• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Монастырь как образ города: Пафнутьев-Боровская обитель

Монастырь как образ города: Пафнутьев-Боровская обитель

Конфигурация многих монастырей определялась их местоположением, природными условиями. Не является исключением и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Он был основан преподобным Пафнутием (1394–1477) в 1444 году там, где Истерма впадает в реку Протву.

В 1448 году в новом монастыре была освящена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выбор названия был далеко не случайным, так как Мария в то время почиталась покровительницей Москвы. Монастырь быстро растёт и поэтому на смену деревянному храму в 1467 году приходит каменный. Роспись первого собора – самая ранняя известная работа иконописца Дионисия (около 1450–1520). Как следует из жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря – иконника Митрофана. Росписи вызвали интерес у Ивана III, который, вероятно, посетил монастырь после стояния на реке Угре.

В 1547 году преподобный Пафнутий был канонизирован Макарьевским собором. С тех пор монастырь стал именоваться Пафнутьев-Боровским. В 1529 году на богомолье приезжает царь Василий III с женой Еленой Глинской – они молятся о рождении наследника. И молитвы их были услышаны: на следующий год у них рождается сын – будущий царь Иван IV Грозный. Монастырь становится любимым местом царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины. По повелению и на средства Фёдора Иоанновича был разобран старый Богородице-Рождественский собор, а на его месте возведён новый. Надзирал за работами «царёв шурин» – Борис Годунов. В 1589 году были освящены главный придел – в честь Рождества Богородицы, а также ещё два – во имя Фёдора Стратилата (небесного покровителя царя Фёдора Ивановича) и во имя Ирины (святой, чьё имя носила царица Ирина Михайловна).

В 1610 году после десятидневной осады монастырь был взят войсками Лжедмитрия II. В XVII веке Боровск оказывается в центре борьбы со старообрядцами. Сюда ссылают боярыню Морозову и княгиню Урусову. В 1666-м сюда же дважды ссылают протопопа Аввакума, лидера раскольнического движения.

В 1812 году монастырь подвергается разграблению наполеоновскими солдатами. В 1918-м – национализируется и берётся под охрану Всероссийской коллегией по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Однако в 1922 году происходит изъятие монастырских ценностей в пользу голодающих. В обители размещаются различные организации. В 1941–1942 годах Боровск и Пафнутьев-Боровский монастырь попадают в зону фашистской оккупации.

История монастыря хорошо описана в литературе[1] 1, для нас же важно, что в 1990 году, после тяжёлых испытаний XX века, Пафнутьев-Боровский монастырь передан Русской Православной Церкви и с 1991 год вновь становится действующим.

Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек являлась трапезная. Часто при основании обители первой возводили именно её, руководствуясь бытовыми соображениями. Появление трапезной характеризовалось переходом к общежительному монастырскому уставу.

 В русских монастырях всегда соблюдалась определённая иерархия сооружений. В архитектурном ансамбле центральное положение занимали монастырский храм, трапезная палата, колокольня и другие церкви. Здания хозяйственных служб и монастырских келий располагались ближе к стенам монастыря. Уже на первой стадии сложения монастырь обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала её подобной городу или крепости. Крепостные стены, замыкая композицию, придавали ансамблю архитектурную целостность и смысловую значимость.

Конфигурация плана монастыря во многом определялась его местоположением. Как правило, монастырь строили на холме в устье ручья при впадении его в речку. Неудивительно, что основные линии монастырского плана были предопределены естественными природными условиями. Возлагавшиеся на монастырь функции определяли комплекс сооружений, куда входили не только культовые постройки, но и хозяйственные, жилые, оборонительные.

Для ранних монастырских ансамблей характерна округлая конфигурация монастырских стен. Благодаря асимметрии объёмная композиция не производит впечатления статичной замкнутости, присущей многим западноевропейским крепостям того времени. Свободное сочетание архитектурных объёмов, отсутствие какой-либо симметрии в архитектурной композиции, изменение, в зависимости от рельефа, высоты стен и башен создают всё новые точки обзора и придают ансамблю неповторимый силуэт, одновременно и монументальный, и динамичный. Особенностью Пафнутьев-Боровского монастыря является почти диагональное расположение основных памятников, что усиливает традиционную асимметрию.

Центральное – и в архитектурном, и в идейном плане – место занимал монастырский храм, с его возведением ансамбль обретал подлинную композиционную законченность. Он рассматривался как «земное небо или как око Божье».[2] Играя роль смыслового фокуса архитектурной композиции, монастырский храм должен был отражать своё главенствующее положение в общей структуре ансамбля.

Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек являлась трапезная. Часто при основании обители первой возводили именно её, руководствуясь бытовыми соображениями. Появление трапезной характеризовалось переходом к общежительному монастырскому уставу.

Трапезная палата в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре – гигантская одностолпная палата, перекрытая сводами, – была построена в 1511 году. Она была самой большой монастырской трапезной палатой начала XVI века. В её весьма внушительных по толщине стенах были обнаружены разумно устроенные разгрузочные камеры, ниши, тепловые камеры, каналы и дымоходы.

Одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе была колокольня или звонница. Колокольный звон – неотъемлемый атрибут средневековой монастырской культуры. Тембр и характер звона служили отличительным признаком каждого монастыря: по звону колоколов богомолец узнавал о приближении к обители задолго до того, как видел её.

Однако в больших монастырях колокольни приобретали архитектурную самостоятельность и в силу своих высотных качеств значительно влияли на композиционную структуру, а также служили одновременно дозорной башней. Внутри монастыря композиционным центром был собор, снаружи – колокольня.

Колокольня Свято-Пафнутьева Боровского монастыря (1690–1691) пятиярусная. Первые два яруса представляют собой два четверика. Было три ныне не сохранившихся крыльца, которые вели на второй ярус с восточной, северной и западной сторон. Колокольня богато украшена изразцами Степана Полубеса с изображениями серафимов и плодов.

У колокольни Пафнутьев-Боровского монастыря необычное расположение восьмерика по отношению к четверику. Обычно (и это типично для всех российских храмов) восьмерик получается путём обрезания углов квадрата. В Пафнутьев-Боровском монастыре используется иной, уникальный принцип: грани восьмерика расположены на осях четверика! Это наглядно видно, если посмотреть на колокольню сверху.

По мере роста монастыря в нём появлялось всё больше специальных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты, мельницы и разнообразные мастерские. Нередко здания служб возводились в камне в несколько этажей. К ним часто добавлялись и постройки мемориального характера (часовни, беседки, кресты и надкладезные палатки). Как правило, они были посвящены каким- либо значительным событиям в жизни обители.

Ильинская церковь (1670) с больничными палатами и трапезной была воздвигнута на том месте, где, по преданию, находилась братская могила погибших во время взятия Пафнутьев-Боровского монастыря отрядами Лжедмитрия II. Храм от больничных келий отделяет стена с так называемым «слуховым проёмом», пробитым для того, чтобы лежачие больные могли видеть службу и даже как бы участвовать в ней.

В зависимости от типа монастыря и его материального положения келейная застройка могла быть различной. Обычно эти корпуса располагались по периметру монастырских стен. Первоначально деревянные строения по мере роста достатка обители сменялись каменными. Каменные жилые корпуса в богатых и многолюдных монастырях могли быть двухэтажными, с отдельным входом в каждую келью. В целом келейная застройка образовывала главный монастырский двор, в центре которого возводились основные сооружения монастыря.

Одним из основополагающих признаков, отличающих православную обитель от католических монастырей, можно назвать многохрамие. Возведение в пределах одного монастырского комплекса группы церквей невозможно объяснить одними только прагматическими соображениями.

Многохрамие ансамбля русского православного монастыря является свидетельством верности символическим канонам древнерусской традиции. К идее создания архитектурного образа православного монастыря применимо утверждение о нетождественности священного символа какому-либо одному храму.

В конце XVII века в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре были построены палаты настоятеля, к которым в 1759–1760 годах пристроили храм во имя святителя Митрофана, Патриарха Царьградского.

Существующая ограда монастыря сложена в основном из большемерного кирпича. Белый камень шёл только на фундамент да на перемычки бойниц подошвенного боя. Общая протяжённость ограды около 673 метров.

 В её возведении в разные годы участвовали такие известные архитекторы, как Фёдор Конь и Трефил Шарутин. Крепостные башни имели не только военное, но хозяйственное значение. В них нередко устаивались кладовые, мастерские, размещались разнообразные монастырские службы: поварские, квасоваренные, прядильные. Конечно, не был исключением и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Такими здесь были Георгиевско-Знаменская и Тайницкая башни. Любопытно отметить, что вход в обеих башнях был под прямым углом.

Стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначилось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, нежели в строительстве городов или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать не столько в новых достижениях фортификационного искусства, сколько в символической трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля, как единства в многообразии.

Монастырь несёт в себе идею города. Говоря о такой символической интерпретации монастыря, исследователи прежде всего уподобляли монастырский комплекс «небесному Иерусалиму».

На протяжении XVI века сформировалась структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приёмами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря – замкнутый, компактный и композиционно завершённый – выражал идею религиозного, культурного, военного и политического центра. И активную роль в этом процессе сыграл Пафнутьев-Боровский монастырь.

Рустем НУРЕЕВ, доктор экономических наук, профессор

Источник: «Наука и религия», № 4, 2022

[1] По материалам лекции, прочитанной 22 января 2022 года в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Нуреев Р.М. Особенности архитектуры Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Боровск. 2022 (https://www.youtube. com/watch?v=8DkmUjml_jY)

* Подробнее см.: Антипов А., Лужнова Н. Рождества Богородицы Свято- Пафнутьев Боровский монастырь. Века. Годы. События. История в хронологической таблице. Боровск: «Ноосфера», 2014.

[2] Архитектура русских монастырей. https://vuzlit.ru/556628/arhitektura_ russkih_monastyrey


© 2024 Наука и религия | Создание сайта – UPix