• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Образ Святой земли в московском храме

Образ Святой земли в московском храме

В старой Москве, как известно, храмов было «сорок сороков» (выходит – 1600), по данным на 1 декабря 2022 года, храмов и часовен в столице – 1227.

 Некоторые из них, возрастом в несколько столетий, пережили советский период как памятники культуры и вернулись к полноценной духовной жизни, другие – совсем новые, возведены по стандартным проектам, в соответствии с программой «шаговой доступности». Но есть по крайней мере один храм «из новых», вобравший в себя, тем не менее, столетия и даже тысячелетия христианской истории. Скажете, так не бывает? Давайте вместе побываем в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, и вы сами всё поймёте.

С погодой в тот день не повезло – с неба льёт вода вперемешку со снегом, ветер задувает, хочется из экскурсионного автобуса поскорее попасть в тепло. Но храм, в который мы приехали, стоит в отдалении, за высокой оградой, и до него ещё нужно дойти по просторному бульвару. Этот простор храму «к лицу». Было бы обидно увидеть его зажатым посреди спального района.

Архитектура не типовая – внешний вид храма сразу отсылает к византийским традициям XI–XII веков. Золотой – главный – купол символизирует небесную славу, а малые – синие, усыпанные звёздами – указывают на то, что храм посвящён Богородице.

Строили Покровский храм на пожертвования верующих – как и полагается, всем миром. Благословение на строительство было получено от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2006 году, тогда же настоятелем будущего храма был назначен игумен (ныне архимандрит) Мелхиседек (Артюхин). А освещение церкви состоялось в декабре 2015 года.

Поднявшись по ступеням (их 33, по числу лет жизни Христа), обходим храм вокруг. В его белоснежные стены вмонтированы девять памятных резных крестов – это уже скорее отголоски владимиро-суздальской древнерусской школы… Они и вырезаны мастерами из Владимира, каждый в своём стиле, и заложены в память погибших воинов и побед, одержанных при покровительстве Пресвятой Богородицы и Сил Небесных.

За храмом – живописный Гефсиманский сад, откуда начинается наше путешествие в далёкую Святую землю, потому что мы находим здесь крошечную часовню «Моление о чаше» и Колодец самарянки, созданный по старинным средиземноморским образцам. Здесь даже растёт дерево, которое можно поначалу принять за оливу, но это более морозостойкий лох серебристый. К нашему приезду он весь оделся ледяными каплями…

В Нижнем храме по благословению Святейшего Патриарха Кирилла развернулся уникальный архитектурный проект «Икона Святой земли», замысленный архимандритом Мелхиседеком, здесь собраны точные копии величайших христианских святынь. Они не просто поражают мастерством и скрупулёзностью исполнения, но и несут на себе благодать иерусалимских и вифлеемских святынь.

Серебряная звезда в точности повторяет звезду, которой отмечено место Рождества Христова в Вифлееме, но содержит цитату на церковнославянском, взятую из Книги пророка Исайи, предвозвестившего рождение Спасителя: «Яко Отроча родися нам». Эти слова входят в состав Великого повечерия рождественской службы.

Копия Голгофского Креста была создана по уникальным чертежам и в точности повторяет оригинал, находящийся в Иерусалимском храме Гроба Господня. В основание креста положена частица Голгофского камня, привезённого из Иерусалима. Элементы точной копии Камня помазания тоже были привезены из Иерусалима, по периметру камня высечены слова тропаря на церковнославянском языке: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханиями во гробе нове покрыв положи…». Сам Камень обильно поливают благоухающим маслом, также привезённым из Святой земли.

Воспроизведена здесь и такая величайшая святыня, как Гроб Господень с кувуклией. Материалы для строительства были привезены из Иерусалима, все детали оригинала повторены в точности. Напротив находится копия Гробницы Пресвятой Богородицы из Гефсимании.

Здесь же можно увидеть реплики Колонны Благодатного огня и каменного водоноса из Каны Галилейской. В этой же части храма размещена витрина с некоторыми древними артефактами, которые могли быть современниками или даже свидетелями земной жизни Христа, а также копия Темницы Господней…

Верхний храм – совершенно иной и по стилю, и по замыслу, и по атмосфере. После уютной, располагающей к созерцанию и размышлениям Нижней церкви здесь оказываешься как на ладони перед строгим Спасителем, Богородицей, многочисленными святыми, глядящими на тебя с невероятной красоты и сложности мозаик, уносящихся на огромную высоту, практически в небеса…

В убранстве переосмысляются величайшие образцы мировой христианской культуры: знаменитые мозаики из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V век), из монастырей Святого Луки в Фокиде (первая половина XI века), Дафни близ Афин (XI век), Хора в Константинополе (начало XIV века), из соборов Сан-Марко в Венеции (XI век), Рождества Богородицы в Монреале (Сицилия, XII век), Преображения Господня в Чефалу (Сицилия, XII век) и Софии Киевской (XI век). Дух древних шедевров передан великолепно! Мозаичное искусство – необычайно сложное, трудоёмкое, а здесь общая площадь мозаики составляет 2 500 м². И когда входишь сюда, нет ощущения, что храм построен совсем недавно. Напротив, чувствуется заряд особой духовной энергии, аккумуляция которой обычно занимает долгие десятилетия, если не века.

В расположении мозаичных изображений есть особая система. Всё убранство храма делится на части, соответствующие тройственному единству Неба, Рая и мира земного. В верхней зоне находятся изображения Христа, Богоматери и ангелов. Из конхи алтарной апсиды на нас смотрит Христос Пантократор в золотом сиянии. Более всего эта мозаика напоминает образ XII века из храма Преображения Господня в Чефалу, но всё же не является его точной копией. Вокруг образа Спасителя разворачивается художественная композиция всего храма.

Ниже находится Божия Матерь Оранта («Молящаяся») на облаке, держащая Покров, а в алтарной арке – изображение Престола Уготованного. Свод центрального купола увенчан византийским крестом в силах в окружении ангелов. Здесь Кресту отводится более значимое место, чем в византийском каноне, он символизирует собой победное знамя Церкви Христовой. Чуть ниже идут мозаики из Праздничного цикла, посвящённые земной жизни Христа.

В нижней части нет сюжетных изображений, лишь отдельно стоящие фигуры святых. На сводах арок и на гранях столбов располагаются ростовые мозаичные изображения и медальоны святых мучеников, святых воинов, преподобных и святителей, святых царей и князей. При этом все образы и движения фигур ориентированы на фигуру Пантократора, как на общий для всех центр.

Полы тоже поражают своим великолепием и выложены классическими византийскими орнаментами из мозаики – из мрамора, оникса и смальты. Оникс здесь имеет особое значение: по Библии, этим камнем украшены берега райских рек, Ветхозаветная Скиния и храм царя Соломона. Конечно, в убранстве присутствуют и великолепные росписи. Сочетание фресок и мозаики характерно для храмов домонгольского периода, над украшением которых работали византийские художники; мозаикой покрывали самые сакрально значимые зоны храма.

Во время нашего – увы, не очень долгого – визита мы дважды встретились с архимандритом Мелхиседеком. Первый раз он пришёл в Нижний храм, чтобы указать нам на особое значение этой уникальной «Иконы Святой земли». Стало ясно, сколько личного участия, вдохновения, мысли настоятель вложил в строительство храма, в разработку каждого, даже мельчайшего элемента отделки, и как радостно теперь он смотрит на результат этих трудов! Позже, уже в сгущавшихся сумерках, настоятель вышел проводить нас и попросил по возможности рассказывать людям об этом удивительном храме.

Что ж, выполняю эту просьбу с огромным удовольствием, потому что убедилась сама: в этом месте ощутить присутствие Господа можно и через красоту византийских мозаик, и через прикосновение к благодати иерусалимских святынь, и через размышления о земном пути Христа.

Валерия ДАРАГАН

Источник: «НиР» № 1, 2024


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix