Передо мной большая, очень красиво изданная книга – «Размышления о Боге, человеке и Вселенной: Сотворение мира»,
первая часть трилогии, задуманной автором. Вторая часть будет посвящена устройству Вселенной, а третья – человеку. Автор – Тимур Рафкатович Тимербулатов, взявший себе загадочный псевдоним Мон Тирэй. Тимербулатов – человек универсальных интересов и достижений, уже знакомый нашим читателям. Крупный учёный, доктор экономических наук, кандидат военных наук, академик РАЕН, крупный предприниматель в области строительства (президент группы компаний «Конти»), просветитель, автор ряда книг, статей, научно-популярных фильмов. Человек огромной энергии, он много сделал для страны, для людей. Государство и Русская Православная Церковь высоко оценили его заслуги и наградили его множеством орденов, званий и грамот, подробное перечисление которых заняло бы немало места. Его пассионарность проявляется во всём, в том числе и в литературной деятельности. Он переполнен желанием рассказать миру, как он – этот мир – устроен, просветить людей, ведь многие беды – от невежества. Книге «Сотворение мира» предпослана развёрнутая аннотация, фрагменты которой имеет смысл изложить. Автор убеждён, что наш мир имеет эфирную природу. В академической науке это положение считается спорным, пока господствует другая точка зрения, хотя сегодня ряды сторонников эфирной основы Вселенной пополняются. Но Тимур Рафкатович не просто выдвигает эту идею, он старается подвести под неё доказательную базу. Он описывает самые разные эксперименты, проведённые им и другими исследователями, приводит взгляды теологов, философов, учёных на устройство окружающего мира вообще и природу эфира в частности и видит в нём энергетическую основу Вселенной:
«Особое место в книге занимают сформулированные автором законы устройства мира, которые лежат в основе Мироздания, а также приводятся мысли автора о доказательствах существования Бога и сотворения Им окружающего мира и человека. Опубликованный материал позволяет понять и доказательно говорить о роли Бога в сотворении Вселенной. В книге дано современное видение возникновения Вселенной, формирования её структуры, формы, функционирования и развития, механизма образования и формирования частиц, атомов, планет, звёзд, галактик и самой Вселенной». (Заметим, что на протяжении всего существования науки совершались попытки доказать существование эфира. В одних случаях учёные стремились доказать его существование чисто теоретическим путём. Так шёл к решению проблемы коллектив учёных – Н. М. Евстигнеев, Ф. С. Зайцев, А. И. Климов, Н. А. Магницкий, О. И. Рябков, А. Н. Дмитриев, В. Л. Дятлов, В. П. Казначеев. Эксперты утверждают, что математическое обоснование теории выполнено ими на высоком уровне. Другой путь создания теории эфира избрал учёный-изобретатель А. Ю. Кошелев, создавший двигатель без отброса реактивной массы. А американский электрик и изобретатель Стивен Марк разработал тороидальный генератор (TRU), работающий без подпитки неограниченное количество времени, в основе механизма – энергия магнитного вихря, резонансных частот и ударов тока в металле. Создатель генератора утверждает, что в работе прибора участвует эфир.)
У читателя «Сотворения мира» особый интерес вызовут мысли автора о том, каким же образом была сотворена жизнь на нашей планете. Автор сопоставляет научный взгляд с библейскими положениями и сюжетами и постепенно
подводит к мысли о разумности Мироздания и об участии Творца в создании Вселенной и в жизни на Земле на всех этапах её появления и развёртывания. Для «Науки и Религии» этот параллелизм авторской мысли (мир, изучаемый наукой, и Бог, установлением отношений с Которым занимается религия) имеет огромное значение. Особую ценность представляет собой эрудиция автора, сумевшего рассказать о сложнейших процессах простым, доступным для понимания языком. Взаимосвязи религиозного и научного подходов к познанию мира посвящена целая глава. Автор приводит многочисленные цитаты из священных книг мировых религий, каждая из которых имеет свой взгляд на мир и процесс его сотворения, сопоставляя этот религиозный взгляд с данными таких наук, как космология, физика, метеорология, химия, ботаника, зоология, анатомия. Он подводит науку к идее, что есть Нечто, что лежит за её пределами. Очень интересны законы устройства мира, постулированные и доказательно обоснованные автором (законы единства мира, всеобщей взаимосвязи, строительства мира от малого к большому, иерархичности бытия, непрерывного движения, устойчивого равновесия систем, равновесия противоположностей и, наконец, развития).
Вызывает интерес попытка автора описать этапы рождения мира, которые он по-библейски называет «днями» (день первый, день второй, день третий… – всего семь). В итоге получается новая модель Вселенной, которую очень хочется проверить экспериментами и всесторонне продумать.
Возвращаясь к началу книги, хочется ещё раз обратиться к энергетической основе Вселенной – эфиру. Лучше, чем автор, не скажешь, потому мы предлагаем читателям самим сделать выводы, ознакомившись с одной из глав книги Тимура Рафкатовича Тимербулатова. Ею мы начнём серию публикаций на различные темы, освещённые в этой глубокой и увлекательно написанной книге.
___________________________
…Из эфира формируются все физические тела в окружающем мире и, собственно, сама Вселенная. В нашем представлении эфир – это окружающая нас упругая бесструктурная среда, находящаяся в постоянном движении, способная создавать все существующие во Вселенной материальные объекты и обеспечивать их взаимодействие.
Безусловно, эфир имеет определённые свойства, которые позволяют ему создавать окружающий мир. Определить эти свойства очень непросто. Современные технические средства пока не в состоянии справиться с этой задачей в полном объёме. Однако мы можем наблюдать проявления специфических качеств и состояний эфира на Земле и в космосе, что позволяет нам говорить о присущих эфиру свойствах.
…В пределах Вселенной эфир может находиться в уплотнённом и разреженном состоянии. За пределами Вселенной эфир находится в равновесном состоянии.
В сформированных материальных объектах эфир находится в уплотнённом состоянии. В этом состоянии мы можем ощущать и видеть эфир в различных вариациях, чувствовать его вкус, запах, цвет… Всё, что окружает нас на нашей планете, является уплотнённым эфиром. А в космическом пространстве – это звёзды, планеты, галактики, а также спутники планет, метеориты, астероиды, кометы, космическая пыль и газы. В уплотнённом состоянии эфир многообразен. Он проявляется в природе в виде газа, жидкости, твёрдых тел или плазмы, демонстрируя огромное разнообразие своих свойств. По этой причине весьма сложно сформулировать фундаментальные свойства эфира.
В разреженном состоянии эфир находится вокруг частиц, атомов, звёзд, планет и галактик. Разреженное эфирное пространство образуется в результате воздействий эфирных вихрей, которые при формировании частиц, атомов, звёзд, планет, галактик и самой Вселенной стягивают окружающую эфирную среду в тороидальные материальные объекты. Размеры разреженного эфирного пространства определяются размерами и плотностью этих космических объектов. Так, вокруг Земли оно будет отличаться от околозвёздного, а околозвёздное – от межзвёздного и межгалактического.
Наша Вселенная, так же, как и все частицы, атомы, звёзды и галактики, формировалась из эфирной среды. Но первоначально она формировалась из эфирной среды космоса. Поэтому ядро Вселенной и вселенский туннель представляют собой уплотнённый эфир, а пространство вокруг ядра Вселенной – разреженную эфирную среду. За границами разреженной эфирной среды Вселенной находится эфирная среда космоса.
В моём понимании, эфирная среда космоса – это сверх-текучая, сверхохлаждённая материальная субстанция, существование которой было предсказано индийским физиком Ш. Бозе в начале XX века и которую мы уже определили как эфирную среду в равновесном состоянии[1].
На мой взгляд, в равновесном состоянии существует только эфирная среда космоса. Равновесное состояние эфирной среды космоса – это ненапряжённое состояние космической эфирной среды, в которой была создана наша Вселенная и которая её окружает. Внутри нашей Вселенной мы не встретим такого состояния эфирной среды, потому что эфир во Вселенной может находиться или в разреженном, или в уплотнённом состоянии. Равновесное же состояние эфирной среды – это исходное природное состояние эфира, предположительно существующее при температуре абсолютного нуля.
Поэтому при определении фундаментальных свойств эфира объектом исследования должен выступать эфир, находящийся в состоянии равновесной эфирной среды, то есть тот эфир, который является первоначальной основой нашего материального мира. А под фундаментальными свойствами эфира нужно рассматривать его существенные основополагающие качества.
Итак, анализируя результаты наблюдений за космическим пространством, а также физические эффекты, возникающие при проявлении различных свойств эфира в природе, мы можем отнести к фундаментальным свойствам эфира его бесконечность в пространстве, однородность, упругость и материальность.
Безусловно, эфир обладает и другими свойствами, но они, по нашему мнению, являются лишь следствием проявления его фундаментальных свойств. К примеру, упругость – это фундаментальное свойство эфира, которое позволяет эфиру изменять свою плотность. Плотность эфира – это тоже его свойство, но уже не фундаментальное, так как оно является следствием упругости.
Упругость эфира обеспечивает процессы растяжения и сжатия эфирной среды. При растяжении эфирной среды её плотность уменьшается, а при сжатии – увеличивается.
При любом изменении плотности эфира упругая эфирная среда всегда будет стремиться восстановить своё исходное состояние. Поэтому при появлении в эфирной среде пространств, различных по своей плотности, упругий эфир неминуемо затянет эфирную среду из области высокой плотности в область более низкой плотности, вызывая перемещение эфирной среды и возникновение эфирных потоков.
Ситуация подобна перемещению воздушных масс в атмосфере Земли. Воздушные массы перемещаются из области с высоким атмосферным давлением в область с низким давлением. При этом в атмосфере возникают ветры, а иногда и ураганы. Как правило, эти воздушные перемещения ведут к изменению погоды. Эта ситуация с перемещением воздушных масс в атмосфере Земли в глобальном масштабе происходит непрерывно. Потому что перемещение воздушных масс из области высокого атмосферного давления в область более низкого давления вполне предсказуемо ведёт к изменению давления и в той, и в другой области. То есть возникает некая незатухающая цепная реакция, которая вызывает непрерывное движение воздуха над поверхностью Земли из области высокого атмосферного давления в область более низкого давления. По этой же причине эфир в космическом пространстве непрерывно движется. Непрерывность движения также является свойством эфира.
Перемещение эфира ведёт к образованию движущихся эфирных потоков, которые формируют эфирные вихри. Эфирные вихри являются основой вращающихся тороидальных материальных образований. Вращающиеся тороидальные материальные образования от частиц и до галактик формируют нашу Вселенную. При этом проявляются свойства эфира: его плотность, непрерывность движения, способность образовывать эфирные потоки, эфирные вихри и тороидальные вращающиеся материальные образования различного размера. Но мы сейчас рассмотрим лишь фундаментальные свойства эфира, находящегося в первоначальном равновесном состоянии.
Мы никогда не сможем понять, как, когда и почему появился эфир. Мы никогда не узнаем, имеются ли у него пространственные границы. Нам этого не дано. Исходя из наших сегодняшних представлений и возможностей и того, что мы уже в состоянии увидеть, можно предположить, что эфирная среда бесконечна. Поэтому бесконечность в пространстве можно рассматривать как фундаментальное свойство эфира.
Когда-то древние мыслители считали, что мир создан из мельчайших и неделимых частиц – атомов. Однако с развитием технических средств учёные открыли, что атом не является мельчайшей частицей в окружающем мире. Были сделаны открытия, которые показали, что атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов, а ядро в свою очередь состоит из протонов и нейтронов. Были открыты и ещё более мелкие частицы – нейтрино и фотоны. Но и это далеко не предел. Исследования продолжаются, и мы ждём новых открытий.
В древности астрономы полагали, что Земля – центр Вселенной. С появлением телескопов астрономы узнали о существовании Солнечной системы. Дальнейшее развитие науки и техники позволило понять и определить место Солнечной системы в нашей галактике, которая называется Млечный путь[2]. Затем было обнаружено, что галактики составляют скопления и сверхскопления галактик. Современные технические возможности дают нам основания полагать, что Вселенная простирается на многие миллиарды световых лет.
Сегодня нам не известны границы Вселенной. Весь окружающий мир состоит из конечных материальных образований: частиц, атомов, планет, звёзд, галактик, скоплений и сверхскоплений галактик, поэтому логично предположить, что и наша Вселенная может быть не безгранична. Ведь Вселенная – не исключение, и она тоже может иметь определённую форму и структуру. Мы просто пока этого не знаем, но эти знания придут. Аналогично тому, как мы узнали об устройстве атомов или галактик. Всему своё время.
Если Вселенная может иметь границы и определённую форму, то это вовсе не означает, что она находится в пустоте и за её границами ничего нет. Вселенная так же, как и весь окружающий мир, создавалась из эфирной среды. За границами Вселенной находится всё та же равновесная эфирная среда Космоса, в которой, судя по логике устройства нашего мира, существуют вселенные, подобные нашей. И это эфирное космическое пространство с множеством вселенных тоже может иметь свои границы. Но человеческая цивилизация определить эти границы не в состоянии. Поэтому для нас оно бесконечно. Поэтому бесконечность в пространстве – это важнейшее фундаментальное свойство эфира[3]. Если, согласно нашему предположению, окружающий мир сформирован из единой эфирной среды, то в этом мире не может быть места ничему иному, кроме эфирной среды в любом её состоянии – разреженном, уплотнённом или равновесном. В мире не может быть и пустоты. Её нет в космическом пространстве. В космосе может быть лишь эфирная среда, которую мы пока не можем обнаружить и описать даже при помощи самых современных технических средств.
Во Вселенной существует определённый порядок – планеты вращаются вокруг звёзд по своим орбитам, звёздные и планетарные системы имеют своё место в галактиках, галактики тоже движутся в своём направлении. Если бы в космическом пространстве существовала пустота, то ни планеты, ни звёзды, ни галактики не могли бы сохранять своё местоположение в пространстве. Они просто провалились бы в эту пустоту. Пустота не может удерживать звёзды и планеты в пространстве. В пустоте не мог бы распространяться свет и не могли бы существовать радиоизлучение и гравитационное взаимодействие. Наличие пустоты породило бы хаос в космическом пространстве. Но этого не происходит.
В мире всё взаимосвязано, и мир един. Это единство мира обеспечивается единой эфирной средой, которая удерживает все космические объекты в определённых местах, обеспечивает проявление всех видов взаимодействий, сохраняя упорядоченность в космическом пространстве.
Но чем обеспечивается единство самой эфирной среды? Её единство может быть обеспечено только её целостностью и однородностью. Наличие структуры у эфирной среды в виде каких-либо частиц, пусть даже самых мелких, предполагает наличие какого-то свободного пространства между ними. Тогда логично возникает вопрос, чем же это пространство может быть заполнено.
Пустотой? Но в мире нет пустоты. Значит, для сохранения единства мира эфирная среда должна быть единой, целостной, неразрывной, то есть однородной. Вместе с тем в этой бесструктурной эфирной среде в результате действий эфирных вихрей возникают частицы, атомы, звёзды, галактики, то есть эфирные структурные образования из уплотнённого эфира. И все они в ней же и находятся. Только при этих условиях все материальные объекты мира могут быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Это обеспечивается основополагающим свойством эфира – его однородностью. Поэтому однородность эфира можно с полным основанием назвать его фундаментальным свойством.
Ещё одним важным фундаментальным свойством эфира является его упругость. В понимании современной науки, упругость – это свойство тел изменять форму и размеры под действием силы и самопроизвольно восстанавливать исходную конфигурацию при прекращении внешних воздействий[4] .
Упругость проявляется у твёрдых тел, жидкостей и газов. Считается, что упругость твёрдых тел обусловлена силами взаимодействия атомов, из которых они состоят. Под действием внешней силы атомы твёрдых тел могут смещаться, выходя из равновесного положения, которое они занимали до начала воздействия. При прекращении действия внешней силы атомы, стремясь к равновесию, могут возвращаться в исходное положение.
Атомы жидкостей и газов не имеют таких жёстких и прочных связей между собой, поэтому они легко поддаются изменению формы. Однако они тоже обладают упругостью. Их объём уменьшается при увеличении давления, а при прекращении давления жидкости и газы возвращаются в прежние объёмы.
Упругость эфира достигает огромных значений. Подобно сверхэластичной резине, эфир способен «растягиваться» на огромные расстояния, а затем возвращаться в исходное положение. Под воздействием сил эфир может не только растягиваться, но и сжиматься, умещаясь в крайне малые объёмы. При прекращении действия этих сил эфир немедленно возвращается в исходное состояние.
Однако способность к растяжению не означает, что эфир состоит из каких-либо частиц, расстояние между которыми увеличивается при растяжении. Наличие таких частиц предполагало бы наличие пустоты, но эфир однороден, он не состоит из частичек, между которыми при растяжении образуются пустоты.
Во Вселенной нет пустоты, в ней существует лишь эфирная среда в том или ином состоянии. В микромире эта эфирная среда находится между атомами и молекулами, и именно упругость эфирной среды является причиной упругости твёрдых, жидких и газообразных веществ.
В мегамире все звёзды, планеты, галактики и их скопления также расположены в эфирной среде. Эфирная среда Вселенной связывает звёзды и планеты в звёздные и планетарные системы, а их – в галактики, которые формируются в скопления и сверхскопления. Именно эфирная среда связывает все космические объекты в единую систему под названием «Вселенная» так же, как цементный раствор связывает кирпичи в построенном доме.
Кроме того, эфирная среда является единственной субстанцией, по которой передаются все фундаментальные взаимодействия во Вселенной: гравитационное, магнитное и электрическое. Упругость и бесструктурность эфирной среды обеспечивают проявление этих взаимодействий в окружающем нас мире.
Упругость – фундаментальное свойство эфира. Без упругости проявление различных состояний эфирной среды стало бы невозможным, как стало бы невозможным и стягивание эфирной среды в тороидальные материальные образования. Без упругости эфира вопрос сохранения энергии эфирных потоков в тороидальных материальных объектах тоже не имел бы своего решения.
Именно вследствие наличия упругости у эфирной среды обеспечивается передача гравитационных, магнитных и электрических взаимодействий. Упругость эфирной среды является непременным условием передачи электромагнитных колебаний не только на Земле, но и во всём пространстве Вселенной.
Вместе с тем проявление свойства упругости и формирование материальных объектов во Вселенной возможны только в том случае, если эфир имеет материальную основу. И это не может быть иначе. Невозможно из нематериального, даже при условии его выраженной концентрации, сформировать что-либо материальное.
Поэтому материальные частицы, звёзды, планеты и галактики могут быть сформированы только из материального эфира. Только концентрация материального эфира может стать условием перехода эфира в материальные частицы, а они – составлять материальные атомы, которые формируют материальные звёзды, планеты и галактики. Поэтому эфир, по нашему мнению, обладает ещё одним важным фундаментальным свойством – материальностью.
Таким образом, понимание фундаментальных свойств эфира позволяет нам более глубоко понять его физическую сущность. Основываясь на анализе природных явлений и проявлений свойств эфира в окружающем мире, можно предположить, что физическая сущность эфира заключается в том, что эфир и только эфир является самостоятельной, единой и единственной, однородной, упругой, бесконечной материальной субстанцией, из которой формируются и в которой существуют все частицы, атомы, звёзды, планеты, галактики и Вселенная, находящиеся в космическом пространстве.
Уникальность эфира заключается в способности единой однородной эфирной среды под действием движущихся эфирных потоков и эфирных вихрей из самой себя формировать различного размера тороидальные эфирные образования – от частиц и до Вселенной, которые в своей совокупности составляют столь разнообразный и богатый окружающий материальный мир.
К глубокому сожалению, современная наука обходит эфир стороной, что оказывает негативное влияние на прогресс цивилизации и продвижение научных знаний. Это требует изменения вектора развития науки в направлении осознания эфирной природы окружающего мира. Только правильное понимание физической сути эфира и его основополагающей роли в построении и функционировании Вселенной позволит сделать новые открытия и направит человечество к процветанию.
Понимание механизма формирования первичных, фундаментальных частиц во Вселенной создаст возможности для высвобождения огромной энергии, собранной эфирными вихрями в тороидальные конструкции. Более того, появится возможность управления этой энергией в процессе человеческой деятельности в любой точке планеты. Дешёвая и неисчерпаемая энергия откроет путь на полярные территории, в глубины океанов и далёкий космос.
Это также позволит осуществить давние мечты человечества о телепортации и левитации. Цивилизация получит в своё распоряжение совершенно новые, экологически чистые транспортные средства с пока неизвестными нам принципами перемещения. Понимание информационных свойств эфира приведёт к тому, что телепатия станет обычным делом и займёт место мобильных телефонов и радиостанций. Она станет новым способом передачи информации и общения между людьми.
Исходя из этого, анализ природных явлений в космосе и на Земле, результаты проведённых экспериментов в прошлом и настоящем, а также размышления о природе мира позволяют утверждать, что:
– эфир существует;
– эфир имеет свои физические свойства;
– звёзды и планеты сформированы эфирными вихрями и эфирными потоками различной мощности;
– эфирная среда вокруг планет и звёзд неоднородна и имеет большее разряжение вблизи их поверхности, увеличивает свою плотность и уменьшает свою скорость вращения при удалении от их поверхности.
Всё, что мы видим и ощущаем вокруг себя, – это эфир. Эфир, из которого мы состоим, в котором мы живём и которым мы дышим. Эфир – это наше будущее. Эфир – это ключ к познанию окружающего мира. Если мы хотим дальнейшего процветания и развития цивилизации, если хотим познать Вселенную, то мы должны понимать, что это возможно только при условии признания основополагающей роли эфира в построении окружающей действительности.
Полагаю, что так устроен наш мир. Этот мир создан из эфира по великому замыслу. Замыслу Бога.
В прошлом номере мы рассказали о книге Тимура Рафкатовича ТИМЕРБУЛАТОВА (псевдоним Мон Тирэй) «Размышления о Боге, человеке и Вселенной: Сотворение мира», опубликовав фрагмент из неё, посвящённый эфирной природе Вселенной. Мы продолжаем знакомить вас с размышлениями автора о самых разных областях человеческого бытия и знания.
Размышления о Боге
Религии
Господь, Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Вездесущий, Всезнающий, Всесильный, Милостивый, Милосердный… Практически во всех религиях мира и во всех философских системах мы найдём упоминание о некоем Высшем существе, сотворившем окружающий мир и законы, по которым этот мир существует.
…В ранних религиях Бог представлялся как огромное человекоподобное существо, однако в более поздний период предстаёт некой высшей, всемогущей, вечной, всезнающей сущностью, которая несёт в мир абсолютную любовь и добро.
…Во всём многообразии религиозных конфессий и течений нет единого представления о Боге. Но все они разделяют общую идею о существовании Бога. В соответствии с их взглядами, именно Бог и только Он способен создавать природу и управлять всеми природными процессами.
Известно, что более 6 миллиардов человек, населяющих нашу планету, придерживаются тех или иных конфессиональных взглядов. Мировые религии многочисленны и хорошо организованы. Христианская религия представлена во всех странах мира и объединяет около 2,5 миллиарда верующих, из них около 1,3 миллиарда – католики, примерно 800 миллионов – протестанты и около 280 миллионов – православные.
Вторая по численности религия – ислам – насчитывает более 1,8 миллиарда верующих, проживающих в 125 странах. Это самая молодая религия, возникшая в начале VII века на Аравийском полуострове[1]. При этом и христианство, и ислам возникли из иудаизма – древней монотеистической религии, и все вместе эти три религии называются авраамическими.
Самой древней из ныне существующих религий является индуизм, который представляет собой совокупность индийских религиозных традиций и философских школ, объединяя около одного миллиарда приверженцев[2].
Ещё одна старейшая религия – буддизм – возникла в VI–IV веках до н.э. в Древней Индии и является четвёртой по величине религией с более чем 520 миллионами последователей[3]. В мире существуют и другие религии, религиозные направления и философские школы, из которых наиболее многочисленным признано конфуцианство.
…В монотеистических религиях вера в единого и всемогущего Бога – главный религиозный догмат. При этом в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
Однако в религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях фигурирует множество богов. Один из этих богов обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например, Мардук – у древних вавилонян, Зевс – у древних греков, Перун – у древних славян и т. д.
В индуизме и некоторых других религиях нет ярко выраженного возвышения одного бога над другими. Наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов.
…Образы богов отражали эволюцию почитающих их народов. У людей первобытного общества не было веры в богов, а было лишь поклонение неодушевлённым предметам, была вера в духов, демонов и другие фантастические образы. С появлением племенных объединений и первых городов в них формируется культура поклонения образу племенного бога. Поклонение ему позволяло несколько по-иному воспринимать окружающий мир, дисциплинировало и объединяло племя, помогая ему выживать в непростых условиях развития раннего общества.
Бог племени или города представлялся как его защитник и предводитель в борьбе с врагами. К примеру, в некоторых городах боги становились их покровителями: у Афин – богиня Афина Паллада, у Вавилона – бог Мардук, у Мемфиса – бог Пта.
В античной философии идея бога выполняла важную конструктивную функцию в философском и научном познании мира. Основываясь на творческом воображении, бог представлялся античным мыслителям нематериальным разумным началом, которое вносит порядок в хаотическую материю, но не смешивается с ней. Однако уже у Анаксагора Нус – это божественный принцип мирового порядка, движущая сила, участвующая в процессе образования мира[4]. Нус является некой духовной и даже механической силой, которая может воздействовать на эфир и придавать частицам материи вращение. Более того, Анаксагор наделяет Нуса некоторой тончайшей материальностью.
Платон впервые предложил логическое доказательство бытия богов, которые у него являются источником движения и упорядоченности мира. У Платона бог – Творец, Демиург – символ идеального и совершенного, который из хаотической материи создаёт гармоничный мир.
В индуизме, насчитывающем множество божеств, духов и демонов, всё же имеется некий бесконечный Абсолют – Брахман, являющийся духовным началом трёх основных божеств индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы, каждый из которых символизирует своё собственное начало. Брахма – создатель Вселенной, Вишну – её хранитель на всём протяжении периода её существования, Шива – разрушитель Вселенной в конце времён. Однако Брахман – первооснова всех вещей и явлений, причина, источник и основа Вселенной. Он не имеет пола, внешних характеристик и атрибутов, и ему присущи бесконечность, неизменность и неподвижность.
Буддизм… в большей степени является философским учением, поскольку Будда не является богом. Последователи буддизма считают, что Будда явился в мир для блага всех живых существ. Он – «единственный, не имеет равных, не имеет двойников, несравнимый, бесподобный, несравненный, непревзойдённый, лучший из двуногих».
Будда отвергал идею Создателя и не рассматривал вопросы сотворения мира. Приверженцы иудаизма верят в единого Бога и бессмертие души. В их представлениях Он бессмертен, вечен, вездесущ, всемогущ и безграничен. Бог не имеет личной судьбы, не зависит ни от каких материальных сил, превосходит всё сущее, безгрешен и не нуждается в очищении. Он независим от Вселенной и предшествует любой материальной реальности. Бог не стареет, не изменяется, не растёт и не уменьшается, существует всегда, в вечном состоянии без времени, и не имеет конкретного физического облика.
В иудаизме человеческий разум адекватен образу Бога и способен поддерживать связь с Богом посредством молитвы. Человек может быть подобен Богу прежде всего своим нравственным самоограничением и способностью к творчеству, но всё же Бог недосягаем и непостижим. Он вне пространства и времени.
Бог создал мир за шесть дней, используя только слово, а не физические действия. По отношению к людям Он человеколюбивый, милосердный, долготерпеливый и прощает их преступления и грехи, но не оставляет их без наказания.
Христианство объединяет иудаизм и древнегреческую философию. В христианстве есть единый Бог-Творец. У Бога одна Божественная сущность, но три ипостаси, или три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Среди лиц Троицы нет старших и младших. Христиане не верят в перерождение и считают, что у человека есть только одна жизнь и, умирая, он должен предстать перед Страшным судом и ответить за все свои поступки, совершённые в прожитой жизни.
Бог в христианстве есть Дух, и «Ему все должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4:24). Бога никто никогда не видел, Он невидимый и бесконечный Дух (Ин 1:18). Бог не имеет материального образа. Он не человек, и образ Его не является образом мужчины или женщины. Он бесконечно совершенен и мудр.
Ислам зародился на Ближнем Востоке и вобрал в себя идеи, характерные для иудаизма, христианства и религии арабов‑единобожников доисламского периода. В исламе Бог (Аллах) един и является Творцом мира, а Мухаммад является Его пророком. Аллах является источником и добра и зла. Сущность Бога недостижима и непознаваема для человека. Он не может представить себе Бога, ибо Бог не подобен никому и ничему… Бог был и будет всегда, Он не материален, и до Его уровня никто и никогда не поднимется, ибо Он недостижим[5].
Таким образом, все религии так или иначе воспринимают Бога как высшую, совершенную, непогрешимую, непознаваемую сущность. Бог бессмертен, всезнающ, всемогущ и вездесущ. Многие конфессиональные взгляды сходятся на том, что именно Бог создал окружающий мир и человека. Для Него не существует ни времени, ни пространства, Он бесконечен и нематериален.
Даже этот мимолётный экскурс в религиозную культуру разных народов нашей планеты позволяет утверждать, что какие бы религиозные течения и конфессии мы ни рассматривали – мы везде найдём присутствие Бога или богов, хотя у каждого народа они имеют своё неповторимое смысловое содержание и именное выражение.
И это главный вывод. Вывод о том, что во всех религиях и конфессиях существует некая невидимая и пока неведомая нам сила – Высшее Существо, способное создавать нас и окружающий мир. Имя Ему – Бог, Господь, Аллах, Создатель, Творец. Мы осознанно или неосознанно понимаем, чувствуем, догадываемся, предполагаем и, главное, верим, что Он есть, что Он могуществен и всесилен, всезнающ и вездесущ, Ему подвластны все и всё.
Позвольте даже не пытаться детально рассматривать общность и различия религиозных взглядов, а также теологические тонкости каждого конфессионального уклада. Дело это сложное и неблагодарное. У каждого народа есть свои религиозные основы, своё восприятие Бога. Найти единую платформу для корректировки тех или иных убеждений, существующих в разных религиях и у разных народов, невозможно, да и не нужно.
Священные писания
Понимание человечества о Боге было заложено очень и очень давно и нашло своё отражение в священных книгах, многие из которых, к великому счастью, сохранились по сей день и сами по себе уже являются чудом и общепризнанным свидетельством того, что это чудо было угодно Высшим силам. Все эти священные книги и писания – результат Откровений Бога с избранными – пророками, просветлёнными и святыми, которые донесли до нас эти бесценные сокровища религии, истории и культуры.
Во все времена люди старались сохранить свои знания. До наших дней дошли бесценные труды древних народов, которые записывали самые важные события своей жизни. Они открывают нам историю отношений между людьми, племенами, государствами. Историю, наполненную войнами и страданиями, радостями и победами, открытиями и достижениями. Всё это мы можем найти на скрижалях и в свитках, на папирусе и бумаге, на глиняных и деревянных дощечках.
Особое место в ряду этих исторических ценностей занимают священные писания. В этих сакральных текстах повествуется о происхождении, устройстве и развитии мира, законах бытия, описываются религиозные обряды, правила и нормы поведения людей в коллективе, определяются этические устои общества. Священные писания – это не просто историческое повествование о жизни, но Божественные откровения, переданные человечеству Богом через избранных Им людей…
Сначала эти Откровения передавались из уст в уста, но позднее их стали записывать, переписывать и бережно хранить, передавая из поколения в поколение. Сквозь тысячелетия до нас дошли священные книги индусов, буддистов, иудеев, христиан, мусульман, а также священные писания других религий и народов.
Одни из самых древних знаний о мире, в котором мы живём, а также о его великом Создателе, пришли к нам из собраний священных текстов иудеев и христиан – из Библии. Это уникальное творение состоит из Ветхого Завета (39 еврейских книг) и Нового Завета (27 христианских книг). Тексты Ветхого Завета относятся (по некоторым оценкам) к началу ХVIII–ХIII веков до н. э., то есть Библия существует уже около трёх с половиной тысяч лет! Считается, что она создавалась в течение 1600 лет[6]6.
Танах – Священное писание иудаизма. Это, по сути, Ветхий Завет Библии, который включает в себя три части: Тору, Невиим и Ктувим. Он описывает сотворение мира, природы и человека, историю возникновения и жизни еврейского народа, заповеди, заветы и законы, установленные Богом. Танах записан святыми людьми по Божьему вдохновению до пришествия Иисуса Христа. Первым автором Ветхого Завета был пророк Моисей, получивший откровение от Бога на горе Синай.
Священное писание христиан, Новый Завет был написан апостолами Иисуса Христа в период с середины и до конца I века н. э. Новый Завет описывает жизнь и проповеди Иисуса Христа. Наиболее ранними из текстов Нового Завета считаются послания апостола Павла. Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка написаны примерно в 60‑х годах н. э., несколько ранее, чем Евангелие от Луки. В христианских Писаниях проповедовались любовь к людям, любовь к Богу, честность, доброта и щедрость.
Веды – это Священное писание индуизма, которое было записано на санскрите в XVI веке до н. э. Согласно верованию индуистов, Веды не имеют авторов, так как были ниспосланы человечеству богами через святых мудрецов около 6000 года до н. э. и долгое время передавались в устной стихотворной форме. Веды состоят из четырёх частей: Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы. В них размещены мантры священнослужителей и мантры для чтения во время священных обрядов и ритуалов, а также прописаны правила жизни индусов, медицинские и военные знания. В ведических текстах, и в частности в «Книге бога Вйаза» (Шримат Бхагаватам. – Прим. ред.), детально описан процесс сотворения человека, повествуется о Земле, её существовании и развитии на протяжении миллиардов лет.
Священным писанием буддистов является Трипитака – каноническое собрание текстов, датированное V веком до н. э. В переводе с пали «Трипитака» означает «Три корзины», и впервые это Священное писание было записано на пальмовых листьях, которые были помещены в три плетёные пальмовые корзины[7]. В одной корзине (Виная-питака) – устав и правила поведения буддистов; в другой (Сутра-питака) – беседы и проповеди Будды, определяющие взаимозависимость всего происходящего в мире; в третьей (Абхидхарма-питака) – учения Высшего Закона, где излагаются методы и способы анализа внутреннего мира человека, восприятия внешнего мира, описываются правила укрепления памяти, внимания, созерцания, исследуются феномены сознания.
Для мусульман священной книгой является Коран, который, согласно исламскому вероучению, был ниспослан Аллахом через ангела Джабраила пророку Мухаммеду для передачи людям. Коран представляет собой Божественное слово в форме изречений, откровений, поучений и заповедей, произнесённых пророком Мухаммедом, и состоит из 114 сур (глав), каждая из которых включает в себя от 3 до 286 аятов (стихов).
Это «небесное» руководство для человечества и последнее Божественное откровение. Священный Коран в исламе является вечным чудом, которое никогда не потеряет своей актуальности и важности для человечества. Он воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности, благонравия, взаимопомощи, мирных отношений, справедливости, правильного воспитания и развития личности, ответственности перед обществом, человечности и искренности[8].
Размышления
Безусловно, человечество хранит и другие Священные писания. Они есть у всех народов и религиозных конфессий. Они написаны в разное время, в разных странах и разными людьми и, конечно же, имеют свои отличия. Однако все они указывают на то, что описанные в них откровения имеют один источник, и источник этот – Бог. В этих Божественных откровениях людям передавались нравственные законы, этические нормы, заповеди о любви, добре и мире, религиозные обряды, история сотворения мира, создания живой и неживой природы, появления растительности, животных и человека, а также знания о том, что пока не создано, но обязательно появится на Земле.
Всё это нашло своё отражение в священных текстах, в которых говорится о нравственных ценностях, о совершенствовании человека, о необходимости любви, добра и мира среди людей.
Заповеди были переданы людям для неукоснительного выполнения требований Бога. Добросовестное соблюдение заповедей – это верная дорога к правильной и счастливой жизни. Однако лишь горькое разочарование останется в душе, если посмотреть, как человечество следует этим заповедям.
К примеру, одна из заповедей гласит: «Не убий». Разве человечество следует этому требованию? К глубокому сожалению – нет! Человечество регулярно развязывает войны, в которых гибнут миллионы. Вдумайтесь – миллионы! Зачем, ради чего? Как правило, из жажды власти и наживы, из честолюбия и мести, из неверно истолкованных религиозных соображений и ошибочной, а часто и человеконенавистнической идеологии. На одной чаше весов миллионы жизней, а на другой – простые человеческие пороки вождей, царей, королей или президентов…
А сколько убито в пьяных драках, в порыве ревности, в желании завладеть чужим имуществом, в дорожных авариях и техногенных катастрофах, при террористических атаках?..
Одинаково виновны и те, кто убивают, и те, кто отдают приказ убить. Они виновны в том, что отнимают жизни у людей, которые пришли на землю с конкретным предназначением, с миссией, данной им Богом. Среди этих людей вполне могли быть философы, физики, поэты, музыканты, писатели или художники… Среди них могли оказаться те, кто наверняка оставил бы свой неповторимый след в литературе, искусстве, науке… Все мы приходим в этот мир для того, чтобы сделать его лучше, совершеннее, прекраснее. Но погибшие уже никогда и ничего не сделают.
К сожалению, дело не ограничивается только убийством себе подобных. Мы с лёгкостью и жестокостью убиваем окружающую природу. Ежегодно уничтожаются сотни миллионов гектаров леса. Леса, который перерабатывает в кислород миллиарды тонн губительного для всего живого углекислого газа. Леса, который даёт возможность свободно дышать, который кормит человека и своих обитателей – и который мы убиваем без жалости и сожаления.
И это далеко не все наши «славные подвиги» в борьбе с природой. Мы так же безжалостно убиваем и животных. Мы убиваем их миллионами каждый день и каждый год. Убиваем и объедаемся, страдая от ожирения, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.
Несмотря на то, что Бог создал растения и плоды для нашего питания и повелевал питаться ими, мы убиваем животных. Человечество оказалось безрассуднее, чем можно было себе представить. Мало того, что оно убивает себе подобных, уничтожает леса и животных, оно так же безжалостно убивает и планету – наш единственный дом во Вселенной.
Мы заваливаем её миллиардами тонн мусора и химических отходов, загрязняем реки и озёра, моря и океаны, воздух и даже верхние слои атмосферы Земли. Но нам и этого мало. Мы взрываем ядерные бомбы в воде, земле и воздухе и хороним ядерные отходы под землёй и в глубинах океана. Мы добрались и до космоса, и сейчас вокруг планеты вращается многотонное облако космического мусора. По разным оценкам, его количество на орбите Земли варьируется от 220 до 300 тысяч объектов. Только представьте, какой эффект может оказать эта «астрономическая пуля» на пролетающий мимо космический корабль!
В масштабах нашей орбиты это кажется несущественным, но, по мнению учёных, после 2055 года, в результате взаимного саморазрушения уже имеющегося на орбите мусора, проблема космического мусора станет серьёзным препятствием для дальнейшего освоения космоса.
Мы мусорим везде – и в тайге, и в джунглях, и в горах, и в пустынях… Ни одно живое существо на планете не разрушает место своего обитания, и только homo sapiens делает это с завидным постоянством и, похоже, не остановится даже перед угрозой уничтожения планеты[9]. Всё это происходит там, где мы живём, «плодимся и размножаемся», воспитываем детей, заботимся о близких и мечтаем о простом человеческом счастье. Однако найти счастье в грязи и куче мусора не так-то просто.
И всё потому, что мы не следуем лишь одной из Божьих заповедей – «Не убий». Что уж говорить о выполнении других, не менее важных Божественных наставлений? Если бы люди следовали даже одной этой заповеди, то представляете, насколько бы изменилась наша жизнь? Прекратились бы войны, террор и убийства, стало бы меньше ссор и болезней. Жизнь человечества стала бы неизмеримо лучше и счастливее. Надо лишь следовать заповедям каждый день своей жизни – ради себя, своих близких и ради процветания цивилизации.
Доказательства существования Бога
Долгое время между религией и наукой не возникало открытых столкновений. Человечество накапливало знания о мире, пытаясь проникнуть в суть природных явлений. Наряду с античной философией развивались астрономия и космология.
С древних времён центром Мироздания считалась Земля. Вся Вселенная, по мнению древнегреческих философов и астрономов, вращалась вокруг нашей планеты. Вместе с предположением Пифагора о шарообразной форме Земли начала формироваться геоцентрическая система мира. Воззрения Пифагора были поддержаны Платоном и Аристотелем.
Основываясь на философских взглядах древнегреческих мыслителей, астроном, астролог, математик и механик Птолемей во II веке представил свой труд «Альмагест»[1], содержавший собранные им знания Греции и Ближнего Востока по астрономии. В «Альмагесте» Птолемей описал геоцентрическую модель мира, в которой Земля являлась центром окружающего мира. В работе на основе математических изысканий было описано неравномерное движение светил и представлен каталог звёздного неба. Позднее система Птолемея была принята в Европе и на Ближнем Востоке и поддержана Католической Церковью. Геоцентрическая модель мира просуществовала более 1500 лет.
В начале XVI века польский астроном, математик и механик Коперник предложил свою гелиоцентрическую модель мира, которая положила начало первой научной революции. Суть гелиоцентрической системы заключалась в том, что Коперник, отвергая утверждение Птолемея о неподвижности Земли, предлагал рассматривать Землю как одну из планет Солнечной системы, вращающихся вокруг Солнца и вокруг своей оси[2].
Согласно теории Коперника, Земля не являлась центром Вселенной. Все планеты, включая Землю, двигались по орбитам, центром которых являлось Солнце. Это полностью противоречило геоцентрической модели мира и взглядам Церкви. Теоретические положения гелиоцентрической модели мира нашли своё подтверждение после исследований Галилея, проведённых с использованием телескопа.
Необходимо отметить, что впервые идея увеличения отдалённых объектов пришла в голову Леонардо да Винчи, который в 1509 году создал прообраз телескопа с трёхкратным увеличением. Развитие идей Леонардо получило продолжение, когда в 1604 году известный немецкий астроном, математик и оптик Кеплер опубликовал материалы об устройстве зрительной трубы.
Но первым исследователем, направившим зрительную трубу в небо в 1611 году, всё же был Галилео Галилей. Кеплер и Галилей поддержали идеи Коперника, признав их перспективными.
Сначала католическая церковь, в отличие от протестантской, вполне благожелательно отнеслась к новой астрономии. Однако в 1616 году она запретила поддерживать теорию Коперника как противоречащую Священному Писанию. Его главный труд «О вращении небесных сфер», над которым Коперник трудился около 40 лет, был внесён в список временно запрещённых книг. И только в 1835 году, после многочисленных исправлений, книга была исключена из этого списка.
Проблемы возникли и у 70‑летнего Галилея, которого инквизиционный суд в 1633 году обвинил в поддержке запрещённой модели мира Коперника и приговорил к пожизненному заключению, в последующем заменённому на домашний арест и пожизненный надзор инквизиции.
В 1600 году итальянский философ и поэт Джордано Бруно, поддерживавший и развивавший теорию Коперника, был обвинён в ереси и свободомыслии и сожжён на костре. Бруно предполагал, что звёзды – это космические объекты, подобные Солнцу; что в пределах нашей Солнечной системы имеются и другие планеты, за её пределами есть великое множество звёзд и планет, а сама Вселенная – бесконечна.
В начале XVII века работы Коперника, Бруно, Галилея и Кеплера не были поддержаны Католической Церковью и ознаменовали начало серьёзных разногласий между религией и наукой. Вопрос об устройстве мира стал главным противоречием между ними. Несмотря на жёсткую реакцию Католической Церкви, развитие науки активно продолжалось, особенно в XVII и XVIII веках. Исследователи стали искать физические и технические причины тех или иных природных явлений, не связывая их с существованием Бога. В конце XVIII века шотландский философ Джеймс Бёрнетт высказал мысль, что человек не сотворён Богом, а является потомком обезьяны.
На рубеже XVIII–XIX веков феодальный строй окончательно сменился на капиталистический, что серьёзно пошатнуло позиции Церкви. Смена феодальной общественно-экономической формации на капиталистическую потребовала установления новых общественных и экономических отношений, которые повлекли за собой бурное развитие производительных сил. Вместе с тем капитализм активизировал проведение научных исследований и экспериментов.
К середине XIX века в географии, археологии, палеонтологии, физиологии учёными был накоплен определённый опыт в исследовании постепенных и непрерывных изменений видов растений и животных, которые приводят к коренному качественному скачку в их развитии, то есть к возникновению новых организмов и их видов.
В 1859 году вышла книга английского исследователя Чарлза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора», которая имела ошеломляющий успех. Дарвин обобщил отдельные эволюционные идеи в единую концепцию и выдвинул свою теорию эволюции, ключевым механизмом которой определил естественный отбор. Из теории эволюции следовало, что, возможно, у человека и обезьяны был общий предок.
Эта мысль была подвергнута жёсткой критике со стороны представителей многих религий, считавших, что она противоречит положению священных книг о Божественном сотворении человека. По сути, важнейший вопрос о происхождении человека стал рассматриваться учёными как результат естественного отбора в эволюционном процессе развития.
С развитием науки вопрос существования Бога претерпел определённые изменения. Достижения в физике, химии, биологии, генетике в XIX и XX веках стали основой для широкого распространения атеизма, который отрицал существование богов. Во второй половине XIX века атеизм получил известность под воздействием таких немецких философов, как Л. Фейербах, А. Шопенгауэр (частично), К. Маркс, Ф. Ницше, которые отрицали существование Бога, жизнь после смерти и Божественную природу происхождения человека.
На основе конфессиональных взглядов возникла теология – религиозно-философское учение о Боге, в котором Бог стал основным философским понятием, предметом веры и культа. На начальном этапе развития теологии как науки выдвигались специальные доказательства существования Бога: космологическое, теологическое, онтологическое, аксиологическое и гносеологическое.
Космологическое доказательство существования Бога представляло собой учение о Вселенной и утверждало, что если мир существует, то это является следствием какого-либо действия, значит, должна быть и причина – его движущее начало (энергия), и это начало должно из чего-то исходить. Источником энергии может быть только внешняя сила – Бог. Следовательно, если мир существует, то и Бог тоже существует.
Теологическое доказательство существования Бога основывается на целесообразности природы, что свидетельствует о наличии её разумного устроителя. Живая природа лишена разума, но она развивается, следовательно, ею кто-то управляет. Значит, этот «управитель» и есть Бог.
Онтологическое доказательство состоит в том, что сама идея Бога и то, что люди подумали о Нём, назвали Его по имени, уже содержит в себе идею бытия, идею существования Бога.
Аксиологическое доказательство предполагает, что мир не случаен, поэтому всегда существует какая-либо необходимая сущность, являющаяся причиной его появления.
Гносеологическое доказательство присутствия Бога исходит из теории познания. Суть познания – поиск причины существующего. В процессе поиска причины, устраняя одну причину за другой, мы сокращаем ряд следствий и обязательно приходим к причине, которую можем объяснить только существованием Бога. Необходимо отметить, что известный немецкий философ И. Кант не принимал такое теоретическое обоснование бытия Бога и рассматривал Его как необходимый постулат практического разума.
В средневековой философии существовало два мнения о способах сотворения мира Богом: Бог разумен и создаёт мир по какому-то Им задуманному принципу, по каким-то установленным Им законам, и Он совершенно непостижим, непредсказуем для нас и действует по своей воле.
Не было единства и в вопросах способа сотворения мира Богом в философских изысканиях между учёными эпохи Возрождения (Р. Декарт, Б. Спиноза) и французскими просветителями XVIII века (Ж.-Ж. Руссо, Вольтер). Неясность позиций и нечёткость определений и взглядов предопределили появление атеистических настроений среди философов нового времени, ярким представителем которых стал Л. Фейербах.
Атеизм достаточно широко распространён и в наше время. Самыми атеистическими странами признаны Эстония и Швеция, где примерно 82–84 процента населения отрицают существование Бога[3].
Однако во многих странах большинство людей до сих пор придерживаются религиозных взглядов. Самой религиозной страной из экономически высокоразвитых стран мира считаются США, где около 90 процентов населения утверждают, что верят в Бога. В Нигере, Марокко, Бангладеше, Иране, Азербайджане, Турции, Танзании, Уганде доля неверующего населения не превышает 2,5 процента. Несмотря на наличие атеистически настроенных людей (около 150 миллионов), в мире существует множество различных конфессий и религиозных течений, объединяющих миллиарды верующих людей на планете, и практически все они признают существование единого Бога. К примеру, в каждой стране мира имеются христианские общины, которые объединяют более 2,3 миллиарда христиан. В настоящее время более 1,8 миллиарда мусульман проживают в 125 странах мира, около миллиарда человек на Земле исповедуют индуизм и около 500 миллионов – буддизм.[4]
Подводя итог, можно констатировать, что в современном обществе существуют определённые мировоззренческие противоречия между наукой и религией. Прежде всего они касаются вопроса существования Бога. При этом одна сторона пытается доказать существование Бога, а другая доказывает обратное. Аргументы, которые приводятся сторонами по этому вопросу, пока не являются достаточно убедительными ни для одной из них. Это ведёт к отсутствию взаимопонимания и по вопросам, касающимся возникновения и устройства окружающего мира, происхождения человека и возможности жизни после смерти.
Необходимо признать, что сегодня уже нет той остроты противостояния, которая существовала во времена инквизиции. Однако нет и конструктивной позиции, которая могла бы стать единой платформой для дальнейшего изучения окружающего мира при объединении усилий науки и религии в этом направлении.
Эта тема уже достаточно давно находится в интеллектуальном тупике и требует скорейшего рассмотрения, так как она существенно влияет на сближение науки и религии. К сожалению, пока они идут каждая своей дорогой, вместо того чтобы, обогатив друг друга знаниями, направить цивилизацию на путь мирного развития и процветания. Тем более что все необходимые основания для этого уже имеются.
Вместо того чтобы отрицать Бога или жизнь после смерти, учёным, совместно со священнослужителями, было бы правильнее направить свой интеллект не только на обоснование и доказательства Его существования, но и на установление с Ним реальной связи, пусть даже пока и через Его посланников. Сегодня это, возможно, звучит как фантастика, но завтра мы будем относиться к этому как к само собой разумеющемуся. Если мы говорим, что Бог внутри нас, то мы сами и являемся самым коротким путём к такому общению. Нужно только понять, как правильно это делать. То, что сегодня нам недоступно, завтра станет вполне реальным и осуществимым. Нужно только верить в это завтра. И тогда всё получится.
Промедление в решении вопроса сближения науки и религии, безусловно, оказывает негативное влияние на приток новых людей, почитающих Бога. Современное общество и особенно новое поколение достаточно прагматичны, и в процессе формирования собственных убеждений требуют доказательств существования Бога и вечной жизни, основанных на научных знаниях. Для эффективного изменения количественного соотношения верующих в Бога и неверующих в пользу первых необходима понятная система научных доказательств, направленных на укрепление веры в Бога. Тем более что основа для этих доказательств имеется и поддержана крупнейшими учёными.
Известные учёные о Боге и окружающем мире
Вопросы существования Бога и сотворения мира рассматривались многими мыслителями, но не обрели достаточно весомой аргументации, поскольку носили умозрительный характер и не опирались на результаты научных исследований. Даже тот факт, что лучшие представители науки и культуры искренне верили в Бога и в Его способность создать окружающий мир и человека, не поменял ситуацию.
Среди них – основоположники классической физики – И. Ньютон, экспериментальной физики – Г. Галилей, гелиоцентрической системы мира – Н. Коперник, физической астрономии и современной оптики – И. Кеплер, индуктивного метода в науке – Ф. Бэкон, аналитической геометрии и современной философии – Р. Декарт, гидродинамики и теории вероятности – Б. Паскаль, учения об электричестве и электромагнитном поле – М. Фарадей, статистической термодинамики – Д. К. Максвелл, современной химии – Р. Бойль, современной медицины – У. Гарвей, современной биологии и естествознания – Д. Рей, исчисления бесконечно малых величин – математик Г. В. Лейбниц, микробиологии и иммунологи – Л. Пастер, создатель теории эволюции Ч. Дарвин…[5]
Великие философы XVII–XX веков Э. Кант, Ж.‑Ж. Руссо, Вольтер, Д. Юм, Спиноза, Д. Бруно, Д. Беркли, Л. Витгенштейн… Это далеко не полный перечень выдающихся учёных, которые явились основоположниками фундаментальных научных направлений. Все они верили в Бога и неоднократно об этом заявляли.
Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, признавался, что «очень хочет узнать, как Бог создал мир». Он видел, что «…Вселенная устроена удивительным образом и подчиняется определённым законам, но мы эти законы едва понимаем. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, что движет созвездиями». Эйнштейн утверждал, что «…всякий, кто серьёзно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого…». «Наука без религии хрома, религия без науки слепа» – это квинтэссенция религиозной философии А. Эйнштейна.
Основатель квантовой теории немецкий физик Макс Планк считал, что «…и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов»[6], а также что «…одна не исключает другую; они переплетаются, взаимно дополняя друг друга. Наука нужна человеку как инструмент восприятия, а религия – как руководство к действию».
Лауреат Нобелевской премии по физике, основатель волновой механики Эрвин Шрёдингер называл науку «…игрой, правила которой придумал сам Бог»[7]7. Он утверждал, что «…опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности».
Лауреат Нобелевской премии по литературе Жан-Поль Сартр писал: «…я не ощущаю себя продуктом случая, песчинкой во Вселенной; я чувствую, что был ожидаем, приготовлен, задуман. В общем, такое существо, как я, могло появиться только волей Творца. Говоря о творящей руке, я имею в виду Бога».
Журналист и романист Исаак Башевис Зингер, лауреат Нобелевской премии, отмечал, что он «…никогда не согласится с тем, что наша Вселенная – физическая или химическая случайность, результат слепой эволюции… и это рано или поздно признают все». Он неоднократно подчёркивал, что «…верит и верил всегда, что есть некий замысел, сознание, кроющееся за Творением, что всё произошло не случайно…», а также что «…за всем стоит Бог. Даже когда мы нарушаем Его волю, Он всё равно не покидает нас. Что бы ни происходило, Он поступает как отец, чьи дети ведут себя глупо, плохо. Он сердится на них, наказывает их. Но они всё равно остаются Его детьми»[8].
Очень многие выдающиеся учёные так или иначе приходили к пониманию Бога. Они осознавали, что пришедшее к ним озарение не являлось их личной заслугой, это просто некая информация, ниспосланная Высшими силами конкретному человеку в определённое время. Информация, которая передавалась только подготовленному к ней исследователю. «Яблоки падали на голову» не только Ньютону, при этом о гравитации задумался лишь он. Миллионы раз люди принимали ванну, но о выталкивающей силе, действующей на тело, погружённое в жидкость, задумался только Архимед. И знаменитая периодическая таблица приснилась Д. Менделееву вовсе не случайно.
Очевидно, что исследователи в процессе своей работы ощущали некую невидимую силу, которая вела их по пути познания мира, открывая всё новые и новые страницы. Эта невидимая сила – Бог, сотворивший мир и человека. Именно Он выбирает, кого удостоить ценными знаниями для совершения открытий в науке и кого наделить творческим вдохновением для создания шедевров в искусстве.
Несмотря на мнения авторитетных учёных, вопрос о существовании Бога по-прежнему продолжает оставаться предметом самых оживлённых философских споров и дискуссий. Они не утихнут до тех пор, пока одна из сторон – отрицающая или доказывающая существование Бога – не согласится с аргументами противоположной стороны.
Однако для достижения консенсуса не обойтись без понимания самого предмета спора. Необходимо хотя бы в общих чертах представлять, кто есть Бог, каковы Его возможности, как Он выглядит, чем и как может воздействовать на окружающий мир, какие механизмы Он использует, чтобы создать такое многообразие галактик, звёзд, планет, растений и животных, по каким законам и правилам Он действует… Таких вопросов огромное множество, и они, к сожалению, пока не имеют убедительных ответов.
Отсутствие ответов даёт оппонентам почву для отрицания Бога. Атеисты утверждают, что Бога не существует, так как не доказано обратное. Они считают, что всемогущество, всеведение, вездесущность, непознаваемость, присущие Богу, логически несостоятельны, следовательно, существование Бога с такими способностями невозможно.
Агностиков, которые не верят, что на вопрос о существовании Бога можно дать определённый и вразумительный ответ, также обуревают сомнения.
Надо признать, что аргументы, которые приводит, к примеру, Фома Аквинский в виде пяти доказательств существования Бога, а именно:
– «От движения – к Перводвигателю»;
– «От связи причин и следствий – к Первопричине»;
– «От случайности – к Необходимому Существу»;
– «От несовершенств в мире – к Абсолютному совершенству»;
– «От целесообразности в мире – к Устроителю мира», а также достаточно широко известные 16 доказательств существования Бога (космологическое, телеологическое, нравственное, онтологическое, аксиологическое, антропологическое и проч.), очевидно, не впечатляют ни атеистов, ни агностиков, ни тех, кто пока не определился со своим отношением к Богу. Поэтому вопрос о существовании Бога для всего человечества уже много веков не имеет ясного ответа. Свидетельства различных людей о существовании Бога, по мнению атеистов, не являются объективными доказательствами.
Это бесперспективное противостояние, безусловно, препятствует развитию и тормозит прогресс научной и религиозной мысли. Однако оно не помешает нам попытаться ответить на ключевой вопрос для всех верующих и неверующих людей.
Нужно очень постараться, чтобы предоставить убедительные аргументы, отвечая на этот важный «вопрос тысячелетий». Уверен, что религиозные истины только тогда будут признаны неверующими людьми, когда они будут подкреплены научными доказательствами и результатами экспериментов. Задача непростая, но вполне решаемая…
Философия
Начнём с философии. С древних времён философы занимались осмыслением окружающего мира, задаваясь «вечными вопросами» о его происхождении, устройстве и функционировании. Познаваем ли мир? По каким законам и принципам он существует? Как он устроен? Кто его создал? Каким образом на Земле появилась жизнь? Существует ли Бог? Что первично – материя или сознание?
На эти темы тысячелетиями дискутировали во всех философских школах и на всех уровнях, во все времена и на всех континентах. Лучшие умы посвятили свою жизнь философии и оставили нам бесценное наследие. Фалес, Демокрит, Пифагор, Зенон в Древней Греции в V–VI веках до н. э., несколько позже – Сократ, Платон, Аристотель; Ишваракришна, Кашьяпа, Вальмики, Нигантха Натапутта, Сиддхартха Гаутама (Будда) – в Древней Индии; Конфуций и Лао-цзы в Китае; Аль-Кинди, Авиценна и Ибн Рушд на Ближнем Востоке; Блаженный Августин и Фома Аквинский – в средневековой Европе, Н. Кузанский и М. Монтень в Европе эпохи Возрождения, а также Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Спиноза, И. Кант, А. Гегель, К. Маркс, В. Вернадский и многие другие – это великие имена, это глубокие мысли, это неоценимый вклад в сокровищницу развития цивилизации.
Философы наблюдали за окружающим миром, пытались познать его, объяснить сущность явлений, осмыслить законы, принципы и правила, по которым живёт и развивается наш мир. Они отмечали, что мир устроен очень разумно, логично и рационально. Солнце даёт нам тепло и свет; магнитосфера Земли защищает нас от космических лучей; ночь сменяет день; весной на деревьях появляются листья, а осенью они опадают; вода из рек, озёр, морей и океанов в виде снежных и дождевых потоков распределяется по той территории планеты, где нет водоёмов; животный мир подразделяется на хищников и добычу; хищников в животном мире намного меньше, и они выполняют свою санитарную функцию, поедая наиболее слабых и больных, одновременно являясь важным условием для развития видов; растения представляют собой естественное питание для многих животных, рыб и птиц, которые, в свою очередь, являются пищей для хищников… Список примеров разумного мироустройства можно продолжать бесконечно. И с каждым новым фактом этот список будет пополняться всё более неоспоримым доказательством разумного, логичного и рационального устройства мира.
Мир живёт по правилам, нарушение которых невозможно. Мышь не может съесть бегемота, даже если очень голодна, крокодил не может летать, осина не может плодоносить апельсинами, посреди зимы не может начаться лето, Солнце не может освещать оба полушария одновременно… Всё строго регламентировано. Всё на своих местах! Каждое живое существо на этой планете живёт в определённых рамках, установленных в ходе эволюции. Иначе невозможно, иначе – хаос, разрушение, остановка жизненного процесса.
Для того чтобы из хаоса возник наш разнообразный мир, нужны были правила и законы, необходимые для упорядочивания любого процесса. Отсутствие правил и законов неминуемо приведёт к хаосу. С целью подтверждения попробую задать несколько вопросов.
Пробовали ли вы создать семью? Наверное, большинство ответит «да, конечно». И, возможно, не раз. Счастлива ли ваша семья? Ваши родители, дети, внуки? Все ли понимают и поддерживают друг друга? Все ли одинаково счастливы и считают, что именно о такой семье всегда мечтали? А если всех вас поселить в одном небольшом доме или квартире, будет ли ваша семья по-прежнему счастлива? И как долго?
Не побоюсь показаться пессимистом, но таких счастливых семей не очень много. Потому что правила почитания старших, воспитания детей, создания настоящей гармоничной семьи и счастливой жизни нам не преподают ни в школе, ни в университете. У нас нет курсов по решению семейных проблем. Поэтому в нашем мире семья так и не стала основой общества. А ведь в вопросе создания семьи, как и в любом другом важном деле, необходимы правила.
Приходилось ли вам управлять компанией? Неважно какой – большой или не очень. Компанией, в которой утверждены устав, инструкции и регламенты. Компанией, которая располагает материальными средствами и активами, взаимодействует с клиентами, контрагентами и партнёрами, конкурирует с подобными себе компаниями, борется за рынки сбыта, обеспечивает себя необходимыми материалами, подбирает сотрудников, готовит финансовые отчёты и экономический анализ ситуации, разрабатывает и заключает договоры и соглашения, управляет бизнес-процессами, подыскивает новые проекты, соблюдает технику безопасности, охраняет собственное имущество, взаимодействует с государственными органами… И главное – управляет людьми. Людьми, у каждого из которых своя семья, жизненные планы, возможности, желания, запросы, проблемы, карьерные ожидания… И это всё только в одной компании. А таких компаний сотни тысяч. А если представить, что всеми этими компаниями вдруг перестали руководить? Топ-менеджеры и владельцы компаний вдруг ушли в отпуск на год. Как вы думаете, что они увидят по возвращении, да и увидят ли хоть что-нибудь кроме хаоса на месте ещё недавно процветающей компании?
Чтобы иметь что-либо процветающее, нужно этим умело управлять. Причём ежедневно. В мире около 200 государств. Каждое из них имеет свой административный аппарат, который, в зависимости от размеров государства, может достигать нескольких миллионов человек. Государство выполняет вполне определённые функции: проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, развивает культуру, науку, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, управляет государственной собственностью, обеспечивает оборону и безопасность страны, соблюдение закона, прав и свобод граждан, охрану собственности и порядка, борется с преступностью, реализует внешнюю политику…
Для того чтобы государство выполняло эти функции эффективно, необходимы конституция, законы, подзаконные акты, указы, постановления, инструкции, рекомендации, а также соответствующий надзор за их неукоснительным исполнением. За неисполнение законов государство наказывает своих граждан, потому что неисполнение законов ведёт к хаосу и развалу государства.
А если представить, что система государственного управления вдруг перестала функционировать и полностью разрушена? И никто не управляет этим государством. Нет армии, нет полиции, нет пограничников, нет судов… Думается, что такое государство просуществует совсем недолго, а его граждане скоро испытают на себе, что такое разбой, мародёрство, убийства, насилие… Поэтому, чтобы сохранить что-либо уже созданное и работающее, нужны законы.
Однако мы затронули только вопросы управления семьёй, компанией и государством. А если смотреть шире? Кто и как способен эффективно управлять планетой, на которой живёт свыше восьми миллиардов человек и существуют миллиарды животных и птиц, триллионы рыб и земноводных, насекомых и растений?..
Кто и как способен «управлять» дождями и снегопадами, штормами и ураганами, цунами и землетрясениями, подводными океанскими течениями и воздушными потоками, движущимися в заданных направлениях?
Кто способен «наладить» процесс испарения воды с поверхностей морей и океанов и сконденсировать их в облаках, а затем перенести на другую территорию и пролить долгожданным дождём на иссушённую землю? При этом вода будет не солёная и непригодная для питья, а чистая и питьевая. И это только малая часть планетарного хозяйства, которое на протяжении миллиардов лет кем-то спокойно и разумно управляется, развивается и совершенствуется. И это только управление планетой. А управление звёздной системой с её орбитами и парадами планет, звёздными ветрами, вращениями планет вокруг своей оси, их движением вокруг звёзд, магнитными, электрическими и гравитационными полями, с сотворением и сохранением жизни на планетах, с созданием и совершенствованием разумных существ, с формированием цивилизаций, с обратной связью в виде информационных потоков, с технологиями, планами, чувствами?..
А управление галактиками и их скоплениями? Галактики находятся на огромных расстояниях друг от друга. Они формируются из звёзд и планет, состоящих из мельчайших частиц. Из звёзд и планет нужно было сформировать звёздные системы, а из них собрать в галактики и их скопления.
И всё это нужно было увязать в единую систему с прекрасным именем «Вселенная», функционирующую миллиарды лет без сбоев и поломок. В систему, в которой формируются частицы, из которых складываются атомы и молекулы, а из них – планеты, звёзды и звёздные системы, галактики и их скопления. И при этом всё должно находиться в постоянном движении.
Наблюдая за тем, как гармонично устроена Вселенная, задаёшься вполне обоснованными вопросами к атеистам и агностикам: «И после этого вы готовы утверждать, что всё это получилось само собой? Случайно? Без Высшей и всемогущей Силы? Без Высшего всезнающего и вездесущего Разума?..».
Не думаю, что разумный человек сможет дать на это положительный ответ. Уверен, что – нет. Без участия Высшего Существа это невозможно! Оно управляет этим огромным и удивительно слаженным механизмом – окружающим миром. Оно и создало этот замечательный мир.
И имя этому Высшему Существу – Бог. Всезнающий и всемогущий. Только Он способен управлять всем, всё знать и всё контролировать. Только Он способен выстраивать все процессы по установленным Им правилам и законам. Бог устанавливает законы и правила функционирования окружающего мира, потому что без законов, правил и управления не будет системы, а значит, и этого мира. Неважно, какой системы – большой или маленькой, семьи или государства, планеты или Вселенной. Важно уметь создавать правила и законы, а также управлять всеми системами одновременно, независимо от их масштаба.
Законы не должны противоречить друг другу. Вместе с тем они должны отражать все устойчивые, существенные и необходимые связи и отношения между всеми процессами. Законы не могут появиться просто так или случайно. Их формирование – это чёткий и направленный процесс, неподвластный никому, кроме Бога. И такие фундаментальные законы устройства мира были Им созданы.
Это закон иерархии, закон равновесия противоположностей, закон развития, закон всеобщей взаимосвязи и закон непрерывного движения. Именно эти законы позволяют понять и объяснить суть многих явлений, возникающих во Вселенной, сформировать понимание её устройства и порядок функционирования.
Только с помощью этих законов мы сможем познать окружающий мир, подтвердить существование Бога-Творца, понять, как возникла жизнь на Земле, и осознать роль и место человека во Вселенной.
Космология
Космология как область науки, изучающая процессы возникновения и существования Вселенной и других космических систем (галактик, звёздных систем, звёзд и планет), поможет нам найти дополнительные аргументы, подтверждающие существование Бога.
Благодаря гениальнейшей архитектонике Вселенная представляет собой идеальный саморегулирующийся организм, части которого взаимодействуют друг с другом, соответствуя определённым физическим законам. Каждый объект в этой упорядоченной и стабильной системе обладает своими уникальными свойствами.
Главная её функция состоит в том, чтобы циклично и последовательно формировать частицы, атомы, молекулы, планеты, звёзды, галактики и их скопления, а по завершении их жизненного цикла расщеплять их до состояния чистого эфира, чтобы затем вновь начать формирование частиц, атомов, молекул…
Вселенная – это гигантский механизм в руках Создателя, необходимый для получения и передачи информации. Она аккумулирует всю необходимую информацию и затем передаёт её туда, куда эта информация должна поступить по замыслу Бога.
Во Вселенной происходит множество сложных процессов, которые определяют её жизненный цикл. Мы предположили, что чёрные дыры Вселенной и галактик являются неким инструментом обновления мира, а торные туннели частиц и атомов – местами своеобразной подзарядки и обеспечения разгона скорости вращения эфирных потоков в частицах и атомах. Таким образом, на наш взгляд, во Вселенной создана простая и надёжная система возникновения и функционирования частиц, атомов, звёзд и галактик.
Всё функционирование Вселенной и формирование всех космических объектов и физических тел подчиняется исключительно фундаментальным законам устройства мира, установленным Богом. Всё создано чрезвычайно логичным, разумным, простым и надёжным.
Абсолютно ясно, что создание настолько гармоничного и функционального мира никак не могло быть делом случая. Очевидно, что эту огромную и великолепно организованную Вселенную с её миллиардами галактик и триллионами звёзд и планет мог создать только всемогущий Бог. Только Он способен перемещать галактики, сталкивать звёзды, собирать планеты в звёздные системы, строить из частиц и атомов звёзды и галактики, а по истечении их жизненного цикла – расщеплять их на эфирные потоки. Он – всесильный и всемогущий. И в этом состоит разгадка главной космологической тайны нашей Вселенной.
Эта разгадка стала возможной только после того, как мы определили вероятные форму и устройство Вселенной и её функциональную направленность. Это самое главное доказательство существования Бога.
Продолжение следует
Продолжение следует
[1] Петренко С. П. Типология религий и конфессий по характеру их связи с этнической сферой.
[2] Flood, Gavin (Ed) (2003). The Blackwell companion to Hinduism, Blackwell Publishing.
[3] Buddhists. Global Religious Landscape. Pew Research Center (18 декабря 2012).
[4] Никулин М. С. Ум, который один управляет всей Вселенной. Ионийская ноология: рецепция и критика.
[5] Коран, 2:255, 112:1–4 и др. (Aṅguttaranikāya I 22).
[6] Царьков И. И. Библия как первичный нормативный текст.
[7] Янгутов Л. Е. Письменные тексты буддизма в религиозно-философской традиции Китая и Тибета.
[8] Коран, 1:1–7, 2:1–5, 2:284–286, 3:189–194 и др.
[9] Сукиасян С. Г. Суть и природа человека: эволюция homo sapiens.
Источник: "НиР" № 11, 2023
[1] Шатьендранат Бо́зе (1894–1974) – индийский физик, специализировавшийся в математической физике. В его честь назван класс элементарных частиц – бозоны.
[2] Большой энциклопедический словарь.
[3] Касимов Ф. Д. Структура бесконечной Вселенной.
[4] Стружанов В. В., Бурмашева Н. В. Теория упругости: основные положения. Учебное пособие.
Источник: "НиР" № 12, 2023
[1] Клавдий Птолемей. Альмагест/Перевод с древнегреческого И. Н. Веселовского, науч. ред. Г. Е. Куртик. – М.: Наука, 1998.
[2] Холшевников К. В. Гелиоцентрическая система мира.
[3] http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0809/mir01.php/ – Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» № 809–810 от 08.04. – 21.04.2019.
[4] Зеленков М. Ю. Приложение № 1. Классификация мировых религий (по П. И. Пучкову)//Мировые религии: история и современность. – М.: Юридический институт МИИТа, 2003.
[5] Валерьев И. Известные учёные о Боге.
[6] Исаев В. И. М. Планк и история открытия квантов теплового излучения.
[7] Бордонский Г. С. Негэнтропия Э. Шрёдингера, голая кожа и эволюция.
[8] Тихомир Димитров. Они верили в Бога: пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие учёные.
Источник: "НиР" № 1-2, 2024