Человек современности, в особенности на Западе, забыл концептуальное, ключевое значение священного и духовных ценностей.
Десакрализация современной жизни и общества достигла точки невозврата, заменив человека традиции человеком профанации. Идеал Ламетри, описанный в его работе «Человек – машина»[1], уже практически достигнут.
Недавно в США отменили вручение премии «Эмми». Это главная телевизионная награда Америки. Что интересно, отмена произошла вследствие забастовки гильдий актёров и сценаристов США – их первая совместная протестная акция с 1960 года. Гильдия сценаристов Америки объявила о забастовке ещё в начале мая. Она началась после безуспешных переговоров сценаристов с группой крупнейших киностудий и стримингов об условиях перезаключения коллективного контракта. В июле к забастовке присоединился объединённый профсоюз Гильдии киноактёров и Американской федерации артистов телевидения и радио (SAG-AFTRA), который также не договорился с киностудиями о повышении зарплат. И обе гильдии требуют отрегулировать использование искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – вот где собака зарыта! Наконец-то американские работники телевизионного бизнеса поняли, что скоро искусственный интеллект заменит человека и они потеряют работу. Понижение интеллектуального и духовного уровня человека зашло слишком далеко и обещает в ближайшие десятилетия помножить человека на ноль. При этом пропаганда, культ роботов и культ искусственного интеллекта охватывает сегодня практически все передовые отрасли. Что же происходит? В чём корни проблемы? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Трагедия, но ещё не финал
Сегодня важно понимать не только те аспекты общественной жизни и философии, которые обуславливают материальное благополучие, но и те, что определяют наше духовное состояние. Человек интенсивно материализирует своё бытие и сознание. Мир, согласно французскому философу Рене Генону, движется к отвердеванию всех форм жизни и сознания. Материальный план выдавливает духовное из всех сфер жизни. В середине ХХ века технический прогресс и материалистические воззрения настолько охватили все стороны культурной жизни, что она почти перестала соотноситься с сакральными основами бытия. И это после тысячелетий традиционной, глубоко религиозной человеческой цивилизации.
Основатель западной феноменологии религии Рудольф Отто в своих исследованиях приходит к интересным выводам, которые отражены в его концептуальной работе «Священное», написанной в 1917 году. Он решил отказаться от понятия «священного» и ввёл новый термин, имеющий несколько иную, более широкую смысловую нагрузку. Отто пишет, что после девальвации в человеке чувства святого остаётся нуминозное (numinous). Он вводит этот термин для определения важнейшей стороны религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего Божественного присутствия. Этот фактор, согласно Отто, является несводимым ни к какому другому фактору; он может быть понят только когда существует экзистенциальный опыт святого. Святое же, по мнению учёного, есть опыт «присутствия тайны». Этот опыт и есть мистический ужас (Mysterium tremendum) перед божеством.
Мысль о смерти Бога, высказанная Ницше и взорвавшая мир в преддверии ХХ века, имела в своей основе весь опыт человеческой деградации, девальвацию морально-нравственного состояния человека, апогеем которого стало бегство из сакрального мира. Однако уход понятия Бога из жизни человека – это трагедия, но ещё не финал, ведь остаётся наука о душе и бессмертии, о священной морали и тайнах бытия. Деградация и дистанцирование человека от понятия священного есть поистине ужасающий в своей апокалиптической трагичности шаг, когда всякие нормы и всякий закон, всякая боязнь высшего и сокрытого отвергнута, когда безбожный человек становится венцом природы. Но венец этот создан уже не по подобию Бога, а является продуктом логического развития и эволюции обезьяны, не обладающей ни верой, ни речью. А ведь именно речь является не только основой мышления, но тем, что связывает нас с Богом, ибо Он не только сотворил мир Словом (вначале было Слово и Слово было у Бога), но по существу Он в лице Сына Божьего есть Логос, то есть Слово, которое мир основало.
Уходит священное – уходит добро
С гибелью священного на авансцену истории выходят эволюция, материалистический прогресс и бездуховная мораль современного общества. Другим аспектом и одновременно следствием удаления священной ментальности из человеческого общества является атрофия морально-нравственных устоев, которая сегодня отчётливо проявляется во многих высокоразвитых странах. Это происходит потому, что священное ушло из жизни, а оно было аналогом доброго и Божественного.
Результатом ухода добра и этического воспитания стали озлобленность, агрессия к тем, кто более других способен к «социальному научению» и творчеству. Так, неудачник начинает ненавидеть художника и поэта, красоту и классические эстетические ценности, а бандит с пистолетом в кармане идёт на прямой грабёж, ибо без нравственного понятия его сознанием и волей движут только низменные материальные мотивы. От идейной стороны остаётся лишь классовое и расовое чувство, которые в ХХ веке могут ещё владеть умами людей. Как следствие, в мир врываются ксенофобия, шовинизм, неприятие других мнений и ценностей.
Решать эти проблемы будут теперь личности далеко не высокого морально-нравственного сознания. Решать будут радикально и жёстко, ибо там, откуда уходит священное, исчезает и добро. С атрофией чувства добра из человека выкорчёвывается и всякое сострадание. Остаётся лишь стремление к материальным благам, подпитанное агрессией к окружающей действительности. Революция стала основным элементом подобного миропонимания. Её апологеты пошли дальше материалистов и дарвинистов, начав дуэль с Богом и его историческим проектом. Фактически полем битвы был и остаётся человек, он же и цель битвы, ибо в нём издревле существовало подобие Бога. Поэтому по Богу и его земному Сыну-человеку и был нанесён удар, превративший человека из сына божьего в раба системы-матрицы, которая губит человека.
В этой связи вспомним некоторых апологетов воинствующего материализма. Молодое поколение может и не знать этих корифеев бездуховности. В. И. Ленин (Ульянов), в пятом классе выбросивший свой крестик и ставший затем у руля крупнейшей державы мира, вот что писал по этому поводу: «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость, … самая опасная мерзость, самая гнусная зараза». И ещё: «Электричество заменит крестьянину Бога. Пусть крестьянин молится электричеству; он будет больше чувствовать силу центральной власти – вместо неба».
В 1917 году в России, возглавляемой этим корифеем мысли, после тотальных зачисток и массовых расстрелов началось разрушение всего, связанного с Богом и сакральной традицией народа. Разрушаются церкви, соборы, сжигаются книги, искореняются старые элиты. Организуются судебные процессы над духовенством, которое подвергается непрерывной травле и террору. В борьбе с религией Ленин не был одинок. В этой акции активное участие принимали его ближайшие соратники: Свердлов, Троцкий (Бронштейн), Зиновьев, Каменев, Дзержинский и др.
Другой известный богоборец – Карл Маркс. Вот некоторые перлы его философии: «Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия – опиум народа». «Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого».
И, конечно, Лев Троцкий. Именно он методами нечеловеческого террора и жестокости фактически выиграл гражданскую войну в России, победил белую гвардию и хотел превратить всё население великой страны в гигантскую трудовую армию. «Религия – горчичник, оттяжка. Религия – отрава, именно в революционную эпоху и в эпоху чрезмерных трудностей, которые наступают после завоевания власти. Это понимал такой контрреволюционер по политическим симпатиям и глубокий психолог, как Достоевский. Он говорил: “Атеизм немыслим без социализма и социализм – без атеизма. Религия отрицает не только атеизм, но и социализм”».
Итак, в результате многовекового заговора удалось демонтировать старый мир с его высокими нравственными и духовными ориентирами. Нам внушают идею прогресса. Но чем сегодняшний рэпер умнее Сенеки или Вергилия, чем сегодняшний политик разумнее царя Ашоки, Кира или Цицерона, Солона и Перикла? Чем наши учёные умнее Будды, Пифагора, Платона или Конфуция? Ничем. А нам методично вбивают истину о некоем прогрессе. Странно, но мы и сегодня, через века эволюции, не способны создавать такие бессмертные архитектурные объекты, как пирамиды Хеопса и Хефрена, Баальбек, Великая китайская стена. Наши картины ничем не прекраснее творений, найденных в Помпеях и Геркулануме, а Венера Милосская остаётся образцом красоты на все времена. Значит, прогресса нет. А раз его нет, то либо всё стоит на месте, либо всё деградирует. Сравнение картин Рафаэля и Рублёва с творениями Малевича и Пикассо говорит о том, что искусство как воплощение духовности стало намного слабее, чем 500–700 лет назад.
Что же происходит? А происходит деградация человека, ибо он, как писал Мирча Элиаде, оторван от архетипической модели, от Божьего промысла и сослан в бездушное и безумное будущее, где ему внушили, что он сам творит свой путь. Ничего подобного. Ни одна система не работает на собственное уничтожение. То, что сегодня происходит с человеком, это самоуничтожение. Видимо, это и есть путь истории – путь от Бога к жалкой гримасе, к тому, кто сможет только пародировать Его промысел.
Вернуться к Богу – вернуться к себе
Действительно, сегодня духовный кризис уже зашёл так далеко, что многие задумались, от чего мы отказались и в чём причина нашего топтания на месте. В рассуждениях об отдалении от Бога мы замечаем некоторые проблески разумного и вечного. В последнее время учёные, занимающиеся теорией Большого взрыва, всё чаще приходят к выводам, что в развитие Вселенной заложена священная программа – провидение, а оно невозможно без воли Творца.
Астроном Фред Хойл, автор термина «Большой взрыв», заявил, что последние данные о развитии космоса серьёзно поколебали его атеистические убеждения. Позднее он написал: «Интерпретация этих фактов на основе здравого смысла говорит о том, что суперинтеллект просто играет с физикой, а также с химией и с биологией… Цифры расчётов на основе этих фактов настолько ошеломляют, что такой вывод кажется мне неоспоримым». Физик-теоретик Пол Дэвис отмечает, что «доказательство разумного замысла потрясающе», а профессор из Оксфорда Джон Леннокс заявил: «Чем больше мы узнаём о нашей Вселенной, тем более убедительной в качестве объяснения причин нашего существования становится гипотеза о существовании Создателя».
Как же произошло, что мы низвергли в нашем сознании лик Творца и отдалились от его проекта? А проект был изначально универсальным. Вильгельм Шмидт, великий немецкий теолог, написал капитальный труд на 11 000 страниц – «Происхождение идеи Бога». Он посвящён проблемам изначального монотеизма. В нём автор доказывает, что практически все народы имели в начале своего исторического пути веру в единого Бога, имели учение о нём и хранили некий предписанный им великий вневременной закон бытия. Мирча Элиаде писал в этой связи: «Шмидт попытался доказать, что вера в Великого Бога подтверждается на самых древних уровнях, в то время как тотемизм был характерен только для самых молодых с культурной точки зрения племён… Шмидт делает заключение, что вначале повсюду существовало нечто вроде первоначального монотеизма (Urmonotheismus), но последующее развитие человеческого общества принизило и во многих случаях свело на нет исходные верования».
На этих позициях стоят и многие другие учёные. Так, к примеру, Роберт Г. Лоуи, Пол Реден считали существование веры в высшего Бога свойственной архаическим обществам. У Ницше, Шмидта и Ланга акцентируется мысль об ответственности истории за деградацию, забвение и смерть Единого Бога. Многие учёные этого круга, считавшие, что Бог есть следствие социальной адаптации человека, утверждали, что человек как историческое существо сам убил Бога в себе и после этого акта вынужден жить исключительно в рамках истории.
Вот почему, по мнению ряда английских востоковедов, Индия в Средние века вышла из истории и вошла в мифологический и ритуальный круг, ибо уход от истории – это возврат к Богу, и наоборот. Историческое мышление во многом противостоит мышлению сакральному, так как оно рационально и линейно. На смену Единому Богу пришло учение о многих Богах, но затем и эти верования были выдавлены более материалистическими воззрениями.
Материализм, спиритизм и рационализм с разных сторон подточили фундамент традиционного общества и его надстройки, систему убеждений и взглядов. Затем пришли новые апологеты. З. Фрейд, к примеру, видел суть смерти Бога в развитии архетипа «отцеубийцы», весь психоанализ строился на обосновании этого коренного комплекса человека. И потому не разум противостоит вере, а подсознание и бессознательные комплексы как остатки мира хаоса при нарушении табу и устоев общества врываются в жизнь человека, разрушая всё его бытие и главный аспект, космическую ось – учение о Великом Боге.
Итак. По мере отдаления от священного миропонимания человек всё дальше скатывается в материалистическую преисподнюю, превратив исторический процесс из акта творения и развития в матричный комплекс, в работу на конвейере. История стала конвейером, это видно хотя бы из того, что ни нравственное, ни эстетическое, ни даже познавательное состояние человека не улучшилось и не улучшается в последние века торжества материалистической цивилизации. Вывод один. Вернуть своё сознание к нуменозному. Вернуть себя к преощущению присутствия Бога и его энергии во всём: в природе и её красоте, в гармонии слов и звуков, в эстетическом проявлении. Вернуть себя к восприимчивости Божественного мира и осознанию главенствующей роли Бога во всех событиях и явлениях в истории человеческой цивилизации. Тогда нам откроется кладезь духовных сокровищ и щедрых Божьих даров. Нам, своим блудным детям, Бог с любовью раскроет тайны земного мира и Вселенной… А возможно, и свой лик!
Вячеслав МАТВЕЕВ
Источник: «НиР» № 10, 2023
[1] Французский философ Жюльен де Ламетри отрицал духовное начало в человеке и ставил высшей целью получение удовольствия.