Напомним читателю главные положения Теоретической истории, на основе которых её автор рисует картину будущего, неразрывно связанного с прошлым.
Человечество живёт и развивается в трёх мирах - Восток, Запад и Империя. В каждом явственны 144-летние циклы, в которых различаются четыре фазы по 36 лет, а в каждой из них - три периода по 12 лет. Чередуются они одним и тем же порядком, но имеют разное значение в упомянутых трёх мирах. (Всё это подробно описано в начальной статье цикла «Теоретическая история», в июльском номере 2018 года.) Россия сейчас находится в Имперском цикле: 1881-2025 годы, в четвёртой фазе. Именно циклы Империи являются поворотными моментами в истории человечества...
Понять нынешнюю ситуацию в России невозможно без этого довольно узкого теоретического положения. Речь пойдёт о так называемом Идеологическом освобождении. Это явление четвёртых фаз любых циклов, на Западе - Политическое освобождение, на Востоке - Экономическое освобождение. В мире Империи - Идеологическое освобождение. Поскольку циклов Запада и Востока в истории человечества великое множество, то можно сколько угодно изучать, сравнивать, делать выводы, Другое дело - Империя. Имперских циклов найдено и описано всего-то двадцать - не густо. Так что Идеологическое освобождение - крайне редкое явление.
Политическое освобождение Запада - всего лишь ответ на Политическое закрепощение вторых фаз. Тогда забрали какие-то права, теперь вернули их назад. Аналогичная история с Востоком: Экономическое освобождение - это просто возврат неких экономических льгот и свобод, которые были изъяты у народа во второй фазе, последовательность действий в общем понятна. Совсем другое дело Идеологическое освобождение Империи. В нынешнем российском имперском цикле, Четвёртой России (1881-2025), Идеологическое закрепощение прошло в третьей фазе - с 1917 по 1953 год, Освобождение, стало быть, идёт в четвёртой фазе, с 1989 по 2025 год. Триаду «православие, самодержавие, народность» заменили в 1917 году по временной схеме пролетарской солидарностью и советской общностью. Но дореволюционные идеи безнадёжно устарели, а быть может, даже умерли.
Сложность Идеологического освобождения ещё и в том, что главным заказчиком здесь является народ-идеолог, который на практике не слишком-то рвётся в бой. Невозможно навязать свободу тому, кто за неё и не думал бороться. Это очень злой парадокс! В самом деле: восточный возврат собственности или западный возврат прав - процессы естественные, права или собственность всякому человеку понятны. А вот возврат идеологической свободы оборачивается неким духовным вакуумом, народу кажется, что ему подсовывают «пустышку», отсюда - духовный дискомфорт, идеологическое голодание.
Как мартовский снег растаяла коммунистическая идея, с её равенством и братством. А показавшиеся на этом месте дореволюционные скелеты оживить невозможно. По условиям Освобождения ничего из старых отработанных идей в новую жизнь брать нельзя. Нужно расчистить поле и засеять его семенами новой жизни. И здесь не годятся ни монархизм, ни коммунизм, ни либерализм,
Дошло до того, что даже в Конституцию записали, что никакой идеологии сверху насаждать нельзя. Пусть народ сам выпестует новые идеи. При этом со всех ТВ-каналов несётся вопль: куда идём? дайте нам позитивный образ будущего! То есть идеологический вакуум мучает не только народ (нечего читать! некого почитать!), но и людей продвинутых, так называемых лидеров общественного мнения.
И тут возникает невероятная ситуация, о которой могли бы только мечтать люди научного склада мысли. Именно идейная пустыня - лучшая стартовая позиция для продвижения науки. Новое не вырастет на поле, заросшем сорной травой ложных идей, слишком тонки и хрупки побеги новой науки. Так что не вопить бы надо об отсутствии образа будущего, а радоваться этой неопределённости. И не торопясь, шаг за шагом, строить научно обоснованное будущее. Это и будет тот самый Русский мир - мир, созданный не из страстей и инстинктов, а в соответствии с реально работающими законами человеческого общества. Согласно Теории, Русский мир стартует в 2025 году. Но какие-то его грани видны уже сейчас. И на них стоит обратить внимание.
Первая грань наступающего Русского мира - прекращение войн. От 2025 года и до скончания веков. Представить это очень сложно, человечество воевало всегда, всегда тратило на войну огромные людские и материальные ресурсы. А в последнее время так называемые аналитики только о войне и говорят. И вроде все основания у них есть: гонка вооружений возобновилась с новой силой, один за другим исчезают ограничивающие её договоры. Однако приговор Теоретической истории и её передового раздела - Теории войн - неумолим: эра войн заканчивается.
И лидер столь неожиданного процесса - именно Россия. Она уже остановила застарелые конфликты Грузии с Южной Осетией и Абхазией. Сделано всё было мгновенно, в течение нескольких дней. Аналогичная история с конфликтом в Карабахе. Чуть медленнее устанавливается мир в Сирии. Но тут можно сослаться на малознакомый театр военных действий и активное противодействие Турции, США, Франции и других мировых игроков.
Важно отметить, что Россия уладила все эти конфликты, не имея предварительных симпатий к какой-либо из сторон. А ведь старая Россия всегда помогала православным или славянам, Советская Россия имела жёсткие классово-идеологические предпочтения, прочие миротворцы также всегда кому-то подыгрывали, а скорее всего искали свою выгоду. Нынешний нейтральный миротворческий почерк России воистину уникален - никаких предпочтений. Кроме одного - должен наступить мир!
Кстати, для тех, кто увидел в воссоединении Крыма с Россией агрессивную тенденцию к возврату «исконных русских земель»: история с Крымом была следствием одной единственной идеи - предотвращения большой крови, неизбежной и долгой партизанской войны в Крыму.
Вторая грань - это извечный выбор России: Восток или Запад. Тут аналитическое сообщество раскололось на три части. Одни говорят, что мы - Запад, другие - что Восток, третьи выбрали самое трудное: утверждают, что у России какой- то особый, уникальный путь. На самом деле все эти споры - следствие одного заблуждения. Запад в нашем сознании тождествен так называемому Английскому миру, в котором рентабельность незаметно переросла в корысть и который стал миром бессистемных финансовых авантюристов. Так вот, Русский мир - безусловно Запад, но не тождественный Английскому миру, а Запад технократов.
Первейшим делом Русского мира станет ликвидация денег. Деньги, как и войны, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Как говорил Воланд: «Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота». И любую из этих субстанций можно долго хранить и накапливать. Как сказал другой классик, «если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их очень много». Не в этом ли проблемы человечества в целом и ритма Запада в частности? Человечество должно генерировать богатство, а не бумажки перекладывать из одного кармана в другой.
Сами по себе деньги не так уж и плохи, но только не в эпоху бурного прогресса: дело в том, что вместо того, чтобы крутиться безостановочно, они норовят скапливаться в одном месте, выпадать из оборота, из торговли, оседать в матрацах и прочей недвижимости. Реальных денег, обеспеченных реальными ценностями, в мире очень мало. И для бурного прогресса их катастрофически не хватает. Пришлось печатать ничем не обеспеченные бумажки, которых с каждым годом всё больше и больше... Но заменить деньги может только то, что невозможно накапливать и нужно быстро тратить. Речь идёт, как можно догадаться, об энергии.
Наверное, есть разные варианты, но первым претендентом на роль нового эквивалента стоимости является наш любимый киловатт-час. Его нельзя скопить, его нельзя раздуть, его легко измерить. И не случайно Россия даже в самые жуткие и нищие 1990-е годы так резко озаботилась своим энергетическим доминированием, развивая все направления энергетики. Товара не хватало, пенсий не платили, с продовольствием были проблемы, но энергетику развивали весьма активно.
Третья грань Русского мира будет связана с педагогической технологией, основанной не на какой-либо случайной доктрине, а на реальном знании возрастной теории.
Ещё одна грань - национальный характер, вещь упрямая, пусть и категорически отрицаемая современным Западом. Кому же, как не русским, построить мир, в котором каждая нация займёт своё исключительное и неповторимое место (вместо уравниловки, предлагаемой туповатой толерантностью).
Пятая грань связана с концом журналистики и созданием Сплошных информационных систем. Ну и, конечно же, - человечество увидит создание новой, эффективной гуманитарной науки, которая и станет главным достижением грядущего Русского мира.
Григорий КВАША
Источник: «НиР» № 1, 2020