Россия изначально была страной труда, и всякий труд на Руси был окружён почётом, но сегодня, когда развлечения стали превалировать над созиданием,
возник вопрос о том, чем занимается искусство, какого человека оно прославляет. Неужели бездельника и законченного эгоиста?..
Когда человек труда «вышел из моды», искусство, в том числе и изобразительное, освоило ценности «гламура» – то есть безграничного не производства, а потребления благ. Человек, созидающий материальные ценности, – рабочий, строитель, инженер, конструктор, технолог – как объект искусства попросту «выпал из обоймы». Сама постановка вопроса об их изображении в положительном, а не «чернушно-алкогольном» и социально-тупиковом, ключе вызывала у художников и критиков удивление: «Какой рабочий? Это же неэстетично! Зачем – “труд”? Это же “совок”!»
Но сегодня ситуация меняется. Возвращается мода на соцреализм в искусстве в целом и особенно – в живописи. Рабочие и инженерные специальности становятся модными, а о труде физическом и интеллектуальном всё чаще говорят как о безусловной ценности, и сами заводы, думающие о привлечении людей рабочих специальностей, начинают формировать запросы на художественные фестивали, где эти эстетические и практические запросы эпохи находили бы своё отражение.
Председатель Совета директоров крупнейшего российского завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин рассказывает: «Мы, промышленники, каждый день работаем, чтобы сделать нашу державу сильнее. К сожалению, было мало живописи про человека труда, и решили эту несправедливость исправить, организовав творческий фестиваль. Мы рады, что получили поддержку от художников. Сейчас уже созданы тысячи картин, несущих позитивную эстетику, и посещены десятки предприятий. Надеюсь, количество работ, прославляющих красоту повседневного труда, будет увеличиваться. А мы со своей стороны и дальше будем поддерживать творческих людей». Так возник арт-проект под узнаваемым названием «Время, вперёд!», в котором слышны отзвуки знаменитой свиридовской сюиты.
Тема в самом деле становится всё более востребована обществом. В последние годы в Новой Третьяковке неоднократно проводились выставки, посвящённые индустриальному искусству XX века – фактически, уже классике отечественной живописи. То, чем жили люди советского периода: покорение космоса, освоение целины, строительство БАМа, возведение новых городов – не может оставить зрителя равнодушным, эта живая, радостная энергия заражает оптимизмом, даёт новый творческий импульс. И чем больше таких выставок, тем выше интерес к современному видению, свежему взгляду на романтику труда не только у зрителей, но и у художников. Это заметно и по статистике фестиваля «Время, вперёд!»: если в первый год его существования на суд жюри представили 650 работ (что, конечно, немало), то во второй – уже 1000. И объяснение этому довольно простое: идейное искусство – здоровая альтернатива абсурду и гламуру, которыми мы плотно, до удушья, окружены в последние десятилетия.
Устроители фестиваля ставят перед собой амбициозную цель – восславить человека труда и уже в XXI столетии развить стиль, победоносно шествовавший в течение более чем семидесяти лет по одной шестой части света, сделать самоощущение работающего человека оптимистичным, светлым и радостным, придать ему импульс к рождению новых форм инженерно-конструкторской и дизайнерской мысли. Идеолог фестиваля Константин Бабкин рассказывает: «Арт-фестивалем “Время, вперёд!” мы пытаемся отдать должное “человеку труда”, который на сегодняшний день вышел на периферию. В современном дискурсе его нет». А человек труда, в его понимании, – это тот, кто делает мир лучше и приносит пользу обществу. То есть это не только рабочие, но и врачи, инженеры, швеи, врачи, дворники… Все, кто честно трудится ради всеобщего блага. На этом же строится и профессиональная философия Константина Бабкина: «Производство и бизнес для меня – это не только про деньги и тонны металла, это про улучшение ситуации вокруг», – говорит он.
При этом организаторы конкурса отмечают, что изначально не ставили перед собой цель «попасть в тренды», завоевать популярность. Задача была – показать значимость созидательного труда и получить отклик общества на такой род искусства. «Идея была понята и принята – и это важнее всего», – говорит куратор конкурса Елизавета Баранова.
Ещё одна задача фестиваля, по замыслу его создателей, – запечатлеть наше настоящее, создать «слепок эпохи», который смог бы многое рассказать о нашей цивилизации будущим поколениям. «Мы мечтаем, чтобы современные художники и их творчество прославляли население России, их труд и стремление к развитию и созиданию. Показать людей труда очень важно, потому что по этим картинам потомки будут судить о сегодняшнем времени. Мы оставим отпечаток нашего времени в будущем», – убеждён Константин Бабкин.
Не нужно думать, что индустриальная культура – плод одного лишь социалистического реализма, скорее напротив, ведь советский индустриальный реализм представлял собой только одну – социалистическую – ветвь мировой индустриальной культуры, которая на Западе, точно так же, как у нас, включала в себя живопись, быстро освоившую полуабстрактные и полностью абстрактные формы, музыку (стиль industrial известен с конца 1970‑х годов), кино, фотографию и, разумеется, совершенно особенную архитектуру и словесность. Иным было в индустриальной культуре Запада лишь настроение – пессимистическое, сожалеющее об утрате человеком своего исконного места творца реальности среди той, что создана за него другими людьми и нуждами производства…
Индустриальная культура России на новом витке развития может выступить в качестве своеобразного синтеза оптимистических и меланхолических настроений Запада и Востока: на фестивале представлены самые разные художники, чьи полотна не сводятся к буквальному копированию соцреалистического наследия – нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Отвечая на вопрос одного из художников о том, что делать, если у него не реалистический, а абстрактный язык, Константин Бабкин ответил: «Не знаю, каков именно ваш язык живописи, но если он прославляет человека труда, созидательный труд, пожалуйста, присылайте – мы с удовольствием будем смотреть ваши работы».
Тем самым фестиваль приветствует новые формы и виды изобразительного искусства. Введена новая номинация – «Цифровой плакат», в рамках которой принимаются digital-работы, созданные с применением современных технологий.
Цель, которую организаторы ставят перед Фестивалем, – через творчество вернуть в искусство и общество идеи развития и созидания, показать, что аграрный и индустриальный секторы в нашей стране активно развиваются, что её производственный потенциал велик.
Многие участники конкурса создают свои работы «с натуры», посещая действующие заводы и фермерские хозяйства в рамках специальных выездных пленэров (их организуют сами устроители фестиваля, чтобы художники смогли увидеть работу предприятия изнутри).
В 2021 году помимо общего отбора работ проводился также творческий конкурс на разработку эскиза скульптурного барельефа для фасада здания нового тракторного производства «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону. По замыслу Константина Бабкина, барельеф должен вдохновлять рабочих на каждодневный созидательный труд.
Лучшие работы – участники фестиваля – после отбора жюри выставляются в Новой Третьяковке, там же выбирают победителей, которые получают значительные денежные призы.
Устроители фестиваля планируют в дальнейшем демонстрировать работы участников и в других городах, а также использовать современные технологии, создавая виртуальные выставки. Так с проектом смогут познакомиться все желающие.
Журнал «Наука и Религия» полагает своим долгом поддерживать новые перспективные начинания. Поэтому в этом номере мы даём общую панораму конкурса, а в дальнейшем сосредоточимся на тех художниках, чьё творчество произвело впечатление и на конкурсное жюри, и на самих нас.
Дмитрий АРМЕНСКИЙ
Источник: «НиР» № 10, 2023
На фото: Сталь и пламя. Александр Долосов, 2019