Нижний Новгород отличается уникальным переплетением культурных и религиозных традиций населяющих его этносов.
Об исламском аспекте истории города рассказывает Ольга Николаевна СЕНЮТКИНА – доктор исторических наук, профессор кафедры истории и мировой политики, начальник Международной междисциплинарной НИЛ «Историческая компаративистика, регионоведение и развитие восточно-азиатских территорий» Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, эксперт Духовного управления мусульман Нижегородской области по научным вопросам.
____
– Ольга Николаевна, Нижнему Новгороду – более 800 лет: в 2021 году он отметил свой юбилей. Существуют ли какието свидетельства (археологические, эпиграфические и прочие) о том, когда в городе впервые появились мусульмане?
– Как Вы правильно сказали, есть точная дата начала города Нижнего Новгорода – 1221 год. Этот год отмечен в русских летописях, и, отталкиваясь от этой даты, праздновался 800-летний юбилей. Но нельзя утверждать, что заселение людьми места впадения реки Оки в Волгу и строительство крепости по распоряжению владимирского князя Георгия Всеволодовича совпадают по датам. Люди могли в этом месте обитать и до распоряжения князя. Споры среди историков идут о том, кто были эти люди этнически. Некоторым представителям разных этносов, живущим на территории Нижнего Новгорода, хочется удревнить пребывание своих предков в этом пространстве. Археологи дают нам сведения о том, что в месте впадения Оки в Волгу люди жили и до XIII столетия. Это подтверждает и устная традиция, закреплённая в легендах, песнях. Кто же были эти люди? Какого родуплемени? Татарам хотелось бы сказать, что были тюркские поселения, марийцам – что в этих местах обитали мари. И, конечно же, в этом столкновении мнений своё слово говорят представители эрзя. Что касается восточнославянских племён, предков русских людей, то и они, безусловно, сыграли свою роль в процессе формирования нижегородского городского пространства. С точки зрения этнического самосознания, в этом стремлении «удревниться» нет ничего неожиданного.
Но для мусульманского самосознания на первом месте стоит вера, а уж потом этническая принадлежность. Однако в огонь споров, развернувшихся в нижегородской среде в 1990-х годах, было подлито масло обращением к предположению историка В.Н.Татищева (1686–1750) о том, что в древности на месте Нижнего Новгорода существовала булгарская крепость. Сюжет с булгарской крепостью ближе к тому вопросу, который был Вами задан, к мусульманской теме. Некоторые современные историки готовы поддержать эту догадку Татищева, а некоторые дают ей развернутую критику, подчёркивая, что археологические раскопки не подтвердили существования у слияния Оки и Волги булгарского города.
Но тот факт, что по Оке и Волге издавна шли торговые суда, в том числе с товарами купцов из мусульманских стран, не вызывает сомнений. Есть «память мест»: пространства ежегодных торгов, ярмарок на Великом Волжском торговом пути. А место слияния Оки и Волги – часть этого торгового пути. Это, можно сказать, пространство исторической памяти, которое связывает мусульман Востока с Русью.
Если же вести речь о более поздних письменных свидетельствах присутствия мусульман в Нижнем Новгороде, то можно обратиться к «Писцовой книге» от 1622 года. Она говорит не о временном нахождении мусульман, а о постоянном их проживании, даёт указание на существование пяти татарских дворов. К тому же к XVII веку, к 1636 году, относится свидетельство Олеария, который отмечал, что «...народонаселение в Нижнем состоит из русских, татар и немцев».
– В таком случае мы можем говорить о мусульманском Нижнем Новгороде? Насколько это правомерно?
– Когда мы говорим «мусульманский Нижний Новгород», мы подтверждаем, что часть населения города – правоверные, мусульмане. Они имеют свои мечети, свои учебные заведения, свои отделы в магазинах, где торгуют халяльными продуктами, мусульманской одеждой и т. д. Это неотъемлемая часть религиозной культуры города, мусульманской культуры.
Если нижегородец говорит о том, что существует «мусульманский Нижний», значит, он понимает необходимость стабильности в многоэтничном и многоконфессиональном городе-миллионнике. Так же, на мой взгляд, можно сказать «православный Нижний», «протестантский Нижний», «католический Нижний» – и так далее, имея в виду, что из разных вероисповедных групп складывается религиозный ландшафт областного центра. Но это ещё не всё: Нижний Новгород имеет своё исламское сообщество, обладающее мусульманской исторической памятью, в городе есть места, где чувствуется восточный колорит мусульманского мира.
– Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-то особенности формирования мусульманского Нижнего Новгорода?
– Думаю, что формирование и укрупнение мусульманской нижегородской общины связано в первую очередь с экономическим значением ежегодных торгов, которые проходили на берегах рек Оки и Волги, а с 1817 года – с Нижегородской ярмаркой, находившейся как раз в месте слияния этих рек, на так называемой «Стрелке». Приезжавшие на торги купцы мусульманского вероисповедания нуждались в местах отправления религиозных потребностей. Известно, что джума-намаз – обязательное действие для совершеннолетнего здорового мужчины. Отсюда необходимость организации места для религиозных практик мусульман на время сезонных торгов и возможность оставаться на более длительное время, чем период летней работы Ярмарки. Отсюда и требование мусульман иметь своего имама, который мог бы осуществлять пятничную проповедь. Таким образом, первая специфическая черта формирования мусульманской общины – это её связь с появлением на «Стрелке» и у подножия высокого берега Нижнего купцов-мусульман.
Именно на эти торги устремлялись каждый год во время работы Ярмарки и те татары, которые постоянно жили «на горе» и молились в домах, не имея мечети, а также те татары, которые издавна населяли юго-восток Нижегородчины. Можно предположить, что нижегородские татары с нетерпением ждали открытия Ярмарки не только по экономическим соображениям, но и для того чтобы пообщаться с единоверцами.
Вторая специфическая черта развития нижегородской мусульманской общины – это формирование ещё одного, кроме заречного, места проживания мусульман «на горе», рядом с Нижегородском кремлём, с которого начал своё развитие город.
И ещё одна особенность. Мусульманский Нижний – это не сразу центр мусульманской жизни региона, в силу того, что большая часть нижегородских татар обитала на юго-востоке нынешней Нижегородской области. То есть исторически существовал некий пространственный этноконфессиональный разрыв юго-восточного мусульманского пространства Нижегородчины и уездного, губернского города, каким был Нижний. До сих пор в основном моноэтничные татаро-мусульманские селения региона расположены на его юго-востоке.
– Как шло формирование мусульманской общины города, и за счёт кого увеличивалась её численность? Сегодня община нашей страны растёт за счёт мигрантов из ближнего зарубежья, а в начале XVII века, когда на Нижегородской земле формировалось ополчение, сколько было мусульман в городе? Или, скажем, в Петровскую эпоху?
– Данные по количеству мусульман в Нижнем Новгороде, относящиеся к XVII веку, это те самые пять татарских дворов, которые упоминались в Писцовой книге от 1622 года, о которой я упомянула ранее. Понятно, что далее в связи с развитием торговли, формированием всероссийского рынка это количество могло возрастать. Плюс – те мусульманские купцы, которые приезжали на Ярмарку.
Конечно, в первую очередь это были торговцы из самого Нижнего, из Казани, Астрахани, Касимова и других городов. И, разумеется, заморские купцы, прежде всего персы (иранцы). Во времена формирования мининского ополчения Нижегородской ярмарки ещё не было, действовала Макарьевская, расположенная ниже по течению Волги, у стен Макарьевского монастыря. Часть купцов оставалась перезимовать в Нижнем, а то и на постоянное проживание.
Более точная статистика относится к концу XIX века. По Всероссийской переписи 1897 года во всей Нижегородской губернии проживали 1584774 человека. Из них татары мусульмане составляли два процента, то есть более 40 тысяч. Сам Нижний насчитывал тогда 90 053 жителя. Из них, по данным ОМДС, в так называемой Солдатской слободе (ныне пространство рядом с Сенной площадью) проживало татар мусульман 122 человека. К этой цифре надо добавить тех мусульман, что жили в заречной части города, там, где с 1817 года расположилась Ярмарка, да ещё учесть отдельные дворы в верхней и нижней частях города.
– Не так давно нижегородскими историками был обнаружен, на мой взгляд, очень любопытный, точнее показательный документ – Шертная клятва на Коране. В чём его ценность?
– Документ был обнаружен в одном из архивных дел ЦАНО. Текст клятвы приводится, в частности, в энциклопедическом словаре «Ислам на Нижегородчине» (2007).
Ценность этого исторического источника в том, что подобные документы помогают исследователям глубже, на конкретных примерах, уяснить особенности отражения взаимодействий конфессий (в нашем случае – мусульманской) с государством. Мусульманин, как подданный государства Российского, обозначает свою ответственность перед ним, соединяя политическую и религиозную сферы жизни общества.
– Насколько я знаю, уже в первый торговый сезон на Ярмарке действовала мечеть, правда, деревянная. Чуть позже была возведена каменная. Причём её строительство связано с именем очень незаурядной личности, оставившей заметный след в русской истории, – А. А. Бетанкура. Расскажите, пожалуйста, о его роли в создании ярмарочного комплекса в целом и мечети в частности.
– Вы правы. Утверждая присутствие мусульман на Стрелке, которая в те времена ещё не входила в черту города (мы говорим о XIX веке), а располагалась напротив исторической части Нижнего Новгорода, на левом берегу Волги, мы опираемся на большой блок исторических источников, сохранившихся в архивах, в том числе в ЦАНО. Часть этих источников послужила основой для написания книги по истории Нижегородской ярмарочной мечети, которая была создана мной совместно с коллегой из Казани И. К. Загидуллиным.
Деревянная мечеть начала действовать сразу с открытием Ярмарки в 1817 году. А каменное здание, возводившееся несколько лет, открыло свои двери в 1827 году.
А.А. Бетанкур, которого называют «Отцом Нижегородской ярмарки», ещё в 1816 году организовал Комитет строений и гидравлических работ. Этот Комитет и получил заказ на создание ансамбля Нижегородской ярмарки. В 1818 году был создан Специальный комитет Гостиного двора, в который, среди других, вошёл архитектор А. Л. Леер, создатель Нижегородской ярмарочной мечети. Бетанкур мечтал поднять авторитет Российского государства с помощью создания лучшего торгового корпуса в Европе (как он сам об этом писал). Под руководством Бетанкура и с его личным участием разрабатывалась планировка и застройка Ярмарки, утверждались проекты ярмарочных зданий, мостов, набережных. Проект мечети, разработанный Леером, стал образцовым для строительства мечетей по всей России. Мечта Бетанкура и его единомышленников сбылась.
Ярмарочная мечеть стала на долгое время, приблизительно на столетие, единственной мечетью на территории Нижнего Новгорода. Она разместилась у Бетанкуровского канала на набережной. Строительство каменной мечети в губернском центре было редким явлением для Российской империи.
Здание представляло собой восьмиугольную в плане постройку с входами и лестницами с двух сторон. Центр сооружения венчал минарет в форме барабана с «луковичкой». Она легко узнаваема среди нижегородских мечетей, поскольку минареты сельских мечетей юго-востока Нижегородчины «выходили» в те времена непосредственно из крыш небольших зданий.
Сначала имамами Нижегородской ярмарочной мечети были казанские муллы, приезжавшие на сезон. Первым стал Абдул Сатар Шаффеев, ахун Казани и имам Галеевской мечети. С 1853 по 1862 год в мечети постоянно служил ахун Нугман Кушаев. Если говорить о роли мечети в жизни города, то она способствовала укреплению Нижнего как «кармана России». И, конечно, роль мечети в том, что она создавала «мусульманский Нижний Новгород».
– В 1867 году в Нижнем Новгороде побывал автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл. Самое большое впечатление на него, помимо собора, Ярмарки, видов на Волгу, произвела Татарская мечеть. О какой мечети идёт речь?
– Хотя целью приезда английского писателя в Нижний Новгород было вовсе не знакомство с исламом, а укрепление связей Англиканской церкви с Русской Православной Церковью, его не могла не заинтересовать и мусульманская часть Ярмарки. Призывы к молитве, которые услышал Кэрролл, были для него, конечно, экзотикой, поскольку нигде, кроме православной части России, он в жизни не бывал. И, конечно, эта Татарская мечеть и была той самой Ярмарочной, поскольку иной в городе не было.
– Мечеть была закрыта в 1930 году. Её дальнейшая судьба аналогична судьбе многих храмов России. В настоящее время под руководством ДУМ РФ ведётся восстановление Ярмарочной мечети. Вы поддерживаете эту инициативу?
– Считаю, что восстановление Ярмарочной мечети, которое началось в Нижнем Новгороде достаточно давно,– правильное дело для поликонфессионального российского общества. Уважаю настойчивость и целеустремлённость нижегородских мусульман, стремящихся довести дело восстановления Ярмарочной мечети до конца. На сегодня заложен камень возрождаемой мечети (это произошло 9 июля 2023 года). Торжественное мероприятие по традиции началось с чтения Священного Корана. Высокие гости – председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз Закиров, заместитель премьер-министра Республики Татарстан, председатель Национального Совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, религиозные деятели и верующие из российских регионов в своих выступлениях подчёркивали историческую значимость происходящего. Нижегородцы – и мусульмане, и немусульмане – надеются, что строительство пойдёт по плану, и через три года за счёт спонсорской помощи Нижний будет украшен ещё одним мечетским зданием.
– Благодаря Ярмарке на карте города появились Магометанская площадь, Татарский мост, Персидская улица. В топонимике современного Нижнего Новгорода ислам присутствует?
– Мусульманская лексика в топонимике города сейчас отсутствует. Те названия, которые прозвучали в Вашем вопросе, напоминают о Нижегородской ярмарке XIX века. Тогда в ярмарочном пространстве действительно выделялись отдельные улицы и площади, показывавшие покупателю, в каких торговых рядах можно было приобрести те или иные товары из разных частей России и мира. В ХХ веке ярмарка видоизменилась, изменилась и топонимика.
–Одним из памятников исламской архитектуры нынешнего Нижнего Новгорода является Соборная мечеть. Она была открыта в 1915 году в разгар Первой мировой войны. На какие средства она возводилась? Кто автор архитектурного проекта?
– О Нижегородской соборной мечети, так же, как и о Ярмарочной, написана книга, автором которой является Дамир-хазрат Мухетдинов. Она называется «Азан над Волгой».
Соборная мечеть возводилась на средства, собранные первоначально прихожанами для восстановления обветшавшего в 1911 году здания Ярмарочной мечети. Позднее на строительство были выделены казённые средства. Имперские власти в условиях Первой мировой войны решили, что городу необходима «другая мечеть». Ею стала мечеть «на горе», которая объединяла прежде всего «своих, внутренних мусульман», российских подданных, а не иноземцев. Слишком напряжённой тогда была ситуация внутри России, вызревали предпосылки революции. И, конечно, российскому обществу нужен был «свой, традиционный» ислам.
Создателем проекта мечети стал известный нижегородский архитектор П.А.Домбровский. Мечеть как культовое здание просуществовала до 1930 года. Затем разделила судьбу многих мечетей страны: была закрыта и использовалась для разных общественных нужд. В 1988 году она была возвращена мусульманам. Комплекс зданий вокруг мечети расширялся. Так, в 1994 году было построено и начало функционировать медресе «Махинур», развернулась научно-издательская деятельность.
– Помимо Соборной мечети, какие ещё достопримечательности, связанные с историей ислама в городе, следует выделить?
– На здании Соборной мечети Нижнего Новгорода размещена памятная доска, напоминающая о строительстве Нижегородской соборной мечети и её открытии в 1915 году. Есть доска, напоминающая о некогда существовавшей Ярмарочной мечети.
Если говорить о людях мусульманской традиции, назовём открытую недавно, 9 июля 2023 года, на фасаде дома No 10/25 по Варварской улице мемориальную доску татарскому певцу Рашиту Вагапову. Её установили на здании, где учился народный артист Татарской АССР, уроженец села Актуково Сергачского уезда Нижегородской губернии. Мемориальная доска гласит: «В этом здании, в Нижегородском краевом татарском педагогическом техникуме, в 1920-е годы учился великий татарский певец, народный артист Татарской АССР, Рашит Вагапов».
– На протяжении почти всего ХХ века город носил имя писателя Максима Горького. И не случайно: здесь он родился и провёл 27 лет жизни. Мы знаем отношение А.С.Пушкина к исламу (вспомним его поэтический цикл «Подражание Корану»). А как относился Горький к исламу? Что об этом известно?
– Отношение Максима Горького к исламу совершенно иное, несравнимое, по сути, с тем, что было у Пушкина. Александр Сергеевич считал, что «многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом». Его интересовали стилистические особенности Священной Книги. Горький смотрел на ислам с социальной точки зрения.
Писатель Алексей Максимович Пешков, он же Горький, был весьма сложной фигурой. Это показывают оценки его творчества: Горького то возвышали как «Буревестника революции» и основателя социалистического реализма, то развенчивали, «разоблачали». В своём письме из тюрьмы жене, опубликованном в «Нижегородском листке» в 1898 году, он давал некий нарратив, описание «праздника шиитов», который наблюдал из окна камеры. В начале письма он привёл краткое пояснение зарождения этого ритуального действа, но не дал какой-либо своей оценки предмету наблюдения.
В советские времена Горького в силу сложившейся общественной ситуации интересовал вопрос улучшения антирелигиозной литературы, которую он, знакомясь с тем, что писали тогда, считал поверхностной. Он задумывал, как можно написать о возникновении религии, «для чего она была выдумана» и т. д.
Тем не менее, родившись в Нижнем Новгороде, где жило много татар, писатель впоследствии в своей повести «Мои университеты» с любовью вспоминал о татарах как о добродушных, ласковых людях, которых зовут на молитву муэдзины и которые живут какой-то особенной чистоплотной жизнью.
– Нижний Новгород – это родина литературного критика, о котором сегодня редко вспоминают, – Н. А. Добролюбова. Думаю, далеко не всем известно, что он в 1857 году написал критическую статью о «Жизни Магомета» В. Ирвинга. Из этой статьи можно понять, как Добролюбов относился к исламу и пророку Мухаммаду?
– В Нижнем Новгороде, в котором я живу и работаю, есть Государственный литературно-мемориальный музей, который носит имя Н. А. Добролюбова. Его же имя ещё в 1961 году было присвоено нашему Нижегородскому Инязу (ныне НГЛУ имени Н. А. Добролюбова). Музей и Иняз ежегодно проводят Добролюбовские чтения, научную конференцию, которая привлекает внимание многих специалистов. Есть памятник литературному критику на главной улице города. Так что Добролюбов, названный в советские времена революционным демократом, сегодня предстаёт перед нами более многогранной фигурой, а его творчество вызывает определённый интерес.
Действительно, наш земляк обладал, если судить по его кругу чтения и публицистическим статьям, незаурядным талантом размышлять о том, что будоражило общественность середины XIX века. Так, в 1857 году вышла его статья на сочинение Вашингтона Ирвинга «Жизнь Магомета», переведённое с английского языка П. Киреевским. Как это ни странно может показаться современному человеку, Добролюбов рассуждает в этой статье о природе обмана, то есть поднимает тот нравственный вопрос, который волновал формирующуюся русскую интеллигенцию того времени. Магомета, как называли тогда в русскоязычной традиции, пришедшей из Европы, пророка Мухаммада, Добролюбов не считал обманщиком. В русле утверждающейся тогда всё больше в гуманитарном знании материалистической тенденции понимания мира Добролюбов пытался объяснить деятельность Пророка его природными наклонностями, воспитанием, характером той местности, в которой он жил, соглашаясь в целом с оценками Ирвинга.
Внимание публициста к исламу и Пророку подогревала Большая Кавказская война, материалы о ходе которой не сходили со страниц газет и журналов того времени. В статье «О значении наших последних подвигов на Кавказе», написанной по итогам взятия русскими войсками аула Гуниб в 1859 году и пленения Шамиля, он писал о возможных дальнейших трудностях, которые придётся преодолевать в отношениях России и Кавказа. И не ошибся...
– Ольга Николаевна, Вы много лет посвятили изучению истории ислама в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. На Ваш взгляд, за прошедшие годы какие были сделаны интересные открытия в этом направлении? Какие ещё остаются лакуны в истории ислама на Нижегородчине?
– Большое значение, на мой взгляд, имело написание обобщающих трудов по истории «мусульманской Нижегородчины» в целом и «мусульманского Нижнего Новгорода» в частности. Выявлены основные тенденции, закономерности и этапы истории мусульманских общин региона. Это было сделано впервые, и не случайно, что коллектив авторов (С. Б. Сенюткин, У. Ю. Идрисов, О. Н. Сенюткина, Ю. Н. Гусева) в 1998 году получил от областной власти за книгу «История исламских общин Нижегородской области» соответствующую премию. Материалы книги значительно пополнили словарь «Ислам на Нижегородчине», первый из серии словарей «Ислам в РФ», инициированный и изданный Д. В. Мухетдиновым, заместителем председателя ДУМ РФ и руководителем ИД «Медина».
За время работы над мусульманской проблематикой были написаны истории почти всех нижегородских татарских деревень, что даёт возможность усиливать патриотические акценты в деле воспитания молодых людей. Для татар фактически была «открыта» заново их история, о чём они сами неоднократно говорили в предисловиях к книгам, на научных конференциях и т. д.
В связи с этим интересным для истории региона (и не только) показался феномен «превращения» ордынцев, завоевателей Руси, в мирных нижегородских татармусульман, людей, защищающих Россию и живущих решением общероссийских проблем на всех этапах её новой и новейшей истории. Не секрет, что многие думали на рубеже ХХ и XXI веков, что предки нижегородских татар, живущих сегодня в основном в моноэтничных селениях области,– это прямые потомки воинов Бату-хана, налетевших на Русь в XIII веке. При этом игнорировалась сложнейшая этническая история от распада Золотой Орды до создания Российской империи. Этот стереотип нижегородские историки начали разгадывать и разрушать в 1990-е годы, в результате чего и был создан ряд исторических трудов, написаны диссертации и научные статьи.
Меня интересовали судьбы тех советских людей, которые становились лидерами нижегородских конфессий в конце ХХ столетия. Из мусульманской среды это прежде всего Умар-хазрат Идрисов (1954–2020). С ним было очень интересно общаться во время совместной работы, когда впервые, можно сказать с нуля, восстанавливалась научная история нижегородских татар-мусульман. Мне импонирует то, что Умар Юсипович поднялся на уровень понимания необходимости общения людей разной конфессиональной принадлежности и в регионе, и в России в целом.
Лакуны в истории ислама на Нижегородчине, конечно, есть, несмотря на огромный объём проделанной за более чем 30-летний период работы учёных. Прежде всего существует необходимость в археологических исследованиях Средневековья в Нижегородском Поволжье. И, конечно, нужно большее внимание к лидерам мусульман нашего региона, к их судьбам и достижениям.
Беседовала Ольга СЁМИНА