• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Идеальные камни

Идеальные камни

В июньском номере мы начали знакомить читателей с наследием замечательного художника Василия Фёдоровича БОЛДЫРЕВА (1941–2003), но охватить всё творчество мастера в рамках лишь одной публикации

Ко 2-й и 3-й страницам обложки

оказалось невозможно, поэтому мы будем обращаться к нему ещё не раз. В своём творчестве он в свойственной лишь ему художественной манере переосмыслял, преломлял феномены нашего бытия: космос, религию, музыку… Человек энциклопедических знаний и широчайших интересов, он увлечённо погружался в изучение и творческое осмысление самых разных явлений окружающего нас мира. Одним из таких объектов изучения для него стали самоцветы – им он посвятил большую серию работ, выполненных акварелью и гуашью.

Вдова художника Евгения Петровна вспоминает: «Василий Фёдорович всей своей душой и каким-то внутренним зрением всегда стремился к красоте и к отображению этой красоты, он замечал всё красивое в жизни». Это одна из причин, по которым интерес мастера привлекли камни. Другая причина связана с самой Евгенией Петровной: она была специалистом по драгоценным металлам и камням, работала в Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора и лично проводила проверки ювелирных магазинов, пропуская через свои руки множество драгоценных изделий. Сама же при этом к золоту и бриллиантам была абсолютно равнодушна, отдавая предпочтение поделочным камням, которые также нередко используются в ювелирном деле. В силу профессионального интереса Евгения Петровна часто приобретала книги о камнях, которые обычно снабжались множеством красочных иллюстраций. Василий Фёдорович подолгу изучал фотографии в них – через призму какого-то своего особого видения, в результате чего из-под его кисти выходили замечательные работы – с одной стороны, документально-достоверные, с другой – весьма далёкие от того, что можно было бы назвать реалистичным изображением. Словно это не самого камня «портрет», а того самого платоновского эйдоса – эталонной идеи, самой сути.

Интерес к камням удачно пересекался с увлечением астрологией: Василий Фёдорович прекрасно знал, какие самоцветы соответствуют тем или иным знакам зодиака, и любил дарить их изображения друзьям и близким на дни рождения. Так, для Евгении Петровны, родившейся в феврале, он нарисовал аметист.

О том, насколько тонко художник передавал «характер» камня, можно судить, например, по отзыву, оставленному в гостевой книге профессором геологии после выставки работ Василия Болдырева в 2016 году в Томске: «В творчестве Болдырева есть влияние современного естествознания… Кора дерева, фракталы, шлифы, минералы и др. Очень близко к самой структуре природы – не буквальное копирование, а в эстетике переживаний. Просто восхищён!»

Об истории одной из работ – изображения агата – Евгения Петровна рассказывает подробно: «Как-то раз я проверяла одну ювелирную мастерскую, и во время работы у меня сломалась красивая серебряная заколка для волос. Починить её не удалось – рассыпалась при попытке спаять. Какие-то там примеси в ней были… И ювелир в утешение подарил мне этот агат. Все ведь знали, что я интересуюсь камнями. Принесла подарок домой, показала мужу, а он посмотрел как-то незаинтересованно и говорит: ну поставь его в кабинете у меня, пусть постоит на полке. И стоял он достаточно долго, а Василий Фёдорович вроде как на него не обращал внимания. Спустя какое-то время однажды просыпаюсь утром – а уже стоит готовая картина. Один в один этот камень повторяет, но это не просто “слепок” – он туда внёс свой воздух, своё отношение к камню, ко мне… Василий Фёдорович вообще всегда ночами работал, а потом выставлял работу, чтобы утром мой взгляд первым делом падал на неё и я сразу могла что-то о ней сказать».

А вот нитки голубого камня, которые словно бы оживают на другой картине, приехали из Индии, которую Василий Фёдорович посетил в 1990 году вместе с другими членами Союза архитекторов СССР. Поездка была насыщенная, удалось увидеть много чудес – в первую очередь, конечно, архитектурных. А вокруг все говорили, что домой в качестве подарков нужно везти непременно местные камни. Василий Фёдорович остановил свой выбор на благородной бирюзе.

Валерия ДАРАГАН

Источник: НИР № 12, 2024


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix