В феврале в здании Московской городской Думы прошла выставка известного московского художника Владимира ХОХЛОВА под названием «Мир Достоевского». Достоевского представлять не нужно
Само по себе обращение к творчеству великого русского писателя позитивно, с одной стороны – потому что свидетельствует о внимании представителей власти к русской литературе, об интересе общества, а с другой – говорит о востребованности фигуры Достоевского и его творчества, которое говорило миру о сострадании, о любви к ближнему, о нравственности, об опасности нигилизма и безверия, о красоте и глубине человеческой души.
Достоевского представлять не нужно, хотя мы к нему ещё вернёмся, а вот о мастере, рисующем мир великого писателя, рассказать необходимо. Владимир Владимирович Хохлов – известный московский художник, пейзажист и портретист, изображающий родную природу, города и усадьбы, парки и монастыри… Хохлов родился в 1971 году на окраине Москвы, в Люблино. Он рано ощутил тягу к живописи, в 1991 году поступил в Московское художественное училище прикладного искусства на отделение художественного ковроткачества. Закончив его в 1996 году, художник продолжал учиться и в 2002 году получил второе художественное образование, закончив Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Как пишут искусствоведы, высокопрофессиональная подготовка в школе Ильи Глазунова повысила мастерство художника, и Хохлов почувствовал себя увереннее в самых разных жанрах живописи – от исторических картин до пейзажа. Он нашёл свою тему, свой стиль и состоялся как художник, рисующий историческую Россию с её неброскими, но очень выразительными пейзажами, узнаваемыми зданиями, улицами и улочками больших и малых городов. Сегодня, возглавляя студию «Вдохновение» и обучая искусству живописи детей и взрослых, он передаёт свой недюжинный художественный опыт молодому поколению.
Жизнь художника тесно связана с Церковью и с процессами восстановления старых храмов и росписи новых в дорогих для каждого верующего местах – в Сарове и Дивееве, Шубине и Истомине. Он участвовал в росписи восстановленного в 2003 году храма в Сарове – его украсили в русско-византийском стиле. Он помогает в расчистке фресок в Сретенском монастыре Москвы, участвует в создании иконостаса в храме Сергия Радонежского на поле Куликовом.
Но вернёмся к Достоевскому, чей мир попытался воссоздать и отразить в своих работах художник. Многие из выступающих на этой выставке говорили о привычном образе – Петербург Достоевского, город, который он так любил и который реально присутствует во многих его произведениях. Но Москва Достоевского – существует ли она? И Хохлов нам чётко показывает – не просто существует, но занимает немалое место в его творчестве и мировоззрении.
Во‑первых, Достоевский, как и Пушкин, родился в столице и до 16 лет жил в московской атмосфере, ещё сохранявшей в первой половине XIX столетия дух старой Москвы. А первые впечатления жизни – самые устойчивые. Упрощая картину, можно сказать, что Петербург, в странной, но сильной любви к которому Достоевский признавался, был во всех отношениях западническим городом, а Москва и в историческом, и в архитектурном смысле несла в себя заряд Древней Руси. Это, безусловно, оказало влияние на писателя. Сам Достоевский никогда не был западником, хотя и полным славянофилом не стал тоже. Воспоминания детства о Москве Достоевский пронёс через всю жизнь, но особенно они отразились в таких его произведениях, как «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорблённые». Во‑вторых, в ряде более зрелых произведений писателя, таких как «Подросток», Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы», некоторые герои имеют «московский» характер – эти образы родились из воспоминаний писателя о столичной жизни. В‑третьих, прототипами ряда героев стали реальные исторические лица, жившие в то время в Москве.
Присутствие «московских» психотипов и психологии в произведениях Достоевского, несомненно, обогатило художественную палитру представленного в его произведениях русского национального характера. Не потому ли сам Достоевский устами Мити Карамазова произнёс свою знаменитую фразу: «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Возвращаясь к выставке, нужно отметить, что на картинах изображены самые разные районы Москвы – усадьба Дурасова в Люблино, куда приезжал Достоевский закончить «Преступление и наказание», Сергиев Посад, наконец, известная современному человеку скорее по фильму «Место встречи изменить нельзя» легендарная Божедомка, где, кстати, во флигеле Мариинской больницы для бедных и родился Достоевский. Депутат Мосгордумы Елена Николаева, выступавшая на открытии выставки, справедливо сказала, что Божедомка – это «точка отсчёта, знаковое место для самого Достоевского; здесь он прожил 16 лет, здесь сформировался его внутренний мир, ведь для потомков он стал классиком, гениальным исследователем русской души». Она проинформировала зрителей, что в люблинской школе, носящей имя писателя, проходят международные Достоевские чтения, и на выставке представлены иллюстрации к его произведениям, выполненные участниками КЦ имени И. М. Астахова, занявшими первые места в конкурсе.
Выступавшие на выставке искусствоведы отметили, что на Западе наиболее ценится та часть наследия Достоевского, которая посвящена художественному исследованию подвалов человеческой души, темнот его подсознательной сферы, куда прежде в литературе до Достоевского редко кто заглядывал. Но там как будто забыли, что вторая часть его наследия – это как раз высоты человеческой души, то небо духа, которое, по его мнению, и является истинной родиной человека и связана с христианской культурой. Не случайно знаменитый сербский режиссёр Эмир Кустурица, приехав в Россию снимать фильм по «Преступлению и наказанию», часть действия неожиданно для всех перенёс в Краснодарский край. На вопрос, зачем он это сделал, ведь Достоевский – это прежде всего сумрачный Петербург, Кустурица парировал: «Для меня в Достоевском очень много света!»
Пожелаем, чтобы такие художники, как Владимир Владимирович Хохлов, по-новому открывали для нас великого классика, отзываясь живописью на слово, и чтобы такие выставки происходили как можно чаще и везде.
Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Источник: «НиР» № 3, 2024