом. Аналогично тому, как на полях современных сражений появляются танки с наварными решётками и сетками в духе пресловутого «Царь-мангала».
Впрочем, не исключено, что в недалёком будущем могут появиться плавающие боевые острова – этакие военные базы, оснащённые всеми видами защиты и нападения на суше, в воздухе и на воде, площадью в несколько десятков авианосцев. Вопрос только в экономической целесообразности, стратегическая ценность таких «мобильных баз» не представляется очевидной, особенно в плане развития подводного флота.
Кстати, на производственном объединении «Севмаш» спущен на воду атомный подводный ракетоносец «Князь Пожарский», а на Тихом океане после модернизации спущена на воду многоцелевая атомная подводная лодка «Иркутск».
Но и в относительно малотоннажной области есть достижения. В августе в состав Каспийской флотилии вошёл малый ракетный корабль «Амур». В этом же году на Зеленодольском судостроительном заводе спущены на воду малый ракетный корабль «Тайфун» и патрульный корабль «Виктор Великий». В Санкт-Петербурге спущены на воду очередной пограничный сторожевой корабль и очередной пограничный патрульный корабль «Сахалин». На Средне-Невском судостроительном заводе заложен очередной корабль противоминной обороны. Кстати, на этом же заводе спущен на воду головной экскурсионно-прогулочный катамаран «Бастион» и третий скоростной катамаран проекта «Котлин».
Из знаковых событий – на Балтийском судостроительном заводе заложен атомный ледокол «Ленинград», а в Северодвинске на «Севмаше» проходят испытания подшипников для атомного ледокола «Чукотка». Кстати, в конце лета корабелы Балтийского завода погрузили защитную оболочку реакторов «Чукотки». Для перемещения блок-секции весом 220 тонн было одновременно задействовано четыре портальных крана.
Одновременно с этими событиями в нынешнем году имелись и другие достижения в области судостроения: на «Окской судоверфи» были спущены на воду новое краболовное судно, сухогруз «Владимир Ерыгин» и большой гидрографический катер; во Владивостоке отправили на заводские ходовые испытания судно для добычи краба «Пума», причём от них не отстаёт и Онежский судостроительно-судоремонтный завод, тоже спустивший на воду краболовное судно… Интересная новость пришла с Зеленодольского завода имени А.М. Горького – там спустили на воду первое российское пассажирское судно на водородном топливе. Если проблемы безопасности решены, то морской и речной транспорт может перейти на экологически чистое топливо.
Не вдаваясь в перечисления, скажем, что в этом году было спущено на воду немало барж, буксиров, танкеров и сухогрузов, судов специального назначения, пассажирских и других типов судов. Но при этом, учитывая современное состояние геополитического расклада сил, первоочередными являются всё же задачи оборонного характера.
9
Именно поэтому в августе Президент Владимир Путин подписал Указ о создании Морской коллегии, которая, как сказано, займётся «обеспечением проведения национальной морской политики». Коллегию возглавил помощник президента Николай Патрушев, кроме того в её состав включили главу госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачёва, председателя правления НОВАТЭКа Леонида Михельсона, главу думского оборонного комитета Андрея Картаполова и др. Одновременно в Морской коллегии создаются советы по стратегическому развитию ВМФ, по защите национальных интересов России в Арктике и по развитию и обеспечению морской деятельности страны. Основными задачами которых станут в том числе выработка мер, направленных на закрепление за Россией статуса «великой морской державы», развитие Северного морского пути, предотвращение загрязнения морской среды и развитие взаимовыгодных партнёрских отношений в сфере морской деятельности, как сказано – «в условиях формирующегося полицентричного мира».
В состав Коллегии вошли также губернаторы ряда регионов, имеющих выход к морю, главы Минсельхоза, Минпромторга, Минэнерго, МЧС, Минэкологии, Минтранса, Росрыболовства, Роснедр, Росморречфлота, Росгидромета, ФМБА, Пограничной службы ФСБ и других ведомств. Практически одновременно с указом о Морской коллегии был опубликован указ Владимира Путина о создании Управления президента по вопросам морской политики, одной из основных задач которого станет информационно-аналитическое сопровождение и организационное обеспечение работы Морской коллегии. Кроме того, Управление будет заниматься также вопросами укрепления обороноспособности России в Мировом океане, вопросами защиты прав России на её континентальном шельфе, вопросами портовой инфраструктуры, вопросами развития морской деятельности в Арктике и Антарктике и проводить экспертизу законопроектов и проектов договоров в своей сфере.
Одновременно с упорядочиванием дел во властных структурах не забывали о практике. Так, осенью в Тихом и Северном Ледовитом океанах, Средиземном, Каспийском и Балтийском морях прошли стратегические командно-штабные учения «Океан-2024» под общим руководством главнокомандующего Военно-морском флотом адмирала Александра Моисеева. В учениях было задействовано свыше 400 боевых кораблей, подлодок и судов обеспечения, более 120 самолётов и вертолётов, порядка 7000 единиц вооружения, военной и специальной техники, а также 90000 военнослужащих. К конкретным манёврам были привлечены сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии, а также воинские контингенты стран-партнёров. После развёртывания группировок на полигонах были разыграны боевые действия по поражению объектов и сил условного противника, высадке морских десантов на необорудованное побережье, защите объектов морской экономической деятельности и стратегических коммуникаций. Главной задачей манёвров Минобороны назвало проверку готовности ВМФ к «решению нестандартных оперативных задач, комплексному применению высокоточного оружия, перспективных и современных образцов вооружения и военной техники», а также «расширение взаимодействия с военно-морскими силами стран-партнёров».
Что касается «стран-партнёров», то, как выяснилось по ходу учений, речь шла о Народно-освободительной армии Китая (НОАК), от которой в «Океан-2024» было задействовано четыре боевых корабля, судно снабжения и 15 самолётов. Группировки двух стран отработали «практические действия по обороне морских коммуникаций и районов морской экономической деятельности». Кстати, одновременно с этими учениями вооружённые силы России и Китая начали совместные военные учения «Север. Взаимодействие-2024» для отработки реагирования на потенциальные внешние угрозы в Японском и Охотском морях. Как стало известно, Россия и Китай направили на учения более 10 кораблей и более 30 самолётов. Как заявил официальный представитель министерства обороны КНР Чжан Сяоган, «эти учения успешно проверили способности координации тактического командования и проведения совместных операций обеих сторон, ещё более углубили уровень стратегического сотрудничества двух армий, внесли активный вклад в поддержание регионального мира и стабильности, а также в реагирование на вызовы безопасности».
А недавно в Североморске завершился дальний арктический поход кораблей ВМФ России. В ходе плавания военные моряки провели ряд мероприятий, направленных на обеспечение защиты интересов России в Арктике, в том числе и трассы Северного морского пути. В состав отряда входили большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», большой десантный корабль «Александр Отраковский», спасательное буксирное судно «Алтай» и большой морской танкер «Сергей Осипов». Что весьма интересно, в середине сентября отряд вошёл в северную часть Тихого океана и принял участие в учениях «Океан-2024», выступив в роли «противника». Кроме того, силы отряда провели десантную операцию на Чукотском полуострове в районе мыса Ванкарем, и только после этого корабли начали путь домой. Таким образом, группировка кораблей Северного флота прошла за 78 дней 11 тысяч миль, охватив акваторию всех арктических морей, от Баренцева до Берингова. Значение таких походов обусловлено ролью Северного морского пути в экономике страны и обеспечении её суверенитета над особой экономической зоной в Арктике.
10
Чтобы завершить тему Северного морского пути, отметим такое научное достижение, как успешное завершение своей первой миссии ледостойкой платформой «Северный полюс». Это единственное в мире судно, которое способно самостоятельно передвигаться во льдах со скоростью до 10 узлов (более 18 километров в час) или «вмораживаться» в ледяное поле и дрейфовать вместе с ним неограниченное время, проводя научные исследования. В этом году платформа «Северный полюс» через 19 месяцев работы вернулась в Мурманск и сейчас готовится к новой экспедиции.
А весной этого года впервые в истории человечества состоялся прыжок из стратосферы на Северный полюс! При поддержке «Роскосмоса» три опытных парашютиста: лётчик-космонавт, герой России Михаил Корниенко, лётчик-инструктор Александр Лынник и основатель аэрокосмической лаборатории «Стратонавтика», инженер космической и стратосферной техники Денис Ефремов – совершили прыжок с парашютом с борта самолёта Ил-76 МД и с высоты более 10 километров, установив тем самым мировой рекорд. На Северном полюсе их встретили участники российской полярной станция «Барнео». Стратонавты развернули на полюсе экспериментальное серверное оборудование спутниковой связи, которое доказало свою способность работать в суровых условиях.
А практически на другой стороне земной оси, то есть в Антарктиде, в этом году начал работу новый российский зимовочный комплекс «Восток». Это самое современное сооружение на континенте, которое уже успешно выдержало свои первые –80 градусов антарктической зимы. Как отметил во время церемонии ввода в эксплуатацию комплекса Президент Владимир Путин, «новый зимовочный комплекс – это, пожалуй, лучший, главный подарок к юбилейной, 70-й Российской антарктической экспедиции, которая стартует осенью этого года, и залог успеха выполнения её важных для России, да и для всей мировой науки, задач, а задач, безусловно, действительно много. В их числе мониторинг солнечной активности и других явлений “космической погоды”, которые воздействуют и на технику, и на человека, изучение роли Антарктиды в глобальном изменении климата. Много очень вопросов и достижений здесь уже, на этом пути. И, конечно, очень важно было создать условия для продолжения такой нужной и нашей стране, да и всему человечеству работы».
Кроме того, новый комплекс позволит продолжить исследование подледникового озера, открытого нашими учёными ещё в 90-х годах, о загадках которого мы неоднократно рассказывали в наших публикациях.
В этом же году Арктический и антарктический научно-исследовательский институт запустил в работу самый южный пункт Государственной системы мониторинга состояния многолетней мерзлоты в России. Скважина находится на высоте 2,1 тысячи метров над уровнем моря на южном участке Чуйского тракта – одного из самых высоких автомобильных перевалов в республике Алтай, на границе с Монголией. Пункт мониторинга расположен на равноудалённом расстоянии от Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов, в районе с резко континентальным климатом. Масштабная система мониторинга поможет учёным в предсказании изменений на территориях с вечной мерзлотой.
От тем «холодных» перейдём к согревающим. С энергетикой дела у нас тоже обстоят неплохо. В Обнинске запустили модель самого мощного в мире ядерного реактора, а в Северске начали монтаж реакторной установки четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300. Оба проекта являются частью стратегически важной работы по созданию практически безотходной и, что важно, полностью безопасной ядерной энергетики будущего. Новые типы реакторов дают возможность заново включать в топливный цикл отработавшее ядерное топливо, что, в свою очередь, снижает необходимость в добыче урана, а также позволяет заново использовать накопленные ядерные отходы. Об этих уникальных российских технологиях мы тоже уже рассказывали на страницах журнала.
Отметим, что и в традиционной электроэнергетике есть подвижки. В этом году группа «Интер РАО» завершила модернизацию трёх энергоблоков гидроэлектростанций в Костромской области, Пермском крае и в Республике Бурятия. А на Кубани заработала новая теплоэлектростанция «Ударная». Вот с «Ударной» связано событие, которое по своему значению, может быть, даже важнее, чем факт появления новой ТЭС.
Дело в том, что в октябре 2024 года на «Ударную» поставили первую отечественную серийную газовую турбину ГТД-110М мощностью в 118 мегаватт. Попытки создать собственные турбины большой мощности начались ещё в 1990-х, продолжились в нулевых и частично после 2014 года. Подобные турбины большой мощности в советское время производились на Украине, но после распада СССР там не смогли сохранить их производство и технологию. А тут и «добрые немцы» из Siemens подсуетились и предложили свои, скажем прямо – весьма неплохие мощные турбины. Но после известных событий 2022 года Siemens, как и многие западные концерны, окончательно свернул своё присутствие в России, что оказалось на руку отечественным разработчикам и производителям. Потому что таких турбин на ТЭС необходимы сотни, а в планах «Силовых машин» создание турбины уже на 170 мегаватт. Импортозамещение на марше, и это радует!
11
Есть и другие достижения в технологиях и научных разработках.
Так, например, в НИТУ МИСИС представили первую в России полноформатную солнечную батарею на основе титаната кальция, выполненную только из отечественных материалов и готовую к внедрению в производство. Такая батарея дешевле аналогов по себестоимости, а цикл изготовления составляет 8–10 часов. Она устанавливается как на частном доме, так и на промышленных объектах предприятий, озабоченных «зелёной» повесткой. Соединение таких батарей в большие панели обеспечивает генерацию высокой мощности в условиях затенения и пасмурной погоды, что весьма важно в условиях Арктики и Крайнего Севера.
А Зеленоградский нанотехнологический центр сообщил о начале выпуска новой микросхемы 5344ХЕ025 – радиационно-стойкого бесконтактного датчика тока с линейным аналоговым и цифровым выходами. Этот чип предназначен для использования в бортовой аппаратуре космических аппаратов. Вообще-то передовые микросхемы 5–15 нанометров уязвимы к факторам космического пространства, поэтому лучшие радиационно-стойкие чипы в Тайване изготавливаются по техпроцессу 65 нанометров, но в очень небольших объёмах, поскольку их себестоимость превышает «массовые» в сотни и тысячи раз. Основное и единственное предприятие США по выпуску радиационно-стойкой микроэлектроники – завод SkyWater Technology в Блумингтоне – работает только для Министерства обороны, которое ими снабжает НАСА и другие частные компании. Поставки таких чипов в Россию давно запрещены, но и эту проблему удалось решить.
Что касается прорывных решений в микроэлектронике, то в августе в Самаре началась сборка экспериментального образца отечественного фотонного процессора, работающий образец которого ожидается к концу этого года. Такой процессор обрабатывает информацию в сотни раз быстрее обычных современных цифровых нейросетей на базе традиционных полупроводниковых компьютеров. Процессор разработан и создан специалистами Самарского университета имени С.П. Королёва в рамках научной программы Национального центра физики и математики при поддержке госкорпорации «Росатом». Список достижений можно продлить ещё на много страниц – год, невзирая на определённые проблемы, выдался весьма продуктивным на открытия новых производств в самых разных отраслях – от машиностроения до пищевой промышленности. Но есть прошедшие на первый взгляд незамеченными события, которые, возможно, важнее, чем ещё одна подводная лодка или даже АЭС.
Так вот, в этом году российские школьники завоевали четыре золотые и две серебряные медали на международной олимпиаде по математике в Великобритании.
Студенты Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ в финале международного чемпионата по алгоритмическому программированию ICPC 2024 (Астана, Казахстан) победили противников из американского Массачусетского университета и китайского университета Цинхуа и получили золотые медали.
На 58-й Международной Менделеевской олимпиаде по химии, в этом году проходящей в китайском городе Шэньчжэне, российские школьники завоевали пять золотых и пять серебряных медалей.
Сборная российских школьниц увезла четыре золотые медали с Европейской математической олимпиады для девушек (European Girls’ Mathematical Olympiad), проходящей в этом году в Словении.
А на Открытой международной астрономической олимпиаде OWAO-2024, в которой приняли участие более 100 юных астрономов из 20 стран, все наши шесть участников получили золотые медали, а московская школьница Екатерина Чуркина стала абсолютным победителем олимпиады, набрав наибольшее количество баллов.
Все эти достижения юных талантов – шанс на то, что у нас есть будущее, и надежда на то, что будущее это будет прекрасным, пока ещё сохраняется.
Марина ГЕВОРКЯН
Источник: НИР № 10, 11, 2024