• +7 (495) 911-01-26
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Праздник сибирской песни

Праздник сибирской песни

Дорога издавна манила человека, потому что, как сказал поэт, «Перемена пространства сулит обновление духа». В пути можно было многому научиться, встретить мудрых собеседников,

 услышать новые песни…

Сегодня большое значение придаётся внутреннему туризму. Его развитие – не просто благое пожелание власти, а целая государственная программа, утверждённая правительством в конце 2021 года. Особенно серьёзно шаги по реализации данной программы стали заметны в уходящем году. А среди многочисленных направлений внутреннего туризма всё больше набирает популярность этнотуризм с его музыкальным и фестивальным наполнением. И именно фестивали нередко привлекают путешественников из самых разных уголков страны. Причём популярны не только, скажем, рок-фестивали, но и фестивали фольклорные. Один из регионов, где это направление музыкального этнотуризма становится всё более заметным, – Западная Сибирь.

Этот регион славится многими достопримечательностями, но об одном достижении следует сказать особо: Западная Сибирь, и прежде всего Новосибирск, – один из всероссийских лидеров по музыкальному песенному фольклору. Все, кто любят традицию и фольклор, понимают, что Сибирь – это яркая и протяжная народная песня, и любовь к ней наших сибирских предков передалась потомкам. Казалось бы, весьма сдержанные и немного суровые сибиряки – на самом деле очень эмоциональный песенный народ. Это реальный факт, который быстро становится понятен любому, стоит только пожить здесь какое-то время.

Почему же сибиряки так любят петь? Может, потому, что здесь всегда приходилось много работать, а песня давала для этого дополнительные силы? Может, потому, что здесь весьма прохладный климат, и песня, да ещё и с танцами, согревала? Может быть, потому что песня – это проявление внутренней свободы человека, его воли, а Сибирь всегда отличалась ощущением некоей вольницы, географического простора, переходящего в ощущение избытка сил и простор внутренний?.. До революции здесь присутствовали самые разные стили фольклорного исполнения, причём сибиряки любили петь не только традиционные сельские песни, но и песни, положенные на стихи русских классиков, тех же Пушкина и Лермонтова, – по-своему, в народной манере.

Любовь к песне не умерла и в наши дни, её не вытеснили ни рок, ни попса. В Новосибирске на протяжении последних десятилетий проходят сотни очень ярких фольклорных фестивалей. Началось всё с легендарного слепого баяниста-самородка Ивана Маланина (1897–1969), который с пяти лет выучился перебирать лады, стал победителем многих региональных и всероссийских конкурсов, а во время войны выступал в госпиталях, выезжал на фронт, вёл на новосибирском радио передачу «Огонь по врагу!» с участием эвакуированного в Новосибирск Ленинградского академического театра имени А. С. Пушкина, где под звуки маланинского баяна пелись искромётные частушки. Маланина считали своим учителем другие легендарные новосибирские народные музыканты – братья Геннадий (гармошка) и Александр (балалайка) Заволокины, создавшие на всероссийском телевидении передачу «Играй, гармонь любимая!». Братья Заволокины провели на сибирской земле десятки фестивалей, на которых побывали тысячи людей со всей России.

Параллельно с этим набирал силу песенный фольклор. Композитор и фольклорист Вячеслав Асанов создал небольшой фольклорный коллектив, который за многие годы разросся и «распочковался», образовав целый ряд других фольклорных ансамблей. Его невероятная активность побудила местные власти к созданию «Областного центра русского фольклора и этнографии», цель которого – содействие и поддержка традиционной культуры области, где ещё сохранились живые носители фольклорных традиций. Большую роль в регионе играет центр русского боевого искусства «Русский щит» Дмитрия Семёнова, который занимается изучением и распространением народных игр и русских боевых искусств (как говорят в Сибири его последователи: «не одним же каратэ заниматься русскому человеку»). Этот центр много лет ежегодно в сентябре проводит фестиваль традиционной народной и воинской культуры с боевым названием, отвечающим нашему грозному времени, – «Где стоишь – там и поле Куликово», на который съезжается немало людей из соседних областей, а иногда и из более далёких мест.

Дети обожают народные игры, молодёжь с удовольствием принимает участие в мастер-классах по рукопашному бою, взрослые наблюдают за «кулачками», танцами и изучают ряды с продукцией народных ремёсел, причём количество желающих не только посмотреть, но и самим поучаствовать в каких-то весёлых мероприятиях, с каждым годом становится всё больше.

Уже больше 40 лет в новосибирском Академгородке проходит фестиваль Оксаны Выхристюк «Русские традиции», пропагандирующий традиционную культуру Сибири. За прошедшие годы здесь на берегах Обского моря побывали коллективы Сибири и России, ближнего и дальнего зарубежья – Болгарии, Армении, Польши, США, Латвии, Литвы, Эстонии.

Но вершиной международного признания поющей и играющей на гармони Сибири стал Международный Маланинский конкурс-фестиваль, проходивший в течение многих лет в Новосибирске с 1987 года, а затем вырвавшийся на европейские просторы. Этот конкурсфестиваль – детище замечательного народного музыканта, педагога-гармониста Николая Андреевича Примерова (12 декабря 2023 года указом президента РФ В. В. Путина ему присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»). Он не похож ни на один из фестивалей подобного направления, проходивших в эти годы в России. Вот что рассказывает о конкурсе-фестивале (с половины срока его существования – председатель жюри и сопредседатель Оргкомитета) доктор культурологии, профессор Юрий Григорьевич Марченко: «Обычный конкурс длится один-два дня: комиссии прослушали солистов, ансамбли, удачникам раздали награды, и все разъехались по домам. Международный Маланинский конкурс-фестиваль действует целую неделю. В жюри доценты и профессора музыкальных вузов, заслуженные артисты и деятели искусств.

На Международный Маланинский конкурс-фестиваль съезжались до полутора тысяч участников от Португалии и Шотландии до нашей Камчатки, от Архангельска до довоенной Украины. Возрастной диапазон участников самый широкий – от дошкольников до 80‑летних музыкантов и старше. По музыкально-художественному уровню также большое различие: самоучки, “безнотники”, “слухачи”, учёные, музыканты от начальных классов ДМШ и ДШИ до студентов и профессуры профессиональных музыкальных учебных учреждений.

Маститые исполнители часто хотят подтвердить свои былые достижения, идут на сцену из жюри. Каждый конкурс-фестиваль открывается и закрывается Большими концертами. А в течение недели в Новосибирске и Новосибирской области устраиваются до 100–120 благотворительных и несколько авторских концертов, проходят жанровые мастер-классы, интервью, заключительная научно-практическая конференция. Перед концертами пространство новосибирского Дворца культуры железнодорожников упруго вибрирует от массовых плясок, частушек, весело и изобретательно проходят своеобразные вечёрки, некогда распространённые и любимые в народе в пору отдыха от тяжких трудов. В пляс пускаются не только дедушки и бабушки, пожившие на свете люди, но и их “джинсовые” внуки-правнуки, внучки-правнучки. Просыпается чистая, светлая генетическая память, заглушённая было, задавленная вездесущими одуряющими роком и попсой».

Юрий Григорьевич Марченко и его сподвижник Николай Андреевич Примеров, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, академик Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), сумели придать Маланинскому конкурсу-фестивалю международное звучание, превратить региональный проект во всероссийский, а всероссийский – в международный.

Из недр Международного Маланинского конкурса-фестиваля родился культурно-политический, музыкально-просветительский проект «Дети – миссия мира», а после него – тематически расширенный и более совершенный проект «Мир через культуру. Пути народной дипломатии». Более десяти лет проекты успешно осуществлялись в 25 странах Европы. Всюду российским музыкантам, а в последнее время ещё и студентам Новосибирской государственной академии архитектуры, дизайна и искусств, оказывался самый тёплый приём. Российские музыканты, певцы выступали в самых разнообразных залах, в мэриях и магистратах, на улицах и площадях. Был случай – и в европейском Институте демократии и сотрудничества (Париж), возглавляемом государственным, общественным и политическим деятелем, православным идеологом, доктором исторических наук Наталией Алексеевной Нарочницкой. Нашим музыкантам оказывался восторженный приём в Венском центре ООН, а руководителей проекта Н. А. Примерова и Ю. Г. Марченко приглашали в качестве членов жюри европейских народно-музыкальных конкурсов.

Сами проекты были примером народной дипломатии и «мягкой силы». Они предполагали опору на европейских традиционалистов, которые понимают ценность традиционного народного искусства как особого языка, позволяющего договориться между собой нашим цивилизациям.

Вот что пишет Ю. Г. Марченко о реакции европейских властей, но главным образом – общества и народов тех стран, где всё это происходило: «Наши парни и девушки разожгли интерес у европейских сверстников к своей традиционной музыке, к старинным народным музыкальным инструментам. Они отыскивали инструменты, восстанавливали, учились играть на них, собирали репертуар. Приезжали потом на Международный Маланинский конкурс-фестиваль.

О российско-европейском проекте написана красочно иллюстрированная книга¤. Самыми яркими, идейно-возвышенными событиями проекта были торжества 8 и 9 мая 2015 года в Венском центре ООН и у памятника Русскому солдату-освободителю на площади Шварценбергплатц. Праздновали четыре 70‑летия: окончания Второй мировой войны в Европе, победы русского народа в ней, освобождения Вены Красной армией, образования Австрийской Республики. Российская творческая группа была включена в число участников Торжественного приёма в Венском центре ООН, а её руководителям предложили выступить с речами.

9 мая после речи посла России в Австрии С. Ю. Нечаева у памятника Русскому солдату-освободителю громко прозвучало неожиданное (несогласованное): “К микрофону приглашается профессор, доктор культурологии, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Юрий Григорьевич Марченко”, следом говорили ветераны. Аудитория огромная – 12–13 тысяч человек. Потом загремели оркестры, запели хоры, ансамбли, солисты, грянули в плясовой звонкие, заливистые кубанская и сибирские гармони!

Продолжительное торжество с прохождением Бессмертного полка в честь и память погибших и здравствующих участников самой кровавой в истории войны завершилось общим пением: русские начали, австрийцы и посланцы других стран подхватили широко известный “Майский вальс” (слова М. Ясеня, музыка И. Лученка). Аккомпанировали и сами пели наши гармонисты».

Вышеописанное говорит о силе Сибири, о невероятной творческой мощи сибиряков и российского народа, который способен донести красоту русской музыки и песни до сознания других народов. России было бы неплохо иметь за рубежом союзников среди простых граждан, любящих и поддерживающих русскую традиционную культуру. Жаль, что международное осуществление данного проекта было свёрнуто по политическим мотивам.

Маланинский фестиваль, проходящий в Новосибирске уже 36 лет, ещё интересен тем, что в нём участвуют представители всех поколений. В его рамках проводятся благотворительные марафоны «Гармонь – молодым!», «Гармонь – детям!», на которых взрослые безвозмездно передают ребятам музыкальные инструменты, проводят до ста концертов для школьников, детей-сирот, инвалидов, ветеранов. Следует сказать, что Ю. Г. Марченко и Н. А. Примеров пишут об этом статьи и книги. Самая значительная из них – книга-памятник «Народно-музыкальная Россия в начале XXI века», вышедшая в 2021 году. Мы расскажем об идеях, обозначенных в ней, в следующих номерах.

На самой сибирской земле фестивали, песни и ярмарки продолжаются, и на них съезжаются люди со всей страны. Наш журнал уже писал о прошедшем в Новосибирске в 2022 году Форуме «Живая традиция в Сибири». Этот Форум стал ключевым событием в культурной жизни региона в Год культурного наследия народов России. Без всякой рекламы публика заполнила Большой концертный зал Новосибирской филармонии имени А. М. Каца, а это более 1000 человек, пришедших послушать фольклорные ансамбли из многих регионов России, посетить выставку-ярмарку народных ремёсел и народного костюма, принять участие в народных играх и состязаниях. Программа Форума, ставящего задачу вернуть русскую песню в город и в каждый дом, – это творческие лаборатории по изучению фольклорно-этнографического материала российской глубинки, встречи с единомышленниками, приобщение к «живой культуре», словом, всё, что является частью бытия современного города, в котором есть всё, но песни не хватает. На такие события приезжают любители из различных регионов страны. Так русская песня становится одним из главных магнитов Сибири.

Конечно, подобные мероприятия далеко не использовали весь свой фестивально-туристический потенциал. Многие попросту не знают, что такие мероприятия проходят в каком-то городе, может быть, находящемся не так далеко от их дома. Если бы о них писала пресса и давалась подробная информация в раскрученных СМИ, их успех был бы ещё значительнее.

Будем надеяться, что настанут всё-таки времена, когда русская песня займёт своё истинное – центральное – место в культурной политике страны, и за возможностью послушать её вживую люди с радостью будут ездить из одного региона страны в другой.

Дмитрий АРМЕНСКИЙ

Источник: «НиР» № 1, 2024


© 2025 Наука и религия | Создание сайта – UPix