Один из важнейших образов русской мифологии – белгорюч камень Алатырь. Это центр Вселенной,
точка абсолютной центральности. Но где он находится? Что мы знаем о нём? Давайте обратим внимание на мифологический контекст.
К 4-й странице обложки
В более глубокой исторической перспективе интересующий нас регион населяли племена, по традиции археологов условно называемые «культурой шнуровой керамики» (КШК), которая в действительности объединяет более 20 археологических культур. Хронологически в КШК выделяется несколько фаз, от 2900/2600 до ок. 2200 до Р.Х. Более половины русских мужчин являются потомками людей, составлявших некогда КШК. Это носители гаплогруппы R1a, ветви Z-280. За минувшие тысячелетия люди, принадлежащие одному этносу, неизбежно роднятся. Так, по некоторым подсчётам демографов, все современные русские являются друг другу родственниками приблизительно в пятом-седьмом колене. Более 83 процентов жителей страны связывают родственные узы, они имели общих предков по мужской или женской линиям.
Другая часть общности (КШК) с гаплогруппой R1a, ветвь Z93, стали предками для синташтинской культуры (Аркаим), предками ариев Северной Индии и Ирана.
За 3000–2000 лет до Р.Х. они (R1a – Z280 и R1a – Z93) составляли большую культурно-историческую общность, говорящую на очень близких языках (а возможно, что и на одном), имели очень сходные религиозные и мифологические представления, образ жизни, способы хозяйствования, являлись кровными (генетическими) родственниками. Бóльшая часть из них (R1a – Z93) во втором тысячелетии до Р.Х. уйдёт с Русской равнины в Иран и Индию и на восток в Сибирь, и мы знаем теперь о них как об исторических ариях и скифах. Оставшаяся на родине часть станет предками современных русских. По меткой формулировке известной исследовательницы, историка Лидии Павловны Грот – «арии ушли, русы остались».
Как выглядела ментальная карта тех древних, наших общих предков? Значимые части её должны были сохраниться в мифологии потомков.
В древних текстах ариев севера Индии сохранилось мифологическое воспоминание о «Русь-земле» – стране Расатале (санскр. रसतल, «тала», значит «земля, страна»). Похоже, что про Русь как про страну есть упоминание и в Бхавишья-пуране. В 19 главе раздела «Пратисарга-Парва»: «…раскинулась на огромных просторах выше Босфора. Эту объединённую страну мы знаем как rastrimaryasya (Русь, меж трёх морей стоящая). Раз в году всё зримое на ней покрывается снегом на целый сезон».
Есть упоминание об исходной, первоначальной земле Хванирасе («ванской» Руси) в иранском Бундахишне, древнем мифе о первотворениях. «Хвани» может быть производным от «вене», «венеды», «венды», «ваны», как русских называют соседи – германцы и финны. Вспомним и имя главного героя русских сказок – Ваня, Иван. Имя Ваня может быть демо́нимом[1] – именем легендарного предка-патриарха, которое дало название народу. Слово «хвани», как и слово «раса», выглядят как слова патронимы[2]. Очень похоже, что мы имеем дело с этнотопонимами[3] – названием Руси, сохранившимся в мифах ариев. Это воспоминание о прежней их родине, которую они когда-то покинули и на которой остались жить русы – часть некогда единой с ними арийской общности.
Если подобных свидетельств будет найдено больше, томожно будет утверждать, что слово «русь» использовалось как этнотопоним ещё до прихода ариев в Индию (во времена КШК), а следовательно, уже существовало и слово «русь» в качестве этнонима – названия предков русских.
На карте хорошо видно, что «шнуровики» (КШК) некогда почти окружали Балтийское море. С определёнными оговорками можно говорить о том, что Балтийское море было «внутренним морем» ареала их расселения.
Это историческое отступление было необходимо сделать для того, чтобы показать, что предания стиха о Голубиной книге, в котором наиболее подробно рассказывается про бел-горюч камень Алатырь, про остров Буян, хоть и были записаны этнографами на северо-западе России в XIX–XX веках, и хоть образ бел-горюч камня и принадлежит прежде всего русскому мифу, но он очень древний, исконный и, с высокой степенью вероятности, был прежде распространён у большинства славянских племен, но забыт ими. Своими глубокими корнями он восходит к древнейшей арийской (R1a) мифологии и имеет прямые аналогии с древнейшими арийскими преданиями Ригведы и Махабхараты, Бундахишна и Авесты.
Многие древнейшие мифы упомянутой выше общности генетически связаны с Балтийским морем, а также с линией региона Ладога – Онега – Белое море. Мы уже обратили внимание, что это регион распространения культуры шнуровой керамики, а позже – живших на этой земле их потомков, русских.
Давайте попробуем мысленно нарисовать топографический «план», эскиз мифологической картины древнерусского Космоса, который сложился в глубокой древности, во времена общих предков (R1a).
Итак, некогда мир был безбрежным океаном. Потом Бог, при помощи своих посланцев – двух птиц, сотворил остров посреди океана. В древнеиндийской традиции этот остров называется Швета-двипа – «Свет-остров», или «Белый остров», у иранцев – Хванирас.
Русский миф называет его Буяном. Это древнее русское предание об утраченном Рае, находящемся в самом центре топографии мифологического Космоса. На этом первозданном острове находятся (как выражались греческие философы) «эйдосы»[4] – изначальные духовные образцы всего, что мы можем увидеть и познать. Все прочие известные нам явления, предметы и существа являются «детьми» – «феноменами», проекциями на вещественный мир – этих первотварных сущностей. Точно такая же концепция «мира идей» и «мира вещей», только более древняя, существовала и у ариев. Её подробное описание можно найти в самом начале Бундахишна. Мир мысленных первотворений называется «минок», а мир его проекций – «потомков» в нашем, вещественном мире – «гетик». Арийская концепция, сохранившаяся в иранском Бундахишне, очевидно, намного древнее той, что пришла к нам из Античости.
Давайте посмотрим, каких «первотварных» существ и какие явления русская мифология помещает на первозданный белый остров Буян:
Мир минералов
Камень бел-горюч Алатырь. Он лежит под Древом (Я пишу с большой буквы Куст, Древо, Рыба там, где хочу уточнить, что речь идёт не о кусте вообще, не о древе вообще, а о Кусте, Древе, Камне как об эйдосах – первотварных первосущностях, единичных в своём роде.– Г.Б.). Он – отец всем камням, прародитель минерального царства. «Под ним сокрыта сила могучая, и силе той конца нет». Из-под камня Алатыря потекли реки быстрые, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание. Под ним, в воде, живёт Рыба – всем рыбам мать. Из-под этого камня появляются в заговорах чудесные воины-защитники. Часто на камне стоит трон – «стул», а уже на нём (на стуле, поставленном на Камне) восседают: Сам Иисус Христос, Богородица, апостолы, святители, праотцы или ангелы. В ряде вариантов на нём лежит Книга – Евангелие. Причём Евангелие всегда понимается как книга Предвечная. В ряде вариантов стиха о Голубиной книге сам Иисус Христос, сидя на камне, выбивает на Алатыре «Книгу Голубиную».
Мир растений
Древо – всем древам мать. По разным вариантам стиха о Голубиной книге и текстам народных неканонических молитв это Кипарис-древо, Дуб, много реже – Берёза. Для более точного понимания этого натурфилософского образа подчеркнём, что известные нам деревья: дуб, кипарис, берёза, это только иконы – образы того мистического древа, которое народное сознание описывало растущим в первобытном Раю. Поэтому нет противоречия в том, что породы современных деревьев не однозначны в заговорах и стихе о Голубиной книге. Нет принципиальной разницы, названо это древо дубом либо кипарисом.
Куст – всем кустам отец. Он растёт на берегу реки, которая образовалась от источника, бьющего из-под Камня. Чаще всего это Ракитов куст. Но встречаются и варианты: липовый куст, ореховый. Ракитов куст – это народное название кустарников семейства ивовых (лат. Sálix). Не случайно «ракитов куст» играет такую заметную роль в фольклорной обрядности восточных славян.
Трава – всем травам мать, Плакун-трава. В нашем мире это дербенник иволистный (лат. Lýthrum salicária).
Мир животных
Насекомые
Пчелиная матка. По другой версии – «муравьиная матка». Мать всех насекомых. Насекомое сидит на цветах Плакун-травы, на ракитовом кусту (в некоторых вариантах – на липовом).
Гады
Змея Белогорючка. Часто её называют Гарафена, Инорокая змея, она же Скоропея, Македоница – всем гадам мать. В ряде фольклорных текстов имя таинственной змеи маркируют, как и прочих существ и явления, характерным для острова Буяна белым цветом. Например, в заговоре от ран у терских казаков: «На море, на Окияне стоит остров, на том острове стоит дуб, под тем дубом лежит змея белогорючка…»[5].
Если проанализировать большой массив фольклорных текстов, то становится понятно, что главным змеем в славянском и балтском фольклоре был уж. Царь-уж, или Вужиный король, в белорусской мифологии (а также у балтов и русских) – повелитель всех пресмыкающихся, сторож всех кладов и подземных сокровищ. Все змеи – его дети, которых он в сказках созывает особым свистом. В русском фольклоре это тоже царь – Уж, или уж огненный, смок – мокуш, в Ярославской области также называемый «получато». От прочих змей его отличают способность летать и красный гребень на голове, как у петуха, подобный короне, а ещё огненное свечение. Возможно, что название «белогорючка» связанно с представлением о том, что эта змея огненная, летающая. На северо-западе России такую змею называли «уж огненный» или «мокош».
Рыбы
Белая Рыба – всем рыбам мать. Чаще всего её называют Щука. «Рыба щука – белая белуга». В ряде вариантов эту Рыбу называют: белуга, сом, кит (китра-рыба).
«Есть в окияне-море латырь-камень. И под латырькамнем есть рыба-щука: зубы железные, глаза жемчужные, пожрут вас уроки и призоры, нечистые духи…»[6].
Птицы
Белая Птица – Острафиль-птица, всем птицам мать. У Первоптицы в фольклоре множество имён: Стрихиль, Стратим, Страфель, Стрефиль, Стрипель, Естрафиль, Вострахиль, Астрафель, Аштраха и другие. Представлялась эта птица в образе гигантского лебедя[7]. Лебедь-кликун (лат. Cygnus cygnus) – водоплавающая птица из семейства утиных. Птица живёт и на воде, вытекающей изпод Алатыря, и на «синём море», «она пьёт и ест на синём море и детей ведёт из синя моря…».
Звери (млекопитающие)
Белый Индрик-зверь (индра, кондрык, авандрий, виндра, видра, белояндрик) – всем зверям отец. В некоторых редакциях он назван львом или единорогом. Причина неоднородности образа та же, что и с прочими первородными существами. Любой известный нам зверь – это уже не сам Индрик, то его «дети», феноменологические проекции идеи. В разные времена разные реальные (и волшебные) животные считались «царями зверей». Поэтому лев и единорог в некоторых вариантах стиха занимают место Индрика – «всем зверям отца». Но наиболее архаичный и точный образ – аналог из привычного нам животного мира – это «вундра», «удра» – выдра[8]. В авестийской мифологии осталось воспоминание о священном звере – белой выдре.
Мир грибов
Белый гриб. О Грибе – «всем грибам отце» – нам не удалось найти упоминаний в Голубиной книге. Однако это не значит, что их не было. Исходный вариант стиха о Голубиной книге растворён во множестве вариантов (их около двухсот), мне удалось найти тексты 82 вариантов. Вполне возможно, что в недоступных мне вариантах стиха такое упоминание сохранилось. Однако этот «Гриб – всем грибам отец», который, по логике мифологического повествования, должен бы находиться на легендарном острове Буяне, легко отыскивается в текстах малых фольклорных жанров. Это боровик, белый гриб. Самый известный русский мифологический текст о грибах – это народная сказка «Война грибов», или «Как грибы с ягодами воевали». В этой легенде боровик предводительствует войском грибов. Он упоминается в единственном числе, как возглавляющий иерархию «народа грибов». К тому же само имя гриба – «Белый» – в контексте традиции маркирования белым цветом всех «первосущностей» острова Буяна: белый лебедь, белый Индрик-зверь, рыба-Щука белая белуга, бел-горюч камень, белый остров и так далее. Реконструированный нами (предположительный) образ Белого Гриба я вставил в этот перечень для того, чтобы более полно нарисовать картину острова Буяна.
Русь-земля – всем землям мать
Мифология стиха о Голубиной книге «русицентрична». Даже Иерусалим и Иордан она располагает на Руси. Небесный Иерусалим, мистический – изначальный Иордан Голубиная книга помещает в центр Небесной, Святой Русь-земли.
Представления о Руси как о центре земли, как о первородной стране сохранились и в преданиях других арийских народов. Так, арии, жившие на Великой Русской равнине за 3000 лет до Р.Х., а потом ушедшие в Иран (Ариан), сохранили предание о своей прежней родине – земле Хванирасе, которая находится в центре мира и в которой располагаются первотварные существа и явления.
В названии Хванираса слышится этноним Русь, и возможно, что «хвани» – однокоренное слово с названием русских у многих соседних народов – вене, венеды, венды. Иранская «Русь-земля» Хванираса находится в центре Мироздания. Это родина всех первотварных существ и арийской религии. Вот как рассказывается об этом в Бундахишн[9], в книге, название которой можно перевести как «Первозданное творение»:
«1. О природе земли сказано в откровении, что существует тридцать три вида (тридцать два вида) земли.
- В тот день, когда Тистар произвёл дождь, когда из него вышли его моря, всё место, наполовину заполненное водой, превратилось в семь частей; эта часть, аж половина, есть середина, а шесть частей вокруг; эти шесть частей вместе столько же, сколько Хванирас».
«5. И из этих семи областей всякой пользы больше всего было создано в Хванирасе, и злой дух также произвёл больше всего для Хванираса, по причине превосходства (сарих) (за уничтожение того, что он видел), которое он видел в нём.
- Ибо в Хванирасе были созданы каяны (Kayânians) и богатыри; и хорошая вера маздаяснийцев (Mazdayasnians) была создана в Хванирасе, а затем передана в другие области; Сошьян (Sôshyans, Сошан, Саошьяс, Sôshyos) рождается в Хванирасе, который делает злого духа бессильным и вызывает воскрешение и будущее существование.»
На Буян народное предание помещает и прочие ландшафтные и топографические объекты: гору, реку, озеро… Мы не будем сейчас перечислять их все. Наша задача – это набросок-обобщение, которое сможет дать представление наших предков об «эйдосах» первородного Рая и о месте камня Алатыря в этом Раю.
Остров Буян окружён «морем Окияном» (потому он «Окиян-море», что весь мир окинул). В некоторых преданиях этот Окиян назван Белым окияном, или «Белым морем». Напомним, что и название Балтийского моря переводится с балтских языков как «Белое». Baltas политовски, например, значит «белый».
Проекции вечных первотворений (иерофанию[10]) мы без особого труда обнаруживаем в мире нашем, вещественном, временном. Люди мистически помещали себя в центр Вселенной. И если калькирование в исторической географии – это перенос прежних названий рек, озёр, гор и так далее на новые места, куда переселялись люди и даже целые народы, то в данном случае мы имеем дело с проекцией «Вечной Географии» неизменного (минок) – первотварного, Вечного мира, на привычный, несовершенный (гетик) материальный мир текущего (изменяющегося) времени. Таким образом моделировались священные области и центры в вещественном, окружающем людей мире. Так создавалась «икона» Вечного мира в мире временном.
Белое озеро – всем озёрам мать. Можно поискать и проекцию этого (мать всем озёрам) гидронима на современной карте Северной Европы. Достаточно вспомнить, что крупнейшее в этом регионе озеро Имандра на старых европейских картах называлось Белым (лат. Alba Lacus). А также приходит на ум Белоозеро в Вологодской области. Множество более мелких Белых озёр разбросано по территории всей исторической России.
Рассуждая на тему дохристианской религии предков русских, задумываясь над историческим периодом перехода русских в веру христианскую, следует учитывать, что для сознания человека той эпохи, живущего в мифологических представлениях, не существовало никакого «отдельного христианского» и «отдельного дохристианского» Рая.
Мир иной, Рай воспринимался как объективно существующая духовная реальность и был знаковым образом.
Из стиха о Голубиной книге мы узнаём, что камень Алатырь – это своеобразный стол – престол, священный трон.
«Что сидел на камени Сам Иисус Христос
Со двенадцатью со Апостоламы
И утвердил Он веру на камени.»
Или:
«На том Окиян море стоит Божий остров, на том острове лежит бел-горюч камень Алтар, на камне Святой пророк Илья с ангелами»[11].
Описание этого чудесного мира можно закончить. Мы получили общие представления о его топографии. Опишем теперь райский Остров, ещё более кратко.
В первозданном Море находится остров Буян – Рай.
В центре острова Буяна под деревом лежит бел-горюч камень Алатырь.
Из-под белого Камня течёт источник, превращающийся в Реку. В ряде фольклорных вариантов этот источник порождает четыре реки, в Ригведе – семь потоков.
На берегу Реки растут ракитов Куст и Плакун-трава.
На Плакун-траве или на ракитовом Кусту сидит Пчела – мать всех насекомых.
В реке живёт Рыба-щука – белая белуга, всем рыбам мать.
По воде и суше, в норах под землёй пресмыкается Прародитель змей.
По суше, и «по подземелью, аки солнышко по поднебесью», и в воде «ходит» белый Индрик-зверь.
В море вьёт гнездо Лебедь, он может плавать, летать и ходить по суше, ему подвластны три стихии.
На острове есть Белое озеро, Река, Гора.
Весь остров окружён Окиян-морем, который «всем морям отец».
Этот высший мир имел множество проекций на мир физический. Давая названия горам, рекам, островам, наши предки переносили в физический мир модели мира мифологического. Так они конструировали вокруг себя священное пространство. Именно поэтому мы до сей поры обнаруживаем вокруг себя в реальных географических объектах названия, перенесённые из древнейшей мифологии.
Но это уже тема следующего нашего исследования.
Источник: НИР №4, 2025
Григорий БАЗЛОВ
[1] Демо́ним (от др.-греч. – «народ» и
– «имя, название») – название жителей определённой территории (части света, континента, края, страны, региона, города и др.).
[2] Патроним (от греч. – отец) – родовое имя, образованное от имени общего реального или мифического мужского предка (предка-эпонима)
[3] Этнотопонимы возникали в результате топонимизации этнонимов, то есть переноса названия народа-этноса на область, заселённую данной этнической группой. Например: «Русская земля» = Русь; Deutsche (немцы) – Deutschland (немецкая земля); englishmen (англичане) – England (английская земля); франки – Франция, карелы – Карелия.
[4] Э́йдос (греч. , лат. forma) – термин древнегреческой философии
[5] Вилинбахов В.Б. Балтийско-славянский Руян в отражении русского фольклора//Русский фольклор. Материалы и исследования.Т. 11. Исторические связи в славянском фольклоре. – М., Л.: Наука, 1968. – С. 178
[6] Русские заговоры Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 104
[7] Подробнее о правомерности отождествления Острафиля с лебедем-кликуном можно прочитать в книге «Где лежит Голубиная книга», Базлов Г.Н.М., 2006. С. 26
[8] Там же, с. 23, 42
[9] Бундахишн – среднеперсидский текст по космогонии, мифологии и легендам зороастрийской религии, отражающий в то же время часть дозороастрийского иранского мира верований
[10] Иерофа́ния (от греч. «священный» +
«светоч, свет») – проявление священного. Термин был введён православным румынским этнографом Мирчей Элиаде, который определил его как «нечто священное, предстающее перед нами». По сути, термин «иерофания» является расширением христианского понятия «теофания» (богоявление) на всю сферу священного
[11] Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953–1993 гг. /Под ред. В.П. Аникина. – М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 94