Засилье искусственного интеллекта, цифровизация всего на свете, заумный современный «арт», ставящий целью поразить, шокировать, возмутить – но не наполнить особым содержанием…
Таковы приметы времени. Но им стойко противостоит совсем иной культурный пласт – искусство «на века», уходящее к самым основам, к вершинам человеческого духа, к Самому Богу. И то, что такое искусство всё больше популяризируется и представляется на различных площадках, – как воздух необходимо! Одной из таких площадок стал недавно Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать», прошедший в ноябре в московском Доме художников на Кузнецком мосту.
Фестиваль объединил более 200 художников, скульпторов и архитекторов, которые представили 300 работ, выполненных в самых разных стилях и направлениях – но в едином русле церковного искусства. Были среди них проекты монументальных росписей различных храмов, мозаики и живописные иконы, барельефы, копии шедевров мирового значения и оригинальные авторские трактовки канонических образов. И за каждым из произведений – 20 веков христианского искусства!
Выставка под эгидой Московского Союза Художников не ограничилась одной лишь экспозицией икон: в её рамках ежедневно проходили бесплатные экскурсии, показы фильмов о христианском искусстве, просветительские лекции по иконографии и круглые столы по актуальным вопросам церковного искусства, которые помогали посетителям глубже понять культурный контекст, познакомиться с основами этого направления, а также мастер-классы известных художников, благодаря которым зритель чувствовал свою сопричастность творческому процессу. Медиапространство как новый формат освещения церковного искусства было задействовано на Фестивале в этом году впервые. Все материалы, которые были и будут созданы в его рамках, размещаются на интернет-ресурсах проекта.
Не удивительно, что за девять дней Фестиваль посетило около 25 тысяч человек. По опросу, который организаторы проводили среди зрителей, больше половины планировали вернуться на другой день, чтобы принять участие в других мероприятиях программы. Дело в том, что знакомство с чем-то новым для себя, к тому же очень чистым и искренним, настоящим, всегда затягивает.
Вице-президент и член Президиума Российской академии художеств Татьяна Кочемасова так оценила итоги проекта: «Фестиваль стал настоящим праздником искусства: потрясающая программа, замечательное взаимодействие художников и зрителей. Сейчас перед нами остро стоит вопрос сохранения и укрепления духовных сил в человеке. И у тех, кто все свои силы отдаёт искусству, есть важная и ответственная задача по сохранению в людях духовной составляющей. Желаю, чтобы Фестиваль “Видеть и слышать” масштабировался, стал международным и получил большое развитие».
Такой ход событий весьма, конечно, желателен и совершенно не исключён – ведь ещё в прошлом году событие проходило в классической форме выставки под названием «Монументальное искусство в Церкви», в этом же охватило намного более широкий круг произведений, проблем, направлений, большинство мероприятий транслировалось онлайн… Фестиваль был задуман как место встречи профессионалов и зрителей, интересующихся русской православной культурой, призванное помочь каждому желающему найти опорную точку в богатой церковной традиции и на её основе выстроить своё творчество. На одной из экскурсий Фестиваля я встретила молодую художницу, которая изъявила желание обучиться иконописи, тем самым открыв для себя новые творческие и духовные горизонты. Эта мечта давно зрела в ней, но именно фестиваль «Видеть и слышать» дал серьёзный импульс к её достижению.
Дмитрий Александрович Трофимов, автор и генеральный продюсер фестиваля, руководитель творческой мастерской «Царьград», утверждает: «Чтобы людям было интереснее смотреть на изобразительное искусство, необходимо говорить о культуре в целом». Президентский фонд культурных инициатив разделил эту точку зрения и дал грант на осуществление проекта, что позволило дополнить и расширить его новыми формами и технологиями. Дмитрий Александрович отметил, что для зрителя особенно важно знакомиться с произведениями церковного искусства не только в сакральном пространстве храма, но и в формате экспозиции – вблизи, когда есть возможность рассмотреть красоту живописи, фактуру. «Чтобы человек XXI века понял, что такое православная культура, он должен окунуться в её 20‑вековую историю, увидеть и храмы первых веков, и катакомбные росписи, и святыни Равенны и Ранней Византии. Тогда он сможет понять, как работают художники сегодня», – говорит Трофимов.
Фестиваль поистине дал возможность широкой аудитории видеть, что происходит в храме, в иконописной мастерской, и не только видеть, но и слышать! Практически каждый день на выставке звучали хоры, исполнявшие духовную музыку. Однако это имеет отношение и к музыкальной культуре в целом, ведь произведения таких гениев, как Чайковский, Рахманинов и многих других композиторов неразрывно связаны с этой многовековой традицией, подчёркивает Дмитрий Трофимов. «Разговор об искусстве необходим, а понимание всегда приходит через глубокое созерцание и через любовь к тому, что ты хочешь узнать» – и для этого на Фестивале были созданы все условия.
В выставке приняли участие три поколения художников: те, кто начинал работу в храмах в конце 1980‑х–1990‑х годах и первыми, после долгого перерыва, изучал каноны и традиции церковного искусства, передавая эти знания молодым художникам; те, в чьём распоряжении уже были многочисленные источники информации, когда многие храмы России уже были открыты для посещения, но также стали доступны и жемчужины зарубежного церковного искусства – Святая София в Константинополе, храмы Каппадокии, Египта, Греции; молодое поколение, учащиеся профессиональных церковных учебных заведений, таких как Свято-Тихоновский богословский институт, Лаврская школа и др. Эта преемственность поколений позволила продемонстрировать и развитие современного церковного искусства последних 30 лет.
История христианского искусства – объединяющая сила для многих культур, через призму которой можно изучать историю вообще, традиции и, конечно же, современность. Она содержит в себе духовно-нравственные и социальные ориентиры, что выводит тематику Фестиваля из сугубо церковных рамок.
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Владимирович Карманов объяснил, почему именно этот проект показался достойным финансирования, ведь выигрывает в среднем лишь один из десяти проектов, представленных на грант, соответствующий целому списку критериев. Подобные проекты, отметил он, – «это та мягкая сила, которая позволяет людям проникнуться темой, пропустить через себя красоту православного мира… и прийти к православной вере, если по каким-то причинам ещё этого не сделали». Роман Владимирович особо подчеркнул важность образовательного, просветительского аспекта таких мероприятий.
Уникальной особенностью Фестиваля является то, что проводят его не представители Церкви, а профессиональное сообщество художников. Евгений Николаевич Максимов, народный художник Российской Федерации, вице-президент Российской академии художеств, обращает внимание на то, что православие – очень важная часть русской культуры, она фактически родилась из него. Сегодня церковное искусство – не самое популярное направление, и в то же время именно оно остаётся краеугольным камнем всей нашей культуры. «Успех прошлогодней выставки помог нам двинуться дальше и создать новый проект, получить серьёзную поддержку от государства. Стало понятно, что нашему обществу и нашему государству эта часть русской культуры необходима, тем более в настоящее время», – отметил Евгений Николаевич и подчеркнул, что Фестиваль нужен не только для зрителей, но и для самих художников, искусствоведов, философов, для молодёжи, чей «творческий, мировоззренческий, даже патриотический рост без такого рода выставок невозможен».
В дни Фестиваля на выставке выступили семь музыкальных коллективов, исполняющих духовную музыку. Один из них – ансамбль старинной музыки Ex Libris. Его руководитель Даниил Владимирович Саяпин был рад отметить, что на Фестивале звучала не только церковная классика, но и произведения современных авторов – замечательно, что появляются в этом жанре новые имена. Свой коллектив он сравнил с лабораторией, поскольку его участники занимаются поиском старинных музыкальных памятников, их расшифровкой, публикацией и исполнением. Для Фестиваля ансамбль подготовил произведения XVII века, для которого было характерно столкновение древнерусских музыкальных форм с новой европейской музыкой, которую мастера только начинали тогда осваивать.
По итогам Фестиваля были торжественно награждены молодые деятели культуры – некоторые из этих имён уже знакомы нашим читателям: Екатерина Кирьянова и Пафнутий Недоступенко (номинация «Образ»), Дарья Смирнова и Олеся Выборнова («Графика»), София Ивонина и Агата Фролова («Текстура»), Екатерина Штеренберг и Дарья Румянцева («Цвет»), Мария Буханова и Василий Фортов («Традиции»), Роман Лоборук и Анастасия Швейская («Поиск»).
Открывали экспозицию копии шедевров христианского искусства, выполненные студентами ПСТГУ под руководством опытных мастеров, тем самым сразу были обозначены ориентиры, церковная традиция, на которую должен опираться художник: мозаичный Спас Пантократор XIII века из константинопольской Святой Софии, фрески XII–XIV веков из македонских и сербских церквей, Старой Ладоги…
Свет – центральная категория эстетики христианского искусства. Очевидно, истоки этого явления связаны со словами самого Христа: «Аз есмь Свет миру» (Ин 9:5). Каждый художник стремится по-своему отразить этот свет в своих работах. Видимо, поэтому на выставке было представлено много мозаик невероятной красоты, вдохновлённых, вероятно, бессмертными шедеврами Константинополя, Венеции, Равенны. В кусочках смальты свет отражается лучше всего. Дмитрий Лисиченко-Лисица, София Ивонина, Елена Вилкова, Елена Кузнецова, Василина Королёва, Максим Богданов, Александр Крестовский, Агата Фролова, Игнатий Гудков, Андрей Рогов и многие другие мастера продемонстрировали высочайший уровень владения искусством мозаики. Друг нашего журнала Нина Кибрик привезла на Фестиваль свою новую работу – мозаичное изображение преподобного Феодора Студита, тончайшие переходы цветов в котором фотоаппарат, увы, передать не в силах.
Художница Дарья Смирнова представила не только большую мозаику «Рождество Христово», но и иконы малого формата, написанные на камне в особой технике. Прожилки мрамора как бы продолжают рисунок, становятся его естественной частью, при этом материальность камня удивительным образом подчёркивает эффект развоплощения, создаваемый в рисунке. Из живописных изображений святых самый яркий след в душе оставили «Преподобный Сергий Радонежский с предстоящими» Ирины Козловой – очень лёгкий, но стоящий незыблемо под порывами ветра; утончённая святая великомученица Екатерина Ирины Зарон и очень тёплая, живая святая Ирина кисти Ирины Кузьминой.
Один из самых любимых на русской земле святых – Николай Чудотворец. Его изображений на выставке было множество. Но самое сильное впечатление произвела работа Дмитрия Трофимова «Святитель Николай Расстрелянный». Это копия образа, размещавшегося над вратами Никольской башни Московского Кремля. В 1917 году икона была расстреляна. Восстанавливали её по сохранившимся фотографиям, причём воспроизвели и следы от пуль – их символизируют остроконечные звёзды, щедро рассыпанные вокруг святого. Однако ни одна из пуль не коснулась его лика, что, очевидно, следует воспринимать как несомненное чудо. И представленная на Фестивале икона передаёт ощущение этого чуда на энергетическом уровне.
Хочется отметить и великолепные витражи, привносящие некоторые элементы западной культуры, и в то же время очень гармонично и эстетично приспосабливающие их к православным иконописным канонам (Анатолий и Элина Жуковы, Владимир Михайлов); и небольшие скульптурные композиции Александра Смирнова с философским настроением; и необычное керамическое «Рождество» Елены Постниковой, напоминающее детскую головоломку; и изображение Николая Японского, которое Евгения Родина украсила необыкновенно нежными цветущими вишнями…
Необязательно быть знатоком церковного искусства и его канонов, чтобы получать удовольствие от его созерцания. В современном нам художественном пространстве разнообразие стилей и техник так велико, что каждый непременно найдёт что-то для себя. Что-то, что наведёт на размышления, наполнит душу, обогатит культурным опытом. И проекты, подобные фестивалю «Видеть и слышать», становятся идеальными проводниками и для тех, кто вступает в уже знакомые воды, и для тех, кто ещё лишь любопытствует, испытывая смутное притяжение к ещё неведомому, продиктованное, возможно, нашим собственным генетическим кодом, народной памятью, духовной жаждой…
Валерия ДАРАГАН
Источник: «НиР» № 12, 2023